биология 8 класс конспект по всем темам

На какую тему нужен конспект?

Кому пригодятся конспекты уроков по различным предметам?

Актуальные и практичные в применении конспекты для классных записей, приведенные на указанной выше площадке, будут полезны:

такой же живой организм, как и все другие обитатели Земли. Это давно доказано наукой. Тело человека состоит из клеток и в нём происходят процессы обмена веществ. Человек растёт, развивается, оставляет потомство.

Очевидно, что человек имеет большое сходство с животными. Приведём некоторые общие признаки человека и представителей животного мира.

Эти и другие качества позволяют сделать вывод о том, что человек является представителем

Но некоторые особенности человека невозможно объяснить с точки зрения биологии. В отличие от животных многие качества человека могут формироваться только при его взаимодействии с другими людьми. Трудовые навыки, речь, мышление, сознание — это то, что присуще только человеку. Охарактеризуем социальные особенности человека.

Развитие человека определяется и биологическими и социальными закономерностями.

Человек — биосоциальное существо.

Систематическое положение человека

Все живые тела состоят из отдельных молекул, которые организуются в клетки, клетки – в ткани, ткани – в органы, органы – в системы органов. А они в совокупности образуют целостный организм.

Снаружи тело человека покрыто кожей. Кости и мышцы, расположенные под кожей, образуют опорно-двигательную систему.

Внутри тела находятся две полости – брюшная и грудная, которые разделены перегородкой – мышечной диафрагмой. В полостях располагаются внутренние органы.

В грудной полости находятся лёгкие, сердце, сосуды, дыхательные пути и пищевод.

В брюшной полости слева (под диафрагмой) находится желудок, справа – печень с желчным пузырём. Ниже – кишечник, поджелудочная железа и селезёнка.

Многие органы в брюшной полости прикрыты тонкой плёнкой – брюшиной.

Около позвоночника в области поясницы расположены почки, от которых отходят мочеточники, ведущие в мочевой пузырь с мочеиспускательным каналом.

На голове расположены органы зрения, обоняния, вкуса, равновесия. Внутри черепной коробки находится черепная полость. В ней располагается головной мозг, а в начале позвоночника – спинной мозг. Они соединяются через затылочное отверстие черепа.

Анатомически обособленные части тела, имеющие чёткую структуру и выполняющие определённые функции, называют органами. Каждый орган имеет свою, только ему присущую форму и занимают определённое место в организме.

Органы, выполняющие общие физиологические функции, объединяются в систему органов. У человека те же системы органов, что и у других млекопитающих.

Регуляторные системы: нервная, эндокринная и иммунная, так как они обеспечивают согласованную работу всех других систем, которые относятся к группе вегетативных.

Ещё есть системы: опорно-двигательная, крови, кровообращения, дыхания, выделения, пищеварения, половая.

Иногда в качестве особых систем выделяют лимфатическую систему и систему покровов (кожу).

Ткани представляют собой совокупность клеток и межклеточного вещества. Каждая ткань выполняет строго определённую функцию. Строение тканей и их выполняемые ими функции взаимосвязаны. Поэтому ткани отличаются высокой специфичностью.

— это группа клеток и межклеточного вещества, которые имеют общее происхождение и развитие, сходное строение и выполняют в организме определённую функцию.

В организме человека выделяют следующие виды тканей:


БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС КОНСПЕКТ ПО ВСЕМ ТЕМАМ

Рис.

. Виды тканей

состоит из плотно прижатых клеток (межклеточного вещества мало), которые выполняют барьерную, защитную и секреторную функции. Она образует покровы тела, слизистые оболочки, железы.

В хорошо развито межклеточные вещество. Оно представлено волокнами, жидкостями, костными пластинками и т. д.

Эти особенности строения позволяют соединительной ткани выполнять опорную (кости, хрящи, сухожилия), защитную (подкожный жир), питательную (кровь, лимфа) функции.

выполняют сокращение сердечной и скелетных мышц, внутренних органов, изменение просвета кровеносных сосудов.

В зависимости от особенностей местонахождения и выполняемых функций мышечная ткань бывает:

Более интенсивная работа сердечной и скелетных мышц обусловила особенности строения поперечно-полосатой ткани в отличие от гладкой.

Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из развитых многоядерных мышечных волокон. Гладкая ткань образована короткими одноядерными мышечными волокнами.

состоит из нейронов и нейроглии.

Она обеспечивает передачу возбуждения от нервных окончаний (рецепторов) к центральной нервной системе, а от неё к органу. Это возможно благодаря особому строению нейронов. Нейрон имеет тело, длинный отросток (аксон) и короткие отростки (дендриты).

Нервная ткань расположена в головном и спинном мозге, нервных узлах, нервных волокнах.

Белоусова Ирина Ивановна, учитель биологии,

МБОУ «Светлинская СОШ»

п. Светлый Сакмарского района.

Учебник «Биология. Человек»  Н. И. Сонин, 2011

Органы. Системы органов. Лр№2 Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы –

Место урока в системе уроков по теме – 3 урок

Сформировать у учащихся понятия о органах и системах органов человека.

определить сущность понятий «система органов», «организм»;

-выяснить функции основных физиологических систем и органов, их образующих;

– развивать умения: самостоятельно работать с учебником и другими источниками знаний, извлекая из них нужную информацию;

-развивать умения рассуждать, сравнивать, обобщать;

-развивать умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.

-воспитывать стремление к познанию, общей культуре;

-воспитывать валеологические  аспекты в отношении самого себя.

– сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ.

распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека;

-выявлять приспособления организма человека к среде обитания,

-сравнивать биологические объекты органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Техническое обеспечение урока:

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

(возможны ссылки на интернет-ресурсы)

«Биология. Человек», рисунки учебника,  компьютер, проектор, презентация (приложение), инструктаж по проведению лабораторной работы (приложение)

1. Биология.8 класс: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Человек» / авт.-сост. Т. В. Козачек.- Волгоград: Учитель.2013.

Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления.  СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2008. – 134 с

Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., Просвещение, 2004.

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии: методическое пособие / В. Н. Мишакова.- Оренбург: ГБУ РЦРО-2013.

5. Современный урок биологии: проектирование и анализ: методическое пособие / В. Н. Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО-2013.

-Проверка наличия учащихся;

-Психологический настрой(слайд 2)

Ребята, вам необходимо закончить предложение:

1) Что такое ткань?

(Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединительных между собой межклеточным веществом.)

2) Какие выделяют группы тканей?

(Эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.)

3) Чем образована эпителиальная ткань?

(Эпителиальная ткань образована плотно прилегающими друг к другу клетками, которые расположены в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо.)

4) Какие особенности характерны для эпителиальной ткани?

(Клетки плотно прилегают к друг к другу; межклеточное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро замещаются новыми.)

5) Назовите виды соединительной ткани.

(Костная, хрящевая, жировая, кровь.)

6) Что такое межклеточное вещество?

(Межклеточное вещество – это вещество, заполняющее промежутки между  клетками, объединяющее клетки в единое целое, обеспечивающее клеткам опору, защиту, питание, дыхание и выделительную функцию.)

7) Какие особенности характерны для гладкой мышечной ткани?

(Гладкая мышечная ткань образована небольшими по размерам  веретенообразными одноядерными мышечными клетками. Сокращение гладких мышц происходит автоматическими, то есть помимо нашей воли.)

8) Какие особенности строения отличают поперечно-полосатую мышечную ткань от сердечной?

(Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из многих ядерных мышечных волокон (видоизмененных мышечных клеток), а сердечная мышечная ткань образована клетками, имеющими 1-2 ядра. Клетки сердечной мышечной ткани сложно переплетены и в отличие от поперечно-полосатой мышечной ткани сокращаются не отдельными пучками, а сразу всей сердечной мышцей, сначала у предсердий, а затем у желудочков.)

9) Что такое нейрон?

(Нейроны- это основные нервные клетки.)

10) Как устроен нейрон?

(Нейрон имеет тело, отростки и нервные окончания. Отростки бывают двух типов: короткие разветвленные – дендриты; длинный – аксон.)

11. Каковы функции нейроглии?

Нейроглия выполняет опорную, защитную и питательную функции.)

Сформулируйте тему урока, используя слова: системы, органы, органов.(слайд 4)

Тема: Органы. Системы органов. (слайд 5)

-Какие цели на уроке нам необходимо достичь?

Обучающиеся предлагают варианты.

Предполагаемый ответ обучающихся (слайд 6)

-вспомним строение организма;

-узнаем, что такое органы и системы органов человека;

-будем учиться устанавливать связь между их строением и работой органов и систем органов.

IV.  Изучение нового материала

Прочесть текст учебника (стр 39-43 ) используя приём «Инсерт» (метод активного чтения).

На полях сделайте маркировку:

«V» – известная информация;

«-» –противоречит моим первоначальным представлением;

«?» – непонятная информация;

«+» –новая информация;

«!» – интересно.

Совместный разбор информации с использованием маркировки.

1.  Заполнить таблицу «Система органов»

Совместная проверка заполнения таблицы с использованием слайдов презентации

Знакомство с аппаратами: Опорно-двигательный, эндокринный (слайд 17)

Лабораторная работа №2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека (с использованием: приложения 2,  слайдов  19-23 презентации)

VI. Домашнее задание

– Гормон роста;

– Сахарное равновесие в крови;

– Гормон активных действий;

– Щитовидная железа и ее гормоны.

Составьте синквейн по изученной теме.

– это пятистрочная строфа. За основу возьмите какой либо орган человека.

11 класс

Конспектирование — удобная и эффективная, с точки зрения организации и проверки процесса освоения знаний, форма работы. Она позволяет существенно упростить и ускорить процесс систематизации и запоминания даже больших объемов информации. Именно на конспектировании, как основе, строится послешкольный образовательный процесс — в колледжах, ВУЗах и техникумах. Поэтому эта технология, освоенная еще в школьный период, позволит быстрее адаптироваться к особенностям преподавания, с которыми подросток столкнется впоследствии. Удобные и понятные конспекты уроков по всем предметам позволят в кратчайшие сроки повторить всю необходимую информацию перед проверочной, контрольной, коллоквиумом, экзаменом и пр. Если повторение по учебникам и практикумам заняло бы дни, недели, то законспектированный материал позволит сделать это за считанные часы. Но только в том случае, если оно выполнено грамотно и профессионально. Научиться составлять собственные материалы-конспекты возможно, а в качестве образца многие эксперты и педагоги рекомендуют готовые, представленные на платформе Еуроки.

Есть ли толк от готовых конспектов по различным предметам?

Полезные материалы площадки оценили многие, но не все. Например, некоторые родители и школьные педагоги с предубеждением относятся к различным платформам. Возможно, их точка зрения изменится, если они оценят все те преимущества, которыми располагает краткая запись параграфов учебника по школьным дисциплинам:

Еще одно важное преимущество, которое отмечают практически все пользователи, в том числе — педагоги и эксперты. Занимаясь по готовым законспектированным материалам, школьники постепенно обретают и закрепляют навыки самостоятельного грамотного конспектирования. Главное, чтобы эта работа велась системно и регулярно. И тогда уже в школе столь ценное умение, которое обязательно пригодится впоследствии, будет приобретено и отработано. Это актуально, полезно и выгодно для семейного бюджета.

Про урокцифры:  УЧИТЕЛЬ ГОДА НУЖИНОЙ Т С НА КОНКУРС УЧИТЕЛЬ ГОДА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *