более 3 миллионов школьников приняли участие в квантовом уроке цифры

Международный Урок цифры в Минске

В рамках международного форума ТИБО-2023 в Минске (Республика Беларусь) прошел первый международный Урок цифры по теме квантовых технологий, организованный Госкорпорацией Росатом при поддержке Российского квантового центра и АНО Цифровая экономика.

Это первое мероприятие в рамках проекта, которое прошло за рубежом. Его участниками стали более 250 школьников Минска и Минской области.

Участие школьников

Всероссийский образовательный проект Урок цифры ежегодно проводится АНО Цифровая экономика совместно с Минпросвещения России, Минцифры России в партнерстве с ведущими российскими технологическими компаниями в целях ранней профориентации школьников в ИТ, а также в поддержку федерального проекта Кадры для цифровой экономики национальной программы Цифровая экономика Российской Федерации.

Тема квантовых технологий

Урок цифры в столице Беларуси провел молодой российский ученый, руководитель проекта QLU Российского квантового центра Максим Острась. Он рассказал школьникам о квантовой физике, ее роли в мировых технологических процессах, а также о программах передовых технологических государств, направленных на создание квантового компьютера.

Развитие проекта

АНО Цифровая экономика активно развивает проект Урок цифры, привлекая учредителей и партнеров. Отрадно, что Урок цифры выходит на новый – международный – уровень и ребята за рубежом, в братской республике Беларусь, смогут прикоснуться к технологиям и больше узнать о мире цифры, – отмечает руководитель проектов АНО Цифровая экономика Ольга Франчук.

Федеральный проект в России

Ранее в Москве с подключением российских регионов прошел федеральный Урок цифры по теме Город будущего: как квантовые технологии меняют нашу жизнь. До 30 апреля Урок проходит в школах субъектов Российской Федерации. В рамках урока школьники узнают, как квантовые технологии меняют нашу окружающую жизнь.

Участие школьников в России

На сегодняшний день в России в квантовом Уроке цифры приняли участие более 2,5 миллионов школьников. 3 миллиона 120 тысяч российских школьников приняли участие в Уроке цифры по теме квантовых технологий, организованном Госкорпорацией Росатом при поддержке Российского квантового центра.

Про урокцифры:  UROVA RU

Урок Город будущего: как квантовые технологии меняют нашу жизнь

Урок проводился с 5 по 30 апреля и стал одним из самых популярных на цифровой платформе проекта за все время его существования.

Популярность урока

Новый „Урок цифры“ показал, насколько ребятам интересны квантовые технологии. Знакомство с такой сложной темой в игровой форме помогает школьникам помечтать о будущей профессии и стать ближе к участию в новых исследованиях и открытиях, — сказала директор Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры России Татьяна Трубникова.

Мы достигли цели — привлекли внимание более трех миллионов молодых людей к теме квантовых технологий, которые уже в ближайшем будущем изменят нашу жизнь. Интерес подрастающего поколения к Уроку и есть тот самый эффект, которого мы добивались. Надеюсь, что в скором времени мы увидим всплеск интереса к квантовой физике и новые лица в исследовательских лабораториях по всей стране, — отметил Сооснователь Российского квантового центра Руслан Юнусов.

Цель проекта

Всероссийский образовательный проект Урок цифры проводится в целях ранней профориентации школьников в области информационных технологий по инициативе АНО Цифровая экономика, Министерства просвещения РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России в партнерстве компаниями-лидерами цифровой трансформации.

Участие в проекте

Очные уроки цифры прошли более, чем в 50 регионах России, в том числе и с участием ведущих ученых Российского квантового центра и Госкорпорации Росатом, а еще впервые за всю историю существования проекта открытый урок цифры прошел за рубежом — в Минске, Республика Беларусь.

Роль Росатома

Урок цифры по факту стал одним из самых массовых инструментов просвещения школьников в области квантовых технологий. Пытливость, которая в ходе урока зарождается в детях энергией молодых исследователей, в будущем приведет их в научные центры и технологические компании, которым предстоит укреплять суверенитет нашей страны. Росатом исторически связан с созданием передовых научно-технических школ, и мы рассчитываем, что системная просветительская работа в области квантовой физики и квантовых технологий станет важным шагом к кадровому обеспечению отечественной квантовой индустрии, — отметил Руководитель образовательных проектов СП Квант (Росатом) Борис Вербенко.

Квантовые технологии в борьбе за успех

Квантовые технологии — на передовой в борьбе за достижения нашей глобальной цели: импортонезависимость и технологическое лидерство. Несмотря сложность темы, этот Урок цифры „про кванты“ получился масштабным, ярким, запоминающимся. Отдельная благодарность — коллегам из Росатома за их вовлеченность, вместе нам удалось создать качественный продукт, которым можно гордиться.

В результате миллионы школьников узнали про передовые технологии, искренне заинтересовались „квантами“ и в будущем смогут осознанно развивать свои профессиональные скиллы в этом направлении. Наша организация выполняет функции проектного офиса по 6 ДК ВТН, в том числе — по направлениям „Квантовые вычисления“ и „Квантовые коммуникации. Уверен, работа со школьниками, будущими профессионалами — важная составляющая, без которой невозможно развитие отрасли, — отметил Генеральный директор АНО Цифровая экономика Сергей Плуготаренко.

Реализация проекта с 2018 года

Проект с 2018 года реализуется Минпросвещения России, Минцифры России и АНО Цифровая экономика в партнёрстве с ведущими российскими технологическими компаниями в поддержку федерального проекта Кадры для цифровой экономики. Это часть национального проекта Цифровая экономика.

Федеральный Урок цифры

Ранее в Москве с подключением российских регионов прошел федеральный Урок цифры по теме Город будущего: как квантовые технологии меняют нашу жизнь. До 30 апреля Урок проходит в школах субъектов Российской Федерации.

Госкорпорация Росатом

Госкорпорация Росатом — глобальный технологический холдинг, объединяющий активы в энергетике, машиностроении, строительстве. Включает в себя более 350 предприятий и организаций, в которых работает 290 тыс. человек. В рамках единой цифровой стратегии участвует в цифровизации РФ, ведет разработку цифровых продуктов для промышленности, развивает сквозные цифровые технологии и внутреннюю цифровизацию, а также цифровые компетенции и культуру.

Системно реализует научно-образовательные и просветительские проекты в области квантовых технологий. Ежегодно участвует во всероссийском Уроке Цифры по квантовой тематике, организует работу научных школ по квантовой физике (Из XIX в XXI век. Парадоксы классической физики и их последствия, онлайн-школа КванТинс), научные конкурсы (Большие вызовы) и стажировки (с организацией-партнером РКЦ).

В сфере высшего образования взаимодействует с университетами по развитию программ подготовки специалистов по квантовым направлениям. Является инициатором интеграции квантовых компетенций в конкурсы профессионального мастерства ATOMSKILLS, DIDGITALSKILLS, HITECH и другие.

В целях развития научно-образовательных проектов по квантовой тематике сотрудничает с научно-исследовательскими центрами, а также консорциумом ведущих российских организаций в сфере разработки квантовых технологий Национальная квантовая лаборатория.

Российский Квантовый Центр

Российский квантовый центр (РКЦ) — научно-технологический центр уникального для России формата, за короткое время занявший лидирующие позиции в своей области научных исследований, а также в разработке высокотехнологичных коммерческих продуктов на основе квантовых технологий.

Команда исследователей РКЦ насчитывает более 500 ученых, включая ведущих российских и мировых специалистов. За 12 лет существования РКЦ сформировал 19 научных групп и проектов, 8 технологических стартапов, построил 17 лабораторий, организовал шесть больших международных конференций и провел 5 научных школ.

Именно РКЦ в 2018 году первым в мире запустил квантовый блокчейн, а в 2021 представил первый отечественный ионный квантовый компьютер на кудитах.

АНО Цифровая экономика

АНО Цифровая экономика — главная платформа взаимодействия бизнеса и государства по развитию цифровой экономики в России.

Деятельность организации

Деятельность АНО Цифровая экономика сфокусирована на направлениях, отвечающих текущим задачам развития высокотехнологичных секторов экономики Российской Федерации. Основные направления включают в себя:

  • Аналитика и исследования
  • Экосистема поддержки развития бизнеса
  • Кадровое обеспечение
  • Продвижение технологий и решений
  • Регуляторный хаб
  • Национальная платформа поддержки цифровой трансформации

Деятельность и цели

АНО Цифровая экономика сфокусирована на тех направлениях, которые отвечают глобальным целям и задачам, а также трендам цифровой экономики. Организация стремится способствовать построению эффективного диалога между государством и бизнесом. Основные цели и их результаты откликаются ключевым потребностям рынка, усиливая цифровой контур России.

Учредители

В состав учредителей организации входят крупнейшие компании цифрового контура Российской Федерации. На базе АНО Цифровая экономика реализуются аналитические исследования цифровой экономики, проводятся профильные мероприятия, разрабатываются отраслевые позиции.

Инновации в образовании

В этом учебном году ребята со всей страны и за ее пределами познакомились с новыми ИТ-профессиями и цифровыми технологиями. А педагоги, благодаря подробному и понятному контенту, могли легко интегрировать учебные материалы в школьную программу и дополнять ее в случае необходимости, ведь тренажеры и методические пособия доступны в любое время на сайте.

Традиционно партнерами проекта выступили крупнейшие отечественные технологические компании, среди которых Яндекс, 1С, VK, Благотворительный Фонд Сбербанка «Вклад в будущее», Росатом, «Лаборатория Касперского». Цифровой контент проекта был посвящен таким тематикам, как видеотехнологии, мобильные угрозы, анализ в бизнесе и программной разработке, искусственный интеллект в стартапах, квантовые технологии, цифровым технологиям в метеорологии. В этом учебном году 2022−2023 к тренажерам «Урока цифры» было сделано максимальное количество обращений за всю историю проекта — более 15,4 млн.

В ТОП-15 лидеров среди регионов по доле прохождений уроков стали: Белгородская, Оренбургская, Магаданская, Омская области, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономный округ, Пензенская область, Республика Мордовия, Самарская, Новосибирская области, Камчатский край, Республика Карелия, Тульская, Калининградская и Челябинская области.

«Цифровые технологии все больше встраиваются в нашу жизнь. Для детей это уже почти привычная среда для общения и изучения мира вокруг. Развитие тематических уроков в области информационных технологий — это открытие новых областей знаний для ребят и их родителей. Они узнают о работе с большими данными, осваивают языки программирования и навыки защиты информации, получают представление об искусственном интеллекте и квантовых технологиях. И конечно, на „уроках цифры“ ребят знакомят с востребованными ИТ-специальностями, чтобы уже в школе многие из них определились с выбором будущей профессии, возможно в ИТ-отрасли, и смогли подготовиться к поступлению в колледж или университет. Сейчас наша страна как никогда нуждается в высокопрофессиональных кадрах, и „Урок цифры“ вносит свой большой вклад в это направление», — отметила заместитель Министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова.

«Урок цифры — уникальный образовательный проект, который уже 5 лет дает возможность школьникам со всей России развивать навыки и компетенции, востребованные в ИТ-отрасли и узнавать больше о высоких технологиях. А ещё наш „Урок цифры“ в течение всего 2023 года помогает ребятам сориентироваться в мире ИТ и прокачать скилл: ведь у кого-то впереди летние каникулы, а кому-то еще предстоит потрудиться и осилить сдачу ЕГЭ и вступительные экзамены. Здорово, если новые знания помогли ребятам определиться с будущей профессией и пополнить через несколько лет ряды ИТ-специалистов», — комментирует Сергей Плуготаренко, генеральный директор АНО «Цифровая экономика».

В сентябре учебный год открыл урок от Благотворительного фонда «Вклад в будущее» «Искусственный интеллект в стартапах», он помог ребятам взглянуть на ИИ-технологии и возможности, которые они открывают с точки зрения — предпринимателя, рассказал, что представляет из себя стартап и какие шаги предстоит пройти, разрабатывая свой проект, который в будущем может изменить жизнь многих людей. В рамках игрового тренажера школьники познакомились с разными технологиями искусственного интеллекта: компьютерным зрением, обработкой естественного языка и анализом больших данных.

Петр Положевец, Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»:

«Урок цифры — большой и важный проект по цифровому просвещению, который помогает ребятам сориентироваться в мире профессий. Быть его частью для нас — большая ответственность. Рассказывая об искусственном интеллекте, который уже применяется в реальном секторе экономики и стартапах, мы вовлекаем школьников в технологическое предпринимательство, формируем необходимые навыки, учим экспериментировать, продумывать идеи, преодолевать препятствия. Кто-то, погрузившись в эту тему после участия в наших программах, определиться с выбором жизненного пути и траекторией обучения, а это самый главный результат».

Урок «Видеотехнологии» в ноябре от VK рассказал, как работают такие видеотехнологии, с помощью которых возможно позвонить в любую точку планеты, а также как нейронные сети помогают в создании и продвижении видеоконтента.

Посмотреть, из чего состоит процесс создания прогноза погоды и пройти все этапы его формирования — от сбора метеорологических данных до корректирования готового прогноза, как работает искусственный интеллект и чем он помогает метеорологам, стало возможным вместе с уроком Яндекса «Технологии, которые предсказывают погоду» в январе этого года.

«Яндекс выступает партнёром „Урока Цифры“ уже пятый год подряд. Мы убеждены, что это важный проект в развитии цифровых компетенций у школьников. Он помогает развить критическое мышление и навыки работы с информацией, знакомит с технологиями машинного обучения и показывает, как они применяются в реальной жизни, например, для прогноза погоды. Для Яндекса участие в проекте — возможность поделиться своей экспертизой с миллионами школьников, рассказать им о разнообразии профессий в IT и способствовать их будущему успеху», — отмечает директор по образованию в Яндексе Дарья Козлова.

С помощью урока от фирмы «1С» под названием «Анализ в бизнесе и программной разработке» в феврале школьники узнали, где применяется анализ данных, Зачем нужна аналитика при разработке программ и развитии бизнеса, что такое метрики и как они работают, какие инструменты используют аналитики — словом, что анализ данных необходим практически для всего. А умение принимать решения, выдвигать гипотезы и опровергать их на основе собранных данных — один из основных навыков современного человека.

«Мы очень рады вовлечению в проект все большего количества регионов. Видим это и по количеству прохождений тренажеров в разных регионах и по активности партнерских организаций фирмы „1С“. Надеемся, что рассматриваемые на Уроках цифры технологии и профессии найдут достойный отклик в сердцах многих школьников, принявших участие в проекте»,— комментирует Игорь Кузора, руководитель отдела образовательных программ фирмы «1С».

В марте и апреле в рамках урока «Что прячется в смартфоне: исследуем мобильные угрозы» от «Лаборатории Касперского» школьникам рассказали о видах киберугроз для мобильных устройств. На конкретных примерах для двух наиболее распространенных мобильных операционных систем ребята могли разобрать, как злоумышленники могут похитить данные и аккаунты, а также, как можно избежать потерю данных и обезопасить свой смартфон.

«Информационная безопасность и IT — перспективные и многогранные направления. В рамках „Урока цифры“ у нас есть уникальная возможность рассказать школьникам о многообразии возможностей для профессионального развития в этих сферах и о тех навыках, которые будут крайне востребованы в ближайшем будущем. Мы разрабатываем наши уроки так, чтобы дети также получали от них практические знания в области цифровой безопасности и могли применить их сразу, как только закончат проходить тренажёр. Очень ценно, что этот проект даёт возможность соблюдать такой баланс и при этом охватывает всю Россию», — отмечает Анна Кулашова, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ.

Росатом представил урок «Город будущего: как квантовые технологии меняют нашу жизнь», посвященный применению квантовых технологий в жизни в апреле. В рамках урока школьники получили знания о квантовых технологиях, как с их помощью многие сферы жизни становятся безопаснее и технологичнее. Урок также включал в себя материалы о квантовых вычислениях, криптографии, сенсорах и симуляторах и о том, как они улучшают жизнь человека.

«Проектируя работу в перспективных технологиях, важно формировать отношение школьников к цифре как серьезному направлению, которое не менее увлекательно, чем развлечения с гаджетами. Считаю, что Урок цифры прививает юным поколениям вкус к открытиям, чувство сопричастности к большим начинаниям страны и желание решить те задачи, которые никому не удавалось решить до них. Более 3 млн ребят приняли участие в нашем квантовом Уроке — рассчитываем, что в будущем многие из них станут частью нашей корпорации и будут обеспечивать наше общее технологическое лидерство», — прокомментировала результаты проекта директор по цифровизации Госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева.

Урок продемонстрирует школьникам 1–11 классов, как меняются привычные отрасли экономики — медицина, сельское хозяйство, производство, транспорт, строительство — под воздействием искусственного интеллекта.

Основная цель «Урока цифры» по теме «Искусственный интеллект в отраслях» — формирование представления о том, каким образом технологии искусственного интеллекта применяются в индустриях на современном этапе, как они меняют образ специалистов и формируют новые профессии.

В рамках игрового тренажера школьники отправятся вместе с героями «Урока цифры» на фабрику игрушек, современную ферму и в медицинский центр, чтобы узнать, как применяется искусственный интеллект в промышленности, сельском хозяйстве и здравоохранении.

Дополнить занятие и углубиться с учениками в тему применения искусственного интеллекта можно, воспользовавшись другими материалами проекта «Академия искусственного интеллекта для школьников»:

Больше материалов для проведения занятий вы найдёте в разделе «Педагогам». Удачи в проведении занятий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *