буковски Урок литературы

На доске – коллаж «В мастерской художника
слова», состоящий из портрета И. Бунина,
иллюстраций художников к рассказу, иллюстраций,
сделанных самими учащимися; словарик
литературоведческих терминов и
«психологической лексики».
На столах учащихся – словари: «Толковый словарь
русского языка», «Словарь литературоведческих
терминов».

Эпиграф к уроку:

Каждое движение души имеет свое
естественное выражение в голосе, жесте, мимике.

Обращаюсь к классу:

– На доске записана тема: «Арифметика чувств».
Не кажется ли вам это сочетание странным?
– Какие ассоциации возникают при слове
арифметика?
Арифметика – это учение о числах, обозначаемых
цифрами, и о действиях над ними.
Ответы учеников записываю на доске, они как бы
обрамляют слово «Арифметика».

Учитель: Необычайное начало. А в чём
его необычайность? Ответ: Рассказ от первого
лица. Рассказчик одновременно является героем.

Учитель: К кому обращается рассказчик,
говоря «ты»? (Ты главный герой рассказа)

– Мы становимся свидетелями чьего либо
объяснения, оправдания.
Взрослый человек что-то хочет объяснить, в чём-то
оправдаться.
Поэтому рассказ по форме представляет исповедь,
монолог.
Почему произошёл конфликт между дядей и
племянником? Послушаем диалог из II главы.

Ответы: Мальчику хотелось поскорее
познакомиться с цифрами, а дядя не хотел показать
ему их. Дядя не хочет себя тревожить: «Уж очень не
хотелось мне идти в город». А чтобы оправдать
свою лень, он ссылается на мудрое правило: вредно
баловать детей.

Учитель: Бунин разбил рассказ на
отдельные главки, и каждая должна стать для нас
ступенькой на пути понимания происходящего. В
этом нам поможет лексика, передающая внутренние
и внешние прявления героев рассказа.

IV. Групповая работа

Учитель: Ребята, дома вы изучали текст
рассказа и выбрали слова и выражения, передающие
психологические реакции героев на ссору.

– Разграничим примеры выражения в слове
поведения дяди после ссоры на те, которые
показывают проявления и состояния внутреннего и
внешнего плана.

Учитель: Очень важны для понимания
характера дяди диалога. Необычны в рассказе
воображаемые диалоги, имеющие обобщенную,
философскую направленность.
– Обратимся к самому глубокому из них, который
подводит нас к пониманию основной мысли
рассказа, авторской позиции.

Чтение ученицы (от слов «Счастье, счастье! До
слов «И ты смирился»).

V. Работа со 2-й группой

Ответы: дерзкое, отчаянное, бурное
поведение ребенка стало следствием отказа дяди
удовлетворить просьбу немедленно.

Учитель: Какое представление о
характере мальчика дает его поведение?

Ответы: характер нетерпеливый, даже
эгоистичный и в чем-то агрессивный.

Учитель: Ребята, качества характера
мальчика проявляются по-детски непосредственно
и в то же время оскорбительно для окружающих.

– Как же воспринимают окружающие, как понимают
реакцию мальчика?

Ответы: для близких мальчика его
вызывающее поведение – это, прежде всего
«страдание» от первого удара судьбы, который
всегда тем сильнее, чем «пленительнее мечта».

Учитель: Взрослые дают ребенку
перестрадать свое горе. Почему?

VI. Работа 3-й группы.

Вывод: реакция мамы, пытающейся быть
беспристрастной, почти однозначна: не следует
потакать ребенку.

Учитель: Реакция бабушки иная. Какова
она? Какие художественные детали помогают
раскрыть ее?

– Каким образом она пытается устранить
конфликт?

Учитель: прочитаем выборочно диалог
бабушки и внука, предварительно проанализировав
ремарки (конец V – нач. VI глав)

Ответы: бабушка мудра, терпелива.
Натолкнувшись на жестокость ребенка, сумела
сдержать себя (чего нельзя сказать о дяде),
погасить агрессию мальчика и подтолкнуть его к
примирению.

Учитель: Можно ли считать, что, смиряя
внука, бабушка прибегает к запрещенному приему?
Проанализируйте ее последний аргумент в споре с
мальчиком: ” – А кто же купит ему теперь пенал,
бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал
туда-сюда. А цифры? Ведь уже этого не купишь ни за
какие деньги.
Впрочем, – прибавила она, – делай, как знаешь.
Сиди тут один в темноте”.
– По какой “самой чувствительной струне”
сердца мальчика ударила бабушка?
Какой жизненный урок преподнесла она ребенку?
Самая чувствительная струна – желание мальчика
познакомиться немедленно с цифрами. Огромное
желание мальчика Бунин подчеркивает странным
словом – алкать (сильно хотеть, жаждать чего-то,
стремиться силою воли).

VII. Коллективный анализ VII главы

Учитель: Выделите слова и обороты,
передающие психическое состояние дяди и
племянника после заключения мира.
– Как же осуществляется героями переход к миру и
согласию?
– Кому из них труднее дается быстрая смена
настроения? Почему?

– Что значит слово деликатный? Обратимся к
толковому словарю (Нежный, тонкий, хрупкий,
мягкий).
– Что дает такое противопоставление для
понимания характеров взрослого и ребенка?

Ответы: у взрослых труднее происходит
смена настроений, они менее естественны в
проявлении своих чувств, для них характерны
нарочитость, «сделанность» форм поведения, маска
«очень умного дяди».

Учитель: Но монолог героя вовсе не
требует сиюминутного речевого отклика, хотя в
нем есть вопросы, адресованные племяннику, перед
которым и винится герой-рассказчик, и
реплики-вопросы Жени, слушающего исповедь.

IX. Подведение итогов анализа текста

– Что является главным в рассказе?
– Каковы взаимоотношения взрослых и детей? Что
должно лежать в их основе.

Х. Творческая работа

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю
вам построить собственное размышление об одной
из ваших ссор, придумайте название. Если хотите,
придерживайтесь плана.

XI. Чтение нескольких работ

ХII. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, а какие жизненные
уроки извлекли вы из нашего урока? Да, ребята!
  Так должны поступать все: уважать, стараться
понять, простить. Тогда можно избежать ссоры,
обиды, непонимания.

Тема: «Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры».

продолжить знакомство с биографией и творчеством И. А. Бунина, формировать умения оценивать героев по их поступкам; выявить жанровые и композиционные особенности рассказа; воспитывать уважительное отношение к старшим; пробудить желание извлекать нравственные уроки из художественной литературы.

– Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник  и пенал.

II Графический диктант

– Вашему вниманию будет представлена презентация, на слайдах которой изображены портреты поэтов и писателей. Ваша задача назвать фамилию поэта или писателя, а в идеале – и его имя, отчество.

III Работа по теме урока

Тема нашего сегодняшнего урока: «Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры» Запись числа и темы урока

– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Углубить свои знания  по биографии и творчеству И. А. Бунина; развивать навыки анализа текста).

Иван Алексеевич Бунин  появился на свет 10

октября 1870 года в Воронеже. Отец его происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как государственных, так и в области искусства, среди которых особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский

Иван Алексеевич получил бессистемное, но как нельзя более подходящее поэтической натуре образование. Детство его прошло на воле — в поместьях отца с крестьянскими ребятишками из бывших бунинских крепостных; с ними он разделял и забавы, и сельские заботы

Первое его стихотворение появилось в петербургском журнале «Родина» в 1887 году, а поэтический сборник вышел в 1891-м. Классические по стилю стихи дали повод в первой же рецензии обвинить его в подражании Фету и получить совет «заняться лучше прозой». И действительно, Бунин прославился как прозаик, хотя до конца дней своих ревниво считал себя прежде всего поэтом.

С 1895 года Бунин живет в Петербурге и Москве, где знакомится с Чеховым, Бальмонтом, Брюсовым, другими известными писателями.

Впервые опубликованный в столичном журнале рассказ «На краю света» (1895) был замечен влиятельными критиками, предсказавшими автору большое будущее. Известность пришла к нему после публикации рассказов «На хуторе», «Вести с родины», темами которых были голод 1891 года и эпидемия холеры 1892-го.

Иван Бунин публикует «Антоновские яблоки», «Сосны», в которых недвусмысленно выказывает свои опасения за судьбу России в связи с разорением дворянских гнезд и опролетариванием крестьян. Эти и другие рассказы принесли ему славу, и в 1909 году Российская академия наук избирает его в число двенадцати почетных академиков.

Пережив два бурных, но неудачных брака — с Варварой Пащенко и Анной Цакни — в 1906 году Бунин познакомился с Верой Николаевной Муромцевой, дочерью члена Московской городской управы и племянницей председателя Первой Государственной думы С. А. Муромцева. Вскоре они совершили путешествие в Египет, Сирию, Палестину и после этого больше не расставались. Вера Николаевна оставалась женой и верным другом Бунина до его смертного часа, несмотря на все сложные личные перипетии писателя. Она же оставила бесценную книгу воспоминаний «Жизнь Бунина. Беседы с памятью»

В предреволюционные годы Бунин создает свои знаменитые произведения: повесть «Деревня» (1910), в которой показывает, «во след Радищеву», деревенскую жизнь без всяких прикрас, тем самым споря с идеализацией крестьян народниками, которые провоцировали «бунт бессмысленный и беспощадный». Повесть вызвала большие споры, многие находили ее слишком мрачной и обвиняли автора в клевете на русский народ. Далее Бунин публикует повесть «Суходол» (1912), рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915).

Как дворянин и представитель классической русской культуры, Бунин не принял революцию. По свидетельству Веры Николаевны, он говорил, что «не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в новом мире он не улавливает ее». В мае 1918 года вместе с Муромцевой он покидает Москву. Около двух лет они живут в Одессе, переходящей из «белых» в «красные» руки.

Бунин с женой эмигрировали и с 1920 года поселились в Париже, а затем переехали в Грасс, небольшой городок на юге Франции.

К началу 1930-х годов Бунин обретает европейскую известность. В 1933 году ему, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе — «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»

В завещании Иван Алексеевич высказал желание, чтобы лицо его было закрыто — «никто не должен видеть моего смертного безобразия». Видела его только Вера Николаевна, и в письмах друзьям сообщала, что все три дня до предания тела земле «лицо его было прекрасным». Похоронен Бунин на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Тема детства – одна из самых любимых тем русской литературы. О ней писали и Николай Некрасов, и Лев Толстой, и Максим Горький. Не обошел её стороной и Иван Алексеевич Бунин. Этой светлой и радостной поре человеческой жизни Бунин посвящает рассказы «Танька», «Зеркало», «Сверчок», роман «Жизнь Арсеньева». В этих произведениях нашли отражение темы детства, добра и зла, человеческой жестокости, любви к жизни.

Рассказ «Цифры» нельзя назвать простым, несмотря на то что его можно отнести к «рассказам о детях».

– Вы уже прочитали рассказ. Какие чувства он у вас вызвал? (Возмущение, протест, обида, грусть). Запись этих чувств на доске.

– Почему же мы испытываем эти чувства, давайте разберемся.

– В чем особенность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении и в первых предложениях каждой главы?

– Мы привыкли к повествованию от 3 –го лица, нам знаком и рассказ от 1 –го лица. И вдруг в этом рассказе от 1 – го лица постоянное «ты». Почему? (Возникает ощущение, будто обращаются к каждому из нас. Произведение написано в жанре послания. Именно тот, кого повествователь называет «ты» – главный герой рассказа. Тебе что-то хочет объяснить взрослый человек, перед тобой в чём-то оправдаться, с твоей детской помощью понять что-то в жизни, чего не понимал раньше).

– Жанр нашего произведения не просто рассказ, а рассказ-послание, исповедь (Слайд 9). Запись в тетрадь.

Кто является рассказчиком в произведении?

– Каким термином в литературе называется углублённое изображение психологических, душевных переживаний? (Психологизм) (Слайд 10). Запись в тетради.

– О чём этот рассказ? (О ссоре, о конфликте).

– Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? Какова, по-вашему, главная ценность человеческих отношений?

– Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей?

– Как вы думаете должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?

– Озаглавим каждую из семи глав и распределим их в соответствии с композицией (На доске заранее приготовлены перемешанные карточки с номерами глав и частями композиции. Один ученик выходит и приводит их в соответствие. Остальные выполняют эту работу в тетрадях, потом придумывают названия главам).

– Обратите внимание, что слова «помнишь ли» связывают начало и конец рассказа. Какую цель преследует автор? (Глава 1: взгляд в прошлое (где, когда, с кем, почему произошёл случай; глава 7 – осмысление прошлого (Какой след оставил случай? Чему научил?).

– Такая композиция называется «кольцевой».

– Прочитайте, что сказано о ссоре в 1-й главе? Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста.

– В чём заключается внешний конфликт? А внутренний? Подтвердите эту мысль цитатой из текста.

– Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребенка?

– Кто же находит путь к сердцу ребенка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения?

– Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе?

– Какие главные выводы мы можем сделать? (Весь рассказ отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом. Постоянное обращение к мальчику подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу).

IV Подведение итогов

– Письменно объясните название рассказа «Цифры».

Комментированное выставление оценок

Прочитать рассказ И. А. Бунина «Цифры».

МБОУ СОШ с. Красная Башкирия

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.

(ПО РАССКАЗУ И. А. Б УНИНА «ЦИФРЫ)

Учитель русского языка и литературы: Нурисламова А. Г.

УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. С ЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. ( ПО РАССКАЗУ И. А. Б УНИНА «ЦИФРЫ)

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.

2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?

3. Показать произведение в единстве формы и содержания.

4. Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи произведения.

1. Совершенствовать навыки связной монологической речи.

2. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.

3. Развивать внимание, умение мыслить самостоятельно.

1. Научить детей уважать личность гражданина (пусть это и ребенок).

2. Обратить внимание на сложность внутреннего мира человека.

3. Учить терпимости, честности, пониманию, умению прощать.

Оборудование: Проектор. Рисунки к произведению. Портрет И. А. Бунина.

Беседы по картине В. Серова «Портрет Микки Мамонтова».

• Посмотрите на картину внимательно. Что вы можете сказать о малыше?

( Портрет похож на мальчика из рассказа «Цифры» Бунина  – жажда познания, глаза горят пытливым огнем, он хочет узнавать новое, еле-еле сидит на стуле, готовый сорваться с места и побежать в большой, незнакомый, но такой интересный мир)

Правильно. На том уроке мы с вами познакомились с И. А. Буниным и начали разбирать рассказ Бунина.

– О чем же этот текст? – о сложных взаимоотношениях детей и взрослых.

– какие цели мы поставим перед собой – как выйти из конфликта между родителями и нами.

КОНФЛИКТ – Столкновение, серьезное разногласие, спор.

Попробуем в ходе урока понять, как выйти из конфликта.

С чего начинается рассказ? • Итак, рассказ начинается с заключения.

Давайте воспроизведем события того дня. И будем заполнять такую табличку – (обьясняю)

У мальчика в голову пришла идея иметь собственные предметы для письма, чтобы научиться рисовать цифры. Причем это надо было сделать непременно сейчас, сегодня! НЕТЕРПЕЛИВОСТЬ.

– Реакция взрослых какова? ОБМАН,

– А чем оправдывается дядя, прочтите («не полагается баловать детей»).

Что плохого в поведении мальчика? СПОРИТ

– Поднимите руку те, кому знакома ситуация, когда в жизни, или, наоборот, радостные минуты, взрослые отмахивались от вас?

Что происходило потом? БАЛОВСТВО.

(мальчик назло начал прыгать и кричать.)

Что сделал дядя? Правильно ли была его ответная реакция? ГРУБОСТЬ.

Опишите реакцию мальчика. И СТЕРИКА.

Почему за него никто не защитился? Им было жаль его?

– как дальше складывались отношения?

– Какую фразу вы выделили как главную? («Как сжалось мое сердце при виде этих коробочек!»)

– Почему? (пустое занятие, показывает беспомощность ребенка и разбивает мнение дяди о себе, как о воспитателе).

– Мальчик от обиды говорил жестокие слова. О БИДНЫЕ СЛОВА.

– Взрослые пытались взывать к совести  ИГНОР.

А теперь давайте примерим на себя образы этих героев.

ДЯДЯ. Черная шляпа. Расскажите о своей обиде.

БАБУШКА. Желтая шляпа. Сама доброта. Передайте мысли бабушки. Как она хотела бы защититься за внучка своего.

МАЛЬЧИК. Красная шляпа. Огонь. Эмоции. Расскажите от имени мальчика о своей обиде.

МАМА. Белая шляпа. Расскажите с помощью фактов о событиях. Сухо. Без эмоций.

А теперь поменяемся шляпами.

Встаньте, пожалуйста, все. А теперь сядьте те, кто считает, что прав был мальчик, потом, кто считает дядю правым. И те, кто думает, что оба правы и виноваты.

– А теперь посмотри на доску.

Итог – в конфликте правы и виноваты бывают всегда оба.

Давайте перечитаем эти строки:

Он сломлен. Не виноват. но смирился.

А теперь вспомним процесс примирения. Прочитаем по ролям их диалог.

АЛКАЯ – Алкать — (иноск.) сильно желать чего-нибудь.

– А понял ли дядя, что был не совсем прав в воспитании мальчика?

( да. Спустя столько лет мальчик все забыл, а дядя помнит все детально.)

– как дядя называет свой поступок? (великий грех)

Вывод: при  конфликте надо сначала посмотреть на ссору с разных сторон. Понять, что от ссоры всем плохо. И у каждого своя правда.

Как следует выйти из конфликта?  – нужно уметь прощать, быть добрее друг другу. Уметь переступать через свои принципы и обиды.

– достигли ли мы цели урока?

– что понравилось или не понравилось вам сегодня на уроке?

А теперь поставьте себе оценку за урок.

Если осталось время.

Тема: Иван Алексеевич Бунин

1. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.

2. Выявить конфликт, положенный в основу произведения; раскрыть образы главных героев

3. Выявить идею  рассказа.

1. Научить признавать свои ошибки в спорах и ссорах;

2 . Научить детей уважать личность гражданина (пусть это и ребенок).

3. Обратить внимание на сложность внутреннего мира человека.

4. Учить терпимости, честности, пониманию, умению прощать

. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким

Какая мука наше писательское ремесло!

А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию,

которой определяется всё последующее.

.   вызвать раздумья подростков о своих взаимоотношениях со взрослыми.

Запись на доске— 1) вежливый, мягкий в обращении. Он деликатный человек, 2) затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения. Деликатный вопрос.

.) – сильно желать чего-нибудь.

аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение, словарная работа

II. Работа по  теме

1. Слово учителя.

С начала ХХ в. Иван Алексеевич Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как превосходный прозаик, и как поэт.

(Демонстрируется портрет Бунина, выставка его книг.)

Сила изобразительности Бунина просто необыкновенна! Он тонко улавливал связь человека с историей, с далью времен, со всей вселенной. Многие бунинские страницы пронизаны мыслью о родине, о ее бессмертной красоте.

Послушайте как просто, но в то же время  проникновенно он об этом говорит.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

Срок настанет — господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти

Полевые  цветы меж колосьев  и трав—

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

(внимание на  слова писателя на доске)

— Как же требователен к себе писатель, проникнувший в тайны природы, в ее сокровенные уголки, одухотворивший ее (то есть наделивший ее душой).

И не мог этот чуткий писатель не попытаться проникнуть в тайны человеческой души, не рассказать, какие страсти бушуют в ней, которые выливаются в дела и поступки хорошие или плохие.

В рассказе «Цифры» Бунин обнаружил себя знатоком психологии детской души, рассказал о сложности взаимоотношений взрослых и детей.

Какова тема   нашего урока?  Какие задачи? ( записать в тетрадь)

– Какие чувства у вас возникали?    (Возмущение, протест, обида, досада, грусть)

– Почему же мы испытываем эти чувства?

– К. Паустовский писал : «Бунина надо читать, читать самому и навсегда отказаться от жалких попыток рассказать обыденными , не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и чёткостью

– Прослушаем  начало 1 главы

– В чем особенность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении и в первых предложениях каждой главы?

– Мы привыкли к повествованию от 3 –го лица, нам знаком и рассказ от 1 –го лица. И вдруг в этом рассказе от 2 – го лица постоянное «ты». Почему7

(-Возникает ощущение, будто обращаются к каждому из нас

Произведение написано в жанре послания. Именно тот, кого  повествователь называет «ты» -главный герой рассказа.    -Тебе что-то хочет объяснить взрослый человек, перед тобой в чём- то оправдаться, с твоей детской помощью понять что-то в жизни, чего не  понимал  раньше_).

Запись в тетрадях: жанр рассказа –послание, исповедь.

– Прочитана I глава рассказа.

Что можем сказать об отношениях дяди и мальчика до ссоры? (Дядя и мальчик, судя по их теплым отношениям, давно дружат. Дядя нежно любит племянника, но держит его на расстоянии, потому что уверен в том, что «вредно баловать детей». В душе он понимал, что надо сразу откликнуться на просьбу ребенка.)

– Да и Женя не просто любит дядю, даже боготворит его немножко: он приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат словам и поступкам дяди.

– Какая мечта охватила всю душу ребенка? (глава 2 начало)

– Почему же произошел конфликт?  (Мальчику хотелось скорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел их показывать ему.)

– С чего началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке?

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СЦЕНЫ ИЗ 2 ГЛАВЫ

Прочитаем по ролям сцену из 2 главы.

Рассказчик -Рома , мальчик – Максим, бабушка Надя

«Почему дядя не выполнил просьбу племянника?». Пообещать и не сделать, что может быть хуже

(Оказывается: знакомство с цифрами  было отложено на завтра только потому, что взрослому лень этим заняться. « Уж очень не хотелось мне идти в город».)

– На что ссылается дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок

– Итак, добрые отношения нарушены.

Найдите в тексте объяснение, почему свой поступок, спустя годы, дядя оценивает, как «великий грех»? ( «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости.)

А какое решение принимает мальчик, чтобы обратить на себя внимание

– Наверное, неслучайно писатель разбил рассказ на отдельные главки, и каждая для нас должна стать ступенькой на пути к пониманию происходящего и самих себя.

Продолжаем идти вслед за автором

В чем ее особенность?           (Ссора достигает своей кульминации)

– Важнейшая глава, которая показывает развитие конфликта в душе рассказчика.

Чтение сцены учителем

– Правильно ли ведет себя Женя? Он действительно капризный, невоспитанный ребенок? (Нет, он не сдержан из-за отчаяния. Это не каприз, ведь у него хорошее желание, он хочет познать мир

Он еще не научился сдерживать себя, и поэтому его поступки принимают некрасивый, неуправляемый характер.

– Какой поступок мальчика вывел дядю из себя? И как теперь, спустя годы, он оценивает поведение ребенка и свое? На чьей вы стороне теперь?

( Осуждаю героя, он топает ногами, кричит, не обращает внимания на замечания взрослых. Так нельзя вести себя.) (Энергия мальчика стала искать другой выход. Он расшалился. Женя стремился познать мир.) Самолюбие отвергло все:  даже жизнь бабушки

А на чьей стороне автор?

– Попробуем понять авторское отношение : найдем слова, оценивающие поведение взрослого и передающее отношение к ребенку

4.(Самостоятельная работа учащихся – 5 мин.)

Кому все –таки симпатизирует автор?

–  найдите приметы переживаний бабушки, мамы, дяди. Подумайте,  сочувствуют ли они  мальчику. И если да, то почему они не утешили его?  (Прочитать стр. 12  )  Трое взрослых объединились и заставили смириться перед несправедливостью ( Соблюдение правил воспитания для них важнее и дороже порывов собственного сердца

-Бывало такое в вашей жизни?

-Глава 5 начинается необычно, с вопроса: «И мы тотчас помирились?»- спрашиваешь ты?» О чём говорит эта фраза?

( – Оказывается, мальчик , может, уже выросший человек,  слышит взрослого. Более того, ребенок уже забыл всё,  что произошло в тот зимний вечер)

– Почему забыл?

( Его не мучает совесть. Ведь он не хотел никому причинять  зла, а просто жил и радовался жизни)

Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья.

Какое решение принимает мальчик того, как наплакался?

Как вели себя взрослые?

– А взрослый? –  помнит

– Прочитайте начало  Ее начало по-бунински поэтично, пронизано чувствами героев. Какими?

(Опустошение. Синий вечер, незажженные свечи, грустная  детская.)

Чуть раньше дядюшка вспомнит, как сердце его «сжалось при виде этих коробочек»

– Почему ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердца взрослого человека так, как эти пустые коробочки от спичек, которые передвигает мальчик, сидя на полу?

(Они символ беспомощности , незащищенности, неприспособленности ребенка.

Мальчик пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми коробочками.

-Искренний порыв души сменила подделка. Это хорошо?

– Ребята, как вы думаете, что самое  горькое в этой главе? ( Сломили самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения

Почему дядя отождествляет себя с жизнью?

– Мальчик смирился, он побежден. Взрослые знают самые чувствительные струны сердца мальчика и ударили по ним. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых. И Женя отступил.

7 ГЛАВА – ЭПИЛОГ

Прослушайте и подумайте:

Каким становится мальчик? Как он себя ведет, после того как смирился?

5. Словарная работа

– Какое слово находит Бунин, говоря о желании ребенка? Это устаревшее книжное слово. (Обращение к записи на доске.)

Бунин – мастер русского языка. Мы убедились, читая рассказ, что это слово как нельзя лучше подчеркивает огромное желание мальчика

Кто же первым пошел на примирение   -Каким он становится?

– Что значит это слово? (Деликатный –нежный, хрупкий, мягкий

-А вы часто используете это слово? В каких обстоятельствах?

Найдите в тексте сцену, которая показывает, что герои рады примирению и простили друг друга.

-_Кто же виноват в ссоре? Встаньте те, кто считает, что виноват мальчик. – виноват дядя. А есть ли другое решение?

– Подведем итог нашему разговору. В тот вечер дядя научил мальчика писать волшебные цифры.

– Удовлетворен ли дядя? (Почему дядя всё помнит?)

(В принципе да. Он научил своего племянника добиваться цели, а не гоняться за неосуществимой мечтой, но в душе осуждает себя), конфликт в душе дяди не исчерпан, не разрешен, и именно это осознание чувства вины заставляет вновь и вновь вести воображаемый диалог со своим племянником. Грустно,  что человека много лет спустя мучит воспоминание и стыд за свою ошибку.  Взрослый из рассказа Бунина был мудрым и порядочным человеком, а к тому же дядей, любящим своего племянника. Он разбирается в своих ошибках, просит прощения – и прощен ребенком – вот что хотел нам сказать автор, используя кольцевую композицию.

– Прочитайте последнюю фразу 1 главы. Какое чувство здесь преобладает?

(Дядя иронизирует над собой, он забыл самое главное – каким он был в детстве)

– В тот вечер дядя научил мальчика цифрам, а сам он получил от ребенка какой – нибудь урок?

( Этот случай помог ему критически взглянуть на самого себя)

– Какую азбуку открыл мальчик своему «очень, очень умному дяде» и всем родителямНад чем заставляет задуматься, чему учит И. Бунин? Сформулируйте идею рассказа

(Родители не должны забывать о том, какими они были в детстве, о детских радостях и горестях, нельзя превращаться в строгих дядей и тетей_Надо любить детей, хотеть понять их поведение.  Бунин предлагает взрослым быть с детьми терпимее, осторожнее и внимательнее, стараться не ранить их чуткие души.

– Посоветуете прочитать этот рассказ своим родителям?

Какие жизненные уроки извлекли для себя из рассказа?

V. Подведение итогов урока, рефлексия.

прочитать рассказ Бунина «Лапти». Что хотел сказать им писатель? Напишите отзыв на рассказ.

Урок по рассказу И. А. Бунина “Цифры”

Уроки учителей Волгоградской земли

Татьяна Анатольевна Чернова (1967) — учитель
литературы первой категории НОУ средней
общеобразовательной школы «Гармония–Альфа»
г. Волгограда.

Урок по рассказу И. Бунина
“Цифры”

Какая мука наше
писательское ремесло!
А какая мука найти звук, мелодию рассказа —
мелодию,
которой определяется всё последующее.

На самом же деле, обладая большим талантом, он с
удивительной способностью умел выражать то, что
волновало его, тревожило героев его книг и,
конечно же, нас, его читателей.

Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит
к себе, притягивает, заставляет думать и
размышлять, вновь и вновь возвращаться к
бунинским строкам.

Давайте и мы сегодня на уроке побываем в
творческой лаборатории писателя и на примере его
рассказа «Цифры» попытаемся выяснить, как
выражается позиция героя-повествователя в
тексте от первого лица, попробуем разобраться в
сложных и противоречивых отношениях между
повествователем и героем-ребёнком. ( Учитель
обращает внимание детей на записанные на доске
вопросы-задачи.)

2. Беседа с элементами анализа и записью
основных положений урока.

— Чем необычен этот рассказ?

(Повествование в нём ведётся от первого лица,
то есть от лица героя-повествователя.)

— По какой схеме строится повествование?

Чтобы ответить на этот вопрос, подберите
местоимения: герой-повествователь (я) и
мальчик (ты).

(Повествование строится по схеме “я — ты”, то
есть отражает субъектно-субъектные отношения.)

— Какую цель преследует при этом автор?

(Для него важно то, что происходит в душе
повествователя и мальчика.)

— Каким термином в литературе мы называем
углублённое изображение психических, душевных
переживаний?

— О чём этот рассказ?

(О ссоре. Конфликте.)

— Только ли внешняя сторона конфликта
интересует писателя?

(Нет, его интересует психологическая сторона,
то есть внутренний конфликт: не просто
изображение состояния взрослого и ребёнка, а
взаимопонимания одной души другой.)

— Какова, по-вашему, главная ценность в
человеческих отношениях?

— Всегда ли люди способны понять друг друга?
Всегда ли взрослые могут понять детей?

— Как вы думаете, должны ли взрослые
признавать свои ошибки перед детьми?

(Да, это называется покаянием.)

— Почему ситуация ссоры дяди с племянником
трижды повторяется в рассказе, каждый раз
по-новому высвечивая характер конфликта и его
суть?

Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм.
с. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть,
распределите семь частей (глав) в соответствии с
завязкой, кульминацией, развязкой.

(В ходе работы и появляется следующая запись.)

Просьба мальчика показать ему цифры после
происшедшей ссоры.

— Обратите внимание, что слово “помнишь ли”
связывает конец и начало рассказа. Какую цель
преследует автор?

(Слово соединяет эпизод, разорванный основным
повествованием: мальчик после ссоры просит
прощения и умоляет показать ему цифры, которые
для него — заветная мечта.)

— Прочитайте, что сказано о ссоре в первой
главе.

(“Это была слишком крупная ссора”.)

— Несмотря на любовь к мальчику, герой суров
к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он
заключается?

(Мальчик не согласен ждать исполнения своей
мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая
возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)

(Он в душе взрослого героя: понимая сердцем
состояние мальчика, дядя поступает так, как
требуют правила воспитания, проявляя при этом
твёрдость.)

— Подтвердите эту мысль цитатой из текста.

— Какова позиция всех взрослых?

(Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт
развивается в 3-й главе.)

— Для самого героя-повествователя “только
тут-то и начинается история”. Почему?

(Для героя происходит самое страшное: “Я весь
похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск
злобы, бешенства, гнева, ненависти.)

— Как изображено состояние мальчика в 4-й
главе: как каприз или настоящее горе? Иронически
или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю
ребёнка?

— Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы
вы озаглавили эту главу?

(Все забыли о тебе.)

— Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что
заставляет мальчика пойти на примирение? И
какова цена примирения?

— Преодолён ли внутренний конфликт в
последней, 7-й главе?

(Да, преодолён, в душу снова возвращаются
любовь и нежность — ценой детского смирения,
детской сердечной чистоты и открытости.)

— Какие главные выводы мы можем сделать?

Учитель помогает детям сформулировать
выводы и записать их в тетрадь. В результате
совместной работы появляется следующая запись:

Вывод 1. Весь рассказ своим сложным
построением (композицией) отражает борьбу
радости, любви, нежности, самых лучших сторон
человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.

Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику
(субъектно-субъектные отношения) подчёркивает
внимание и любовь к нему со стороны взрослого,
осмыслившего ссору как драму и сохранившего в
себе живую душу.

Вывод 3. Переплетение в рассказе двух
субъектных планов (я — ты) придаёт
художественному строю рассказа лирический
характер, выразительную внутреннюю
диалогичность.

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание. Письменный ответ на
вопрос: почему рассказ И. А. Бунина назван
«Цифры»? Объясните смысл заглавия.

Урок по литературе в 7 классе

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953).

Сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в Рассказе «ЦИФРЫ»

познакомить учащихся с детством писателя, подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя, определить темы творчества; ознакомить с содержание рассказа «Цифры», его проблематикой; формировать умение оценивать героев по их поступкам определять отношение рассказчика к героям и событиям; выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица; развивать логическое мышление, связную речь, умение выделять главное и второстепенное; воспитывать уважительное отношение к старшим, стремление к взаимопониманию, доброту и отзывчивость.

портрет И. А. Бунина; электронная презентация.

урок «открытия» новых знаний.

аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение, презентация.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся на основе домашнего задания

Прослушивание выразительного чтения (2-3 чел.) стихотворений Бунина о природе.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: «Ребята! Мы только что изучили произведение Л. Н. Толстого «Детство». И мы наблюдали с вами, как сложен мир ребенка, как непросто порой складываются отношения между ребенком и взрослым из-за взаимного непонимания, и как помогают справиться с трудностями взаимоотношений любовь и доброта.

-Что означает слово «конфликт»?

-Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?

-Что нужно для конфликта?

-Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?

Обратимся к рассказу И. Бунина и разберем конфликтную ситуацию этого рассказа.

IV. Работа над темой урока.

А) Слово учителя об И. А. Бунине с использованием электронной презентации.

Б) Чтение рассказа учениками вслух, с остановками и комментированием учениками по вопросам учителя.

Беседа с элементами анализа и записью литературоведческих понятий.

– Почему рассказ называется «Цифры»? (Ребенок мечтает научиться писать цифры, просит дядю научить его, дядя отказывает, из этого получился конфликт

– Чем необычен этот рассказ? (Повествование ведется от первого лица – героя-повествователя

– К кому все время обращается герой-рассказчик (дядя)? (К своему племяннику, которого он так обидел своим отказом

– Почему автор построил свое повествование по схеме «Я (дядя) – ты (мальчик)»? (Важно показать, что творится в душе взрослого и ребенка

– Каким терминов в литературе называется углубленное изображение душевных переживаний? (

– О чем этот рассказ? (О ссоре, о конфликте

– Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке? (С просьбы ребенка научить его рисовать цифры и отказа взрослого в помощи ребенку).

– Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).

– Прочитайте, что сказано о ссоре в 1 главе. Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста.

Прочитайте описание того, как плачет мальчик и как взрослые реагируют на его плач. Как автор передает чувства ребенка и взрослых? (Ребенок страдает от несправедливости и одиночества, а взрослые тоже страдают, но считают, что уступка ребенку будет баловать его, поэтому они единодушны в своей неуступчивости ребенку- Ребята ищут в тексте доказательства этой мысли).

– В чем проявился внешний конфликт? А внутренний? Подтвердите цитатой из текста.

– Зачитайте диалог во время ссоры.

Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде.)

– Какое чувство руководило последующими поступками ребенка? (Самолюбие есть не только у каждого взрослого человека, но и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)

– «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками?» (Невозможность осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)

– Прочитайте сцену примирения. Какие чувства испытывают они оба?

– Преодолен ли конфликт в 7 главе?

– Какова роль слов «Помнишь ли.»? (Взгляд в прошлое – ретроспектива, с записью в тетрадь нового слова).

Какова композиция рассказа?

Запись в тетради в виде таблицы: в первой колонке – название частей композиции, во второй колонке – название каждой главы в соответствии с частями композиции.

Глава 2-4. Развитие действия – развитие ссоры.

Глава 4. Кульминация.

Глава 5-6. Спад действия – сора в обобщенном виде.

Глава 7. Развязка.

Вы достать хотите крышу? (Потягивания — руки вверх.)Раз, два, три,Корпус влево поверни. И руками помогай,Поясницу разминай. ( Повороты туловища в стороны.)Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)И на место снова сядем. ( Дети садятся.)

Вернемся с беседе о рассказе “Цифры”. Озаглавим каждую из семи частей рассказа.

Кому из вас знакома эта ситуация? От кого хоть раз отмахнулись взрослые в трудную минуту? (обсуждение вопроса).

– Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые способны понять детей?

– Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?

– Какие выводы мы можем сделать из рассказа «Цифры»?

– В чем смысл рассказа И. А. Бунина «Цифры»? Что мы можем взять для себя из этого рассказа?

VI. Домашнее задание.

Про урокцифры:  КАК ИЗМЕРИТЬ ЦИФРУ ОШИБКИ В УЧЕБНИКЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *