“Академия педагогических проектов Российской Федерации”
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ» город Москва зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации (Минюст России) № 7714058502 организует Всероссийские дистанционные конкурсы для педагогов с учетом требований Федеральных государственных стандартов образования (ФГОС) Министерства просвещения, науки и высшего образования Российской Федерации, осуществляет публикацию авторских материалов в СМИ. Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 041008
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи её – нет.
-Ребята, а кто может объяснить
-На сколько единиц 2больше 1?
-На каком месте в натуральном
-А почему ты так думаешь?
Поясни свой ответ.
-Твой ответ ясен. Молодец.
-Ребята, вам понятно, на каком
месте в натуральном ряде чисел
стоит число 2 и за каким числом
Встали прямо потянулись,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – присели, два -нагнулись,
три -подпрыгнули легко.
-Откройте учебники на стр
-Расскажите, что нарисовано на
картинке используя слова: один,
одна, одно, два, две, двое.
-Посмотрите ниже на картинку.
Сколько нарисовано пар
ботинок и носков?
-Как вы понимаете слово пара?
-Ребята посмотрите ниже
картинки, сколько флажков?
-Как получили два?
-А что больше один или два?
-Объясни свой ответ.
-Посмотрите как правильно
-Сейчас мы с вами поучимся
Тема: «Число 2. Цифра 2»
Познакомить с числом и цифрой 2; рассмотреть числовые равенства вида 1+1=2, 2-1=1; закреплять понятия «сложение», «вычитание», знания о взаимосвязи между ними; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, творческие способности
Знать о способах образования натуральных чисел; число и цифру 2; умение писать цифру.
Личностные: осознание «количественности»
Регулятивные: освоение способов установления количественных взаимосвязей между объектами.
Познавательные: осмысление вышеперечисленных математических понятий на предметно- конкретном уровне.
Коммуникативные: формирование умения отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах
Просмотр содержимого документа
«урок в 1 классе. Тема
Образовательные: 1)Помочь детям уяснить:
1) получение числа два присчитыванием 1 к числу 1 и обозначение его цифрой 2;
2) научить писать цифру 2;
3) построение натурального ряда чисел;
4) состав числа 2, случаи сложения и соответствующие случаи вычитании, связанные с числом 2.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-
действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
– Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
– Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии
с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
– Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
– Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Соотносить число и цифру,
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Нешина Галина Владимировна,
учитель начальных классов МОУ»Гимназия №2» г. Тихвин Ленинградская область
Конспект урока математики в 1 классе
воспитательная: – учить воспитанности, аккуратности.
развивающая: – развивать речь, мышление, совершенствовать вычислительные навыки.
Ⅰ Орг. момент.
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок!
Будьте внимательны, а еще старательны!
Сейчас у нас урок математики. На уроке нам потребуется учебник, пенал. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Ⅱ Актуализация опорных знаний.
Счёт 1-10(прямой и обратный). Через 1.
– Какое число стоит между числами 3 и 5?
Разбивка на группы.
– Что изображено? /фигуры/
– Сколько всего фигур? (6)
– Какая фигура на 2-ом месте, на 5-ом? После большого зеленого треуг. ? Перед маленьким красным треуг. ? Между маленькими кружком и квадратом?
– На какие группы их можно разбить? (по размеру – большие и маленькие; по цвету – красные и зеленые; по форме – треуг. и квадр.
– Сколько кругов? Треуг. ? Квадр. ? /по 2/ Или по-другому? /поровну/
– Для ног нужна обувь. Ее тоже считают парами. Для рук – варежки. Пара варежек.
Тема урока: «Число 2». Слайд 3
– Какую цель поставим для себя? (как можно больше узнать о числе и цифре 2)
– Положите 1 ручку.
– Ниже положите столько же карандашей.
-Сделайте так, чтобы карандашей стало больше на 1. Что вы сделали? (положили 1 карандаш)
– Найдите место числа 2 в ряду чисел и докажите. (число 2 стоит после числа1 и перед числом 3,число 2 на один больше чем число 1, но меньше числа 3 на один)
Ⅳ Физ/мин Подвиж. «Дни недели»
В понедельник я купался, (Изображаем плавание
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование
В среду долго умывался, (Умываемся
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте
В пятницу я прыгал, прыгал, (Прыгаем
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши
Целый день я отдыхал. (руки под щеку — засыпают
Ⅴ Работа по учебнику.
-Откройте учебник на стр
– О каких предметах можно сказать, что их «один» («одна», «одно»)? (Дом, дедушка, девочка, мальчик, мама, колодец, петушок, курица, котёнок и т
– Каких предметов по два? (Два окна, 2 маленьких ведёрка, 2 цыплёнка и т
– Как по-другому можно назвать два предмета? (Пара
а) Рассматривание.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
б) Анализ.
Цифра два состоит из «шапочки», наклонной палочки, волнистой линии.
В написании сложна:
Тренировка здесь нужна!
– Давайте научимся писать цифру два, но сначала сделаем зарядку для пальчиков.
г) Показ написания цифры на доске.
д) Письмо цифры «в воздухе».
е) Написание цифры 2. Слайд 13
Цифру 2 начинаем писать чуть выше центра клетки, закругляем в правый верхний угол, ведем прямую линию на середину нижней строки, рисуем «хвостик».
Ⅶ Первичное закрепление.
– Как думаете, какое задание надо выполнить?
в) Самостоятельная работа на листах (Каждое второе яблоко красное). Проверка.
VIII Рефлексия.
– С каким числом мы сегодня познакомились?
– Какую цифру научились писать?
Вот теперь мы с вами знаем не только число 2, но и какой цифрой обозначается на письме и из каких элементов состоит.
– За что ты можешь похвалить себя?
– За что можешь похвалить одноклассников?
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
имени Героя Советского Союза В. Урукова»
города Чебоксары Чувашской Республики
План – конспект урока
Тема: «Число и цифра 2»
Подготовила и провела
Комлева Людмила Валентиновна
– развитие математической речи (развернутые ответы);
– развивать умение анализировать и сравнивать, сопоставлять и обобщать.
– формирование понятия числа два как количественной характеристики пары предметов;
– формирование понятия «второй», отличие количественного и порядкового смысла числа;
Прозвенел звонок веселый
Мы урок начать готовы!
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
– Ну а теперь,
Дружно решите.
И тему урока определите.
1) На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
А теперь спрошу ребят,
Сколько стало здесь щенят? (Два
2) Десять попугаев на дереве сидят,
Десять попугаев о разном говорят.
Десять попугаев спросили у ребят:
– Сколько нас останется,
Коль восемь улетят? (2)
– А сколько загадок отгадали?
– Как вы думаете, с каким числом и цифрой познакомимся?
Вы сможете назвать тему нашего урока?
(Число и цифра 2)
– А теперь открываем наши учебники, но какую страницу мы должны открыть? Где можно узнать, что мы изучили, а что еще предстоит изучить? Где мы сможем найти ответ на наш вопрос?
(Надо открыть содержание)
– Откроем содержание нашего учебника, найдем нашу тему урока. Какую страницу мы должны открыть? (с. 36)
– Прочитайте тему урока.
(Повесить на доске тему урока)
(Мы научимся писать цифру 2, считать, используя число 2.
Узнаем, как можно получить число 2 и т
(№1, с. 36)
– Прочитайте диалог Маши и Миши.
– Что же Миша хотел узнать у Маши?
(пара варежек, носков, ботинок, валенок, коньков)
(На кубиках. Два колеса у велосипеда, две руки, две ноги у человека и т
+Это количество предметов равное количеству крыльев у птиц.
+Количество предметов равное паре.
(Учитель записывает на доске состав числа : это 1 и 1; 2 и 0; 0 и 2).
– А сейчас вспомним нашего Заиньку, который очень любил считать.
– 1, 2, 3, 4, 5,
Начал заинька скакать.
Прыгать, заинька горазд,
Он подпрыгнул 2 раза.
Он похлопал 2 раза
И потопал 2 раза.
3) – Итак, число 2 мы представили при помощи точек на наших кубиках.
(при помощи цифры 2)
4) №2, с. 36 (ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК – ВКЛЮЧИТЬ)
Это математический знак, с помощью которого можно записать число.
– Найдите среди этих знаков цифру 2 и поставьте на нее фишку.
– А проверить нам поможет страница электронного учебника.
– Какими по счету она стоит в нашем ряду? (четвертой)
5) – В нашей жизни есть предметы, которые похожи на цифру 2.
6) – Снова возвращаемся к страницам учебника.
Выполним задание №3, с
Вывод: цифра 2 – математический знак, с помощью которого можно
7) №4, с. 37 (ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК – ВКЛЮЧИТЬ)
– Посмотрите на кубик, который находится в верхнем правом углу.
Сколько очков выпало на кубике? (2) Это число 2 мы можем записать цифрой 2.
– Давайте рассмотрим, как надо писать эту цифру, и поучимся ее правильно писать.
Объяснение. Цифра 2 состоит из верхнего малого полуовала, наклонной и волнистой линий. (ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК)
Начинаем писать цифру немного выше центра клетки, ведем линию вверх, закругляем ее в правом верхнем углу, ведем наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишем волнистую линию (вверх, вниз, вверх).
Игра «Ленивые двойки»
– Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 2 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
8) № 5 с
-Маша и Миша опять о чем – то беседуют. Послушайте.
-Кого Козленок сосчитал вторым?
-Сосчитайте всех животных на рисунке.
– Сколько животных сосчитано?
Рефлексивный анализ (СЛАЙД №4)
– Что вы сегодня узнали на уроке?
– Чему научились?
– Оцените свою работу на уроке.
— Молодцы! Спасибо всем за урок.
Образовательная цель этапа урока
Формы, методы и приемы
Планируемые результаты(П, М, Л)
Дидактические средства и интерактивное оборудование
Самоопределение к деятельности (1 мин)
Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне
Словесный: беседа. Форма организации: фронтальная.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марьяна Марселевна, сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свою готовность к уроку: есть ли у вас на столах учебник, рабочая тетрадь, пенал? Садитесь.
– Беритесь, ребята,
Скорей за работу –
Чтоб не сбиться со счёту!
Показывают готовность к уроку.
Метапредметные: Р:самостоятельно организовывать свое рабочее место
Актуализация знаний и мотивация
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий
Словесный: беседа. Практический: упражнение. Форма организации: индивидуальная, фронтальная.
Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.
На доске расположены в один ряд изображения зверей (лиса, заяц, лиса, собака, еж, медведь).
– Кто стоит крайний слева?
– Кто стоит третий справа?
– Кто стоит между лисами?
– Кто стоит справа от собаки?
На доске: верхний ряд 5 зайчиков, нижний ряд 3 ежа.
– Кого мы видим на доске?
– Кого больше зайчиков или ежей?
– Как мы узнали?
– Как сделать, чтобы зайцев и ежей стало поровну?
На доске нарисован синий маленький треугольник.
– Откройте тетради, отступите 4 клетки вниз, 10 вправо и запишите число.
– Нарисуйте следующую фигуру, изменив только форму (например, синий маленький круг).
– Нарисуйте следующую фигуру, изменив размер (большой синий круг)
– Теперь изменив только цвет (большой красный круг).
– Измените размер и форму (маленький красный овал).
– Молодцы, ребята!
Воспроизведение учащимися умений и навыков.
-Зайчиков и ежей.
-Можно посчитать, составить пары.
Знать понятия «слева», «справа», «между».
Уметь изменять размер, форму и цвет фигур.
Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
П:осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
Изображения зверей на доске.
Постановка учебной задачи (2-3 мин)
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
Словесный: беседа. Форма работы: фронтальная.
Умение использовать имеющиеся знания и умения.
– Ребята, послушайте и дополните стихотворение:
Вечером встает луна.
Сколько в небе лун? (одна)
Петух как важный господин,
Гуляет по двору (один)
Винни-Пух спешит в берлогу:
Там горшочков с медом (много)
Лес в снегу, бела дорога,
Навалило снега (много)
– Ребята, о каких двух словах вы только что говорили?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Выполняют задания.
-О словах «много», «один».
-О понятиях «много», «один».
Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
К: отвечать за себя и других участников учебного процесса
Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества
“Открытие” детьми нового знания (7-8 мин)
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Словесный: анализ. Форма организации: фронтальная.
Изучение нового материала.
Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.
На доске рисунок:
– Сколько здесь треугольников?
– Сколько маленьких кружков?
– Сколько больших кругов?
– О чем еще можно сказать один, глядя на рисунок?
– Сколько здесь точек?
– О каком предмете в классе можно сказать, что он один?
– О чем можно сказать “много”?
– Ребята, откройте учебник на странице 22. Рассмотрим рисунок: что на нем?
– Используя понятия «много» или «один», ответьте: сколько деревьев в лесу? Сколько ёлочек на поляне? Сколько грибов у девочки в корзине?
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё съел,
Потому и потолстел.
Формулирование правила.
-Один квадрат, одна прямая.
-Компьютер, дверь, доска.
-Стулья, учебники, ручки.
Знать понятия «много», «один».
Р:учитывать выделение учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Первичное закрепление(4-5 мин)
Усвоение нового способа действий
Практический: упражнение. Форма: индвидуальная.
Применение нового алгоритма решения.
Выполнение задания в парах.
– Продолжаем работать. Посмотрите еще раз на картинку. Сколько грибов у девочки в руках?
– Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру? Тогда посмотрите, как её буду писать я.
– Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишется маленькая палочка, затем большая.
– Ставим точку в середине клетки и ведем палочку до правого верхнего угла, затем от правого верхнего угла пишем вторую палочку до середины нижней стороны клетки.
– Попробуем «написать» цифру 1 в воздухе под счёт.
– Рассмотрите образец, обведите прописанные цифры по контуру. Напишите две цифры по точкам. Теперь напишите цифру 1 сами до конца строки. Обведите у себя самую красивую цифру, цифру, которая получилась у вас лучше всех! Молодцы.
Выполняют задания по новому алгоритму.
Выполняют самопроверку.
Ответы детей.
Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
П:использовать знаково-символические средства;
К:формулировать собственное мнение и позицию;
Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Цифра 1 на слайде.
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха
Практический: упражнение. Форма: индивидуальная
Выполнение задания.
Выполнение самопроверки.
Физминутка «Семья».
– Теперь выполним первое задание в рабочей тетради самостоятельно.
– Проверим. Чего на рисунке больше?
– На сколько квадратов больше, чем кругов?
– Как мы это поняли?
Выполняют задание.
– Квадратов.
– На один.
– Посчитали количество фигур. / Составили пары.
Уметь проводить самопроверку
Знать, как считать парами.
П:ориентироваться на разнообразие способов решения задач
Включение в систему знаний, повторение
Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученног
Форма: фронтальная.
Повторение изученного материала.
– Откроем учебник, страница 22. Который час показывают часы?
– Можем ли мы сказать, что показывают часы – день или ночь? А как мы различаем?
– Рассмотрим рисунок, что на нем изображено?
– О чем на рисунке можно сказать много?
– О чем можно сказать один? Одна? Одно?
-Один час.
-Добавляем слова «дня» или «ночи».
Работают с изображением.
Знать понятия «один», «много».
К: формулировать собственное мнение и позицию
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания
Словесный: беседа. Форма: фронтальная.
Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности.
-Итак, наш урок подходит к концу, подведем итоги: о чем мы сегодня говорили на уроке? С какой цифрой мы познакомились?
-Кто считает, что он хорошо поработал на уроке, поднимите руку?
-Вы молодцы! Вы решили все задания, и мы открыли с вами новое знание в математике!
-Спасибо за урок. До свидания!
Оценка учащимися своей деятельности на уроке.
Знать о цифре 1, понятиях «много», «один».
Уметь анализировать собственную деятельность.
Р: адекватно воспринимать оценку учителя
К:учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций
Технологическая карта урока
Предмет – математика
УМК, программа: «Школа России»
Тема урока: «Умножение числа 2 и на 2»
Тип урока – Открытие новых знаний
Задачи урока: составление таблицы умножения с числом 2 с осмысливанием связей и отношений в таблице умножения; развитие памяти и логического
мышления, умения анализировать и сравнивать; воспитание умения организовать работу в паре, чувство товарищества.
• предметные: научатся воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления на 2, решать учебные и практические задачи –
выполнять умножение и деление с применением внетабличного умножения и деления.
познавательные: составлять и использовать таблицы умножения и деления на 2; строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов
и устанавливать аналогии и взаимосвязи.
коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре,
контролировать действия партнера.
регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать
собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.
Оборудование: компьютеры для учащихся, учебник М. Моро «Математика» 2 класс ч. 2 с. 80; индивидуальные карточки с таблицами, плакат «Таблица
умножения и деления на 2», карточки с выражениями, карточки ответы, сигнальные карточки (светофоры).
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: умеют складывать числа, понимают конкретный смысл действия
умножения, знают переместительное свойство умножения.
Содержание деятельности учителя
Настрой на работу
– Ровно встали, подтянулись и друг другу
улыбнулись. Тихо сели. Откройте тетради,
запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
-Задает вопрос.
– Угадайте, о какой цифре идет речь?
Сегодня эта цифра дежурная.
Выгибает гордо шею,
волочится хвост за нею. (Цифра 2)
(вывешивает карточку с числом).
-Потренируемся ее писать, запишите двузначные
числа, в которых цифра 2 обозначает число
-Проверим, что у вас получилось.
будет обозначать число десятков.
– Проверяет правильность написания чисел.
Подготовка класса к работе.
Настрой на дальнейшую работу.
Записывают в тетради число, классная
– Отвечают на вопрос (цифра 2).
– Записывают числа.
12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92.
-Называют числа.
20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
– Называют написанные числа.
– проявлять интерес к
содержанию урока.
– воспринимать на слух
речь педагога.
– используют имеющиеся
знания в новой ситуации.
– организуют учебное
• Устный счёт.
• Организует фронтальную работу по карточке
«Умножение» – «Одинаковые предметы запиши с
• -Посмотрите на экран.
• -Вспомним, как применяется умножение при
решении задач.
• -На какой вопрос нам нужно ответить?
• – Сколько ножек у табуреток?
• -Сколько ножек у одной табуретки? (3)
• -Сколько табуреток? (4)
• -Значит, надо число 3 взять 4 раза (3*4=12- всего
ножек у табуреток).
Аналогично с зайцами, бананами, столами,
зайцами, блоками, цветами, виноградом,
• -Выполняют задание устного счёта,
заменяя умножение сложением.
-планируют действия в
соответствии с
действием сложения и
действием умножения и
-Вывешивает карточки с выражениями на доску.
-Организует пропедевтическую работу для
изучения новой темы.
– Что общего между всеми рассмотренными
-Не обязательно находить значение произведения
с помощью суммы одинаковых слагаемых.
Достаточно знать результаты умножения
однозначных чисел наизусть.
-Считать быстро позволяет знание таблицы
умножения. Демонстрирует обычную таблицу
-Определяют сходство всех числовых
выражений. (Умножением).
– С помощью суммы одинаковых
– Рассуждают о неудобстве
имеющегося способа вычислений.
Определяют личностный смысл
изучения темы.
Знакомятся с Таблицей умножения.
– постановка проблемы
отношения и интереса к
учебной задачи.
Помогает определить учебную задачу урока.
-Как вы догадались, чем мы сегодня будем
заниматься на уроке? Чему мы сегодня должны
– Выполнять умножение с помощью таблицы.
Определяют учебную задачу урока.
– Составим таблицу умножения с
на 2, 3, 4, 5 в парах.
• -Сейчас поработаем над составлением таблицы
умножения 2 в парах (самостоятельно).
• Проверить по образцу (на доске).
– Заполняет таблицу на доске.
– Прочитайте, что написано в первом столбике. (2)
– Какое выражение получится? (2*1).
– Чему равно значение выражения, прочитайте в
третьем столбике.
– Прочитайте следующее выражение в первом
Работают в паре по карточкам:
составляют числовые выражения
(умножение 2 на 2, 3, 4, 5), вычисляют.
осуществлять контроль.
умение строить простые
рассуждения, работать в
– Какое выражение получится? (2*2).
– Запишите во второй столбик.
– Чему равно значение выражения? (4).
– Запишите в третьем столбике.
– У нас получилась таблица умножения числа 2 на
Работа с учебником.
– Составим с помощью нашей таблицы таблицу
Откройте учебник на с.
-Прочитайте первое равенство.
-Прочитайте пример в красной рамке.
-Прочитайте второй пример.
– Сравните его с примером в красной рамке.
– Что вы заметили? (Множители поменялись
-Почему результат не изменился? (От
перестановки множителей результат
произведения не изменяется).
-Вычислите, применив переместительное
-Запишите соответствующие случаи умножения
на 2 в другой таблице.
-Открывают учебник.
-Составляют числовые выражения
(умножение на 2), используя
умножения, вычисляют, отвечают на
вопросы, заполняют таблицу.
Работают в парах: анализируют
иллюстрации, характеризуют способы
составления таблицы умножения
числа 2 и на 2.
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если он не треугольный,
То это не мой колпак.
Выполняют упражнения по заданию,
заменяя слова жестами.
знаний в нестандартной
способа действий.
• Спрашивает, удобно ли при выполнении
умножения каждый раз заглядывать в таблицу,
подводит учащихся к пониманию необходимости
запомнить табличные случаи умножения.
• – Чтение таблицы про себя.
• – Чтение таблицы вслух.
• – Организует работу в парах по заучиванию
составленной таблицы умножения: (друг другу)
• – воспроизведение равенств по порядку при
закрытых ответах.
закрытых множителях.
– воспроизведение равенств вразбивку.
-Работа с карточками, показывает карточку с
• Организует выполнение задания № 1 на с
• – Попробуйте, пользуясь таблицей, быстро решить
примеры. (Коллективная проверка)
– Кто доволен скоростью вычисления?
-Помните, чтобы быстро решать примеры, нужно
знать таблицу наизусть.
– Этим мы и займемся на ближайших уроках и
-Делают выводы, заучивают
составленную таблицу умножения в
парах: читают поочерёдно столбики
таблицы вслух, воспроизводят
равенства по порядку при закрытых
ответах, при закрытых множителях,
воспроизведение равенств в разбивку
– Показывают результат на карточках.
-Находят значение выражений,
записывают в тетрадь.
сравнение, анализ и
• Предлагает решить задачу № 2 на с.
• -Прочитайте первое выражение.
Анализируют числовые выражения,
объясняют их, используя условия
задачи (при необходимости
выполняют модель), вычисляют,
условие задачи, видеть
аналогии и использовать
• -Что обозначает первый множитель? (сколько
весит один пакет муки).
• -Что обозначает второй множитель? (количество
• – Что мы узнаем, решив первое выражение?
(сколько весят три пакета муки).
• – Запишите решение и ответ в тетрадь.
• -Прочитайте второе выражение.
(сколько весят пять пакетов муки).
используя таблицу умножения.
Высказывают предположение о том,
как с помощью таблицы умножения
узнать результат деления.
их при освоении
приемов вычислений.
• – Подведем итог. Что изучали на уроке?
• – Где в жизни может пригодиться знание таблицы
• -У вас на парте лежат три кружочка разного цвета.
Оцените свою работу с помощью светофора.
– Организует обсуждение домашнего задания:
№ 4, с. 80; выучить таблицу умножения 2, 3, 4, 5
Делают выводы, определяют
личностный смысл изучения темы.
При покупке в магазине.
Поднимают кружочки. Оценивают
свою работу.
Записывают домашнее задание в
собственные успехи.
Описание материала: предлагаемый конспект урока математики в 1 классе по теме «Число 7, цифра 7» будет полезен учителям начальных классов.
Дидактическое обоснование: Математика 1 класс (1часть), автор учебника Л. Петерсон, УМК «Перспектива».
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий.
Цель: Знакомство с числом 7, его составом, написанием цифры 7.
- фронтальная
- коллективная
- самостоятельная
- дифференцированная
- наглядный
- диалог
- беседа
- практическая работа
- самостоятельная работа
Планируемые результаты (предметные):
- уметь записывать и читать равенства;
- составлять и читать неравенства;
- соотносить число с цифрой;
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
- уметь слушать и понимать речь своих товарищей;
- умение работать в парах, вести диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении.
- уметь осуществлять поиски, выделение необходимой информации;
- применять методы информационного поиска, наблюдать и делать выводы.
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
- делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
Мотивация к учебной деятельности
– Встали ровненько. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня и подарите мне свою самую лучезарную улыбку. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение и такой позитивный настрой продлится на весь оставшийся день.
Звенит звонок. Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка? Ручка? А тетрадка?
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок. Он пройдёт, конечно, впрок. Постараюсь всё понять, чтобы правильно считать!
Актуализация опорных знаний и постановка проблемы
– А начнём наш урок мы с просмотра отрывка мультфильма, поставленного по одной очень хорошей и известной вам сказке. Ваша задача – определить, как называется сказка и кто главный герой сказки. (Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик)
– А почему сказку назвал автор «Цветик-семицветик»? (Цветик-семицветик исполнял в сказке желания Жени. У цветка было 7 лепестков
– Верно, а через желания, которые исполнял цветочек, девочка Женя смогла понять ценность человеческих поступков.
– На нашей клумбе (доске) тоже вырос Цветик-семицветик. Каждый лепесток этого цветка очень важен для нас. Сейчас вы поймёте, почему.
– Давайте оторвём один лепесток и посмотрим, какое задание приготовил нам первый лепесток.
– Математическая разминка. Устный счёт.
– Посчитайте до 10 и обратно
Задачи в стихах.
– На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. У кого ответ готов:
Сколько стало всех щенков? (2)
– Молодцы, ребята! Справились с 1 заданием.
– Давайте оторвём второй лепесток и посмотрим задание.
– Поработай в парах.
Работа в парах
- Зачеркни лишнюю цифру.
- Соотнеси количество точек с цифрой.
– Давайте проверим, все ли ребята справились с этим заданием.
– Молодцы! И это задание мы преодолели. Отрываем третий лепесток.
– Отгадай загадки.
– А кто знает, сколько цветов у радуги? (7) Кто может их назвать?
– Верно. Молодцы.
– Отгадаем ещё одну загадку.
Братьев этих ровно семь
Вам они известны всем. Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом. Попрощается последний
Появляется передний. (Дни недели)
– Кто может перечислить по порядку дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
– А сколько всего дней в неделе? (В неделе 7 дней)
– Молодцы, ребята! Отрываем четвёртый лепесток.
– Собери пословицу, расположив числа в порядке возрастания.
(Пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь. » )
– Как вы ее понимаете? (Это означает, что, прежде чем начать какое-либо дело, следует к нему хорошенько подготовиться, то есть семь раз все проверить
– Ребята, какое число вы слышали сегодня чаще всего? (7)
– Как вы думаете, о каком числе пойдет сегодня речь на уроке? (7)
– Кто готов назвать тему урока? (Тема нашего урока – Число 7. Цифра 7)
– А каковы же будут цели нашего урока? Давайте мы их сформулируем с помощью предложений, которые вы видите на доске. Давайте закончим их!
(На доске листы с незаконченными предложениями)
– Вот как раз задание пятого лепесточка назвать тему и цель нашего урока. С чем мы с вами превосходно справились.
Открытие новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
– Знаете, ребята, число 7 издавна считается необычным числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. И всё это началось с того, что человек воспринимает мир (свет, запах, звук, вкус) через 7 отверстий в голове (посчитайте). С тех пор это число считалось магическим и было самым большим числом, что означало – ВСЁ.
– Нередко, приписывали числу 7 таинственную силу.
Пословицы: “Семеро одного не ждут”, “Семь раз отмерь, один – отрежь”, “Семь бед – один ответ”, “На седьмом небе”, “Лук от семи недуг”. (Чтение уч-ся с экрана)
Сказки: “Волк и семеро козлят”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик». (демонстрация книг)
7 нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) (иллюстрация)
Утром стрекоза проснулась, (Потерли кулачками глаза. )
Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, потянулись. )
Раз росой она умылась, (Потерли ладонями щеки. )
Два – изящно покружилась, (Покружились на месте. )
Три – нагнулась и присела, (Присели. )
На четыре – дружно полетела. (Помахали руками вверх – вниз. )
У реки остановилась, (Легкий бег на месте. )
Над водою закружилась. (Присели
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Столько же ногами топнем. Мы за парты снова сядем
Как сидеть мы всем покажем!
Работа по числовому ряду.
– Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 7)
– Давайте посчитаем до 7 и обратно.
– Число 7 обозначается и записывается цифрой 7.
– На что похожа цифра 7? (на кочергу, на косу)Вот семёрка – кочерга,
У неё одна нога.
Семь – точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.
– Давайте научимся её писать.
(Работа по учебнику)
– Откройте учебник на странице 3. Самое нижнее задание.
– Внимательно смотрим и слушаем:
Цифра 7 состоит из 3-х элементов: волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят до верхнего правого угла клетки и проводят “основную наклонную палочку” к середине нижней стороны клетки. Маленькая палочка должна перечеркивать основную примерно по середине. Она должна быть горизонтальной.
– Посмотрите ещё раз, как напишет цифру 7 наш карандаш.
– Проследите глазками за моей указкой, я ещё раз покажу написание цифры 7, поставьте руку на локоток, обведите карандашом в воздухе.
– Попробуйте обратной стороной карандаша обвести эталон цифры 7, как записана цифра 7 на строке, начиная от красной звёздочки.
– А теперь пробуем написать самостоятельно.
Работа над составом числа. Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части.
– Ребята, попробуйте сами определить состав числа 7. Посмотрите на №1 с.
– Какие это будут слагаемые?
– Посмотрите, ребята. Что изображено на доске и у вас в учебнике?
– Сколько отрезков? Назовите их. (Отрезок 7 – это целое. Он разбит на части – на отрезки 6, 1
– Объясните равенство, записанное к чертежу. (6 + 1= 7) (Если сложить части 6 и 1, то получится весь отрезок 7
– Объясните другие равенства?
– Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 1: 7-6=1
– Если из всего отрезка взять часть 1, то останется другая часть 6: 7-1=6
– Аналогично, ребята, работаем со вторым и третьим столбиком.
Итог урока. Рефлексия
– Ребята, давайте вспомним, какая была цель нашего урока? (познакомиться с числом и цифрой 7. Научиться писать цифру 7
– Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да)
– У вас на столах лежат цветики-семицветики. Но серединка у них белая. Ваша задача раскрасить серединку цветка и сразу оценить свою работу. Раскрашивать серединку вы будете так:
Если вы отлично поработали, со всеми заданиями легко справились – раскрашиваете жёлтым цветом, если были небольшие трудности – оранжевым цветом, если на уроке вам было трудно, вы ничего не поняли – раскрасьте зелёным цветом.
– Как только закончите раскрашивать, выходите к доске и прикрепите свой цветочек на доску.
– Что значит выражение «На седьмом небе»? (означает высшую степень радости, счастья) Вы подарили радость и тепло хорошей работой.
– Я думаю, что у нас у всех отличное настроение. Я благодарю всех ребят за работу на уроке. Вы – большие молодцы, показали отличные знания, замечательно поработали. Огромное вам спасибо.
На что указывает синяя звёздочка?
Цифру 2 начинаем писать чуть выше
середины клетки (1/3 сверху). Пишу «бугорок»:
чуть коснуться верхней линии
клетки и правой линии. Веду наклонную линию
на середину нижней линеечки клетки. Пишу «хвостик»: плавно вверх, вниз,
коснулись нижней линии клетки и опять
вверх.
Мы обвели четыре цифры, дальше видим точку,
зачем она здесь? Продолжаем писать цифру 2. Ставлю ручку на 1/3 сверху, пишу «бугорок»:
чуть коснуться верхней линии клетки, правой линии. Веду наклонную линию на середину нижней линеечки
клетки. Пишу «хвостик»: плавно вверх, вниз, коснулись
нижней линии клетки и опять вверх.
Обводим цифры верхнего ряда, проговариваем
хором. Ставлю ручку на 1/3 сверху, пишу «бугорок»:
чуть коснуться верхней линии клетки, правой линии. Веду наклонную линию на середину нижней линеечки
клетки. Пишу «хвостик»: плавно вверх, вниз, коснулись
нижней линии клетки и опять вверх.