Аннотация: Методическая разработка межвозрастного занятия может быть использована при изучении курса «Математика» по программе «Школа России» по теме «Число и цифра 8». Занятие составлено с учётом применения активных методов обучения.
Учитель: Рыжова Ирина Дидовна
Возраст учащихся: 1 класс ККО и 4 класс
Цели деятельности педагога: создать условия для развития.
Планируемы результаты образования:
Предметные: усвоить представление о числе 8; написание цифры 8; место числа в ряду цифр. Метапредметные:
Познавательные: осуществлять поиск информации, делать выводы.
Коммуникативные: уметь договариваться, уметь работать в группе, паре.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, пакеты с заданиями для каждой группы, числовые веера, рисунки осьминожек, таблица «Образцы написания цифр»
Тип урока: Урок введения нового знания
Самоопределение к учебной деятельности. ( 3 минуты)
Актуализация знаний. (3-4 минут)
III. Постановка учебной задачи. (3-4 минут)
Открытие нового знания. (4 минуты)
Физминутка (3 минуты)
Первичное закрепление с самопроверкой (3-4 минут)
VII. Самостоятельная работа. (4 минут)
Включение нового знания в систему знаний и повторение (2-3 минуты)
Рефлексия деятельности. (2 минуты)
VIII. Конструирование с помощью счетных палочек. ( 5 минут)
Самоопределение к учебной деятельности. (З минуты)
Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностном уровне:
– Здравствуйте, ребята!
– Повернитесь все друг – другу
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите
И вверху пошевелите
Скажем весело «Ура!».
Начинать урок пора!
– Ребята, поздоровайтесь с гостями. К нам на урок сегодня пришли родители, воспитатели, учителя, также с вами за партой будут находится наши друзья, старшеклассники. Вы у них можете попросить совета или помощи при необходимости.
А теперь мысленно себе и своему соседу желаем удачи.
– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю всем сохранить хорошее настроение весь урок.
Руки растираем и разогреваем
И лицо своим теплом мы согреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки
А теперь погладим пальчиками щечки.
Губы покусаем, чтобы улыбались.
Цель: актуализировать материал предыдущих уроков.
– Чем мы занимались на прошлых уроках математики?
Устный счет.
Игра «Отгадай цифру». Работа с веером. (Консультанты проверяют)
-Покажите последующие числа (слайд 3) 6 4 5
-Увеличьте на 2 (слайд4) 4 3 5
-Покажите пропущенное число (слайд 6) 4 _ 6, 5_7,
-Угадайте, про какую цифру я говорю:
Цифра лёгкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу! (7)
Работа в парах
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, согласовать тему и цель урока
(Включается мультфильм «Осьминожки)
-Сколько же осьминожек? (7) Тут один осьминожек приплыл. (Добавляет еще 1). – Сколько же их на самом деле? (8 )
-Было сколько? (7) Что дальше произошло? (1 приплыл) Сколько стало? (8).
– Какое число получилось? (8)
-Какая тема урока? (цифра и число 8)
-Чему мы должны научиться на уроке? (научиться писать цифру, узнать новое о числе)
Открытие нового знания и формулирование темы урока.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия.
– Цифра восемь так вкусна,
Из двух бубликов она.
– Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим
Цифра восемь плюс крючки
Получаются очки.
-Чем отличаются? Чем похожи?
– Можем мы записать его красиво и правильно? (Нет, так как не учили)
Объяснение учителем написания цифры 8. Показ на компьютере.
Цифра 8 состоит из двух элементов – верхнего и нижнего овалов. Верхний овал пишем немного меньшим, чем нижний. Начинам писать верхний овал немного выше и правее середины клетки. Ведём вправо и вверх, закругляем, касаясь верхней и правой стороны клетки, и ведём вниз к началу овала дальше вниз влево: закругляем, не касаясь правой стороны клетки, закругляем и введём вверх к началу овала.
Показ на доске
Покажите на доске. (Ученик пишет у доски)
Письмо в тетради.
-Сравните с образцом.
– Подчеркните самую красивую цифру. Покажите ее соседу.
Физкульминутка (Консультанты показывают)
Закрепление знаний о цифре и числе.
Ряд чисел.
Перед вам цифры, их осьминожки перепутали и переставили местами, соедините их по порядку в порядке увеличения.
4 3 5 2 6 7 8 1
Проверьте друг друга.
Сравнение выражений и чисел. Работа в группах.
-Обратите внимание, наши осьминожки решили поиграть с нами. Итак, перед вами записи. Ваша задача – определить и поставить знаки сравнения.
– Какие знаки сравнения вы знаете? (> < =) (На листах даются задания)
– Прикрепите к доске ваши ответы – листы. Объясняйте ваш выбор.
Состав числа 8. Работа в парах.
-Теперь наша задача разместить осьминожек в 2 бассейна. Как же мы можем расселить , по сколько осьминожек разместим? Попробуйте, выполните задание в паре.
2 _
3 _
_ 1
– Проверьте работу по образцу с экрана.
-Какая была тема урока?
-Как вы проанализируете работу свою и своих одноклассников?
-Вам на память остаются осьминожки – пусть они вам напоминают о новых знаниях.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике “Число 8 и цифра 8”
Тема: «Число и цифра 8».
1) сформировать представление о числе 8 с опорой на числовой отрезок и о его составе, умение записывать его с помощью графической модели и цифры;
2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 8, фиксировать движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
3) тренировать умение сравнивать числа, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;
4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
1) девиз урока:
Вперед – к вершине.
2) сказочный герой – Лесовичок:
3) модель числового отрезка;
4) картинка леса:
5) задание 2 для этапа 2:
6) графическая модель числа 7:
7) образец цифры 8 на квадратном листе (1/2 А-4) без стрелок и звездочки:
8) состав числа 8:
9) образец № 4, стр
10) образец к самостоятельной работе:
11) дерево успеха.
1) карточка с заданием 2 (этап 2):
2) 8 двусторонних кругов;
3) эталоны к уроку 7, часть 2, М-1, из пособия «Построй свою математику»;
4) карточка с заданием для самостоятельной работы:
5) листочки для рефлексии:
Мотивация к учебной деятельности.
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске открыт девиз урока (Д–1):
Вперед – к вершине знаний!
- И вы, как всегда, отправляетесь в добрый путь за новыми знаниями. Расскажите, как вы открываете новые знания? (Сначала мы повторим необходимое, потом будет задание с чем-то новым. Мы попробуем его выполнить и, скорее всего, не получится. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель и сами построим способ.)
- А помогать в пути вам будет Лесовичок.
Учитель открывает на доске изображение Лесовичка Д-2 и модель числового отрезка Д-3.
- Посмотрите, что захватил с собой Лесовичок? (Числовой отрезок.)
- Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? (Изучению нового числа.)
- Вы готовы? Тогда за работу!
- С чего начнем? (С повторения.)
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 7 и цифрами;
2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 7, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 7, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Актуализировать вычислительные навыки в пределах 7 и знание состава числа 7, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 7, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом.
- Здравствуй, лес, необычный лес, полный сказок и чудес!
- Лесовичок предлагает вам выполнить задание с помощью числового отрезка.
- Найти разность чисел 5 и 3.(2.)
- Найти сумму 1 и 3.(4.)
- Запишите полученные числа на числовом отрезке.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают числа на числовом отрезке.
- Что интересного заметили в записи чисел? (Каждое число больше предыдущего на 2.)
- Запишите числа, восстановив числовой ряд.
Дети продолжают записывать числа от 1 до 7 на числовой отрезок.
- Назовите самое большое число. (7.)
- Назовите соседей этого числа? (6 и 8.)
- Какое свойство вы вспомнили при выполнении этого задания? (Переместительное.)
2) Актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 7 и цифрами.
Каждому ребенку учитель раздает листочки с заданием 2 (Р–1), аналогичное задание открывает на доске (Д-5).
Один ученик выполняет задание с комментированием у доски, остальные на карточках. Вариант комментирования:
Оставшаяся часть задания выполняется аналогично.
3) Задание для пробного действия.
- Что вы повторили? (Графическую модель чисел и обозначение их цифрой, нахождение чисел на модели числового отрезка, состав числа 7 и т. д.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
- Это вам интересно? (Да.)
- Сосчитайте количество листочков в оставшемся мешочке. Сколько их? (8.)
- Соедините волшебной линией этот мешочек с числом на числовом отрезке и нарисуйте графическую модель.
- Что нового в этом задании? (Мы не знаем графической модели числа 8, не умеем обозначать количество цифрой, не хватает числового отрезка.)
- Сформулируйте цель урока? (Составить графическую модель числа 8, научиться обозначать количество цифрой, получить на числовом отрезке число 8.)
- Попробуйте выполнить задание.
Задание выполняется в течение 1-2 мин.
Учитель организует фиксацию всех имеющихся вариантов и побуждает детей определить свою позицию, например с помощью вопросов:
- Кто согласен с данным вариантом? Поднимите руку.
- Обоснуйте свое мнение.
Учитель организует фиксацию возникшего затруднения.
Выявление места и причины затруднения.
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание выполняли? (Мы должны были соединить число с цифрой на числовом отрезке и нарисовать графическую модель.)
- Похожие задания вы уже выполняли?
- А почему же здесь возникли затруднения? (Мы не договорились, как обозначать число 8 графически и как писать цифру 8.)
Построение проекта выхода из затруднения.
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Договориться, как обозначать число 8 графически и цифрой, «открыть» состав числа 8.)
- Сформулируйте тему урока: «Число 8 и цифра 8».
- Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник.)
Реализация построенного проекта.
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Дальнейшую работу можно организовать в группах. Группам предлагается задание:
Определить место числа на числовом отрезке.
Изобразить число 8 цифрой.
На работу отвести 5 минут. Каждая группа отвечает на один из вопросов, остальные группы дополняют. В случае, если группы затрудняются выполнить, какое-либо задание, организовать подводящий диалог.
1) Обозначение места числа 8 на числовом отрезке.
- Давайте, определим место числа 8 на числовом отрезке. Что надо для этого сделать? (Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.)
- Продлите числовой отрезок.
2) Согласование графической модели числа 8.
- Итак, какой наш следующий шаг? (Договориться в обозначении числа 8 с помощью точек.)
- Что вам поможет? (Графическая модель числа 7.)
3) Согласование записи цифры 8.
- Какой третий шаг вы должны сделать? (Научиться писать цифру 8.)
- Посмотрим, какие у вас получились варианты цифры 8 и сравните их с образцом внизу страницы учебника (стр. 13).
- У всех получились цифры, похожие на образец? (Нет.)
Учащиеся комментируют последовательность шагов написания цифры 8, учитель показывает последовательность действий на изображении Д-7. Таким образом, эталон числа 8 может выглядеть так:
4) Работа над составом числа 8.
- Какой еще шаг мы должны сделать? (Выяснить состав числа 8.)
- Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
- Положите перед собой 8 двусторонних кругов.
- Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно «открыли».)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить знания о числе 8.)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 8 и состав числа 8.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Местонахождение числа 8 в числовом ряду.
2) Написание цифры 8.
Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.
- А теперь запишите в прописи под диктовку друг друга еще по одной цифре.
- Подчеркните самую красивую цифру.
3) Работа над составом числа 8.
4) Работа в парах.
- Найдите № 4 на странице 13.
- Что надо сделать в этом задании? (Надо дорисовать в домино недостающие точки и записать цифрой количество точек.)
- Выполните это задание в парах.
- Кто из вас допустил ошибки?
- В чем ваша ошибка?
- А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность представления о составе числа 8.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учитель раздает детям карточки с заданием Р-4. На работу отводится 2 – 3 минуты.
Учитель открывает на доске образец Д–10.
Аналогично фиксируется результат проверки второго и третьего примера.
- Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.)
- Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
- У кого верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки.)
- Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
Включение в систему знаний и повторение.
1) тренировать способность к сравнению групп предметов по количеству.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 2, стр
- Найдите № 2 на странице 12.
- Что нужно сделать? (Сравнить группы предметов по количеству.)
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 8.)
- Вам удалось достичь цель? (Да.)
- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
Учитель открывает на доске силуэт дерева Д-11, учащиеся достают из конвертов листочки трех цветов Р-5.
- Оцените свою работу. Давайте украсим дерево Лесовичка листочками. Приклейте листочки на дереве успеха: если все получилось – зеленый листочек, если есть сомнения – желтый листочек, а если нужна помощь – красный.
- Какие сомнения еще остались?
- Как и где их можно развеять?
№ 3, стр
☺ пропись (2 строка), стр.
алее учитель комментирует домашнее задание:
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– формирование самоопределения в учебной деятельности;
-формировать умение работать со справочной литературой.
Просматривают мультфильм «Козлёнок, который умел считать до десяти».
Делают вывод по вопросам учителя о необходимости уметь считать.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-Посмотрим мультфильм.
-Как козлёнок помог животным?
-Что означает слово контролёр? Обратимся к толковому словарю.
-Какими качествами характера обладал герой мультфильма? (настойчивостью, стремлением к знаниям, добротой, скромностью)
-Какие качества его характера вам особенно понравились?
-Почему телёнок захотел идти в школу?
-Кто из вас умеет считать?
-Вспомните, когда применяли знания счёта вы или ваши родители?
-Сделайте вывод. Для чего нужно уметь считать? Знать числа? Знать цифры?
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в справочной литературе (Познавательные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.
организовать актуализацию умений:
– прямого и обратного счёта;
-умение располагать числа в порядке возрастания;
– развивать произвольное внимание и память;
– фиксировать индивидуальные затруднения.
Дети хором и фронтально считают прямым и обратным счётом 1-7. Счет проходит в форме игры.
Работают у доски. Выбирают изображение с нужной цифрой, соответствующей задаче.
Проверяют правильность выбора цифры, аргументируют своё мнение, если нужно, исправляют ошибку.
Проговаривают порядок чисел.
Организует устный счет (порядковый счёт 1-7: прямой и обратный)
Читает загадки о цифрах.
Координирует ход игры согласно правилам.
-Сколько на доске детей? А сколько сейчас стало?
-Сколько добавилось ребят?
-Назовите числа, которые вы изучили в прямом и обратном порядке.
У ребят номерки. Что на них изображено? (цифры)
-Для чего они нам нужны? (чтобы записать число)
Игра «Цифровая перекличка»:
Похожа эта цифра на крючок, А может на обломанный сучок. (1)
Гляди-ка, цифра, словно стул, Который я перевернул. (4)
Вид её – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет: Любит всех она лентяев, А её лентяи – нет. (2)
Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет. (6)
-Сейчас прозвучит звуковой сигнал и числа (ребята) перепутаются, т. поменяются местами.
(Цифры стоят не по порядку
Какое задание можно выполнить?
(Расставить в порядке возрастания)
-Ещё как можно их расставить? (по убыванию)
-Выполните задание в тетради. Сравните с образцом на слайде.
-Для чего нужно знать порядок чисел? (чтобы правильно считать)
-Почему вы справились с заданием? (знаем числа и цифры (1-7), прямой и обратный порядок их при счёте)
-Какое умение пригодилось вам при выполнении задания? (умение считать)
Уметь пользоваться алгоритмом порядкового счёта, соотносить число и цифру.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД
III. Выявление места и причины затруднения
– выявить место (шаг, операция) затруднения;
– зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
1 группа работает с линейками; 2 группа работает с ломаными линиями; 3 группа работает с многоугольниками; 4 группа с «домино».
-С каким числом мы познакомились на прошлом уроке? ( с числом 7)
-В каком месте при счёте возникло затруднение? (При определении следующего числа в натуральном ряду).
– Почему возникло затруднение? (Не знаем, как получить следующее число при счёте).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
– организовать постановку цели урока;
– организовать составление совместного плана действий;
– определить средства.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств.
Какую цель поставим перед собой? (научиться получать следующее и предыдущее число методом присчитывания и отсчитывания по одному)
-Как мы будем учиться это делать? При помощи чего? (при помощи счёта в прямом и обратном порядке)
На доске запись:
– Составим алгоритм действий:
Сами попробуем выполнить задание: получить следующее число при счёте с помощью картинок.
Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
Устраним затруднение.
Применим новое знание.
– Что нам поможет?
Два- согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять руками помахать
Шесть за парту тихо сесть,
Семь – восемь лень отбросим.
Уметь составлять алгоритм по рисунку, схеме, числовому отрезку
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
– реализовать построенный проект в соответствии с планом;
– зафиксировать новое знание в речи и знаках;
– организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения
Под руководством учителя выполняют составленный план действий к выполнению самостоятельной работы 2 этапа.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают в парах
Показывает слайды 14-15
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Показывает слайд 16
Организует подводящий диалог.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Слайд 17(переход к заданию по щелчку)
Организует работу в парах.
Ты со мною не знаком,
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг,
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк. (паук).
– Что объединяет эти загадки?
– Так какая тема урока?
– Что не знаете об этом числе?
– Чему будете учиться на уроке?
– Сегодня будем учиться получать число 8 разными способами и писать цифру 8.
– Посмотрите на луч. Какие числа вам уже знакомы?
– Как же получить следующее число? (путём присчитывания по одному)
Применим новое знание. (по щелчку появляется надпись +1 и открывается число 8)
Вывод. Чтобы получить число 8, нужно к 7 прибавить 1.
Проверим наш вывод по учебнику с
Учебник с. 12 №1. Работа в парах.
-Соедините картинки с соответствующим числом.
-Проверьте по эталону.
-Назовите какие предметы могут быть объединены по признаку «больше на один – меньше на один».
-Как получить предыдущее число?
-Как получить последующее число?
Гимнастика для глаз
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Уметь классифицировать предметы по заданному признаку (Регулятивные УУД).
– организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Выполняют задания в рабочей тетради с
Просмотр слайда презентации «Учимся писать цифры» (Написание цифры 8).
– Переходим к закреплению.
Цифра 8 так вкусна – Из двух бубликов она.
Цифру 8, цифру 8 на носу всегда мы носим, цифра 8 плюс крючки – получаются очки.
Я так мила, я так кругла, Я состою из двух кружочков, Как рада я, что я нашла Себе таких, как вы, дружочков.
Наверно, со мной догадались вы тоже — На снежную бабу восьмёрка похожа. Весна пусть приходит, и лето, и осень, Не тает на солнце она — цифра восемь.
-Кто попробует её написать на доске?
Написать в тетрадях цифру 8 (по эталону в тетради) Сравнивают свою работу с эталоном. Обводят в кружочек наиболее удачные цифры.
Продолжить последовательность чисел, соблюдая закономерность (один ученик работает у доски – проверка с доски)
Девять милых лягушат На песочке в ряд лежат.
Одному из милых братцев Захотелось искупаться. Остальным же неохота Возвращаться вновь в болото. Сколько лягушат осталось лежать на песке?
Решение задачи с проговариванием.
Уметь соотносить число и цифру, сравнивать количество предметов, получать и называть следующее и предыдущее при счёте число.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку по эталону, самооценку;
– организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Стр. 13, №4
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебных кружочков.
– зелёный – всё понял,
-жёлтый – затрудняюсь,
-красный – не понял
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Выложите 8 кружков и разбейте их на две группы.
– Какие группы у вас получились?
-Выполните задание №4 с опорой на получившийся результат. При затруднении воспользуйтесь действием с кружками.
Эталон для самопроверки на слайде.
– У кого всё правильно?
– У кого есть ошибки?
– В каком задании ошибки?
– В чём причина?
Самооценка по эталону.
Уметь соотносить действие, количество предметов, число и цифру.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;
-стремиться выполнять ролевые правила и правила игры.
Участвуют в игре с распределением ролей
Анализируют свою деятельность.
Организует фиксирование нового содержания.
Обращает внимание на задачи урока.
Проводит игру «Пройди в ворота»
Организует рефлексию.
-Какая тема урока? Какова цель урока? Смогли ли мы её достигнуть? При мощи чего?
Два ученика изображают «ворота». У них в руках цифра 8. Две команды, у них числа от 1до 7. Нужно найти пару и составить число 8.
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
- Познакомить с числом и цифрой 8; изучить состав
числа 8; закреплять умение сравнивать число с
количеством предметов, определять соотношение
между целым отрезком и его частями, - Развивать речь, внимание, память, логическое
мышление.
Ход урока
Ты готов начать урок?
Ну-ка, проверить, дружок,
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Актуализация опорных знаний.
Порядковый счет от 1 до 20 (прямой и обратный).
На наборном полотне карточки с
цифрами:
3 4 1 6 2 7 5
– Что можете сказать?
– Расставьте числа в порядке
возрастания.
Стихотворные задачи.
а) Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один малыш устал,
От товарищей отстал. А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
б) Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицам:
Это вам на зиму, внуки,
Рукавички по две штучки!
Берегите, не теряйте,
Сколько всех – пересчитайте. -Докажите с помощью рисунка. (6) (Показ на доске)
в) У Сашки в кармашке две
конфеты в бумажке
Еще он дал по конфете
Свете и Пете, Марине и Нине. И сам съел конфетку
А больше нету. – Сколько было конфет? (7)
г) Семь антенн на этой крыше. Наш электрик дядя Миша
Лишь четыре укрепил,
Остальные – брат Кирилл. -Сколько антенн установил брат Кирилл? (3)
д) К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок. А из них лишь три сороки
Приготовили уроки. Сколько лодырей сорок прилетело на урок? (4)
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
Постановка проблемы.
– Отгадайте загадки.
– Что объединяет обе загадки?
– Определите тему урока?
– Что вы знаете о числе и цифре восемь? (Ответы
детей записываются на доске в виде
иллюстрированных карточек)
– Чему будете сегодня учиться на уроке?
Сегодня будем учиться получать число 8
разными способами и писать цифру 8
Планирование работы.
В каком порядке будем работать?
Выстроить схемы-карточки в порядке выполнения
работы.
Физминутка. Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.
– За каким числом следует число 8? Почему?
Соотнесение количества предметов с числом.
Есть игрушки расписные
Складные да ладные
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся
– Что это? (Показ матрешки)
В руках у меня
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут. Кукла первая толста,
А внутри она пуста. Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке. Эту куколку открой-
Будет третья во второй. Половинку отвинти,
Плотную, притертую,-
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую. Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая. В ней живет шестая. А в шестой –
Седьмая,
А в седьмой – восьмая. Это кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех. Вот поставленные в ряд. Сестры-куколки стоят. -Сколько вас? – у них мы спросим. И ответят куклы: восемь.
– Итак, число 8 соответствует количеству из
скольких предметов?
– На что похожа цифра восемь?
У восьмерки два кольца
Без начала и конца. Маршак)
(Снеговик, два бублика, крендель и т
Хлопают в ладоши
Дружные матрешки. На ногах сапожки
Топают матрешки. Вправо, влево наклонились
Всем знакомым поклонились. Девчонки озорные
Матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи, словно сестры. Ладушки, ладушки
Веселые матрешки.
– Чему учились? Сейчас будем работать над каким
этапом?
а) – Положите перед собой 8 палочек и разбейте их
на две группы.
б) Работа по учебнику с. 13 №3 (в парах)
Составьте числовые выражения по отрезку.
Три ученика составляют у доски самостоятельно,
затем все проверяют.
Повторение и закрепление пройденного
материала.
- Самостоятельно №1 с.12.
- Сравнение числа 8 с другими числами.
(Взаимопроверка)
Один ученик у доски выполняет.
Итог урока.
– Что показалось самым интересным на уроке?
– Что было самым сложным?
– Добились ли мы поставленной цели?
Цель: изучение числа 8, состава числа 8,
написание цифры 8 и обучение навыкам счёта в
пределах 8.
- познакомить с числом и цифрой 8, с составом числа
8, развивать навыки счёта в пределах 8, закреплять
умение составлять выражения, повторить знания о
геометрических телах; - развивать логическое мышление,
“математическую” речь, познавательный интерес
и творческие способности детей; - воспитывать культуру общения.
Оборудование: мультимедийная презентация,
индивидуальные карточки от 1 до 8 у каждого
ребёнка, наглядное пособие “Геометрические
тела”, карточки с индивидуальными и групповыми
заданиями, картинки с изображением смешариков,
конфеты из бумаги.
-Сегодня мы с вами отправимся в увлекательный
мир математики.
Актуализация опорных знаний.
Повторение изученных цифр.
-Отгадайте загадки и найдите, где спрятались
изученные нами цифры? В каких предметах? (Цифры
находятся на интерактивной доске, дети
объясняют, где цифры спрятались)
Дети читают загадки о некоторых цифрах
собственного сочинения.
Если школьник любит школу,
Любит он писать, считать,
Если в школе его хвалят,
То в тетради цифра. (Гаева Ксения, 1 класс)
Эта цифра, словно лебедь,
Грациозна и стройна. Отгадайте, что за цифра?
Эта цифра просто. (Акопян Кристина, 1 класс)
Остальные загадки читает учитель.
На длинной ножке,
Застыв до поры,
Отдыхает палочка после игры
Эта цифра- кочерга. У неё одна нога
-Назовите числа в порядке увеличения и
уменьшения.
Работа над составом чисел. Игра “Молчанка”.
– У вас на столах карточки от 1 до 7. Слушаете
внимательно мой вопрос и ответ показываете
карточкой.
7 – это 5 и :
4 и 3 – это число :
Из какого числа вычтем 6 и получится 1
Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 7. Какое число я задумала? И т.
Геометрические тела.
а) Индивидуальная работа с проверкой на доске. “Расшифруй слово”.
– Найдите значение выражений и расшифруйте
слово.
7-5+2=. А 2+1+3=. Р 6-3+4-5=
– Что такое шар? (Земной шар, воздушный шар,
бильярдный шар, шар – геометрическое тело)
– Какие другие геометрические тела вы знаете?
(конус, цилиндр, пирамида, параллелепипед, куб)
Показ фигур.
б) Логическая цепочка.
– Продолжите ряд:
-Какую закономерность обнаружили в этом ряду?
– К нам сегодня на урок пришли смешарики. А
почему их так назвали? (смешные, шар)
– Пофантазируйте, как бы их назвали, если бы они
были другой формы?
-Сегодня у Нюши День рождения. Нюша самая
настоящая девочка и жизнь её полна приятных
забот: дни напролёт она учится хорошим манерам,
ест конфеты и наряжается. Она очень любит
подарки, комплименты и знаки внимания. И мы
постараемся сегодня её порадовать.
Динамическая пауза.
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз. Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки. Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
– А без кого ещё никак не обойтись на дне
рождения? (Без гостей)
На день рожденья к Нюше
Пришли её друзья:
Пин, Лосяш, Копатыч,
Крош-озорник, сорви-голова,
Бараш, Совунья, Ёж, Кар-Карыч:
Сколько гостей, сосчитай поскорей? (8)
– Какое число будет следующее, почему? (8)
-Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить
и чему будем учиться? (предположения детей)
Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она. Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим. Цифра 8 плюс крючки –
Получаются : очки.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
– Соединить пальцы в виде восьмёрки.
-Соединить кисти, сделать 8 руками.
Письмо цифры 8 по образцу (учебник с
Работа по учебнику.
№ 1 – Соотнесение числа и цифры.
-Соотнеси количество предметов с нужным числом.
№ 2 – Сравнение числа 8 с другими числами.
-Путём составления пар сравните количество
предметов.
-Нюша рассыпала и перепутала все пуговицы, и они
у неё все перепутались. Давайте поможем ей их
разобрать.
-На какие группы можно разбить все пуговицы. По
какому признаку?
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – чуть присесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Закрепление пройденного. Повторение
изученного.
Составление выражений.
-Пришло время дарить подарки наше имениннице. Послушайте задачу в стихах.
У Нюши 7 нарядных платьев,
Какое нынче одевать ей?
Совунья ей ещё одно приносит.
-Как получили 8? Составьте выражение. (7+1)
Работа в парах. Составляют выражения.
– А теперь я предлагаю вам самостоятельно
составить выражения по картинкам. А потом мы все
вместе проверим.
Итог урока. Рефлексия.
– О чём говорили на уроке? Что нового узнали?
-Давайте поблагодарим наших героев. Дайте
конфету тому герою, с которым у вас одинаковое
настроение после нашего урока. (на доске картинки
с изображением смешариков, у детей на столах
конфеты из бумаги)
Цели и задачи:
- учить соотносить число, цифру и количество;
- развивать и корригировать основные познавательные процессы, устную речь, общую и мелкую моторику;
- прививать интерес к предмету.
Оборудование: Числовой ряд, предметные картинки, счётный материал, индивидуальный раздаточный материал; карточки с заданием, презентация (Приложение 1), компьютер и интерактивная доска.
Оргмомент. Психологический настрой
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Пожелаю всем удачи – за работу!
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (Слайд 2).
Какие числа мы уже знаем? (1,2,3,4,5,6,7)
Посчитайте от 1 до 7; от 2 до 5; от 6 до 1. За каким числом следует число3? Перед каким числом стоит число 4? Назовите «соседей» числа 6. Какое число получится, если к 3 прибавить 1?
(Слайд 3) Сколько огурцов на экране? Сколько помидоров? Чего больше? Какое число больше? Сколько нужно добавить огурцов, чтобы стало поровну?
(Раздать карточки. Сосчитайте и подпишите, сколько предметов на картинке. Поставьте знак >,<,=)
Работа со счётным материалом
У доски стоит ученик и выполняет всё, что говорит учитель, а дети хором считают. (У детей на партах карточки с цифрами). Возьми 1 яблоко. Сколько ты взял яблок? Обозначь цифрой количество яблок. (Дети поднимают карточку с цифрой 1) Возьми ещё 1 яблоко. Сколько стало яблок? Как узнали? К 1 + 1 =2 Сосчитай яблоки. Какой цифрой обозначим количество яблок? Стало больше или меньше? Возьми ещё 1 яблоко. Посчитайте, сколько стало яблок. Какой цифрой обозначим количество яблок?(3). Что надо сделать, чтобы яблок стало 4? (Взять ещё 1 яблоко) Возьмите. Какой цифрой обозначим? Возьми ещё 1 яблоко. Сколько стало яблок? Обозначьте количество яблок. Давайте хором посчитаем (1, 2, 3, 4, 5). Что нужно сделать, чтобы стало 6 яблок? ( Прибавить ещё 1 яблоко) Сколько стало? Обозначьте цифрой. Возьмите ещё 1 яблоко. Сколько стало? Обозначьте цифрой. Возьмите ещё одно яблоко Сколько стало яблок? Давайте посчитаем : 1,2,3,4,5,6,7,8. Так как же получили число 8? (К 7 + 1 = 8) Сравните яблоки по цвету, величине. Сколько красных яблок? (4) Сколько жёлтых? (2), Сколько зелёных? (2). Каких яблок больше? На сколько красных больше, чем зелёных? Что мы можем сказать про зелёные и жёлтые яблоки? (Их поровну). Давайте ещё раз посчитаем яблоки.
У восьмёрки два кружка. Нарисуй снеговика. На одном кружке – другой. Цифра 8 пред тобой. Два колечка нарисуй, то побольше, что внизу. Плавно их соедини, вот и всё. Теперь взгляни. (Слайд 4)
На что похожа цифра 8?
Упражнения для развития мелкой моторики «Дом и ворота»
На полянке дом стоит (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками)
Ну, а к дому путь закрыт (пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее)
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем.
Начинаем писать немного ниже и правее середины верхней стороны клетки. Ведём линию вверх и вправо, закругляем, касаясь верхней и правой сторон клетки. Затем ведём руку вниз, закругляем линию, касаясь нижней стороны клетки. Далее, закругляясь, линия идёт вверх к начальной точке. Дети, откройте тетради. Назовите написанную цифру. Обведите 2 строчки по точкам, а треть, самостоятельно.
Физкультминутка. (Слайд 6)
Раз, подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре! – руки шире. Пять! – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.
Рассказ учителя о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. (Слайд 7)
Жила была белочка. Собирала она грибочки и сушила. Заготавливала на зиму запасы. Сорвала она 1 грибок и повесила его сушить, потом нашла ещё 1 гриб. Сколько стало грибов? Как узнали? Затем сорвала ещё 1 гриб. Сколько стало грибов? Давайте хором посчитаем. 1, 2, 3. Потом нашла ещё 1 гриб. Сколько стало грибов? Затем сорвала ещё 1 гриб. Сколько стало грибов? К обеду нашла ещё 1 гриб. Сколько стало. Давайте посчитаем. 1, 2, 3, 4, 5, 6. Под ёлочкой нашла ещё один гриб. Сколько стало? И к вечеру белочка сорвала ещё 1 грибок. Сколько стало грибов? Давайте посчитаем. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Как получилось 8 грибов? Покажите цифру 8. (Слайд 8) Посчитайте бабочек и обозначьте цифрой количество предметов. (Слайд 9) Посчитайте котят, и количество предметов обозначьте цифрой.
Работа с индивидуальным раздаточным материалом
У каждого ученика разные картинки овощей, помидоры, огурцы, баклажаны, морковь. Показываю карточку, например с цифрой 5, (7, 8, 3) и прошу отсчитать такое число предметов, что и на карточке. ) Сколько помидоров у тебя? И т. Положите слева на парту 7 кружков, а справа 1. Сколько всего кружков? Значит, чтобы получить число 8, надо к предыдущему числу 7 прибавить 1 и получится число 8.
С каким числом и цифрой познакомились на уроке? Как получили число 8? За каким числом следует число 8. На что похожа цифра 8? (В цифре 8 два кольца, без начала и конца
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс 1-4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В. Воронковой. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). – М. : Издательский центр «Академия», 2001; под ред. Пузанова;
3. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001, автор Перова М. Книга Хилько, Аида Алексеевна Математика: Учеб. для 1 кл. вспом. Просвещение, 2000 г.