число 8 это

Аннотация:  Методическая разработка межвозрастного занятия  может быть использована при изучении курса «Математика» по программе «Школа России» по теме «Число и цифра 8». Занятие составлено с учётом применения активных методов обучения.

Учитель: Рыжова Ирина Дидовна

Возраст учащихся: 1 класс  ККО и 4 класс

Цели деятельности педагога: создать условия для развития.

Планируемы результаты образования:

Предметные: усвоить представление о числе 8;    написание цифры 8; место числа в ряду цифр. Метапредметные:

Познавательные:  осуществлять поиск информации, делать выводы.

Коммуникативные: уметь договариваться,  уметь работать в группе, паре.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, пакеты с заданиями для каждой группы, числовые веера,  рисунки осьминожек, таблица «Образцы написания  цифр»

Тип урока:                    Урок введения нового знания

Самоопределение к учебной деятельности. ( 3 минуты)

Актуализация знаний. (3-4 минут)

III. Постановка учебной задачи. (3-4 минут)

Открытие нового знания. (4 минуты)

Физминутка (3 минуты)

Первичное закрепление с самопроверкой (3-4 минут)

VII. Самостоятельная  работа. (4 минут)

Включение нового знания  в систему знаний и повторение (2-3 минуты)

Рефлексия деятельности. (2 минуты)

VIII. Конструирование с помощью счетных палочек. ( 5 минут)

Самоопределение к учебной  деятельности. (З минуты)

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностном уровне:

– Здравствуйте, ребята!

– Повернитесь все друг – другу

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите

Скажем весело «Ура!».

Начинать урок пора!

– Ребята, поздоровайтесь с гостями. К нам на урок сегодня пришли родители, воспитатели, учителя, также с вами за партой будут находится наши друзья, старшеклассники. Вы у них можете попросить совета или помощи при необходимости.

А теперь мысленно себе и своему соседу желаем удачи.

– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю всем сохранить хорошее настроение весь урок.

Руки растираем и разогреваем

И лицо своим теплом мы согреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки

А теперь погладим пальчиками щечки.

Губы покусаем, чтобы улыбались.

Цель: актуализировать материал предыдущих уроков.

– Чем мы занимались на прошлых  уроках математики?

Устный счет.

Игра «Отгадай цифру». Работа с веером. (Консультанты проверяют)

-Покажите последующие числа (слайд 3)              6          4        5

-Увеличьте на 2 (слайд4)                                             4         3         5

-Покажите пропущенное число (слайд 6)              4 _ 6,         5_7,

-Угадайте, про какую цифру я говорю:

Цифра лёгкая совсем!

Я косу принесу

И срисую ту косу!  (7)

Работа в парах

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, согласовать тему и цель урока

(Включается мультфильм «Осьминожки)

-Сколько же осьминожек?  (7) Тут один осьминожек приплыл. (Добавляет еще 1). – Сколько же их на самом деле? (8 )

-Было сколько? (7)   Что дальше произошло?  (1 приплыл) Сколько стало? (8).

– Какое число получилось? (8)

-Какая тема урока? (цифра и число 8)

-Чему мы должны научиться на уроке? (научиться писать цифру, узнать новое о числе)

Открытие нового знания и формулирование темы урока.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия.

– Цифра восемь так вкусна,

Из двух бубликов она.

– Цифру 8, цифру 8

На носу всегда мы носим

Цифра восемь плюс  крючки

Получаются очки.

-Чем отличаются? Чем похожи?

– Можем мы записать его красиво и правильно? (Нет, так  как не учили)

Объяснение учителем написания цифры 8. Показ на компьютере.

Цифра 8 состоит из двух элементов – верхнего и нижнего овалов. Верхний овал пишем немного меньшим, чем нижний. Начинам писать верхний овал немного выше и правее середины клетки. Ведём вправо и вверх, закругляем, касаясь верхней и правой стороны клетки, и ведём вниз к началу овала дальше вниз влево: закругляем, не касаясь правой  стороны клетки, закругляем и введём вверх к началу овала.

Показ на доске

Покажите на доске. (Ученик пишет у доски)

Письмо в тетради.

-Сравните с образцом.

– Подчеркните самую красивую цифру. Покажите ее соседу.

Физкульминутка (Консультанты показывают)

Закрепление знаний о цифре и числе.

Ряд чисел.

Перед вам цифры, их осьминожки  перепутали и переставили местами, соедините их по порядку в порядке увеличения.

4  3  5  2  6  7  8  1

Проверьте друг  друга.

Сравнение выражений и чисел. Работа в группах.

-Обратите внимание, наши осьминожки решили поиграть с нами. Итак, перед вами записи. Ваша задача – определить и поставить знаки сравнения.

– Какие знаки сравнения вы знаете? (> < =) (На листах даются задания)

– Прикрепите к доске ваши ответы – листы. Объясняйте ваш выбор.

Состав числа 8. Работа в парах.

-Теперь наша задача разместить осьминожек в 2 бассейна. Как же мы можем расселить , по сколько осьминожек разместим? Попробуйте, выполните задание в паре.

2         _

3        _

_        1

– Проверьте работу по образцу с экрана.

-Какая была тема урока?

-Как вы проанализируете работу свою и своих одноклассников?

-Вам на память остаются осьминожки – пусть они вам напоминают о новых знаниях.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока по математике “Число 8 и цифра 8”

Тема: «Число и цифра 8».

1) сформировать представление о числе 8 с опорой на числовой отрезок и о его составе, умение записывать его с помощью графической модели и цифры;

2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 8, фиксировать движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;

3) тренировать умение сравнивать числа, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;

4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

1) девиз урока:

Вперед – к вершине.

2) сказочный герой – Лесовичок:

3) модель числового отрезка;

4) картинка леса:

Число 8 это

5) задание 2 для этапа 2:

Число 8 это

6) графическая модель числа 7:

Число 8 это

7) образец цифры 8 на квадратном листе (1/2 А-4) без стрелок и звездочки:

Число 8 это

8) состав числа 8:

Число 8 это

9) образец № 4, стр

Число 8 это

Число 8 это

10) образец к самостоятельной работе:

Число 8 это

11) дерево успеха.

1) карточка с заданием 2 (этап 2):

Число 8 это

2) 8 двусторонних кругов;

3) эталоны к уроку 7, часть 2, М-1, из пособия «Построй свою математику»;

4) карточка с заданием для самостоятельной работы:

Число 8 это

5) листочки для рефлексии:

Число 8 это

Мотивация к учебной деятельности.

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске открыт девиз урока (Д–1):

Вперед – к вершине знаний!

  • И вы, как всегда, отправляетесь в добрый путь за новыми знаниями. Расскажите, как вы открываете новые знания? (Сначала мы повторим необходимое, потом будет задание с чем-то новым. Мы попробуем его выполнить и, скорее всего, не получится. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель и сами построим способ.)
  • А помогать в пути вам будет Лесовичок.

Учитель открывает на доске изображение Лесовичка Д-2 и модель числового отрезка Д-3.

  • Посмотрите, что захватил с собой Лесовичок? (Числовой отрезок.)
  • Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? (Изучению нового числа.)
  • Вы готовы? Тогда за работу!
  • С чего начнем? (С повторения.)

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 7 и цифрами;

2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 7, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 7, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом;

3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Актуализировать вычислительные навыки в пределах 7 и знание состава числа 7, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 7, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом.

  • Здравствуй, лес, необычный лес, полный сказок и чудес!
  • Лесовичок предлагает вам выполнить задание с помощью числового отрезка.
  • Найти разность чисел 5 и 3.(2.)
  • Найти сумму 1 и 3.(4.)
  • Запишите полученные числа на числовом отрезке.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают числа на числовом отрезке.

  • Что интересного заметили в записи чисел? (Каждое число больше предыдущего на 2.)
  • Запишите числа, восстановив числовой ряд.

Дети продолжают записывать числа от 1 до 7 на числовой отрезок.

  • Назовите самое большое число. (7.)
  • Назовите соседей этого числа? (6 и 8.)
  • Какое свойство вы вспомнили при выполнении этого задания? (Переместительное.)

2) Актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 7 и цифрами.

Каждому ребенку учитель раздает листочки с заданием 2 (Р–1), аналогичное задание открывает на доске (Д-5).

Один ученик выполняет задание с комментированием у доски, остальные на карточках. Вариант комментирования:

Оставшаяся часть задания выполняется аналогично.

3) Задание для пробного действия.

  • Что вы повторили? (Графическую модель чисел и обозначение их цифрой, нахождение чисел на модели числового отрезка, состав числа 7 и т. д.)
  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
  • Это вам интересно? (Да.)
  • Сосчитайте количество листочков в оставшемся мешочке. Сколько их? (8.)
  • Соедините волшебной линией этот мешочек с числом на числовом отрезке и нарисуйте графическую модель.
  • Что нового в этом задании? (Мы не знаем графической модели числа 8, не умеем обозначать количество цифрой, не хватает числового отрезка.)
  • Сформулируйте цель урока? (Составить графическую модель числа 8, научиться обозначать количество цифрой, получить на числовом отрезке число 8.)
  • Попробуйте выполнить задание.

Задание выполняется в течение 1-2 мин.

Учитель организует фиксацию всех имеющихся вариантов и побуждает детей определить свою позицию, например с помощью вопросов:

  • Кто согласен с данным вариантом? Поднимите руку.
  • Обоснуйте свое мнение.

Учитель организует фиксацию возникшего затруднения.

Выявление места и причины затруднения.

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание выполняли? (Мы должны были соединить число с цифрой на числовом отрезке и нарисовать графическую модель.)
  • Похожие задания вы уже выполняли?
  • А почему же здесь возникли затруднения? (Мы не договорились, как обозначать число 8 графически и как писать цифру 8.)

Построение проекта выхода из затруднения.

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Договориться, как обозначать число 8 графически и цифрой, «открыть» состав числа 8.)
  • Сформулируйте тему урока: «Число 8 и цифра 8».
  • Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник.)

Реализация построенного проекта.

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Дальнейшую работу можно организовать в группах. Группам предлагается задание:

Определить место числа на числовом отрезке.

Изобразить число 8 цифрой.

На работу отвести 5 минут. Каждая группа отвечает на один из вопросов, остальные группы дополняют. В случае, если группы затрудняются выполнить, какое-либо задание, организовать подводящий диалог.

1) Обозначение места числа 8 на числовом отрезке.

  • Давайте, определим место числа 8 на числовом отрезке. Что надо для этого сделать? (Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.)
  • Продлите числовой отрезок.

2) Согласование графической модели числа 8.

  • Итак, какой наш следующий шаг? (Договориться в обозначении числа 8 с помощью точек.)
  • Что вам поможет? (Графическая модель числа 7.)

3) Согласование записи цифры 8.

  • Какой третий шаг вы должны сделать? (Научиться писать цифру 8.)
  • Посмотрим, какие у вас получились варианты цифры 8 и сравните их с образцом внизу страницы учебника (стр. 13).
  • У всех получились цифры, похожие на образец? (Нет.)

Учащиеся комментируют последовательность шагов написания цифры 8, учитель показывает последовательность действий на изображении Д-7. Таким образом, эталон числа 8 может выглядеть так:

4) Работа над составом числа 8.

  • Какой еще шаг мы должны сделать? (Выяснить состав числа 8.)
  • Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
  • Положите перед собой 8 двусторонних кругов.
  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно «открыли».)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить знания о числе 8.)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 8 и состав числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Местонахождение числа 8 в числовом ряду.

2) Написание цифры 8.

Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.

  • А теперь запишите в прописи под диктовку друг друга еще по одной цифре.
  • Подчеркните самую красивую цифру.

3) Работа над составом числа 8.

4) Работа в парах.

  • Найдите № 4 на странице 13.
  • Что надо сделать в этом задании? (Надо дорисовать в домино недостающие точки и записать цифрой количество точек.)
  • Выполните это задание в парах.
  • Кто из вас допустил ошибки?
  • В чем ваша ошибка?
  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность представления о составе числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает детям карточки с заданием Р-4. На работу отводится 2 – 3 минуты.

Учитель открывает на доске образец Д–10.

Аналогично фиксируется результат проверки второго и третьего примера.

  • Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.)
  • Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
  • У кого верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки.)
  • Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

Включение в систему знаний и повторение.

1) тренировать способность к сравнению групп предметов по количеству.

Организация учебного процесса на этапе 8:

№ 2, стр

  • Найдите № 2 на странице 12.
  • Что нужно сделать? (Сравнить группы предметов по количеству.)

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 8.)
  • Вам удалось достичь цель? (Да.)
  • Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.

Учитель открывает на доске силуэт дерева Д-11, учащиеся достают из конвертов листочки трех цветов Р-5.

  • Оцените свою работу. Давайте украсим дерево Лесовичка листочками. Приклейте листочки на дереве успеха: если все получилось – зеленый листочек, если есть сомнения – желтый листочек, а если нужна помощь – красный.
  • Какие сомнения еще остались?
  • Как и где их можно развеять?

 № 3, стр

☺ пропись (2 строка), стр.

алее учитель комментирует домашнее задание:

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– формирование самоопределения в учебной деятельности;

-формировать умение работать со справочной литературой.

Просматривают мультфильм «Козлёнок, который умел считать до десяти».

Делают вывод по вопросам учителя о необходимости уметь считать.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Посмотрим мультфильм.

-Как козлёнок помог животным?

-Что означает слово контролёр? Обратимся к толковому словарю.

-Какими качествами характера обладал герой мультфильма? (настойчивостью, стремлением к знаниям, добротой, скромностью)

-Какие качества его характера вам особенно понравились?

-Почему телёнок захотел идти в школу?

-Кто из вас умеет считать?

-Вспомните, когда применяли знания счёта вы или ваши родители?

-Сделайте вывод. Для чего нужно уметь считать? Знать числа? Знать цифры?

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в справочной литературе (Познавательные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

организовать актуализацию умений:

– прямого и обратного счёта;

-умение располагать числа в порядке возрастания;

– развивать произвольное внимание и память;

– фиксировать индивидуальные затруднения.

Дети хором и фронтально считают прямым и обратным счётом 1-7. Счет проходит в форме игры.

Работают у доски. Выбирают изображение с нужной цифрой, соответствующей задаче.

Проверяют правильность выбора цифры, аргументируют своё мнение, если нужно, исправляют ошибку.

Проговаривают порядок чисел.

Организует устный счет (порядковый счёт 1-7: прямой и обратный)

Читает загадки о цифрах.

Координирует ход игры согласно правилам.

-Сколько на доске детей? А сколько сейчас стало?

-Сколько добавилось ребят?

-Назовите числа, которые вы изучили в прямом и обратном порядке.

У ребят номерки. Что на них изображено? (цифры)

-Для чего они нам нужны? (чтобы записать число)

Игра «Цифровая перекличка»:

Похожа эта цифра на крючок, А может на обломанный сучок. (1)

Гляди-ка, цифра, словно стул, Который я перевернул. (4)

Вид её – как запятая,

Хвост крючком, и не секрет: Любит всех она лентяев, А её лентяи – нет. (2)

Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет. (6)

-Сейчас прозвучит звуковой сигнал и числа (ребята) перепутаются, т. поменяются местами.

(Цифры стоят не по порядку

Какое задание можно выполнить?

(Расставить в порядке возрастания)

-Ещё как можно их расставить? (по убыванию)

-Выполните задание в тетради. Сравните с образцом на слайде.

-Для чего нужно знать порядок чисел? (чтобы правильно считать)

-Почему вы справились с заданием? (знаем числа и цифры (1-7), прямой и обратный порядок их при счёте)

-Какое умение пригодилось вам при выполнении задания? (умение считать)

Уметь пользоваться алгоритмом порядкового счёта, соотносить число и цифру.

Число 8 это

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД

III. Выявление места и причины затруднения

– выявить место (шаг, операция) затруднения;

– зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

1 группа работает с линейками; 2 группа работает с ломаными линиями; 3 группа работает с многоугольниками; 4 группа с «домино».

-С каким числом мы познакомились на прошлом уроке? ( с числом 7)

-В каком месте при счёте возникло затруднение? (При определении следующего числа в натуральном ряду).

– Почему возникло затруднение? (Не знаем, как получить следующее число при счёте).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

– организовать постановку цели урока;

– организовать составление совместного плана действий;

– определить средства.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Какую цель поставим перед собой? (научиться получать следующее и предыдущее число методом присчитывания и отсчитывания по одному)

-Как мы будем учиться это делать? При помощи чего? (при помощи счёта в прямом и обратном порядке)

На доске запись:

– Составим алгоритм действий:

Сами попробуем выполнить задание: получить следующее число при счёте с помощью картинок.

Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

Устраним затруднение.

Применим новое знание.

– Что нам поможет?

Два- согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять руками помахать

Шесть за парту тихо сесть,

Семь – восемь лень отбросим.

Уметь составлять алгоритм по рисунку, схеме, числовому отрезку

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

– реализовать построенный проект в соответствии с планом;

– зафиксировать новое знание в речи и знаках;

– организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

Под руководством учителя выполняют составленный план действий к выполнению самостоятельной работы 2 этапа.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах

Показывает слайды 14-15

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Показывает слайд 16

Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Слайд 17(переход к заданию по щелчку)

Организует работу в парах.

Ты со мною не знаком,

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг,

Мастер в шелке знает толк,

Покупайте, мухи, шелк. (паук).

– Что объединяет эти загадки?

– Так какая тема урока?

– Что не знаете об этом числе?

– Чему будете учиться на уроке?

– Сегодня будем учиться получать число 8 разными способами и писать цифру 8.

– Посмотрите на луч. Какие числа вам уже знакомы?

– Как же получить следующее число? (путём присчитывания по одному)

Применим новое знание. (по щелчку появляется надпись +1 и открывается число 8)

Вывод. Чтобы получить число 8, нужно к 7 прибавить 1.

Проверим наш вывод по учебнику с

Учебник с. 12 №1. Работа в парах.

-Соедините картинки с соответствующим числом.

-Проверьте по эталону.

-Назовите какие предметы могут быть объединены по признаку «больше на один – меньше на один».

-Как получить предыдущее число?

-Как получить последующее число?

Гимнастика для глаз

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь классифицировать предметы по заданному признаку (Регулятивные УУД).

– организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задания в рабочей тетради с

Просмотр слайда презентации «Учимся писать цифры» (Написание цифры 8).

– Переходим к закреплению.

Цифра 8 так вкусна – Из двух бубликов она.

Цифру 8, цифру 8 на носу всегда мы носим, цифра 8 плюс крючки – получаются очки.

Я так мила, я так кругла, Я состою из двух кружочков, Как рада я, что я нашла Себе таких, как вы, дружочков.

Наверно, со мной догадались вы тоже — На снежную бабу восьмёрка похожа. Весна пусть приходит, и лето, и осень, Не тает на солнце она — цифра восемь.

-Кто попробует её написать на доске?

Написать в тетрадях цифру 8 (по эталону в тетради) Сравнивают свою работу с эталоном. Обводят в кружочек наиболее удачные цифры.

Продолжить последовательность чисел, соблюдая закономерность (один ученик работает у доски – проверка с доски)

Девять милых лягушат На песочке в ряд лежат.

Одному из милых братцев Захотелось искупаться. Остальным же неохота Возвращаться вновь в болото. Сколько лягушат осталось лежать на песке?

Решение задачи с проговариванием.

Уметь соотносить число и цифру, сравнивать количество предметов, получать и называть следующее и предыдущее при счёте число.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку;

– организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Стр. 13, №4

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебных кружочков.

– зелёный – всё понял,

-жёлтый – затрудняюсь,

-красный – не понял

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Выложите 8 кружков и разбейте их на две группы.

– Какие группы у вас получились?

-Выполните задание №4 с опорой на получившийся результат. При затруднении воспользуйтесь действием с кружками.

Эталон для самопроверки на слайде.

– У кого всё правильно?

– У кого есть ошибки?

– В каком задании ошибки?

– В чём причина?

Самооценка по эталону.

Уметь соотносить действие, количество предметов, число и цифру.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;

-стремиться выполнять ролевые правила и правила игры.

Участвуют в игре с распределением ролей

Анализируют свою деятельность.

Организует фиксирование нового содержания.

Обращает внимание на задачи урока.

Проводит игру «Пройди в ворота»

Организует рефлексию.

-Какая тема урока? Какова цель урока? Смогли ли мы её достигнуть? При мощи чего?

Два ученика изображают «ворота». У них в руках цифра 8. Две команды, у них числа от 1до 7. Нужно найти пару и составить число 8.

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Число 8 это

Число 8 это

Число 8 это

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

  • Познакомить с числом и цифрой 8; изучить состав
    числа 8; закреплять умение сравнивать число с
    количеством предметов, определять соотношение
    между целым отрезком и его частями,
  • Развивать речь, внимание, память, логическое
    мышление.

Ход урока

Ты готов начать урок?
Ну-ка, проверить, дружок,
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Актуализация опорных знаний.

Порядковый счет от 1 до 20 (прямой и обратный).

На наборном полотне карточки с
цифрами:

3 4 1 6 2 7 5

– Что можете сказать?

– Расставьте числа в порядке
возрастания.

Стихотворные задачи.

а) Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один малыш устал,
От товарищей отстал. А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)

б) Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицам:
Это вам на зиму, внуки,
Рукавички по две штучки!
Берегите, не теряйте,
Сколько всех – пересчитайте. -Докажите с помощью рисунка. (6) (Показ на доске)

в) У Сашки в кармашке две
конфеты в бумажке
Еще он дал по конфете
Свете и Пете, Марине и Нине. И сам съел конфетку
А больше нету. – Сколько было конфет? (7)

г) Семь антенн на этой крыше. Наш электрик дядя Миша
Лишь четыре укрепил,
Остальные – брат Кирилл. -Сколько антенн установил брат Кирилл? (3)

д) К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок. А из них лишь три сороки
Приготовили уроки. Сколько лодырей сорок прилетело на урок? (4)

III. Постановка проблемы. Открытие нового.

Постановка проблемы.

– Отгадайте загадки.

– Что объединяет обе загадки?

– Определите тему урока?

– Что вы знаете о числе и цифре восемь? (Ответы
детей записываются на доске в виде
иллюстрированных карточек)

– Чему будете сегодня учиться на уроке?

Сегодня будем учиться получать число 8
разными способами и писать цифру 8

Планирование работы.

В каком порядке будем работать?

Выстроить схемы-карточки в порядке выполнения
работы.

Физминутка. Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.

– За каким числом следует число 8? Почему?

Соотнесение количества предметов с числом.

Есть игрушки расписные
Складные да ладные
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся

– Что это? (Показ матрешки)

В руках у меня
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут. Кукла первая толста,
А внутри она пуста. Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке. Эту куколку открой-
Будет третья во второй. Половинку отвинти,
Плотную, притертую,-
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую. Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая. В ней живет шестая. А в шестой –
Седьмая,
А в седьмой – восьмая. Это кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех. Вот поставленные в ряд. Сестры-куколки стоят. -Сколько вас? – у них мы спросим. И ответят куклы: восемь.

– Итак, число 8 соответствует количеству из
скольких предметов?

– На что похожа цифра восемь?

У восьмерки два кольца
Без начала и конца. Маршак)

(Снеговик, два бублика, крендель и т

Хлопают в ладоши
Дружные матрешки. На ногах сапожки
Топают матрешки. Вправо, влево наклонились
Всем знакомым поклонились. Девчонки озорные
Матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи, словно сестры. Ладушки, ладушки
Веселые матрешки.

– Чему учились? Сейчас будем работать над каким
этапом?

а) – Положите перед собой 8 палочек и разбейте их
на две группы.

б) Работа по учебнику с. 13 №3 (в парах)

Составьте числовые выражения по отрезку.

Три ученика составляют у доски самостоятельно,
затем все проверяют.

Повторение и закрепление пройденного
материала.

  • Самостоятельно №1 с.12.
  • Сравнение числа 8 с другими числами.
    (Взаимопроверка)

Один ученик у доски выполняет.

Итог урока.

– Что показалось самым интересным на уроке?

– Что было самым сложным?

– Добились ли мы поставленной цели?

Цель: изучение числа 8, состава числа 8,
написание цифры 8 и обучение навыкам счёта в
пределах 8.

  • познакомить с числом и цифрой 8, с составом числа
    8, развивать навыки счёта в пределах 8, закреплять
    умение составлять выражения, повторить знания о
    геометрических телах;
  • развивать логическое мышление,
    “математическую” речь, познавательный интерес
    и творческие способности детей;
  • воспитывать культуру общения.

Оборудование: мультимедийная презентация,
индивидуальные карточки от 1 до 8 у каждого
ребёнка, наглядное пособие “Геометрические
тела”, карточки с индивидуальными и групповыми
заданиями, картинки с изображением смешариков,
конфеты из бумаги.

-Сегодня мы с вами отправимся в увлекательный
мир математики.

Актуализация опорных знаний.

Повторение изученных цифр.

-Отгадайте загадки и найдите, где спрятались
изученные нами цифры? В каких предметах? (Цифры
находятся на интерактивной доске, дети
объясняют, где цифры спрятались)

Дети читают загадки о некоторых цифрах
собственного сочинения.

Если школьник любит школу,
Любит он писать, считать,
Если в школе его хвалят,
То в тетради цифра. (Гаева Ксения, 1 класс)

Эта цифра, словно лебедь,
Грациозна и стройна. Отгадайте, что за цифра?
Эта цифра просто. (Акопян Кристина, 1 класс)

Остальные загадки читает учитель.

На длинной ножке,
Застыв до поры,
Отдыхает палочка после игры

Эта цифра- кочерга. У неё одна нога

-Назовите числа в порядке увеличения и
уменьшения.

Работа над составом чисел. Игра “Молчанка”.

– У вас на столах карточки от 1 до 7. Слушаете
внимательно мой вопрос и ответ показываете
карточкой.

7 – это 5 и :

4 и 3 – это число :

Из какого числа вычтем 6 и получится 1

Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 7. Какое число я задумала? И т.

Геометрические тела.

а) Индивидуальная работа с проверкой на доске. “Расшифруй слово”.

– Найдите значение выражений и расшифруйте
слово.

7-5+2=. А 2+1+3=. Р 6-3+4-5=

– Что такое шар? (Земной шар, воздушный шар,
бильярдный шар, шар – геометрическое тело)

– Какие другие геометрические тела вы знаете?
(конус, цилиндр, пирамида, параллелепипед, куб)
Показ фигур.

б) Логическая цепочка.

– Продолжите ряд:

-Какую закономерность обнаружили в этом ряду?

– К нам сегодня на урок пришли смешарики. А
почему их так назвали? (смешные, шар)

– Пофантазируйте, как бы их назвали, если бы они
были другой формы?

-Сегодня у Нюши День рождения. Нюша самая
настоящая девочка и жизнь её полна приятных
забот: дни напролёт она учится хорошим манерам,
ест конфеты и наряжается. Она очень любит
подарки, комплименты и знаки внимания. И мы
постараемся сегодня её порадовать.

Динамическая пауза.

Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз. Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки. Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.

– А без кого ещё никак не обойтись на дне
рождения? (Без гостей)

На день рожденья к Нюше
Пришли её друзья:
Пин, Лосяш, Копатыч,
Крош-озорник, сорви-голова,
Бараш, Совунья, Ёж, Кар-Карыч:
Сколько гостей, сосчитай поскорей? (8)

– Какое число будет следующее, почему? (8)

-Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить
и чему будем учиться? (предположения детей)

Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она. Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим. Цифра 8 плюс крючки –
Получаются : очки.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.

– Соединить пальцы в виде восьмёрки.

-Соединить кисти, сделать 8 руками.

Письмо цифры 8 по образцу (учебник с

Работа по учебнику.

№ 1 – Соотнесение числа и цифры.

-Соотнеси количество предметов с нужным числом.

№ 2 – Сравнение числа 8 с другими числами.

-Путём составления пар сравните количество
предметов.

-Нюша рассыпала и перепутала все пуговицы, и они
у неё все перепутались. Давайте поможем ей их
разобрать.

-На какие группы можно разбить все пуговицы. По
какому признаку?

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – чуть присесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Закрепление пройденного. Повторение
изученного.

Составление выражений.

-Пришло время дарить подарки наше имениннице. Послушайте задачу в стихах.

У Нюши 7 нарядных платьев,

Какое нынче одевать ей?

Совунья ей ещё одно приносит.

-Как получили 8? Составьте выражение. (7+1)

Работа в парах. Составляют выражения.

– А теперь я предлагаю вам самостоятельно
составить выражения по картинкам. А потом мы все
вместе проверим.

Итог урока. Рефлексия.

– О чём говорили на уроке? Что нового узнали?

-Давайте поблагодарим наших героев. Дайте
конфету тому герою, с которым у вас одинаковое
настроение после нашего урока. (на доске картинки
с изображением смешариков, у детей на столах
конфеты из бумаги)

Цели и задачи:

  • учить соотносить число, цифру и количество;
  • развивать и корригировать основные познавательные процессы, устную речь, общую и мелкую моторику;
  • прививать интерес к предмету.

Оборудование: Числовой ряд, предметные картинки, счётный материал, индивидуальный раздаточный материал; карточки с заданием, презентация (Приложение 1), компьютер и интерактивная доска.

Оргмомент. Психологический настрой

Долгожданный дан звонок, начинается урок. Пожелаю всем удачи – за работу!

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (Слайд 2).

Какие числа мы уже знаем? (1,2,3,4,5,6,7)
Посчитайте от 1 до 7; от 2 до 5; от 6 до 1. За каким числом следует число3? Перед каким числом стоит число 4? Назовите «соседей» числа 6. Какое число получится, если к 3 прибавить 1?
(Слайд 3) Сколько огурцов на экране? Сколько помидоров? Чего больше? Какое число больше? Сколько нужно добавить огурцов, чтобы стало поровну?
(Раздать карточки. Сосчитайте и подпишите, сколько предметов на картинке. Поставьте знак >,<,=)

Число 8 это

Работа со счётным материалом

У доски стоит ученик и выполняет всё, что говорит учитель, а дети хором считают. (У детей на партах карточки с цифрами). Возьми 1 яблоко. Сколько ты взял яблок? Обозначь цифрой количество яблок. (Дети поднимают карточку с цифрой 1) Возьми ещё 1 яблоко. Сколько стало яблок? Как узнали? К 1 + 1 =2 Сосчитай яблоки. Какой цифрой обозначим количество яблок? Стало больше или меньше? Возьми ещё 1 яблоко. Посчитайте, сколько стало яблок. Какой цифрой обозначим количество яблок?(3). Что надо сделать, чтобы яблок стало 4? (Взять ещё 1 яблоко) Возьмите. Какой цифрой обозначим? Возьми ещё 1 яблоко. Сколько стало яблок? Обозначьте количество яблок. Давайте хором посчитаем (1, 2, 3, 4, 5). Что нужно сделать, чтобы стало 6 яблок? ( Прибавить ещё 1 яблоко) Сколько стало? Обозначьте цифрой. Возьмите ещё 1 яблоко. Сколько стало? Обозначьте цифрой. Возьмите ещё одно яблоко Сколько стало яблок? Давайте посчитаем : 1,2,3,4,5,6,7,8. Так как же получили число 8? (К 7 + 1 = 8) Сравните яблоки по цвету, величине. Сколько красных яблок? (4) Сколько жёлтых? (2), Сколько зелёных? (2). Каких яблок больше? На сколько красных больше, чем зелёных? Что мы можем сказать про зелёные и жёлтые яблоки? (Их поровну). Давайте ещё раз посчитаем яблоки.

У восьмёрки два кружка. Нарисуй снеговика. На одном кружке – другой. Цифра 8 пред тобой. Два колечка нарисуй, то побольше, что внизу. Плавно их соедини, вот и всё. Теперь взгляни. (Слайд 4)
На что похожа цифра 8?

Упражнения для развития мелкой моторики «Дом и ворота»

На полянке дом стоит (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками)

Ну, а к дому путь закрыт (пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее)

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем.

Число 8 это

Начинаем писать немного ниже и правее середины верхней стороны клетки. Ведём линию вверх и вправо, закругляем, касаясь верхней и правой сторон клетки. Затем ведём руку вниз, закругляем линию, касаясь нижней стороны клетки. Далее, закругляясь, линия идёт вверх к начальной точке. Дети, откройте тетради. Назовите написанную цифру. Обведите 2 строчки по точкам, а треть, самостоятельно.

Физкультминутка. (Слайд 6)

Раз, подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре! – руки шире. Пять! – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.

Рассказ учителя о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. (Слайд 7)
Жила была белочка. Собирала она грибочки и сушила. Заготавливала на зиму запасы. Сорвала она 1 грибок и повесила его сушить, потом нашла ещё 1 гриб. Сколько стало грибов? Как узнали? Затем сорвала ещё 1 гриб. Сколько стало грибов? Давайте хором посчитаем. 1, 2, 3. Потом нашла ещё 1 гриб. Сколько стало грибов? Затем сорвала ещё 1 гриб. Сколько стало грибов? К обеду нашла ещё 1 гриб. Сколько стало. Давайте посчитаем. 1, 2, 3, 4, 5, 6. Под ёлочкой нашла ещё один гриб. Сколько стало? И к вечеру белочка сорвала ещё 1 грибок. Сколько стало грибов? Давайте посчитаем. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Как получилось 8 грибов? Покажите цифру 8. (Слайд 8) Посчитайте бабочек и обозначьте цифрой количество предметов. (Слайд 9) Посчитайте котят, и количество предметов обозначьте цифрой.

Работа с индивидуальным раздаточным материалом

У каждого ученика разные картинки овощей, помидоры, огурцы, баклажаны, морковь. Показываю карточку, например с цифрой 5, (7, 8, 3) и прошу отсчитать такое число предметов, что и на карточке. ) Сколько помидоров у тебя? И т. Положите слева на парту 7 кружков, а справа 1. Сколько всего кружков? Значит, чтобы получить число 8, надо к предыдущему числу 7 прибавить 1 и получится число 8.

С каким числом и цифрой познакомились на уроке? Как получили число 8? За каким числом следует число 8. На что похожа цифра 8? (В цифре 8 два кольца, без начала и конца

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс 1-4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В. Воронковой. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). – М. : Издательский центр «Академия», 2001; под ред. Пузанова;
3. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001, автор Перова М. Книга Хилько, Аида Алексеевна Математика: Учеб. для 1 кл. вспом. Просвещение, 2000 г.

Про урокцифры:  УЧУУУ РУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *