Наталья Алыкова Конспект занятия по ФЭМП «Цифра и число»
– Продолжать учить соотносить число с цифрой; сравнивать рядом стоящие цифры в
пределах 10 (опираясь на наглядность); уравнивать неравное число предметов.
– Закреплять умение узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических
фигур; определять, из каких фигур составлено изображение, составлять изображение по
– Уточнить понимание отношений налево – направо, впереди – сзади.
– Упражнять в прямом и обратном счете.
– В процессе ФЭМП развивать психические процессы: мышление, память, внимание.
Татьяна Бушенкова Математическая сказка «Чем отличаются цифры от чисел»
Цель: – закрепить знания о цифрах и числах;
– побуждать к выделению предметов имеющих геометрические формы.
Жил-был мальчик Вова. Он очень не любил заниматься математикой. И вот когда очередной раз прогуливал урок, прохлаждаясь в парке, катался с горки, полеживал на мягкой травке под деревом, слушал пение птиц и радовался яркому и жаркому солнцу. Вдруг внезапно солнце заволокло тучами, стало темно, поднялся сильный ветер, да все как закружит. Вова и попал в этот вихрь, и унес его далеко, далеко в математическое государство. Мальчик не сразу понял, где это он очутился. Там было так необыкновенно красиво. Красивые дома в форме геометрических фигур.
Какие виды чисел изучаются в начальной школе?
В начальной школе рассматриваются: натуральные числа, число 0, доли и дроби.
Натуральные числа— используются для счёта предметов;
Соответственно самое маленькое двузначное число 10, а самое большое — 99.
Аналогично числа можно охарактеризовать как трёхзначные, четырёхзначные и т.д.
Иногда дети затрудняются назвать самое маленькое, например, пятизначное число (10 000) или самое большое семизначное (9 999 999). Просто полезно будет потренироваться это делать.
Чётные — числа, которые делятся пополам без остатка или же заканчиваются на 0, 2, 4, 6, 8;
Все знают, что есть цифры и числа. Но если спросить: «Чем отличается цифра от числа?», то многие дети, а порой и взрослые, затрудняются с ответом. А как объяснить эту разницу ребенку простыми словами?
Чтобы ответить на этот вопрос и понять в чём различие между цифрой и числом надо разобраться с понятиями, что такое цифра и что такое число.
Цифра — это письменный знак, изображающий число.
Что значит слово цифра? Это слово арабского происхождения и означает ноль или пустое место. Их существует только десять. Они придуманы для обозначения числа. Цифр всего 10.
Число — это основное математическое понятие.
Числа записываются при помощи цифр. Различают несколько видов чисел.
В древнейшие времена цифры обозначали прямолинейными пометками. Палочки до сих пор используются для обозначения римских цифр. Римских цифр 7.
Римские числа также, как и арабские, образуются при помощи цифр, только в данном случае римских.
В римских числах желательно разбираться, т.к. они часто используются не только в школьном курсе математики, но и в жизни. Например, на циферблате часов.
Надеюсь, что теперь вам всё понятно, и вы сможете без труда объяснить даже ребёнку, чем отличается число от цифры.
На уроках математики в начальной школе используется очень полезное упражнение. Детей просят дать характеристику числу. Другими словами рассказать о числе все, что знаешь. Не всем детям это задание даётся легко. Чтобы его выполнить пригодятся вышеописанные знания и не только.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Цифра и число“» размещена в разделах
– Воспитывать нравственные качества: сочувствие, желание и умение оказывать помощь.
Дворец Королевы Математики, ковер, карточки с заданиями, изображения морковок и грибов (по 10,карточки с различным количеством предметов и цифрами к ним, очки разной геометрической формы, наборы геометрических фигур, мяч.
Публикация «Конспект беседы „Числа, цифры и математические знаки“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
– развивать интерес к математике, познавательные способности, расширять кругозор;
– воспитывать стремление узнавать новое.
– Дети, вы все знаете цифры, умеете их называть и записывать. Как вы думаете, всегда ли цифры выглядели так, как сейчас?
Рассматривание таблиц с изображением вавилонских цифр (клинопись, цифр племени майя, египетских цифр, римских цифр-букв, славянских цифр :
– Вы видите, что числа и цифры записаны по-разному у разных народов, но все эти записи длинные и неудобные (рассмотреть примеры записи некоторых чисел на таблицах).
Цифры, которыми сейчас пользуемся мы с вами, и которыми пользуются во многих странах, называются арабскими, но придумали их в Индии, арабские же купцы привезли в страны Европы из Индии вместе с товарами и цифры. Эти цифры немного отличаются от тех, к которым мы привыкли. Современные цифры более округлые, но очень похожи на старинные арабские цифры. Посмотрите на таблицу, как изначально выглядели арабские цифры : цифры состоят из углов, при этом видно, что, какая цифра – столько же углов мы можем найти в ее изображении:
На этой таблице нет цифры «0». Оказывается, эта цифра появилась позже остальных цифр. И появилась она тоже в Индии, именно в этой стране придумали ставить на пустое место, если нет никакого числа – кружок. « Кружок» означает по-индийски «сунья», а по-арабски – «сифр». Затем словом «сифр» стали называть и другие цифры, постепенно «сифр» преобразовалось в слово «цифра», которое сейчас относится ко всем цифрам от 0 до 9.
Слово «нуль» произошло от латинского слова «nullum», что обозначает «ничто». Сейчас чаще употребляется слово «ноль».
Нуль на месте на пустом (подниматься на носки, руки вверх – вниз)
Ставим, как известно. (наклоны в стороны, руки на поясе)
Только он при всем при том (повороты в стороны)
Не пустое место. («пружинки»)
Не похож на пятак, (руки в стороны – вниз)
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак, (Округлить руки, соединить кончики пальцев)
С дыркой, да не бублик.
У людей говорят: «Не шути с огнем!» (соединять пальчики с большим)
А у нас говорят: «Не шути с нулем!»
У про запас сотни каверз и проказ, (соединять одноименные пальчики)
Нужен глаз за ним да глаз!
– Много лет тому назад, когда нужно было записать решение задачи или примера, все математические действия записывали словами, запись получалась длинной, как рассказ – это было очень неудобно.
Когда придумали математические знаки, записи стали намного короче и удобнее. Легче стало записывать решения задач и примеров, читать их и понимать записанное. Мы с вами знаем несколько математических знаков, а когда вы пойдете в школу, то познакомитесь и с другими знаками.
Дети читают стихи:
Как нету на свете без ножек столов,
Как нету на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в математике действий без знаков.
Я – плюс, и этим я горжусь!
Я для сложения горжусь.
Я добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.
Я – минус, тоже добрый знак,
Хотя и отнимать мастак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А просто долг свой выполняю!
Дети составляют и решают задачи и примеры по таблицам, картинкам, стихотворениям, загадкам, по счетному материалу; решения записывают в тетради, выкладывают с помощью касс цифр или с помощью демонстрационных цифр и знаков на доске :
Цель: формировать у детей представление о возможности записи цифр и чисел разными способами.
– познакомить детей с различными способами записи цифр и чисел у разных народов в разных странах в древности, с происхождением современного написания цифр, с происхождением названий «цифра», «ноль»; закреплять умение составлять и решать математические задачи;
Как дать характеристику числу?
Разберём несколько примеров.
Число 7 — однозначное, нечетное, соседи числа 7 числа 6 и 8.
Также чисел первого десятка можно добавить такое дополнительное задание, как состав числа. Т.е. число 7 можно получить сложением чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.
Число 10 — двузначное, чётное, круглое, соседи числа 9 и 11. Число 10 можно получить сложением чисел 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.
Чем крупнее число, тем больше можно о нём рассказать.
Число 999 — наибольшее трёхзначное число, нечётное, соседи 998 и 1000, в числе 9 сотен, 9 десятков и 9 единиц.
Надеюсь, что полученные знания были вам полезны и теперь вы знаете чем отличается цифра от числа, сможете объяснить это ребёнку простыми словами, а также потренироваться давать характеристику числам.
Публикация «Математическая сказка „Чем отличаются цифры от чисел“» размещена в разделах
По тропинке бежит ежик, прыгает кенгуру, под кустом сидит зайчик, по стволу дерева стучит дятел, а сидя, важно на ветке наблюдает за Вовой попугай, так как он следит за порядком в государстве. В самом центре государства находится озеро большое, ну просто очень большое,- по которому даже ходят корабли, не далеко от берега сложив крылья спит утка, рядом стоит, охраняет сон цапля. Обратила внимание на чужака – Вову и смотрит с презрением, еще одна обитательница государства. А Вова все смотрит, рассматривает, диву дивится, таких интересных птиц-цифр (чисел, животных-цифр (чисел) ни где еще не встречал. Идет он дальше и дальше, вот на полянке петушок с курочкой зернышки клюют.
Долго ходил прогульщик по Математическому государства, пока не вышел на дорожку которая вела к очень яркому, сияющему замку. Вова даже ахнул от удивления и скорее побежал в замок, пока были открыты ворота. Как только он вошел, и ворота за ним захлопнулись. Он очень напугался, начал бегать, кричать, звать на помощь. В замке было тихо только эхо раздавалось от Вовочкиных криков и его ни кто не слышал. И вдруг яркий свет ослепил глаза, перед мальчиком появилась Государыня Математика – «Не плачь, расскажи мне мальчик Вова, как же ты тут оказался?» Конечно, прогульщику пришлось рассказать, как он прогулял урок математики. Математика внимательно выслушала мальчика и сказала, что может помочь ему, если только расскажет, чем цифры отличаются от чисел. А если не знает, то останется навсегда жить в замке и прислуживать ей.
Тут- то от страха прогульщик Вова и вспомнил: – «Цифра и число – это два разных понятия. Цифра обозначает обычно символ, знак. Число обозначает количество. Двухзначное число – это число, состоящее из двух цифр. Существуют различия в понятиях «цифра» и «число». Всего существует 9 цифр : 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. К числам относятся 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0, а также 10,11,12 и многие другие.
Числа состоят из цифр и обозначаются ими. Число 1 состоит из цифры 1. Число 200 состоит из цифр 2 и 0. Число 25 состоит из двух цифр : 2 и 5. Номер мобильного телефона 9876543210 состоит из десяти цифр.
Цифра – это символ или графический знак, с помощью которого записывается число.
Однозначные числа можно перепутать с цифрами. Числа можно складывать, делить и проводить с ними другие математические операции. Этого нельзя делать с цифрами. Цифрами можно обозначить что-либо, например, уравнение».
Государыня Математика была очень удивлена такими знаниями прогульщика. « Ну что же, хорошо, возвращайся домой». Ворота отварились и Вова радостный побежал по дорожке и начал капать дождик. И тут то Вова и проснулся от того, что на его лицо попадали капли дождя, начал подниматься ветер. Он быстренько встал стряхнул с себя листву, траву и побежал в школу. « Неееет, я больше ни когда ни буду прогуливать уроки математики, она такая интересная и занимательная!»
Ход занятия.
Воспитатель: – Ребята, вы любите путешествовать? На каком транспорте можно
путешествовать? А на чем путешествуют сказочные герои?
– Я хочу пригласить вас в Страну знаний к Королеве Математики. А полетим мы
Воспитатель предлагает пройти на ковер-самолет.
(Звучит короткая музыкальная фраза).
Воспитатель: – Что случилось? Почему наш ковер-самолет не взлетает?
Голос (запись) : – Ваш самолет взлетит, если вы поможете бабочке долететь до цветка, а белке
добраться до орешка.
(Упражнение в прямом и обратном счете)
Воспитатель: – Задание выполнено. Можно взлетать!
(Звучит музыка Роберта Планта)
Воспитатель: – А вот и Страна Знаний! Но почему никого нет?
Голос: – Королеву математики заколдовал злой волшебник, а ее замок превратил в гору.
Вы сможете снять заклятие, если выполните задания. Задания в конверте,
который найдете сами.
Воспитатель: – Я знаю, где его найти. Нужно встать возле ковра-самолета, сделать 3 шага
вперед, повернуть на право, сделать 5 шагов вперед, повернуть налево, сделать
1 шаг назад и вы найдете конверт.
(Дети находят конверт с заданиями)
Задание 1. « Подбери правильно цифру»
Посчитать, сколько предметов на карточке и найти цифру, обозначающую
число предметов на ней.
Задание 2. « Сравнение предметов по количеству»
На доске выставлены 9 грибов и 10 морковок.
Воспитатель: Посчитайте, сколько грибов приготовил на обед ежик, а сколько морковок заяц?
У кого больше? Как сделать, чтобы морковок и грибов было поровну? (дети
уравнивают неравенство путем прибавления и вычитания одного предмета.)
Задание 3. « Волшебные очки»
Воспитатель предлагает детям очки разной геометрической формы.
(Рассматривают очки, определят их форму). Предлагает надеть.
– Найдите в группе и назовите предметы такой формы, какой геометрической
формы у вас очки.
Воспитатель: – Какое сейчас время года? (весна)
Правильно, весной оживает природа, возвращаются птицы из теплых стран.
И я, кажется, знаю, что нужно сделать, чтобы ожила Страна Математики.
Нужно, чтобы сюда тоже прилетели птицы. Но птицы эти необычные, они-
математические, все части тела у них состоят из геометрических фигур.
(Дети рассматривают изображение птицы, называют геометрические фигуры, из
которых она состоит, составляют птицу по образу)
Воспитатель: – А сейчас хотите поиграть?
Проводится дидактическая игра «лови, бросай, дни недели называй». ( Дети
бросают мяч друг другу и называют дни недели)
Воспитатель: – Но у нас осталось еще одно задание.
Задание 4. « Отгадай-ка»
Таня ходила в детский сад всю зиму, весну и лето. А Сережа целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад?
Бельчонок прожил уже 3 весны, 3 лета, 3 осени,3 зимы. А зайчонок – 3 года. Кто из зверят старше?
Воспитатель: Мы выполнили все задания. И вот случилось чудо.
Колдовские чары рассеялись, и перед нами дворец Королевы Математики.
Появляется Королева: – Спасибо, ребята, что спасли меня. Вы сегодня совершили опасное
путешествие. Вы умные и смелые. За это я вас награжу. ( Дарит детям
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой.
(Дети становятся на ковер. Звучит музыка Роберта Планта)