Банки разрабатывают финтех-приложения, поскольку для клиентов, это — очень удобный способ управления своими банковскими счетами, а для банковских служащих – данными своих клиентов.
Еще 30 лет назад, чтобы добыть новую информацию, мы пользовались книгами, СМИ или общались с людьми. Сейчас достаточно секунды и смартфона размером с ладонь. Разбираемся, как цифровые технологии перевернули нашу жизнь
Что такое финтех-приложение?
Fintech-приложения — это веб-приложения или мобильные приложения, связанные с финансовыми услугами. В наши дни такие приложения широко распространены, поскольку большинство финансовых услуг осуществляется в цифровом формате, для повышения их эффективности и скорости выполнения.
Существует несколько типов финтех-приложений в зависимости от сферы финансов:
Рассмотрим их подробнее.
Digital инвестиционные финтех-приложения позволяют инвесторам исследовать различные финансовые активы и фондовые рынки, чтобы успешно инвестировать в них. Такие приложения предоставляют пользователям актуальные новости и важные данные для принятия обоснованных решений о своих инвестиционных планах.
Так как грань достаточно тонкая, я заранее прошу прощения, если неправильно увидел со стороны. Однако, постараюсь привести конкретные примеры под разные термины.
Цифровые сервисы: бронирование билета на сайте отеля, интернет магазин как витрина для оффлайн магазина.
Платформа: Яндекс. Такси
Экосистема: Яндекс. Go, VK, СБЕР
Приложения для цифрового кредитования — это приложения для кредитования и ПО для кредитования, которые облегчают общение и расчеты между кредиторами и заемщиками. Финансовые учреждения, такие как банки, или отдельные кредиторы, используют финтех-приложения для упрощения кредитных процедур и эффективного управления ими.
Цифровые платежи – это быстрые и безопасные безналичные платежи. Приложения Fintech с системами онлайн-платежей, электронными кошельками и цифровыми валютами облегчают процесс проведения электронных платежей.
По оценкам Statista, к 2022 году стоимость глобальных цифровых платежей достигнет 6 685 102 миллионов долларов США.
Это статья призвана помочь разобраться в названиях: цифровая бизнес-модель, цифровая платформа, цифровая трансформация, маркетплейс, экосистема, и к чему можно, а к чему не стоит применять эти термины. Объясняет на машинках, директор по развитию 65apps, Анатолий Дубцов.
Попробуем разобраться на примере выдуманного таксопарка, который в нашей виртуальной истории пройдет все этапы развития: от вызова такси по телефону до цифровой платформы.
Приложения для потребительского кредитования помогают пользователям управлять личными финансами. С помощью соответствующих инструментов и функций таких приложений, пользователи имеют возможность легко управлять своими расходами, планировать бюджеты и траты.
Пример финтех приложения от компании Neurotrack для проведения операций с криптовалютой
Компаниям и фин учреждениям стоит присмотреться к такого рода приложениям и поскорее внедрить их в свою работу, чтобы заполучить выгоду и признание клиентов.
Что это, и почему они нужны?
Финансовая индустрия уже очень давно использует различные технологии для удовлетворения потребностей своих клиентов. Финтех – одна из самых быстрорастущих отраслей в мире, поскольку она более безопасна и удобна по сравнению с традиционными формами финансовых услуг.
По оценкам Business Research Company, к 2023 году индустрия финансовых технологий вырастет до 158014,3 миллиона долларов США. Согласно этому исследованию, только в США 60% кредитных союзов и 49% банков считают, что партнерство в сфере финансовых технологий — необходимая составляющая современного рынка.
Есть достаточно размытая грань между понятиями, но я постараюсь подобрать максимально подходящие определения. Однако, иногда границы терминов могут быть чуть шире и заходить друг на друга.
Цифровые сервисы – это разрозненные сервисы, для решения моно задач.
Агрегатор – это витрина для множества цифровых сервисов.
Маркетплейс – это площадка для связи поставщиков и потребителей.
Платформа – это площадка для взаимодействие разных участников, задействованных в процессе, позволяющая сокращать косты участников.
Экосистема – это открытая платформа, на которой построено взаимодействие разных бизнес процессов.
Буквально 15-20 лет назад на вопрос, что такое мобильное приложение, владелец сотового телефона не нашел бы ответа. Возможности устройств ограничивались функциями звонков, отправки СМС и простейшими играми. Впрочем, незатейливую игру на сотовом можно было уже тогда называть приложением.
Сегодня мобильное приложение – это специально разработанное под функциональные возможности гаджетов программное обеспечение. Назначение ПО может быть самым разнообразным: сервисы, магазины, развлечения, онлайн-помощники и другое. Эти приложения скачиваются и устанавливаются самим пользователем через мобильные маркетплейсы. Самые крупные площадки – AppStore, Google Play. Технически все приложения создаются под конкретную платформу мобильного гаджета. Наиболее популярные операционные системы – iOS, Android, Windows Phone.
Нативные приложения кажутся привлекательнее за счет пользовательского опыта и высокой производительности, но выбор зависит от целей приложения и выгоды, которую вы хотите получить. Более простым приложениям и играм подойдет кроссплатформенная разработка, а сложносочиненным продуктам с множеством функций лучше присмотреться к нативкам. Опытные разработчики же советуют по возможности всегда выбирать нативное приложение, так как на перспективу оно принесет больше профита и меньше геморроя.
Кроссплатформенное решение нужно адаптировать под обновления ОС. По этой причине для больших проектов с большим набором функций и перспектив лучше сделать выбор в пользу нативной разработки. Это обеспечит хорошую поддержку со стороны вендора операционной системы (Apple и Google), улучшение качества фреймворков и появление новых фреймворков от этих компаний.
Михаил Горшков, Middle iOS-разработчик
Рост популярности мобильных приложений привел нас к увеличению конкуренции между Android и iOS. Исследование ресурса «Где Трафик» показало, что на начало 2021 года 71% мирового рынка занимал Android. В США же наибольшую популярность сыскал iOS, поэтому тот же Android занимает там всего 38% рынка. В России ситуация противоположная. Так, согласно исследованию Statista доля Android на российском рынке составляет более 70% на декабрь 2021 года, в то время как iOS занимает всего 27%.
И тут перед бизнесом встает вопрос о выборе платформы, который зависит от ЦА, бюджета и целей продукта. Есть два варианта: разработать нативное приложение для каждой платформы или одно кроссплатформенное.
Нативные приложения создаются для конкретной платформы с помощью определенных инструментов. Так, нативка на Android не будет работать на iOS и наоборот. Кроссплатформенные же приложения подразумевают совместимость с несколькими платформами. Давайте разбираться, что и для чего разрабатывать.
Стандартизированные процессы можно оцифровать, так в компании появляются «Цифровые сервисы».
Оцифрованные бизнес-процессы легче масштабировать.
Смену бизнес-модели от заработка на наценке товаров/услуг на модель заработка от цифровых сервисов и транзакций — называют «Цифровой трансформацией».
Всё больше компаний переходят от увеличения производительности своего труда в увеличение производительности по доставке конечной ценности.
Компания John Deere уже предлагает не сельхозтехнику, а платформу управления полем.
Компания НЛМК предложила рынку магазин сталелитейной продукции.
Есть компании, которые нашли неэффективность на рынке и сразу построили модель повышенной эффективности.
Компания «ДоДо Пицца» – изначально строилась не как сеть пиццерий, а как платформа управления производством пиццы.
Так или иначе в цепочке разделения труда будет появляться всё больше платформ, которые позволяют доставить конечную ценность до потребителя максимально эффективным способом.
Мы со своей стороны, более 10 лет принимаем участие в создании цифровых продуктов и набрали большой опыт в трансформации от бизнеса одних подходов к другим, которым готовы делиться. Даже свой бизнес-юнит новый открыли для таких проектов — 65lab 🙂
Что такое цифровые технологии и как они появились?
Основы современной двоичной системы счисления заложил математик Карл Лейбниц в XVII веке. В ХХ веке ее начали применять для программных вычислений: в 1941 году появился первый компьютер, а в 1948-м — первая программа для ЭВМ.
Тогда, в середине XX века, под цифровыми технологиями понимались те, где информация преобразуется в прерывистый (дискретный) набор данных, состоящий из 0 (нет сигнала) и 1 (есть сигнал). Их противопоставляли аналоговым, где данные — это непрерывный поток электрических ритмов разной амплитуды с неограниченным числом значений.
Но позже на смену этому пришло другое определение: цифровые технологии — это те, где информация «оцифровывается», то есть представляется в универсальном цифровом виде. Другой вариант — это все технологии, которые позволяют создавать, хранить и распространять данные. В свою очередь, аналоговые теперь — это те, где информация не унифицирована, а хранится и передается в разных форматах, под каждый тип носителя. К примеру, стационарный телефон — это аналоговая технология, а смартфон с интернетом — уже цифровая.
Говоря самым простым языком, к цифровым технологиям относят все то, что связано с электронными вычислениями и преобразованием данных: гаджеты, электронные устройства, технологии, программы. По сравнению с аналоговыми, цифровые технологии лучше подходят для хранения и передачи больших массивов данных, обеспечивают высокую скорость вычислений. При этом информация передается максимально точно, без искажений. Среди главных недостатков — высокая энергоемкость и негативное воздействие на климат.
Сейчас на долю дата-центров приходится около 0,3% мировых выбросов углерода. Они потребляют около 200 ТВтч в год — это больше, чем годовое потребление энергии в развивающихся странах. Однако к 2030 году этот показатель может вырасти до 20% от всего мирового спроса, что приведет к существенному увеличению выбросов.
Цифровые технологии часто путают с информационными, но на самом деле одно является частью другого. К информационным относят все технологии, связанные с обменом информацией, даже с помощью аналоговых устройств. Например, светофор, сообщающий нам, когда можно идти — это информационное аналоговое устройство, а сервис, где мы отслеживаем пробки — тоже информационное, но уже цифровое.
По данным на 2021 год, через пять лет рынок технологий цифровой трансформации достигнет $3,7 трлн.
Преимущества и недостатки нативных приложений
Начнем с преимуществ нативных приложений.
+ Нативное приложение обладает высокой производительностью
Это связано с тем, что при создании нативок разработчики используют инструменты, которые связаны с платформой напрямую. Например Swift — язык программирования, созданный Apple для нативной разработки для своих платформ iOS, MacOS, WatchOS, TvOS. Взаимодействие с платформой получается более простым, из-за чего и повышается скорость отклика и производительность приложения.
+ Качественный пользовательский опыт
Здесь мы опять получаем плюшки за счет более тесной интеграции с платформой. Теперь можно по максимуму использовать возможности аппаратной части устройства и полностью соответствовать гайдлайнам.
Кроме того пользователям нравится все знакомое. Благодаря связи инструментов нативной разработки с платформами мы можем реализовать привычный для аудитории интерфейс и пользовательский опыт.
+ Простота интеграции
Нативное приложение позволяет полноценно пользоваться всеми предоставленными платформой возможностями. Так мы сможем добиться более качественных фотографий и корректной работы с Bluetooth, NFC и т.д.
Недостатков у нативных приложений не так много, однако для кого-то они могут стать ключевыми факторами при выборе подхода разработки.
– Высокая стоимость разработки и обслуживания
Для нативной разработки вам понадобится хотя бы два разработчика — Android и IOS, если проект не подразумевает присутствие только на одной платформе. По итогу вам скорее всего придется разрабатывать две кодовые базы, а значит и потратить на разработку и обслуживание больше денег.
– Время на разработку значительно увеличивается
В отличие от кроссплатформенной разработки, в нативной приложения создаются отдельно под каждую платформу. Так как теперь нам нужно разработать не одно, а минимум два приложения, Android и IOS, то и время на разработку увеличивается.
– Ограничение одной платформой
Если вы заведомо ориентированы на рынок, в котором значительно преобладает конкретная платформа, например Android, то этот недостаток вас не касается. Но если вы создаете нативное приложение под одну платформу, то это может грозить упущенной прибылью. Ведь приложение попросту не будет работать на других платформах и пользователи не смогут опробовать вашу разработку и начать приносить прибыль.
Принцип работы мобильного приложения
Мобильное приложение можно разделить на два больших блока – это front- и back-end. Соответственно в часть Front-end входят компоненты и опции программы, с которой взаимодействует пользователь. Например, панель выбора, дашборд, настройки опций и прочее. Back-end – это скрытая часть, «задник». С этими компонентами взаимодействует разработчик посредством серверного софта.
Иными словами мобильное приложение напоминает сплит-систему, в которой одна часть находится на стороне пользователя – это Front-end, а другая на стороне разработчика – это Back-end.
Пользователи мобильной сети загружают необходимые приложения из магазинов Google Play и App Store. Компании на стороне Back-end получают массу преимуществ от такого формата взаимодействия. Например, анализируют информацию о целевой аудитории, быстрее доводят политику лояльности пользователям, повышают уровень продаж с мобильного канала.
Виды приложений
По бизнес-направленности мобильные приложения могут быть двух видов. Первые оптимизируют внутренние процессы организации, компании, сервиса. Вторые используются в маркетинговом плане, то есть для коммуникаций с клиентами, продаж и продвижения бренда.
Программы для клиентов:
Приложения для внутреннего использования:
Также мобильные приложения можно разделить на три типа:
Резюме
Мы изучили, что представляет собой приложение для смартфонов и планшетов. Рассмотрели его отличия от адаптированного сайта, а также в общих чертах узнали, как работает мобильное приложение. В конце статьи мы познакомились со сферами применения программного обеспечения в бизнесе.
В каких сферах применяют цифровые технологии?
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ составил рейтинг самых перспективных цифровых технологий за 2020 год. В процессе подготовки эксперты использовали систему интеллектуального анализа больших данных iFORA, которая содержит более 500 млн документов: научные публикации, аналитика рынков, доклады международных организаций, правовые документы и др.
Топ-15 наиболее значимых технологий:
Как видно из рейтинга, подавляющее большинство технологий имеет отношение к искусственному интеллекту, нейросетям и машинному обучению. Но это далеко не единственная сфера, которая определяет развитие технологий сегодня.
Развитие цифровых технологий
Ближайшие пять лет — переломный период цифровой трансформации, когда digital-технологии охватывают даже те сферы, где всегда господствовали аналоговые. Государственные, финансовые, медицинские услуги переходят в онлайн-формат, появляются первые прототипы электронных паспортов и цифровые платежные системы без привязки к физическим валютам и банкам.
Синергия цифровых технологий поможет объединить офлайн и онлайн, делая все устройства и сервисы взаимосвязанными между собой. Искусственный интеллект и большие данные помогают принимать более обоснованные решения, а VR и AR — проводить сложные операции, путешествовать и учиться в любой точке.
Такое будущее выглядит очень комфортным, но не для всех. Например, футуролог Герд Леонгард призывает обратить внимание на тотальную цифровизацию и ее возможные последствия. Например, полная замена реального общения цифровым или утрата человечности при принятии глобальных решений, которые мы все больше доверяем ИИ.
Преимущества и недостатки кроссплатформенных приложений
В чем же заключаются преимущества кроссплатформенной разработки? Давайте разбираться.
+ Низкая стоимость разработки и обслуживания
Это достигается за счет отсутствия необходимости нанимать нескольких разработчиков с разным стеком. Вам вполне хватит одного толкового разраба, который сможет написать и поддерживать кодовую базу приложения.
+ Разработка происходит значительно быстрее
Пожалуй, это одно из главных преимуществ кроссплатформенной разработки. Опять-таки за счет создания одного приложения сокращается время выхода продукта на рынок, что отлично подходит для бизнесов, которые хотят провести тестирование гипотез.
+ Приложение появляется сразу на нескольких платформах
Теперь пользователи с устройствами на IOS и Android смогут опробовать ваше приложение. А чем больше пользователей, тем больше прибыль.
+ Повторное использование кодовой базы
Большую часть кодовой базы можно использовать повторно при разработке других приложений. Это позволяет уже на новых проектах снизить затраты на исправление багов и внедрении нового функционала.
Пусть недостатков количественно больше, чем у нативных приложений, однако большинство из них могут оказаться для вас не столь значимыми.
– Сильно хромает адаптивность и как следствие пользовательский опыт
Зачастую кроссплатформенные приложения создаются без учета особенностей некоторых платформ и предоставляют единый интерфейс для всех. Такой подход будет особенно заметен пользователям, которые привыкли к определенному пользовательскому опыту.
Если все-таки потратить время на создание настоящего адаптивного дизайна под все платформы, то на нет сводится основное преимущество кроссплатформенной разработки — скорость выхода продукта на рынок.
– Возможные проблемы с интеграцией
Так как кроссплатформенность подразумевает наличие некой унифицированности, то процесс интеграции с другими операционками и устройствами может затянуться и значительно увеличить время разработки.
– Конкуренция среди инструментов разработки
Конкуренция — это не всегда хорошо. Ведь для проектов, которые были реализованы на фреймворках старой волны популярности, вспомним тот же Xamarin и React Native, это может означать ухудшение поддержки кода.
Здесь играет роль и наличие более слабого комьюнити, из-за чего новости и нововведения внутри сообщества распространяются медленно. Справедливости ради отметим, что сейчас эта проблема активно решается развитием Flutter-сообщества.
– Низкая производительность и надежность
Кроссплатформенные приложения никогда не смогут работать быстрее и надежнее нативных. Это связано с малой взаимосвязью между инструментами разработки и платформой размещения.
Чем тогда цифровая платформа отличается от маркетплейса?
Когда маркетплейс накопил достаточно данных, он может претерпеть еще одну трансформацию — научиться зарабатывать больше и просить больший процент денег с транзакций за счет сокращения костов участников – доставлять ближайшего таксиста ближайшему клиенту. Ну и раз сервис поработал с логистикой и научился делать это, то он может ещё и прокладывать оптимальный маршрут клиента от точки А до точки Б.
И вот в этот момент сервис может предложить заранее спланировать косты водителя: сколько затрат потребуется для того, чтобы добраться до клиента, и сколько потом чтобы клиента довезти до нужного адреса. Клиент же получает заранее стоимость поездки, в которую включены все косты.
Тут открывается дополнительная ниша: регулирование спроса и предложения: когда много заказов – увеличенная цена поездки, таксист зарабатывает больше, платформа зарабатывает больше, а клиент сам решает ехать ему или подождать другого времени.
Так, бизнес превратился в Цифровую платформу, которая зарабатывает на сокращении костов участников рынка.
Зачем бизнес-сфере мобильные приложения?
Успешный бизнес должен идти в ногу с современными технологиями иначе он останется в прошлом и придет в упадок. Какие перспективы открывают перед коммерсантами мобильные приложения:
Чем приложение отличается от мобильного сайта?
Довольно часто пользователи путаются в функциональных различиях мобильного сайта и приложения на смартфон, планшет или другой гаджет. Бывает и так, что стартапы и даже уже раскрученные бизнесы не понимают, зачем платить за разработку отдельного программного обеспечения для телефона, когда можно «подстроить» под разрешение мобильного дисплея готовый сайт.
Давайте разбираться в ключевых отличиях и функциональных особенностях адаптированного сайта и приложения.
Мобильный вариант сайта представляет собой переработанный, а в некоторых вариантах адаптированный дизайн и контент веб-страниц для удобного просмотра на дисплее смартфона. Самый простой способ – это создать копию основного сайта для ПК и попытаться его подстроить под мобильное разрешение. Оптимальный вариант – это полностью «перебрать» сайт и создать новый дизайн, с которым будет удобно взаимодействовать пользователю посредством сенсорного экрана.
Соответственно простая подстройка ПК-версии под гаджеты называется «резиновой» версткой. То есть на сайте остается тот же самый контент и дизайн, но он изменяется в размерах. Блоки становятся меньше. Такое решение было наиболее популярным 10-15 лет назад, когда продажи с мобильных гаджетов не могли конкурировать с ПК. Сейчас многое изменилось. С мобильного канала идет больше трафика и продаж. Поэтому «резиновый» сайт уступает в лидогенерации мобильным приложениям.
Основные преимущества сайта – минимальные затраты на разработку (по сути, версия для смартфонов делается «на сдачу» с основного сайта), кроссплатформенность, быстрые обновления.
Один существенный недостаток перечеркивает все достоинства. Адаптированный сайт имеет низкий уровень взаимодействия с пользователем. Даже при хорошем трафике такой сайт будет плохо конвертировать лидов.
Мобильное приложение – это программный пакет, функционал и дизайн которого «заточен» под возможности мобильных платформ. Перечислим несколько основных плюсов приложения:
Ключевые цифровые технологии ХХI века
Смартфоны объединили в себе персональный компьютер и телефон, став вместилищем для десятков цифровых технологий. С их помощью мы говорим, обмениваемся сообщениями, пишем письма, слушаем музыку, делаем фото и видео.
Первый КПК Nokia появился в 1996 году, первый смартфон Ericsson — в 2000-м. Но настоящую революцию совершил iPhone, впервые представленный в 2007-м: с тех пор все смартфоны постепенно перешли на сенсорные дисплеи без стилусов, а чуть позже появились и планшеты — своего рода промежуточное звено между смартфоном и ноутбуком. Лишь за 2020 год в мире было продано свыше 1,3 млрд смартфонов, а тройку лидеров на рынке составляют Samsung, Apple и Xiaomi.
Одной из самых продвинутых технологий, применяемых в смартфонах, является цифровая фотография: когда алгоритмы ИИ обрабатывают серию снимков и данные об освещении так, чтобы на выходе получилось одно, но лучшее по качеству фото.
Интернет вещей (Internet of Things, IoT)
Интернет вещей — это технология, которая позволяет объединять сенсоры, гаджеты, бытовую технику и даже автомобили в единую сеть при помощи беспроводной связи. Всеми этими устройствами можно управлять при помощи приложений и объединять их в разнообразных автоматических сценариях — например, управлять заводским оборудованием. По данным на конец 2020 года, к интернету вещей в мире было подключено 11,7 млрд устройств, а через пять лет эта цифра вырастет до 30 млрд.
Большие перспективы для IoT открывает новый стандарт беспроводной связи — 5G. С его помощью данные можно передавать быстрее, без сбоев и с минимальными задержками, подключая еще больше устройств.
Беспроводной интернет, Wi-Fi 6 и 5G
Мобильный интернет зародился еще в 1991 году, а беспроводной стандарт Wi-Fi был создан в 1998-м, в австралийской лаборатории радиоастрономии CSIRO. Спустя более 20 лет к интернету подключены практически все электронные устройства. Теперь появились новые технологии высокоскоростной связи: 5G и Wi-Fi 6.
5G предоставляет широкополосную мобильную связь на высокой скорости и с минимальной задержкой сигнала — всего 1–2 мс. По данным Accenture, в ближайшем будущем с помощью 5G можно будет подключить до 1 млн устройств на 1 кв. км. Сотрудники большинства компаний смогут окончательно перейти на удаленную работу и быстрее принимать решения, основываясь на аналитике потоковых данных.
«Обычный» Wi-Fi работает на частотах 2,4 и 5 ГГц, а Wi-Fi 6 добавит к ним новую — 6 ГГц. Это поможет ускорить передачу данных на мобильных устройствах до 2 Гб/сек, и сделать ее более стабильной. Первые 316 млн мобильных устройств с поддержкой Wi-Fi 6E появятся уже в 2021 году.
Беспилотные автомобили
Беспилотные системы сегодня используют в такси, общественном транспорте, дронах и авиации. На них возлагают надежды как на самый рентабельный коммерческий транспорт и самый безопасный личный. Пока еще на наших дорогах нет полностью автономных машин, которые могут двигаться абсолютно независимо от человека (они бывают разного уровня автономности). Но в некоторых штатах США и азиатских странах уже можно вызвать беспилотное такси. Главное, что сейчас сдерживает распространение технологии, — это законы: не все государства готовы выпускать беспилотники на дороги общего пользования и пока не до конца понимают, как их регулировать.
Выпуск YouTube-канала «РБК Тренды», посвященный тестированию российского беспилотника
Внедрение 5G позволит объединить системы управления беспилотными автомобилями с городской инфраструктурой: дорогами, светофорами, дорожными знаками и парковками.
Искусственный интеллект и машинное обучение
Чаще всего под «искусственным интеллектом» подразумевают любые алгоритмы, которые решают какие-либо задачи независимо от человека: производят сложные вычисления, распознают изображения и речь, собирают и обрабатывают массивы данных. Но настоящий «искусственный интеллект» — тот, что не только сам решает задачи, но и ставит новые, сам принимает решения и выходит за рамки своих изначальных возможностей.
Чтобы ИИ мог действовать самостоятельно, применяют продвинутые алгоритмы машинного и глубокого обучения, а также конструируют нейросети — по аналогии с системами нейронов в человеческом мозгу. Сегодня ИИ находит для нас нужную информацию, рекомендует подходящие товары или видео, строит аналитические прогнозы, помогает лечить пациентов и управлять беспилотниками.
Как работает глубокое обучение в беспилотниках
Но предел его возможностей все еще достаточно далеко, и главный вопрос, который волнует ученых и разработчиков — станет ли ИИ сильнее и важнее человеческого?
Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR)
Первыми возможности AR и VR оценили разработчики игр и маркетологи. Первые использовали виртуальную реальность, чтобы добиться эффекта полного погружения в игру или виртуальный тур, а вторые — чтобы предложить покупателям «примерить» одежду или мебель. Statista оценила рынок VR и AR в $18,8 млрд в 2020 году — в три раза больше, чем в 2016-м. А еще через четыре года он вырастет к 2020-му в 15 раз.
Сегодня технологии AR/VR распространяются и на другие сферы. Например, в образовании виртуальная среда помогает наглядно изучить анатомию, архитектуру или древние цивилизации. В медицине, с применением дополненной и смешанной реальностей, проводят онлайн-консилиумы и операции. С помощью VR можно посещать другие страны и достопримечательности, музеи и даже затонувшие корабли. Во время пандемии стали востребованы разработки, позволяющие проводить встречи в AR и VR.
3D-печать
Первые 3D-принтеры появились в конце 1980-х годов. В ближайшем будущем именно 3D-печать может заменить большую часть производственных технологий и материалов.
Выпуск YouTube-канала «РБК Тренды» о 3D-принтерах в России
В отличие от традиционного производства, эта технология не требует таких огромных инвестиций и ресурсов, а еще — производит намного меньше вредных отходов. На 3D-принтерах печатают детали и запчасти, кабели, мебель и фурнитуру, одежду и обувь и даже дома. В ближайшем будущем мы сможем покупать трехмерные модели онлайн и печатать нужные вещи у себя дома. В медицине набирает популярностью технология биопринтинга — когда на 3D-принтерах, из специального биогеля печатают человеческие ткани и органы.
Робототехника
Первые прототипы роботизированных устройств появились еще в XIX веке, а во второй половине XX века роботизация вышла на промышленный уровень. Появился термин «Индустрия 4.0» — четвертая промышленная революция, которая связана с тотальной автоматизацией и сведению к минимуму человеческого труда. Роботов используют для сборки машин и электроники, логистики, курьерской доставки, приготовления блюд и даже хирургических операций.
Выпуск YouTube-канала «РБК Тренды», посвященный российской робототехнике
Облачные вычисления
Облачные технологии основаны на распределенном сетевом доступе к ИТ-инфраструктуре, чтобы хранить и обрабатывать данные любого объема. Как правило, это удаленные серверы или ИТ-сервисы, которые можно арендовать по мере необходимости. Такой подход позволяет компаниям быстро наращивать вычислительные мощности, запускать или масштабировать онлайн-проекты, которые требуют очень больших ресурсов.
Есть три вида облачных сервисов:
Блокчейн и криптовалюта
Блокчейн — это технология, при которой данные обо всех совершаемых транзакциях хранятся в единой системе в виде отдельных блоков и удостоверяются цифровой подписью, защищающей от взлома. База данных в системе — распределенная между всеми участниками, то есть без какого-либо централизованного управления и контроля. Это делает ее, по мнению создателей, наиболее независимой, безопасной и устойчивой к коррупции.
В блокчейне используются токены — невзаимозаменяемые, уникальные сущности, — а также смарт-контракты — алгоритмы для формирования, контроля и предоставления информации о владении чем-либо (например, криптовалютой). Первый блок был сгенерирован в 2009 году, а сегодня в мире существует более 2 тыс. разных систем блокчейна.
Одна из последних модификаций — технология NFT, которую применяют для продажи произведений искусства, музыкальных треков и других видов интеллектуальной собственности. Каждому изображению, видео или аудио присваивается уникальный цифровой сертификат, который можно купить, чтобы стать владельцем произведения. N FT можно перепродавать, зарабатывая на этом, как на физических предметах искусства.
Криптовалюта — полностью цифровая валюта, созданная по технологии блокчейна, которая используется для виртуального обмена и платежей. Она не зависит от банков или других финансовых структур. Для ее защиты, обмена и контроля операций применяют специальные методы шифрования.
Технологии блокчейна в ближайшем будущем могут привести к появлению полностью автономной финансовой системы, которая не будет зависеть от государственных и международных финансовых институтов. Возможно, возникнет даже что-то вроде цифрового государства или виртуальной вселенной, со своими внутренними рынками и законами.
Нативное или кроссплатформенное приложение
Для того, чтобы понять, какое приложение подойдет конкретно вашему бизнесу стоит обратить внимание и ответить на следующие вопросы:
Нативная разработка подойдет для мобильных приложений, которые должны работать в офлайн и использовать аппаратную часть устройства максимально эффективно. Также нативки — это ваша тема, если вы хотите получить отзывчивое приложение с доступом к ресурсам и сервисам устройства.
Большинство крупных компаний отдают предпочтение нативной разработке. Например, Сбер и приложение Сбербанк Онлайн со всеми сервисами. Наша команда разработала такие модули, как «Оценка бизнес идеи Сбер», «Валюты и металл», а также «Диалоги Сбер» при помощи инструментов нативной разработки: Swift и Kotlin.
Сервисы нативного приложения Сбербанк Онлайн, написанного на Kotlin и Swift. Изображение: Цифровые Привычки
Кроссплатформенная разработка удобна для написания простого приложения. Она не предполагает сложных анимаций и расчетов, а еще требует постоянный доступ к Интернету. Подобный подход к разработке отлично подходит для быстрого выхода на рынок. А если у вас уже есть сайт, но вы хотите приложение быстро и недорого, то кроссплатформенное приложение сможет удовлетворить ваши потребности.
Ярким примером использования кроссплатформенной разработки является компания Google, которая в мае 2017 года запустила собственный инструмент разработки кроссплатформенных приложений под названием Flutter. С его помощью компания разработала Google Pay версии 3.0.
Внешний вид Google Pay 3.0, который был разработан с использованием инструмента кроссплатформенной разработки Flutter. Изображение: Flutter
Чем же тогда отличается маркетплейс от агрегатора?
Предположим, что наш бизнес понял, что будучи агрегатором можно зарабатывать больше, чем на своих машинах.
Он решает, что можно даже отказаться от своего собственного парка и увеличить заработок на потоке подключаемых других.
Старая модель, когда в таксопарке нужно ставить своё ПО или тратить время и деньги на сложные интеграции – не работает. Нужно, чтобы таксопарки подключались быстро и с минимумом затрат. Появляется новая модель: открытый магазин, для связи клиентов (покупателей) и продавцов (таксопарков). Это модель с открытым API для быстрой интеграции ПО, а также с личным кабинетом продавца, куда небольшие таксопарки могут подключаться и получать заказы.
Эта открытая модель и называется Маркетплейс – место, в котором покупатели встречаются с продавцами, а владелец ПО зарабатывает на этих транзакциях.
Вот таким образом бизнес прошел Цифровую трансформацию и превратился из таксопарка в Маркетплейс.
Как стать агрегатором
Вернемся на 10 лет назад и попробуем вызвать такси.
Классическая модель до внедрения каких-либо технологий
Когда таксопарк увеличивается и пассажиропоток возрастает, одного оператора уже становится мало — нужно заводить нескольких, ставить телефонию с очередью, возможно, разделять роли: на тех, кто говорит с клиентом, и на тех, кто связывается по рации с водителями. При увеличении объема так или иначе начинается этап Стандартизации бизнеса: кто звонит, с кем связывается, как отвечает, в какие смены работают.
Чем больше объемы, тем сложнее справляться обычными средствами. В определенный момент времени расти только за счет увеличения штата становится неэффективно. Чтобы расти качественно, нужно оптимизировать расходы. Это делают с помощью цифровых инструментов.
В процессе сокращения костов нашего условного таксопарка появляется сайт (или мобильное приложение), где можно заказать машину. Сформированный заказ уже без обработки в колл-центре сразу падает на операторов, которые связываются с водителями и назначают их на заказ, а когда водитель назначен, на ваш телефон приходит смска с временем подачи и номером автомобиля и водителя.
Итак, от стандартного метода заказа через звонок оператору мы перешли к сайту с автоинформированием, сократив тем самым количество операторов контакт-центра, при этом увеличивая обороты. Состоялась Оцифровка или Цифровизация бизнеса.
А теперь представим, что наш оцифрованный таксопарк решает расширить бизнес за счет подключения других таксопарков к своей системе.
Любые таксопарки, которые захотели таким образом увеличить свой объем, должны либо поставить ПО, которое разработал наш таксопарк и построить свои бизнес-процессы на этом ПО, либо интегрировать свое ПО с нашим.
И вот, когда на сайте собралось больше одного таксопарка, этот сайт можно называть Агрегатором.
То есть, после цифровизации стандартных процессов бизнеса, этот бизнес можно Масштабировать на соседей по цеху и создать некий Агрегатор, который ещё не будет платформой или маркетплейсом.
Как платформа превращается в экосистему?
В целом, модель платформы уже предполагает, что мы рассматриваем не только таксопарки и пассажиров как клиентов. Но пока мы оптимизировали только процесс взаимодействия этих двух ролей. При этом, вокруг основного процесса (соединение водителя и клиента) существует множество второстепенных, которые тоже можно оптимизировать.
В процессе трансформации в платформу у нас появилось приложение для таксистов, в котором они видят, сколько заработали денег и сколько могут вывести на счет. Эти выводы ограничены суммами и периодами.
Но, зачастую, таксисту нужны деньги здесь и сейчас. Например, на бензин. Если подключить АЗС к нашей платформе, то можно создать сервис, в котором таксисты сразу смогут оплачивать бензин со своего виртуального счета, минуя комиссию за вывод средств.
Так к платформе по запросу клиентов (а водители тоже клиенты платформы) начинают подключаться новые бизнесы: АЗС, автомойки, лизинговые, страховые компании и даже банки, которые могут скорить таксопарки и водителей по данным об их вождении и клиентах.
Открытая платформа, к которой подключено большое количество бизнесов, которые соединяют разные бизнес-модели и процессы, и которые делятся друг с другом данными — называется Экосистемой.