что такое информационные технологии 5 класс и презентация информация каналы восприятия информации презентация к уроку технологии 5 класс

Информация. Каналы восприятия информации человеком.

Информация является основой любого вида деятельности в современном мире. 21 век называют веком информационных технологий.

Информация в технике: Сведения, записанные на материальном носителе (например, магнитный, оптический, лазерный или другой носитель электронной информации) в виде знаков, Образов или сигналов для обработки, сохранения или передачи. Информация в науке: Сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины) в процессе жизнедеятельности и функционирования.

Информация в обиходе, в привычном укладе жизни: Любые сведения, которыми обмениваются люди друг с другом, или данные, которые кого-либо интересуют. Когда кто-то говорит: «Я информирую», в житейском Смысле это означает «Я сообщаю вам».

Информация в обобщенном варианте: Это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, которые воспринимают живые организмы (люди, животные, растения), технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе.

Немного о профессиях Профессии людей связаны с подготовкой, обработкой, хранением и воспроизведением информации. В АЖНО Для технических устройств, которые связаны с обработкой информации, главным является не новизна сведений. Они реагируют на увеличение или уменьшение поступающих на них внешних сигналов. Для компьютеров информацией являются составленные в определенной последовательности электрические сигналы.

Подумайте. Каким образом человек, лишенный книг, газет, радио, телевидения, телефона, получает информацию о внешнем мире?

Для человека каналами восприятия информации являются органы чувств:

С помощью этих органов человек испытывает 5 видов чувств:

Виды инфрмации по каналам восприятия

Практическая работа Проработаем формы визуальной информации об одном и том же объекте: автомобиль Подсказка на стр. 120 (рисунок 11.1)

Источники аудиальной информации Речевые сообщения на языке какой-нибудь страны, ритмичные звуки, музыка, шум.

Примеры осязательной информации Предмет горячий или холодный Предмет шершавый или гладкий Предмет вибрирует или нет

Примеры вкусовой информации

Попробуйте разобраться Почему при сильном насморке пища кажется невкусной?

Технологическая карта урока

Дата проведения урока:

Выполненное домашнее задание необходимо предоставить в формате (скан, фотография, документ
MS

Word
) :

– в электронном дневнике виртуальной школы. Прикреплять к следующему уроку!!! (на следующей неделе)

– электронным письмом на адрес

(Название файла (сообщение) должно содержать название предмета, фамилию ученика и класс. Например: технологияИванов5в.doc

Выполненное домашнее задание необходимо предоставить в формате (скан, фотография, документ
MS

Word
) :

– в электронном дневнике виртуальной школы

Тема урока:
«Каналы восприятия информации человеком. Скорость и качество восприятия информации различными органами чувств »

Цель: узнать о формах представления информации;

– научиться приводить примеры передачи, хранения информации в разных формах;

– научиться характеризовать формы графического представления информации;

– о формах представления информации;

– приводить примеры передачи, хранения информации в разных формах;

– характеризовать формы графического представления информации;

– получить представление об информационной безопасности;

– сравнивать различные формы представления информации;

– осознавать информацию.

Мотивация к учебной деятельности

1. Задание

:

Давайте с вами вспомним из предыдущего урока, что такое информация. (устно)

Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.

Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.

Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов.

Если нам сказали, что на улице тепло, как мы оденемся? Ведь мы не знаем насколько тепло. А если нам скажут, что на улице плюс 25 градусов, то мы уже определимся с одеждой. Соответственно, в первом случае мы додумываем информацию, а во втором – информация четкая. Как мы назовем такую информацию?
Ответы: объективная и субъективная.

2 Задание.

Изучение нового теоретического материала

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Внимательно посмотреть видео-урок

С правой стороны экрана есть цифры. Пройди по ним после просмотра фильма.(1-4)

Информация к человеку поступает через органы чувств: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Соответственно различают следующие виды информации для человека: визуальная, аудиальная, тактильная, вкусовая, осязательная.

Большое количество информации дают человеку органы зрения. Визуальную информацию человек может получать в разной форме – в виде реального объекта, макета, картины, рисунка, схемы, условного знака, текста, жеста, а в науке – в виде цифр, специальных знаков или условных обозначений.

Оптические иллюзии

Учёными подсчитано, что примерно 80–90 % информации о внешнем мире человек воспринимает с помощью зрительного аппарата.

Глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.

Но можно ли полностью доверять своим органам чувств?

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС


ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС

Это не анимация — это простые рисунки, но нарисованы они таким образом, что при просмотре этих картинок происходит оптический обман зрения. Вам кажется, что изображение на картинке движется, но это не так.

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС

Ответьте, кого вы видите на рисунках? Нам кажется, что изображён старый мужчина(женщина) и молодая девушка, но на самом деле это одно и то же изображение, которое перевёрнуто.(устно)

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС

На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее?

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС

Картинки обмана зрения: размер круга. Какой из кругов, расположенных посередине, больше?

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС

Какая из голубых линий длиннее?

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д. 

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС

4. Домашнее задание.

Выполненное домашнее задание необходимо предоставить в формате (скан, фотография, документ
MS

Word
) :

– в электронном дневнике виртуальной школы. Прикреплять к следующему уроку!!! (на следующей неделе)

– электронным письмом на адрес

(Название файла (сообщение) должно содержать название предмета, фамилию ученика и класс. Например: технологияИванов5в.doc

Задание 1.

Попробуйте составить
синквейн

к слову «ИНФОРМАЦИЯ»

Правила написания синквейна

первая строка –   одно слово
, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка –   два слова
, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка –   три слова
, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка –   фраза из нескольких (обычно четырёх-пяти) слов
, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка –   слово-резюме или словосочетание
, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Например:

Синквейн на тему “Витамин”.

3.    Поглощать, принимать, употреблять

4.    Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.

5.    Польза для здоровья

Информация 5 класс Подготовил учитель технологии Кирчикова А.Н. 2021 год

Подготовил учитель технологии Кирчикова А. Н.

Что такое информация?   Информация является основой любого вида деятельности в современном мире. Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе. Можно ли информацию потрогать руками или она совсем не осязаема?

Что такое информация?

  • Информация является основой любого вида деятельности в современном мире. Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе. Можно ли информацию потрогать руками или она совсем не осязаема?

Сегодня на уроке: Цель:  сформировать правильное представление об информации и её значении в окружающем мире. Задачи: - дать понятия об информации, способах её восприятия и передачи в зависимости от органов чувств; - познакомить учащихся с классификацией информации и способами её оценивания.

Сегодня на уроке:

Цель:
 сформировать правильное представление об информации и её значении в окружающем мире.

  • – дать понятия об информации, способах её восприятия и передачи в зависимости от органов чувств;
  • – познакомить учащихся с классификацией информации и способами её оценивания.

Сегодня на уроке мы узнаем: - понятие «информация»; - что такое информация в быту, науке и технике; - значение информации и её видов; - понятия объективной и субъективной информации; - как информация о внешнем мире может поступать в мозг человека; мы научимся: -  разбираться в видах информации; - классифицировать информацию по каналам восприятия; - сравнивать скорость и качество восприятия информации различными органами чувств; мы сможем: - оценивать эффективность восприятия и усвоения информации по разным каналам её получения.

Сегодня на уроке

  • – понятие «информация»;
  • – что такое информация в быту, науке и технике;
  • – значение информации и её видов;
  • – понятия объективной и субъективной информации;
  • – как информация о внешнем мире может поступать в мозг человека;

  •  разбираться в видах информации;
  • – классифицировать информацию по каналам восприятия;
  • – сравнивать скорость и качество восприятия информации различными органами чувств;
  • – оценивать эффективность восприятия и усвоения информации по разным каналам её получения.

Информация сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе.

сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе.

Информация окружает нас повсюду. Она представлена в разных видах, получаема из множества источников и служит разнообразным целям. Слово «информация» происходит от латинского слова, обозначающего «сведения», «разъяснения», «изложение». В науке, технике и обиходе слово «информация» имеет разное значение..

  • Информация окружает нас повсюду. Она представлена в разных видах, получаема из множества источников и служит разнообразным целям.
  • Слово «информация» происходит от латинского слова, обозначающего «сведения», «разъяснения», «изложение».
  • В науке, технике и обиходе слово «информация» имеет разное значение.

Задание 1. Распределите информацию по объективности необъективная информация объективная информация Гора низкая. Высота горы составляет 1300 м. Хлеб дешёвый. Одна буханка хлеба стоит 20 рублей. Стрелок меткий. Число попаданий стрелка: 8 из 10. Эта актриса – самая красивая. Эта актриса была признана самой красивой читателями журнала N

Задание 1. Распределите информацию по объективности

  • Гора низкая.
  • Высота горы составляет 1300 м.
  • Хлеб дешёвый.
  • Одна буханка хлеба стоит 20 рублей.
  • Стрелок меткий.
  • Число попаданий стрелка: 8 из 10.
  • Эта актриса – самая красивая.
  • Эта актриса была признана самой красивой читателями журнала N

ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВО Переводчик Редактор Программист Бухгалтер Экономист Специалист по маркетингу Инспектор Инженер Секретарь

ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВО

  • Переводчик
  • Редактор
  • Программист
  • Бухгалтер
  • Экономист
  • Специалист по маркетингу
  • Инспектор
  • Инженер
  • Секретарь

Каналы восприятия информации человеком

Каналы восприятия информации человеком

Информация бывает: Информация  визуальная – воспринимаемая органами зрения, Информация  аудиальная – воспринимаемая органами слуха, Информация  обонятельная – воспринимаемая чувствительными нервными окончаниями в полости носа – рецепторами, Информация  тактильная – воспринимаемая нервными окончаниями в коже и мышцах, Информация  вкусовая – воспринимаемая вкусовыми рецепторами языка.

  • Информация
     визуальная – воспринимаемая органами зрения,
  • Информация
     аудиальная – воспринимаемая органами слуха,
  • Информация
     обонятельная – воспринимаемая чувствительными нервными окончаниями в полости носа – рецепторами,
  • Информация
     тактильная – воспринимаемая нервными окончаниями в коже и мышцах,
  • Информация
     вкусовая – воспринимаемая вкусовыми рецепторами языка.

Задание 2 Впишите недостающее слово Журчание ручейка, крик чайки, телефонный звонок, мычание коровы относятся к ______ информации. визуальной аудиальной обонятельной вкусовой тактильной

Задание 2 Впишите недостающее слово

  • Журчание ручейка, крик чайки, телефонный звонок, мычание коровы относятся к ______ информации.
  • визуальной
  • аудиальной
  • обонятельной
  • вкусовой
  • тактильной

Виды информации Числовая информация

Виды информации Текстовая информация

Виды информации Графическая информация

Виды информации Звуковая информация

Виды информации Видео информация

Тренировочные задания 1. Найдите лишнее в каждой из групп. 1. запах сирени вкус молока аромат кофе шлейф духов 2. громкий тихий горячий звонкий

1. Найдите лишнее в каждой из групп.

  • запах сирени
  • вкус молока
  • аромат кофе
  • шлейф духов
  • громкий
  • тихий
  • горячий
  • звонкий

Тренировочные задания 2. Распределите виды информации по соответствующим группам. Визуальная информация Аудиальная информация Тактильная информация Яркое Солнце   Серое небо   Красное платье   Завывание ветра   Шум дождя   Мелодичное пение птицы   Горячая сковородка   Влажная трава   Тёплый ветер

2. Распределите виды информации по соответствующим группам.

  Мелодичное пение птицы

Тренировочные задания 3. Решите кроссворд.

Тренировочные задания  По горизонтали: 3. Сведения об окружающем его мире. 6. Безошибочное отражение текущего положения дел. Со временем информация может утратить это свойство. 9. Соответствие нуждам человека в конкретный временной отрезок 10. Запрет на несанкционированную работу с информацией. По вертикали: 1. С помощью какого органа чувств здоровый человек получает больше всего информации? 2. Устройство, помогающее человеку хранить, передавать и обрабатывать информацию. 4. Независимость от чего-либо суждения, оценки. 5. Исчерпывающие характеристики предмета или явления. 7. Информация, которую человек получает с помощью языка. 8. Информация воспринимаемая человеком с помощью кожи.

  • 3.
    Сведения об окружающем его мире.
  • 6.
    Безошибочное отражение текущего положения дел. Со временем информация может утратить это свойство.
  • 9.
    Соответствие нуждам человека в конкретный временной отрезок
  • 10.
    Запрет на несанкционированную работу с информацией.
  • 1.
    С помощью какого органа чувств здоровый человек получает больше всего информации?
  • 2.
    Устройство, помогающее человеку хранить, передавать и обрабатывать информацию.
  • 4.
    Независимость от чего-либо суждения, оценки.
  • 5.
    Исчерпывающие характеристики предмета или явления.
  • 7.
    Информация, которую человек получает с помощью языка.
  • 8.
    Информация воспринимаемая человеком с помощью кожи.

Тренировочные задания 4. Определите вид информации, канал получения информации в зависимости от способов её восприятия человеком. Заполните таблицу.  Изображение Свойство предмета Шарф Канал получения Лимон Вид информации Тактильная   Кожа   Мягкий, тёплый   Вкусовая   Кислый   Язык

4. Определите вид информации, канал получения информации в зависимости от способов её восприятия человеком. Заполните таблицу.

Тренировочные задания 5. Внимательно прочитайте примету. Какой вид чувств соответствует данной примете? Выберите правильный ответ. Гром зимой услышать – к ветреной погоде. осязание вкус зрение обоняние слух

5. Внимательно прочитайте примету. Какой вид чувств соответствует данной примете? Выберите правильный ответ.

Гром зимой услышать – к ветреной погоде.

  • осязание
  • вкус
  • зрение
  • обоняние
  • слух

Тренировочные задания 6. Выберите характеристики предметов и явлений, которые человек воспринимает при помощи органов слуха. Светлый Морской (воздух Красный Твердый Мелодичный Мокрый Сладкий Тихий

6. Выберите характеристики предметов и явлений, которые человек воспринимает при помощи органов слуха.

  • Светлый
  • Морской (воздух
  • Красный
  • Твердый
  • Мелодичный
  • Мокрый
  • Сладкий
  • Тихий

Тренировочные задания 7.Подберите термины к определениям, чтобы увидеть рисунок. В качестве ответа укажите номер правильного ответа из списка. А -Информация, воспринимаемая органами зрения. B -Информация, воспринимаемая органами слуха. C -Информация, воспринимаемая чувствительными нервными окончаниями в полости носа – рецепторами. D -Информация, воспринимаемая нервными окончаниями в коже и мышцах. E -Информация, воспринимаемая вкусовыми рецепторами языка. 1 – Вкусовая информация 2 – Визуальная информация 3 – Тактильная информация 4 – Аудиальная информация 5 – Обонятельная информация

7. Подберите термины к определениям, чтобы увидеть рисунок. В качестве ответа укажите номер правильного ответа из списка.

А
-Информация, воспринимаемая органами зрения.

B
-Информация, воспринимаемая органами слуха.

C
-Информация, воспринимаемая чувствительными нервными окончаниями в полости носа – рецепторами.

D
-Информация, воспринимаемая нервными окончаниями в коже и мышцах.

E
-Информация, воспринимаемая вкусовыми рецепторами языка.

1 – Вкусовая информация

2 – Визуальная информация

3 – Тактильная информация

4 – Аудиальная информация

5 – Обонятельная информация

Тренировочные задания 8. Установите соответствие между органами чувств и видами информации.  1. Аудиальная информация 2.Обонятельная информация 3.Визуальная информация 4.Вкусовая информация 5.Тактильная информация Глаза Кожа Язык Уши Нос

8. Установите соответствие между органами чувств и видами информации.

1. Аудиальная информация

  • Глаза
  • Кожа
  • Язык
  • Уши
  • Нос

Тренировочные задания 9. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню. Информация окружает нас повсюду. Она представлена в разных _________, получаема из множества __________ и служит разнообразным_________. Слово «_____________» происходит от латинского слова, обозначающего «сведения», «разъяснения», «изложение». В науке, технике и обиходе слово «информация» имеет разное ___________ .

9. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

Информация окружает нас повсюду. Она представлена в разных _________, получаема из множества __________ и служит разнообразным_________. Слово «_____________» происходит от латинского слова, обозначающего «сведения», «разъяснения», «изложение». В науке, технике и обиходе слово «информация» имеет разное ___________ .

Тренировочные задания 10. Распределите информацию по соответствующим категориям. Объективная информация Необъективная информация Экзамен сдан на оценку «5»   Год постройки здания – 1952   У меня температура 37,2   Экзамен сдан хорошо   Это здание старое   У меня горячий лоб

10. Распределите информацию по соответствующим категориям.

  • Экзамен сдан на оценку «5»
  •   Год постройки здания – 1952
  •   У меня температура 37,2
  •   Экзамен сдан хорошо
  •   Это здание старое
  •   У меня горячий лоб

ОТВЕТЫ Вкус молока, горячий 1  Кроссворд Визуальная информация Аудиальная информация Яркое Солнце Тактильная информация Серое небо Завывание ветра Шум дождя Горячая сковородка Красное платье Мелодичное пение птицы Влажная трава Тёплый ветер Сбросить ответы   Показать правильный ответ   Пройдено 0 из 14 Изображение Свойство предмета Шарф Канал получения Лимон Мягкий, тёплый Вид информации Кожа Кислый Тактильная Язык Вкусовая

  • Вкус молока, горячий
  • Кроссворд

Мелодичное пение птицы

Сбросить ответы   Показать правильный ответ   Пройдено 0 из 14

ОТВЕТЫ 3.

ОТВЕТЫ 5. Слух 6. Мелодичный, тихий 7. 1- E, 2- A, 3-D,4-B, 5-C 8. 1-D, 2-E, 3-A, 4-C, 5-B 9. Видах, источников, целям, информация, значение. 10. Объективная – 1, 2,3  Необъективная – 4,5,6

6. Мелодичный, тихий

7. 1- E, 2- A, 3-D,4-B, 5-C

8. 1-D, 2-E, 3-A, 4-C, 5-B

9. Видах, источников, целям, информация, значение.

10. Объективная – 1, 2,3

Необъективная – 4,5,6

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Конспект урока для 5 класса по теме: «
Информация объективная и субъективная. Характеристика видов информации от органов чувств»

 Формирование понятий  об объективной и субъективной информации и зависимости ее от органов чувств.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Образовательная: ознакомить учеников с понятием объективной и субъективной информацией и ее свойствах.

Развивающая: Развитие творческого и познавательного потенциала учащегося; коммуникативных способностей; умений структурировать информацию, определять основные свойства информации и их значения.

Воспитательная: воспитывать культуру общения трудовой дисциплины и познавательного интереса к предмету.

Форма работы: фронтальная, групповая, в парах.

Межпредметные связи: информатика, рисование.

 Предметные. Учащиеся должны знать виды информации, ее свойства, значение и восприятие информации. Должны уметь различать объективную и субъективную информацию.

: – умение давать определение понятиям;

-структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации (учебник).

: – определять цель в деятельности, выбирать средства достижения цели индивидуально и в паре;

– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

– осуществлять самоконтроль,

– оценивать степень достижения цели в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки.

– слушать и понимать речь других, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

– уметь публично защищать свою позицию;

– формирования умения вести диалог, эффективно взаимодействовать в паре, группе;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли.

:- овладение знаниями, умениями и навыками и их применения в различных жизненных ситуациях;

– осознавать свои эмоции, оценивать свои и чужие поступки в разных ситуациях, понимать эмоциональное состояние других;

-формирование осознанной самооценки;

– обладать уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями,  мешочек с предметами ( свисток, духи, вата, картинка, соль в прозрачном пакете), учебник Технология 5 класс под ред. В.М. Казакевича, М., «Просвещение», 2019.

  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
  2. Мотивация и введение в тему.

Давайте с вами вспомним из предыдущего урока, что такое информация.

Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.

Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.

Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов.

Вспомните, откуда мы получаем информацию?

 
в науке, технике, обиходе.

Человек изучает окружающий мир с момента своего появления на Земле. Изучение мира дает человеку очень важные сведения, без которых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает с помощью органов чувств и представляет в удобной для дальнейшего форме работы.

Вспомните, через какие органы мы воспринимаем информацию?

Ответы: через нос, рот, уши, кожу рук, глаза.

Давайте проведем небольшой
 Для этого мне надо 5 смельчаков.

Завязываем глаза. На ощупь надо определить, что находится в мешочке.

( Вату сразу определяем, духи по запаху, соль по вкусу, свисток на слух, а картинку только открыв глаза).

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.

А всякая ли информация полезна человеку? Как вы думаете, по достоверности какая бывает информация?

Если нам сказали, что на улице тепло, как мы оденемся? Ведь мы не знаем насколько тепло. А если нам скажут, что на улице плюс 25 градусов, то мы уже определимся с одеждой. Соответственно, в первом случае мы додумываем информацию, а во втором – информация четкая.
Как мы назовем такую информацию?
Ответы: объективная и субъективная.

Правильно, это и будет темой нашего урока. Запишите тему урока:
 Информация объективная и субъективная. Характеристика видов информации от органов чувств.
 

Соответственно, основная наша задача разобраться с этими понятиями.
 

Итак, мы вспомнили, что информацию получаем через органы чувств. Значит, по восприятию информация может быть: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.  
(запись в тетрадях)

Информация также может быть различной по общественному значению. Подумайте, в обществе какая может быть информация?
Ответы: общественная, личная, специальная.

По общественному значению  информация может быть:

это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;

общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;

та, которой мы обмениваемся в процессе общения;

изобразительное искусство, музыка, театр и др.;

научная, производственная, техническая, управленческая.

(Запись в тетрадях)

Человеческий организм реагирует на информацию, получаемую извне при помощи органов чувств.
Предлагаю поиграть в игру «Угадай ситуацию».

Ученики делятся на 2 команды. Команды должны назвать  исходную информацию и описать предлагаемую реакцию организма. Побеждает команда, которая будет наиболее артистична.

Мама дала горькую таблетку.

Лопнул воздушный шарик.

Перед вами дорогу перебежала кошка.

Ваши руки замерзли.

3. Изложение нового материала.

Мы сейчас отгадывали разные ситуации. И не всегда сразу было понятно, что происходит.

А какими свойствами должна обладать  информация, чтобы быть доступной человеку?
Ответы: Достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность.

А когда мы говорим, что информация достоверна?
 
Когда она истинная, настоящая.

1. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

Недостоверной информация может быть по следующим причинам: Преднамеренное искажение (дезинформация); Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).

Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.   Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.

3. Актуальность (своевременность) информации –
 важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

 
Полезность или бесполезность.
 Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

 
если она выражена на языке, доступном для получателя

Устали? Давайте отдохнем.

  • «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

4. Творческая работа.  
учебник стр. 123.  Абзац 3. Читаем с 3 абзаца. Итак, мы прочитали, что информацию можно передавать с помощью знаков, символов, цифр. Вспомните сейчас технику безопасности в кабинете при ручных работах, при работе с электроплитой, утюгом, за швейной машиной. И придумайте знак без слов. Зарисуйте его.

(Когда рисунки готовы, меняемся тетрадями и пробуем расшифровать данный знак).

5. Закрепление. Сегодня мы рассмотрели тему «Информация, ее виды и свойства» и ответили на вопросы:
 
Что же означает слово «информация»?
(знания или сведения о ком-либо или о чем-либо)

Каковы основные виды информации
(визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная)

Каковы основные свойства информации?
достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность)

Как человек воспринимает информацию?
(через органы зрения, слуха, обоняния, осязания, рецепторы вкуса)

А теперь попробуйте сформулировать вывод. Дать определения объективной и субъективной информации.

Информация – это сведения, знания, сообщения, которые человек получает из окружающего мира. Субъективная информация додумывается субъектом, а объективная отражает реальную картину. (запись)

А, теперь поделитесь мнениями об уроке.  Как вы считаете, справились мы с поставленной задачей? Попрошу желающих высказать своё мнение

7. Итоги. Дом. задание.

Подготовить доклады Культурные и дикорастущие растения.

Сообщение по технологии на тему « Информация в науке, технике и быту»

Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.

В науке, технике и обиходе слово «информация» имеет разные значения:

В быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности, поздравления с днем рожденья, повышение на работе; и т.п.; Когда кто-то говорит: «я информирую», в житейском смысле это означает « я сообщаю вам».

В технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи); новости по радио, прогноз погоды по телевизору; новости в сферах массовой информации.

В науке под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы; научные конференции, книги, научные семинары, научные труды каких либо деятелей в разных сферах научной жизни.

Тема: «Информация и информационные процессы».

изучение нового материала.

составить представление о понятии «информационный процесс»;

рассмотреть действия, которые можно выполнять над информацией;

научиться пользоваться основными клавишами клавиатуры;

– научится выполнять действия, выполняемые над информацией.

воспитание информационной культуры, внимания , аккуратности, усидчивости.

развитие навыков работы с клавиатурой;

развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);

развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);

– развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

3. Дидактические игры.

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

       
Объявление темы и целей рока.

2. Объяснение нового материала.

Если обратиться в далекое прошлое, то жалобы на обилие информации обнаруживаются тысячелетия назад.

Рассмотрим такой пример:
На глиняной дощечке (шумерское письмо IV тысячелетия до нашей эры) начертано; «Настали тяжелые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать книгу».

Особенно модным стало жаловаться на непереносимость информационного бремени с XVII века. В XX веке заговорили не более ни менее, как об информационной катастрофе. Информационный кризис – это возрастающее противоречие между объемом накапливаемой в обществе информации и ограниченными возможностями ее переработки, отдельно взятой личностью. По оценкам специалистов в настоящее время количество информации, циркулирующей в обществе, удваивается примерно каждые 8-12 лет. Появилась уверенность в том, что для того, чтобы справиться с такой лавиной информации, недостаточно возможностей человеческого организма. Для этого нужны специальные средства и методы обработки информации, ее хранения и использования. Сформировались новые научные дисциплины – информатика, кибернетика, бионика, робототехника и др., имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов, то есть процессов, цель которых – получение, передача, сохранение, обработка или использование информации.

В наиболее общем виде
информационный процесс (ИП)
определяется как совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.

В информатике к информационным процессам относят:

Каждый из этих процессов распадается, в свою очередь, на ряд процессов, причем некоторые из последних могут входить в каждый из выделенных обобщенных процессов. Поговорим об этом подробнее.

 – один из важных информационных процессов. От того, как он организован, во многом зависит своевременность и качество принимаемых решений.

В широком смысле поиск является основой познавательной деятельности человека во всех ее проявлениях: в удовлетворении любопытства, путешествиях, научной работе, чтении и т. п. В более узком смысле поиск означает систематические процедуры в организованных хранилищах информации: библиотеках, справочниках, картотеках, электронных каталогах, базах данных.

Успех вашего выбора будет зависеть от того, как вы организовали поиск информации. Используйте разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения.

Методы поиска информации:

• непосредственное наблюдение;

• общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

• чтение соответствующей литературы;

• просмотр видео-, телепрограмм;

• прослушивание радиопередач и аудиокассет;

• работа в библиотеках, архивах;

• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

• другие методы.

В процессе поиска вам может встретиться самая разная информация. Любую информацию человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и достоверности. После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение. То есть процесс поиска информации практически всегда сопровождается ее отбором. Всё это вместе называют процессом сбора информации.

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причём не только один раз, необходимо её хранить.

 – процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации. Он имеет огромное значение для обеспечения поступательного развития человеческого общества (да и любой системы), многократного использования информации, передачи накапливаемого знания последующим поколениям.

Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы – всё это служит целям хранения информации.

Различная информация требует различного времени хранения:

• автобусный билет требуется хранить только в течение поездки;

• программу телевидения – неделю;

• школьный дневник – учебный год;

• аттестат зрелости – до конца жизни;

• исторические документы – несколько столетий.

Основное хранилище информации для человека – его память, в том числе генетическая. Существует и «коллективная память» – традиции, обычаи того или другого народа.

Когда объём накапливаемой информации возрастает настолько, что её становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного Рода вспомогательных средств (узелков «на память», записных книжек и т. д.).

С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения информации в пространстве и во времени. Родилась документированная информация – рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры – древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы).

Следующим информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объём информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для её получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и пр.).

В настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых, автоматизированных методов хранения информации с помощью электронных средств.

Компьютер и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа.

Под документом понимается информация на любом
 (глиняные дощечки, бумага, киноплёнка, магнитная лента, компакт-диск и т. д.), предназначенная для распространения в пространстве и времени (от лат. dokumentum – свидетельство. Первоначально это слово обозначало письменное подтверждение правовых отношений и событий).

Основное назначение документа заключается в использовании его в качестве источника информации при решении различных проблем обучения, управления, науки, техники, производства, социальных отношений. Разумеется, чтобы этой информацией можно было воспользоваться, она должна быть формализована по определённым правилам, то есть, представлена в наиболее удобном для пользователей виде.

Хранение информации необходимо для распространения её во времени, а её распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.

Практически любая деятельность людей связана с общением (человек – существо общественное), а общение невозможно без передачи информации.

В процессе передачи информации обязательно участвуют
: первый передает информацию, второй её принимает. Между ними действует канал передачи информации –
. Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приёмнику.

 – устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи.

 – устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.

Рассмотрим следующий пример: при телефонном разговоре

источник сообщения – говорящий человек;

кодирующее устройство – микрофон – преобразует звуки слов (акустические волны) в электрические импульсы;

канал связи – телефонная сеть (провод); декодирующее устройство – та часть трубки, которую мы подносим к уху, здесь электрические сигналы снова преобразуются в слышимые нами звуки;

приёмник информации – слушающий человек.

В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи, влияющие на работу радиоприёмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации – криптология. Человечество придумало много устройств для быстрой передачи информации: телеграф, радио, телефон, телевизор. К числу устройств, передающих информацию с большой скоростью, относятся телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем.

Обработка (преобразование) информации
 – это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными. Общая схема обработки информации имеет вид:

Примеры обработки информации:

Но всегда ли нам известно, как, по каким правилам входная информация преобразовывается в выходную?

Рассмотрим пример: Дети не знают, что внутри у заводной игрушки. Им известно одно: если завести игрушку, она поедет. Большинство телезрителей мало, что знают об устройстве телевизора. Но когда на экране появляются помехи во время просмотра телепрограммы, оперирование ручками (кнопками) настройки часто позволяет получить четкое изображение. Выражаясь языком кибернетики, телезритель начинает манипулировать входами, надеясь получить на выходе устранение помех.

Такую систему, в которой наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а её структура и внутренние процессы неизвестны, называют «чёрным ящиком».

Не будет преувеличением сказать, что любая вещь, любой предмет, любое явление – любой познаваемый объект – всегда первоначально выступает для наблюдателя как «чёрный ящик», нечто неизведанное.

Например: Перед инженером стоит неисправный компьютер, находящийся на гарантийном обслуживании. Разбирать его нельзя, но инженер должен решить, отправить аппарат для ремонта или заменить новым. В практической деятельности врач сталкивается с внешними проявлениями болезни, но истинное состояние организма больного ему неизвестно. Перед врачом задача «чёрного ящика».

Обработка информации по принципу «чёрного ящика» – процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют, и они не принимаются во внимание.

 Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.

Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.

Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека.

Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.

3. Дидактические игры.

Как в жизни происходит сбор, изменение, искажение и передача информации можно проследить, поиграв в незатейливые игры:

Игра 1. Испорченный телефон:

Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому в каждом ряду сообщает информацию, например слова `компьютер` и `алгоритм`, и они передаются по ряду каждому от второго до последнего:

  1. шепотом на ушко, (остальные не слышат);
  2. жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
  3. знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).

Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.

Обсудите ситуацию потери и искажения информации.


Игра 2. « Объяснялки»:

Группа разбивается на пары. Партнер А задумывает слово (пишет на карточке) и невербально (жестами, мимикой) сообщает его партнеру В. Партнер В выдвигает предположения, его задача – отгадать (принять) сообщение. Партнеры А и В меняются ролями.

Обсудите разнообразие представления (кодирования) информации и важность совпадения представлений у отправителя и получателя.

 


Игра 3. « Давай договоримся»:

 
Группа разбивается на тройки. Партнер А не может видеть (глаза закрыты), партнер В не может слышать, партнер С не может говорить, но им нужно договориться об общем деле (например, о том, где необходимо назначить встречу).

Обсудите, как происходит обмен информацией при ограничениях на какой-либо из каналов ввода или вывода информации.

1. Тот, от кого мы получаем информацию (источник).

2. Определенный знак, с помощью которого представлена информация (код).

3. Орган, с помощью которого человек получает зрительную информацию (глаз)

4. Универсальное устройство обработки информации (компьютер).

5. Тот, кому передается информация (приемник).

6. Действие над информацией, которое осуществляется при заучивании стихотворения (хранение).

3. Подведение итогов урока.

       Подведение итогов урока, выставление оценок.

4. Домашнее задание:

1. Разгадайте информацию, зашифрованную ребусами:

программирование

интернет

накопитель

2. Составьте свой ребус.

3. Декодируйте сообщение:

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС

4 (творческое задание). Придумайте свою систему кодирования информации и зашифруйте с ее помощью пословицу.

Про урокцифры:  ТЕРРАРИЯ КУБ СПУТНИК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *