«Урок цифры» — это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, «Лаборатории Касперского» и Mail. Ru Group, а также Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка. Новый урок «Сети и облачные технологии» стартовал 2 декабря и продлится две недели. На уроке «Сети и облачные технологии» рассказано о том, что означает понятия сеть, облачные технологии, принцип их работы. Также будет доведена информация о том, как появился Интернет, путь его развития и как сохранять данные в облачном хранилище.
Учебные материалы каждого урока разработаны ведущими российскими ИТ-компаниями при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и помогают ученикам не только узнать новое о мире информационных технологий, но и сориентироваться в перспективных профессиях будущего.
Организовав «Урок цифры» во время обычного урока информатики или на дополнительном занятии, вы сможете существенно повысить интерес детей к изучению основ программирования, но и задать верные ориентиры развития в условиях перехода к цифровой экономике.
Цели и задачи урока.
Сформировать у учеников понимание персонального помощника как
интерфейса взаимодействия с устройствами и сервисами.
Обсудить понятие персональных помощников и актуальность темы.
Привести примеры использования персональных помощников.
Изучить видеоролик, рассказывающий о персональных помощниках.
В онлайн-тренажёре пройти набор заданий, связанных с
персональными помощниками — областями их применения и
Обсудить полученный опыт, сформулировать выводы.
Подготовка к уроку:
– посмотреть видеоролик по теме персональных помощников;
– пройти все тренажёры — нужно быть готовыми к тому, что на уроке
ученики после выполнения заданий для своего возраста могут также
начать выполнять задания для других возрастов;
– сохранить на компьютер видеоролики, которые планируете использовать
на уроке (на случай проблем с подключением к Интернету);
– подготовить класс в соответствии с организационной информацией
– изучить данный документ, сформулировать собственный план занятия на
основе предложенного.
– Обсуждаем, что такое персональные помощники и где они встречаются.
– Обсуждаем понятие персональных помощников.
«Добрый день! Сегодня наш урок посвящён персональным
помощникам. Как вы думаете, кто или что это такое? Что
персональные помощники могут делать?»
Запишите ответы ребят на доске. Их можно будет использовать на
этапах обсуждения видео и рефлексии. События могут развиваться
Ученики могут начать описывать личных ассистентов —
людей, которым руководители, предприниматели делегируют
рутинные задачи — купить билеты, встретить человека,
отвезти документы и прочее — в этом случае спросите, хотят
ли ребята, чтобы у них тоже были такие помощники, и как
можно это устроить?
Ученики могут сказать, что персональные помощники — это
Алиса, Siri, Google ассистент, Alexa. В этом случае
предложите кому-нибудь из ребят показать, как они работают,
и обсудите, какие функции используются.
Предложите сформулировать определение персонального
помощника. Запишите его на доске.
Обозначение проблемной области и терминология
«Урок цифры» по теме «Персональные помощники» посвящён разбору
понятия персональных помощников, их характеристикам, областям
В повседневной жизни мы не пишем программы для запуска
стиральной машины или включения музыки. Для нас их написали
разработчики данных устройств. Однако связь Интернета со всё большим
количеством предметов (создание так называемого Интернета вещей,
появление умных холодильников, кондиционеров, обогревателей, умного
дома), когда устройства получают возможность передавать информацию
друг другу, приводит к появлению огромного разнообразия возможных
взаимодействий, и нужен простой интерфейс для управления такими
сложными системами.
Помимо этого растёт количество приложений, затрагивающих самые
разные сферы жизни. Чтобы облегчить взаимодействие с ними,
появляются суперприложения, объединяющие в себе несколько обычных
приложений, иногда десятки. Но с дальнейшим ростом нужен
принципиально новый интерфейс взаимодействия с системой приложений.
Таким интерфейсом взаимодействия со сложными системами —
приборов или приложений — являются персональные помощники.
Определение персональных помощников
Персональные помощники — программы на основе искусственного
интеллекта, способные выполнить определённое действие в ответ на
команду пользователя.
Характеристики персональных помощников
Персональные помощники обладают следующими характеристиками,
каждая из которых не является строго обязательной, но присутствует у
персональных помощников в настоящем времени либо вследствие
технической необходимости (облачная локализация), либо вследствие
потребностей пользователей (голосовое управление, взаимодействие с
Облачная локализация — персональные помощники не привязаны к
конкретному устройству, к одному и тому же помощнику можно
обратиться через смартфон, компьютер, колонку; обработка запроса
также происходит в облачном сервисе, а не на устройстве, с
которого отправлен запрос.
Голосовое управление — распознавание голоса облегчает
взаимодействие с персональным помощником.
Взаимодействие с внешними системами — возможность
взаимодействовать со сторонними приложениями (отправить
сообщение в мессенджере, заказать пиццу, вызвать такси, включить
пылесос, выключить свет) создаёт ценность для пользователя.
Сферы применения персональных помощников
Персональные помощники только начинают проникать в нашу жизнь.
Ключевым фактором их развития является объём данных, на которых
персональный помощник учится взаимодействовать с пользователями.
Поэтому пока персональные помощники наиболее эффективны там, где
имеются: 1) большой объём запросов по данной теме; 2) понятная
структура запросов.
Например, каждый день миллионы людей узнают в Интернете погоду,
при этом у прогноза погоды есть чёткая структура запроса — нас
интересует место и время. Поэтому персональные помощники отлично
справляются с запросами вида «Какая погода в Санкт-Петербурге завтра?»
Трудности начинаются как в случае более узкого применения,
например, создания персонального помощника для врачей, поскольку в
этом случае объём доступных данных на порядок меньше, так и в случае
более размытой структуры запросов, например, «Чем мне заняться?»
Развитие технологий искусственного интеллекта и внедрение
постоянного мониторинга в узкие сферы деятельности приведут к
дальнейшему развитию персональных помощников.
Текущее развитие связано с появлением у персональных помощников
узкоспециализированных навыков, которые создаются сторонними
разработчиками. У Алисы, например, уже есть более 80 тысяч навыков ,
большая часть которых создана вне Яндекса.
Просмотр и обсуждение вводного видео
«Сейчас мы посмотрим, что расскажет про персональных
сам персональный помощник. Если у вас появятся вопросы, запишите их,
чтобы задать после просмотра видео».
Ответьте на вопросы, которые записали ребята.
Спросите, что им больше всего запомнилось, также можно
проверить, какие из записанных на доске функций были упомянуты в
видео. Сверьте определение, которое сформулировали ребята на прошлом
этапе, с тем, которое фигурирует в ролике. Обсудите те части, которые
отличаются. Ещё раз прочитайте определение и запишите его на доске.
Если осталось время, можно обсудить с ребятами, появление каких
функций можно ожидать от персональных помощников в будущем
Просмотр и обсуждение видео к заданию, демонстрация интерфейса тренажёра
– Смотрим видео к заданию.
Просмотрите вместе с детьми видео к заданию.
Далее тема обсуждения зависит от возрастной категории учеников.
1-4-е классы.
Для учеников 2-го класса имеет смысл воспроизвести видео ещё раз,
комментируя происходящее, останавливаясь на фразах, которые
произносят персонажи мультфильма.
«Понравилось видео? Что умеет персональный помощник? Какие
повседневные задачи можно переложить на персонального помощника?
Как вы думаете, сложно такого помощника разработать?
Сегодня мы с вами сначала побываем в умном доме, а затем вы
сами запрограммируете персонального помощника! Сейчас я
продемонстрирую интерфейс платформы, на которой мы будем
выполнять задания. После выполнения заданий можно будет открыть
задания для более старших ребят и пройти их тоже!»
– Обсуждаем видео, закрепляем новый материал,
необходимый для выполнения задания.
– Демонстрируем вход в тренажёр.
Работа за компьютером
– Помогаем ученикам при возникновении у них затруднений.
Рефлексия – Фиксируем результат урока.
МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка
«Наши персональные помощники»
Провела учитель начальных классов
Леухина Светлана Михайловна
2019 – 2020 уч. год
Урок Цифры 2019 (8, 9, 10, 11 класс) ответы на Задание 10
Теперь нужно парами подключить серверы между собой: основные — они светятся, и резервные — они не светятся. Образовавшаяся пара объединится кабелем, а резервный сервер должен начать светиться.
Последовательно подъезжайте к серверам используя команду plug, чтобы образовались пары.
После этого перезапустите систему нажав на красную кнопку.
- robot.rotate right
- robot.rotate left
- robot.plug
- end
- robot.press
Готово, вы прошли обучение! Сертификат теперь ваш, можете гордиться своими трудами.
Учащиеся каких классов могут пройти «Урок цифры»?
На «Урок цифры» приглашаются учащиеся любых возрастов. При этом ученикам младших классов необходимо будет пройти «Уровень для начинающих испытателей», с 5 по 7 класс — «Уровень для опытных специалистов», старшеклассникам — «Уровень для закаленных профессионалов».
Чтобы принять участие в «Уроке», необходимо зайти на сайт урокцифры. рф и заполнить анкету. В дальнейшем будет проведено тестирование в форме игры.
Сколько таких уроков запланировано в течение года?
«Уроков цифры» будет проведено пять штук по различным темам, которые направлены на реализацию государственного проекта «Кадры для цифровой экономики».
С ребятами будет проведена работа по профориентации с целью привлечения в сферу IT-технологий новых кадров.
С 5 по 18 ноября этого года темой «Урока» были «Большие данные».
С 3 по 16 февраля следующего года — «Персональные помощники»,
С 10 по 23 марта — «Безопасность будущего»,
Со 2 по 16 апреля — «Искусственный интеллект и машинное обучение».
Урок Цифры 2019 (8, 9, 10, 11 класс) ответы на Задание 5
Остались последние дома! Нужно подключить и их. К каждому дому нужно подъехать на выделенную клетку. Так нужно повторить 4 раза. Используй функцию loop (цикл), чтобы автоматически повторять набор команд. Цикл начинается на выделенной клетке
- robot.plug
- robot.rotate right
- end
Урок Цифры 2019 (8, 9, 10, 11 класс) ответы на Задание 7
Класс, серверы мы проверили, но некоторые можно и улучшить. Распакуй детали и переложи их на полку. Вместимость – 3 детали. Если полка заполнилась, нажми на красную кнопку, чтобы появилась пустая. Бери детали и складывай их на полку, подъезжая к выделенной клетке. Помни — на каждой полке может быть по три детали. Когда полка заполнится, её нужно сменить нажав на красную кнопку с помощью команды press. Разложи детали по местам. Да, и ещё кое-что: внутри одного цикла можно написать ещё один, так код будет оптимальным и коротким.
- robot.take
- robot.rotate left
- robot.put
- robot.rotate right
- end
- robot.press
Запрограммируй путь для подключения оставшихся квартир. Постарайся ни во что не врезаться! Робот нам нужен целым. Поворачивать нужно с помощью команды rotate. Для поворота налево используй аргумент left. Для поворота направо — right.
- robot.rotate left
- robot.rotate right
Урок Цифры 2019 (8, 9, 10, 11 класс) ответы на Задание 2
Ух ты! Робот умеет летать! Теперь проложим кабель к соседнему дому. Проведи его через столб и подключи к щитку. Для подключения используй команду plug. Нужно подъехать к серверу на выделенную клетку и подключить к нему кабель с помощью команды plug. Пролетай над столами, чтобы закрепить кабель.
- robot.rotate right
- robot.rotate left
- robot.plug
Урок Цифры 2019 (8, 9, 10, 11 класс) ответы на Задание 8
Теперь нужно провести обслуживание перегруженных серверов. Запусти диагностику, а потом проверь, если горит красным – нужна перенастройка. Если не горит, можно проехать дальше. Для начала роботу нужно подъехать на выделенную клетку и использовать команду tracert, которая запустит диагностику серверов. Далее нужно поочерёдно подъезжать к каждому серверу. Если (if) лампа на нём горит красным — то требуется перенастройка сервера. Если (if) зелёный — то можно проехать дальше. Не забывай использовать циклы, а ещё команду if, чтобы правильно и оптимально запрограммировать робота. Конструкция if (если) поможет работать с неопределенностью.
Что за «Урок цифры» и зачем он нужен?
Первый раз такой Урок был проведен год назад. Инициатором урока стали Минпросвещения России, МЦРСиМК РФ и организация «Цифровая экономика». Партнерами выступили государственные организации, специализирующиеся в сфере информтехнологий. В новом учебном году было принято решение о продолжении начатого мероприятия для дальнейшего развития у учащихся знаний по цифровой экономике. Кроме того такая инициатива будет способствовать профориентации школьников в информационной сфере.
В этом месяце уходящего года ученики ознакомятся с понятиями:
- Сеть,
- облачные технологии;
- облако;
- облачное хранилище.
А также они узнают, как воспользоваться указанными технологиями для хранения ранее отобранной информации. Учащимся доведут сведения о развитии Интернета, тестировании домашней сети или сайта. Таким образом, ребят ознакомят с профессией, которая помогает надежной работе Интернета.
Кроме этого у учеников школ будет возможность самостоятельно проложить сеть или продиагностировать сервер с помощью робота, который программируется.
Решения для задания «Огород»
На каждом уровне нужно составить программу, которая выполнит
одно или несколько действий в соответствии с условием. В случае
нескольких команд порядок может быть любой. Также в программе могут
присутствовать лишние команды. Правильные ответы:
Посветить. Полить. Посветить и полить. Охладить на 6 ℃ (до 20 ℃). Нагреть на 4 ℃ (до 20 ℃) и полить. Собрать.
За запуск программы, которая привела к желаемому результату,
ученик получает 5 баллов, иначе — теряет 1 балл. Суммарно можно
набрать максимум 30 баллов.
Составлять и «продвигать» познавательные уроки помогают такие ведущие компании, как «Яндекс», «1С», «Лаборатория Касперского», «Mail. Ru Group» и благотворительный фонд от «Сбербанка». «Урок цифры» разработан сразу в трёх вариантах: для самых младших школьников, для среднего школьного возраста и старшего. Само собой, что и задания для ребят разных возрастов тоже будут разные.
Урок Цифры 2019 (8, 9, 10, 11 класс) ответы на Задание 3
Летим дальше. Нужно подключить ещё два дома к Интернету через кабель. Подъезжай к выделенной клетке и используй команду plug, чтобы робот мог подсоединить кабель.
Решения задания «Дом»
На каждом уровне нужно кликнуть на объекты, которые требуются
для выполнения запроса. В пунктах с несколькими объектами порядок их
выбора может быть любой. Правильные ответы:
Колонка (на столе в центре). Робот-пылесос (справа вверху от стола). Чайник (слева) и обогреватель (вверх от стола). Телевизор (справа) и лампа (на потолке). Телевизор (справа) и обогреватель (вверх от стола).
За клик на каждый соответствующий запросу объект ученик
получает 5 баллов, за каждый неправильный клик теряет 1 балл. Суммарно
можно набрать максимум 40 баллов.
На этот раз школьникам предстоит познакомиться с персональными помощниками. Что это такое? Персональные помощники — программы, которые созданы на основе искусственного интеллекта. Они могут выполнять самые различные действия — в зависимости от «задания», которое даёт им пользователь. В том числе, персональные помощники «отвечают» на некоторые вопросы, которые касаются работы компьютера или другого устройства.
Урок Цифры 2019 (8, 9, 10, 11 класс) ответы на Задание 9
Супер! Сервера продиагностированы, осталось добраться до ИБП. Но нужно будет пройти сложную проверку, чтобы попасть туда. Роботу нужно сделать действие, соответствующее картинке.
- На каждой клетке придется пройти тест на человечность — то есть повторить действия на экране. Все они показываются в случайном порядке, так что комбинация постоянно меняется.
- Запрограммируй действия робота так, чтобы он прошёл проверку на человечность.
- Тебе помогут такие команды: sparkle — искры, laser — лазерное эмодзи и stand — стойка на передних колёсах
- Используй конструкцию if, чтобы запрограммировать реакции.
- if robot.scanScreen == sparkle
- robot.sparkle
- end
- if robot.scanScreen == laser
- robot.laser
- if robot.scanScreen == stand
- robot.stand
- robot.rotate right
Сегодня, 3 февраля, в России стартовал очередной этап важных и интересных занятий для школьников — «Урок цифры». На этот раз ученикам разных классов удастся познакомиться с важной составляющей «цифрового мира» — «персональными помощниками». Для школьников разработаны специальные уроки, которые интересны и познавательны. После того, как ребята усваивают материал, им предлагают пройти специальные задания — в зависимости от результатов за них можно заработать определённое количество баллов.
Решения для задания «Чат-бот»
Отметим, что масштабный проект «Урок цифры» проводится в российских школах уже второй год подряд. С его помощью школьники могут не только знакомиться с самыми современными технологиями, но и постепенно знакомиться со всеми профессиями, которые связаны с «цифровой» отраслью. В дальнейшем подобный проект принесёт свои плоды и в плане профессионального ориентирования.
Урок Цифры 2019 (8, 9, 10, 11 класс) ответы на Задание 4
Проведи кабель через столбы к щитку. Препятствие с пути можно просто убрать в сторону. Для этого используй команды take (взять) и put (положить). Не забудь в конце подключить кабель. Чтобы взять гнездо или положить его, надо остановиться перед ним. Чтобы взять используй команды take (взять) и put (положить).