Распространение смартфонов, появление социальных сетей и других интернет-сервисов открыло для нас новые возможности: мы можем легко общаться с близкими и друзьями на большом расстоянии, делать покупки, не выходя из дома, делиться информацией и получать ее.
В то же время этим могут воспользоваться и злоумышленники. Личная информация, попавшая в сеть, все чаще используется против ее владельцев в форме шантажа, буллинга или мошенничества.
На уроке мы разберем понятия: «персональные данные», «приватность», «конфиденциальность», «овершеринг», «цифровой след» и «шпионское ПО». А также познакомимся с правилами кибербезопасности, которые помогут защитить ваши данные.
Посмотри видеолекцию
Приватность в цифровом мире
Эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко расскажет, почему важно хранить свои личные данные в секрете, как персональная информация попадает в интернет, что с этими данными могут сделать злоумышленники, как предотвратить утечку и защитить персональную информацию.
Попробуй свои силы в тренажере
закрепить полученные знания, умения и навыки по кодированию информации;
развивать мышление и творческие способности обучающихся;
повышать познавательную активность учащихся;
воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок-игра
Методы и приёмы: репродуктивный, исследовательский, наглядно-иллюстративный, контроля и самоконтроля
Оборудование: мультимедийный комплекс, листочки бумаги в клеточку, карандаши или фломастеры, карточки для подведения итогов, смайлики для рефлексии, презентация
Форма работы: работа в командах
I. Организационный момент
Приветствие. Создание благоприятного настроения.
II. Мотивация учебной деятельности
Рассказ учителя (информационная справка)
Сегодня я хочу рассказать вам, как появились коды. Коды появились очень давно в виде криптограмм (переводится это как тайнопись). Люди использовали их для того, чтобы скрыть важное сообщение от других. Знать коды могли только те люди, которым предназначалось это сообщение. А началось кодирование очень давно. Им пользовались еще спартанцы. Юлий Цезарь создал свою тайнопись, о которой я вам рассказывала на уроках информатики. А позже начали появляться очень сложные шифры. Ведь кодирование и шифрование — это один и тот же процесс. Но были и те, кто всегда пытался перехватить сообщение, а значит как-то его расшифровать. Такой процесс назывался дешифрованием.
Мы с вами тоже уже пробовали шифровать и расшифровывать сообщения.
Сегодня мы с вами поиграем. Мы будем выступать в роли шифровальщиков. Нам предстоит долгий путь выполнения заданий. Но мы их будем выполнять последовательно, чтобы не нарушить алгоритм, потому что они связаны друг с другом. Если мы пропустим какое-либо задание, то не сможем пойти дальше и закончить игру.
Сейчас мы поделимся на две команды: «», «».
Хорошие названия. А начнем мы с вами с разминки. Вспомним, какие задания мы выполняли ранее.
III. Актуализация полученных знаний
Ребята, давайте вспомним, что такое кодирование информации?
Ответы детей: (Кодирование – это процесс преобразования одной формы информации в другую с сохранением её смысла).
Каким способом можно закодировать информацию?
Ответы детей: (Графическим, азбукой Морзе, ребусами, иероглифами, нотами, перестановкой слов, числами и т.д.)
Правильно. А теперь, ребята, положите поближе к себе листочки в клеточку, возьмите в руки карандаш. Слушайте мои команды и выполняйте строго по алгоритму. Вы будете выполнять команды, не отрывая карандаш от листочка, пока я не скажу: «Закончили»
1. Проведите линию на 1 клеточку низ
3. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево
4. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз
5. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 2 клеточки вправо
6. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз
7. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево
8. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз
9. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вправо
10. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз
11. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 2 клеточки влево
12._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 6 клеточек вниз
13._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вправо
14._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вниз
15._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 6 клеточек влево
16._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вверх
17._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 10 клеточек вверх
18._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево
19._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вверх
20._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вправо
Учитель. Ребята, остановитесь и скажите, что у вас получилось?
Да, это старинный ключ, который нам пригодится, чтобы мы открыли сундук с заданиями. А еще мне нужен один помощник, который будет следить за правильностью выполнения заданий. Тот, кто первым расшифрует предложение на слайде, тот и будет моим помощником. Итак, мы открываем задания.
IV. Основная часть
Кодирование информации цифрами. Посмотрите внимательно на таблицу. Что означает надпись в таблице? (Что буквы закодированы цифрами). Правильно. Мы умеем решать такие задания. Если вы решите задание в таблице на карточке 1, вы получите ответ, что вас ожидает в следующем конкурсе. Возьмите карточки с алфавитом, смотрите на доску, где таблица с заданием, расшифруйте и ответ запишите в карточке, что у вас на столах. А теперь выпишите во вторую таблицу те буквы, что зашифрованы под числами в первой таблице, которые у вас получились. Что у вас получилось?
Задание 1. Шифровка
И так, вы отгадали слово Ребусы.
Давайте поиграем в разгадывание ребусов, которые подготовила для вас я. Сейчас мы вспомним устройства компьютера. За каждый, правильно разгаданный ребус – 1 балл. Это и будет вторым заданием.
Задание 2. Ребусы
Вы хорошо разгадали ребусы, но компьютер перепутал нам наше следующее задание и вывел его в таблице, раскидав все слова по разным ячейкам. Давайте попробуем восстановить наше предложение по его координатам.
Задание 3. Восстанови предложение
В таблице вставлены слова из предложений. Вам надо составить предложение, закодированное в таблице, посмотрев на координаты, которые записаны в скобках под таблицей. Помните, что сначала смотрим цифру по горизонтали, а потом по вертикали.
(2;2) (4;3) (4;1) (2;3) (3;1) (1;3)
Ответ: Компьютер решает, но думает человек
Иногда при работе компьютер зависает, устаёт от каких-либо команд. Мы говорим, что он, что делает? Он думает. Что нужно делать в таком случае, как вы думаете? Перезагрузить. Да, это один из способов вывести компьютер из такого состояния. А когда у детей появляется состояние усталости, что делаем мы? Правильно, выполняем физкультминутку.
Учитель: Мы с вами отдохнули, потому что вам тоже предстоит подумать. Вы будете разгадывать загадки. Каждая загадка, отгаданная правильно, приносит 1 балл. Итак, вперёд.
Задание 4. Загадки
Этот урок все обожают,
На этом уроке часто играют,
Не может уже без него математика,
Он в себя бумагу тащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Ловкий мастер –
Словно смелый капитан,
А на нем горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет.
И рисует без запинки
На верху картинки всей
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
По клавишам прыг да скок –
Раз-два, и готово –
Вот где пальцам физкультура!
Чтоб компьютер песни пел,
И стихи читать умел,
Мы подключим к нему ловко,
Много кнопок, цифры, буквы,
«Enter», «Shift», «F2», «F5»,
На английском и на русском
Можно здесь на ней писать.
Пальцами стучу по ней.
Кто она? Скажи скорей! (Клавиатура)
VI. Подведение итогов.
Сегодня мы закончили изучать тему «Кодирование информации». Мы поработали с разными способами кодирования информации и, на сегодняшнем уроке шифровальщиками стали именно вы. Спасибо всем!
Шифрование или кодирование информации – занятие очень нужное. Оно пришло к нам очень давно и используется по сей день.
Понравилось ли вам играть?
Какой момент урока вам понравился больше всего и почему?
Какие задания вам были наиболее интересны? Почему?
Все ли о чем мы говорили на уроке, было вам известно?
У вас на столах лежат смайлики. С помощью их вы можете выразить своё отношение к уроку. Почитайте, что на них написано, выберите тот, который вы считаете нужным и покажите всем.
Награждается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Также отмечаются те участники игры, которые в личном зачете набрали наибольшее количество баллов.
Ура! У меня всё получилось! Я допускал(а) ошибки, надо повторить
Я не доволен (не довольна )своей работой
картинки к ребусам
Искусственный интеллект в отраслях
Узнай, как искусственный интеллект меняет нашу жизнь и различные отрасли экономики прямо сейчас, а также какие профессии будут актуальны в ближайшем будущем.
Мессенджеры
Материалы будут доступны ближе к дате запуска
Облачные технологии и искусственный интеллект
Как квантовые технологии меняют нашу жизнь
Прохождений:
5 878 203
Прохождений 2022/2023
Прохождений в сезоне 2021/2022 —
Урок»
Библиотека электронных учебных материалов для учителей и школьников на портале «1С:Урок». Тысячи интерактивных заданий, лабораторных работ и демонстрационных материалов для начальной и средней школы. А также интерактивная онлайн-среда «Математический конструктор» для создания живых чертежей прямо на занятиях.
Академия искусственного интеллекта для школьников
Проект Сбербанка и БФ Сбербанка «Вклад в будущее», нацеленный на формирование у школьников интереса к технологиям искусственного интеллекта и развитие навыков программирования.
Портал «Безопасность детей в сети»
«Лаборатория Касперского» рассказывает детям, с какими угрозами они могут столкнуться в сети и как избежать неприятностей, а родители узнают, как помочь ребятам осваивать цифровой мир безопасно. Для учителей на сайте доступны методические материалы для школьных уроков по информационной безопасности.
Яндекс
Яндекс — интернет-компания, которая развивает самую популярную в России поисковую систему и интернет-портал. У Яндекса есть сервисы для решения самых разных задач: с их помощью люди ищут информацию в интернете, слушают музыку, выбирают товары и услуги, учатся и делают многое другое. В основе сервисов Яндекса лежат сложные трудновоспроизводимые технологии, которые создаёт команда талантливых математиков и программистов.
VK развивает экосистему сервисов, которые помогают миллионам людей решать повседневные задачи онлайн
Квантовые технологии Росатом
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» – многопрофильный холдинг, объединяющий активы в энергетике, машиностроении, строительстве.
Ozon. Tech
Мы делаем крутые штуки и рассказываем об этом на конференциях, ведем блог на Хабре, контрибьютим в Open Source и много чего ещё. Enjoy!
Отзывы участников
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
Пройди тренажер —
Сергей КравцовМинистр просвещения Российской ФедерацииЧитать отзыв полностьюМихаил МишустинПредседатель Правительства Российской ФедерацииЧитать отзыв полностьюМихаил ПрибочийУправляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГЧитать отзыв полностьюМаксут ШадаевМинистр цифрового развития Российской ФедерацииЧитать отзыв полностьюАлександр ВедяхинПервый заместитель Председателя Правления СбербанкаЧитать отзыв полностьюБорис НуралиевДиректор фирмы «1С»Читать отзыв полностьюСергей БражникДиректор по развитию образования «Яндекса»Читать отзыв полностьюВладимир ГабриелянПервый заместитель генерального директора VKЧитать отзыв полностью