Виды транспорта . Проверь себя
Как называется техническое средство для передвижения, а также перевозки людей и грузов? Устройство Транспорт Механизм Деталь
Молодец ! Продолжить
Попробуй ещё раз! Назад
Какой транспорт одновременно является наземным, пассажирским и общественным? Вертолёт Пароход Троллейбус Мотоцикл
К какому виду транспорта относится самолёт? Водный Наземный Воздушный Подземный
При помощи какого транспорта тушат пожар? Трамвай Пожарная машина Велосипед Катер
Какой вид транспорта обозначается буквой «М»? Мотоцикл Машина Метро Мусоровоз
Укажите транспорт, который передвигается по воде? Автобус Вертолёт Пароход Мотоцикл
На каком транспорте перевозят грузы? Трамвай Катер Велосипед Самосвал
Какой транспорт является специальным? Поезд Троллейбус Скорая помощь Пароход
Молодец ! УРА!!!
Урок познание мира в 1 классе
Гильманшина Гелуза Галимовна
учитель начальных классов, ГУ «Комаровская средняя школа»
Обобщить и систематизировать знания о транспорте, разъяснить понятие термина «пассажир».
– развивать память, мышление, воображение;
– воспитывать интерес к изучаемому материалу, умение работать в группах.
учебник, раздаточный материал, ребусы.
I. Организационный момент
– Сейчас у нас урок «Познание мира». К нам пришли гости – это учителя нашей школы. Они хотят познакомиться с вами поближе, посмотреть чему вы научились в 1 классе. Прошу вас быть на уроке активными и внимательными, обдумывать все свои ответы.
II. Психологический настрой
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
– Вы согласны, ребята? – Ну, тогда начнем урок.
Сообщение темы и цели урока
– У нас, ребята, новая тема, а какая вы сможете определить сами. Для этого вам нужно выполнить первое задание (карточки с заданиями раздаются ученикам).
IV. Работа по группам
Прочитайте слово, используя стрелки:
Т а с о т
р н п р
Найдите слово и прочитайте
Зачеркните каждую цифру и из букв прочитайте слово
10 Учитель:
– Какое у вас слово у вас получилось? Молодцы! Вы все справились с заданием. Значит, тема нашего урока «Транспорт». Мы познакомимся с видами транспорта, повторим и познакомимся с правилами поведения в транспорте.
V. « Мозговая атака»
Ребята, мы с вами живем в селе далеко от города, от районного центра. – А если нам понадобиться добраться до районного центра, какой вид транспорта выберем? ( Автобус, машину). – А если нам срочно нужно добраться до Астаны, как вы думаете, какой вид транспорта выберем? (Самолет) – А если я захочу попутешествовать по морю какой транспорт мне нужно выбрать? (Корабль)
VI. Работа по новой теме
Когда-то давным-давно у человека, не было никакого транспорта, даже дорог. Люди ходили по звериным тропам. Это было так неудобно. Потом люди догадались грузы, т.е. тяжелые предметы можно как-то переносить с места на место при помощи колеса, транспорта. Так появились первые грузовые машины. Чуть позже появилась железная дорога, поезда, корабли. Потом, когда появилась необходимость быстро передвигаться на дальнее расстояния, люди придумали самолет, ракету, ну это произошло совсем не давно лет 100 назад. С некоторыми мы из них мы познакомимся.
Составление кластера с помощью загадок
(На доску крепятся рисунки с изображением транспорта
3. Классификация транспорта.
– Весь транспорт, который нам известен, можно разделить на четыре вида, по месту передвижения: наземный, подземный, воздушный, водный.
Наземный подземный воздушный водный
——- ——- ——- ——-
Все слова физкультминутки сопровождаются движением рук или ног)
5. Работа с учебником
А) Чтение учителем стр. 115 – 116. Б) Повторное чтение в технике «Жужжащее» (Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью).
– Читаем внимательно. После чтения каждая группа получит свое задание, и вы должны будете ответить на вопрос.
В) Работа в группах
. Кто такие пассажиры? Словарная работа.
(Пассажиры – люди, которые едут в транспорте)
Запомните правила поведения в транспорте и нам расскажите. – Сядь на свободное место. – НЕ бегай по салону. – НЕ разговаривай громко. – НЕ стой у двери.
Что называется транспортом? (Транспорт – это то, на чем передвигается человек, т.е. – это средство передвижения.)
(написан на доске)
– Ребята, в транспорте кроме пассажиров есть еще человек, как его называют, вы узнаете, разгадав ребус. ( Водитель). Молодцы!
Раз! Два! – Выше голова! Три! Четыре! – Руки шире! Пять! Шесть! – Тихо сесть!
8. Составление диаграммы Венн
– Ребята, вы прекрасно знаете теперь, что весь транспорт можно разделить на три большие группы: пассажирский, грузовой, специальные машины. – Что общего, кто или, что их объединяет? Почему? – Какая связь между ними? (Человек)
Правильно человек их придумал, создал и управляет транспортом.
9. Творческая индивидуальная работа
Используя геометрический материал, сконструируйте транспорт, используя все детали. Все детали находятся в конверте. Дети пожеланию сами выбирают любой конверт. Кто не может справиться с заданием, берет подсказку SOS из конверта, лист с изображением данного транспорта.
– Ребята, вы любите сказки? Давайте мы сейчас вспомним сказочных героев и их сказочный транспорт.
– На каком транспорте передвигалась Баба Яга? ( Метла, ступа)
– При помощи чего передвигался Карлсон? ( При помощи пропеллера)
– Что помогало маленькому Муку быстро передвигаться с место на место? (Сапоги скороходы)
– На чем путешествовали Старик Хоттабыч с Волькой? ( На ковре самолете) – Какой способ передвижения придумала Лягушка – путешественница? ( При помощи прутика и диких уток)
11. Работа в паре
– Определите, к какой группе относятся данные машины (Дети получают конверты карточками с видами машин)
VII. Подведение итогов
– Что нового узнали на уроке? – Чему научились?
VIII. Домашнее задание: Чтение и пересказ стр.115 – 116.
Знать виды транспорта, правила поведения в транспорте и на дорогах.
Задание творческого характера.
– Придумать и нарисовать транспорт, который не существует, объяснить
значение этого транспорта в жизни человека. – Сделать книжку – малышку на выбор по любому виду транспорта.
ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ»
формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода и метода моделирования.
I. Образовательные задачи:
1. Закрепить знания детей о транспорте.
2. Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.
3. Учить согласовывать числительные с существительными.
4. Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.
II. Развивающие задачи:
1. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.
2. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
3. Развивать у детей смекалку, сообразительность.
I. Орг. Момент.
– Ребята, вы любите путешествовать?
– Кто такие путешественники?
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем, вы угадаете, если разгадаете мою загадку.
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит (поезд).
– Демонстрация картинки поезда с вагончиками.
II. Основная часть.
– Поезд готов к отправлению?
– А вы готовы к путешествию? Давайте подготовим наш язычок к путешествию. Массаж языка «Поезд»
Едем мы по рельсам
(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),
Едем мы по шпалам,
(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),
Едет поезд скорый,
(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).
Первая станция “Загадай-ка”.
Загадки о транспорте.
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. ( автобус)
Едет он, усатый,
Полный и пузатый,
Люди в нем сидят,
Смотрят и стоят. (троллейбус)
Шуршат четыре шины
– Как назвать все слова-отгадки одним словом? (транспорт)
– Наш поезд отправляется в путь и следующая
Мы с вами говорили, что транспорт бывает, какой? (воздушный, водный, наземный, специального назначения). Показ опорной схемы с обозначением видов транспорта.
– У вас в руках картинки, назовите, что на ней нарисовано и прикрепите к подходящей схеме.
Дети называют транспорт и соотносят со схемой.
– Мы продолжаем путешествие и прямо на нашем пути
– Посмотрите у вас в конвертах разные части транспорта, вырезанные из картона. Ваша задача, прикладывая разные элементы, собрать и назвать, что у вас получилось и из каких частей. ( Например, это машина, у неё есть кабина, колеса, фары).
– Наш поезд приближается к
– Ребята выходите из поезда поиграть на полянке. Если на картинке воздушный транспорт изобразите, как летим, водный – плывем, наземный – едем, специального назначения – сигналим: «у-у-у». Примерный набор картинок: машина, самолёт, пожарная машина, корабль, ракета, электричка, скорая помощь, троллейбус, поезд.
– Ребята, сейчас на светофоре будут зажигаться огоньки, давайте поиграем и повторим правила дорожного движения. Красный цвет – стоим, желтый – готовимся (хлопаем), зеленый – идем (шаг на месте).
– Садимся в вагончики, едем дальше, следующая станция «Посчитай-ка».
– Нужно выбрать и посчитать любой транспорт, следите за окончаниями (с использованием модели см. рис. 1).
Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.
– Веселое путешествие продолжается, на пути
– Посмотрите на картинки и подберите, что к чему подходит.
Машина аэропорт
Корабль гараж
Самолёт вокзал
Автобус порт
– Будьте внимательны, поезд приближается к
«Четвертый лишний» (по картинкам).
Автобус, грузовик, самолет, машина.
Лодка, пароход, ледоход, корабль.
Ракета, самолет, воздушный шар, вертолет.
– Наше путешествие продолжается, мы на
– Здесь жители все перепутали, исправьте ошибки.
1)Транспорт воздушный мы полюбили,
2)Птиц всех быстрее автомобили.
3)На работу всех с утра нас развозят доктора.
4)К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.
– Наше путешествие подошло к концу. Конечная остановка ст. Новолеушковская СОШ № 6
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 КЛАСС».
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕК»
Раздел: ТРУД ЛЮДЕЙ
Тема урока: КТО РАБОТАЕТ НА ТРАНСПОРТЕ
(Урок открытия нового знания)
Цели деятельности педагога: создать условия для
выделения различия и сходства разных видов транспорта; научить
определять транспорт электрический и работающий на бензине
(керосине), грузовой и легковой.
– познакомиться со старинными и современными
видами транспорта; формировать представление о назначении
транспорта, выделять сходства и различия разных видов транспорта
(воздушный, водный, наземный, подземный, пассажирский, грузовой,
специальный);
– познакомиться с профессиями, связанными с
транспортом; отличать электрический транспорт от транспорта,
работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового.
1.1. Учить понимать учебную задачу, предъявляемую для
индивидуальной и групповой деятельности;
1.2. Соблюдать последовательность действий по выполнению учебной
задачи в отведенное время;
1.10. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с
планом ее реализации;
2.2.2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые)
вопросы;
3.2.3. Выполнять неполное однолинейное сравнение (устанавливать
сходство по одному аспекту)
3) Воспитательные: проявлять уважительное отношение к истории
родного народа; осознавать ответственность человека за общее
благополучие; проявлять готовность следовать нормам
природоохранного поведения.
Оборудование: фотографии, рисунки и загадки про
транспорт; схема «Виды транспорта», конверты с заданиями для
учащихся по группам, листы с заданиями для работы в паре,
презентация.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Слайд № 1(сказочные средства передвижения)
– Как можно назвать одним словом всё, что изображено на
картинках?
– Чем же служили эти предметы героям? (Транспортом)
-О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Мы
будем сегодня говорить о транспорте)
Слайд № 2
– Правильно. Тема нашего урока «Транспорт. Кто
работает на транспорте»
Ребята, а сейчас нам необходимо выбрать учебные
задачи нашего урока:
– продолжать учиться работать с задачей;
– учиться работать сплочённо;
– учиться прыгать через скакалку;
– учиться слушать и слышать собеседника;
– учиться думать;
– учиться писать изложение;
– узнать новые сведения о транспорте
Спрашивай – отвечай
Слайд № 3
Слово «транспорт» пришло в русский язык из
Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Сначала транспортом называли грузовые морские
суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе,
чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в
дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка
чего-либо».
Зачем же человеку нужен транспорт? Ведь обходились же люди без
него в далеком прошлом, ходили пешком из одного поселения в другое
на небольшие расстояния.
Слайд № 4
Первые транспортные средства появились в XII
веке: телега, которой пользовались в летний период времени, и сани,
на которых ездили зимой.
– Сравните, чем отличаются друг от друга телега и сани?
– А что значит «сравнить»? (Дети сравнивают
изображения этих предметов.)
Затем появились кареты.
Карета – это крытая телега. Предназначалась она
для перевозки не грузов, а людей, причем богатых.
А с помощью кого передвигался этот транспорт?
– Отгадайте загадку (при затруднении):
Не землепашец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. ( Лошадь.)
– Почему в этой загадке лошадь называют первым
на селе работником? (На селе на лошади пахали землю, перевозили
грузы, ездили на ней.)
– Как люди используют этих животных? (В качестве
средств передвижения и перевозки грузов)
Слайд № 5
Одним из первых видов общественного транспорта
была конка.
Конка – это небольшой вагончик, который
двигается по рельсам, а везут его лошади.
Вместе с конкой возникла железная дорога, по
которой ходили паровозы.
В середине XIX века появился первый велосипед.
– Чем привлекателен этот вид транспорта? (Мы не
только едем, но и занимаемся спортом, дышим свежим воздухом.)
А в конце XIX века появились первые автомобили.
Слайд № 6
В XVIII веке был совершён полет на воздушном
шаре. Затем в небо поднялся дирижабль, которым мог управлять
человек, и, наконец, самолёт.
Вот так ребята с каждым годом, веком
совершенствовался транспорт.
Физкультминутка для глаз «Автомобили»
Слайд № 7 (рисунок из учебника с.76)
– Какие современные виды транспорта вы знаете?
– Чем они отличаются друг от друга? (способом
передвижения: по земле, по воде, в воздухе, под землей)
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (работа в
группах)
Знакомство с простейшей классификацией
транспорта: учащиеся получают конверты с различными видами
транспорта, их задача найти лишнее.
– Вспомните правила работы в группе и назовите
их.
– Ребята, возьмите со своих столов конверты с
заданием. В конверте лежат несколько картинок, одна из них явно
лишняя. Найдите её и объясните, почему она лишняя. Наклейте на лист
бумаги изображения транспорта одного вида и назовите этот вид
транспорта.
(Выполняется работа в группах)
1-я команда: – Нам достались четыре картинки:
автобус, автомобиль, поезд и катер. Среди них картинка с катером
лишняя, потому что катер передвигается по воде, а все остальное по
земле. Это наземный транспорт.
2-я команда: – Нам достались картинки с лодкой,
катером, пароходом и вертолетом. Мы считаем, лишний среди них
вертолет, потому что он летает по воздуху, а все остальное плавает
по воде. Это водный транспорт.
3-я команда: – У нас в конверте лежали четыре
картинки с самолетом, вертолетом, дельтапланом и автомобилем.
Автомобиль здесь лишний, т.к. он ездит по земле, а самолет,
вертолет и дельтаплан летают по воздуху. Это воздушный транспорт.
Параллельно с ответами детей открываются виды
транспорта на доске
Вывод: Транспорт бывает:
– ? (подземный)
Какой ещё вид транспорта мы не назвали? Ответить
на этот вопрос вам поможет загадка:
Слайд № 8
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. ( Метро)
К какому виду транспорта мы отнесем метро?(к
подземному транспорту)
-Замечательно, а теперь немного отдохнем и
разомнемся
Чух-чух, чух-чух – мчится поезд во весь дух.
«Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-усь!»
– Ну, вот, немного отдохнули и можно двигаться
дальше.
Задание для фронтальной работы «Соображай-ка»
(интерактивная доска)
– Все названные транспортные средства служат
одной цели. Какой? (перевозке)
– Что же они перевозят? (грузы, людей)
– Таким образом, в зависимости оттого, что
перевозит транспорт, его можно разделить ещё на группы.
(Определение функций транспорта: учащиеся
выполняют задания учителя, определяя функции транспорта.)
– Внимание, сейчас на экране будут появляться
картинки, ваша задача внимательно их рассмотреть и определить, что
объединяет эти картинки.
Слайд -№ 9: (автобус, поезд, теплоход, самолёт)
– Все эти транспортные средства объединяются
тем, что они перевозят людей.
– Хорошо, а как же называют людей,
передвигающихся на этих транспортных средствах? (Пассажиры)
– Значит, какой это транспорт? (Пассажирский)
Слайд -№ 10: (грузовой самолет, грузовик,
телега, баржа)
– Все эти виды транспортных средств перевозят
грузы.
– Значит какой это транспорт? (Грузовой)
-Очень хорошо, а сейчас загадка:
(Знакомство с автомобилями специального
назначения)
Слайд № 11
Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет на помощь, –
Просмотр мультфильма «Смешарики: азбука
безопасности»
Какие еще автомобили специального назначения вы
знаете?
– Скорая помощь, пожарная машина, полиция, МЧС, аварийная
машина, служба газа, и другие.
Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят
продукты, почту, бензин, цемент или участвуют в спортивных
соревнованиях. Они тоже относятся к специальному транспорту.
(На доске получается следующая схема)
-Итак, давайте подведем небольшой итог.
– Для чего же сегодня нам служат машины?
– Чтобы перевозить грузы, пассажиров и помогать
людям в разных трудных ситуациях.
– Ни одна машина не может передвигаться без
помощи человека.
Игра «Кто управляет этим видом транспорта?».
-Назовите профессии людей, которые управляют
определённым видом транспорта:
(слайды – № 12-13)
автобус – водитель автобуса;
ракета – космонавт;
корабль – капитан;
поезд – машинист;
самолёт – лётчик;
трактор – тракторист;
подъемный кран – крановщик;
трамвай – вагоновожатый.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях
руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и
вправо),
И на место тихо сели.
Игра «Заправь-ка!». ( Работа в парах)
– Ребята, возьмите на своих столах листы с
заданием, вас ожидает очередное задание.
( Дублируется на интерактивной доске)
Слайд № 14
– Сейчас вы будете работниками заправочной
станции. « Заправьте» машины необходимым топливом. На листе справа и
слева изображены различные виды транспорта: автобус, поезд,
велосипед, автомобиль, троллейбус и другие; в центре – АЗС и опора
линии электропередачи.
Нужно нарисовать дорожки от транспорта к этим
станциям, в зависимости от того, передвигается ли он с помощью
электричества или с помощью топлива.
Выполнение задания. Коллективная проверка.
К какому транспорту вы не провели ни одной
дорожки? Почему?
(К велосипеду. Ему не нужно топливо, он
приводится в движение силой нажатия на педали. Телегу везёт лошадь,
ей топливо тоже не нужно)
ВЫВОД: Какой транспорт можно назвать
экологически чистым? (Велосипед и лошадь с телегой.)
-На какие виды делится весь транспорт в
зависимости от места передвижения? (Наземный, водный, воздушный и
подземный.)
– А по своему предназначению? (грузовой,
пассажирский и специальный)
– Каким видом транспорта пользуетесь вы?
– Молодцы, отгадайте последнюю загадку:
На столбе висят три глаза,
Мы его узнали сразу.
Каждый глаз, когда горит,
Нам команды говорит. ( Светофор)
– Для чего нам нужен светофор?
– Ребята, вы уже знаете основное правило всех участников
дорожного движения, т.е. и пешеходов и водителей транспорта.
Давайте, вспомним его!
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для любого.
Красный свет – прохода нет, (хором)
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – иди!
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
– Когда-то основным транспортным средством людям служили
повозки, запряжённые лошадьми. Сейчас автомобили стали для людей
неотъемлемой частью жизни. Люди, конечно, выигрывают от такой
замены. А природа?
– Как же быть? Подумайте об этом дома и попробуйте «изобрести»
новый вид транспорта – экотранспорт. Нарисуйте его, запишите
название и устно расскажите, для чего нужна ваша машина, как и где
она перемещается и т.д.
-Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, и
теперь я прошу вас оценить урок и нашу с вами работу на уроке.
Поднимите зеленый цвет светофора, если трудностей не возникло и всё
было понятно, жёлтый, если возникли небольшие трудности, красный –
ничего не понятно.
Слайд № 15
– А теперь звенит звонок, всем спасибо за урок!