формирование цифры 5 в старшей группе

Галынская Татьяна Анатольевна Схеме конспекта занятия «Образование числа «5»

Педагог: Галынская Татьяна Анатольевна.

Концептуальные основы занятия

Образовательная форма : Формирование Элементарных Математических представлений.

Возрастная группа Ж – смешенная дошкольная (3-5лет)

Тема занятий : Образование числа 5.

Цель: знакомить детей с образованием числа 5.

Елена Сазонова Конспект занятия по математике «Состав числа 5» для детей старшей группы

Конспект занятия по математике в старшей группе.

Тема: «Состав числа 5».

НОД по образовательной области «Познавательное развитие.

Тема «Состав числа 5»

• знакомить детей с составом числа 5, учить раскладывать число 5 на два меньших, а из двух меньших составлять целое.

• закреплять знания о временных отношениях: (неделя, времена года).

Ирина Ежова Организованная образовательная область по ФЭМП в старшей группе на тему: «Образование числа 5»

Тема: «Образование числа 5».

1. Познакомить детей с образованием числа 5 упражнять в счете

в пределах 5 .

2. Упражнять детей в ориентировке в пространстве, на плоскости листа.

3. Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры.

4. Закрепить умение работать в нетрадиционной технике рисования:

тычком жесткой полусухой кистью.

Демонстрационный материал: предмет–игрушка лесовичок, изображение, деревьев (сосна, ель, пеньки, травы, гриба, шишки, белочки 5 шт.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Рекомендуем посмотреть

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы

Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство»

Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

Конспекты занятий по математике в старшей группе

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!

• Продолжить знакомить детей с составом числа 5, учить раскладывать число 5 на два меньших, а из двух меньших

• закреплять знания о временных (неделя, времена года)

• развивать внимание, мышление, мелкую и общую моторику.

• воспитывать культуру поведения и интерес к

(ребята, давайте встанем в круг)

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Поздороваемся, улыбнемся, подмигнем

Заниматься мы начнем.

Ребята, сегодня к нам в гости прилетел маленький совенок, он никогда раньше не был в детском саду и совсем не умеет считать, а хочет научиться, поможем ему, ребята?

1. Начнем нашу умственную разминку. Нужно правильно ответить на все вопросы

• Какое сейчас время года?

• Сегодня вторник, а завтра?

• Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

• Если стол выше стула, то стул?

• Если дорога шире тропинки, то тропинка?

• Назовите времена года

• Сколько месяцев в году?

2. – Ребята, у меня есть для вас загадка. Если вы ее отгадаете, то узнаете с каким  мы сегодня с вами будем работать.

На руке малышка Лиза

Любит пальчики считать!

У нее, на удивление,

– Правильно, пять. Да сегодня мы с вами будем работать с . Узнаем, как его  разложить на два меньших , и как из двух меньших получить целое.

(На доске пять квадратов красного цвета)

– Что вы видите на доске? (геометрические фигуры, квадраты)

– Сколько всего квадратов?

– Как вы узнали?

– Какой цифрой можно обозначить это количество

– А сейчас я переверну последний квадрат другой стороной. (переворачивают квадрат синей стороной вверх)

– Сколько стало квадратов?

(кол-во квадратов не изменилось, но  пять получилось другим способом) .

– Сколько красных квадратов?  Обозначьте это количество цифрой.

– Сколько квадратов синего цвета?  Обозначьте это количество цифрой.

– Значит, пять – это сколько и сколько? (Пять – это 4 и 1)

Теперь перевернем два квадрата другой стороной.

Количество квадратов изменилось? Не изменилось,  пять получили другим способом

Значит, пять – это сколько и сколько? (Пять –это 3и 2)

Пять – это 3и 2, пять –это 4и1.

: Таким образом, давайте повторим, как мы получили из 2-х наименьших целое

(обращает внимание на квадраты, разложенные на столе)

3.- Закрепим материал. Работа с демонстрационным материалом у доски над составом числа 5 из 2-х меньших чисел.

Посчитайте, сколько зайчиков пришли в гости к совенку?

– Столько нужно добавить, чтобы всего стало 5. – (Потому что 4 и 1 – это 5)

– Посчитайте, сколько зайчиков принесли с собой морковку?

. Что нужно сделать, чтобы у всех зайчиков было по морковке? (добавить 2 морковки)

(Потому что 3 и 2 – это 5). Обозначу обе части цифрами.

Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок? (Их стало поровну)

ряд с пропущенными цифрами.

: Дети называют пропущенные цифры.

: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

1. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья?  (выставить на доску)

2. Он давно знаком со мной

Каждый угол в нем – прямой

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

А зовут его

3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает изображения геометрических фигур на магнитную доску.

: Нам нужно самим выложить геометрические фигуры из счетных палочек.  из них геометрические фигуры, которые вы знаете, используя все палочки (у каждого ребенка разное количество палочек)

7. Засели домик.

Ребята, у вас на столе лежат домики. Вам нужно на каждом этаже домика написать соседа числа, чтоб получилось число 5.

Ребята, вы молодцы, со сем справились, а сейчас выберете смайлик, который подходит к вашему настроению: веселый смайлик – вам понравилось задание, грустный смайлик – вам было неинтересно и скучно.

: «Спасибо ребята, мне очень понравилось у вас, и я научился считать до 5 и знаю теперь много геометрических фигур. А вам, что больше всего понравилось на

Тема нод: Образование числа 5, цифра 5

-уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 5 на основе сравнения двух групп предметов.

-учить называть, обозначать цифрой, соотносить число 5 с количеством и цифрой.

-устанавливать последовательность чисел в пределах 5 в прямом и обратном порядке.

-продолжать учить ориентироваться в пространстве.

-развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

-воспитывать интерес к математическим занятиям, уважение (слушать внимательно друг друга и взрослого), терпимость, сдержанность.

Оборудование: презентация по загадкам, раздаточный материал (фланелеграфы, геометрические фигуры: треугольники, овалы, круги, квадраты), белые круги, цифры 1-5, «числовой домик-5», простые карандаши, ёлочки 5 шт.

Ребята, сегодня я хотела с вами поиграть с цифрами, расставила их по порядку. Потом открыла окно, чтоб проветрить группу и ветер перемешал все цифры. Помогите мне пожалуйста навести порядок! (дети расставляют числовой ряд от 1 до 4.) Вот спасибо, а сейчас мы с цифрами поиграем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть:

-какая цифра стоит первая?

-какая цифра стоит последней?

-какая цифра стоит между 2 и 4?

-какая цифра стоит после 1?

-какая цифра стоит перед 4?

-назовите соседей цифры 1 и 3?

-кто знает эту цифру?

-Сегодня мы с вами будем продолжать считать. Узнаем, как поучается  число 5 и будем использовать число 5 в наших играх.

(выходит ребёнок к доске, выкладывает ёлочки, остальные работают на местах).

-Сейчас вы положите столько треугольников, сколько вам я покажу

-Сколько вы выложили?

-Положите ещё один треугольник.

– Стало больше или меньше? (больше)

– На сколько стало больше? (на 1)

– Почему? (добавили1)

– Посчитаем сколько стало? (1 2 3 4 5)

– А как вы получили 5? (к 4 + 1)

– А теперь количество кружочков обозначим цифрой 5.

Отгадайте, кто к нам пришел в гости?

-Рыжая, с пушистым хвостом, любит орешки. (белка)

-А может лиса? Она тоже рыжая с пушистым хвостом. (не грызет орешки)

-Белка принесла нам задачу. ( Презентация на доске)

Я нашел в дупле у белки

4 лесных орешка мелких

Вот ещё один лежит.

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка.

Все орешки сосчитайка.

-А теперь такое задание. Я буду читать, а вы выполнять на столе с помощью овалов.

(Дети выкладывают 4 овала, добавляют ещё 1 овал)

– Давайте посчитаем. (1 2 3 4 5)

– Как получили? (4+1)

– А теперь я хочу посчитать.

Воспитывать выкладывает на доске  в «Числовом доме»

цифры 4 и 1 (Дети обводят цифры в своём домике карандашом)

К нам ещё пришёл гость (Презентация на доске)

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

Задачка от ежа.

-Ёж спросил ежа соседа:

-Ты откуда непоседа?

-Запасаюсь я к зиме

-Видишь яблоки на мне,

-Собираю их в лесу-Три принес и два несу.

-Теперь такое задание. Я буду читать ещё раз, а вы выполнять на столе с помощью кругов.

(Дети выкладывают 3 круга, добавляют ещё 2 круга)

Давайте посчитаем вместе, сколько яблок ёж запас к зиме.

Воспитывать выкладывает на доске  в «Числовом доме» цифры 3 и 2 (Дети обводят цифры в своём домике карандашом)

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа – 1,

Эта долька для стрижа – 2,

Эта долька для котят – 3,

Эта долька для утят – 4,

Эта долька для бобра – 5,

А для волка – кожура.

-Сколько было апельсинов?

– Сколько было долек?

– А что ещё бывает по пять? (пальцы на руке, на ноге, 5 концов у звезды)

И ещё одна веселая загадка. ( Презентация на доске)

Два кубика у МашиТри у Наташи.

Вы кубики все эти

Скорее считайте дети.

-Ребята, какой формы кубик? (квадрат)

-А вы на столах выкладываете загадку  квадратами.

-Посчитайте. Сколько стало?

-Как получили? (2+3)

Воспитывать выкладывает на доске  в «Числовом доме» цифры 2 и 3 (Дети обводят цифры в своём домике карандашом)

-Как получили число 5? (4+1; 3+2; 2+3)

Хорошо мы порешали задачки, можно отдохнуть и поиграть. Я вам предлагаю поиграть в настольный футбол.

Хома, хома, хомячок,

хома раненько встает,

Подметает Хома хатку

и выходит на зарядку

хомка хочет сильным стать

Воспитатель называет ориентир, дети слушают и переставляют белый круг (мяч)

-мяч в правом верхнем углу.

-мяч в низу посередине

-мяч в середине поля и т.д.

– Что нового узнали?

– С каким числом познакомились?

– Как получить число 5?

1. Игра на дыхание по технологии В. Т. Кудрявцева «Цветок».

2. Игры и упражнения для организации внимания детей.

3. Дидактические материалы к игре «Лепестки» по технологии В. В. Воскобовича и выполнить задание по инструкции.

2. Основная часть

ребята, давайте поиграем в игру «Цветок».

И. п.: руки на затылке, локти сведены (нераспустившийся цветок).

1. Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок распустился).

2. Вернуться в исходное положение-выдох.

Педагог проводит пальчиковую гимнастику «За столом» (автор Т. А. Ткаченко), с целью развития мелкой моторики рук.

Бабушка очки надела («очки»),

У стола на стульчик села («стол», «стул»);

Только в книжку заглянула («закрытая книга», «открытая книга»),

с помощью разного цвета составить число 4.

Педагог задает вопросы:

1. Игровое упражнение «Составим число».

Педагог предлагает взять набор картинок «Птицы» и просит выбрать картинки с изображением зимующих птиц.

•        Сколько всего картинок вы отобрали?

•        Сколько зимующих птиц каждого вида вы нашли?

•        Какое число вы составили?

•        Как вы составили число 4?

Педагог хвалит детей.

2. Физминутка «Гномик» автор Н. Г. Метельская.

Для снижения утомления, напряжения детей педагог проводит физминутку.

Гномик по лесу гулял (ходьба на месте),

Колпачок свой потерял (наклоны вперед – «ищем пропажу»).

Колпачок был не простым

Со звоночком золотым (хлопки).

Гному кто точней подскажет (прыжки),

Где искать ему пропажу (ходьба на месте).

3. Игра «Чудо соты» по технологии В. В. Воскобовича.

Педагог задает детям загадку и дает словесную инструкцию к выполнению задания.

Нет рук, а строить умеет? (птица)

Инструкция: выложите из деталей игры отгадку (птицу).

Педагог дает задание выложить:

•        Круг в правом верхнем углу;

•        Квадрат в левом нижнем углу;

•        Треугольник в правом нижнем углу;

•        Овал в верхнем левом углу;

•        Прямоугольник в середине.

•        Где положили круг? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник? Овал?

•        Сколько всего положили геометрических фигур?

5. Задание «Найди предметы».

Педагог предлагает детям найти предметы личной гигиены спрятанные в рисунке.

6. Гимнастика для глаз (автор Н. И. Чистякова).

Для снятия напряжения глаз педагог проводит гимнастику для глаз.

«Стрельба глазами» (отводить глаза до упора влево – вправо) 8 раз.

«Мотылек»- веки как «крылья бабочки» (быстро и легко моргать глазами).

7. Словесная игра «5 волшебных органов».

Закрепляет состав числа 5 из единиц, через игру.

Педагог предлагает детям вспомнить названия 5-ти волшебных органов человека.

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят.

Наше тело покрывает,

От ненастья защищает,

Будем чаще ее мыть,

Чтобы нам красивей быть.

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

– Зачем человеку нос?

– Зачем человеку язык?

– Зачем человеку кожа?

– Зачем человеку уши?

– Зачем человеку глаза?

8. Минута релаксации по технологии Н. И. Чистякова.

– А теперь закройте глаза, положите руки на стол ладонями вверх. Будьте внимательны. Тот к чьим пальцам я прикоснусь, скажет, какие звуки он слышит.

Включается аудио запись «Звуки леса»

– Что вы чувствовали, ощущали и какими органами чувств при этом пользовались?

Педагог помогает сформулировать вывод.

«Открытый конец» занятия.

Педагог дает косвенную оценку деятельности детей, демонстрирует успех детей.

– Что трудного было в выполнении заданий?

– А с чем вы справились легко?

– Мне очень понравилось работать с вами, вы меня порадовали своими ответами  и своей работой.

Дети выполняют движения по показу

Дети выполняют упражнения соответствующие тексту.

Дети выполняют задание по инструкции педагога.

Дети проявляют интерес и исследовательскую активность, отвечают на вопросы педагога, формулируют вывод.

Ответы детей, вывод.

Дети выполняют упражнение.

Дети из элементов игры выкладывают птицу.

Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.

Дети, не вставая со своих мест, выполняют расслабляющие упражнения.

Ответы детей: уши, глаза, нос, язык, кожа.

Ответы, рассуждения детей.

Ответы детей: слух, осязание.

Дети формулируют вывод, что звуки мы слышали ушами, а прикосновение ощущали руками.

Дети обсуждают работу, задают вопросы, оценивают свои действия и других, делятся впечатлениями.

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми 5 – 6 лет. Тема: «Состав числа 5».

Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: дать представление о составе числа 5 из двух меньших чисел.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о временных отношениях (день, неделя, времена года); закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; определять геометрическую фигуру по её словесному описанию (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
Развивающие: развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги; познавательный интерес;
Воспитательные: воспитывать сосредоточенность, интерес к математическим занятиям.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Демонстрационный и раздаточный материал: цифры от 1 до 10; математический набор, цифры от 1 до 5 на каждого ребенка, счётные палочки, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), простые карандаши.
Предварительная работа: дидактические игры «Веселая математика», «Угадай фигуру», «Третий лишний», игры на ориентировку на листе бумаги.

II. Основная часть.

Воспитатель: Верно, вы отгадали. И сегодня мы познакомимся с составом числа 5. Узнаем, как число 5 получить из двух меньших. На доске пять треугольников синего цвета.
Воспитатель:
– Ребята, присаживайтесь за свои столы. У вас на столах расположены карточки с цифрами, приготовьте их, мы сейчас будем с ними работать.
Обратите внимание, что вы видите на доске? Ответы детей: геометрические фигуры, треугольники. Сколько всего треугольников? (пять). Как вы это узнали? (сосчитали). Какой цифрой можно обозначить это количество? (цифрой пять).
– Давайте мы поселим цифру 5 в числовой домик сверху. (на презентации числовой домик).
На магнитной доске размещаю синие треугольники. Вопрос к детям: Сколько синих треугольников?

. Обозначьте это количество цифрой у себя на столе.
– Сколько треугольников красного цвета?

. Обозначьте это количество цифрой.
– Значит, пять – это четыре и один.(4 и 1)
Теперь число 5 получим другим способом. Размещаю на магнитной доске синие треугольники. Сколько синих треугольников?

. Обозначьте это количество цифрой у себя на столе. Сколько треугольников красного цвета?

. Обозначьте это количество цифрой. Значит, пять – это три и два (3 и 2).
Воспитатель: Давайте подведем итог. Незнайка, а ты запомнил, как можно получить число пять? Отвечает.(4 и 1, 3 и 2). Да верно. Давайте повторим, как мы получили из двух меньших чисел число пять.
А теперь у нас вами динамическая пауза «Гаражи и машины»
По группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 5. Воспитатель раздает детям карточки с кругами от 1 до 5. Дети должны сосчитать круги на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству кругов. Игра проводится несколько раз со сменой карточек и участников.
Игровое упражнение «Пропущенные цифры».
Воспитатель: Незнайка, ребята, а сейчас давайте подойдем к доске. Посмотрите внимательно, какие цифры пропущены? Дети называют пропущенные цифры: 1 2 ? 4 ? 6 7 ? 9 ? Молодцы, все цифры пропущенные верно назвали.
Воспитатель: Незнайка, а геометрические фигуры ты знаешь?
Незнайка: знаю круг – это как яблоко, а еще квадрат – книжка моя любимая, а ещё треугольник – как крыша моего дома и ещё не помню, не знаю. Но хочу узнать? Ребята, поможете мне познакомиться с новыми фигурами?
Дети: да.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я буду загадывать загадки о геометрических фигурах, а вы будете отгадывать. ( Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает геометрические фигуры на магнитную доску).
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг).

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны.
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? (треугольник)

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект развлечения по математике для детского сада. Старшая – подготовительная группа

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Зима

Методическое пособие по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: Загадки

Конспект НОД по математике в детском саду в старшей группе на тему «Вершина, угол, сторона геометрической фигуры»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счет в пределах 7

Конспект занятия по математике «Цифра 6». Старшая группа

ННОД по ФЭМП в старшей группе

Тип НОД: Изучение нового материала.

Вид НОД: ФЭМП

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Закреплять умения составлять число 5 из 2-х меньших чисел. Умение устанавливать связи между числами в пределах 5. Повторить геометрические фигуры; прямой и обратный счёт от 1 до 5, порядковый счет до 5.

Развивать внимание, мышление, память, общую и мелкую моторику.

Демонстрационный материал: бабочка из геометрических фигур, кот Леопольд, магнитные цифры и знаки, белочка, 2 ветки, 5 грибков, предметные картинки (1 предмет, 2 предмета, 3 предмета, 4 предмета), шнурки с разным количеством узелков, картинки цветов с номерами 4, 1, 3, 5, бабочки с примерами.

Раздаточный материал: конверты с цифрами 1 2 3 4 5 (2 шт.), бабочки с примерами, счетные палочки, геометрические фигуры разного цвета.

Подготовка к занятию: подготовить демонстрационный и раздаточный материал, организовать детей на занятие.

Предварительная работа: повторить порядковый счет до 5, настольная игра лото «Геометрические фигуры», чтение сказки про кота Леопольда.

Организационный момент. ( Дети стоят перед цифровой дорожкой)

– Попрыгать по цифровой дорожке от одного до пяти и встать полукругом на ковре.

-Ребята, к нам в гости пришел кот Леопольд и хочет с нами поиграть. Давайте покажем ему как мы умеем считать.

Упражнение на повторение.

– Ребята, давайте узнаем сколько вас сегодня. Начинайте считать по порядку. ( Я – первый, я – второй и т.д. Всего 5 детей).

Вы, наверное, догадались о каком числе мы будем сегодня говорить?

– Я обозначу число пять, цифрой 5 и прикреплю её на доске.

– А вы можете выложить цифру 5?

– Подойдите к столам. Выложите на ковриках цифру 5 из цветных палочек. ( Дети на столах выкладывают цифру 5 из цветных палочек).

Работа с числовым рядом.

– Назовите числа по порядку.

– Назовите числа в обратном порядке.

– Какое число стоит после числа 2, 4?

– Какое число стоит перед числом 2, 5?

– Какое число стоит между числами 3 и 5?

– Назовите соседей числа 3.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть –тихо сесть.

Упражнение на память (пространственная ориентировка).

– Кто это? (Бабочка). Из чего составлена бабочка?

– Назовите цвет и фигуры.

– Где находится прямоугольник?

– Какая фигура справа?

– Где находится оранжевый треугольник? ( в левом верхнем углу)

– Где находится красный треугольник? ( в правом нижнем углу)

– Запомните рисунок. ( Рисунок убираем).

– Сколько было треугольников? Какого цвета?

– Где находился красный треугольник?

– Сколько было кругов?

Сравнение чисел в пределах 5

На доске картинка Буратино и четыре бабочки и две .

– Буратино не может сравнить, где бабочек больше? Слева или справа. Давайте ему поможем.

Задание: Сравнение индивидуально три зеленых четырёхугольника и два красных квадрата.

Пчёлы в ульях сидят,

И в окошки глядят.

Друг за другом полетели.

– Хлопни в ладоши столько раз, какое число видите (показать цифра 4)

– Прыгни столько, какое число видите (картинка 3).

Присядь столько, сколько обозначает это число (показ карточки с числом 5).

Знакомство с составом числа 5.

Игра «Белочка и грибочки».

– Белочка осенью собирала на зиму грибы и сушила их по 5 на двух ветках.

– Сколько грибов?

– Как она их развешивала на 2 дерева?

(Ребенок подходит к доске и развешивает 5 грибов на 2 дерева. Следующий ребенок, не должен повторить вариант состава числа предыдущего.)

– Сколько бабочек?

– Сколько не хватает до 5?

(Аналогично с числом 4,).

Игра «Весёлый счёт».

Цель: закрепление числа и цифры, прямого и обратного счёта, коррекция внимания, памяти.

Оборудование: таблица с числами 1 – 10 (числа расположены произвольно).

Ход игры. Ребенок подходит т к таблице, указкой показывает и называет числа в прямом и обратном порядке (по заданию воспитателя).

Задания: – Назвать и показать числа 1 -5.

– Назвать и показать числа 5 -1.

– Узнай число, которое я напишу у тебя на спине и покажи его.

Игра «Умные ручки».

Цель: закрепление количественного счёта, коррекция тактильных представлений.

Оборудование: верёвки с разным количеством узелков.

Ход игры. Воспитатель вызывает ребенка, предлагает ему закрыть глаза и даёт верёвку с узелками. Ребенок на ощупь пересчитывает узелки и говорит результат. Затем он себя проверяет.

Игра «Цветочная поляна».

Цель: закрепление умений и навыков при выполнении арифметических действий сложения и вычитания.

Оборудование: изображения цветов с числами, шаблоны бабочек с примерами.

Ход игры. На доске размещаются изображения цветов с числами, шаблоны бабочек с примерами лежат у детей на столах.

– Ребята, давайте поможем коту Леопольду назвать номера цветочков (4, 1, 3, 5).

– На цветочную поляну прилетели бабочки. Давайте подскажем коту Леопольду, на какой цветок сядет каждая бабочка? (Ответ на бабочке соответствует номеру цветка).

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

– Кто хочет поделиться, что у вас не получилось?

А что запомнилось вам?

Понравилось, что было трудно? (Ответы детей.)

Давайте улыбнемся друг другу. Вы – молодцы!

За руки беремся, становимся в круг,

Занятье кончается наше.

Теперь появился у нас новый друг, (цифра 5)

Ему до свидания скажем.

Публикация «Организованная образовательная область по ФЭМП в старшей группе на тему

корзинка, пред. картинки. Музыка П. И. Чайковского из цикла

Раздаточный материал: лист бумаги раз. А4 с изображением зайца и его жилища, геометрические фигуры разные по величине, форм,цвету.

Гуашь, кисточки с жесткой щетиной, образцы листьев деревьев из бумаги.

-Ребята, сегодня я вас хочу пригласить на очень интересное занятие.

-Дети, какое сейчас время года? (осень)

-Что вы знаете о осени? (ответы детей)

-Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Осень – красивое время года. Будто волшебник разрисовал все вокруг.

К нам в гости из волшебного осеннего леса пожаловал лесовичок.

Пришел он к нам не случайно, ему нужна ваша помощь.

Лесовичок хотел угостить белочек орешками, но выронил корзинку и теперь не знает, хватит ли орехов для всех белочек. Поможем лесовичку угостить белочек? (Да)

-Посчитайте, сколько белочек вы видите на доске

-Правильно. Как вы узнали? (Посчитали)

-Угостим каждую белочку орехом. Что надо для этого сделать?

(воспитатель предлагает ребенку расположить в нижнем ряду под белочками орехи).

-Сколько белочек?

-Сколько орехов?

. Что можно сказать о их количестве?

(белочек и орехов поровну, их по 4.)

-Прибежала еще одна белочка. Белочек стало больше или меньше? (больше). Сколько стало белочек

(к четырем белочкам добавили одну белочку)

– Посчитайте, сколько орехов?

-Что надо сделать, чтобы у каждой белочки было по орешку?

(добавить один орех)

-Посчитайте, сколько стало орехов? (тоже 5)

-Как мы получили пять орехов? (к четырем орешкам добавили один орех)

Что можно сказать о количестве орехов и белок?

(белок столько же сколько и орехов, их по 5, их поровну)

Мы с вами помогли лесовичку угостить белочек орешками и узнали, как можно получить число 5.

-Отправился лесовичок дальше по лесу гулять. Добрался он до лесной опушки, где росли высокие, красивые деревья. Решил лесовичок набрать шишек в корзину.

-Кто назовет названия деревьев, на которых растут шишки (сосна, ель)

-Вдруг поднялся сильный ветер и все шишки упали.

Поможем лесовичку собрать шишки. Где вы видите шишки?

( ответы детей: я вижу шишку под елкой,3 шишки на пенечке,2 шишки за грибком,1 шишку в траве)

-Молодцы, ребята! Предлагаю вам отдохнуть.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли (Ходьба на месте)

Белый гриб в траве нашли (Приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

И в лукошко набери! (Наклоны)

Вон на дереве орех

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться (Потягивания –руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. ( Ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь-

Сели дети отдохнуть. ( Дети садятся)

-Отправился лесовичок дальше и встретился у него на пути зайчик. Он

заблудился, не может найти дорогу к своему кустику. Лесовичок просит

нас помочь зайчику?

У вас на столе на лист бумаги. В нижней части листа расположите зайчика, в верхней части листа расположите кустик. Вы должны проложить дорогу от зайчика к кустику из геометрических фигур. выбирайте ту геометрическую фигур,о которой я расскажу. Слушайте внимательно.

Первая геометрическая фигура – треугольник красного цвета

Следующая геометрическая фигура – круг желтого цвета.

Следующая геометрическая фигура – квадрат синего цвета

Следующая геометрическая фигура – треугольник зеленого цвета.

– Проверим, у всех зайчик добрался до своего жилища? Молодцы!

-Ребята, как много добрых дел совершает лесовичок. Я предлагаю раскрасить осенние листочки и подарить лесовичку осенний букет.

(Звучит тихая спокойная музыка П. И. Чайковского из цикла

(дети используют нетрадиционную технику рисования – рисование

тычком полусухой кистью. Цвет используют по желанию.)

-Подарим замечательный осенний букет лесовичку и будем ждать его в гости.

Все были очень внимательны. Молодцы!

1. Степанова Г. В. Занятия по математике для детей 6-7 лет с трудностями в обучении.

.- М. : ТЦ Сфера, 2007

2. Микляева Н. В. Развитие способностей детей средствами двигательно –игровой деятельности. методическое пособие для педагогов ДОУ. М. : «Перспектива», 2007

3. Калинченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. – М. : Арис-пресс, 2008

Публикация «Конспект занятия по математике „Состав числа 5“ для детей старшей группы» размещена в разделах

• воспитывать культуру поведения и интерес к математическим играм.

Организационный момент. (ребята, давайте встанем в круг)

• Назовите весенние месяцы.

• Назовите дни недели

• Сколько ушей у трех мышей?

• Сколько концов у двух палок?

• Если сестра старше брата, то брат?

2. – Ребята, у меня есть для вас загадка. Если вы ее отгадаете, то узнаете с каким числом мы сегодня с вами будем знакомиться.

– Правильно, пять. Да сегодня мы с вами познакомимся с числом пять. Узнаем, как его

разложить на два меньших числа, и как из двух меньших получить целое.

(На доске пять квадратов красного цвета) .

– Что вы видите на доске? (геометрические фигуры, квадраты) .

– Сколько всего квадратов? (пять) .

– Как вы узнали? (сосчитали) .

– Какой цифрой можно обозначить это количество (цифрой пять) .

Давайте с вами поселим цифру 5 в этот домик и напишем ее вверху (взяли карандаши и написали).

– А сейчас я переверну последний квадрат другой стороной. (переворачивают круг синей стороной вверх) .

– Сколько стало квадратов? (пять)

(кол-во квадратов не изменилось, но число пять получилось другим способом) .

– Сколько красных квадратов? (четыре). Обозначьте это количество цифрой.

– Сколько квадратов синего цвета? (один). Обозначьте это количество цифрой.

– Значит, пять – это сколько и сколько? (Пять – это 4 и 1)

Сколько стало квадратов? (пять).

Количество квадратов изменилось? Не изменилось, число пять получили другим способом

– Сколько красных квадратов? (три). Обозначьте это количество цифрой.

– Сколько квадратов синего цвета? (два). Обозначьте это количество цифрой

Значит, пять – это сколько и сколько? (Пять –это 3и 2)

Вывод: Таким образом, давайте повторим, как мы получили из 2-х наименьших целое число

4. Закрепим счет порядковый. На столе стоят игрушки счет детьми до 10.

На каком месте стоит зайчик? И. д.

5. Числовой ряд с пропущенными цифрами.

Задание: Дети называют пропущенные цифры.

6. Игра «Найди свое место» дети идут по кругу, в центре которого лежат перевернутые цифры, по сигналу воспитателя каждый берет себе цифру и находит свое место в ряду. Игра повторяется несколько раз.

Совенок: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

Кто же я такой, друзья? (круг) (выставить на доску)

А зовут его (квадрат)

Могут разной быть длины. (треугольник)

4. Я, как круг, почти как он,

Но приплюснут с двух сторон. (овал)

5. У меня углы прямые,

Как и у квадрата.

Но длина у двух сторон

Знает меня каждый школьник.

Воспитатель: Нам нужно самим выложить геометрические фигуры из счетных палочек. Составьте из них геометрические фигуры, которые вы знаете, используя все палочки (у каждого ребенка разное количество палочек). Готово?

Физкультминутка «Гаражи и машины»

Ход: по группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 5. Детям раздаются карточки с кругами 1-5. Ребенок должен посчитать круги на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству кругов. Игра проводится несколько раз со сменой карточек.

Совенок: «Спасибо ребята, мне очень понравилось у вас, и я научился считать до 5 и знаю теперь много геометрических фигур. Особенно мне понравилась ваша игра «Гаражи и машины» и еще когда цифры прячутся и надо отгадывать, какая цифра спряталась. А вам, что больше всего понравилось на занятии? Ответы детей.

Занятие по ФЭМП в детском саду. Старшая группа. Тема

Демонстрационный материал: геометрические фигуры (большие и маленькие).

Раздаточный материал: карточки (для счета на ощупь); карточки с двумя полосками; прямоугольники и квадраты по 5 штук.

Ход занятия

1. Дидактическая игра «Посчитай».

На столе ширма, за ширмой металлофон, молоточек. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут считать звуки.

У детей карточки с двумя свободными полосками; геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники – по 5 штук.

Задание: отсчитать и положить на верхнюю полоску столько прямоугольников, сколько раз ударит молоточек. Воспитатель стучит 3 раза.

– Сколько вы положили прямоугольников и почему?

Задание: положить на нижнюю полоску столько квадратиков, сколько раз ударит молоточек (ударяет 4 раза).

– Что вы сделали и почему?

– Сколько прямоугольников (квадратов)?

– Чего больше (меньше)?

– Какое число больше (меньше)?

– Как сделать, чтобы фигур было поровну?

Мы руками – хлоп-хлоп-хлоп,

Мы ногами – топ-топ-топ,

Повернёмся и молчим

(рот закрыть рукой).

2. Дидактическая игра «Назови фигуру».

Задание выполняется без овалов.

На доске – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Дети называют все фигуры. Воспитатель показывает круг.

– Чем отличается круг от остальных фигур?

Воспитатель предлагает выложить на доске все круги – от большего к меньшему (5 штук).

– Сколько всего кругов?

– Самый большой круг какой по цвету?

– Покажите самый маленький круг. А он какой по цвету?

– А какой круг больше (меньше): синий или красный?

И так далее.

3. Игра с пальчиками.

Будем листья собирать.

Листики дуба мы соберём.

Маме осенний букет отнесём

(сжимать и разжимать кулачки).

4. Счет предметов (пуговиц) на ощупь.

5. Игра на внимание «Трик-трак, это не так».

Дети говорят «Трик-трак, это не так» в том случае, если воспитатель сказал что-то неправильно.

– Сегодня мы пели песни.

– На завтрак мы ели гороховый суп.

– Сегодня идет дождь.

– Зимой медведь гуляет по лесу.

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Новый год

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Ориентировка в пространстве

Планирование по ФЭМП в старшей группе по Помораевой

Публикация «Схеме конспекта занятия „Образование числа „5“» размещена в разделах

-Образовательные : познакомить с образованием числа пять, учить считать в пределах пят и отвечать на вопрос «Сколько».

-Закреплять представление о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

-Упражнять в различение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

– Развивающие: развивать внимание, память.

– Воспитательные: воспитание в детях добрых чувств.

Предварительная работа: картины с изображением петушка, чтение потешки о петушке.

Демонстрационный материал: картина с его изображением; картинка с изображением петушка сидящего на заборе на фоне встающего солнышка, 5курочек, 5цыплят, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Раздаточный материал карточки, плоскостные изображения блюдечек и зернышек (по 5 штук для каждого ребенка,карточки с изображением частей суток-утро, день вечер, ночь.

Игра «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить основные признаки осени.

Цель: организовать у детей внимательность и мышление.

Деятельность детей Деятельность воспитателя Примечание

Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

Дети: утром, рано. Игра: «Что бывает осенью?»

– Сейчас мы с вами вспомним, что бывает осенью? Посмотрите внимательно на картинки и выберите те, на которых изображены явления осени.

– Почему выбрали именно эти картинки?

– Сегодня к нам в гости пришел петушок.

– Внимательно послушайте потешку про петушка и ответьте на вопрос «Когда просыпаются детки?» (читает потешку) :

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

-Когда просыпаются детки? На столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д.).

Показывает картинку с изображение петушка

Основная часть занятия

Формы представления нового материала:

– работа с демонстрационным материалом.

Цель: сформировать умение детей образовывать число 5, уточнить способы (варианты) уравнивания предметов.

– игровое упражнение «Покорми цыплят»

Цель: уточнить способы уравнивания предметов и образования полученных чисел.

– динамическая пауза. Физминутка «Вышла курочка гулять».

Цель: снизить утомление, снять напряжение у детей.

– игровое упражнение «Когда это бывает».

Цель: закрепить знания детей о частях суток.

Дети: курочки, цыплятки.

Дети: Четыре курочки

Цыплят и курочек по четыре

Стало пять курочек

К четырем курочкам прибавили еще одну курочку.

Курочек больше чем цыплят.

Цыплят меньше чем курочек.

Добавить одного цыпленка

К четырем цыплятам добавить одного цыпленка.

Убрать одну курочку

Добавить одно блюдечко.

Добавить одно зернышко.

шаги на месте с высоким подниманием колена, руками — махи вверх-вниз

прыжки на месте, руки сложены ввиде крылышек

в приседе имитируем разгребание лапами земли

руками показать толстого круглого жука

руки разводим в стороны, показываем длинного червяка

наклоны головы вперед-назад

наклоны вперед, руками касаемся пола

закрыть глаза ладошками развести руки в стороны.

Дети садятся на места.

Называют части суток. Кто еще просыпается вместе с петушком?

Сколько всего курочек?

Давайте расположим на нижней части доски столько же и цыплят, сколько и курочек?

А сколько цыплят?

Что можно сказать о количестве курочек и цыплят?

Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (прикрепить на доску).

Давайте посчитаем, сколько сейчас стало курочек?

Как вы думаете, курочек стало больше, чем цыплят?

Как получилось пять курочек?

Получилось четыре цыпленка и пять курочек, сравните кого больше курочек или цыплят?

Какое число меньше пять или четыре?

Какое число больше пять или четыре?

Как сделать, чтобы курочек и цыплят стало по пять?

Как получить пять цыплят?

Как еще можно сделать, чтобы было поровну?

Молодцы ребята справились с заданием. А сейчас пришло время покормить цыплят.

У вас на столе лежат карточки, а на тарелочках картинки с изображением блюдечек и зернышек. На нижней полоске карточки расположите четыре блюдечка, а на верхней столько же зернышек.

Сколько блюдечек и зернышек?

Сделайте так, чтобы блюдечек стало пять? Как получить пять блюдечек?

Сравните, чего стало больше?

А чего стало меньше?

Что нужно сделать, чтобы блюдечек и зернышек стало поровну?

Молодцы с заданием справились! Петушок говорит, что пришло время отдохнуть.

Физминутка «Вышла курочка гулять» :

свежей травки пощипать,

а за ней ребятки —

– желтые цыплятки.

не ходите далеко!

Съели толстого жука

Ходят цыпки целый день,

наклоняться им не лень.

Червяков не видно

А сейчас послушайте потешки и определите, когда это происходит,

Утром дети просыпаются, в детский садик собираются. делают все по порядку: занимаются зарядкой, завтракают и играют, и растенья поливают.

Днем гуляем и играем. Все листочки собираем. Повар сделал нам котлеты, приглашает на обед.

Вечер – солнышко садится, всех зовет угомониться. Хочет посмотреть в тиши «Спокойной ночи малыши!»

Ночью дети спят в кроватке. Снятся сны им сладки – сладки. Звезды светят им в тиши, спите крепко малыши.

Порадуйте петушка, назовите все части суток. Изображения курочек, цыплят

Еще одна картинка с изображением курочки

Тарелочки и блюдечки

Картины с изображением частей суток утро, день, вечер, ночь.

Заключительная часть занятия

Игровое упражнение «Не ошибись».

Цель: закрепить знание геометрических фигур.

Цель: сопоставление начальной цели с конечным результатом.

Научились считать до пяти.

До свиданье петушок! Приходи к нам еще в гости,мы будем очень рады тебя видеть! Игровое упражнение «Не ошибись»!

Я буду показывать геометрические фигуры, а вы выполнять следующие движения: круг-прыгаете, квадрат-хлопаете в ладоши, треугольник-приседаете, прямоугольник – шагаете на месте.

Игра повторяется 2-3 раза.

Петушку пора идти, а мы с вами давайте вспомним, чем мы с вами занимались, чему научились?

Молодцы ребята, петушок очень рад что вместе с вами научился считать, что узнал геометрические фигуры и части суток. Давайте попрощаемся с петушком и позовем еще к нам в гости.

Геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Про урокцифры:  10 ЛУЧШИХ КНИГ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *