готовый анализ урока биологии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЯ ШКОЛА №15 Х. С АДОВЫЙ МИНЕРАЛОВОДСКОГО  РАЙОНА

Анализ открытого урока биологии в 10 классе

на тему: «Вирусы и Бактериофаги».

АЙРАПЕТЯН   А. В.

Дата проведения открытого урока: 27. 11.2017г

Данный урок является составной частью темы Строение клетки. Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Строение эукариотической клетки» « в 9 классе. При планировании урока Я учитывала интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по использованию имеющихся по предмету знаний, умение анализировать, делать выводы, самостоятельно работать с учебной литературой. Дидактическая цель урока: дать учащимся знания о вирусах, их видов, роли в природе и жизни человека, мер профилактики вирусных инфекций. Поэтому ставились ещё и такие задачи как:

– формировать умение решать поставленную проблему,

– закрепить навыки  работы в группах,

– умения обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

– развивать логическое мышление учащихся.

Для достижения данной цели отобраны следующие методы и формы обучения: рассказ учителя с использованием ИКТ, работа учащихся в группах, эвристическая беседа, сообщения  учащихся.

В начале урока мы с ребятами повторили «Строение эукариотической клетки» Учащиеся получили тестовые задания по данной теме. Эта работа не вызвала затруднения у ребят. На все поставленные вопросы о строении эукариотической клетки ее органоидов, большинство учеников ответили правильно. При подборке вопросов и заданий на уроке учитывались индивидуальные возможности детей. Поэтому все учащиеся в течение урока проявили максимальную активность.

На уроке было распределено время между этапами урока. Выслушали сообщения учеников 10 класса: Неваленного Даниила и Пашукова Максима, которые рассказали об открытии вирусов оспы, чумы, герпеса, ящура. Учащиеся 10 класса Сурков Максим  и Найденова Яна рассказали нам об истории открытия бактериофага. Посмотрели  видеофрагмент  о строении бактериофага. Выслушали Арчакову Елену и Кулябо Анну, которые рассказали нам о значении Вирусов в жизни человека и в природе. Петрова Ольга  представила презентацию о способах борьбы с вирусными инфекциями.

Учителем была организована учебная коммуникация в различных форматах, таких как: учитель – ученик, учитель – класс, ученик – ученик, ученик – ученики. Урок биологии был очень доступный для понимания, научно изложен. Урок соответствовал дидактическому материалу изучаемой темы.

Домашнее задание, кроме обязательного прочтения параграфа включало и творческое задание . Каждый ученик получил индивидуальное задание.

В конце урока была проведена рефлексия, на которой учащиеся сами оценили свою работу на уроке. Учителем был поставлен перед учащимися вопрос, достигли ли они той цели, которую ставили в начале урока и справились ли они с задачами.

Урок прошёл в дружеской атмосфере, в непринуждённой обстановке. Никто из присутствующих не чувствовал стеснения, ребята высказывались свободно не боясь ошибиться. И дети, и учитель ушли с урока в хорошем настроении.

Все задачи, поставленные перед уроком, удалось решить в полном объёме.

-продолжить работу с учётом индивидуальных возможностей учащихся,

-искать новые пути сбережения здоровья школьников,

-использовать новые технологии в процессе обучения.

Самоанализ урока Отряды насекомых. Стрекозы. Жуки. Вши. Клопы , проведенного в 7 классе

Урок «Отряды насекомых. Стрекозы. Жуки. Вши. Клопы» 16 урок в разделе «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные». У МК Латюшина В. В. Содержание урока полностью соответствует программе УМК Латюшина В. В.

Учащиеся 7 класса имеют повышенный интерес к изучению биологии. В классе 1 учащихся, что позволяет создать эффективную образовательную средуВ классе можно выделить три группы по уровню овладения программным материалом: высокий, средний и ниже среднего.

К моменту изучения данной темы учащиеся познакомились с отрядами насекомых тараканы, прямокрылые, уховертки и паденки. Тип урока – урок открытия новых знаний. Учитывая познавательный уровень класса, поставлены цель и задачи урока.

Цель урока: создать условия для формирования учебно-познавательных, смыслопоисковых, коммуникативных, рефлексивных компетенций обучающихся.

Задачи: 1. Раскрыть характерные признаки стрекоз, вшей, жуков и клопов. Показать связь между внешним строением насекомого и средой обитания. Выяснить влияние насекомых на другие живые организмы. Определить их роль в жизни человека.

2. Развитие аналитических способностей, умений отбирать нужную информацию;

3. Воспитать интерес к изучению объектов живой природы; соблюдение правил личной гигиены.

Для реализации цели и задач урока продумана структура урока, формы и методы работы.

Изучение новой темы осуществляется через групповую форму работы. Учащиеся мотивированы на изучение новой темы, так как заинтересованы в получении продукта деятельности – создание единого проекта, работа над созданием проекта начата на предыдущем уроке и будет продолжена на последующих уроках, где будут изучаться отряды насекомых. Этот прием направлен на сплочение учащихся класса.

На главный этап урока (открытие новых знаний) работали другие этапы. Проверка домашнего задания – позволяет сделать контроль коррекцию знаний учащихся об изученных отрядах, умений узнавать их по внешнему виду, а также мотивировать учащихся на познавательную деятельность на данном уроке. По аналогии предыдущих уроков учащиеся легко определили тему урока и задачи урока. Это способствовало осмысленному подходу к изучению темы. С целью формирования регулятивных действий – действия контроля, использовалась технология самопроверки и взаимопроверки работ, применяя для этих целей критерии и эталоны правильных действий.ефлексии формировани самооценки каждого ученика.

На уроке был реализован личностно-ориентированный подход. Каждый учащийся находился в поле внимания учителя, имел возможность выполнять задания по своему уровню развития и выразить свое отношение к изучаемому материалу, каждый ученик имел возможность высказать своё мнение и принимать решение. Также использовались здоровьесберегающие (смена деятельности, динамическая пауза и др.) и времясберегающие технологии.

На уроке были созданы условия для совместной деятельности учащихся, организации самостоятельного поиска информации. Групповая форма работы способствуетвзаимодействи учащихся, в котором школьники приобретают опыт общения, отношений, деятельности, формирования умения рассуждать и аргументировать свои действия.

Для достижения целей урока отобраны наиболее эффективные методы, позволяющие организовать работу учащихся так, чтобы они сами добывали знания, что способствует формированию интереса к процессу. Продуманы творческие задания, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать. На уроке учитывались особенности современной информационной образовательной среды и специфика деятельности учащихся в ее условиях – использованы Рефлексия, проведенная в конце урока, показала уровень овладения учащимися темой урока, их отношение к изучаемой теме

Урок достиг поставленных задач.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/94846-samoanaliz-uroka

Самоанализ урока биологии по теме «Путешествие в мир клеток», проведенном в 7 классе.

Данный урок является 6-ым в курсе биологии 7 класса и первым в разделе «Строение тела животных».

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Перед уроком ставились следующие цели:

пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.

-создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;

– обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки

– проследить межпредметные связи биологии с историей, литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;

-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

– формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

– пропагандировать здоровый образ жизни;

– воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

На данном уроке решался комплекс взаимосвязанных задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний и умений ранее изученных тем биологии и смежных предметов, на базе которых строилось усвоение нового содержания, формирование естественно- научного мировоззрения, которой подчинены все остальные задачи.

Цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей учащихся:

-Достаточная сформированность мыслительной деятельности,

-Умение концентрировать внимание

-Средний и высокий уровень памяти учащихся (зрительной и слуховой) и др.

Содержание урока соответствовало теме и целям. Использованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

На уроке осуществлены межпредметные связи с медициной, валеологией, историей, литературой, обеспечением безопасности жизнедеятельности, внутрипредметные связи с темой: «Строение растительной клетки», также прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями.

На уроке целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса  к изучению материала темы.

С целью развития познавательных процессов учащихся были использованы различные приемы, работа с интерактивными тренажерами, исследовательская работа и конкурсы способствовали развитию мышления, памяти, внимания, развитию речи, воображения.

Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали игровые и элементы занимательности.

Проведение урока в форме игры дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило  вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.

Учитель биологии:                                        /Полосуева О. В./

Сафонова С. М., учитель биологии МБОУ г. Иркутска СОШ №42

Я провела урок в 7а классе.

1) Количество детей в классе –  24. Уровень успеваемости детей – средний. Дети в основной своей массе активные и творческие. Эти особенности были учтены в планировании урока. Отношение к учёбе позитивное, работоспособность средняя.

2) Урок соответствует календарно-тематическому планированию и рабочей программе по предмету.

3) Тема раздела: «Позвоночные животные»

: Класс Птицы

: «Птицы». Тема урока связана с предыдущей темой «Особенности строения класса Птицы», и является вводной в последующие темы отряды птиц и экологические группы птиц.

4) Урок построен на игровой основе.

5) Тип  урока –  комбинированный урок. Выбор типа урока обосновывался тем, что это второй  урок в теме модуля.

(беседа, опрос, частично-поисковый, творческий, инсерт, кластера).

7) Цель урокаСоздание условия для усвоения учащимися знаний о разнообразии птиц и приспособлении их к окружающей среде.

8) Межпредметные связи

9) Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

10) Используемое оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран и раздаточный материал.

В начале урока была  проведена актуализация знаний и формулировка проблемы на основании уже имеющихся знаний.

Ученики участвовали в определении темы  и цели урока.  Тема и цели урока сформулированы  через проблемный вопрос.

Цель урока вполне измерима и зафиксирована.

В начале урока были заданы критерии, по которым в конце урока проведена оценка действий учащихся в течении урока. Оценка проводилась на протяжении всех этапах урока.

Содержание урока предусматривало, и было направлено на формирование следующих универсальных учебных действий:

– определять тему и цель урока;

– выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

– искать и выделять информацию;

– анализировать текс и извлекать информацию;

– уметь отвечать на вопросы

– строить понятные для партнёра высказывания;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению.

– осознавать значение строения птиц, охраны и мер защиты птиц .

Универсальные учебные действия формировались в форме:

целеполагания, планирования, контроль в форме сличения предполагаемых действий и заданных эталонов

поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, структурирование знаний, создание модели с выделением существенных характеристик

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, принятие решений и их реализация, контроль, коррекция и оценка действий партнера, работа в группе, внесение вклада в совместные действия.

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется

Использовались следующие методические приемы по формированию УУД:

создание проблемной ситуации, работа в парах, в группах, создание творческого продукта.

Учащиеся были поделены на одноуровневые группы, группам предложены задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по исходным данным. Задания  развивают логику,  сообразительность, поучительные. Задания непосредственно связаны с  темой урока, способствуют усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

Результат урока , достижение цели – зафиксирован. На момент окончания урока – цель достигнута.

проведено по заданным в начале урока критериям

Для проверка знаний учащихся применены различные виды контроля: устный, письменный, фронтальный.

Выставлена итоговая оценка за урок (баллы заработанные за выполнение отдельных заданий выполненных на  уроке суммировались и были переведены в оценку, которую выставили сами учащиеся В группе оценивалась работа всей группы, критерии оценивания разработаны мною.

учебной деятельности и выявлено ценностное  отношение учащихся к результату урока. Приемы организации рефлексии – «три лица». Предмет рефлексии – эмоции и ценностное  отношение учащихся к результату урока.

Дано домашнее задание – несколько вариантов на выбор.

Активность учащихся была достаточно высокой.

Поскольку учащиеся были разделены на группы, это дало  возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило  вызвать у учащихся умственное напряжение. Таким образом, был учтен здоровье сберегающий компонент.

Темп  урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.

Самоанализ урока по биологии в 8 классе

Тема: Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Образовательная: в результате урока учащиеся обобщают знания о:

• строении и функциях органов пищеварительной системы;

• гигиенических требованиях к составу пищи;

• мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний;

• влиянии курения, алкоголя на функции пищеварительной системы.

ученики продолжают развивать умения:• распознавать органы пищеварительной системы на рисунках;• анализировать, обобщать и обосновывать полученную информацию о гигиенических правилах и профилактике желудочно-кишечных заболеваний;• оказывать первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях;• соблюдать правила личной гигиены питания и зубной полости рта.• учащиеся убеждаются в необходимости соблюдения мер по предупреждению кишечных и глистных заболеваний, правил хранения  и приготовления пищи;• осознают вредное воздействие алкоголя, курения на пищеварение;• воспитание любви к урокам биологии.

Структура урока соответствовала типу и целям. При изучении использованы материалы, мотивирующие познавательную активность учащихся. На уроке были использованы следующие методы обучения: по виду источника информации: словесные (рассказ, беседа с учащимися); наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации учебного материала), практические (работа с тестами, карточками); по виду учебной деятельности: проблемно – поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися задач). Словесный метод объяснения материала чередовался с наглядным. В начале урока был применен прием обратной связи «Ладошки», что мотивировало учащихся на урок, создало благоприятную атмосферу. Весь урок был проведен в форме групповой работы. Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В течение урока у детей формировались умение высказывать свою точку зрения. Смена видов деятельности на каждом этапе урока позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность каким-то одним видом деятельности. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

На уроке был создан благоприятный, психологический климат, который повышал внимание и сосредоточенность учеников. Я считаю, что урок был результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных целей, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Цели урока были достигнуты.

Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В начале урока учитель применил прием «Ладошки», что мотивировало и настроило учащихся на урок.

Учителем определено целеполагание на урок.

Хорошо, что деление на группы произведено не случайным образом, а с помощью жетонов.

Проведение конкурса между группами с помощью карточек. В конце каждого конкурса проходило взаимооценивание, что способствовало саморегуляции учащихся.

Новая информация, сообщаемая учителем, была интересна по содержанию, что привлекло внимание, интерес учащихся к изучаемой теме.

Хорошо, что присутствует эпиграф урока. С помощью него учитель определил для учащихся цель изучения темы. Дети самостоятельно сделали вывод.

Учитель применил элемент технологии проблемного обучения (создание проблемных ситуаций). Проблемно – поисковый метод.

Физминутка для глаз, интересная по содержанию и музыкальному сопровождению, способствовала снятию напряжения и повышению внимания. Использование здоровьесберегающих технологий.

Рассказ учащимися о вреде алкоголя и никотина на процесс пищеварения. Хорошо, что задано на дом.

Закрепления материала в виде тестирования помогло оценить учителю, насколько учащиеся поняли данный материал. Взаимооценивание учащихся.

Рефлексия в виде незаконченных предложений, способствовала самооценке учащихся своей деятельности на уроке.

Четкий инструктаж по домашнему заданию.

Итог урока закончился притчей, что помогло обобщить урок и сделать вывод.

Манина Ольга Борисовна

Учитель биологии и химии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска

Аспектный анализ урока биологии в 10 классе по теме:

«Индивидуальное развитие организмов»

развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, воспроизведении потомства;

формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках;

научить учащихся формулировать выводы;

развивать мышление учащихся, речь.

формировать мировоззренческие представления о влиянии вредных веществ на внутриутробное развитие организмов.

смена видов деятельности во время урока;

соблюдение правильности осанки во время урока.

Тип урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков.

Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-проблемный.

Приемы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, демонстрация, организация работы в группах, взаимоконтроль.

Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); решение проблемных ситуаций; индивидуальная работа.

1. Презентация « Онтогенез»

2. Информационные карты.

3. Стенд « Счастливое детство»

4.таблица « Зародышевое развитие эмбриона»

1. Мотивационно – ориентировочный этап:

1.     Вхождение в контакт (слова поддержки и одобрения, настрой на активную деятельность)

2.     Создание ситуации успеха. (учитель предлагает рассмотреть фотографии на стенде , обращает внимание на счастливые лица детей и родителей и раскрывает понятие о материнском счастье. Разговор учителя с учащимися сопровождается спокойной и мелодичной музыкой)

3.     Учитель объясняет план проведения урока

Учитель: Мы изучаем тему: «Индивидуальное развитие организма». Как называется процесс индивидуального развития организма?

Ученик: Данный процесс называется онтогенезом.

Учитель: Я предлагаю вам дописать предложенную мной формулу онтогенеза.

На доске записывается начало формулы

Ученики предлагают варианты ответов, которые записываются на доске. Учащиеся имеют информацию с уроков биологии по курсу 9-ого класса. Выбирается правильный вариант ответа. Формула с помощью мультимедийной установки проектируется на экран.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученик: Я думаю, что тему можно сформулировать следующим образом: «Особенности эмбрионального развития».

Тема проектируется на экран.

Учитель: Какую информацию вы должны получить, чтобы изучить данную тему?

Ученики называют основные задачи, которые проектируются на экран.

Задачи: 1. Узнать, что такое эмбриональное развитие?

2. Выделить основные этапы развития.

3. Установить какие изменения происходят на каждом этапе?

4. Выяснить из чего и как формируется зародыш?

5. Условия, влияющие на развитие зародыша

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

– Что такое размножение?

– Каково биологическое значение процесса размножения?

– Какие типы размножения вы знаете?

– Что такое бесполое размножение? Приведите примеры.

– Что такое половое размножение?

– Чем половое размножение отличается от бесполого?

– Где происходит образование половых клеток?

– Как называются половые железы самца и самки?

– Назовите половые клетки мужского и женского организма.

– Какой хромосомный набор несут половые клетки?

– В результате какого процесса образуются половые клетки?

II. Операционально – исполнительский этап

1. Работа над терминами: эмбриология, онтогенез.

Что изучает эмбриология?

Работа с книгой.

Найти определение терминам: эмбриология, онтогенез

( Биология 10 – 11 классы учебник для общеобразовательных учреждений ( базовый уровень) Н. Д. Андреева. М Мнемозина, 2010г. под редакцией стр.106.

Запись в тетрадь:

Эмбриология – наука об индивидуальном развитии организма.

Название эмбриология происходит от латинских слов em brio – “из оболочек”. К предмету эмбриологии относится развитие гамет, механизмы оплодотворения, развитие многоклеточного организма от образования зиготы до смерти.

Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма.

термин онтогенез впервые был введен в 1866 г. немецким ученым Э. Геккелем.

2. Работа с информационными картами: краткие исторические сведения ученых об этапах развития эмбриологии.

Учащиеся работают с информационными листами, отмечают основные этапы развития эмбриологии.

Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания.

Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

Существенный вклад в эмбриологию внесли следующие ученые.

Антонии ван Левенгук (1632-1723) обнаружил в 1677 г. сперматозоиды, им впервые был изучен партеногенез у тлей.

Ян Сваммердам (1637-1680) впервые провел изучение метаморфоза насекомых.

Марчелло Мальпиги (1628-1694) принадлежат первые исследования по микроскопической анатомии развития органов зародыша курицы.

Каспар Вольф (1734-1794) считается основателем современной эмбриологии; точнее и подробнее всех своих предшественников исследовал развитие цыпленка в яйце.

Подлинным создателем эмбриологии как науки является русский ученый Карл Бэр (1792-1876), уроженец Эстляндской губернии. Он первым доказал, что при развитии всех позвоночных животных зародыш закладывается сначала из двух первичных клеточных слоев, или пластов. Бэр увидел, описал, а затем и продемонстрировал на съезде естествоиспытателей яйцевую клетку млекопитающих у вскрытой им собаки. Он открыл способ развития осевого скелета у позвоночных (из, так называемой, спинной струны-хорды). Бэр первым установил, что развитие всякого животного представляет собой процесс развертывания чего-нибудь предшествующего, или, как теперь бы сказали, постепенной дифференцировки все более сложных образований из более простых зачатков (закон дифференцировки). Наконец, Бэр первым оценил важность значения эмбриологии как науки и положил ее в основу классификации животного царства.

А. О. Ковалевский (1840-1901) известен своей знаменитой работой “История развития ланцетника”. Особый интерес представляют его работы по развитию асцидий, гребневиков и голотурий, по постэмбриональному развитию насекомых и др. Изучая развитие ланцетника и распространяя полученные данные на позвоночных, Ковалевский еще раз подтвердил правильность идеи об единстве развития во всем животном царстве.

И. И. Мечников(1845-1916) особую известность приобрел исследованиями губок и медуз, т. е. низших многоклеточных. Видной идеей Мечникова явилась его теория происхождения многоклеточных организмов

А. Н. Северцов (1866-1936) является крупнейшим, из современных эмбриологов и сравнительных анатомов, создателем теории филэмбриогенеза.

1. Каков научный вклад И. И. Мечникова и А. О. Ковалевского в создание эволюционной эмбриологии?

2. В чем заслуга трудов К. Бэра?

3. Рассказ преподавателя с элементами самостоятельной работы учащихся с текстом, терминами, рисунками, слайдами презентации с последующим обсуждением

Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу, которая висит на доске. Назовите основные этапы развития зародыша.

Образование зиготы, ее первые деления — начало индивидуального развития организма при половом размножении.

Эмбриональное развитие — период жизни организма, который начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.

Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника):

1) дробление — многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких клеток (при этом они не растут), образование бластула – однослойного зародыша с полостью внутри; (Презентация «Онтогенез»)

2) гаструляция. В результате деления клеток образуется гаструла — двухслойный зародыш с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость (энтодермой). ( Презентация «Онтогенез»)

3) нейрула. Происходит образование трехслойного зародыша – появление третьего, среднего слоя клеток — мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков; (Презентация «Онтогенез»)

4) органогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

Ученики заполняют таблицу в тетради

« Зародышевый период развития»

. Выполненная таблица проверяется учителем и оценивается. Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы спроецированной на экран.

Самостоятельная работа учащихся с книгой:

Используя текст учебника заполните таблицу:

Зародышевые листки и их производные

4. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов.

Работа в группах

Наукой доказано, что алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона. Почему? Выскажите свое мнение.

В ходе беременности женщина получила радиационное облучение? Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть последствия данного воздействия?

Большое влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребенка в крупном промышленном городе?

Начальные стадии развития почти всех животных имеют много общего. Какой вывод о происхождении всех организмов на Земле можно сделать из этого факта?

Онтогенез каждого организма включает обязательные этапы, назовите их. В какой среде осуществляется эмбриональная стадия у ящерицы, карася, воробья, лягушки, кенгуру, ежа, крокодила? Какие особенности обеспечивают зародышам этих животных защиту от негативных воздействий среды?

До беременности и в течение беременности женщина систематически курила? Выскажите свое мнение о влиянии никотина на развитие зародыша?

Беременная женщина работает в химической лаборатории. Выскажите свое мнение о влиянии химических веществ на внутриутробное развитие зародыша.

Выполните задание. Подберите к названию органа название зародышевого листка, из которого он развивается.

Обсуждение ,составление схемы.

III. Рефлексивно – оценочный этап

Учитель: Делаем обобщение по изученному материалу. С чем мы сегодня познакомились на уроке? Выполнены задачи, которые были поставлены в начале урока?

Ученик: На сегодняшнем уроке мы познакомились с основными этапами эмбрионального развития.

Учитель: Назовите основные этапы эмбриогенеза.

Ученик: Основные этапы эмбриогенеза – это образование зиготы, бластулы, гаструлы, процесс гистогенеза.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)

Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)

Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)

Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)

Третий зародышевый листок (мезодерма)

Учащиеся отвечают на листочках на вопросы

Урок заставил задуматься

Урок навёл меня на размышления

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё надо поработать?

3. Домашнее задание: П. 25 вопросы 1-4, подготовить сообщение: “Влияние вредных веществ на внутриутробное развитие зародышей”

Цель анализа: выявление содержания конспекта урока требованиям ФГОС

Планируемые образовательные результаты урока: предметные, метапредметные и личностные

Способствуют ли предложенные виды учебной деятельности, формы, методы и средства обучения, технологии, учебные задания достижению образовательных результатов?

Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с учебником, информационной картой, составление схемы. Весь процесс изучения связан с использованием компьютера, мультимедийной установки. На заключительном этапе урока используется групповая форма организации учебной деятельности с целью развития критического мышления и выработке негативного отношения к употреблению вредных веществ.

Соотношение деятельности учителя и учащихся на уроке.

Изучение материала осуществляется в парах, группах Ученики являются соавторами урока и проявляют активность, умения делать выбор давать оценку фактам, оценивать свою работу. Учитель исполняет роль консультанта

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке.

Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока, назвать задачи урока.

Входе смены различных видов деятельности (работа с терминами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника и информационной картой) идёт решение задач личностного развития учащихся, обеспечивает их продвижение в развитии и усвоении знаний, тем самым реализуется позиция ученика : за познание мира в специально организованных условиях. Учащиеся являются соавторами урока и проявляют активность, умения делать выбор давать оценку фактам, оценивать свою работу.

4. Рекомендации по оптимизации анализируемого учебного занятия.

В сильных классах можно организовать работу учащихся – консультантов.

Самоанализ урока биологии

Схема самоанализа урока биологии, проведенного с обучающимся с ООП.

Схема анализа и самоанализа урока

Солдатенков Тимофей, урок проведен 15.09.16;

Тема урока: «Химический состав клетки»

Цели урока: познакомиться с химическим составом клетки, входящими, входящими в состав клеток  и их функциями.

– продолжить знакомство учащихся с химическим составом клетки;

– дать понятие  об органических веществах клетки;

– рассмотреть роль органических  веществ в клетке.

– воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;

– продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.

– продолжить развитие умений работать с учебником и рабочей тетрадью;

– способствовать  развитию  умений  анализировать, обобщать и делать выводы.

(При постановке целей выдержан принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных задач, цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей учащегося).

На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, поисковые, словесно-репродуктивные.

Подготовлены ссылки в сети Интернет – для проверки домашнего задания –тест, и в ходе урока переход по ссылкам позволяет наглядно понять изучаемую тему, так как используется видеофрагмент. Также в конуе урока для закрепления используется интерактивное задание.

Соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию умения решать задачи. Содержание урока способствовало развитию позновательной активности обучающегося;

Содержание урока соответствовало принципам дидактики: доступность, системность, последовательность, связь с жизнью, наглядность. Стремилась выдержать системную структуру урока. Каждый этап имел логическую завершённость. Целостность знаний способствует общему развитию ученика.

соблюдаемые в деятельности учителя и обучающегося: сотрудничество, соучастие.

урок предполагает формирование у обучающегося учебных умений и навыков, их усовершенствования и закрепления на основе выполнения системы упражнений;

Использованием презентации и видеофрагмента способствуют развитию творческих способностей обучающегося, а также домашнее задание предусматривает выполнение творческой работы;

Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, также формировались учебно-информационные умения и навыки, которые обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения необходимых задач; Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество с учителем

осуществляется взаимосвязь с предметом «химия», несмотря на то, что предмет еще не изучается, а таже связь с информатикой при работе с компьютером;

внутрипредметные связи соблюдались, материал сопоставлялся с ранее изученным ;

на мой взгляд содержание урока способствовало развитию интереса к обучение, поскольку использовались разные методы при объяснение нового материала и на этапе закрепления полученных знаний, а также творческое домашнее задание должно подстегнуть обучающегося к дальнейшему изучению предмета

Тип и структура урока:

тип урока-изучение нового материала, целесообразно использовать этот тип урока, чтобы ввести ученика к изучению большого нового раздела по предмету;

урок является первым в блоке «Строение и свойства живых организмов»;

урок по данной теме предполагает опираться на ранее полученные знания по биологии в 5 классе и предполагает использование этих знаний в при последующем изучении биологии в старших классах, так как в ходе этого урока формируется один из основных общебиологических принципов «связь строения с выполняемой функцией»;

Урок состоит из 5 этапов:

1.​ Организационного, задача которого была к восприятию темы.

2.​ Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем . Проверка знаний по предыдущей теме в форме интерактивного тестирования, оценивание.

3.​ Изучение нового материала по теме.

4.​ Закрепление полученных знаний вопросыи интерактивное задание в сети Интернет.

5.​ Информирование о домашнем задании.

структура урока соответствовала данному типу;

Этапы урока неразрывно связаны основной целью

применяемые методы соответствовали задачам урока;

В ходе урока формируются  познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.;

Использование разнообразных форм работы, применение современных ИКТ средств, переход от монологического взаимодействия к диалогическому, а также связь обучения с жизнью способствовали на уроке активизации позновательной деятельности обучающегося;

Самостоятельная работа проводилась на этапе проверки домашнего задания и она способствовала самостоятельной ориетации и работе ученика в сети Интернет.

На мой взгляд выбранные методы обучения являются наиболее эффективными на данном уроке.

Организация учебной работы на уроке:

На каждом этапе урока обсуждался материал, связанной с основной целью на уроке;

На уроке чередовались разные виды деятельности учащегося;

контроль за деятельностью учащегося осуществлялся по средством вопроов по изучаемому материалу и использовались задания в качестве закрепления;

при проверке д.з. оценивался тест с разбором неправильного варианта ответа;

развитие учащегося (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы и т.д.) происходило посредством проблемных вопросов и связь с жизнью;

Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать обучащихся на активную работу во время урока;

Итоги урока были подведены и учителем и учеником, отвечающим на вопросы

Система работы учителя:

При проведении урока и подборе заданий учитывались индивидуальные особенности обучающегося, поэтому все этапы урока были реализованы и задания выполнены;

Весь разработанный материал на уроке был освоен, что доказал этап закрепления знаний;

На уроке между учителем и обучающемся складываются уважительные отношения, на уроке дружественная атмосфера;

На уроке я старалась поощрять обучающегося , и не оставлять без внимания его желания, давать возможность высказываться по данной теме

Система работы учащегося:

Обучающейся был организован и активен на разных этапах урока, отвечал на все вопросы и сам приводил примеры и факты по теме;

Обучающийся хорошо и быстро работал на уроке, все задачи даются легко , о чем свидетельствует быстрое выполнение всех предложенных заданий, особенно на этапе проверки домашнего задания ( с тестом из 16 вопросов ученик справился за 4 минуты);

Отношение обучающегося к предмету положительное, поскольку домашнеен задание выполнено, и помимо прочитана дополнительная литература, а это в свою очередь указывает на добросовестное отношение к предмету ;

Общеучебные умения и навыки на уроке полностью сформированы ;

Ученик способен творчески использовать полученные знания, о чем говорят вопросы, заданные им и приведенные примеры из изученной литературы .

Общие результаты урока:

план урока выполнен;

При постановке целей выдержан принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных задач, цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей обучащегося;

уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

3-й – применение в новой ситуации, т.е. творческое; ученик за урок заслужил оценку «отлично»

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как обучающийся активно, с интересом  и правильно выполнял  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.;

рекомендации по улучшению качества урока для данного ученика подбирать более трудные и разнообразные задания и подводить его к тому, чтоб он сам мог формулировать тему урока и на ее основе цели .

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/217574-samoanaliz-uroka-biologii

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Про урокцифры:  КРОУ ЦИФРЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *