ИГРА ДЛЯ ВОЖАТЫХ

Цель: Закрепить знания и умения, полученные в результате обучения (для новичков, прослушавших курс лекций по вожатскому делу)

Задачи: Выявить уровень знаний

Участников делят на 2-4 команды по 6-9 человек. В каждой группе работает координатор, который помогает команде в затруднительных ситуациях. Игра проходит в несколько этапов. За ходом игры наблюдает жюри; оно дает оценку ответов после каждого этапа.
Выбор названия лагеря. Его профиль, распределение ролей (начальник лагеря, старший вожатый, вожатые отрядов, физрук, подменный вожатый и т. д.).
Нарисуй свой лагерь Каждая из команд представляет план лагеря, на котором должны быть указаны все необходимые объекты. Оценивается их наличие и удобство их расположения.

Заключительный. Лидерам групп предлагается составить КТД с указанным на карточке словом, остальная часть команды оформляет отрядный уголок в соответствии с выбранной программой и названием отряда.

Награждение и обсуждение

Для того чтобы деловая игра проходила интереснее, можно выбрать необычную форму проведения, например, заседание Совета директоров Шоколадной фабрики по вопросам поставки своей продукции в детские лагеря.
Ожидаемые результаты: УСПЕШНАЯ СДАЧА МЕТОДИЧЕСКОГО ЗАЧЕТА.

В начале дня вожатый незаметно крепит на кого-нибудь из отряда прищепки (мы крепили 4 прищепки) на разных людей. Можно крепить на одежду, волосы и т. д. Если потом этот человек нашел на себе прищепку, он должен так же незаметно прикрепить ее к любому другому соотрядовцу. Так продолжается весь день, и вечером, на свечке, те, у кого оказались прищепки, проиграли.

Всех заранее предупреждают об игре. Задача участников: подойти к любому человеку, так чтобы он вас не заметил и сказать громко “Опа!”. Тот кого “опнули” должен в тот же момент сесть на землю (неважно где он стоит, на сцене, на лестнице, в луже и т.д.) и громко посчитать до 10.

Про урокцифры:  ОНЛАЙН ВИДЕОУРОКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ 8 КЛАСС ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

Есть еще похожая игра. Только задача водящего подойти к любому из ребят, коснуться его плеча и сказать: “Я террорист Петров!”. Тот, кого водящий осалил, садится на корточки, складывает руки пистолетиком и громко произносит: “Пик, пик, пик, я японский броневик!”)

Твой тайный друг

Это ролевая игра. Ведущий собирает в одну коробку имена девушек, в другую – юношей. Предлагает всем поучиться быть тайными друзьями, приходить на помощь в трудную минуту, делать сюрпризы и подарки, оставаясь незамеченным. После этого предлагает юношам вытянуть имена девушек, а девушкам – имена юношей. Игра проходит в течение 1-2 дней. В конце второго дня тайные друзья могут рассекретиться и назначить встречи. Важно, чтобы никто не остался без внимания, поэтому ведущий должен заранее придумать сюрпризы, которые он будет рассылать он имени тайных друзей.

Один человек подставляе к уху два пальца, будто бы он разговаривает через гарнитур, то есть он секъюрити президента. Остальные, те кто в курсе про эту игру, увидя то что первый человек начал игру, тоже подставляет два пальца к уху. И так пока все не сделают. Последнего, кто не увидел и не успел, валят на пол, делают “кучу малу” и кричат “Спасем Мистера Президента”.

Чик 1 – участвую все кто в теме игры – допустим идет человек и делает непроизвольно что то (движение – слово и тд) кто то увидев это, говорит ЧИК – и тот кого ЗАЧИКАЛИ застывает в этой позе и остается в ней до тех пор пока кто то другой (но не тот кто зачикал) не отчикает бедолагу сказав так же ЧИК с указанием имени. Пока человек зачикан он молчит и просто ждет отчикания=) ( пример: идет Вова в столовую,поднимается по ступенькам. Ирина говорит Вове ЧИК и Вова зависает на стцпеньках с поднятой ногой. Маша идя мимо решила Вове помочь и сказала ЧИК ВОВА и Вова снова идет дальше).
Чик 2 то же самое – только поза повторяется, то есть человек повторяет то в чем его зачикали вместе с произношением слов (если в этот момент он конечно что то произносил). Бывает очень эпично при игре чик 1 если скажем человек на пленрке тупо сидит, ни кому не мешает подперев лицо рукой и ему тут кто то ЧИК. и он сидит так до конца планерки пока все не встанут – только в этот момент можно будет понять, что человека зачикали. иногда доходит и до маразма – часами так люди сидеть могут или стоять=) чик 2 это просто шедевр – мы иногда спецом ловили кого нибудь за интересными движениями – так у нас вожатик приседал долго и пел песню на повторе долго=)) включайте фантазию и будьте милосердны=))

Кричим “Облепиха” – и все бегут обнимать того человека, который это выкрикнул (аналог “капуста”)

Кто то один вампир. он должен заразить весь лагерь. процесс заражения происходит в момент укуса в шею. но только если вы наедине с жертвой. обычно игра длится целый день. периодически спрашивая есть ли еще не укушенные) обычно не зараженных остается не больше 5-7 человек на 150 детей

Разведай, выясни, сообщи.

Материалы из раздела «Картотека игр вожатого»

Игры на сплочение

Играющие делятся на две группы. Задача групп – быстрее соперника нарисовать животное (предмет и пр.). Каждый человек имеет право нарисовать лишь одну линию.

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.

Игра привезена из Польши. Произнесение польских слов сходно с русскими. Все слова повторяются участниками игры хором: – Голова – рамина – колина – пальцы – колина – пальцы – колина – пальцы – голова – рамина – колина- пальцы – очи – уста – уши – нос. Ударение во всех словах на первом слоге. Рамина – это плечи, колина – колени. В ходе игры нужно говорить слова и, соответственно им, обеими руками дотрагиваться до головы, плеч, коленей, глаз, ушей, носа и соединять пальцы рук. Постепенно темп игры увеличивается.

Человек к человеку

Участники разбиваются на пары. Галящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: рука к руке, спина к спине, ухо к уху и т.д. Фигура усложняется. После этой команды «Человек к человеку», каждый участник ищет себе новую пару. Задача галящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым галящим.

Все на борт

Оборудование: любая обозначенная площадка (скамейка, стул, брусок). Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд.

Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины. И так далее.

Весь отряд должен за ограниченное время (1-2 минуты) выложить на полу из веток изображение слона. Задание необходимо выполнить в полной тишине.

Участники бродят «в хаотичном броуновском движении». Каждый из них – атом. Ведущий объявляет, в молекулу из какого количества атомов они должны построиться.

Отряд делится на 2 команды, которые как можно быстрее и точнее должны построиться по каким-либо параметрам: по росту, цвету глаз, длине волос, размеру ноги, числу карманов, дням рождения, величине вытянутой руки и т.д.

Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего – распутать этот клубок, не разрывая рук.

(средний, старший  возраст)

Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т.д.

Эта широко известная детская игра пользуется большой популярностью среди участников тренингов. Ее можно смело повторять каждый день занятий, придав статус диагностической процедуры, фиксирующей, насколько в данный момент высок уровень взаимной чувствительности членов группы. Процедура такова: Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: – во-первых, никто не знает, кто качнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или не вербально); – во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; – в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, довить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда, но кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

Участники игры встают в круг и берутся за руки. Вожатый предлагает ребятам посмотреть на тех, кто стоит через одного от них и затем взяться за руки с ними. Потом через двух от них и тоже взяться за руки с этими людьми и так далее, пока каждый не будет держаться за руки с человеком напротив.

Примечание: после каждого нового «объятия» играющим необходимо предлагать выпрямиться (для этого участникам игры придется ближе подойти друг к другу). Первый раз игру можно остановить, если ребятам становиться не уютно или очень сложно стоять.

По хлопку ведущего игроки образуют пары: один из участников наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой.

Последние 2 человека выбывают из игры (или присоединяются к ведущему). Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.

Ура! Меня любят (средний, старший возраст)

Участники образуют круг. Смотрят на носки своей обуви. По хлопку ведущего они должны посмотреть кому-то одному из присутствующих в глаза. Если пара совпала, они произносят слова «Ура! Меня любят!!!» и выходят из круга. Игра продолжается, пока не совпадут все пары. Игра проводится с четным количеством игроков.

Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера.

Группа игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д.) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.

Один или несколько участников с закрытыми глазами садятся в круг. К нему/ним подходят оставшиеся игроки и протягивают руки. Задача «гадалок» – угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры. Например, можно узнавать человека по голосу, коленкам и т.д.

Щепка на реке

Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу. Расстояние между участниками должно быть чуть больше одной вытянутой руки. Все дети – это вода одной реки. Тёплая, понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети, начиная с какого-либо края). Они сами решают, как они будут двигаться: быстро или медленно, прямо или кружась, и т.д. Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно передавали.

Дети становятся в круг и закрывают глаза (это важно). Вожатый начинает игру: громко топает сначала правой ногой, потом левой. Сосед, стоящий слева, услышав топот, передает сигнал дальше также сначала правой, потом левой ногой. Сначала бег гномика будет «тормозиться», «западать» на ком-нибудь, но постепенно скорость передачи топота будет увеличиваться и возникнет эффект бегающего по кругу гномика.

В этом театре существует только три роли: красавица (побеждает рыцаря, побеждается драконом), рыцарь (побеждает дракона, побеждается красавицей) и дракон (побеждает красавицу, побеждается рыцарем).

Отряд делится на две команды. Команды договариваются втайне от другой, кого будут изображать (одна команда показывает одну роль). Далее – демонстрация. Команде-победителю насчитывается 1 балл.

Все берутся за руки, стоя к кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?»,- спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Передача чувств прикосновениями (средний, старший возраст)

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого – определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

Играющие встают в круг с закрытыми глазами, после чего ведущий дотронувшись до плеча, назначает двух-трех из них колдунами. Затем все открывают глаза и начинают совершать хаотичное движение, пожимая друг другу руки. Каждый из колдунов может (но не обязан!) при рукопожатии заколдовать играющего, которому он пожимает руку, незаметно почесав его ладонь. Заколдованный, совершив еще два рукопожатия с кем-нибудь уходит в угол для заколдованных (выходит из игры). Задача играющих-неколдунов, приглядываясь друг к другу, всех колдунов разоблачить, задача тех, в свою очередь, заколдовать всех.

В эту игру должны играть представители обоих полов в равном количестве. Представители одного пола, например, девушки тайно от представителей другого “делят” их между собой, то есть каждая девушка загадывает одного из молодых людей (только одного и они не должны пересекаться!) Затем обе группы садятся на скамейки друг напротив друга и загаданные по очереди пытаются понять, кто же их загадал. Делается это так: молодой человек подходит к предполагаемой им девушки и (несильно!) топает перед ней ногой, если он угадал, девушка хлопает в ладоши, и они оба отправляются в “романтическое путешествие”, то есть выходят из игры. Иначе девушка топает ногой в ответ и молодой человек, вернувшись на место, снова ждет своей очереди. Так продолжается до тех пор, пока не останется всего одна, так и не встретившаяся пара. Все остальные придумывают им какое-нибудь (желательно, смешное и доброе) задание, которое те, под общий смех, выполняют.

Играющие стоят в кругу, чередуясь по половому признаку (то есть мальчик-девочка-мальчик-девочка и так далее), в центре водящий. Играющие ритмично хлопают в ладоши и говорят хором следующие слова: “Арам-шим-шим, арам-шим-шим, Арамея-Зуфия, покажи-ка на меня! И раз! И два! И три!”, в это время водящий, закрыв глаза и указывая руками вперед вращается на месте, когда же текст заканчивается, он останавливается и открывает глаза. Ближайший по направлению вращения к показанному им месту представитель противоположного пола также выходит в центр, где они встают спина к спине. Затем все остальные опять хлопают в ладоши, произнося хором: “И раз! И два! И три!”. На счет три стоящие в центре поворачивают головы в стороны. Если они посмотрели водном направлении, то водящий целует (обычно в щечку), того, кто вышел, если в разных – они пожимают друг другу руки. После чего водящий встает в круг, а вышедший становится водящим.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

В решении задачи сплочения отряда Вам помогут игры и тренинговые упражнения на сплочение.
Целесообразно проводить эти игры в течение всей лагерной смены (с первого до последнего дня) с учетом логики ее развития.
В оргпериод игры на сплочение должны носить ознакомительный характер, содержать несложные задания и занимать непродолжительное время. Примерами таких игр могут быть:

Участники бродят «в хаотичном броуновском движении». Каждый из них – атом. Ведущий объявляет, в молекулу из какого количества атомов они должны построиться.

Игра в круге. Все закрывают глаза.
Инструкция: в полной тишине построить круг, треугольник, квадрат, ромб и т.д.

Необходимо что-либо изобразить, используя всех участников команды, например: различные буквы, фигуры; оркестр, электричку, сороконожку, танк; болельщиков, команда которых проигрывает; зрителей, смотрящих крутой боевик; людей в очереди за колбасой; пациентов у кабинета стоматолога; известные картины и т.д.

Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего – распутать этот клубок, не разрывая рук.

Играющие образуют круг и держатся за руки, галящий передает «импульс» – рукопожатие – в одну сторону. Засекается время, за которое «импульс» к нему возвратится. Надо увеличить темп.

Игра в круге. Отряд по порядку считает до 33, причем тот человек, которому выпадает число, содержащее 3 или кратное 3, должен назвать свое имя вместо числа. При ошибке игра начинается заново с этого человека.

Участники становятся в круг, смотрят в затылок друг другу. Их задача сесть на колени друг другуг и продержаться в этой позе 30 секунд.

По хлопку ведущего игроки образуют пары: один из участников наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой.
Последние 2 человека выбывают из игры (или присоединяются к ведущему). Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.

Материал: ручки, бумага.
Участники делятся на две группы. Задача каждой – предположить (сделать оценку)

– общий вес противоположной группы,

– общую длину обуви противоположной группы,

– общее количество домашних животных противоположной группы,

– общий возраст противоположной группы,

– общий рост противоположной группы.

Приблизительно на 3-ий день смены можно провести общелагерное мероприятие «Тропа доверия», где отрядам предлагается выполнять различные задания (не на скорость, а на качество), передвигаясь по станциям.
Каждая станция – игра на сплочение, подобранная исходя из возрастных особенностей детей и техники безопасности. Можно придумать какую-то интересную идею. Хорошо такая игра пройдет ночью, когда каждая станция будет отмечена горящей свечой.
Передвигаться между станциями можно также особым способом: взявшись за руки, положив руки на талию и т.д.
Можно усложнить задание и исходя из легенды объявить, что в команде есть один слепой (человеку завязывают глаза), хромой (нога подвязывается) и т.д.
Задания должны быть направлены на взаимодействие детей в отряде и совместное творческое решение ими различного рода задач, например:

На земле рисуется достаточно извилистая тропинка. Одному человеку из отряда завязывают глаза. Задача отряда: указывать ему путь таким образом, чтобы он прошел тропинку от начала до конца ни разу не оступившись.

На небольшом расстоянии друг от друга рисуются 4-5 «островков» от большого к маленькому, ребятам необходимо перебраться на последний островок. Условие: сначала все должны собраться на островке, и лишь затем двигаться дальше.

«Паровозики» (колонна ребят из 3-х человек, глаза открыты только у последнего) должны добраться до определенного предмета в комнате, при этом не разговаривая. («Паровозики» старших отрядов могут быть «длиннее», и на пути у них могут быть препятствия).

Для этой игры нужен парапет, длинная скамейка или бортик бассейна. Дети выстраиваются вдоль края плечом к плечу, лицом к вожатому. Их задача: перейти из одного конца строя в другой, по очереди, лицом к ребятам и держась за них, к Вам спиной.

Чертится «минное поле» размером 5 на 5 или более. Ведущий имеет карту минного поля. Задача отряда: перейти минное поле с наименьшими потерями. Если человек встал на мину, ведущий хлопает. Человек встает в конец колонны.

Предлагается построить пирамиду с как можно меньшим основанием (определяется по числу ног всего отряда).

Между столбов или деревьев натягиваются веревки на уровне шеи и щиколоток, а между веревками – резинки, имитирующие паутину.
Через одну ячейку может пройти только один человек. Резинок касаться нельзя, разговаривать запрещено. Задача – пройти сквозь паутину, не задев ее.

Отряд делится на группы из нескольких человек, которые образуют кольцо стоя лицом вовнутрь, взявшись за руки и отклонившись назад. Их задача – вместе сесть и вместе встать

На асфальте проводится черта, по одну сторону от черты стоят играющие, по другую – разбросаны карандаши (человечки). Задача игроков, не используя никаких подручных средств и не заступая за черту, спасти человечков.
В течение основного периода смены можно увеличивать игры на сплочение по продолжительности, усложнять их задания. Играми основного периода могут быть:

Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера.
Группа игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д.) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.

Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

Один или несколько участников с закрытыми глазами садятся в круг. К нему/ним подходят оставшиеся игроки и протягивают руки. Задача «гадалок» – угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры. Например, можно узнавать человека по голосу, коленкам и т.д.

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 – 3 команды и приготовить 2 – 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Яблоко можно заменить апельсином или теннисным мячом.

Аналогичная игра, но передавать нужно спичку, постепенно обламывая ее круг за кругом.

В этом театре существует только три роли: красавица (побеждает рыцаря, побеждается драконом), рыцарь (побеждает дракона, побеждается красавицей) и дракон (побеждает красавицу, побеждается рыцарем)
Отряд делится на две команды. Команды договариваются втайне от другой, кого будут изображать (одна команда показывает одну роль). Далее – демонстрация. Команде-победителю насчитывается 1 балл.

Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза.
Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. ( При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до деся¬ти.) При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколь¬ко игроков одновременно назвали одно и то же число, игра начинает¬ся сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.
В конце основного периода, на который приходится пик настроения и активности детей (12-15 день смены) можно запустить длительную (2-5 дней) игру «Дерево желаний» или «Твой тайный друг»

Для запуска этой игры вам нужно будет разделить детей на 2 группы, написать имена детей на листочках и дать возможность каждому из них вытянуть. При этом одна группа вытягивает имена людей другой группы. Далее команды выбирают себе название и проводят жеребьевку, какая команда начнет игру. На отрядном месте создается дерево, с ветвями, на которых пишутся имена детей, но дерево пока без листочков. Потом каждый ребенок пишет свое желание на листочке и прикрепляет его на свою ветку. Одна группа на два дня становится волшебниками, исполняющими желания ребят другой группы. Если ребенку понравилось, как волшебники исполнили его желание, он закрашивает свой листочек ярким цветом. Затем роли меняются.

Эта игра похожа на предыдущую, но здесь каждый член отряда вытягивает имя другого человека и никому его не сообщает. В течение нескольких дней каждый ребенок тайно делает кому-то (чтобы этот кто-то не догадался) подарки, сюрпризы, в общем, что-то приятное. Вожатый здесь играет большую роль как посредник. В конце игры секреты раскрываются и дети узнают, кто был их тайным другом в течение нескольких дней.
На заключительном этапе смены можно проиграть предыдущие игры и посмотреть, как изменилось качество выполнения заданий. Особенности этого периода в том, что дети научились максимально понимать и принимать друг друга, для совместного выполнения заданий им почти не требуется слов, в решении задач отряд действует как единое целое. Сами игры на сплочение заключительного периода носят более серьезный характер, к примеру:

Выполняется в парах. Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – зеркало. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль зеркала пытается отражать эти движения в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого – определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

Ребята становятся в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней «прилипли». Один выходит в центр. Это «магнит». Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает «притягивать» людей к себе. Тот, кто чувствует, что его «выдернули из клея», присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Наблюдая порядок, в котором люди будут «отлипать» от стены можно смотреть на отношение к человеку-«магниту», а по скорости «отклеивания» можно судить о степени сплоченности отряда.
На прощальном костре наряду с «Гусеницей», «Клоуном», «Крокодилом +» можно поиграть в следующие игры:

Предложите играющим по очереди назвать, что они любят и что не любят у своего соседа. Потом то, что любят у соседа, целуют, а что не любят – кусают.

Необходимо встать в колонну, держа соседа впереди за талию. Под музыку (можно в личном исполнении) все дружно начинают танцевать, к примеру, ламбаду (можно любой другой танец). Через некоторое время музыка прекращается и необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди, музыка снова играет и все снова танцуют, но уже в более неудобном положении. Потом все повторяется, только надо дотянуться до того, кто на два, потом на три и так далее человек впереди тебя.

Ролевая игра «Собираясь в лагерь»

Количество участников – 30 чел.

Игра проводится по этапам. Каждый этап включает в себя, с одной стороны, задания на коллективное взаимодействие, а с другой – на вожатский профессионализм.

Все вы – потенциальные вожатые, члены СПО. В этой игре вы – это вы сами, с тем объемом знаний, умений, вожатского опыта, который вы имеете на сегодняшний день. Игровая задача каждого из вас – попасть в лагерь, причем на то место, которое кажется вам наиболее подходящим, т.е. вы должны убедить остальных членов СПО в своей компетентности и профпригодности. При этом не забывайте, что все вы – одна команда. Ваша игровая задача как группы – удержать лагерь любой ценой. Для этого на всех этапах игры вы должны показать себя как профессионалы вожатского дела, разумно, с учетом индивидуальных пожеланий каждого вожатого, распределить обязанности, а главное – убедить администрацию лагеря в том, что вы действительно достойны работать в этом лагере.

Для работы в лагере нужно 26 человек. Администрация дает бланк на 26 штатных единиц, ваша задача – заполнить его. Старший вожатый оглашает список, кратко аргументируя ваш выбор. Проблема в том, что условия работы не совсем равнозначны. Как вы будете принимать решение (простым большинством голосов или кто-то возьмет на себя роль диктатора) – это ваше дело. Главное, чтобы ваше распределение было максимально эффективным и не повлекло за собой конфликтной ситуации. Кому-то из вас придется остаться в городе. Этот вопрос тоже нужно решить с минимальными потерями. При этом не забывайте, что все вы хотите и можете ехать в лагерь, и ваша задача – туда поехать.
Время выполнения – 20 мин.

  • Старший вожатый – 1
  • Физрук – 1

1 отряд (14-15 лет) – 3

Возраст довольно «трудный», и администрация приветствует хотя бы одного молодого человека на этом отряде. Корпус неблагоустроенный (все удобства на улице). Кроме того, в корпусе нет вожатской. Двое вожатых живут в маленьких каморках, в которых ничего, кроме кровати и тумбочки, не помещается, а одному вожатому придется жить в комнате детей.

2 отряд (13-14 лет) – 3

Особых требований к полу вожатых у администрации нет. Бытовые условия те же, что и в 1 отряде.

3 отряд (12-13 лет) – 2

Наш лагерь постепенно перестраивается, становится все современнее, и 3 корпус – прямое тому подтверждение. Евродизайн, душевые, удобные комнаты для детей и вожатых, просторный холл с мягкой мебелью, – когда-нибудь все наши корпуса будут такими. Количество детей в 3 отряде – 25. Большинство из них – дети администрации нашего предприятия, дети работников профкома, определенное количество путевок было продано по полной цене (дети обеспеченных родителей). Сами понимаете, что здесь возможно возникновение конфликтных ситуаций, и от вожатых требуется предельный такт и умение эти ситуации решать.

4 отряд (10-11 лет) – 2

5 отряд (9-10 лет) – 2

4 и 5 корпуса – смежные, и вожатская здесь рассчитана на 4 человек, т.е. жить вам придется вместе, а работать на разных отрядах. Корпус благоустроенный.

6 отряд (9-13 лет) – 3

Вот уже несколько лет в нашем лагере отдыхают дети из школы журналистов. Они приезжают со своим руководителем (который живет отдельно). Первую половину дня дети учатся, и от вожатых требуется занимать их только после обеда. Юные журналисты освобождаются от уборок и дежурств по лагерю. С точки зрения творчества работать с ними легко – все они прекрасные актеры, все полны самых замечательных идей, и вообще, общий уровень этих детей значительно выше, чем в других отрядах.

7 отряд (возраст разный) – 3

В этом отряде отдыхают дети из детских домов. Отряд разновозрастный (от 7 до 15), и работать с этими детьми довольно сложно: большинство из них – «трудные». Корпус благоустроенный, вожатская удобная.

8 отряд (7-9 лет) – 3

Это самый младший отряд. Не будем перечислять трудности, связанные с работой с маленькими детьми, вы все их прекрасно знаете. Корпус благоустроенный, но комната вожатых, к сожалению, – проходная

Теперь, когда вы определились со ставками, нужно подумать о содержании вашей работы. Ваша задача сейчас – составить план-сетку сезона (21 день), указать все дружинные мероприятия, а также распределить ответственность за каждое мероприятие и тематический день Администрация приветствует фольклорную тему.

Старший вожатый защищает сетку сезона.

Время выполнения – 30 мин.

(Ведущий называет тех людей, которые «выбывают» из игры).

В связи с последними обстоятельствами у вас возникает серьезная проблема – нужно искать людей на открывшиеся ставки. Главный и единственный ваш источник при этом – ваш «резерв». Ваша задача – максимально эффективно задействовать людей из резерва (при этом возможны передвижки в штатном расписании), задача резерва – максимально выгодно «продать» себя (каждому из них дается по 2 мин. на то, чтобы убедить остальных членов отряда в своей работоспособности). Задача старшего вожатого – как можно корректнее сообщить администрации лагеря о переменах в вожатском составе.
Время выполнения – 20 мин.

Все ближе и ближе начало сезона. Пора уже вожатым и руководителям кружков продумать свою работу более тщательно. Задача вожатых: набросать макеты отрядных уголков. Задача старшего вожатого: проконтролировать работу вожатых, а также организовать работу по подготовке дружинного уголка.
Время выполнения – 20 мин.

К сожалению, в связи с финансовыми трудностями, предприятие сокращает вожатские ставки (3 на ваш выбор) и одну ставку кружковода (кружок хореографии). Ваша задача: решить, кто не поедет в лагерь.
Время выполнения – 15 мин.

Задача вожатых: составить примерный план отрядных мероприятий. Задача кружководов и физрука: составить план своей работы на 3 недели лагерной смены (учитывая, что воскресенье – выходной).
Время выполнения – 20 мин.

Из детского лагеря в Объединение вожатых пришел запрос: для работы на Черном море требуются вожатые. Ваш отряда должен отправить одного вожатого, высокого профессионала, который сможет защитить честь отряда и всего Объединения. Вам нужно решить, кто будет этим вожатым. Отказаться от этого предложения вы не можете, но вам нужно решить, кем вы замените отсутствующего вожатого.
Время выполнения – 15 мин.

Итак, игра закончена. Давайте проанализируем ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *