Предварительный просмотр
Автор – составитель: Бусаргина Н. В.,
учитель начальных классов
Сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания.
учащиеся начальных классов
ведущий и подготовленные ученики
видеопроектор, ноутбук, экран для демонстрации. Сигнальные карточки (зелёный цвет – «да», красный цвет – «нет»). Фишки для подсчёта; картинки с изображениями птиц, зверей, цветов и деревьев.
(Ведущий читает стихотворение.)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою,
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
Ребята, чему посвящено наше занятие?
II. Основная часть.
Создаются три команды, объясняются правила конкурса.
Ведущий. Вы узнаете, как называется первый конкурс, если отгадаете загадку.
Зимой согревает. ( Дерево)
Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане,
В зелёном полушалке. ( Берёза)
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. ( Осина)
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. ( Рябина)
Зимой и летом
Одним цветом. ( Ель, сосна)
В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зелёном кафтане;
Богач не велик,
А орешками наделит. ( Орешник)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём грустит, никому не говорит. ( Ива)
(слайдовая презентация «Грибы»)
В лесу можно встретить много грибов, давайте попробуем определить, насколько хорошо вы знаете съедобные грибы, которые растут в нашем крае.
Этот гриб можно встретить не только под берёзой. И всё таки, чаще всего он растёт именно под ней. ( Подберёзовик)
Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил своё название. Его ещё называют царь – гриб. ( Белый)
Эти грибы живут на пнях давно упавших или срубленных деревьев большими компаниями. Иногда с одного пня можно собрать целое лукошко. ( Опята)
Шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. ( Маслята)
Эти грибы узнаешь по цвету и ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который приятно пахнет сосной. ( Рыжик)
Этот гриб красивый самый, очень яркий и с кружками. Он коварен, берегись. И в лукошко не бери! (Мухомор)
Сейчас мы поиграем в игру «Буквы заблудились», отгадайте названия цветов и постарайтесь запомнить их.
Машрока , никподснеж, дышнал, цамедуни, улаприм, небудзаки
(ромашка, подснежник, ландыш, медуница, примула, незабудки)
(Названия цветов написаны на карточках. Ведущий вывешивает рисунки отгаданных цветов)
Ученик читает стихотворение:
И Я и Ты –
То окажутся пусты
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Я и Ты,
«Знатоки лекарственных трав»
(слайдовая презентация «Лекарственные травы» )
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке. В каждой ветке –
И лекарства, и таблетки.
Все вы знаете растение лопух. В народной медицине отваром корней лопуха полощут больное горло. Для укрепления волос втирают в кожу репейное масло.
Очень полезна крапива, особенно майская. В ней очень много полезной кислоты. Она обладает кровоостанавливающим свойством. Настоем крапивы лечат малокровие и авитаминоз. Полезно в мае из листьев крапивы варить зелёные щи.
Волшебным растением можно назвать листья подорожника. Если к свежим шрамам прикладывать чистые листья его, сложенные сразу по 5 – 6 штук
друг на друга, на несколько часов, то не останется от шрама и следа. Если вас укусит оса или пчела, разотрите лист подорожника и приложите на ранку свежий сок, и от укуса не останется боли, сразу станет легче.
Очень полезен и одуванчик. Ешьте ранней весной салат из одуванчиков, в нём очень много витаминов. В старину им лечили змеиные укусы.
А кто пьёт чай из мяты или с травой Иван – чай, тот очень редко болеет. А лечат с их помощью бессонницу и головную боль. Употребляют при гриппе.
Зверобой лечит и желудок, и печень, и кишечник. А какой дивный запах у чая из зверобоя!
А теперь, ребята, отдохнём.
Только в лес мы вошли,Появились комары. Руки – вверх, хлопок над головой,Руки – вниз, хлопок – другой.
Дальше по лесу шагаем,И медведя мы встречаем. Руки на голову кладём,И вразвалочку идём.
Впереди из-за куста,Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим,На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,Очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке,Непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра,И учиться нам пора.
(слайдовая презентация «Птицы»)
Вопросы для викторины:
1)Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока)
2)Как зовут птицу – гадалку. ( Кукушка)
3) Какая лесная птица считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни – 120 лет и более)
4) Какую птицу назвали лесной ягодой? (Малиновку, она же зарянка)
5) Какая птица никогда не садится на землю? (Стриж)
6) Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову)
7) Кого, по праву, в народе называют «лесным доктором»? (Дятла)
8) Самая певчая птица России? (Соловей)
9) Какая птица выводит своё потомство зимой? (Клёст)
10) Птица – символ мира. ( Голубь)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А. Яшин
Ребята, а теперь поиграем в заключительную игру.
Я показываю картинку с изображением обитателей леса, вы поднимите карточку зелёного цвета, если названный предмет не живёт или не растёт в лесу, то покажите карточку красного цвета.
Игра «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт»
Земляника, клюква, ежевика, лошадь, сосна, медведь, астра, лось, корова, тюльпан, осина, овца, берёза, смородина, клён, олень, дуб, сирень, колокольчик, черника, вишня, заяц, георгин, тополь, гладиолус, лещина, кролик, голубика, кабан, ландыш, ясень, незабудка, лось, ива, лиса.
Ребята, вы хорошо знаете зверей, птиц, растения и грибы, а знаете ли вы, как нужно вести себя на природе?
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки
Всё живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
С птицами давай дружи,
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда –
Их не так и много.
Запомните правила поведения на природе:
Не трогай, не убивай зверей.
Не трогай гнёзда птиц.
Не кричи в лесу.
Умело собирай грибы, рви лекарственные с умом.
Не разводи костров в лесу.
Не оставляй мусор в лесу.
IV. Подведение итогов.
Оценить медалями «Знатоки леса» лучших учеников.
Подходит к концу наша игра и хочется сказать:
Любите родную природу –
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобой на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Игры в летнем лагере для младших школьников
Трудно представить себе жизнь ребят без игры. В лагерях отдыха игра — это главное, что запоминается детям. Игровые программы — это модель, которая позволяет занять детей не только в погожие дни, но и дождь. Игру можно (да и нужно) разделить на несколько дней. Даже самая интересная игра должна знать меру. Малышей можно занять игрой не более часа, детей постарше — не более двух часов.
Организатор должен помнить, что игра не любит экспромтов.
Ведь руководя игрой, ведущий-затейник должен уметь вовремя задать наводящий вопрос, что-то объяснить, рассказать занимательную историю, связанную с той или иной наукой.
В любой программе большую роль играет реквизит Он должен быть ярким, красочным.
Всегда успешно идут игры-соревнования. Они интересны и игрокам, и болельщикам.
Такие игры помогают затейнику «разогреть» аудиторию, чтобы потом начать игровую программу. Они необходимы для заполнения пауз.
Игру нельзя затягивать, ее надо заканчивать в тот момент, когда интерес к ней еще не пропал.
Игра-эстафета «Бег с картошкой»
Ее участники передают друг другу не эстафетную палочку, а картофелину, и во время бега держат ее не в руке, а в ложке.
Бежать можно только с картошкой, а если она упала, то поднять ее можно не рукой, а только ложкой, и лишь тогда продолжать бег.
В каждой команде участвуют по 8—10 человек. Они выстраиваются перед стартовой линией. Первый номер в вытянутой руке держит ложку, в которой картофелина. Дистанция забега — 30—40 метров в оба конца. По сигналу бег начинается. Добежав до линии финиша, который обозначен флажком или любой другой отметкой, игрок возвращается назад и передает эстафету — ложку с картофелиной — очередному игроку своей команды.
В этой игре роль эстафетной палочки выполняет небольшое ведерко, наполненное водой. Ведерко можно заменить любой другой посудой. Важно, чтобы у команд, которые играют вместе, были совершенно одинаковые сосуды.
Итак, у каждой команды одинаковые посудины, до краев наполненные водой. Первый номер команды начинает бег по сигналу с ведром в руках. Он добегает до финишной линии, возвращается назад и передает ведерко второму номеру. Задача игроков — не только быстрее пройти дистанцию, но и не расплескать воду в ведре.
Дистанция забега не более 40—50 метров.
И на улице, и в помещении с удовольствием играют в игру «Водоносы», где команды из полной посудины на старте носят воду ложками в пустую посудину на финише. Потом количество воды измеряют.
Если воду подкрасить, то в прозрачной посуде будет хорошо видно, какая команда лучше справилась с заданием.
Проводить ее можно в любом дворе, где есть площадка или дорожка длиной 10-15 метров. Все участники игры выстраиваются в одну линию на старте. По сигналу капитана, которого дети выбирают сами, они одновременно приседают, руки кладут на бедра и начинают прыгать, подражая лягушкам, до линии финиша. Ребята стараются сделать наиболее длинные прыжки, обскакать соперника. Победит тот, кто раньше всех допрыгает до финиша.
Для этой игры пригодится любая прыгалка или веревка длиной примерно два метра. На один конец веревки привязывается мешочек с песком или с другой тяжестью. От длины веревки зависит количество ребят, которых можно охватить в игре — чем она длиннее, тем больше круг, который образуют игроки. Но и очень длинная веревка не годится, она должна быть не более трех метров.
Один из игроков — рыбак. Его выбирают по жребию или с помощью считалки. Рыбак становится в центре круга, он раскручивает свою веревочку на высоте не более 20—30 сантиметров от земли.
Стоящие по кругу игроки должны в момент приближения веревки подпрыгнуть, пропустить мешочек под ногами или отступить назад, пропустив мешочек перед собой. Но отскакивать назад в одной партии можно только один раз. Кто так поступил больше, выбывает из игры. А рыбак тоже может хитрить, он то останавливает свою удочку, то ведет ее в другую сторону.
Тот, кого рыбак задел мешочком, пойман, он выбывает из круга. Победителями считаются последние три игрока, которым удалось продержаться дольше всех в игре.
Существует у игры такое обязательное правило: каждый игрок должен до конца игры остаться на том месте, на котором он начинал игру, каждый игрок может мелом отметить свое место, т.е. сколько бы игроков не играло, круг не сужается.
Эта игра учит ребят выполнять прыжки с места.
Играющие делятся на две равные команды и становятся одна против другой. На площадке между командами отмечается начальная черта.
Первый игрок из одной команды с отмеченного места прыгает как можно дальше в сторону команды противника. Прыжок его отмечается черточкой.
Первый игрок другой команды становится на это отмеченное место и прыгает в обратную сторону, стараясь перепрыгнуть начальную черту, то есть сделать прыжок длиннее, чем прыжок противника. Длина его прыжка снова отмечается, и теперь второй игрок первой команды с этой отметки прыгает в сторону второй команды. И так далее. Происходит соревнование, в котором игроки одной команды прыгают в сторону второй, а игроки второй — обратно, в сторону первой.
Той команде, прыжки которой были длиннее, присуждается победа.
Эту игру придумали в Молдавии. В игре сочетаются разные прыжки — на одной и на двух ногах.
Две команды соревнуются, прыгая от стартовой линии до финишной. Они прыгают, отталкиваясь обеими ногами или одной, на усмотрение совета играющих. Часто прыжки чередуются: пять прыжков на одной ноге, пять на двух и т.д.
Дистанция прыжков 20—30 метров. Кто допрыгнет до финишной черты первым и не сделает ошибок, тот — победитель. Если на дистанции совершена ошибка, то продолжать игру можно только с того места, где играющий эту ошибку совершил.
Эту игру можно провести и в порядке эстафеты. Тогда в игре уже соревнуются команды. Дистанция от старта до финиша — 10 метров.
Первый в команде прыгает в условленном порядке (на двух или одной ногах, или чередуя прыжки), допрыгивает до финиша, возвращается назад, касается рукой следующего игрока своей команды. Только после этого очередной игрок может начинать свою дистанцию (прыжки в сторону флажка на финише).
Побеждает команда, выполнившая задание первой. Тот, кто оступился, совершил ошибку, может либо продолжать прыжки, либо сойти с дистанции. Тогда команде зачитывается 30 секунд штрафного времени.
Игра «Хромая ворона»
Игра с прыжками на одной ноге. Играют две команды. Одна команда — белые вороны, другая — черные. Игроки обеих команд рассчитываются на порядковые номера и выстраиваются в две линии, одна против другой на расстоянии 10-12 метров: в одной линии чередуются игроки обеих команд таким образом, что друг против друга они находятся по диагонали, т.е. в одной линии стоят: белая ворона, черная, белая, черная. А в линии напротив первым номером стоит уже черная ворона, потом белая и т.д. Получается, что в шеренге стоят четные номера одной команды и через одного все нечетные номера другой команды.
Судья вручает первым игрокам кушаки разного цвета, но одинаковые по длине. Звучит сигнал судьи. Первые номера команд быстро перевязывают левую ногу, которую они согнули в колене, кушаком и, не теряя ни секунды, начинают преодолевать свою дистанцию, прыгая на одной ноге к номеру «2» своей команды, который находится в шеренге напротив по диагонали. Развязав кушак, игрок передает его игроку номер «2» своей команды и становится на его место. Второй игрок делает то же самое, что и первый номер команды, но уже прыгает к номеру «3» своей команды и т.д. Прыжки противников диагонально пересекаются.
Задача игроков четко, не теряя времени, завязать, а потом развязать кушак, передать его своему игроку, быстро и ловко прыгать на дистанции, не сбиваясь с направления и стараясь не столкнуться с соперником. Выигрывает команда, которая раньше закончит прыжки, придет к финишной линии.
Игра «Русская присядка»
Эта игра коллективная. Участники в ней делятся на группы по 5—6 человек. Они строятся в колонны, в затылок друг другу.
Упражнения забавной присядки выполняются под музыку. Там, где нет музыкального сопровождения, можно проводить игру под счет.
Поначалу все группы приседают на корточки и кладут руки на плечи находящемуся впереди игроку. До начала игры нужно сказать, с какой ноги начинается игра.
Исходное положение — все присели на корточки.
На счет «раз» — выбросить правую ногу вперед.
На счет «два» — вернуться в исходное положение.
На счет «три» — прыжок вверх, оттолкнувшись обеими ногами.
На счет «четыре» —присесть на корточки.
На счет «пять» — вынести вперед левую ногу.
На счет «шесть» — занять исходное положение.
На счет «семь» — прыгнуть вверх, оттолкнувшись обеими ногами.
На счет «восемь» — вновь присесть на корточки.
Выигрывает команда, которая не допустила ошибок и сумела командой дольше других продержаться в такой зарядке.
«Ребанэ» — эстонская народная игра. « Ребанэ» в переводе означает «Лисичка».
Участники игры образуют тройку: два мальчика и одна девочка или наоборот — две девочки, один мальчик. Два ловца и одна лисичка или лис. В руках у ловцов шарф или веревка длиной 3-4 метра. Ловцы завязывают шарф петлей и, придерживая его, образуют кольцо. Задача ловцов — заманить лисицу в кольцо, задача лисицы — проскочить через кольцо прежде, чем ловцы затянут его. Поймать лисицу в кольцо, затянув шарф, нелегко. Обычно юркая лисица ловко уходит от охотников. Но и ловцы должны быть ловкими охотниками. На народных гуляниях в Эстонии одновременно играют 8—10 троек, и игра пользуется большим успехом.
Если участников много, игре можно придать характер спортивных соревнований. Три раза проскочив через кольцо, лисица считается победительницей. Ловцам достаточно поймать лисицу один раз.
Во втором туре участвуют победители — лучшие охотники и более ловкие лисицы. И так до конца, пока не выявится самая ловкая лисица и самые ловкие охотники.
Эту игру можно проводить между играми и прыжками.
Все становятся в круг, а один из участников, выбранный по жребию или считалке, входит в центр круга и проводит состязание на внимание.
Все ребята тоже поднимают за ним руку и повторяют слова:
— Орел летит!
И все повторяют за ним:
— Ворон летит! Скворец летит! Голубь лети! Сова летит!
Все послушно повторяют за ним и поднимают руку за стоящим в центре.
— Овца летит! — Водящий поднимает руку, а кто последовал примеру водящего и еще сказал, что овца лети, выбывает из игры.
С каждым разом все меньше и меньше остается участников в круге.
Когда половина участников выбыла, то оставшиеся игроки совершают круг почета и переходят к другой игре.
Играющие становятся в круг и держат в руках веревку, концы которой связаны. На веревке нанизаны колечко и перстенек.
В центре круга — водящий. Он должен перехватить перстенек, для чего по его приказу играющий в кругу должен поднять правую или левую руку. Если перстенек обнаружен, то водящий меняется местами с тем, кто не смог незаметно отправить кольцо дальше по кругу.
В этой игре тоже можно определить время поиска колечка, а самым ловким учредить шуточный приз.
«Колобок» — подвижная игра с мячом. Все участники образуют круг, размыкаются на вытянутые руки. В центре круга — водящий. Для игры нужен мяч; он может быть и маленький, и большой.
Перед началом игры команды выстраиваются у линии старта. Мяч — в руках первых игроков. По свистку судьи начинается бег. Игра ведется от линии старта до линии финиша, на которой закреплены два флажка.
Итак, по сигналу первые номера игроков, ударяя мяч отскоками о землю, ведут его одной рукой до флажка, обходят флажок и возвращаются назад. Захватывать мяч рукой нельзя. Как только мяч ударился о линию старта, его подхватывает второй игрок команды и повторяет тот же маршрут с теми же правилами.
Побеждает та команда, которая первая без ошибок закончит бег.
Судья имеет право остановить бегущего, если он нарушил правило, захватил мяч рукою, если мяч не отскочил от земли и окатился по земле. В этих случаях судья не останавливает игру, он возвращает игрока, допустившего ошибку на то место, где он допустил ошибку и игра продолжается.
Есть и второй вариант этой игры. Команды делятся на две группы (в этом случае в каждой команде должно быть четное количество играющих). Двумя линиями отмечается дистанция бега. Группы занимают противоположные линии друг против друга. В этом варианте игры первый номер группы команды ведет мяч вперед, к линии, где стоит его вторая группа. Первый игрок второй группы, перехватив отскочивший возле его линии мяч, ведет его ударами по земле обратно, к первой группе, где его уже ждет подготовившийся к игре второй номер первой группы. Игра проходит в очень быстром темпе. Можно договориться, что забег с мячом повторяется поочередно всеми игроками группы два-три раза. В этом случае игрок, пригнавший мяч, встает в затылок последнему игроку своей команды.
Для определения победителя засчитывается сумма времени всех забегов.
«Кенгуру» — шуточная игра с прыжками. Прыгать в этой игре нужно, отталкиваясь обеими ногами, как прыгают австралийские кенгуру.
У каждого игрока должен быть легкий большой мяч (или надувные шары). Все участники игры выстраиваются на линии старта и зажимают свои мячи коленями между ног. Дистанция для прыжков 10—15 метров. По сигналу все играющие начинают одновременно прыгать к финишу, стараясь не уронить мяч. Кто уронил мяч, должен его поднять, зажать ногами и только после этого продолжать игру, т.е. продолжать свои прыжки к финишу.
Игру можно проводить как эстафету: разделиться на две команды по 5—6 человек, вручить каждой команде один мяч. Игрок, который достиг линии финиша, возвращается обратно, передает мяч-эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, игроки которой первыми закончат гонку.
В основе этой игры — прыжки на одной ноге. Участвуют в игре команды, в каждой из которых по 5 человек.
Участники становятся цепочкой. Первый номер команды, согнув левую ногу в колене, отводит ее назад. Второй номер команды берет ногу товарища левой рукой и сгибает и отводит назад свою левую ногу, которую берет игрок, стоящий за ним. Так все пять игроков соединяются в одну цепочку, образуя пятерку поскакушек.
Гонки поскакушек проводятся на дистанцию до 10 метров, а для старших дистанцию можно увеличить до 15 метров. Эта дистанция отмечается стартовой и финишной линиями.
В этой игре, как и в других, одно правило: до финиша нужно допрыгать дружной пятеркой, что бы не случилось на дистанции. Там, где нарушилась пятерка, на этом месте нужно снова всем подравняться и только тогда прыгать к финишу.
Игра «У медведя во бору»
В эту старую игру можно играть и в помещении, и во дворе, и в лесу на лужайке.
Нужно начертить или любым другим способом обозначить круг — логово медведя.
Медведя выбирают по жребию. Он забирается в логово, укладывается там. Остальные ребята ходят вокруг логова и поют:
У медведя на бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь молчит,
Не рычит и не урчит!
— А я удеру!
Медведь-водящий, который до сих пор как будто дремал, тихо ворочался, внезапно вскакивает и бежит за играющими, стараясь их поймать. Ребята, окружающие берлогу, мгновенно рассыпаются, бегут в разные стороны. Если медведь «задрал» кого-нибудь, он меняется ролями с тем, кого поймал.
Медведь имеет право ловить только одну минуту. Время прошло, медведь никого не поймал — значит снова ему залезать в свою берлогу, снова водить.
Если три раза медведь не сумел никого поймать, его наказывают. Наказания должны быть смешными. Например, заарканят медведя, посадят на веревку и водят вокруг берлоги, заставляют его плясать, петь т.п. Потом прощают неловкого медведя, выбирают нового и игру начинают сначала.
«Зеваки» — игра очень древняя, это игра на внимание и сообразительность. Для игры понадобится кушак, жгут или ветка.
Все играющие садятся в круг лицом друг к другу. Руки держат за спиной. Сидеть в кругу нужно плотно друг к другу. Один из играющих — водящий. Он ходит со жгутом позади круга, напевая песенку, и тем временем тихонько подбрасывает жгут кому-нибудь из ребят, сидящих в кругу. Как только жгут положен на землю, водящий замолкает. Это принимается как сигнал. Если игрок, сидящий в кругу, не заметил подброшенный ему жгут, то водящий стремится обойти круг и этим жгутом осалить «зеваку». Тут уж вскакивай и беги вокруг круга. Задача — суметь обежать вокруг круга и снова занять в нем свое место. Но если это место успевает занять водящий, то «зевака» становится водящим.
Если подброшенный жгут сидящий в кругу заметил вовремя, он должен взять жгут в руки, осторожно приподняться и внезапно начать хлестать им соседа справа. Тот вскакивает и спасается, бегая по кругу. А водящий, который только что подбросил жгут, старается обойти круг раньше состязающейся пары, чтобы занять освободившееся в кругу место. Теперь в кругу осталось одно свободное место. Оно достается тому, кто первым, обежав круг, успеет его занять. Он подгоняет жгутом убегающего до тех пор, пока тот не успеет сесть в круг. Если убегающий прозевал свое место, пробежал мимо, игрок со жгутом имеет право сесть на его место. Тогда жгут передают тому, кто прозевал свое место. Теперь водить будет он.
Игра «Повтори быстро»
Игрокам следует повторять за ведущим только те слова, которые сопровождаются командой «ПОВТОРИТЕ» Далее идет быстрый разговор-перестрелка.
ДЕТИ (должны молчать): И так далее.
Игра «Волшебное слово»
Ведущий показывает различные движения и обращается к детям со словами:
«Поднимите руки, стойте, присядьте, встаньте на носочки, пожалуйста, шагайте на месте, пожалуйста, и т.д.
Играющие повторяют движения лишь в том случае, если ведущий добавит слово «ПОЖАЛУЙСТА».
Кто ошибается, тот выходит из игры, а потом выполняет какое-либо задание.
Игра «Умей слушать и слышать многих»
В этой игре дети учатся слушать сразу нескольких говорящих.
Сначала двое (две группы) играющих одновременно говорят два разных слова.
Выбранный ребенок должен угадать эти два слова.
Затем количество произносимых слов увеличивается.
Игра «Соревнование телефонистов»
В игре принимают участие 3 группы играющих.
Первым участникам ведущий сообщает скороговорку.
По сигналу играющие передают скороговорку по цепочке.
Последний участник произносит ее вслух.
Побеждает команда, которая быстрее всех правильно передает скороговорку.
Не живут ужи, где живут ежи.
В живом уголке жили ужи да ежи.
Лежит еж у елки, у ежа иголки.
Игра «Кто кого переговорит»
Выбирают по одному игроку от каждой команды.
Ведущий предлагает сказать скороговорку подряд пять раз.
Кто быстрее без ошибки это сделает, получает баллы и приносит команде очко.
Например: «У четырех черепах по четыре черепашонка».
Игра «Прерванная песня»
Играющим предлагается спеть хором знакомую песню.
Певцы должны мгновенно умолкнуть, если дирижер (который выбирается из числа играющих), взмахнув рукой, быстро сожмет пальцы в кулак.
С тех певцов, которые прозевали сигнал, снимают фанты.
Игра «Хорошо ли ты знаешь песню?»
Предложить ребятам сесть по кругу и хором спеть знакомую песню.
Когда пение закончится, ведущий подходит к любому играющему в круге и говорит любое слово из песни. Тот, к которому обращается ведущий, должен быстро сказать следующее слово по тексту песни.
Ведущий подходит к играющим не по очереди, а выборочно, так ребята не знают заранее, что нужно отвечать.
Каждому играющему предлагается новое слово из песни.
Кто не отвечает быстро или отвечает неправильно, выходит из круга.
Конкурс «Поющие животные»
Играющим нужно представить себя животным, которое любит петь и не умеет говорить.
Играющие должны промяукать, прохрюкать, прогавкать и т.д. песню «В лесу родилась елочка».
Игра может проводиться индивидуально или с тремя представителями от каждой команды, которые приносят команде очко.
Песни ведущий может задавать любые.
Конкурс «Узнай сказку по словам»
Ведущий зачитывает слова из знакомых сказок (в обратном порядке, вразбивку). Бал присуждается тому, кто первым угадал сказку.
Конкурс «Найди продолжение пословицы»
На листе большого формата записана вторая часть пословиц.
Ведущий зачитывает начало.
Команды (или отдельные игроки) поочередно предлагают свои варианты ответов.
— Ласковое слово человеку, (что солнце в ненастье).
— Ласковое слово, (что весенний день).
— Доброе слово человеку, (что дождь в засуху).
— Сладкие речи — яд, (горькие — лекарство).
— Поговорка — цветочек, (пословица — ягодка).
— Дурное слово, (что грязная вода).
— Слова, как мед, (а дела, как полынь).
— Речи, что снег, (а дела, что сахар).
— Недоброе слово, (что огонь жжет).
Конкурс «Аукцион вежливых слов»
Играющие должны называть слова приветствия и прощания.
Кто последним назовет свое слово — получает очко или приз.
Конкурс «Подбери слова к сказке»
На плакатах ведущий предлагает слова, которые подходят к той или иной сказке.
Можно взять сказки одного автора или народные.
Играющие должны быстро определить, к какой сказке слова.
НАПРИМЕР, сказки АНДЕРСЕНА:
Игра «Часть и целое»
Ведущий в центре круга. Он бросает мяч и называет при этом деталь от предмета.
Ребенок, поймавший мяч, тут же должен назад отбросить мяч ведущему и назвать предмет, которому принадлежит деталь, названная ведущим.
— Крыло — самолет или птица;
— Лепесток — цветок и т.д.
Игра «Скучно так сидеть»
Вдоль противоположных стен стоят стулья. Дети сидят на стульях около одной стены и читают стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только стишок прочитан, дети бегут к противоположной стене и садятся на стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Кто остался без стула — выбывает.
Один стул опять убирают. Игра повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний стул.
Игра «Не шевелись»
Игра проводится с ведущим или любым сказочным персонажем.
Под музыку дети бегают врассыпную на носочках (как скажет ведущий), или подскоком.
Музыка прерывается, дети принимают любую позу и замирают.
Ведущий смотрит, кто пошевелился. Кто пошевелился — уходит в сторону.
Игра «Стул, ко мне!»
Параллельно стене, в 5 шагах от нее, проводится черта. Отступив еще на несколько шагов от черты, кладут два обруча на расстоянии нескольких шагов друг от друга.
Напротив обручей вплотную к стене ставят два одинаковых стула. К каждому стулу привязывают веревку такой длины, что, если ее натянуть, то другой конец придется на центр обруча.
Участники игры попарно вступают в состязание. Каждый участник, став в обруч, туго завязывает веревку вокруг талии. По команде игроки начинают поворачиваться на месте, не выходя их обруча. Веревка наматывается на талию, стул движется к черте.
Как только все четыре ножки окажутся за чертой, игрок выбегает из круга и садится на свой стул. Кто первый займет свой стул, тот и выигрывает.
Играющим дают комплект букв, вырезанных из бумаги и наклеенных на листьях (если праздник осенью), снежинках, цветочках и т.д.
Нужно выложить из букв:
— ответ к загадке,
— сложить вторую часть пословицы,
— название песни и т.д.
Игра «Собери колоски»
Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,
Нужно в поле уберечь каждый колосок.
Участники игры с завязанными глазами должны за определенное время собрать как можно больше «колосков».
Инвентарь: пластмассовые ведра и «колоски» — маленькие предметы (кегли).
Игра «Курочки и петушки»
Три пары в течении одной минуты собирают зерна (фасоль и т.п.). Кто собрал больше?
Игра «Что за овощи?»
С завязанными глазами игроки должны определить овощи по вкусу.
Игра «Собери грибы»
У водящего завязаны глаза. Дети-грибы (в шапочках грибов) бегают по залу. Водящий ловит. Если попадается «мухомор», дети кричат: «Не бери!».
Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов».
Игра «Посади и собери урожай»
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4—5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обруч);
2-й участник «сажает картошину» (кладет картошку в обруч);
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой);
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.
Игра «Нарисуй горох»
Играющий с завязанными глазами должен нарисовать горошины так, чтобы они не выходили за линию стручка.
Игра «Кто скорее разгрузит машину?»
Задача: разгрузить «машину» с овощами.
Машины стоят у одной черты, корзины — у другой на определенном расстоянии.
Играют две пары. Игроки пары стоят: один у корзины, а второй у машины.
По сигналу игрок пары носит овощи в машину. Можно брать только по одной штуке.
Как только машина загружена, второй игрок пары уже разгружает машину, он носит овощи из машины в корзину.
Машинами могут быть коробки, а овощи — кубики.
Игра «Накорми куклу»
Куклу усаживают на стульчик. Девочке завязывают глаза и дают ложку, чтобы она покормила куклу.
Ребенка отводят на 3—4 шага от стульчика, предлагают повернуться вокруг себя, не сходя с места, и дают команду «иди».
Ставится мяч большого размера.
Ребенку завязывают глаза. Дают команду отойти от мяча на 3—4 шага.
Все дети считают: «Один, два, три, четыре, пять!». Затем говорят: «Повернись!».
Ребенок с завязанными глазами должен пробить по мячу.
На полу раскладывают 4 обруча по углам квадрата, а в центре платочек.
В двух обручах на одной линии лежат игрушки, а в обручах напротив — игроки.
Звучит музыка, дети пляшут в обруче. Музыка прерывается, дети бегут к обручам с игрушками, берут одну игрушку и несут ее в свой обруч. Музыка повторяется, дети повторяют игру и т.д.
Кто быстрее справился с заданием, тот бежит к платочку, берет его и машет.
Игра «Кто скорее?»
Двое детей берутся за концы длинной ленты, в центре которой колокольчик.
По команде они наматывают ленту на палочку.
Кто быстрее доберется до середины?
Игра «Покрути обруч»
Дети ставят обруч на пол и сильно раскручивают его.
У кого обруч будет дольше вертеться, тот побеждает.
На стойке на ниточку подвешивают яблоки, конфеты.
Ребенок должен с завязанными глазами подпрыгнуть и сорвать угощение.
Игра «Поймай шарик»
Ребенок должен поднять с пола теннисный шарик ложкой, не помогая свободной рукой.
Играющие сидят в кругу.
За кругом ходит водящий, в руках у которого «змейка» (веревка).
Неожиданно водящий бросает «змейку» в середину круга.
Дети быстро встают и становятся ногами на «змейку». Тот, кому не хватает места на веревке, выбывает или идет водить.
Игры-путаницы
Весной венки из одуванчиков
Болты, шурупы, шестеренки
Коньки на льду чертили стрелочки,
Болтали час без передышки
При всех померяться силенкой
Боятся темноты трусишки
А вот и мне пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»,
Скажу я слово «высоко»,
В ответ услышу — «низко»,
Скажу я слово — «далеко»,
Ответите вы — «близко»,
Скажу я слово «потолок»,
Ребята скажут — «пол».
Скажу я слово «потерял»,
Итак, вниманье, детвора,
Огонь — вода,
Черный — белый,
Земля — небо,
Ночь — день,
Утро — вечер,
Горько — сладко,
Хорошо — плохо,
Грустный — веселый,
Громко — тихо,
Молодой — старый, и т.д.
Теперь «начало» я скажу,
Ответить нужно что?
Игры-вопросы
«Это я, это я, это все мои друзья!»
А сейчас в стихах игра,
К ней готова детвора?
Я стихи буду читать,
А вы дружно отвечать:
Если я стихи плохие
Вам нечаянно прочту,
Вот тогда вы не кричите,
И я с вами помолчу.
Ну, готова детвора?
У кого всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
«Это я, это я, это вся моя семья!
Ну, а кто из малышей
Ходит грязный до ушей?
Кто из вас, хочу я знать
Выучил урок на «Пять»?
Кто из вас своим трудом
Украшает класс и дом?
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
«ДА» и «НЕТ»
Клим играется весь день,
А сложить игрушки лень.
Дети, дайте мне ответ,
Время в садик собираться,
Клим не хочет одеваться.
Маша маме помогает,
Пыль в квартире вытирает.
Поступайте так всегда.
В парке Ирочка гуляет,
Ветки дерева ломает.
Оля Мурке, своей кошке,
Варит кашу, моет ножки.
Оля трудится всегда.
Заболела мама Люды,
Людочка шуметь не будет,
Тихо посидит она.
Лена, спать когда ложится,
Сложить вещи не ленится,
Все в порядке. Так всегда!
Кушать суп не хочет Петя,
Хлеб не ест, не ест котлеты,
Просит только он конфет.
Клим на третьем этаже
Целый день стучит уже.
На втором, больной сосед.
Каждый раз перед едой
С мылом теплою водой
Моет Катенька всегда.
Рекомендуем посмотреть
Сценарий развлекательной программы в летнем лагере
Мероприятие в летнем лагере. День врунов
Конкурсная программа для детей 10-12 лет
Игра-путешествие Форт Байярд для летнего лагеря
Конкурсы в летнем лагере. Сценарий игровой программы