Продолжительность: 25 минут.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Сообщение темы и цели классного часа
– Здравствуйте, ребята!
– Сегодня, нам предстоит узнать, что означают
слова «Я» и «Мы», какая между ними связь? Тема
классного часа « Я и мы».
2. Игра «Знакомство»
– Ребята, мы с вами почти не знакомы и вы
для меня одна большая загадка. Давайте
познакомимся, на столах лежат шаблоны «ладошек»,
возьмите «ладошку», напишите своё имя.
Попробуйте подобрать к имени черту своего
характера. Например, меня зовут Лариса
Викторовна. Имя начинается на букву «Л», значит
подбираю черту характера тоже на букву «Л» –
«ласковая». Запишите под именем на шаблоне.
Можете воспользоваться памяткой. ( Обучающиеся
отвечают.)
– Вот и состоялось первое знакомство. Какие вы
все разные, это очень интересно.
3. Тренинг «Бумага»
– Сейчас мы убедимся в этом, а поможет нам
простой листок белой бумаги. Сложим листок А4
пополам, ещё раз пополам, оторвём правый верхний
угол, затем – левый верхний угол, нижний левый
угол и т.д., оторвите кусочки по-своему
усмотрению. Получились совершенно разные узоры.
– Ребята, посмотрите внимательно друг на
друга. Все вы разные: каждый со своей внешностью,
своим характером, своими особенностями,
странностями, причудами. А что же вас объединяет?
Что общего? (Мы класс, вместе учимся и отдыхаем!)
4. Игра «Ищем сходства»
– Ребята, из ваших анкет, которые вы заполнили
накануне, я узнала, что у вас много различных
увлечений. Давайте попробуем найти сходства.
Поработаем в группах, у кого есть общие интересы,
дорисуйте на шаблонах «браслетики».
Воспользуйтесь вопросами – помощниками. ( Обучающиеся
отвечают – 5 мин.)
– Молодцы, общего у вас очень много!
(Демонстрация диаграмм об интересах всего
класса)
5. Игра «Найди достоинства»
– Теперь попробуем определить качества
человека, которые помогают ему жить в обществе и
ладить со всеми людьми.
6. Игра «Ладошки»
Учитель называет различные качества личности,
об-ся хлопками определяют положительные
качества личности.
7. Игра «Выбери меня»
– Кто в вашей группе самый честный?
– Кто уважительно относится к окружающим?
– Кто в вашей группе самый добрый?
– Кто самый ответственный?
(Выходят к доске самые добрые и прикрепляют к
сектору «Доброта» свои шаблоны-ладошки, затем
выходят уважающие других, потом самые добрые,
самые ответственные и делают также)
– Хором по часовой стрелке прочитаем слово,
которое получилось – ЧУДО.
Это, действительно, чудо, когда все ваши «я»
превратились в понятие «Мы».
Мы – это дружный класс, который живёт по законам
доброты, честности, ответственности и уважения.
(5 мин.)
8. Коллективная творческая деятельность
«Твори добро»
– Именно такие ребята мне и нужны для одного
очень важного дела. Совсем недавно я искала по
Интернету необходимый для работы материал и
случайно узнала одну историю об одинокой
старушке. Эту женщину зовут Иванова Татьяна
Андреевна, ей 92 года, живёт она в сибирском
посёлке, своих детей у неё нет, муж давно умер. В
годы войны она воевала на фронте – была
снайпером, потом работала на заводе. Сейчас
совсем старенькая, Всё необходимое у неё есть,
только не хватает человеческого тепла и
внимания.
– Как вы думаете, мы можем ей помочь?
– Давайте для этой одинокой старушки
подготовим подарки, сделанные своими руками.
(Работа в группах – 5 мин.)
9. Подводим итоги. Рефлексия
– Сейчас давайте встанем в круг, возьмёмся за
руки .и послушаем одну притчу, которую я вам с
удовольствием подарю.
10. Игра «Закончи предложение»
– Ребята, спасибо вам большое за интересный
классный час. Если он Вам понравился, рядом со
своей ладошкой на доске поместите сердечко.
Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать
определенные навыки и умения, привычку думать самостоятельно, отыскивать
необычные пути к верному решению. Эти качества необходимы ребенку, чтобы
добиться успеха в жизни.
Предлагаемые занятия должны способствовать развитию мышления и познавательной
активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повысить
мотивацию достижения успеха.
Программа состоит из 10 занятий длительностью один учебный час. При желании
возможно удлинение времени отдельного занятия и сокращение их общего числа.
Желательно проводить занятия в помещении, где можно было бы быстро организовать
учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для
подвижных психологических упражнений.
Структура занятия: разминка (5 мин.), беседа и упражнения (30 мин.),
рефлексия и домашнее задание (9 мин.).
Для выяснения результативности занятий необходимо в начале и в конце всего
курса занятий провести диагностику интеллектуального развития учащихся.
Предлагаемая методика – “ Групповой интеллектуальный тест” Обнинского городского
центра “Детство”. Предполагается, что уровень умственного развития по классу
повысится в среднем на 15% . Время проведения занятий – февраль, март.
Занятие 1. Тренировка ума.
Задачи: Создание положительной мотивации к заданиям. Развитие внимания
(переключение). Развитие мышления и отработка умений описывать предметы по их
признакам.
1. Установление доверительных отношений в группе.
Упражнение “ Колпак мой треугольный”:
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Скороговорка проговаривается. Затем слова постепенно заменяются жестами
2. Игра “Прочисти мозги” (создание хорошего настроения, единства).
Беседа. “ Для чего человек мыслит?”
Детям задается этот вопрос. Они на него отвечают, ответы сводятся к
результату: “Чтобы решать проблемы”. А для того, чтобы лучше мыслить, показать
хорошие результаты в учебе, необходима тренировка ума. Тренировка для ума – это
упражнения, с помощью которых вы научитесь четко, ясно и осознанно мыслить,
решать задачи, рассуждать. Для того, чтобы получить хороший результат надо
соблюдать ряд условий:
– иметь желание;
– посещать все занятия;
–активно выполнять все задания.
Задание 1. Тест – шутка “ Примени свое мышление”.
Задание 2. “ Закончи рисунок”.
Задание 3. Игра “Письменные инструкции”.
Инструкция: Каждый из вас получит сейчас лист с инструкцией. Внимательно
прочтите и точно выполните каждое положение инструкции (10–15 минут).
Теперь вы можете потренироваться в придумывании инструкций. Разбейтесь на
пары, напишите каждый свою инструкцию, обменяйтесь ими и выполняйте ее.
Нарисуйте картину именно так, как предписано инструкцией.
Задание 4. “ Исключение пятого лишнего”.
Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним
не подходит. Найдите это пятое слово.
Задание 5. В каждой строчке этого задания написаны три слова.
Между первым и вторым словом существует какая – то связь. Определите ее. Рядом с
третьим словом даны еще пять слов в скобках. Из этих пяти нужно выбрать только
одно, которое будет относиться к слову без пары точно так же, первое слово ко
второму.
Лошадь : жеребенок – корова (пастбище, рога, молоко, теленок, бык)
Тонкий : толстый – безобразный (красивый, жирный, грязный, урод, веселый)
Свинец : тяжелый – пух (трудный, перина, перья, легкий, куриный)
Ложка : каша – вилка (масло, нож, тарелка, мясо, посуда)
Яйцо : скорлупа – картофель (курица, огород, капуста, суп, шелуха)
Коньки : зима – лодка (лед, каток, лето, весло, река)
Ухо : слышать – зубы (видеть, лечить, рот, щетка, жевать)
Собака : шерсть – щука (овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя)
Чай : сахар – суп (вода, тарелка, крупа, соль, ложка)
Дерево : сук – рука (топор, перчатка, нога, работа, палец)
Школа : обучение – больница (доктор, ученик, учреждение, лечение, больной)
Нож : сталь – стол (вилка, дерево, стул, пища, скатерть
День занимательных уроков.
1 сентября в 4 классе
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, девчонки и мальчишки!
– Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу. Хочу вам пожелать здоровья, пожелать успехов в учёбе, ведь впереди у нас с вами, ребята, новые уроки, сложные задачи, трудные диктанты.
– Я благодарю вас за цветы, и хочу вручить символические подарки.
– А сейчас начнем наш классный час.
2. Сообщение плана мероприятия.
– А сейчас, в честь праздника, у нас будет «День занимательных уроков». Этот день поможет вам слегка обновить знания по разным предметам и настроить себя на новый учебный год.
– Сегодня в расписании.
1. Сказочная литература.
2. Веселое рисование
3. Забавная грамматика.
4. Легкая физ-ра
5. Шуточная математика
6. Озорная музыка
7. Познавательный окружающий мир.
-Я надеюсь, что эти занимательные уроки вам понравятся.
– Нам необходимо разделиться на группы и выполнять задания. В конце всех уроков мы подведём итог и узнаем, на сколько ВЫ готовы к новому школьному году.
3. Основная часть.
1 урок – СКАЗОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
–Вам предлагается ответить на вопросы.
1. На чём путешествовал Емеля? (На печке)
2. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)
3. Воздушный транспорт ведьмы? (Ступа, метла)
4. Героиня сказки, потерявшая хрустальную туфельку? (Золушка)
5. Домашняя птица, которая может нести золотые яйца? (Курочка Ряба)
6. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена? (Олово)
7. В чём волшебная сила Хоттабыча? (В бороде)
8. Персонаж русской сказки, поймавший щуку ведром? (Емеля)
9. Животное, которое очень трудно тянуть из болота? (Бегемот)
10. Кресло для царя? (Трон)
11. Профессия Айболита? (Доктор)
12. Его писатель Носов услал на Луну? (Незнайка)
13. Любимое животное старухи Шапокляк? (Крыса Лариска)
14. Кем был принц из сказки про Чипполино? (Лимоном)
– О какой пословице идет речь?
– Продолжи стихотворение
– На уроках чтения в прошлом году вы учили немало стихотворений и отрывков из них. Сейчас мы проверим на сколько прочно вы их запомнили. На листочке написаны начальные строчки стихотворения, а ваша задача записать следующие и кто автор этих строк.
1. Белая береза под моим окном
2. Буря мглою небо крое
3. Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
4. Вот моя деревня;
2 урок – ВЕСЕЛОЕ РИСОВАНИЕ.
– Мы проведем конкурс. Командам с закрытыми глазами по очереди надо будет нарисовать зайчика. Посмотрим у какой команды получится удачней.
4 урок – ЛЕГКАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Мы ногами – топ-топ,
Мы руками – хлоп-хлоп.
(Движения выполнять по содержанию текста)
Мы глазами – миг-миг.
(Руки на поясе. Моргаем глазами)
Мы плечами – чик-чик.
(Руки на поясе, плечи вверх-вниз)
Раз – сюда, два – туда,
(Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Заниматься нам пора
(Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз).
6 урок – ОЗОРНАЯ МУЗЫКА
Аукцион песен на школьную тему
Проквакать, прохрюкать, промяукать, прокрякать, прогавкать какую-нибудь песню
3 урок – ЗАБАВНАЯ ГРАММАТИКА
– Поставьте в словах ударение
Километр, алфавит, щавель, документ, портфель, добыча, столяр, свекла
-Соедините слова левого и правого столбика, чтоб получить новое слово
– Отгадайте слова.
Его корень в слове писать
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик
5 урок – ШУТОЧНАЯ МАТЕМАТИКА
– Расставьте между числами 9999 знаки действия, чтобы получилось 100
– Решите задачи.
1. Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли 3 копейки. Сколько копеек нашел бы Вова, если бы он отправился в магазин один?
2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
3. Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле?
4. Сапожник решил починить две пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет двумя гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится?
5. Шёл Кондрат
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке — кошка,
У каждой кошки — двенадцать котят.
У каждого котёнка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»
-Реши магические квадраты.
7урок – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
– А на последок, я вам предлагаю, отправится на рыбную ловлю. Попробуйте выловить из текста рассказа название еще 8 рыб.
Шофер Макар полюбил рыбалку. Вообще он классный водитель и может ехать, как говорится на одном колесе: лед, канавы, ямы – ему не помеха. Поехали мы с ним раз на зимний лов. И он – вот чудак! – у лагеря, где мы остановились, вдруг засомневался: есть ли там рыба?
Пошли к знакомому деду, спросили.
-Тебе че, Макар? Ась?- промолвил дед.
Махнув рукой, шофер шустро развернул машину и поехал дальше.
– Э-э, за такие браконьерские дела можно попасть под суд. А как же?!
– Да ладно, – смеется,- я же пошутил, Сеть я никогда и в руки не брал. А рыбу ловлю только удочкой.
4. Подведение итогов
Тема: Урок Знаний «Путешествие в Школьную страну» (4 класс) .
создание положительных эмоций перед началом учебного года
1) Повторять и обобщать знания, полученные в 3 классе
2) Развивать образное мышление, память, речь, вызывать положительные эмоции и познавательный интерес к изучению школьных предметов
3) Воспитывать положительную мотивацию к учебным занятиям
мультимедиа – проектор, презентация «Путешествие в Школьную страну», записки со словами в шкатулке, предсказания на новый учебный год.
– Дорогие ученики 4 класса, уважаемые родители и родственники четвероклассников! От чистого сердца поздравляю вас с Днём Знаний! Сегодня каждый из нас думает об одном и том же. Каждый ученик уверен: « В этом году я точно буду учиться лучше, чем в 3 классе». Каждый родитель очень ждёт этого и надеется, что так и будет. А каждый учитель, в том числе и я, хочет в этом помочь своим ученикам. Поэтому я желаю и вам, и себе, чтобы наши желания сбылись, чтобы у всех нас хватило сил для осуществления таких замечательных планов. С Днём Знаний!
2. Основная часть
Хотя 1 сентября как День Знаний считается международным праздником, традиция начинать в этот день учебный год существует далеко не во всех странах. Например, в Японии первый звонок звенит в апреле, а последний – в марте следующего года. В США вообще нет четко установленной даты первого дня нового учебного года. Дату определяет каждый образовательный округ: получается, что американские дети из разных штатов идут в школу в разные дни – кто-то в конце июля, кто-то в августе, а кто-то и в сентябре. В Австралии учебный год начинается в феврале, а в Германии – в середине октября.
В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа. В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля. В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января. А в республике Коста-Рика вчера, т.е. 31 августа в школах прозвенел последний, а не первый, звонок.
Игра ” Поставь отметку”
-Расшифруйте слова вётеркач (четвёрка), тёкярап (пятёрка), акводй (двойка).
-Как одним словом можно назвать эти три слова ? (отметка)
-Очень приятно получать пятёрки, все тебя хвалят, радуются вместе с тобой, а вот про двойку не хочется говорить ни кому! Сейчас я проверю вас на готовность получать пятёрки или двойки. Не зевайте, где нужно отметку добавляйте.
Если же стихотворенье ты не выучил опять,
Целый день решал задачку на обоях ты в квартире,
Так английский заучил, что в школу ты успел едва,
Будь прилежен, аккуратен, на учителя смотри,
Всю таблицу умноженья знать , конечно, пригодиться,
Самое ценное сокровище, которое есть у человека – это, те знания, которые он получил в течение жизни. Эти знания мы постепенно получаем в школе. А на каких уроках, помните? Сейчас проверим.
В шкатулке лежат записки со словами. По этим словам вам предстоит отгадать учебные предметы.
Задача, цифра, умножение, уравнение, многоугольник – математика
Предложение, суффикс, слово, запятая, правило – русский язык
Нота, скрипичный ключ, песня, ритм, темп – музыка
Сказка, стихотворение, троекратный повтор, зачин, автор – чтение
Бег, лыжи, разминка, соревнования, свисток – физкультура
Озеро, глобус, космос, природа, животные – окружающий мир
Карандаши, кисти, альбом, резинка – ИЗО
Пластилин, бумага, клей, ножницы – технология
– Хорошо, названия предметов вы помните, а знаете ли вы что на этих уроках изучают?
Слайд 5 Математика.
1. Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?
2. В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить?
3. У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?
4. Два дачника шли из деревни в город, а навстречу им ещё пять дачников. Сколько дачников шло в город?
5. Горело 10 свечей. 3 погасли. Сколько свечей осталось?
6. Как разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы каждая получила по яблоку и при этом одно из яблок осталось в корзинке? (отдать одной девочке яблоко вместе с корзинкой)
3. Найди площадь и периметр данного прямоугольника.
Слайд 7 Русский язык.
Вы должны составить одно или несколько слов, используя как можно большее количество букв. По моей команде “Стоп” надо назвать САМОЕ ДЛИННОЕ СЛОВО. Засекаю время (1 минута). ( ШКОЛЬНИК – 8 букв)
К М Ш А Н И Ь П Р Я К Л Т У О (пряник, ноябрь, октябрь, школа, прятки, кукла и т.д.)
– Внимательно послушай и определи, какой звук природы.
(Дождь, морской прибой, пение птиц, «Утро» Э. Григ)
Ребусы про муз.инструменты
Литературное чтение. Угадайка.
1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака?
2. Как звали сестру Айболита? (Варвара)
3. Какие заветные желания должен исполнить мудрый Гудвин?
( Страшиле – мозги, Железному дровосеку – сердце, Льву – храбрость)
4. Кто из троих поросят построил самый прочный домик? ( Наф-Наф)
5. Сколько золотых монет дал Карабас-Барабас Буратино? ( Пять)
6. Как зовут королевича из сказки А. С. Пушкина? ( Елисей)
7. Кто о себе говорил: «Я самый красивый, умный и в меру упитанный мужчина в рассвете сил»? ( Карлсон)
8. Каким был утёнок, пока не стал лебедем? ( Гадким)
9. Как называется сказочный одноместный летательный аппарат? ( ступа)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озёра, лебеди? ( Рукава из сказки «Царевна лягушка»)
11. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочного долгожителя? ( игла)
12. Как называется город, в котором живут Незнайка и его друзья?
Жанры изобразительного искусства
Если видишь на картине
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Крокодил, жираф, горилла,
Кошка, иль питон,
Или звери Аргентины,
Иль пингвин Арктический,
Пословицы о труде.
Хотелось бы напомнить, что друг и помощник, который шагает с нами по дороге знаний – это, конечно же, учебник. Относитесь к нему бережно.
Беседа о бережном отношении к учебникам.
Ребята, вам нужно послушать обещания,и если вы с ними согласны, произнести фразу «Обещаем!»
Всегда приходить в класс на первый урокЕще до того, как проснется школьный звонок – обещаете?
Учебники, книги, пенал и тетрадкиВсегда содержать в идеальном порядке – обещаете?
Друзьями хорошими, верными стать,Товарищам всюду своим помогать – обещаете?
А лень, неопрятность, подсказки, враньеНе пустите в класс никогда, ни за что – обещаете?
-Ребята! Оставайтесь такими сообразительными и активными на протяжении всего учебного года. С завтрашнего дня у нас начинается серьёзная работа, трудовые будни. И пусть этот учебный год будет для всех добрым, плодотворным, творческим!
Предложение, суффикс, слово, запятая, правило.
Задача, цифра, умножение, уравнение, многоугольник.
Сказка, стихотворение, троекратный повтор, зачин, автор.
Бег, лыжи, разминка, соревнования, свисток.
Нота, скрипичный ключ, песня, ритм, темп.
Карандаши, кисти, альбом, резинка.
Пластилин, бумага, клей, ножницы.
Озеро, глобус, космос, природа, животные.
Конспекты классных часов для 4 класса
В любом расписании уроков есть особая строка — классный час. К этому понятию можно подходить по-разному. Некоторые классные руководители проводят его формально, подводя итоги успеваемости и дисциплины за неделю, некоторые используют его для подготовки к общешкольным мероприятиям, есть и такие, кто посвящает классные часы всевозможным нотациям и назиданиям. Творчески работающие педагоги понимают, какую уникальную возможность для развития личности ребенка дает классный час, если его грамотно подготовить и провести, тем более, что классный час — это не какая-то определенная форма работы, а настоящее поле для творчества учителя.
Не умаляя воспитательного потенциала урока, скажем, что именно классный час позволяет классному руководителю с наибольшей полнотой выполнить свои воспитательные функции. Именно здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам, неслучайно классный час нередко называют воспитательным часом.
По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.
Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, истории, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Ориентирующая состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Направляющая предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность.
Таким образом, классный час позволяет осмыслить, оценить окружающую действительность и выработать собственную модель поведения. Работа, проводимая на классных часах, может повлиять на выбор учащимся жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.
Формы работы учителя и учащегося на классном часе также разнообразны: это беседа, игра, психологический тренинг, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, инсценировки, викторины. Особенностью классных часов в начальной школе является и необходимость постоянно менять форму деятельности, даже если классный час проводится в течение 20—30 минут. Причем следует иметь в виду, что при ведущей роли педагога учащиеся не должны быть пассивными слушателями, необходимо максимально включить их в совместную работу, стимулировать их творческую активность, создать условия, для того чтобы каждый мог высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Только самостоятельное участие ребенка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать серьезный воспитательный эффект, которого невозможно добиться никакими поучениями и наставлениями.
Нередко классный час требует определенной подготовки. Так, еще до его проведения классный руководитель организует работу с отдельными группами учащихся: готовит инсценировки, выразительное чтение, наглядные пособия, предлагает учащимся что-либо прочитать предварительно. Но главное — психологическая подготовка: необходимо настроить учеников на серьезный разговор. В связи с этим учащимся необходимо заранее сообщить тему классного часа, предложить вопросы для обдумывания, заблаговременно подготовить помещение, оформить тематический стенд с указанием темы и необходимыми цитатами и т. д.
Тематика классных часов может быть предельно многообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Помимо организационных классных часов в практике педагогов широкое распространение получили тематические, которые могут быть посвящены морально-этическим проблемам, проблемам науки и познания, эстетическим проблемам, вопросам государства и права, вопросам здорового образа жизни, психологическим проблемам, проблемам экологии и пр.
В начальной школе особую значимость, на наш взгляд, приобретают классные часы, связанные с этической проблематикой и вопросами культуры поведения. Переход ребенка в школу — важный этап в его жизни. По сравнению с этапом дошкольным значительно расширяются контакты ребенка с окружающим миром, ширится круг общения, в определенной мере меняется его социальная роль, усложняются требования, предъявляемые ребенку со стороны взрослых, сверстников, да и сами жизненные ситуации, в которые попадает маленький школьник. Более того, именно в этом возрасте вырабатываются те понятия о доброте, отзывчивости, честности, о нормах общения с окружающими, которые будут определять поведение человека на протяжении долгих лет. Известно: что заложено в раннем детстве, то остается на всю жизнь.
Разработки классных часов, представленные в этом разделе, как раз и посвящены формированию поведенческой культуры и общепринятых моральных норм.
Культура поведения — это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры.
Все темы предлагаемых занятий можно разделить на три направления: личностная культура, культура взаимоотношений и правила хорошего тона.
Раздел «Воспитание личностной культуры» включает ряд занятий, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
Раздел «Формирование культуры взаимоотношений» на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.
Начиная с первого класса, необходимо дать детям представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, раскрыть их нравственную сущность. Нравственная сущность взаимоотношений заключается в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. Самый благодатный материал — литературные образы, поэтому на каждом занятии используется много произведений детской художественной литературы. Благодаря художественному образу, ребенок постепенно начинает оценивать себя — свои мысли, поступки, отношения с другими людьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром. Анализируя поступки литературных героев, учитель помогает ребенку разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.
Раздел «Правила хорошего тона» помогает детям освоить нормы и правила поведения в школе, на улице, в общественном месте. Усвоение каждой нормы требует определенного уровня обобщения жизненной ситуации. Ребенок постоянно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами. Отношение ребенка к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязательности выполнения на основе внутреннего принятия. Внутренний мир ребенка формируется через анализ и оценку действия как своих, так и окружающих его людей.
В связи с этим педагогу в выборе темы классного часа следует руководствоваться не только заранее составленным планом, но и конкретными ситуациями, складывающимися в классе. Однако, организуя разговор на нравственно-этическую тему, педагог должен быть предельно тактичным и деликатным, хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, его семейную ситуацию, чтобы ни в коем случае не ранить ребенка. Кроме того, даже если классный час проводится в связи с возникшей в классе сложной этической ситуацией, он не должен превращаться в коллективное осуждение ее участников (это тема для индивидуальной работы), но формировать представления об общих принципах человеческого общежития.
Классные часы для младших школьников 4 класса
Классный час в 4 классе совместно с родителями
Классный час «Зачем человеку семья», 4 класс
Классный час «Образ русской женщины», 4 класс
Классный час «Слава хлебу на столе!», 4 класс
Классный час в 4 классе «Мои вершины»
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Внеклассные мероприятия в 4 классе. Разработки
Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и четкости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной- работы. Самыми любимыми из них остаются игры. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Важно при этом научить детей Правилам честного ведения игры:
1. Только честная игра на равных, иначе и победа не интересна.
2. Конечно, обидно, когда проиграешь, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение.
3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.
5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха.
Умей учиться на собственных ошибках.
Учась радоваться победам и принимать поражения, получая навыки публичных выступлений и импровизации, увлекаясь поиском материала для общего дела или создания классной газеты – в этом процессе развивается познавательная активность школьников, закрепляются умения и навыки, полученные на уроках.
Предлагаемый материал может легко трансформироваться в любые формы и поможет увлечь младших школьников процессом познания, расширит их представления об изучаемых предметах и окружающем мире.
Материал проникнут уважением к прошлому и традициям народа, он поможет утвердить в детских душах ориентиры добра, истины, любви и красоты.
Данное пособие содержит разнообразные по форме и увлекательные по содержанию сценарии внеклассных мероприятий в 4 классе.
Предлагаемый материал расширит представления младших школьников об изучаемых предметах и окружающем мире, о народных традициях и истории Отечества.
При творческом подходе он может легко трансформироваться в любые формы и использоваться в организации предметных недель в начальной школе.
Пособие предназначено классным руководителям, учителям, вожатым, организаторам внеклассной работы в школе.
Сценарии праздников, классных часов, викторин и внеклассных мероприятий для 4 класса
Классный час. Толерантность 4 класс
Классный час 4 класс. Культура общения
Классный час 4 класс. Россия – Родина моя
Классные часы в 4 классе
Мероприятие для 4-5 класса. Путешествие в Гардарики