Ченцова О. А. ГБОУ НПО ПЛ №16 г. Тверь
Методическая разработка урока по предмету «Информатика и ИКТ»
«Возможности Интернета. Работа в сети Интернет
комбинированный, метод проектов
Сегодня информационные и Интернет-технологии проникли во все сферы жизни и деятельности общества.
Сверхбыстрая информатизация затрагивает все стороны жизни общества, актуализирует освоение информационных технологий, и в первую очередь, в сфере образования.
Презентация 1 часть «Основы работы в интернете»
– поисковая машина, способная по запросу пользователя найти наиболее подходящие веб-страницы в русской части Интернета.
Одним из наиболее развитых средств просмотра web является программа
Internet Explorer, входящая в стандартную поставку операционной системы
За этим программным продуктом закрепилось название
Вопрос учащимся: Какие еще программы-обозреватели вы можете назвать?
Каждая страница во всемирной сети имеет уникальный адрес. Он включает название используемого протокола, имя сервера, путь поиска страницы на жестком диске данного сервера.
Адреса в Интернете:
Некоторые домены первого уровня:
.com – коммерческие организации
.edu – образовательные организации
.org – некоммерческие организации
.gov – правительственные организации
.ru – домен Российской Федерации
В российской части интернета работает несколько
поисковых систем, адаптированных к особенностям
русского языка (слайд)
Чтобы найти информацию, достаточно набрать вопрос и будет выдан результат – список страниц, где встречаются эти слова. Независимо, в какой форме были употреблены слова в запросе, поиск учитывает все его формы по правилам русского языка.
Как известно в хорошем вопросе содержится половина ответа. Чтобы находить нужную информацию в Интернете, нужно уметь правильно строить вопрос.
Запрос можно сделать более точным, если использовать специальные знаки. Например, чтобы исключить документы с ненужным словом, перед ним следует поставить знак минуса. И наоборот, если слово должно обязательно присутствовать, ставим + (чтобы найти цитату из Гамлета, надо” задать запрос “+быть или +не быть”.
Презентация 2 часть «Электронная почта»
Электронная почта уже стала неотъемлемым средством делового и личного общения. Сегодня многим людям приходится самостоятельно осваивать коммуникационные технологии, работу с электронной почты в силу профессиональной деятельности. Думаю, что мы с вами тоже с этим качественно справимся. Хамаганов? Серов?
Дистанционное обучение вызывает неизменный интерес у школьников, педагогов, технических специалистов, нуждающихся в повышении своей квалификации, людей интересующихся новыми педагогическим и телекоммуникационными технологиями в очном и дистанционном обучении.
Презентация часть 3 «Возможности интернета. Интернет и дети.»
Сегодня на страницах продвинутых журналах, да и непосредственно в сети интернет, все чаще стали появляться сообщения о вреде, который оказывает всемирная паутина на развитие современных детей.
В России, по официальным данным, число несовершеннолетних пользователей Интернета колеблется от 8 до 12 миллионов человек. Сейчас в стране готовится закон о защите детей от информации, угрожающей их здоровью, нравственному и духовному развитию, а также поправки в Уголовный кодекс, касающиеся усиления ответственности за насилие в отношении детей.
Уже сейчас на сигналы, поступающие на горячую линию Фонда “Дружественный Рунет”, реагируют провайдеры, правоохранительные органы и общественные организации. И это только начало.
Проблема защиты несовершеннолетних от обилия вредной и ненужной информации, которая проникает из сети, становится сегодня очень актуальна.
По результатам отчётов ФОМ (Фонд общественного мнения) можно сделать вывод о численности аудитории сети Интернет в последние годы. Отмечается рост количества посетителей. Причём такие пользователи могут, как посещать сеть каждый день, так и заходить туда только 1 раз в полгода. В период с конца 2002 года аудитория сети возросла почти в пять раз (месячная), а недельная с 4 до 24 млн., то есть в 6 раз, суточная возросла в 8.
Специалисты ФОМ говорят о том, что в течение текущего года полугодовая аудитория может ещё увеличится до 34 процентов. Увеличиваются и возможности для этого. Растёт обеспечение образовательных учреждений. Растёт и число школ, где выход в сеть возможен не только в рамках образовательного процесса.
Презентация часть 4 «Интернет-зависимость»
Психическая раздражительность, возникающая в случае отсутствия доступа к Интернету, вызванного определенными препятствиями (может проявляться в форме нервозности, повышенной возбудимости и депрессии).
Многочисленные неудачные попытки перебороть себя и возобладать над страстью к Интернету.
«То, что не ясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью.» Конфуций
Для доказательства данной гипотезы разобьёмся на группы.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся разбиваются на группы по направлению интересующего материала. Каждая группа формулируют вопрос, ответ на который они будут искать, используя Интернет, учебную литературу.
Материалы проекта можно представлять в программе
Определение необходимого числа слайдов.
Примером готовой работы является презентация
Учащийся Хамаганов Д. гр 16. «Вирусы и защита от вирусов» Серов А. гр.16
При изучении предмета «Информатика и ИКТ» проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу учащихся.
Автономное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования «Новочебоксарский политехнический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
открытого урока по информатике
“Всемирная глобальная сеть Интернет”
Разработали: Григорьева Е. В.,
Урок информатики по теме “Всемирная глобальная сеть Интернет”
1. Совершенствование коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных навыков.
2. Развитие способности самостоятельно работать с информацией.
3. Развитие способности творчески мыслить.
4. Развитие познавательного потенциала учащихся.
1. Воспитание культуры речи и культуры общения.
2. Воспитание потребности использовать информацию для решения субъективно значимых проблем.
изучение нового материала.
: проектор, учебные материалы, раздаточный материал.
Презентация к уроку
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Как вы думаете ребята, какая тема сегодняшнего урока?
– Тему нашего сегодняшнего урока узнаете после того как отгадаете ребус.
– Правильно. Это слово Интернет. И тема нашего сегодняшнего урока «Всемирная глобальная сеть Интернет»
– Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться с новыми понятиями: Интернет, для чего он предназначен. Выявить позитивные и негативные стороны Интернета.
После объявления темы урока преподаватель просит студентов вспомнить всё, что им известно об Интернете, и записать эти сведения в первую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»:
Студенты в парах знакомят друг друга с содержанием своих записей. 2-3 студента по просьбе учителя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всей группе, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения. Учитель фиксирует основные сведения на доске.
Преподаватель предлагает учащимся заполнить вторую колонку таблицы, а для этого сформулировать вопросы об Интернете , на которые ребята не знают ответов. В качестве опоры учащимся может быть предложен список вопросительных слов: что, какие, как, сколько, где, почему, когда?
После индивидуального выполнения задания учащиеся обсуждают вопросы в группах и выбирают наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы вопросы. Преподаватель их также записывает на доске.
– Хорошо! Как, оказывается, много знаете о глобальной сети Интернет! Однако все ли могут сразу согласиться с прозвучавшими мнениями? Наверное, нет.
– Значит, что требуется сделать? ( Проверить информацию.)
– Сеть Интернет была создана в 60-х годах XX века. Она была придумана и воплощена в жизнь спецслужбами США, и должна была быть лишь для применения военных, ФБР и не более. В 80х–90х годах в разных странах создается множество региональных, отраслевых, национальных глобальных компьютерных сетей. Их объединение в международную сеть получило название Интернет.
– Как вы думаете, что такое Интернет?
– всемирная глобальная компьютерная сеть.
— это объединение компьютеров по всему миру в единую информационную сеть
– Какой прибор используют для подключения к Интернету?
– Обычные телефонные линии и прибор модем, выделенные линии связи.
– Как по-другому называют Интернет?
Впервые в истории Человечества всемирная сеть Интернет дала возможность свободного обмена любой информацией, без каких-либо ограничений (государственные границы, национальность и религиозные интересы и т. д.).
Начнем с того, что слово Интернет, для всех нас уже стало обыденным и привычным. Каждый из нас может по разному объяснять значение этого сова, но смысл зачастую остается одним и тем же. Итак, одно из определений:
— это всемирная система, объединенных между собой компьютерных сетей. Интернет — это сеть сетей!
Иногда еще Интернет называют:
Всемирная сеть или паутина.
Также существуют несколько, всем известных сленговых вариантов:
Но с чего же все начиналось?
В 1967 году Министерство обороны США решило, что им необходимо создать надежную систему передачи информации. В свою очередь, DARPA (Агентство по перспективным оборонным научно исследовательским разработкам США) предложило разработать сеть, объединяющую между собой удаленные компьютеры.
Создание такой сети было возложено на несколько американских университетов. Название первой сети было ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network). Далее начинается стремительное развитие компьютерных сетей.
– Сейчас поговорим о том, для чего же используется Интернет.
– Компьютерная сеть может выполнять 2 функции:
– Средства обеспечения определенных информационных услуг для пользователей сети называют
Приведите примеры коммуникационной функции?
– Электронная почта (е-mail). С ее помощью вы можете посылать сообщения, получать их в свой электронный почтовый ящик, отвечать на письма ваших корреспондентов автоматически, используя их адреса, исходя из их писем, рассылать копии вашего письма сразу нескольким получателям, переправлять полученное письмо по другому адресу и т.д.
Служба телеконференций – это тоже почтовая переписка. Письма в телеконференции направляются одновременно всем участникам конференции. Всякая конференция посвящена определенной теме.
– Форумы прямого общения (chat-конференции). Общение между участниками происходит в реальном времени в письменной форме. Участники chat-конференции так же делятся по тематическим группам.
– голосовое общение через Сеть в реальном времени.
– Приведите примеры информационной функции?
– Служба передачи файлов (FTP). На FTP-серверах хранятся файлы самого разного назначения (программные файлы, графические, звуковые, документы). Эти файлы можно просматривать, сортировать, копировать на свои диски.
Всемирная паутина (World Wide Web) – сеть документов, связанных между собой гиперссылками. Каждый документ, имеющий адрес, называется Web-страницей. Каждая Web-страница связана с другими страницами, которые хранятся как на том же компьютере, так и на других компьютерах Сети.
Web-страница может содержать текст, рисунки, звуки и хранится в отдельном файле.
Закрепление полученных знаний
Найти ответы на поставленные вопросы, можно по-разному. Студенты перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета. преподаватель предлагает посетить сайтов.
Учащиеся садятся за компьютеры, выходят в Интернет, по электронному адресу, заходят в один из виртуальных музеев, изучают материал.
Учащиеся обращаются к списку вопросов и выделяют пометками те из них, на которые были найдены ответы.
Преподаватель просит учащихся обменяться информацией по найденным вопросам, т.е организует закрепление полученных знаний.
Ребята скажите, пожалуйста, является Интернет для человека добро или зло?
Для этого давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета.
Интернета и обоснуйте свое мнение?
– оперативный поиск информации;
– общение без границ в реальном масштабе времени;
– развитие интеллекта, творческих способностей (человек реализует с помощью ПК новую действительность, творит мир)
– А в чем же
– возможность недостоверной информации;
– подмена реального общения виртуальным (сам того не осознавая, человек теряет грань реального и виртуального мира);
– интернет-зависимость (человек попадает в рабство к машине, его мир переселяется в мир ПК – одна из наиболее опасностей Интернета);
– вред здоровью.
– Так чем же является Интернет для человека: добром или злом? У каждого из вас сложилось свое мнение.
Современному человеку Интернет необходим как средство для получения информации, общения, но, пользуясь услугами Интернет, не забывайте про окружающих Вас людей и Ваш духовный мир!
– Что нового сегодня мы узнали?
– Была ли информация на уроке полезной для вас? В чём её польза?
– Где она может вам пригодиться? Что самым интересным считаете?
– Что узнали по пройденной теме?
– Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).
Составить кроссворд на тему «Интернет»
А еще я приготовила вам тест на Интернет-зависимость Протестируйте себя, своих друзей и родителей. Тест шуточный, но в каждой шутке есть доля шутки, а остальное правда!
Спасибо за работу! До свидания!
Заключительное слово учителя.
– Молодцы! Надеюсь, что сделали для себя правильный вывод: каждый сам решает, Интернет – зло или добро. Нам надо стараться сделать так, чтобы он был для нас все же другом.
План открытого урока
Курс, группа: ІІ курс, 24 группа
Предмет: Аппаратное обеспечение вычислительных систем
Тема урока:«Глобальная сеть интернет. Безопасность в сети Интернет»
Цель: изучение структуры глобальной сети Интернет и
освоение правил поведения в сети Интернет;
Образовательная – обучить студентов логическому мышлению, умению рассуждать и
систематизировать полученные знания, ознакомить с правилами безопасной работы
в сети Интернет.
Развивающая – развитие интереса к предмету, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы.
Воспитательная – воспитать дисциплинированность при работе в сети, воспитание аккуратности, точности, самостоятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала, лекционный
Методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), наглядный (демонстрация), проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).
Межпредметные связи: ПОВС, ОВТ
Оборудование:ПК, проектор, интерактивная доска, компьютеры, тетради, презентация «Безопасность в сети Интернет»
Продолжительность урока: 45 минут.
Постановка темы, цели и задач урока. 5 мин
4. Подведение итога урока. Оценки. Выдача домашнего задания.5 мин
1. Организация начала урока.
2. Изучение нового материала.
Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.
Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом:
В настоящее время не существует единой системы классификации и именования вирусов. Принято разделять вирусы на следующие группы.
По поражаемым объектам
Вирусы, поражающие исходный код.
По поражаемым операционным системам и платформам
По технологиям, используемым вирусом
По дополнительной вредоносной функциональности
Итак, как же бороться с сетевыми угрозами?
3. Закрепление изученногоматериала. Тестирование
Задание 1. Закрепление материала – компьютерное тестирование.
Тест содержит 10 вопросов, в каждом вопросе есть только один правильный ответ.
А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета.
Достоинства и недостатки
Рефлексия (2 мин.).
Выставление оценок самым активным.
Домашнее задание(ответить на вопросы):
Преподаватель: Хайруллина М. Н.
Тема: Безопасность в сети Интернет
Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом (Слайд 3):
Файловые вирусы. Это вирусы-паразиты, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое исполняемых файлов, при этом файлы, атакованные вирусом, в большинстве случаев полностью или частично теряют работоспособность)
Загрузочные вирусы. Это компьютерные вирусы, записывающиеся в первый сектор гибкого или жесткого диска и выполняющиеся при загрузке компьютера.
Скриптовые вирусы. Требуют наличия одного из скриптовых языков (Javascript, VBScript) для самостоятельного проникновения в неинфицированные скрипты.
Макровирусы. Это разновидность компьютерных вирусов разработанных на макроязыках, встроенных в такие прикладные пакеты ПО, как MicrosoftOffice.
Вирусы, поражающие исходный код. Вирусы данного типа поражают или исходный код программы, либо её компоненты (OBJ-, LIB-, DCU- файлы) а так же VCL и ActiveX компоненты.
Полиморфные вирусы. Вирус, который при заражении новых файлов и системных областей диска шифрует собственный код.
Стелс-вирусы. Вирус, полностью или частично скрывающий свое присутствие в системе, путем перехвата обращений к операционной системе, осуществляющих чтение, запись, чтение дополнительной информации о зараженных объектах (загрузочных секторах, элементах файловой системы, памяти и т. д.)
Руткит. Программа или набор программ для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе.
Бэкдоры. Программы, которые устанавливает взломщик на взломанном им компьютере после получения первоначального доступа с целью повторного получения доступа к системе
Шпионы. Spyware — программное обеспечение, осуществляющее деятельность по сбору информации о конфигурации компьютера, деятельности пользователя и любой другой конфиденциальной информации без согласия самого пользователя.
Ботнеты. Это компьютерная сеть, состоящая из некоторого количества хостов, с запущенными ботами — автономным программным обеспечением. Обычно используются для нелегальной или неодобряемой деятельности — рассылки спама, перебора паролей на удалённой системе, атак на отказ в обслуживании.
Установка обычного антивируса – вчерашний день. Сегодня актуальны так называемые «комплексные системы защиты», включающие в себя антивирус, файрволл, антиспам-фильтр и еще пару-тройку модулей для полной защиты вашего компьютера. Новые вирусы появляются ежедневно, поэтому не забывайте регулярно обновлять базы сигнатур: лучше всего настроить программу на автоматическое обновление.
Не стоит передавать какую-либо важную информацию через электронную почту. Установите запрет открытия вложений электронной почты, поскольку многие вирусы содержатся во вложениях и начинают распространяться сразу после открытия вложения. Программы MicrosoftOutlook и WindowsMail помогают блокировать потенциально опасные вложения.
Большинство червей и вредоносных скриптов ориентированы под InternetExplorer и Opera. В рейтинге популярности лидирует IE, но лишь потому, что он встроен в Windows. Браузер Opera очень популярен из-за ее призрачного удобства и очень большого числа настроек. Уровень безопасности имеет ряд недостатоков как у одного, так и у второго браузера, поэтому лучше ими не пользоваться вовсе.
Постоянно обновляйте операционную систему Windows. Корпорация Microsoft периодически выпускает специальные обновления безопасности, которые могут помочь защитить компьютер. Эти обновления могут предотвратить вирусные и другие атаки на компьютер, закрывая потенциально опасные точки входа.
Сейчас очень популярны сайты, предлагающие доступ к чужим SMS и распечаткам звонков, также очень часто при скачивании файлов вам предлагают ввести свой номер, или внезапно появляется блокирующее окно, которое якобы можно убрать с помощью отправки SMS.
При отправке SMS, в лучшем случае, можно лишиться денег на счету телефона – если нужно будет отправить сообщение на короткий номер для оплаты, в худшем – на компьютере появится ужасный вирус.
Поэтому никогда не отправляйте SMS-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.
Если вы скачиваете пиратские версии программ или свеженький взломщик программы, запускаете его и сознательно игнорируете предупреждение антивируса, будьте готовы к тому, что можете поселить вирус на свой компьютер. Причем, чем программа популярнее, тем выше такая вероятность.
Лицензионные программы избавят Вас от подобной угрозы!
Как утверждает статистика, 80% всех паролей — это простые слова: имена, марки телефона или машины, имя кошки или собаки, а также пароли вроде 123. Такие пароли сильно облегчают работу взломщикам. В идеале пароли должны состоять минимум из семи, а лучше двенадцати символов. Время на подбор пароля из пяти символов — два-четыре часа, но чтобы взломать семисимвольный пароль, потребуется два-четыре года. Лучше использовать пароли, комбинирующие буквы разных регистров, цифры и разные значки.
При малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что ещё хуже – похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.
Соблюдая эти не сложные правила, вы сможете избежать популярных сетевых угроз.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Открытый урок по информатике на тему:
«Глобальная компьютерная сеть Интернет»
Учитель Кузнецова Н. С.
Вторая квалификационная категория
Тема: Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Цель урока: способствовать изучению структуры глобальной сети Интернет.
Тип урока: объяснение нового материала (презентация).
Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: 13 компьютеров, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.
Организация класса (2 мин):
Здравствуйте, ребята! (Все встают).
П: Спасибо, присаживайтесь! Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на работу.
Проверка домашнего задания и актуализация знаний(7 мин).
Прежде чем начать, назовите, пожалуйста, минимальную единицу измерения информации (бит). И сегодня на протяжении урока вы будете получать по 1 биту за каждый правильный ответ, что позволит нам определить вашу активность на уроке.
Одному из вас я предлагаю выйти к доске и наглядно представить три вида топологии одноранговой сети. А со всеми остальными мы проведем «Блиц – опрос»:
Локальные сети обычно объединяют несколько десятков компьютеров, размещенных в одном здании, однако они не позволяют обеспечить совместный доступ к информации пользователям, находящимся, например, в разных частях города.
На помощь приходят региональные сети, объединяющие компьютеры пределах одного региона (города, страны, континента). Региональные сети включают серверы, находящиеся на одном континенте (североамериканская, европейская сети) или в одной стране (российская, японская сети).
Многие организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа (военные, банковские), создают собственные, так называемые корпоративные сети. Корпоративная сеть может объединять тысячи и десятки компьютеров, размещенных в различных странах и городах. Подключение корпоративных сетей к Интернету осуществляется со строгим соблюдением мер безопасности.
Итак, давайте подведем итог, какие компьютерные сети мы знаем? (локальные, региональные, корпоративные).
Как вы думаете, существует ли такая компьютерная сеть, которая объединяет несколько континентов? (глобальная)
Хорошо, попробуйте сформулировать тему урока. ( Глобальная компьютерная сеть Интернет).
Запишите число и тему в тетрадь.
Подумайте, что мы можем узнать об Интернете, какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?
Объяснение нового материала (20 мин.):
На уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон, рассмотрим функции Интернета, его недостатки и достоинства.
У: (слушают учителя).
П: Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Обратите внимания на следующую статистику. Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет.
И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни? Да?
У: Да, это действительно так.
П: А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет?
Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова, а потом правильное определение мы запишем в тетрадь (2 минуты).
Как ты думаешь, Борис, какие слова здесь пропущены?
У: Я думаю, что Интернет – это компьютерная сеть, которая включает в себя региональные и корпоративные сети и объединяет миллионы компьютеров по всему миру.)
Давайте запишем определение в тетрадь.
У: (записывают определение в тетрадь).
Сейчас я предлагаю послушать небольшое сообщение Артема о функциях Интернета.
П: А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета. Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники. В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета, в этом вам поможет дополнительный материал (работа в группах).
У: Выступление Ани. (достоинства)
П: Аня, напиши главные достоинства на доске, в таблицу (ученик пишет на доске), спасибо Аня, присаживайся.
У: Выступление Лизы (недостатки).
П: Лиза, молодец, напиши главные недостатки на доске, в таблицу (ученик пишет на доске), спасибо Лиза, присаживайся.
П: Так вот ребята, в выступления девочек показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.
Давайте запишем данную таблицу в тетрадь.
У: (записывают таблицу в тетрадь).
П: на основании данной таблицы, давайте попробуем сделать вывод, можно ли пользоваться Интернетом и на что следует обратить внимание.
Тема урока (10 минут):
По ходу моего рассказа вы самостоятельно записываете нужную для вас информацию.
Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации.
Для правильной доставки данных с одного компьютера на другой необходимо знать отправителя и получателя. Так, каждый компьютер, подключенный к сети Интернет, имеет свой собственный уникальный адрес. Т.к. в компьютерах вся информация представляется в цифровом виде, то и адрес, который используют компьютеры, является цифровым.
192.168.1. – это адреса сетей и подсетей,
140 – это адрес компьютера пользователя.
Числовые адреса – единственно возможный метод идентификации для компьютеров, но для пользователей Интернет они неудобны, поскольку не несут смысловой нагрузки, а значит, практически не запоминаются. Поэтому в Интернете предусмотрена возможность использования их аналогов в текстовом представлении. Это так называемые доменные адреса DNS (Domain Name System).
Доменная система имен имеет иерархическую структуру.
Расшифровку доменного имени легко провести, читая его составляющие справа налево.
В любом имени справа записывается домен первого уровня, состоящий из двух, трех или четырех букв. Он означает страну или принадлежность к определенной деятельности. Количество имен первого уровня ограничено.
Сначала InterNIC – организация, ответственная за систему имен – ввела в обращение семь доменных имен первого уровня. Т.к. система доменных имен впервые появилась в США, то эти семь доменов по умолчанию означают, что хост расположен на территории США.
Слева от имени домена первого уровня записывается одно или несколько имен доменов второго, иногда третьего и более низких уровней.
Имя домена второго уровня выбирается компанией и несет информацию о ее названии или услугах, имя домена третьего уровня может означать подразделение этой компании.
И, наконец, слева в доменном имени стоит имя компьютера, на котором хранится информация.
Например, www.zol-sol.ru означает, что компьютер (сервер) с именем www находится в домене zol-sol, который входит в домен первого уровня .ru.
Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 124, ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопрос: на какие два вида делятся домены верхнего уровня и чем они отличаются. ( Существуют географические и административные домены верхнего уровня. Географические домены двухбуквенные – каждой стране соответствует двухбуквенный код (России принадлежит ru).
Домены верхнего уровня бывают двух типов:
Вот некоторые имена доменов верхнего уровня
В имени компьютера может быть любое число доменов, но, как правило, 2–4.
Самостоятельная работа (закрепление материала 10 минут)
Прежде чем вы приступите к работе за компьютером, вспомните технику безопасности, в этом вам может помочь памятка возле каждого рабочего места.
1 вариант интерактивный тест
2 вариант тест в ворде с моментальной проверкой.
Подведение итогов урока (5 минут):
– систематизация знаний, полученных на уроке.
-Давайте еще раз вспомним, что же такое Интернет.
Какова польза Интернета?
Интернет занимает значимое место в жизни человека, но в этом есть и свои минусы: негативное воздействие на мозг человека, снижение зрения.
Домашнее задание (3 мин.):
П: на отметку 4 – Параграф 2.2 стр. 122, учить основные определения, ответить на вопросы после параграфа устно.
На отметку 5 дополнительно к этому решить задачу, задачи раздаю в напечатанном виде.
П: Спасибо за внимание! Вопросы есть?
П: Урок окончен! До свидания!
(в рамках проведения Единого урока безопасного Интернета)
Цель: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними;
Образовательная: обучить детей личной и информационной безопасности в Интернете, сформировать навыки поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности, а также разработать нормы и правила безопасного поведения в сети Интернет;
Развивающая: развивать навыки работы в группе, формировать сознательность и внимание к информационной безопасности; развивать интерес к предмету; формировать приёмы логического мышления; развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы;
Воспитательная: прививать навыки безопасного использования сети Интернет, воспитывать информационную культуру, прививать навыки групповой работы, сотрудничества.
Эпиграф: «Интернет несет читателю тонны мусора и крупинки золотого песка, и умение выбрать самое интересное и полезное становится весьма востребованным талантом»
1. Вступительное слово учителя.
За последнее десятилетие нашу планету накрыла волна, по силе, быстроте и продолжительности воздействия во много раз превышающая последствия любого оружия. Что это вы узнаете отгадав загадку.
В нём есть игры и соцсети,Фильмы, почта, курс валют. Есть все новости планеты,В нём танцуют и поют.
29 октября 1969 года родился Интернет. Что такое Интернет? Интернет или «Всемирная паутина» — это объединение компьютеров по всему миру в единую информационную сеть. В настоящее время число пользователей Интернетом превышает 1 млрд. человек. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.
Какую информацию Вы можете почерпнуть в Интернете? (материал для занятий, книги, музыка, фильмы, игры и т.д.)
Всегда ли она полезная? (нет) Просмотр видеоролика https://my.mail.ru/mail/illari.sochi/video/_myvideo/1.html
Итак, тема нашего урока – «Безопасный интернет». Мы постараемся решить одну очень важную проблему, касающуюся одного из наиболее значительных достижений ХХ века. И поможет нам в этом игра «плюс» и «минус»
Так чем же является Интернет для человека: добром или зло?
2 Игра «Плюс» или «Минус»
– Давайте обсудим «плюсы» и «минусы» Интернета.( у учащихся листы с таблицами: вопросы, ответы «Плюс» или «Минус») Объединимся в группы: 1 группа «Плюс» – называет положительные стороны вопроса, 2 группа «Минус» – старается высветлить негативные стороны.
Безграничный объём информации.
Быстрый доступ к информации.
Расширение территориальных границ.
Получение дополнительного образования.
Заработок в сети.
Формирование информационной компетентности, включающей умение работать с информацией: находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать
Сайты-ловушки, спам, вирусы.
недостоверные сведения перемежаются с правдивыми.
Мошенники, маньяки и др.
Неконтролируемая нецензурная лексика.
3. Просмотр видеоролика: «Как обнаружить ложь и остаться правдивым вИнтернете https://yandex.ua/video/preview/?text=%C2%BB%20https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DS9xulXhuKJM&path=wizard&parent-reqid=1634815955716210-9229677511268477635-man1-8456-man-l7-balancer-8080-BAL-7729&wiz_type=vital&filmId=157615267364726037864. Физ. Минутка «Собери рукопожатия».
Участникам предлагается в течение 10 секунд пожать руки как можно большего числа других людей. Обсуждение.- кому сколько человек удалось поприветствовать?- у кого-то возник психологический дискомфорт?Если – да, то чем он был вызван?Анализ ситуации. Общаясь в интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей. В свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать от Ника или рукопожатия? Однако очень важно знать, что есть рядом люди, готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту. Учитель предлагает ответить на главный вопрос урока – «как сделать работу в сети безопасной?»
Систематизация и обобщения имеющихся знаний и изучение нового материала
Мы вспомнили основные плюсы и минусы работы в Интернете, а теперь давайте вспомним основные правила, которых должен придерживаться каждый, чтобы обезопасить себя при работе в сети.
У детей на партах лежат карточки с правилами безопасной работы в Интернете. Дети по группам рассматривают правила и на листах стараются проиллюстрировать их, соседняя группа должна отгадать, какое правило было изображено. Потом дети сами рассказывают о правилах, которые они проиллюстрировали.
Никогда не разглашайте личную информацию. Никогда не указывайте свою личную информацию, например полное имя или город проживания во время общения с помощью мгновенных сообщений или в чатах, если вы полностью не уверены в личности человека, с которым вы общаетесь, лучше придумать псевдоним.
Любой человек в интернете может с легкостью выдавать себя за другую личность. И это несет в себе огромную опасность. Ни в коем случае нельзя встречаться с лично незнакомыми друзьями по переписке, даже если вы давно общаетесь.
Установите антивирус. Антивирусные программы помогут уберечь ваш компьютер от сомнительных файлов, а специальные почтовые фильтры предотвратят попадание спама на электронную почту. Такие программы останавливают вредоносные атаки.
Не открывайте приложенные файлы. Научитесь не открывать вложения, присланные с неизвестных адресов электронной почты: они нередко бывают вирусами.
Интернет-мошенничество. Не кликайте по подозрительным рекламным баннерам, предлагающим мгновенное обогащение или другие нереально выгодные услуги и сервисы. Скорее всего, вас пытаются обмануть.
Интернет-хулиганство. Если на ресурсе (в чате или игре) встретятся хулиганы, которые пишут грубые и неприличные вещи, необходимо сразу отключиться и вернуться позже либо перейти на другой ресурс. Вступать в диалог с ними нельзя.
Интернет-зависимость. Нужно контролировать время провождения за компьютером, ведь он не может заменить реальный мир. Интернет-зависимость схожа с зависимостью от азартных игр. Она также характеризуется потерей ощущения времени, неумением вовремя остановиться, отрывом от реальности, раздражительностью и отчаянием по причине отсутствия возможности выхода в интернет.
1. Защитите свой компьютер:
– регулярно обновляйте операционную систему;
– используйте антивирусную программу;
– применяйте брандмауэр;
– создавайте резервные копии важных файлов;
– будьте осторожны при загрузке содержимого.
2. Защитите себя в Интернет:
– с осторожностью разглашайте личную информацию;
– думайте о том, с кем разговариваете;
– помните, что в Интернет не вся информация надежна и не все пользователи откровенны. Правила относительно электронной почты:
1. Никогда не открывайте подозрительные сообщения или вложения электронной почты, полученные от незнакомых людей. Вместо этого сразу удалите их, выбрав команду в меню сообщений.
2. Никогда не отвечайте на спам.
3. Применяйте фильтр спама поставщика услуг Интернета или программы работы с электронной почтой (при наличии подключения к Интернету).
4. Никогда не пересылайте «письма счастья». Вместо этого сразу удаляйте их.
Учитель. Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми терминами, которые вы, возможно, слышали, но не до конца знали, что они означают.
На столах у вас лежат термины, слова в них спутаны, ваша задача поставить слова в правильном порядке и сложить термин. После этого ребята читают и обсуждают термины, написанные у них на листочках.
ФИШИНГ — это особый вид мошенничества, цель которого — получить какую-либо секретную информацию, например авторизационные данные для выхода в Интернет, информацию о банковских счетах и кредитных картах.
Прежде всего важно понимать, что банки, системы денежных расчетов, почтовые и прочие сервисы и организации никогда не просят коды и пароли, которые они выдали клиентам. Банковские системы и технологии надежны, в них используется система резервирования важной информации, поэтому клиенты не должны верить утверждениям вроде «что-то пропало» или «необходимо что-то проверить». Любая информация о том, что у банка что-то случилось, может повредить его репутации, поэтому банк скроет проблему, а не будет рассказывать о ней. Проблема будет решаться тихо по мере обращения в службу поддержки.
КИБЕРБУЛЛИНГ — подростковый виртуальный террор, анонимное преследование, которое нередко приводит к реальным физическим столкновениям.
Как защитить себя от подобных атак?
Немаловажно научиться не делиться информацией личного характера в сети, не публиковать конфиденциальные данные. Излишняя откровенность в Интернете чревата. При этом важно помнить, что персональные сведения могут стать доступными ненамеренно: используя функции автозаполнения, разрешая приложениям отслеживать местоположение, заполняя графы с указанием адреса и телефона, выподвергаете себя дополнительной опасности.
ФАРМИНГ -это перенаправление автоматически злоумышленниками пользователя Интернета на ложный сайт – правильную копию настоящего банка или сервисного торгового предприятия.
ДРО́ППЕРЫ — семейство вредоносных программ, предназначенных для несанкционированной и скрытой от пользователя установки на компьютер жертвы других вредоносных программ, содержащихся в самом теле дроппера или загружаемых по сети.
Закрепление нового материала
А для того что бы проверить, как вы запомнил
Вопросы к Кроссворду:
1. Фильтр — компьютерная программа, выделяющая из данных только те, которые нужны пользователю.
2. Брандмауэр — это защитный экран между глобальным интернетом и локальной компьютерной сетью организации.
3. Ви́рус — вид вредоносных программ, способных внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы и распространять свои копии по разнообразным каналам связи.
4. Чат — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.
5. Интернет –Всемирная информационная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных компьютеров для обмена информацией.
6. Антивирус – программа, которая находит и уничтожает компьютерные вирусы.
7. Пароль –секретная строка символов, предъявляемая пользователем компьютерной системе для получения доступа к данным и программам.
8. Спам – незапрашиваемые сообщения электронной почты, содержание которых может быть вредоносным и (или) мошенническим.
Итак, все угрозы в сети можно условно разделить на три группы.
Перваяобъединяет угрозы, связанные с общением в Интернете, — это виртуальный террор, пропаганда жестокости, экстремизма и нетерпимости, сетевая педофилия, контакты с сетевыми мошенниками, «киберсуицид» или согласованные самоубийства и прочее.
Вторая — нежелательный контент. К сожалению, он так многообразен, а порой чудовищен, что ограничение доступа к информации подобного рода принесло бы взрослым не меньшую пользу.
И хотя Интернет это безграничное море возможностей, нужно не забывать, что он таит и много опасностей, поэтому нужно соблюдать все правила безопасной роботы в сети.
Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.
Оценка учащимися занятия
Список используемой литературы
1. Блинков И. А.: Безопасность детей и молодежи в сети Интернет.
2. Брошюра «Безопасность детей в Интернете» изд. Microsoft.
Используемые материалы и Интернет-ресурсы