искусственный путь

Павел Викторович Карташов

Эксперт по предмету «Логистика»

Единая транспортная система – это совокупность всех видов транспорта, которые взаимосвязаны друг с другом и совместно удовлетворяют социально-экономические потребности страны в грузовых и пассажирских перевозках.

, -ая, -ое; -вен, -венна, -венно. только полн. ф. Сделанный наподобие настоящего, природного. Искусственное волокно. Искусственные зубы. Искусственное орошение. Искусственное освещение.

Все значения слова «искусственный»

, -и́, м. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы; дорога. Проложить новый путь.

Все значения слова «путь»

Пути сообщения как основа единой транспортной системы

В современном мире большое значение имеет функционирование единой транспортной системы. Она представляет собой совокупность всех видов транспорта, которые связаны между собой экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми отношениями и совместно обеспечивают удовлетворение потребностей членов общества в грузовых и пассажирских перевозках.

В качестве основы единой транспортной системы выступает сеть путей сообщения – автодорожных, железнодорожных, водных, воздушных, трубопроводных. Как правило, подавляющая часть путей сообщений сегодня представлена автомобильным и воздушным транспортом.

Пути сообщения – это часть транспортной системы, по которой движутся транспортные средства. Обычно выделяют следующие три вида путей сообщений:

Для того чтобы обеспечить осуществление перевозок по путям сообщений общего пользования, требуется наличие и эксплуатация специальных сооружений. Речь идет про порты, вокзалы, станции, склады, которые называются терминалами. Эти сооружения являются местом перевалки грузов из подвижного состава одного вида транспорта в подвижной состав другого вида транспорта, а также местом организации перевозки пассажиров.

«Единая транспортная система» 👇

Главное меню

Физические компоненты транспорта: путь

Люди скоро поняли, что поскольку естественные водные пути находятся в их распоряжении, полезность этих путей сообщения может быть улучшена искусственно. Поначалу такое улучшение состояло в удалении порогов и препятствий укреплении берегов, где обрушения создавали угрозу навигации, и таком проведении дноуглубительных работ, которое могло быть выполнено вручную или с помощью простейших землечерпалок. Затем, по мере роста инженерных возможностей человека, масштабы усовершенствований резко увеличились. Там, где прежде скалы делали тщетными попытки углубить дно, для достижения желаемого результата теперь можно воспользоваться взрывами. Появилась возможность искусственно укреплять берега; удерживать реку в заданных границах, увеличивая глубину и скорость течения, и использовать ее «самоочищающую» способность. Наконец, стало возможным убрать трудные повороты и в необходимых местах выполнить крупные инженерные работы по изменению естественных русл рек.

То, что средневековые люди называли дорогами, мы называем следами, т. е. неулучшенными естественными путями через территории, допускающие довольно простое продвижение. С увеличением потребности в более эффективном наземном транспорте по мере роста эффективности экономики потребовалось улучшить эти естественные пути сообщения. Значительное улучшение можно было обеспечить простым устранением препятствий, таких, как камни, упавшие деревья, заполнением углублений и устройством водоотвода на болотистых участках. Дальнейшее улучшение достигается укладкой щебня и устройством кюветов с обеих сторон проезжей части для улучшения водоотвода. Это был способ улучшения внегородских дорог в развитых странах, практиковавшийся до недавнего времени. Его применяют в качестве основного при улучшении дорожного полотна во многих странах мира и в настоящее время. Но массы, скорости и объемы современного автомобильного транспорта нуждаются в дорогах, отвечающих более высоким требованиям, что может быть обеспечено только специальным строительством.

Поиск по сайту

Современные автомобильные дороги в дискуссиях об искусственных путях сообщения часто низводят до второстепенных, поскольку эти дороги мы знаем так давно, что складывается впечатление, будто большинство из них являются естественными путями сообщения, улучшенными человеком. Однако большинство дорог являются плодом труда инженеров. Автомобильный транспорт во многих странах достиг своего положения наиболее важного вида внутреннего транспорта именно из-за универсальности автомобильных дорог. Существует очень мало мест, недоступных для автомобильных дорог.

Различие между естественными путями сообщения, не требующими затрат на создание и текущее содержание, и улучшенными дорогами, требующими крупных капитальных вложений, очень велико. Поскольку затраты на сооружение и текущее содержание естественных путей сообщения отсутствуют, они должны быть доступны для всех. Никаких экономических обоснований для ограничений пользования такими путями сообщения не существует, хотя политические или сиюминутные могут быть. В отношении искусственных или улучшенных вопрос о «свободном» пользовании даже не возникает. Поскольку транспортное предприятие или общество в целом понесло затраты на создание и текущее содержание пути сообщения (железной дороги или канала в случае отдельного предприятия или большинства автомобильных дорог — общество в целом), эти затраты в конце концов должны быть возмещены. Вообще говоря, предприятиявладельцы железных дорог и каналов возмешают свои затраты непосредственно за счет пошлин и сборов, получаемых с пользователей. Если уровень доходов недостаточен для возмещения понесенных затрат, необходимы государственные дотации, финансируемые за счет налогов. С другой стороны, автомобильные дороги, кроме некоторых платных магистралей, финансируются частично за счет специальных налогов на автовладельцев и частично — из общих налогов общества в целом. Средства, которые общество выделяет на создание и содержание путей сообщения, должны быть тщательно сбалансированы с доходами, получаемыми обществом от вида транспорта, для которого они предназначены. Если доходы, получаемые от путей сообщения для какоголибо вида транспорта, меньше, чем доходы от другого вида транспорта, то преобладающая часть общественных затрат должна быть направлена на тот вид транспорта, который наиболее рентабелен. Если же это не сделано, сторонники одного вида транспорта могут заявить, что избранные представители общества (например, правительство) несправедливо отдают предпочтение одному виду транспорта в ущерб другим и обществу в целом. Определить обоснованность таких заявлений непростое дело, даже пытаясь количественно оценить преимущества наиболее сложного процесса. В данном случае понятие «преимущество» обозначает нечто более широкое, чем просто денежный доход на вложенный капитал, и может распространяться даже на уровень жизни как таковой.

Воздушная среда и море являются примерами, которые приходят на ум для характеристики этой категории, но в ее состав входят не только эти среды. Судоходные реки были главными путями сообщения за много веков до появления автомобильного транспорта и железных дорог. Многие из них до сих пор служат людям. Большие водные пространства почти всегда служили коммерческим целям как пути сообщения, например, Женевское озеро и Великие озера в Северной Америке. Значение этих внутренних водоемов и путей для развития цивилизации можно увидеть, бросив взгляд на карту, отражающую местоположение больших и малых городов два-три века назад.

Города и поселения различного масштаба развивались на берегах внутренних водоемов и рек, потому что это были единственные места на путях сообщения, способствовавших концентрации населения. Во всем мире есть обширные пространства земли, по которым соответствующим образом устроенные транспортные средства могут передвигаться достаточно легко. Хорошими примерами местностей этого типа являются пустыни и степи, где в течение столетий естественная поверхность земли использовалась рассеянным по территории населением в качестве путей сообщения. Освоение естественных ресурсов в этих районах, связи возросшего населения и образование городов и населенных пунктов потребовали создания искусственных путей сообщения, которые лучше удовлетворяли бы нужды района. В некоторых регионах мира большие площади болот и луговин оставались неосвоенными до последних десятилетий. Создание специализированного подвижного состава, такого, как болотоходы и в последнее время — транспорт на воздушной подушке, позволило экономически рационально освоить эти территории в районах, где другие земли дефицитны. В прошлом столетии стоимость создания искусственных путей сообщения была столь несоразмерна получаемому экономическому эффекту, что требовалось создавать транспортные средства, пригодные для движения по естественным путям сообщения, а не приспосабливать искусственные пути сообщения для движения существующих транспортных средств. Примерами являются «снегоходы», использовавшиеся в условиях арктической тундры, широкие гусеничные тракторы, распределяющие вес транспортного средства на поверхности снега. По мере роста потребности в землях менее трудные районы дренировали и создавали искусственные пути сообщения для ускорения освоения земель. Вместе с экономической активностью росли и потребности в эффективном транспорте. По мнению клиентуры, это означало низкие затраты, высокую скорость и надежность. В приведенных примерах естественные пути сообщения перестали удовлетворять требованиям, предъявляемым к эффективному транспорту. Появилась необходимость или улучшить существующие естественные пути сообщения, или создать полностью искусственные пути.

Глава IV . Искусственные
водные пути.

К искусственным водным путям относятся водохранилища,
каналы и шлюзованные реки.

§ 12. Водохранилища.

Водохранилища представляют собой искусственные озера, образованные от
подпора воды плотинами. По внешнему виду водохранилища сходны с озерами,
но отличаются от них по судоходным и гидрометеорологическим условиям,
равно как и от рек, в пойме которых они образовались.

Для
водохранилищ характерно изменение рельефа дна, в прошлом речного, и
затопленной речной поймы. Чередование глубоких и мелких мест меняется
довольно часто и беспорядочно, отчего изменяется положение судоходных
трасс.

В прибрежных районах за счет разрушения берегов от волнения
изменяется рельеф, что наиболее характерно для мест, где происходят
большие колебания уровней воды, сильные волнения, а дно и берега легко
размываемы.

Некоторые
водохранилища имеют свои особенности. Например, Рыбинское водохранилище
имеет торфянистое дно, поэтому там часто всплывает торф огромными
плавучими островами площадью до 100 га и толщиной слоя торфа до
6 м. Эти торфяные острова выносятся на
фарватер и затрудняют
судоходство.

Наиболее
глубокие участки водохранилищ находятся ближе к плотинам, там плавание
проходит как по основному фарватеру, так и вне его.

На верхних по
течению участках водохранилищ транспортное судоходство вне фарватера
обычно отсутствует, так как глубина там мала и резко колеблется в
зависимости от изменения уровня водохранилища (из-за сброса воды через
плотину).

Поэтому, несмотря на огромные площади водохранилищ,
судоходство на них осуществляется только по основным судоходным трассам.
Прежде чем сойти с основной трассы водохранилища, нужно быть уверенным,
что во время плавания вне ее не произойдет понижения горизонта воды,
которое может вызвать обсыхание судна.

Хотя водохранилища по
размерам приближаются к большим озерам, ветровой и особенно волновой
режимы на них не похожи ни на озерные, ни на морские. Высота волн на
отдельных водохранилищах может быть особенно большой (см. § 35 «Волновой
режим»).

Ориентирование местоположения судна и выбор курса на водохранилищах во
многом отличны от принятых в речных и озерных естественных условиях.

Суда идут по определенным, заранее подготовленным по глубине и ширине
трассам, которые, как правило, проходят на большом удалении от берега.
Если трасса в какой-то части проходит у берегов, условия плавания
приближаются к речным.

Отдаленность трасс от
берегов часто делает невозможным ориентирование и контроль за движением
судна по береговым ориентирам. Это особенно касается маломерных судов,
так как дальность видимости с них небольшая.

Поэтому при проводке судов
по водохранилищу нужно уметь определять местоположение судна и
осуществлять контроль за курсом по карте и компасу, т. е. применять
штурманский метод судовождения.

На картах водохранилищ
обычно даются рекомендованные, заранее проложенные курсы. Штурманский
метод судовождения необходимо применять повседневно для контроля
местоположения судна, так как плавучая обстановка может быть смещена со
своих штатных мест. Осенью и весной, когда навигационное оборудование
трасс водохранилищ еще не выставлено, плавание возможно только по
компасу и карте.

Следует всегда помнить, что
на водохранилищах имеются специальные порты-убежища, в которые уходят
суда с трасс во время шторма или перед ним, при неблагоприятных
прогнозах. Места нахождения портов-убежищ должны быть заранее известны
судоводителям-любителям.

Кроме описанных выше
больших водоxpaнилищ разряда О, есть малые водохранилища
разряда Р, где условия плавания и ориентирования не отличаются
от речных.

§ 13. Каналы.

Судоходным каналом
называется гидротехническое сооружение с искусственно созданным
судоходным руслом для связи рек, озер, водохранилищ и морей. Судоходные
каналы могут быть соединительные, подходные и обходные, а также
шлюзованные и открытые нешлюзованные.

Соединительные каналы связывают обычно бассейны двух различных морей,
рек или озер. Например, Волго-Донской канал имени Ленина соединяет реки
Волгу и Дон, Беломорско-Балтийский канал — Белое море с Балтийским,
канал имени Москвы — реку Волгу с Москвой-рекой.

Подходные каналы
обеспечивают подход судам с основного судоходного фарватера моря, озера,
реки к причалам населенных пунктов и предприятий.

Обходные каналы
предназначены для обхода озер и рек, в которых плавание затруднено из-за
частых штормов, порогов и т. п. Так, существуют каналы в обход порогов
Дуная, Приладожский и Прионежский каналы и др.

Шлюзованные каналы
соединяют водные бассейны с разными горизонтами воды, поэтому на канале
делаются судоходные шлюзы. К шлюзованным каналам относится большинство
каналов внутренних водных путей СССР.

Открытые нешлюзованные
каналы соединяют водные бассейны с одинаковыми уровнями воды. Чаще всего
это морские каналы.

Большинство открытых
каналов проложено по естественным глубинам, например, Архангельский,
Херсонский, Волго-Каспийский, Днепро-Бугский морской канал на подходах к
Николаеву на Буге и т. д.

Некоторые открытые каналы
по всей длине или на отдельных участках ограждены искусственными
насыпями — дамбами, например, Ленинградский, Калининградский и
Ждановский каналы. На последних двух каналах дамбы устроены только с
одной стороны. Поперечное сечение каналов может быть разнообразным:
трапециевидным, ложбинообразным и т. п.

Обычно ширина судоходных
каналов рассчитана на двустороннее движение по ним, но в отдельных
местах, в частности на поворотах, каналы могут иметь ширину большую, чем
основные прямые участки.

Ограниченная ширина делает
управление судном на канале близким к речному. Управление судном на
шлюзованных каналах осложняется не только стесненностью судового хода,
но значительным числом гидротехнических сооружений и выложенных камнем
откосов.

Плавание маломерных судов
по шлюзованным каналам с большим и оживленным судоходством осложняется
возможностью присасывания этих судов к другим, большим по водоизмещению,
при расхождении (см. § 47, 48). Кроме того, волна, образованная крупными
и быстроходными судами, отраженная от каменных берегов каналов, создает
толчею и легко сбивает малое судно с курса.

Составы на изгибах канала и
на прямых участках при ветре идут так, что начало состава находится у
одного берега, а окончание толкаемого состава у противоположного.
Обогнать такой буксирный состав в канале часто невозможно в течение
продолжительного времени. На каналах особенно сильно ощутим даже
небольшой ветер, который затрудняет расхождение судов при встрече и
обгоне.

Рис. 30. Общая схема шлюза и подхода к нему: 1 — река; 2
—правый берег; 3 — левый берег; 4 — плотина; 5 — камера шлюза;
6 — верхняя голова шлюза; 7 — нижняя голова шлюза; 8—верхний
подходный канал; 9 — нижний подходный канал; 10—верхние
ворота; 11— нижние ворота; 12 — шкафная ниша для помещения
створок открытых ворот; 13 — короткая водопроводная галерея для
наполнения камеры шлюза; 13а — водопроводная галерея для
опорожнения камеры шлюза; 14 — затвор водопроводной галереи;
15—стенки камеры шлюза; 16— верхние направляющие
палы-эстакады; 17 — нижние направляющие палы-эстакады; 18—верхнее
разделительное сооружение; 19 — нижнее разделительное
сооружение; 20—белый бакен; 21 — знак «Сигнал»; 22
— семафор или светофор дальнего действия; 23 двухзначные
светофоры, разрешающие или запрещающие выход из камеры; 24 —
ограничительные огни на подходах к шлюзу; 25 — стоповые огни на
стенках камеры шлюза; 26 — огни на створках ворот шлюза

Если канал относится к
внутренним водным путям, то выставляется судоходная обстановка для
искусственных водных путей; если канал морской, выставляется морское
навигационное оборудование.

§ 14. Шлюзы.

Шлюз — гидротехническое
сооружение, представляющее собой камеру для перемещения судов с одного
повышенного уровня воды — бьефа — выше шлюза (плотины) на другой, более
низкий уровень воды ниже шлюза или, наоборот, с нижнего бьефа на
верхний.

Шлюзы строятся на реках в
гидротехническом комплексе, называемом гидроузлом, в который, кроме
шлюза, входят: плотины, подходные к шлюзу деривационные каналы, дамбы,
причальные стенки для ожидания шлюзования судов и пр. Шлюзы строятся
также и на каналах.

В
зависимости от числа камер шлюзы бывают однокамерные (наиболее
распространенные), двухкамерные и т. д. Для одновременного двустороннего
прохода шлюзов предназначены параллельные шлюзы — «в две нитки».

Шлюз состоит
из верхней и нижней головы камеры, самой камеры и подходных каналов
(рис. 30).

Головы шлюза
объединяют в себе наиболее массивные устройства у стен сооружения на
концах камеры. В головах шлюза располагаются ворота и ниши в стенах для
убирания ворот — шкафные части шлюза, а также водопроводные системы для
наполнения и опорожнения камеры.

Ворота шлюза могут быть в виде створок,
сегментные и опускные (опускаются вниз), а также плоские. Уступ для
шлюза под водой, в который упираются закрытые ворота, называется
порогом, или королем.

Камера шлюза
— это бассейн между головами шлюза, где судно перемещается по вертикали
с одного бьефа на другой. Камеры шлюзов в плане могут быть длиной до 300
м и шириной до 30 м.

Подходные
или деривационные каналы служат для подхода судов к шлюзу и ожидания
шлюзования.

Для
закрепления швартовых тросов, подаваемых с судов, камера шлюза
оборудована специальными швартовыми устройствами. К ним относятся
причальные тумбы, неподвижные крюки и рымы, плавучие рымы и крюки.

Виды транспорта в единой транспортной системе

Одним из принципов функционирования единой транспортной системы является использование различных видов транспорта в комбинации на основе технологического взаимодействия. Тем самым, общая структура перевозок формируется из участия каждого вида транспорта. На него приходится определенная доля, чья величина зависит от спроса на перевозки, качества, надежности и регулярности.

Нельзя признать полностью монопольным какой-либо вид транспорта. Это объясняется тем фактом, что в определенных пунктах происходит стык одного вида транспорта с другими, которые продолжают транспортировку до оговоренного места прибытия.

Каждый вид транспорта имеет свою сферу эффективного использования. Разнообразие видов транспорта вызвано большой площадью охватываемой территории, разнообразием ландшафтов, множеством труднодоступных, удаленных регионов и действием других причин.

Состав единой транспортной системы представлен следующими видами транспорта:

Отдельного упоминания заслуживает промышленный транспорт. Он предназначен для обслуживания производственного процесса того предприятия, на балансе которого состоит. Промышленный транспорт осуществляет перевозки по территории предприятий, внутри цехов и между ними. Кроме того, с помощью промышленного транспорта производство связано с магистральными видами транспорта, благодаря чему осуществляется ввоз и вывоз материальных ресурсов и изготовленных товаров.

Условия для эффективного развития промышленности еще создаются транспортом энергии и информации. В частности, информация активно используется для организации перевозок, установления связей между отраслями экономики и обеспечения обороноспособности государства.

Важную роль в современном обществе играет городской транспорт. Он осуществляет транспортное обслуживание городского населения путем перевозки жителей и гостей города к жилым домам, местам работы, отдыха и т. п. Городской транспорт еще занимается перевозками грузов, которые необходимы для жизнедеятельности людей.

Значение словосочетания «искусственный путь»


ИСКУССТВЕННЫЙ ПУТЬ

Значение словосочетания не найдено.

Значение слова «искусственный»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: антагонистичность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «искусственный»

Единая транспортная система выполняет ряд общественно значимых функций. Так, с точки зрения государственного значения транспортная система объединяет области, края, государства, создает международные связи. Экономическая роль единой транспортной системы проявляется в удовлетворении потребностей народного хозяйства в перевозках ресурсов и готовой продукции, в коммерческом оказании транспортных услуг.

Социальное назначение единой транспортной системы состоит в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей. Ее культурное значение заключается в возможности распространения с помощью транспорта эстетических ценностей. Сам транспорт также является элементом культуры.

Единая транспортная система имеет важна в вопросах обеспечения обороны страны, поскольку она обеспечивает быструю передислокацию населения, войск, производства. Потребность в постоянном совершенствовании транспортной системы вынуждает науку решать новые задачи, что обуславливает развитие науки.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Разбор по составу словосочетания «искусственный путь»


ИСКУССТВЕННЫЙ ПУТЬ

Вы ввели в поиск словосочетание. Ниже представлены ссылки на подробные разборы
отдельных слов, входящих в его состав.

Разбор по составу слова «искусственный»

Вопрос: раз за разом — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Про урокцифры:  НОМЕРА УРОКОВ ГЕРМАНА ГРЕФА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАРТАПАХ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *