из чего делаются песни

С чего же начать – и откуда брать вдохновение?

На самом деле все очень просто. Вдохновение – это не что-то неуловимое и магическое. Оно посещает любого человека в течение дня несколько раз. Самое главное – не дать себе упустить идею и записать пришедшие в голову строки (или историю, эмоцию). Например, это может быть услышанная краем уха история из общественного транспорта, или приснившийся сон, прочитанная новость в газете, и часто – эмоциональное событие в вашей личной жизни.

Если вы любите музыку, поете или играете, наверняка вам приходила в голову идея – что если написать песню самому? Написание песен замечательно подходит для тех, кто ищет творческого самовыражения и чего-то вдохновляющего в жизни. Именно поэтому психологи рекомендуют всем людям заниматься творчеством – выражать себя, проявляться, отводить душу. А еще – песня это незабываемый подарок, например для любимого человека.

Сегодня поговорим о том, как же можно написать песню самому в домашних условиях, не имея музыкального образования, и не обладая абсолютно никаким опытом.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Сегодня поговорим о том, как написать мелодию на текст песни

Если Вы предпочитаете сочинять песню исходя из готового текста, то возможно для Вас большую проблему составляет создание мелодии и аккордового сопровождения для Ваших текстов.

Многие в этом случае ищут соавторов и работают в паре. Однако Вы можете самостоятельно написать отличные мелодии для Ваших текстов, если будете следовать рекомендациям о которых мы поговорим ниже.

Особенность написания мелодии из текста является то, что в этом случае мелодия имеет первостепенно значение, в отличие от аккордовой последовательности. Это объясняется тем, что как правило в хорошем тексте уже заложены яркие образы, которые необходимо подчеркнуть именно в мелодическом движении.

Про урокцифры:  ДЕВОЧКА С УЧЕБНИКОМ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ И ЛЮДИ В ЧЕРНОМ MEN IN BLACK

Для начала Вы можете создать схематичную прогрессию аккордов, а в последствии Вы можете ее поменять. Но на первом этапе это хороший инструмент для работы над мелодией.

Возьмите любую базовую прогрессию и начинайте.

1. Прочитайте текст вслух несколько раз.

Попробуйте варьировать темпы — быстрый, средний, медленный. Прочувствуйте ритм вашего стиха. Он может дать вам импульс для построения фразировки. Очень часто внутри текста уже заложенное определенное ритмическое движение и прообраз фразировки, не стоит ими пренебрегать.

2. Оцените эмоциональный посыл каждой строчки по 10 бальной шкале.

Простое описание может быть оценено в 1 или 2 балла. Яркие фразы и образы — например — я кричу, но ты не слышишь в 9 или даже 10 баллов. Это даст вам более ясное понимание того, какие художественные средства необходимы для подчеркивания текста мелодией. Здесь нужно учитывать базовые правила написания текстов и помнить о том, что мелодия и в целом аранжировка должна помогать тексту и уж точно не противоречить ему.

3. Для каждой части песни напишите 2-3 слова которые характеризуют ее наиболее четко и ясно.

Это те слова, которые привлекут внимание аудитории при прослушивании вашей песни. Они должны емко, четко и лаконично показывать идею, суть куплета или припева.

4. Найдите кульминацию каждой части текста. Это должно быть одно слово.

Кульминация текста поможет вам при построении кульминации в мелодии.

5. Перейдите к музыке.

Играйте первый аккорд из прогрессии и пойте приму аккорда. ( Для С мажора С для A минора A и т. д.). Попробуйте изменить лад. На данном этапе ваше задача найти нужный ритм, поэтому интонации могут быть максимально простыми.

6. Начните читать ваш текст на этой ноте.

Акцентируйте важные слова более долгими длительностями. Поймаете нужный ритм стихотворения и перенесите его в мелодию

7. Теперь попробуйте сыграть прогрессию и изменять ноту в мелодии в зависимости от аккорда.

Здесь можно положиться на слух. Придерживайтесь выбранного ритма. Экспериментируйте с длинной аккордов и их сменой

8. Обозначьте эмоциональный посыл.

Пойте мелодию под выбранную прогрессию используя схему:Для строчек с баллам 1-3 используйте тонику в мелодии, для строчек 3-5 терцию, для 7-8 квинту, а для 9-10 высокую тонику

9. Создайте скачки на словах отмеченных в пункте 3.

Просто позвольте мелодии двигаться более широко именно на этих словах

Самая высокая нота должна приходиться на слово из пункта 4. Подойдите к нему плавно либо ярким скачком

Что даст Вам такой подход?

В первую очередь генерацию идей. Если Вы не знаете с чего начать идите по этим 10 шагам и возможно Вы начнете чувствовать мелодию, слушать ее и дальнейшие действия уже не пригодятся.

В любом случае, следуя этой схеме Вы получите какой-то эскиз, с которым можно будет работать дальше. Вы можете изменить прогрессию, проработать мелодию и ее интонации, сделать развитие и т. д.

Помните, что лучшее творчество это использование ограничений.

Это работает в любом аспекте создания песен.

Что такое аранжировка

Разбираем один из ключевых элементов создания песни.

Иллюстрация: Racool_studio / freepik / kjpargeter / Freepik / Alejandro Morelos / made by morro / Danist Soh / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Из этого текста вы узнаете:

Аранжировка — это создание финальной версии музыкальной композиции. На этом этапе песня/музыка переходит от сырой демоверсии к готовой записи, при этом она может совершенно потерять свой первоначальный вид.

Аранжировкой могут заниматься сами авторы песни, но часто, особенно в поп-музыке, эта функция отведена отдельному специалисту — аранжировщику.

Обычно аранжировщик получает демоверсию песни, в которой вокал записан финально, а вот музыка находится в черновой форме — чаще всего это достаточно примитивный аккомпанемент на гитаре или фортепиано. Аранжировщик должен решить, какая музыка лучше всего подойдёт для этого материала.

Исходя из своего видения он может изменить музыку как угодно: дописать партии для ритмических инструментов (барабаны, бас) или мелодии для солирующих (гитара, фортепиано), добавить вступление и 

Подбирая новые инструменты и настраивая их гармоничное сочетание между собой, аранжировщик, конечно, учитывает пожелания автора, если они есть. При этом простор для творчества у аранжировщика действительно велик.

Аранжировщик знает, как изменить материал под те задачи, которые должна выполнять готовая песня. Поэтому он может:

Демо можно изменять по-разному. Музыканты также используют инструментовку, оркестровку и ремикс. От них аранжировка отличается степенью свободы. Цель аранжировщика — любыми средствами привести песню к идеальной форме, поэтому он может изменять гармонию или писать новые мелодические линии. Если же исходный материал уже устраивает всех, то можно попробовать менее масштабные модификации:

Хорошая аранжировка должна не только цеплять и соответствовать идее песни. Аранжировщик должен соблюсти баланс и выдать максимальное качество записи. Без этого могут возникнуть сложности на дальнейших этапах работы — при сведении, мастеринге.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Приведём пример типичной ошибки. Аранжировщик слишком увлёкся экспериментами с инструментами и забыл о важности вокала в определённых местах песни. Там, где, как предполагалось, голос будет звучать на первом плане и заставлять слушателей подпевать, зазвучали яркие партии гитар или синтезаторов и забрали всё внимание на себя.

Чтобы избежать такой ошибки, аранжировщик может выбрать более высокий или низкий диапазон для инструментов, уменьшить их громкость или вообще их убрать.

Классический вариант — записать партии инструментов на нотные листы. Для этого нужно иметь не только музыкальное образование, но и опыт работы с музыкальными ансамблями. Без этого будет тяжело разобраться в том, как звучит каждый инструмент.

Но сейчас некоторые аранжировщики, особенно в поп-музыке, работают только при помощи профессионального софта: программы вроде Cubase, Ableton и Logic Pro позволяют полностью подготовить песню к записи без участия музыкантов.

Ну и есть, конечно, читерский способ, который сейчас проникает во все сферы общества и культуры, — нейросети. С их помощью можно создать музыку с нуля (например, по текстовому описанию), имитировать стиль определённого исполнителя или дописать проблемную часть песни: партию баса или ударных, бридж или припев.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Написание песен для многих процесс напоминающий магию. Когда известных хитмейкеров спрашивают о том, как они пишут песни, то чаще всего они говорят о музе, вдохновении и прочих неосознаваемых вещах.

Но скажите – Вам как автору песен ведь хочется узнать конкретно – что, как, почему, куда и т.д.? Вопросов много, а ответов нет.

Создание песен, как и любое другое творчество – это процесс, который можно рассмотреть с двух сторон – со стороны духовности и со стороны мастерства (ремесленничества). Как известно, слагаемые любого гениального произведения искусства – это 50% вдохновения и 50% работы. ( Хотя для современного мира ближе формула 5% вдохновения и 95% работа). Поэтому знания и навыки просто необходимы тому, кто хочет писать песни (а тем более продавать их). Насколько сознательно Вы подходите к созданию песни? Думаете ли Вы над тем, как ее улучшить, придать ей хитовости и т.д.

Давайте рассмотрим  компоненты, из которых складывается любая хитовая песня.

Посмотрим более подробно на каждый из этих пунктов

Очень часто название песни придумывается перед концертом, после записи альбома, перед выпуском CD и т.д.

Это очень большая ошибка. Название песни – это то же самое, что и Ваше имя. Представьте родителей, которые дают ребенку имя только тогда, когда его уже пора отправлять в школу 🙂

Название должно запоминаться и привлекать внимание. Для хитовой песни просто жизненно важно иметь уникальное название, которое может стать нарицательным.

Это то, что в маркетинге называется владеть словом.

Например, выхода нет, группа крови, вечно молодой – это словосочетания, ассоциируемые с песнями. Как понятно из примеров, название должно повторяться в песне и быть основой припева.

2. 90% современных песен написаны на заранее сочиненную гармонию.

Что это значит?

Это значит, что большая часть последовательностей уже настолько заезжена, что достаточно взять три-четыре аккорда и слушатель будет чувствовать, что Ваша песня ему уже знакома. С другой сторону такой подход нивелирует уникальность мелодии и приводит к самоповторяемости. Сколько песен написано на последовательность C-Dm-F-G?

Их десятки тысяч и выделиться из этой массы очень сложно. А сколько песен использует последовательность Am-F#m?

Я знаю только одну – это песня Doors Light My Fire.

Как видите, необычные сочетания позволяют мгновенно выделиться. Однако нужно использовать нестандартные обороты в сочетании с привычными слушателю, так Вы сохраните нужный баланс. Очень важно накапливать багаж аккордовых последовательностей и постоянно искать новые сочетания.

Так Вы будете всегда иметь в своем активе материал для создания хитов.

Мелодия это основа любой песни. Для хитовых мелодий характерна опора на повторения, постепенное расширение диапазона, контраст между куплетом и припевом, акцентирование тоники в припеве, активное использование хука (которого может не быть в других жанрах музыки).

Очень важную роль играет выбор опорных нот.

Многие авторы попадают в ловушку одних и тех же ступеней, поскольку не анализируют свои мелодии и не выписывают их в нотах.

Даже известные авторы грешат этим.

Проанализируйте Ваши мелодии – если Вы используете много устойчивых ступеней (1, 3, 5), то возможно Вам нужно поискать новые интонаций в области неустойчивых. Также можно проникнуть в область хроматики, где скрыты безграничные возможности (хроматических хит всех времен Полет Шмеля).

Также интересный пример хроматических ходов можно найти в песне Рианны Breakin’ Dishes


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Анализируйте чужие мелодии и используете полученные знания в своём творчестве.

Это короткая мелодическая, ритмическая фраза, текстовая фраза, которая является ядром песни и которую слушатель может пропеть после прослушивания песни. Это то, что крутиться в голове (hook –ловушка)

Основным условием для хука является его протяженность – чем короче, тем лучше. Короткий хук может быть возгласом (как в песне Blur song 2). Более длинный хук может быть 4х тактовой мелодией заменяющей припев. Эффектно звучат различного рода распевания на слогах (на-на-на, па-па-па и т.д.)

Пример полиритмичного хука(Till The World Ends):

Хуки могут сочетаться. Идеально, когда сочетаются инструментальный, вокальный и текстовый хук.

Ритм важнейший элемент хита. Найдите удачный бит, и Ваша песня обречена на успех. В плане ритмики большая часть хитов опирается на остинатность, повторяемость и использование коротких синкопированных фигур. Используйте противопоставление ровного ритма и синкопированного для усиления контраста. Важную роль играет не только ритмика мелодии, но и ее сопоставление с ритмом текста.

Типичный пример песни построенной на ритмической организации Smooth Criminal. Весь куплет построен на трех нотах,восходящем движении минорной гаммы


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Хорошие  тексты содержат запоминаемые фразы. Однако главная трудность песенных текстов – это изложение простыми словами оригинальных идей. Старайтесь избегать банальных и заезженных фраз и слов таких как:

моя девочка, синие джинсы, навсегда, тело ,фантазия ,реальность ,сердце стучит, как горе, режет по сердцу ,в сердце рана ,на сердце рана ,ветер перемен ,всю ночь напролет ,ангел ,детка ,огонь ,желание ,пусть они говорят ,отпусти меня ,с самого начала ,на улице ,стоя под дождем ,остановить время ,сияет, как солнце ,идти по грани(краю) ,не выходит из головы ,я почти сошел с ума, это все внутри меня, небо над головой, глубоко внутри

и других такого же плана.

В целом же большинство хитов содержат простой текст, который легко запоминается. При том рифма, как таковая, не является обязательным элементом песни

Даже если Вы не будете принимать участие в создании готового продукта умение показать песню в готовом виде – это большое преимущество. Правильно сделанная аранжировка подчеркнет уникальность песни и может также содержать хуки. Важно, чтобы аранжировка не “убила” замысел песни и не мешала слушателю наслаждаться мелодией и текстом.

Эта область работы звукорежиссеров и я не рекомендую Вам самостоятельно этим заниматься, даже если Вы профессиональный звукорежиссер. На этом этапе важно отдалиться и позволить песне жить своей жизнью.

9. Маркетинг и продюсирование

Итак, какие выводы можно сделать?

Существуют определённые приемы, с помощью которых Вы можете улучшить песни и превратить их в хиты. Главное искать эти приемы в окружающей музыке и использовать в своем творчестве. Как это не банально звучит – но нет никаких секретов. Любая хорошо сделанная песня может стать хитом (главное не забудьте добавить в нее hook 🙂 ).

6 курсов в одном для автора песен

Долгое время я размышлял, чем бы таким из личного опыта, я мог бы поделиться с другими пикабушниками. И тут я вспомнил, что уже не первый год занимаюсь написанием песен. Учить писать музыку вне рамок личной встречи дело сугубо бесполезное, но зато можно поделиться некоторыми лайвхаками по написанию к этой самой музыке текстов.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

С текстом для песни такая хохма не пройдёт, о чём ниже. В любом случае, если вы собрали группу из числа одноклассников, студентов универа или просто приятелей; либо же группа у вас уже есть, но вам надоело играть чужое и вы решили поработать над собственным материалом, следует из числа её участников (как вариант среди знакомых, которые сами на сцену вылезать стесняются, но согласны помочь) выбрать самого начитанного, опыт в рифмоплётстве приветствуется, но не обязателен, как по вышеуказанным причинам, так и по тому о чём я напишу прямо сейчас.

Итак, именно ты из числа участников группы (и их знакомых) самый начитанный и умеющий складно выдумывать. Теперь тебе необходимо научиться писать нечто с очень чёткой внутренней ритмикой, при этом состоящее из как можно более ёмких при этом коротких фраз, поскольку вся современная музыка родом из англоговорящих стран чей язык фонетически очень короткий т.е. большинство слов имеет два три слога и вот на такой формат тебе стоит в идеале ориентироваться.

Далее я напишу основные отличия песенных текстов от высокой поэзии:1) О ритмике я уже говорил и можешь сам проверить, если то или иное поэтическое произведение ты можешь прочитать, так, как сочтёшь нужным, то при прочтении вслух текстов Шевчука. Кинчева, Ильи Чёрта, Горшка (выбери сам) тебе потребуются не имоверные усилия, чтобы читать вне заложенного в них внутреннего ритма т.е. читая текст вслух ты по сути поёшь, но без мелодии.

2) Во что бы то ни стало избегай более двух гласных или согласных подряд, иначе при пропевании начнётся каша (особенно если вы с приятелями играете мазафаку и текст у вас идёт скороговоркой) в идеале (почти не возможном) все слова в строке должны чередовать гласные и согласные звуки. При сочетании же двух гласных или согласных, ни в коем случае это не должны быть одинаковые гласные (согласные) иначе “Топот твари” или “Сторона окна” превратятся в “Топ от Вари” и “Сторона Кна”. Лучше поищи аналоги (вот тут и пригодится твоя начитанность)

3) Так же следует избегать близкого расположения друг к другу звуков “с”, “з”, “ш”, “щ”, “ч” и “ж”, если это конечно не фича. Поскольку иначе вам не избежать сыканья, зыканья, шуршания и жужжания. В идеале использовать по одному из вышеуказанных звуков на строчку, ну или сделать так, чтобы они находились друг от друга, как можно дальше (за это вам скажет большое человеческое спасибо звукач, который будет отстраивать вашу группу в клубе, а то и после того, как вы наберёте денежкав на запись в студии)

4) Старайся не пользоваться матом (если только это не задумывается, как фича группы) и не только им, но даже просто словами, которые можно использовать, как ругательные. Они являются “ударными” т.е. именно к себе притягивают наибольшее внимание, не взирая на то, какое место с твоей точки зрения им уготовано. Иначе, когда ваш репертуар станет настолько велик, что можно будет выбирать какие из уже придуманных песен вы сыграете в очередной раз, выяснится, что песня о том, как лирический герой ходил на первое свидание с тян, размышляя что этому самому свиданию “Не помешают никакие гандоны”, в представлении фанов станет песней про “Никакие гандоны”

Теперь, предположим, что ты уже знаешь все вышеописанные правила и даже разговариваешь короткими, ёмкими фразами, чередуя гласные с согласными, не злоупотребляя нехорошими звукосочетаниями и словами.

Так что перейду непосредственно к текстонаписанию, для этого существует два способа: сперва текст и сперва музыка. Первый самый лёгкий, но пользоваться им следует лишь в том случае если тот кто пишет текст, пишет и музыку, а так же сам делает аранжировки, либо же досконально знает любимый ритм барабанщика, ходку басиста и когда гитарист вздумает сыграть небольшое соло прямо во время куплета.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Выше я не однократно говорил такое страшное слово, как внутренняя ритмика. Если ты только только пробуешь свои силы в текстонаписании для начала приготовь себе ритмическую болванку т.е. напиши задуманный тобой куплет-припев на тарабарском языке, используя рандомные слова русского или вообще подходящие по размеру числа:

Скипи трипи шынанаХрен, Редиска и укропили 8 10 60

и так столько строчек, сколько ты задумал. Теперь просто пиши свой текст подбирая слова, которые бы идеально в эту ритмическую заготовку уложились. В итоге должно получится что-то вроде:

Танцевали до утраТанцевали не прогнатьТанцевали просто такНе смогли дотанцевать

(С) Карл Хламкин

В дальнейем, после того, как ты прокачаешь свой скилл текстовика такие заготовочки будут уже не нужны, точнее ты просто будешь автоматом писать ритмизованный текст.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Однако, если музыку пишешь не ты, а весь коллектив или ты, но знаешь, что после того, как над ней посидят остальные участники она может измениться до не узнаваемости или ты вообще барабанщик и не принимаешь участия в написании мелодии, но при этом ты самый начитанный и умеющий рифмовать, а твоя тян учится на филолога (или ты втихаря спишь с учительницей родного языка), ну или ты приятель музыкантов, который сам на сцену не лезет, а с текстами помочь согласен.

В этом случае используется такая штука, как рыба. По сути это вариант вышеописанной ритмической заготовки, только придумывается она не рандомно, а подбирается под уже готовую мелодию и делает это либо автор музыки, либо, если музыка пишется всем коллективом, тот, кто ответственнен за вокальную мелодику.

Следом она передаётся тому, кто будет писать текст. В качестве примера: Давным давно, в нашей галактике, но в уже не существующей стране под названием СССР, снимали фильм про хороших милиционеров “Следствие ведут ЗнаТоКи” и этому самому фильму (который планировался, как телесериал) необходима была песня на заставку, отвечавший за написание музыки Марк Минков, передал поэту Анатолию Горохову следующую рыбу:

Это было много лет тому назадШёл еврей домой по улице Арбат и т.д.

на которую были написаны пафосные

Наша служба и опастна и труднаИ на первый взгляд кому-то не видна


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

В общем, дерзай. Да и самое главное правило, хочешь стать хорошим текстовиком, пиши, как можно чаще и по любому поводу. И пускай не всё что ты напишешь станет песнями, но зато ты набьёшь руку. Плюс, старайся писать не под кого-то из уже известных авторов, а ищи свою собственную фичу (с известными авторами тебя и без того сравнят, поскольку человеческий мозг не любит чего-то принципиально нового и всё новое сравнивает с уже услышанным))))

Текст мой, тэг моё, баянометр ругается на дядю Лёню и бабу Вангу

Здравствуйте, дорогие пикабушники!

Сегодня речь пойдет о невероятном и потрясающем процессе создания музыки. Я расскажу Вам о том, как идея в сознании превращается в музыку.

Мне довелось работать ассистентом у одной из альтернативных рок-групп и, соответственно, свидетелем, как происходит весь процесс написания песни. Обо всем по порядку.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Вначале музыка, затем слова.

Первым пишется всегда музыка и только после неё накладывается вокальная линия, а уже по ней пишутся слова. Идея приходит в самых различных ситуациях. Можешь слышать интересный звук, сэмпл или барабанный луп. Зачастую, садясь за любой инструмент, начинаешь наигрывать мелодию, подбирать переборы, аккорды или ноты. Главное иметь под рукой подходящую программу, инструмент или сиквернсор, чтобы сразу записать идею. Иногда это может быть живой инструмент и камера в телефоне . Не важно как, главное записать свою идею, что бы потом не забыть. Огромное количество разнообразных приложений для телефон с легкостью помогу не забыть будущий хит

Иногда нам помогают вот такие милые создания. Кстати, именно потому, что бабочки были частыми гостями на студии, название альбома было дано благодаря им. Вдохновляйтесь миром вокруг!


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Demo-версии – это «сырые» треки. Сначала необходимо записать ту мелодию, которую ты подобрал. Затем определяется структура самого трека на 2-3 минуты, что за чем идет (к примеру, куплет, припев, куплет, припев, бридж, соло). Это основа, которая в дальнейшем изменяется по желанию (меняется вступление, брэкдауны и т.д.). На этом этапе спотыкаются многие музыканты, поэтому дальше продвинуться не могут. Затем музыкант формирует звучание трека, состоящее из трех компонентов:

1. Ритм-секция. Это могут быть барабаны, бас или электронная подложка, то есть то, что задает ритмику в песне. Это 75% успеха. Если написаны крутые барабаны и бас, которые заставляют врываться под музыку, то вероятность того что трек будет хорошим сильно возрастает. Но, даже если у тебя суперский гитарный риф, но барабаны откровенная лажа, песню никто слушать не станет.

2. Лидирующий инструмент. Это сам мотив либо гитарная партия, иногда это вокал, но в большинстве успешных треков помимо вокала всегда есть лид партия исполняемая инструментом. То, что можно напеть помимо текста и то, что позволяет узнать песню с первых нот.

3. Вокальная партия. Пишется после готовой музыки.

Сформировал, прикинул и только потом пишешь инструменты.

К примеру, так выглядит акустическая гитара записанная и отредактированная на домашней студии:


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

А на этой домашней студии и записываются свежие demo-версии треков. Главное, во время творческого процесса не забывать подкармливать музыкантов))


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

«Чтобы написать текст песни, создай её 10 версий и выкинь 9».

Слова пишутся по созданной ранее вокальной партии, потому что песню задает музыка, а не текст. Следует учитывать, какое настроение задает музыка, чтобы правильно донести до слушателя определенный мэссэдж. Задача музыканта – услышать музыку и рассказать о ней в тексте слушателю. Но если он не может услышать то, что написал, то он написал хреновую музыку. Нужно выкинуть все и написать заново.

Наша группа пишет англоязычные треки, поэтому текст проходит проверку у преподавателя.

После написания demo нельзя сразу бежать к звукорежиссёру, потому как он, в лучшем случае, пошлет вас куда подальше. Перед записью необходимо проделать работу, в которой из 1000 только 1 группа не совершает ошибки.

Сначала вы сами должны прослушать demo, сесть и проанализировать:

1. Правильность ритм-секции, точность темпа, в которой она пишется.

2. Размер песни. Если в треке где-то музыка быстрее, а тут медленнее, мешаются разные темпы, либо ты гений, либо ты плохо написал.

3. Размерность песни. Она различна: ¾ 4/4 5/4 7/4 11/8. Если ты решил играть в 5/4 и 7/4, зайти на YouTUBE и послушай, как звучит данная размерность. Главное, чтобы это слушалось.

4. Бас -гитара должна синхронизироваться с бас-бочкой и малым барабаном. Бас и барабаны должны звучать вместе, как бы подчеркивая друг друга.

5. Послушать, нет ли в инструментах наложения друг на друга. Из серии когда одна и та же нота на бас-гитаре, на гитаре, на клавишах и еще вокалист туда же. Получается частотный конфликт. Инструменты звучат в каше. Люди слушают музыку по другому, они не знают, как какой инструмент должен звучат. Все инструменты должны прослушиваться и дополнять друг друга, а не мешаться и создавать не прослушиваемую кашу.

6. Вокалист должен выучить текст. Незнание текста будет отвлекать во время записи. Он должен петь с эмоциями, а не смотреть в текст. Обязательно текст нужно распечатать на запись, чтобы делать пометки.

7. Перед вокалом необходимо продумать дабл-треки либо бек-вокалы. Это украшает вокал. Используются интервалы терция, октава, квинты. Если ума не хватает, можно пойти к преподавателю либо открыть вокальную партию в мелодине и поэксперементировать.

8. Еще раз все проверяете. Каждый музыкант знает партию в идеале, бас-гитарист должен знать партию барабанщика, барабанщик партию бас-гитариста, гитарист знать ритмический рисунок баса с барабанами и клавишника, клавишник – партию гитариста. Нужно сыграть трек как минимум 100 раз, чтобы на 40-ый музыканты уже слушали не себя, а друг друга.

9. Теперь можно идти на студию.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Берем наших музыкантов и везем их на звукозаписывающую студию. Песня пишется в такой последовательности.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

1. Барабанщик должен знать темп песни и её размер. Знать свою партию досконально. Фразы: «Я тут импровизирую» не годятся. Он должен уметь играть эту партию под метроном без других музыкантов. Запись без метронома невозможна.

2. Он должен иметь свое железо (минимальный набор – хет, крэш, райт), свои педали (одиночная либо двойная педаль). Даже если на студии педаль подходит, обязательно должна быть своя. Также иметь малый барабан. Тут зависит от вкуса. Если хочешь собственный звук, тащи свой, а если не принесешь, то будет такой же звук, как у группы, которая записывалась до этого. Палочки обязательны. Как минимум два комплекта (с деревянными и пластиковым наконечниками).

3. Пластик на малом барабане должен быть новым, а не старым и залепленным скотчем.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

1. Басист должен иметь свой инструмент. На нем должны стоять новые струны, поставлены за день до записи, чтобы они растянулись на инструменте, и отстроенная мензура.

2. Струны после 5-6 часов записи нужно менять. Берите два комплекта либо долговечные струны от Elixir.

3. Бас не должен фонить с электроникой, а ручки громкости и тона работать.

4. Если используешь перегрузы (когда бас пердит), уточни у режиссёра, стоит ли их отдельно записывать, либо он сделает обработку сам.

1. Тоже самое что у басиста. Если гитарист хочет записать wah (звуковой эффект, послушайте вступление Metallica – For Whom the Bell Tolls) либо wammy то ему необходимо заранее узнать, есть ли они на студии, либо привезти самому.

2. Ревербирация , дилэй и т.д. накладываются виртуально на компьютере.

1. Есть два варианта: либо он тащит свой синтезатор, либо приносит готовые дорожки на студии. Писать миди партии на студии очень трудоемкий и бесполезный процесс.

1. Вокалист должен прийти заранее, а с самого утра сделать утреннюю распевку. Писать лучше после 12 дня. Перед записью он распевается как минимум полчаса.

2. Сначала записывается основной вокал, потом дабл-треки, треци и т.д. и толь к конце эстрим-вокал, гроул, скрим и т.д.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

В процессе записи очень важна работа как участников группы, так и самого режиссера, так как последний следит за синхронизацией инструментов, отстраивает эквалайзер каждого инструменты, ровняет и сводит все до единого. После обработки он отдает готовый трек.

На подготовку одной песни уходит от недели до нескольких месяцев. Самое приятное – это услышать долгожданный трек, над которым мы все вместе работали и вкладывали душу. Многим слушателям нравится, некоторым нет, но результат стоит того, чтобы вновь и вновь делиться со слушателями своими эмоциями.

Задавайте интересующие Вас вопросы и я поделюсь с Вами еще историями о мире музыке изнутри 🙂 Наши музыканты открытые и добродушные ребята, добавляйтесь к ним с пометкой от пикабу, они не проигнорируют. Надеюсь, было познавательно!

С Вами была ChocolateLover и группа Legenda Folium.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Что делать с песней дальше?

Теперь пришло время решить, что делать дальше – оставить песню в акустическом варианте (исполнять под гитару, фортепиано), или создать полноценную аранжировку (минусовку). За аранжировкой вы можете обратиться к битмейкерам, композиторам и аранжировщикам – эти специалисты помогут вам сделать полноценный аккомпанемент к вашей песне.

Песню, написанную под аккорды, вы уже можете исполнять своим близким, или даже выступать с ней, аккомпанируя себе, или в дуэте с кем-то.

После того, как вы сочинили песню, ее нужно подготовить к записи на студии – поработать над вокалом, сочинить вокальную аранжировку. В этом вам с удовольствием помогут педагоги нашей школы. Так же многие ученики школы сочиняют песни с нуля, выпускают синглы и успешно выступают со своими авторскими песнями!

Структура песни – из каких частей она состоит?

Обычная поп песня строится по следующей форме:

1) Первый куплет

2) Пред-припев (не обязательно)

4) Второй куплет

3) Пред-припев (не обязательно)

5) Бридж (не обязательно)

Например, песня группы Bon Jovi “Livin on a prayer” (только начала частей):

1) Первый куплет:

Tommy used to work on the docks

We’ve got to hold on to

We’re half way there

Tommy’s got his six string in hock

We’ve got to hold on ready or not

You live for the fight

When it’s all that you’ve got

Но конечно же бывают и песни, состоящие только из куплетов и припевов – и даже просто из нескольких куплетов подряд)))

Как написать текст песни?

В первом куплете, как правило, артист задает тему, в общих чертах объясняет ситуацию или персонажа, о котором пойдет речь в песне. Хорошей идеей будет начать песню с вопроса – так вы точно сразу вовлечете слушателя и четко обозначите проблему.

К примеру в первом куплете песни о любви, артист, скорее всего немного расскажет о том, как он жил до этого, а далее о том, что с ним случилось и какие эмоции он испытывает теперь.

Возьмем песню Полины Гагариной “Обезоружена”

Всё пройдет, а ты останешься – и для этого есть миллион причин.

Мне одной теперь не справиться. Ты мне необходим.

Соединились наши орбиты. Мы видим мир, которого нет.

Что к тебе тянет, будто магнитом – ни для кого уже не секрет.

Первый куплет – это введение в историю.

Далее – первый припев. Главная задача сонграйтера – сделать припев запоминающимся. Часто в припеве есть “Хук” – короткая мелодическая, ритмическая или просто словесная зацепка, крючок. И конечно припев – это эмоциональная кульминация, обобщение всей песни в нескольких словах, главный смысл всей песни.

Я обезоружена, ведь ты очень нужен мне!

Ты очень нужен мне; нужен мне, нужен мне!

Легенда разрушена. Я обезоружена!

Ты очень нужен мне, нужен мне, нужен мне!

Бывает в припевах даже нет текста. Просто запоминающаяся, пропетая на одной гласной мелодия (например, в песне “Просвистела” группы ДДТ).

Второй куплет – это, как правило, объяснение вариантов решения проблемы, обозначенной в первом куплете. Если мы берем тему влюбленности, то одним из решений будет соединение двух влюбленных сердец и обещание быть вместе. Так и описано в тексте песни Гагариной.

Сердце, словно хрупкое стекло, ты пожалуйста его убереги.

Чтобы с нами не произошло, – от меня не беги.

Что к тебе тянет, будто магнитом – это давно уже не секрет.

В бридже (если он есть) может быть эмоциональное подведение к последнему повторению припева, или мысли немного “в сторону”. Но так же заменой бриджа может быть небольшой проигрыш, или припев, звучащий более тихо, как, например, в песне “Обезоружена”.

Последний припев – самая пиковая эмоциональная точка в песне. Именно поэтому на последнем припеве часто немного меняется мелодия, используются более высокие ноты, добавляются еще дорожки вокала и музыкальные инструменты.

Лайфхак: попробуйте в начале написать историю, затем по ее мотивам написать стих и наложить его на мелодию. Так делают очень многие опытные сонграйтеры.

Как придумать музыку – без таланта композитора?

Есть четыре способа сочинить приятную мелодию к своей песне, если вы не Игорь Крутой))

1. Первый – включить минус любой знаменитой песни и попробовать напеть под нее свою мелодию. Вы удивитесь, но очень многие песни написаны на одну и ту же гармонию (аккордовую последовательность). То есть на один и тот же минус можно спеть сразу несколько песен!

2. Второй способ подходит для тех, у кого есть музыкальный инструмент, например, гитара, фортепиано или укулеле. Вы можете играть цепочку аккордов на вашем инструменте, а затем на нее сочинить мелодию песни! Например, есть очень красивая гармония, состоящая из аккордов C (до мажор), G (соль мажор), Am (ля минор), F (фа мажор). На ней строится множество песен в рок и поп музыке, например, песня The Beatles “Let It Be”.

Можно экспериментировать с аккордами, подбирать их по слуху, пробовать разные гармонии и искать ту, которая вам будет по душе и которая натолкнет вас на сочинение вашей мелодии.

Мелодию можно сочинять сразу со словами, а можно петь по слогам или даже на выдуманном языке – этот способ также очень распространен у сонграйтеров. После того, как у вас родилась мелодия, очень часто слова приходят сами.

Это, пожалуй, один из самых распространенных современных способов сонграйтинга, он сильно сокращает время написания песни – и так работают многие звезды. Сочинив мелодию со словами на бит, вы уже получаете почти готовую песню, которую остается только записать на студии и выпустить!

4. И четвертый способ – найти музыкантов-единомышленников, с которыми вы сможете собраться в музыкальный коллектив и вместе творить аранжировки, мелодии и тексты.

Памятка для новичков

Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.

Meery Mary для Skillbox Media

Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.


ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ПЕСНИ

Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет 🙂 — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.

Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.

Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.

С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.

Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.

В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.

Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:

В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).

Вот её структура: A-B-A-B-A-B.

Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).

Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.

Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).

Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.

Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.

С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.

Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: «Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).

Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.

Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.

А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.

Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.

Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).

Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.

Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.

Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.

Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *