Цель: Показать, что анимирование (создание иллюзии движения) – циклический процесс, т.е. может быть описано с помощью циклического алгоритма. Ознакомить учащихся с синтаксической диаграммой оператора цикла с параметром. Научить использовать оператор цикла с параметром для анимирования простых графических объектов. Проверить знания о специфике компьютерной системы координат. Закрепить навыки работы в компьютерной системе координат. Сформировать и закрепить навыки создания простейших программ анимирования графических объектов. Показать различные варианты анимирования графических объектов с использованием операторов цикла с параметром.
Ход урока
Здравствуйте ребята. ( Далее по тексту курсивом выделены реплики учителя в течение урока.)
Как всегда, мы начнем сегодня урок с повторения. И первый вопрос, который я сегодня задам: «Кто не справился с домашним заданием?»
Если справились все, то вызвать любого учащегося к доске для выполнения одного из заданий, заданных на дом. Решение задания, выставление оценки.
Молодец! А теперь переходим к традиционному диктанту.
Если кто-то не справился, то вызывается к доске именно этот учащийся, который с помощью класса или/и учителя выполняет задание, вызвавшее затруднения. В этом случае оценку лучше не ставить.
Диктант содержит 5 вопросов, на которые даются короткие ответы, на запись ответа дается от 5 до 10 секунд. Ребятам раздаются небольшие листочки (10х10 см).
Ребята запишите свою фамилию и класс, проставьте у левого края листочка в столбик через строчку цифры: 1, 2, 3, 4, 5. Для ответа на каждый вопрос Вам дается не более 10 секунд.
Проводится диктант (в круглых скобках красным цветом выделен правильный ответ, он не диктуется ):
Повторить вопросы диктанта еще раз, чтобы учащиеся могли проверить свои ответы.
Сдаем листочки с ответами на вопросы диктанта и слушаем правильные ответы.
Собрать все работы, и после этого озвучит правильные ответы на все вопросы диктанта, желательно привлечь к этой работе весь класс и дать возможность ребятам самостоятельно озвучить правильные ответы, прокомментировать те вопросы, на которые ребята не смогли дать правильные ответы самостоятельно. Работы проверяются после урока и оцениваются.
Новый материал
Тема нашего урока сегодня: «Использование алгоритма цикл с параметром при анимировании графических объектов». Сейчас я продемонстрирую Вам выполнение программы по анимированию графического примитива «Закрашенная окружность»:
Поставить на выполнение файл с заранее написанной программой:
CLS
SCREEN 12
FOR x = 20 TO 600 STEP .1
CIRCLE (x, 200), 5, 15
PAINT (x, 200), 15, 15
CIRCLE (x, 200), 5, 0
PAINT (x, 200), 0, 0
NEXT x
Остановить выполнение работы программы и обратиться к ребятам с вопросом об анимации, вовлечь их в обсуждение с целью выявления алгоритма, по которому создается иллюзия движения.
Наша задача сегодня – научиться создавать программы подобные этой. Но сначала, давайте разберемся, что такое АНИМАЦИЯ. Кто мне может подсказать?
Ожидаемый ответ: «Это мультфильмы»
Ожидаемый ответ: «Рисуют много картинок-кадров, а потом быстро просматривают» Здесь можно продемонстрировать учащимся блокнот с нарисованным кружочком (на каждой страничке кружочек смещен относительно такого же кружочка, изображенного на предыдущей страничке) – это довольно известный фокус (Приложение 1).
Ожидаемый ответ: «Иллюзия».
Обращение к учащимся. Ожидаемый ответ: «Циклические»
Обращение к учащимся. Ожидаемый ответ: «С параметром»
Какие Вы сегодня МОЛОДЦЫ! А сейчас самый трудный вопрос: «Как нам быть, если страничка всего одна?»
Возможно, что кто-нибудь из ребят догадается, что нужно быстро стереть и нарисовать в другом месте. Если нет, то подсказать ребятам этот ответ. Далее записать получившийся результат словами.
А теперь запишем, что у нас получилось: «Для создания иллюзии движения выполняем следующее:
Обращение к учащимся. Ожидаемый ответ: «Х»
Прокомментировать блок-схему, показав, где задается значение X, Y, где начинается и заканчивается цикл с параметром, что является параметром цикла.
Обращение к учащимся. Ожидаемый ответ: «СLS»
Обращение к учащимся. Ожидаемый ответ: «SCREEN»
FOR (переводится как для) и определяет начало цикла.
NEXT (переводится как следующий) и определяет конец цикла, после него обязательно должен быть записан идентификатор цикла, показывающий какого именно цикла производится завершение.
Идентификатор – изменяющийся параметр цикла. Выражение 1 – начальное значение параметра цикла.
ТО (переводится как до).
Выражение 2 – конечное значение параметра цикла.
STEP (переводится как шаг), после него следует выражение 3, которое определяет величину изменения идентификатора. Если выражение 1 меньше выражения 2, то шаг положительный, если выражение 1 больше выражения 2, то шаг отрицательный. Группа «STEP выражение 3» может не записываться, тогда величина изменения параметра цикла принята равной 1.
Блок операторов – группа команд, выполняемых внутри цикла.
Обращение к учащимся. Ожидаемый ответ: «0»
Это правильно, а какое максимальное значение может принять координата Х?
Обращение к учащимся. Ожидаемый ответ: «639»
Очень хорошо! Нам осталось решить какое значение будет у выражения 3. Скажу, по секрету, эту величину нужно подбирать экспериментальным путем! Чем больше значение шага, тем выше скорость движения. Предлагаю взять шаг равным 0,1. Нам остается решить будет шаг положительным или отрицательным.
Обращение к учащимся. Ожидаемый ответ: «Положительным, потому что значение выражения 1 – это 0, выражения 2 – 639. Выражение 1 меньше выражения 2»
Молодцы! Дописываем третью строку: «FOR Х = 0 TO 639 STEP 0.1». Начиная с четвертой строки мы будем писать блок операторов, выполняемых внутри цикла. Обратимся к записи алгоритма по созданию иллюзии движения. В первом пункте мы рисуем фигуру. Нарисовать круг можно с помощью оператора CIRCLE и PAINT. Кто хочет самостоятельно у доски написать команду рисующую окружность и закрашивающую ее?
Выбирается один из желающих. Ученик выходит к доске и самостоятельно или с помощью учителя выписывает 4-ую и 5-ую строчку программы. Коллективно вместе с классом решается вопрос о размере окружности и ее цвете. Учитель рекомендует выбирать яркие, светлые цвета.
И так, четвертая строка программы: «CIRCLE (Х, 200), 10, 11», нарисует нам окружность ярко-голубого цвета радиусом 10. А пятая строка: «PAINT (Х, 200), 11, 11», – закрасит нам область внутри окружности тем же ярко-голубым цветом. Не забываем о красоте записи программы. Записываем строки внутри цикла с отступом относительно строк с оператором цикла. Снова обратимся к записи алгоритма по созданию иллюзии движения. Второй пункт – стирание фигуры, т.е. рисование ее цветом фона (в нашем случае – черным). Кто хочет записать 6-ую и 7-ую строчку программы?
Снова выбирается один из желающих. Учащийся выходит к доске и самостоятельно или с помощью учителя выписывает 6-ую и 7-ую строчку программы.
Шестая строка программы: «CIRCLE (Х, 200), 10, 0» – и седьмая строка программы: «PAINT (Х, 200), 0, 0». Заключительная строка программы: «NEXT Х» – показывает завершение цикла с параметром Х. Если все записали программу, я прошу Вас пройти к компьютерам, набрать эту программу в языковой среде QBasic и выполнить ее.
Пока учащиеся выполняют задание им раздаются карточки с заданиями для самостоятельной работы (Приложение 2)
Ребята, я раздала Вам небольшие задания для самостоятельной работы. В уже имеющейся программе Вам необходимо сделать небольшие изменения, чтобы выполнить свое задание. А какие это будут изменения Вы должны догадаться сами.
Пока учащиеся выполняют задание, учитель проходит по классу помогая, тем учащимся, кто нуждается в помощи. По окончании выполнения задания все учащиеся получают оценку за работу, оценка озвучивается и комментируется.
III. Домашнее задание.
Запускается программа увеличивающейся окружности:
CLS
SCREEN 12
FOR x = 1 TO 200 STEP .01
CIRCLE (320, 240), x, 15
PAINT (320, 240), 15, 15
NEXT x
После просмотра обсудить с учащимися, что является параметром цикла в программе увеличивающейся окружности (Это радиус окружности) и предложить в качестве домашнего задания написать программу уменьшающейся окружности.
Когда прозвенит звонок.
На сегодня урок закончен. Всем спасибо.
Смирнова Нина Павловна, учитель информатики МБОУ СОШ №160, г. Новосибирска
План-конспект урока информатики нетрадиционной формы
Раздел программы: «Информация, информационные процессы»
Вид урока: урок-игра «Турнир знатоков информатики»
Формы работы на уроке: групповая
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, метод самостоятельной работы, метод стимулирования интереса к обучению.
Оборудование: комплекс мультимедиа (пк, проектор, интерактивная доска), листочки и ручки для решения заданий, презентация.
Цель мероприятия: повторение и закрепление пройденного ранее материала, создание условий для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика.
развитие познавательного интереса, логического мышления и творческой активности учащихся;
развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
воспитание уважения к сопернику, воли к победе, умения работать в команде;
формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером;
выявление лучших игроков-эрудитов.
формирование способности учащихся к саморазвитию и самообучению;
формирование способности увязать учебные знания с собственным жизненным опытом;
формирование способности и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
владение общепредметными понятиями «объект», «информация», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
владение умениями осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать и контролировать свои действия;
владение методами информационного поиска; структурирования информации; выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
умение кодировать и декодировать сообщения по различным правилам кодирования;
умение выделять информационную составляющую процессов в различных системах.
В турнире участвуют ученики 7-х классов, в команде 8 человек (7 участников + капитан)
Сообщение ученикам 7-х классов о дате и времени мероприятия.
1. Организация начала мероприятия.
2. Представление команд.
3. Турнир знатоков информатики
Раунд I «Исполнители алгоритмов»
Раунд III «А дальше ребусы»
Раунд IV «Решим уравнения»
Раунд V «Фольклорная информатика»
Раунд VI «Слова с компьютерной начинкой»
Раунд VII «Расшифровать информацию»
4. Подведение итогов.
1. Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Вы не первый год изучаете информатику. Некоторые из вас дополнительно занимаются на кружках в школе, кто-то вне школы. Вот мы и увидим сегодня, кто из вас самый эрудированный не только по информатике, но и по другим предметам.
2. Пожалуйста, капитаны команд, представьтесь, скажите из какого вы класса, назовите имя вашей команды.
Поприветствуйте наше уважаемое жюри в составе (оценивают группа учащихся 9-11 классов из 5 человек): _________________________________________________
Жюри раздается таблица для оценивания команд (Приложение 1) и ответы на все задания.
3. Итак, приступаем. Команда, первая выполнившая какое-либо задание на слайде, поднимает руку, называет номер задания, ответ на него и кратко поясняет.
Звучит бодрая музыка в начале игры и на слайде, где указывается номер раунда. Навстречу командам выходит Ведущий (ученик). Его задача, прочитать текст слайда громко, выразительно. При необходимости, помочь жюри в решении возникающих вопросов.
Ответы: горизонт; мячик над буквой А, далее !+2!-1!+4!+2!-2!+4!(по 5 баллов)
Ответ: на выходе получаем число, полученное увеличением каждой цифры на 1 числа, данного на входе (9 увеличиваем на 1, получаем 0). (4 балла)
Ответы: виртуальная реальность, двухкнопочная мышь, нулевая дорожка, локальная сеть, загрузочная дискета, центральный процессор, операцонная система, корневой каталог. (по 2 балла)
Ответы (по строкам): клавиатура, пиксель, факс, дисплей, память, Интернет. (по 3 балла)
Ответы (по строкам): дисковод, массив, каталог, программист, модем, файл. (по 3 балла)
Физкультминутка (Проводится физкультминутка для глаз).
Ответы: дисковод= диск+овод, носитель= нос+и+т+ель, вирус=ви (винчестер) + р + ус.
Ответы: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Кашу маслом не испортишь. Дарёному коню в зубы не смотрят. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Утопающий за соломинку хватается. (по 4 балла)
Ответы: Копейка рубль бережет. Что с возу упало, то пропало. Волков бояться, в лес не ходить. За одного битого семь небитых дают. Всяк кулик хвалит свое болото. (по 4 балла)
Ответ: С глаз долой, из сердца – вон. (6 баллов)
Ответы: зарплата, чипсы, дискобол, вершина, портьера, блокада, обитель, опечатка. (по 3 балла)
Ответы: топка, сопка, тяпка, кепка, папка, тряпка, шлюпка, скрепка, покупка, оляпка. (по 3 балла)
Ответ: (6 баллов)
Компьютер-друг для человека.
В нем есть и вред, и польза,
И знают дети все вокруг:
Быть надо осторожным.
Команды отвечают на вопросы учителя:
Что вы узнали нового во время игры?
Какое упражнение вам показалось наиболее интересным?
Какое задание вызвало наибольшее затруднение?
Назовите двух самых эрудированных ребят из вашей команды.
Подсчитываются набранные баллы. Победителем становится та команда, которая заработала большее количество баллов. Объявляется команда – победитель. Ей вручается грамота и приз. Самым эрудированным из каждой команды ставится оценка 5 по предмету.
Сценарный план урока информатики по теме:
Информационное общество и проблемы информационной безопасности современного мира
Гамова Оксана Владимировна
преподаватель, ОГАПОУ «Старооскольский техникум
агробизнеса, кооперации и сервиса»,
Гребцова Юлия Александровна
В статье представлена подробный сценарий урока информатики
информационная безопасность, защита информации
Урок изучения нового материала (Урок «открытия» новых знаний)
Лекция с элементами беседы
формирование представления об информационном обществе и о проблемах информационной безопасности
познакомить с понятием «информационное общество»;
познакомить с понятием «информационная безопасность»;
рассмотреть различные угрозы информационной безопасности и пути защиты информации
совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог;
определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности в частных случаях
воспитывать ответственность за свои действия;
воспитывать правовую культуру студентов
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках правого поля РФ;
умение использовать достижения современного информационного общества для повышения собственного развития в выбранной профессиональной деятельности с учетом знаний об информационной безопасности
умение пользоваться различными источниками информации для решения частных вопросов защиты персональных;
умение анализировать документы, выделять главное;
умение использовать знания о защите личной информации при работе в соцсетях
оперировать понятиями «информационная безопасность», «информационные угрозы», «защита информации»
сформированность представлений о возможностях современного информационного общества;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете обществознание (включая экономику и право)
: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа студентов
Материальное и информационное обеспечение урока: ПК с возможностью выхода в Интернет, проектор, презентация, инструкционные карты с заданием для самостоятельной работы (в отдельных папках);
Место урока в учебном плане:
Количество часов на изучение темы: 2 часа
: 1 А/Т 23.01.03 Автомеханик
I. Организационный момент (1 мин)
Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке. ( Проверка готовности к уроку)
II. Мотивационное начало (цель, тема, постановка учебной задачи) (3 мин)
Сегодня мы будем говорить о самом главном – о нашей безопасности. Но так как у нас урок информатики, то, в каком аспекте мы будем рассматривать проблему безопасности? (Студенты предлагают варианты: безопасность информатики, безопасность информации и т.д.) Вспомните ключевое понятие информатики (Студенты: Информация). На прошлых уроках мы узнали, что с развитием информационных технологий весь цивилизованный мир движется к состоянию информационного общества. Попробуйте сформулировать тему нашего урока, соединив понятия «информация», «безопасность» и «информационное общество» (Студенты: информационная безопасность общества). Вы почти угадали, запишите тему урока: Информационное общество и проблемы информационной безопасности современного мира. Мы рассмотрим понятие информационной безопасности в современном обществе и пути её достижения, познакомимся с основным документом, регулирующим это понятие.
Прежде, чем мы перейдем к теме нашего урока, я хочу у вас спросить: что дороже: деньги или информация (Студенты: деньги, наверное, информация и т. д.). Наша задача – решить этот вопрос на уроке.
III. Актуализация опорных знаний (фронтальная работа) (10 мин)
Преподаватель: Давайте вспомним, что называется информационным обществом:
Так называется общество, в котором постоянно перемещается большое количество информации, а так же существуют средства для её хранения, передачи и обработки
Преподаватель: Какие этапы в своем развитии прошло информационное общество, прежде чем достигло современного уровня? (индивидуальный опрос)
Студент: В развитии человечества можно выделить четыре этапа, которые назвали информационными революциями, потому чтопроисходили поистине глобальные изменения не только в обществе, но ив сознании людей.
Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный и количественный скачок в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.
Второй этап – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.
Третий этап– изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.
Четвертый этап – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией
IV. Этап самоопределения в учебной деятельности (6 мин)
Преподаватель: Благодаря развитию информационных технологий человек может в считанные секунды может получить практически любую информацию. Однако давайте посмотрим, только ли пользу может принести человеку полная свобода распространения информации и информационных технологий. Я называю вам положительные черты этого явления, а вы мне – отрицательные (прием «хорошо-плохо», фронтальная работа)
П: – появились компьютеры
С: – уменьшилось время живого общения
П: – возможность учиться дистанционно
С: – проблема качественного образования
П: – развитие интернет-магазинов
С: – не качественный товар, мошенничество
П: – появилась система «умный дом»
С: технические проблемы
П: общедоступность информации
С: кража личных данных
Преподаватель: Молодцы! Давайте сформулируем вывод и запишем его в тетрадь: (Вариант: «Только разумный баланс в свободе распространения информации поможет обществу получать от информации максимальную пользу, при этом оставляя право на личные секреты и безопасность»)
V. Этап учебно-познавательной деятельности. (34 мин)
Преподаватель: (лекционный материал)
Понятие «информационная безопасность»
Вот мы и подошли к ключевому понятию нашего урока. Основным ресурсом, который влияет на все сферы жизни людей, является информация. Логично, что вопрос безопасности с каждым днём все более актуален. От информационной безопасности зависит стабильность в государстве. Давайте же рассмотрим, что такое информационная безопасность. Основным документом, представляющим систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президентом РФ 15 декабря 2016 г. № Пр-646. Откройте этот документ(или на бумажном носителе или в сети Интернет в системе ГАРАНТ. РУ или «Консультант плюс»). Найдите определение «информационная безопасность» и выпишите это определение в тетрадь.
Информационная безопасность Российской Федерации (далее – информационная безопасность) – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства»
Ключевые составляющие информационной безопасности
Преподаватель: Запишите три составляющих части информационной безопасности: конфиденциальность, целостность и доступность информации. Рассмотрим каждый из этих терминов отдельно. Откройте документ федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)(или на бумажном носителе или в сети Интернет в системе ГАРАНТ. РУ или «Консультант плюс»), Найдите определение «конфиденциальность информации» и выпишите это определение в тетрадь.
Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя»
Преподаватель: приведите примеры, где действует это понятие
Студенты (как вариант) Сведения о фактах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), сведения, составляющие тайну следствия, служебные сведения, доступ к которым ограничен, сведения, связанные с профессиональной деятельностью и т.д.)
Преподаватель: Целостностью информации называется условие того, что информация не была изменена при выполнении любой операции над ней. Незаконное изменение информации так же может принести много проблем. Так, например, злоумышленник может подделать какой-нибудь документ, в результате чего может быть нанесён ущерб. Или же целостность данных может быть нарушена в результате отключения электрической энергии.
Доступность информации означает, что субъекты, которые имеют право на доступ к информации, могут беспрепятственно воспользоваться им в любой момент времени. Есть несколько разных видов прав доступа к информации. Это права на её чтение, копирование, изменение и удаление. Во избежание потери информации права доступа важно разграничивать.
Исходя из этого, различаются следующие виды доступа:
1. Обязательное доведение.
2. Свободный доступ.
3. Предоставление информации по запросу юридических лиц.
4. Предоставление информации по запросу физических лиц.
Например, доступ к информации через обязательное ее доведение (на примере законодательной деятельности) должен быть обеспечен после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования.
Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности,
здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению.
Свободный доступ — это ситуация, когда, например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить — накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения.
Причины потери информации
Преподаватель: Из-за чего может произойти потеря информации?
Студенты: (как вариант: незаконный доступ, человеческий фактор, природные катаклизмы»
Преподаватель: запишите эту информацию «К основным причинам, приводящим к потере хранящейся в компьютере информации, можно отнести следующие:
♦ нестабильная работа операционной системы;
♦ нестабильное электропитание (в т. ч. внезапное отключение электроэнергии);
♦ действия вирусов и других вредных программ;
♦ неквалифицированные действия пользователей (в частности, внесение некорректных изменений в системный реестр, безграмотное редактирование системных файлов, и т. п.);
♦ повреждение жесткого диска»
Средства защиты информации
Подробнее рассмотрим средства защиты информации. Их можно разделить на четыре типа: физические, аппаратные, программные и организационные. Рассмотрим каждый из них.
Физические средства защиты практически не имеют никакого отношения к компьютерам. Они нужны для защиты территории, на которой расположено оборудование. К ним можно отнести замки, двери, системы видеонаблюдения и тому подобное.
Аппаратные средства защиты направлены на защиту оборудования. Например, защита процессора, на уровне двоичного кода, проверяет команды, поступающие процессору. Защита каналов связи заключается в шифровании информации при её передаче. Защита устройств ввода-вывода осуществляется путём их блокирования. Так же к аппаратным средствам защиты относятся системы бесперебойного питания оборудования и дублирующие аппаратные узлы. Так, в случае поломки одного из узлов системы, её работу не нужно надолго останавливать. В случае дублирующего жёсткого диска, всегда есть копия информации для восстановления.
Программные средства защиты, как ясно из названия представлены какими-либо программами. Назовём некоторые из них. обнаруживают и излечивают или уничтожают файлы, заражённые компьютерными вирусами. Так же они выполняют профилактику заражения системы вредоносным кодом. Программы шифрования информации увеличивают безопасность хранения информации. Так если она попадут в чужие руки – её надо будет ещё расшифровать. , или файрволы, что в переводе с английского языка означает «противопожарная стена». Это система промежуточных серверов, которые фильтруют, всю информацию, которая поступает из сети в систему. , или доверенные серверы. Полностью запрещают прямую передачу информации между системой и сетью. Все сообщение происходит через специальные серверы-посредники. Так, как Ай-Пи адрес системы не виден в сети – она является анонимной.
Организационные средства защиты информации можно разделить на организационно-технические и организационно-правовые. К организационно техническим можно отнести специальный подбор помещения для оборудования, с учётом некоторых условий, например, температурного режима и доступности, а так же прокладку кабелей, для того, чтобы можно было быстро устранить повреждения и чтобы они были защищены. К организационно-правовым можно отнести, совершенствование национального законодательства в области защиты информации и правил работы на предприятиях.
VI. Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности (24 мин)
Преподаватель: Мы рассмотрели с вами основные понятия, связанные с информационной безопасностью современного общества. На следующих уроках мы будем расширять эти понятия и добавлять новые. Но вся эта информация не будет иметь смысла, если мы не знаем, где на практике сможем применить эти знания. Одну из таких ситуаций мы и рассмотрим сейчас. Вы все пользуетесь банковскими картами (приходит стипендия) сетью Интернет. Как связаны эти два понятия?
Студенты: (как вариант), можно пользоваться онлайн-банком, совершать покупки в интернете и т.д.
Давайте рассмотрим, как мы можем защитить свои сбережения (учебная группа делится на 2 подгруппы».
Задание для группы №1: Откройте браузер GoogleChrome– в поисковой строке «Яндекс» введите адрес
–откроется страница «Protect: безопасная работа в интернете» – выберите слева вкладку « Защита платежей и личной информации» – «Защита платежных карт» -прочтите информацию, в том числе и по ссылкам, и подготовьте ответы на вопросы: 1) Зачем нужна защита платежных карт; 2) Зачем нужна защита паролей 3)
Задание для группы №2: Откройте браузер GoogleChrome– в поисковой строке «Яндекс» введите адреc–откроется страница «Безопасность электронных платежей» – прочтите информацию, в том числе и по ссылкам, и подготовьте ответы на вопросы: 1)как защититься от сетевого мошенничества; 2) что делать, если вы стали жертвой мошенников; 3) сформулируйте правила безопасного использования платежных систем
Время работы 10 минут. После подготовки выступают студенты от каждой группы
VII. Этап рефлексии (рефлексия содержания материала) (5 мин)
Предлагается облако “тегов”(устно), которые необходимо дополнить:
VIII. Этап подведения итогов (5 мин)
– А теперь давайте ответим на вопрос нашего урока что важнее деньги или информация? Почему?
Студенты (предполагаемые ответы): в условиях жесткой конкуренции информация позволяет успешно вести бизнес, кража или уничтожение информации может нанести урон не только конкретному человеку, но и государству и т.д.
Преподаватель выставляет отметки за урок.
IX. Этап информирования о домашнем задании (2 мин)
Найдите в поисковике страницу и подготовьте информацию об одной из антивирусных программ
Спасибо за урок!