Игра – конкурс «Путешествие в экономику»
(Игра для 4-6 классов)
способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.
Обучающая – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа;
развитие у обучающихся социального интеллекта, усвоение ряда базовых экономических понятий, ознакомление их с образованием и устройством общественной экономической системы;
Воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.
Здравствуйте ребята! У нас в школе проходит неделя финансовой грамотности. Сегодняшняя игра посвящена вопросам экономики. Во время игры вы покажите свои знания и расширите экономический кругозор. За каждое задание игроки получают монетки – улыбашки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет – выиграет и сможет потратить эти улыбашки на сладкие призы.
Но прежде чем мы начнем, вы должны придумать название своей команды и выбрать капитана, название команды должно быть связано с деньгами, экономикой и т.д. На это вам ровно минута. Как только вы придумайте название, вы должны написать его на доске. Чья команда быстрее справится с заданием та и получит свою первую монету (музыка)
В класс входят Буратино и Мальвина
Посмотрите, внимательно на наших героев, что у них в руках?
А чем же отличаются деньги, которые есть у Мальвины, от денег, которые есть у Буратино?
Одни деньги бумажные, другие – из разных металлов.
Как называются деньги из разных металлов? (монеты)
А как называются современные бумажные деньги? (банкноты)
Для чего нужны деньги?(возможные ответы детей)
А где можно хранить деньги? (возможные ответы детей)
А для всего этого нужно знать науку-экономика.
Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину, которую приготовил для вас Буратино. Команды готовы?
Вопросы викторины выбирают капитаны команд друг для друга.
Следующий конкурс подготовила для нас Мальвина. Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике, например: КАНОЭКОМИ (экономика). Капитаны команд выберите свое слово.
Следующая игра, которую предлагает нам Буратино называется «экономические загадки». Ваша задача ответить первыми, кто догадался не выкрикивает а поднимает шарик вверх!
А следующее задание Мальвина приготовила специально для капитанов, для них она приготовила экономические ребусы. Кто из капитанов догадался встает и надевает шляпу, после того как я вам разрешу вы называете правильный ответ, если же ответ не верный право ответить переходит команде соперников, отвечать может любой из команды.
«Литературный» конкурс от Буратино. Вы получаете конверты с пословицами и поговорками, у каждой команды 5 пословиц, но пословицы необычные они разрезаны ваша задача найти правильную концовку, Как только команда готова поднимает шарик вверх.
Следующее задание Мальвина приготовила не только для вас уважаемые участники, но и для классных руководителей, в данной игре классные руководители должны помогать своей команде.
Задание: Вы должны мои слова объединить общим экономическим термином. (например, стул стол шкаф – мебель)
Пока ваши классные руководители подсчитывают ваши монетки. Мы поиграем! Я буду называть выражения, одни соответствуют понятиям «дорого» а другие «дешево». Если дешево вы хлопайте в ладоши, а если дорого, то топайте ногами
Игра подошла к концу.
Ты познакомился с чудной страной,
Не признающей застой и покой.
В этой стране крепко помни о том,
Можешь всего ты добиться трудом.
Внеклассное занятие по экономике для начальной школы «На экономической волне»
Цель: познакомить детей со значением слов: «экономика», «экономный», «бережливый», «скупой», «расточительный», «предприимчивый»; развивать внимание, мышление, смысловую память; расширять словарный запас; воспитывать бережливость.
Оборудование: у учителя — ребус, у учащихся — тетрадь в клетку, ручка.
Учитель. Тема нашего занятия звучит так: «На экономической волне». Это значит, что сегодня мы с вами коснемся некоторых вопросов экономики, доступных вашему возрасту. Что же такое ЭКОНОМИКА?
Ответ. Искусство ведения домашнего хозяйства.
Расшифровав ребус, вы узнаете имя великого греческого философа, жившего более двух тысяч лет назад, который первым придумал слово «экономика».
Сегодня словом «экономика» называют науку о разумном ведении хозяйства. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного района, страны, всего мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика — это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные запасы.
• То, без чего не выловишь и рыбку из пруда. ( Труд)
• Денежное вознаграждение за труд. ( Зарплата)
• Называют так, ребята,
Часть от папиной зарплаты. ( Аванс)
• Место, где хранят деньги, меняют, дают в долг. ( Банк)
• Продукт труда, произведенный для продажи. ( Товар)
• Бумажные банковские билеты и металлические монеты, служащие средством оплаты товара. ( Деньги)
• Стоимость одной вещи при продаже, обмене. ( Цена)
• Совокупность заработной платы, пенсий, стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. ( Семейный бюджет)
• Группа людей, которые живут, работают, взаимодействуют между собой. ( Общество)
В толковом словаре В. Даля есть слово, родственное слову «экономика»: «экономить» — блюсти, сберегать, сокращать рачительно издержки, уменьшать, сколько можно, расходы, не давая ничему пропасть даром; быть бережливым хозяином.
И все же быть экономным и быть бережливым — не одно и то же. Экономность предусматривает разумное использование всех видов запасов, из которых создаются ценности (товары, услуги, время, идеи и т.д.), а бережливость — сохранение уже созданных ценностей.
Выберите из приведенных ниже примеров те, которые говорят о проявлении людьми бережливости.
1. Морозной зимой в квартире не заклеены щели в оконных рамах.
2. Подростки вырезают ножом свои имена на скамейке в парке.
3. Бабушка вяжет из старого поношенного шерстяного свитера носки.
4. В мусорном контейнере валяются куски хлеба.
5. Дети ремонтируют книги в библиотеке.
6. Соседи старые газеты сдают в пункт приема макулатуры.
7. Молодые люди делают на стенах домов и заборов надписи и рисунки.
8. Школьники очищают водоемы от мусора.
9. Из плохо закрытого крана капает вода.
10. Из зачерствевшего хлеба сестра приготовила сухарики.
Приведите свои примеры бережливости. Кого из ваших знакомых, родных вы можете назвать бережливым? Почему?
Верно ли будет сказать, что бережливый — то же самое что скупой? (Нет, скупой значит жадный,
скряга.) Про скупца в народе сложена такая пословица. Расшифруйте ее:
МАД ЕН УМОГУРД И, MA EH MAC И
Ответ. И сам не ам, и другому не дам. Читаем справа налево.
Как вы понимаете эту пословицу? Назовите антоним слова «бережливость». Вам поможет подсказка.
Ответ. Расточительность. Читаем строчками слева направо.
А теперь предлагаю вам решить задачи про предприимчивого, то есть деятельного, активного, энергичного Фому Усердова, который не упустит возможности заработать.
1. Фома Усердов увидел, что в Астрахани черная икра продается по 2 рубля за фунт. Он купил икры на 110 рублей, привез ее в Вятку и продал там по 3 рубля за фунт. Сколько денег получил Фома, если 5 фунтов икры он съел в дороге? (150 рублей.)
2. Фома Усердов купил в Африке 20 страусиных яиц по 2 рубля за штуку. Пока он вез их, из каждого яйца вылупился страусенок. Страусят Фома продал по 5 рублей за штуку. На сколько больше денег Фома получил, чем потратил? (На 60 рублей.)
3. Фома Усердов купил в Самаре 8 щук по 6 рублей. Пока он вез их в Москву, щуки поели друг друга, и осталось всего две щуки. По какой цене Фома должен их продавать, чтобы вернуть свои деньги? (По 24 рубля.)
Вспомните, какие черты характера мы назвали. На доску записываются слова: экономный, бережливый, расточительный, скупой, предприимчивый.
Вспомним героев художественных произведений, фильмов, мультфильмов, проявивших примеры экономности, бережливости, расточительности, скупости, предприимчивости.
• Кот Матроскин, разумно организовавший ведение домашнего хозяйства — ? (Экономный)
• Поп, взявший на работу отменного работника Балду, но не желавшего платить за работу деньгами — ? (Скупой)
• Кот в сапогах, сумевший благополучно устроить судьбу своего хозяина. ( Предприимчивый)
• Мама Бобки из рассказа Н. Носова «Заплатка», заставившая сына ставить заплатку на порванные им штаны — ? (Бережливая)
• Девочка Женя из сказки В. Катаева, потратившая на пустяки драгоценные лепестки цветика- семицветика — ? (Расточительная)
Следующее задание заключается в том, чтобы запомнить тройки слов.
рубль — доллар — евро
товар — цена — стоимость
стипендия — зарплата — пенсия
покупка — продажа — выгода
банк — клиент — кредит
В заключение предлагаю вам поиграть в слова. Из слова ЭКОНОМИКА составьте как можно больше слов — нарицательных существительных в начальной форме.
Примеры: мина, кино, окно, ком, око, ним, комик, мак.
Рекомендуем посмотреть
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Лермонтов «Бородино»
Внеклассное мероприятие «Хлеб – всему голова», 4 класс
Внеучебная деятельность в начальной школе
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Литературно-музыкальная зарисовка по мотивам рассказа Боднарука
Классный час по экономике в начальной школе
Учитель: Иванова Юлия Васильевна
КГУ «Средняя школа №13» акимата города Рудного
Экономическая игра «Экономика вокруг нас»
Оборудование: оформление доски, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, грамоты.
Встреча у нас сегодня необычная,
Хотя, для кого-то уже и привычная.
В экономическую игру мы поиграем,
Кто на что горазд, сейчас узнаем.
Вам желаю здоровья, добра.
Ну что же, теперь игру начать пора.
Вступительное слово ведущего:
В этом учебном году четвероклассники на уроках познания мира начали постигать основы экономики и финансовой грамотности. За два прошедших месяца вы, ребята, смогли убедиться, что с экономикой связано всё, что нас окружает. Тот, кто знаком с основами экономики, увереннее чувствует себя в современном мире. И поэтому сегодня мы встретились на нашей экономической игре «Экономика вокруг нас», чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики.
Дети читают стихи:
1. Мы не просто мечтатели,
Мы будущие предприниматели
Будем думать о стране, а не
Только о себе и родной своей семье.
2. Страну мы поведем по дороге процветания.
Ну а пока, добудем прочные мы знания.
Ставим перед собой вполне реальную задачу
И не надеемся мы только на удачу.
3. Чтобы кризис обойти и не сбиться нам с пути,
Нужно многое узнать, нужно много разузнать.
Где нам взять кредит приличный,
Чтоб освоить «дело» лично.
4. Ум! Находчивость, смекалка, воля, риск,
В труде закалка. Вот нам верные друзья!
Говорю я вам не зря.
Представляю тех, кто смело
За непростое взялся дело.
– В сегодняшней игре принимают участие команды 4 «А» и 4 «Б» классов
– Слово команде 4 «А» класса:
Команда «Золотой запас»
Все за одного, один за всех,
Тогда в команде будет успех.
– Слово команде 4 «Б» класса:
Команда «Деловые люди»
Есть закон один для всех:
1 конкурс «Доскажи словечко»
Внимание! Внимание, друзья!
Первый конкурс объявляю я.
Строчки смело завершайте
И первые очки свои получайте!
Мы решили для продажи
Сделать чудный самовар.
И теперь изделье наше
И врачу, и акробату
На товаре быть должна
Будут целыми как в танке,
Обязан деньги ты вложить,
Чтоб производство запустить,
И чтоб ты прибыль получал
2 конкурс «Экономические ребусы»
Каждой команде предлагается разгадать три ребуса:
Ответы: товар, кредит, собственность.
В это время проводится игра со зрителями «Анаграммы»
3 конкурс «Кто больше?»
Задание: за 1 минуту вспомнить и написать как можно больше профессий, начинающихся на букву П.
4 конкурс «Исключи лишнее»
Детям предлагаются карточки, на которых написаны слова: 1. Заработная плата, покупка книг, плата за детский сад, приобретение билета на поезд. 2. Премия, выигрыш по лотерейному билету, плата за квартиру, пенсия. 3. Посещение цирка, покупка подарка другу, пенсия, покупка лотерейного билета. 4. Посещение театра, заработная плата, отпускные за летние месяцы, стипендия брата-студента.
В каждой строке необходимо найти и подчеркнуть лишнее понятие, выбор обосновать.
5 конкурс – конкурс капитанов команд.
Задание: показать стрелками, какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». Капитаны работают за доской.
6 конкурс «Литературный»
В это время остальные члены команд должны найти и соединить половинки пословиц:
– Есть ещё одна замечательная пословица: «Не с богатством жить, а с человеком». Как вы её понимаете?
Вопросы для болельщиков:
– Крупное учреждение, где хранятся финансовые ценности. ( Банк.)
– Как называются иностранные деньги? (Валюта.)
– Денежная единица США. ( Доллар.)
– Соперничество, состязание на рынке. ( Конкуренция.)
– Розыгрыш по билетам. ( Лотерея.)
– Несгораемый металлический ящик для хранения денег. ( Сейф.)
Нутис-фрутис, теперь все узнают,
Какие продукты у нас выпускают.
Удовлетворим потребности товаром.
Кто с рекламой быстро управится,
У того финансы поправятся.
Команды получили домашнее задание: придумать и нарисовать рекламу новых конфет. Защита работ.
8 конкурс «Экономические задачи»
Фирмачи мои, предприниматели –
Рынка нашего завоеватели.
Вы умны и развиты физически,
А мыслить-то умеете логически?
Командам предлагается решить 4 задачи с экономическим содержанием.
Дежурный Гусев, закончив уборку класса, довольный ушел домой. Но Гусев забыл погасить свет. Какой ущерб нанес дежурный школе, если за час использования электроэнергии в классе школа платит 200 тенге, а свет горел 12 часов? ( 200 · 12 = 2400 тенге)
При неисправности крана, с самой тонкой струйкой за сутки может уйти в канализацию до 150 литров питьевой воды. Сколько литров питьевой воды уйдет в канализацию за месяц (30 дней)? (150 · 30 = 4500 литров).
– Почему чаще всего говорят, что нужно экономить электроэнергию, газ, воду?
За неделю в школе было сломано 3 стула, на следующей неделе сломали 4 стула, а на третьей – ещё 3 стула. Какие убытки несёт школа, если стул стоит 2500 тенге? (2500 ∙ 10 = 25000 тенге)
За год кот Матроскин надаивает от своей коровы 3500 литров в год. Телёнку Гаврюше израсходовали 600 литров молока. На личные потребности истратили 2000 литров. Какой доход получит кот Матроскин, если продаст оставшееся молоко по 5 рублей за 1 литр? (3500 – 600 – 2000 = 900л; 5 ∙ 900 = 4500 рублей)
Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.
9 конкурс «Знаете ли вы?»
Командам предлагается отгадать, о чём идёт речь. Балл засчитывается команде, быстрее ответившей на вопрос.
– Денежная единица какой страны обозначается символом
? (Тенге – Казахстан)
– В Древней Руси основной денежной единицей были серебряные бруски определенного веса – гривны. Если вещь стоила меньше, чем весь слиток, то его рубили на части. Как называлась отрубленная часть бруска? (рубль)
– При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых изображался Святой Георгий на коне и с копьем в руке. Как назывались эти монеты? (копейки)
– В какой стране были отпечатаны первые бумажные деньги? ( В Китае около 2000 лет назад)
– Куда нужно бросить монетку в городе Риме, чтобы, согласно примете, вернуться туда вновь? (в фонтан Треви)
– Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку?
Пора подводить итоги, друзья.
Играли на славу мы и не зря.
В дальнейшей жизни, честная компания,
Всегда пригодятся ваши знания.
Ум и находчивость вы проявляйте
И на весь мир о себе заявляйте.
Последний конкурс «Черный ящик»
Угадайте, что в «Черном ящике» (в ящике находятся шоколадные монеты)
Вопрос: их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других – мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)
– Вот монетки-шоколадки
подарить я вам хочу.
Никогда я не забуду
-Для чего надо изучать экономику?
Итог (музыка к песне «Улыбка»)
Экономика- друг надёжный твой.
Не покинет тебя и не забудет.
Ты запомни её закон простой,
И тогда с тобой все в порядке будет.
И тогда наверняка запаришь ты в облаках,
Дом построишь и получишь еще дачу,
И машину, и бассейн, и соперников-друзей,
Займ, кредит и дивиденд еще в придачу
«Путешествие в страну «Экономика»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию учащихся, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности, закрепление полученных экономических знаний в разных видах экономической деятельности, расширение социальных представлений о современном обществе.
Материалы и оборудование:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
Я предлагаю всем встать в кружок поздороваться ладошками. А чтобы день у нас прошел познавательно и весело давайте повторим волшебное приветствие:
Встанем, дети, в дружный круг –
Улыбнется другу друг.
От улыбок наших теплых
Засияет все вокруг.
Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу с вами отправиться в очень интересную страну. Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?
Воспитатель. Страна эта называется Экономика. Я пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла вам вот такую красивую коробку. Внутри нее я собрала много интересных вещей, которые будем использовать в своем путешествии.
Воспитатель. И так, начнём наше путешествие.
Слайд 2( племя первобытных людей).
Воспитатель. Мы прибыли с вами во времена, когда древние люди еще покрыты шерстью и не имеют своего языка. Это было 2.5 миллионов лет назад. Жизнь древних людей была полна опасностей. Поэтому люди жили и занимались трудом вместе, чтобы прокормиться.
Слайд 3 (первобытные люди ведут общее хозяйство).
Воспитатель. Орудия труда были довольно простыми и делались из камня. В это время люди научились плести корзины и делать сети для ловли рыбы. Женщины оставались дома и собирали травы, коренья, а также яйца птиц, личинки и улиток.
Слайд 4 (женщины занимаются собирательством).
Мужчины же уходили на охоту.
Слайд 5 (первобытные люди охотятся на мамонта).
Труд древних людей был очень тяжелым.
Прошли миллионы лет и в жизнь человека изменилась. Люди научились засеивать поля и собирать урожай; выращивать скот: свиней, овец, коз и коров.
Слайд 6. (женщины собирают пшеницу, ведут домашнее хозяйство, мужчины возвращаются с охоты).
Люди научились делать из глины посуду (Слайд 7 (Гончар, ткач, кузнец), прясть из шерсти нити и изготавливать полотна , ковать из железа разные предмет). Так из года в года появились разные ремесла, профессии. Благодаря труду жизнь людей полностью изменилась.
Воспитатель. Сейчас каждый человек имеет свою профессию, ходит на работу, трудится. А какие профессии вы знаете ребята?
Воспитатель. Все мы устали в далеком путешествии, давайте отдохнем.
Воспитатель. Все, что нас окружает, ребята, сделано руками людей. Посмотрите внимательно и скажите, какие предметы в нашем кабинете сделаны руками людей?
Воспитатель. Мы одеваемся, питаемся, ездим в транспорте, читаем книги, смотрим телевизор, играем на компьютере благодаря труду самых разных людей.
Воспитатель. Послушайте стихотворение Фаины Алексеевны Барковой.
«Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каравай хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час-
И мы трудиться будем!»
Воспитатель. Все, что получается в результате труда, — это продукт труда. Продукт труда — это результат того, что человек сделал своими руками. Он может продаваться, а может быть использован для себя.
Воспитатель. Скажите, ребята, что можно изготовить, а потом продать?
Воспитатель. Послушайте загадку и отгадайте ее.
Всё, что в жизни продаётся,
И крупа, и самовар
Воспитатель. Молодцы, все правильно. Всё, что продается, называется товаром. Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара.
Воспитатель. Какие магазины вы знаете, ребята?
Воспитатель. Например, магазин мебели, в котором продаются диваны, шкафы, кровати, тумбочки, столы и т. д. Есть также и универсальные магазины (супермаркеты), в них продается все или абсолютно все: продукты питания, хозяйственные товары, товары для животных.
Воспитатель. Разные товары, имеют разную цену. Одни товары стоят дороже, другие — дешевле.
Воспитатель. От чего зависит цена на товар, как вы считаете?
Воспитатель. Цена на товар зависит от того, сколько времени понадобилось на изготовление вещи, дорого ли стоят материалы, из которых их делали, и как далеко пришлось их везти, чтоб продать. А еще очень важно для нас, чтобы изделие выглядело красиво и его хотелось купить.
Воспитатель. А что нам нужно, чтобы купить товар?
Воспитатель. Правильно, ребята, нам нужны деньги! Где же их можно взять?
Дети смотрят отрывок из анимационного фильма «Буратино», где герой сажает денежное дерево на Поле Дураков (слайд 8).
Воспитатель. Скажите, правда ли, что деньги можно вырастить?
Воспитатель. Наступило время вернуться нам к нашей машине времени.
Воспитатель. Было врыло время, когда люди, еще не знали, что такое деньги. Вместо этого они обменивали одну вещь на другую. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары.
Слайд 9 (люди обменивают товары).
Воспитатель. Первые деньги совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы. В одних местах деньгами считался живой скот: овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, табак, и даже сушёная рыба. В Сибири в ходу были «меховые деньги» – шкуры зверей.
Слайд 10 (древние деньги).
Воспитатель. Проходили века, и люди начали торговать между собой. Действительно, без торговли обойтись было очень трудно: в одном регионе есть, например, шерсть, а пшеницы маловато, в другом пшеницы вдоволь, но нет масла и тому подобное.
Воспитатель. Давайте поиграем в очень интересную игру. ( Воспитатель достает из своей коробки изображения различных товаров). Я вам раздам карточки с изображением разных продуктов. Вы должны договориться между собой и обменять свою карточку на другую.
Воспитатель. Видите, мы смогли легко обменяться с вами товарами. А в те древние времена людям было тяжело носить свой товар постоянно с собой. Люди перепробовали немало «денег», пока пришли к деньгам металлическим. Но и эти деньги мы бы с вами не узнали. Вначале они не были похожи на деньги, которые есть сейчас. Это были медные и серебряные кольца, брусочки, бусины и золотые изделия.
Слайд 11 (первые металлические деньги).
Воспитатель. Бумажные деньги появились в Древнем Китае.
Слайд 11 (бумажные и металлические деньги Древнего Китая).
Воспитатель. Во многих других странах были свои деньги, их чеканили из металла и делали разнообразные рисунки.
Воспитатель. А как называются наши белорусские деньги?
Воспитатель. Правильно, денежная единица Республика Беларусь – это рубль.
Воспитатель. Деньги бывают бумажными и металлическими. А еще деньги бывают наличными, когда их можно подержать и пересчитать в руках и безналичными, когда есть карточка банка, где хранятся деньги. ( Слайд 12)
Воспитатель. А кто из вас знает. За что можно получить деньги?
Воспитатель. Деньги, полученные за труд – это зарплата, за учебу – это стипендия, за то, что бабушки и дедушки трудились в молодости, им платят пенсии. Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет.
Воспитатель. У каждой семьи есть вещи, которые они должны покупать постоянно. Это называется потребность. Самые простые из них – это еда, питье, жилье, одежда. А какие потребности есть у вашей семьи?
Воспитатель. Покупая многие товары, мы ориентируемся на рекламу. А где вы встречались с рекламой?
Воспитатель. Все эти понятия, о которых мы сегодня говорили, живут в стране, которая называется Экономика.
Экономика – это страна, где учат правилам ведения хозяйства. Экономика учит нас разумно тратить деньги, экономить их. Покупать то, что нам нужно для жизни.
Воспитатель. Теперь вы знаете, что такое труд, товар, цена, деньги. Знаете, что человек может произвести продукт своего труда и продать его, выручив за него деньги.
– Что такое деньги? (Это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)
– Что такое заработная плата? (Это плата за работу.)
– Расскажите, на что ваша семья тратит деньги?
Воспитатель. Слово «деньги» знакомо каждому из вас. Сегодня вы узнали, что деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги, что труд людей измеряется в деньгах. На заработанные деньги человек покупает необходимые товары и услуги.
Запомните тратить их нужно разумно, в первую очередь на необходимые товары и услуги.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель. Вы все – большие молодцы! Настало время прощаться. Думаю, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам стать экономными, успешными и счастливыми людьми.
Экономическая задачка Два бизнесмена поспорили
Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили З000 рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?
Торговля
1. Организационный момент.
“Капитан”. 1. И.п. стоя. Поочередно сгибая руку в локте, прикладывать ко лбу – смотрим вдаль. 2. Руки на уровне плеч – кисти, наклоны в стороны – поворачиваем штурвал. 3. И.п. стоя. Повороты головы в стороны – осматриваем место путешествия. 4. И.п. стоя. Руки на поясе. Полуприсед, выставлять ногу на пяточку.
Цена
«Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Френсис Бэкон
Анаграмма лакмера оводрог ентпорц кекопай
Цель: усвоение детьми основных экономических понятий.
Ход викторины
I. Организационный момент.
Дети делятся на команды – «фирмы», дают своей «фирме» название. За правильный ответ на вопрос игры участники получают один «фунтик». Победу в игре одерживает та команда, которая имеет больше «фунтиков».
Конкурсы.
Для участия в игре вашей «фирме» необходимо получить разрешение – лицензию. Отгадайте загадки или ответьте на вопросы.
Чтобы врач купил пирог,
Та сумма, что заплатит покупатель,
Та сумма, что устроит продавца,
Как мера для обмена всех товаров,
Мишка коммерсантом стал,
У лисы кредит он взял.
Через год он разорился
Он в Америке родился,
С тех пор по странам гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют,
Как его все называют? (Доллар)
В магазине побывали, куклу Барби увидали.
Стали покупать – не хватает рублей пять.
Через день зашли – и на! Уже новая цена.
Что за хищница такая, даже деток обижает? (Инфляция)
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
Здесь акация стояла,
Из середины слова «а» вдруг потеряла,
Надоело ей стоять,
Пошла ценную бумагу покупать. ( Акция)
«Товар или услуга».
Напишите букву «Т», если это товар, или букву «У», если это услуга.
Книга – т
научить – у
мороженое – т
картина – т
помочь сделать уроки -у
постричь — у
посуда – т
огурцы – т
потушить пожар – у
защитить от преступников – у
перевезти на машине -у
телевизор – т
мебель – т
Ведущий вручает лицензии.
Команды представляют свои «фирмы», обосновывают название, рассказывают о виде деятельности.
Ведущий. Ребята, как вы считаете, что означает термин «экономика»? (Дети отвечают. Ведущий делает вывод) В наше время экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, всего мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Экономика – это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Однако первоначально это слово означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Разгадав ребус, вы узнаете, кто придумал это слово.
• Копейка рубль бережет.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
• Деньги любят счет.
• Без денег в город – сам себе ворог.
• Волков бояться – в лес не ходить.
• Глупый киснет, а умный все промыслит.
• Скупой платит дважды.
• Продай хоть ржи, а долгу не держи.
• Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
• Семь раз отмерь, один раз отрежь.
В России раньше существовали такие деньги: деньга, полушка, копейка, грош, алтын.
Определите значение этих денежных единиц:
1 деньга = 2 полушки;
1. Из незакрытого до конца крана с водой за час выливается капля за каплей 10 литров воды. Сколько воды выльется за сутки?
Ответ: 10 – 24 = 240 литров.
2. Туристы не затушили костер, начался пожар, в результате которого сгорело 15 гектаров леса. На каждом гектаре росло 200 деревьев. Сколько всего сгорело деревьев?
Ответ: 200 · 15 = 3000 деревьев.
3. На рынке продают дыни. Дыня весом 5 кг стоит 15 руб., а дыня весом 2 кг стоит 8 рублей. Какую дыню выгоднее купить?
Ответ: дыню весом 5 кг.
15:5 = 3 рубля стоит 1 кг 8:2 = 4 рубля стоит 1 кг.
4. Заяц, Белка и Енот сшили 10 костюмов. Сорока обещала их продать, за это она хотела получить одну пятую часть от всей вырученной за костюмы суммы денег. Сорока продала костюмы по 100 рублей за каждый. Сколько денег досталось Сороке?
Ответ: 200 рублей.
100 · 10 = 1000 рублей – выручила за все костюмы.
1000 : 5 = 200 рублей – получила Сорока.
5. Есть такая страна – Таиланд, а в ее столице – Бангкоке – один из крупнейших ресторанов мира. Он состоит из 65 примыкающих друг к другу домов. В нем одновременно могут пообедать 3000 человек. Как вы думаете, сколько официантов работает в этом ресторане, если один официант может обслужить сразу трех клиентов?
Ответ: 3000 : 3 = 1000 официантов.
Правильный ответ ты найдешь, если расшифруешь это «Меню».
Подсказка: поменяй местами столбики по порядку номеров, тогда по горизонтали прочтешь ответ.
Ответ: Директор и все работники ресторана лысые.
Ваши капитаны – это главы ваших «фирм», или их главные менеджеры. А у менеджера должны быть твердые знания и хорошие практические навыки, что мы сейчас и собираемся проверить.
Первое задание – «определение». Нужно соединить линиями данные понятия с соответствующими им определениями. ( Задание дается на карточках)
2. « Не открывая глаз».
Каждому игроку завязывают глаза и дают несколько монет разного достоинства: 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек, 10 копеек, 5 копеек, 1 копейка.
Задача состоит в том, чтобы на ощупь определить достоинство каждой монеты.
3.«Что сколько стоит».
Ведущий берет несколько предметов школьных принадлежностей, например: авторучку, пенал, ластик, линейку, карандаш, клей, ножницы, фломастеры и т. д. – поочередно показывает каждому игроку один предмет (например, одному – тетрадь, другому – авторучку) и спрашивает, сколько он стоит. Игрок должен назвать его приблизительную стоимость. Но ведущий сам должен знать, сколько примерно стоит та или иная вещь, например, тетрадь – 2 рубля, авторучка – 5 рублей, ластик – 3 рубля, карандаш – 2 рубля, ножницы – 15 рублей, клей – 8 рублей, пенал – 50-100 рублей и т. д.
Если названная игроком цена сильно отличается от реальной, ответ считается не засчитанным, и право ответа на этот вопрос переходит к сопернику.
1. Средство утоления жажды. ( Вода)
2. Стоимость одной вещи при продаже, обмене. ( Цена)
3. Деньги, уплачиваемые правительству в обмен на общественные услуги. ( Налог)
4. Денежная единица России. ( Рубль)
5. Слово, обозначающее желание человека. ( Хочу)
6. Слово, обозначающее потребность человека. ( Надо)
7. Самый главный потребитель денег в семье, на него больше всего тратится средств. ( Ребенок)
8. Продукты труда, который продается и покупается. ( Товар)
1. То, что используют при оплате товаров и услуг. ( Деньги)
2. Место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги. ( Банк)
3. Наука, знание которой позволяет нам жить лучше и богаче. ( Экономика)
4. То, без чего не выловишь рыбку. ( Труд)
5. Группа людей, взаимодействующих между собой и объединенных общими условиями жизни. ( Общество)
III. Подведение итогов. Команды подсчитывают свои «фунтики» и таким образом определяется победитель.
Внеклассное мероприятие по экономике в начальных классах
Рефлексия. О чём говорили на деловой игре?
О чём говорили на деловой игре? Что нового узнали? Было ли вам интересно? С кем вы поделитесь полученными знаниями?
Домашнее задание Самостоятельно сделать покупку
Домашнее задание
Самостоятельно сделать покупку.
ДЕНЬГИ – все, что принимается в уплату за товары и услуги
ДЕНЬГИ – все, что принимается в уплату за товары и услуги. Предметы, посредством которых выражается стоимость всех других товаров.
Рубль Доллар Евро Злотый Фунт стерлингов
Соедините части пословиц
Бюджет
Какие бывают деньги.
Доход
Мастер-класс по финансовой грамотности«Деловая игра»
3-4 классы
Подготовила и провела:Бекешева Н. С.