Классы
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
Предметы
- Алгебра
- Английский
- Биология/Окр. мир
- География
- Геометрия
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Обществознание
- Русский
- Физика
- Химия
Помощь с учёбой
- Диктанты
- Таблицы
- Скайсмарт ответы
- Конспекты уроков
- Банк заданий
Наша компания
- О нас
- Блог
- Контакты
В рассказе Бунина “Цифры” дядя поссорился с мальчиком, когда мальчик захотел посмотреть на цифры. Мальчик плакал, устроил истерику, но бабушка и мама поддержали дядю. Дядя специально отказывал мальчику, чтобы из мальчика вырос настоящий мужчина. Рассказ “Цифры” учит быть мужчиной, мужчины не капризничают, умеют быть сдержанным, они не могут вести себя как плаксивые девчонки. В конце рассказа дядя и мальчик помирились и дядя показал цифры. Главная мысль рассказа “Цифры” в жизни необходимо иметь смирение, чтобы не наломать дров, а достичь цели и вынести урок из жизненных трудностей. мальчикам в мире труднее, чем девочкам. Знаете ответ?
Монография посвящена изучению метапоэтики – исследования автором собственного творчества. При отсутствии специальных статей М. Лермонтова о литературе, искусстве обнаруживается пронизанность всего его творчества рефлексией над собственными произведениями – прозаическими, поэтическими, драматическими. Метапоэтика М. Лермонтова имеет философский характер, раскрывает тайны мастерства, особенности формы и содержания произведений в процессе самопознания творчества. The monograph is devoted to the metapoetics of Lermontov. Lermontov didn’t leave any special articles about literature and art, but his entire work can be considered as a reflection on his own ouevre – prose, poetic, dramatic. Lermontov’s metapoetics has a philosophical character, reveals the secrets of his mastery, features of the form and content of his poetic and prosaic works.
Басня Ивана Крылова «Лисица и Виноград»
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь»Басня Ивана Крылова «Мартышка и Очки»
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
Основная идея
Название рассказа имеет сразу несколько значений. Самое очевидное, цифры – это предмет конфликта между дядей и племянником, на обещании «обучить цифрам» строится сюжетная линия повествования. В то же время, цифры – символ детской мечты. Они становятся идеей, которая захватывает сознание маленького Жени и обретает для него большую важность. Наконец, цифры – это возраст. Несмотря на большую разницу в возрасте, оказывается, что рассказчик и Женя ведут себя одинаково: подчиняются эмоциональному порыву и затевают ненужную и неприятную для одного и другого ссору. Смысл рассказа «Цифры» заключается в необходимости вести себя мудро, ценить близких людей и их мечты.
Бунин вложил в свой рассказ не только назидание для взрослых, но и наблюдение за становлением личности ребенка. Главная мысль рассказа «Цифры» выражается в описании детского внутреннего мира, где обретение новых знаний становится настоящей навязчивой идеей.
О чем рассказ? По сути он не о цифрах, а о ссоре мальчика и дяди.
Рассказ после прочтения заставляет задуматься об отношениях между взрослыми и детьми. Автора волнует именно эта тема, а не как писать цифры.
Взрослые хотят установить свой авторитет над детьми часто любыми методами, способами, при этом мало задумываются о чувствах самого ребенка.
Правильно ли поступил дядя? Его можно как оправдать, так и осудить.
И все же он мог быть мягче и не провоцировать ребенка на такое поведение, ведь по сути ему он наврал про царский день, а ребенок это понял. Можно было объясниться с ним, убедить мальчика, занять чем-то другим наконец. В общем опуститься до уровня ребенка и его проблем и интересов.
Но дядя все время показывал, кто есть кто. Он взрослый и точка, как он сказал, так и будет.
Мальчику пришлось бороться с этой стеной своими доступными методами.
Победил дядя. Но это была не победа любви.
В конце все же появилась любовь и память об этой ссоре.
Снова к вопросу. Появляется чувство жалости к ребенку, задумываешься об отношении с другими людьми: что ты делаешь, ради чего и каков будет результат.
- какой урок и кому можно извлечь из рассказа Бунина Цифры???
Литература
marelydixon989
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда! - Литература
- 3 года назад
- Литература
2 минуты назад«Гей, ви зорі ясні!..Тихий місяцю мій! Де ви бачили більше кохання?»-вигукує ліричний герой твору А) П. Тичини; Б) В.Сосюри; В) Є.Плужника;
- Математика
2 минуты назадДОПОМОЖІТЬ
БУДЬ ЛАСКА - История
2 минуты назадВыберите из приведённого ниже списка черты “Просвещенного абсолютизма ”
1) введение конституции
2) распространение образования
3) установление веротерпимости
4) укрепление сословных перегородок в обществе
5) усиление независимости судебной власти
6) изъятие образования из рук церкви - Українська література
2 минуты назадПрометей на кого покладае свої надії на БОГІВ,НА СЕБЕ ,чи на людей.
- Математика
2 минуты назадНайдите шестой член арифметической прогрессии, если первый член её равен 4, а одиннадцатый член равен 8. A) 5 B) 4 C) 7 D) 6
1 hour
1 day
- какие жизненные уроки можно извлечь из рассказа И. Бунина “цифры”
Литература
braidenlogan938
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда! - Литература
- braidenlogan938
- 2 года назад
Критика и художественные особенности
Выдающийся вклад И. Бунина в литературу многократно подчеркивался писателями и критиками и был отмечен присуждением ему Нобелевской премии по литературе.
Как и другие рассказы Бунина, «Цифры» написаны легким, живым и эмоциональным языком. Сюжетная линия позволяет проследить проблемы, которые волнуют писателя, а яркие образы персонажей – полностью погрузиться в созданный автором мир.
Рассказ «Цифры» раскрывает тему детства и взросления, показывает особенности мировосприятия ребенка, учит читателя проявлять чуткость и житейскую мудрость.
Проникнутый легкой ностальгической грустью, текст показывает, как хрупок мир и как много в нем значат сила мечты, заботы и любви.
История создания
Во второй половине XIX века в русской литературе формируется традиция обращения к теме детства. Описывают период взросления и становления личности в своих произведениях Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие писатели. Обращается к этой теме и Иван Бунин. В его рассказе «Цифры» на первый план выходит история взаимоотношений дяди и маленького племянника. Автор показывает детское восприятие мира, эмоции и мотивы, которыми диктуется поведение маленького человека.
Рассказ был написан в 1906 году, через год после смерти в Одессе единственного сына Бунина – пятилетнего Коли. Сюжет «Цифр» напрямую не связан с этим событием, однако вся история окрашена в ностальгические, немного печальные тона.
Чему учит?
Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.
Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.
Главные герои и их характеристика
Несмотря на небольшой объем рассказа, Бунину удается создать живые и объемные образы героев в рассказе «Цифры», которые Многомудрый Литрекон заточил в таблицу.
Главные действующие лица – это дядя, он же рассказчик, и мальчик Женя.
Женяактивный и любознательный ребенок. Любая новая мечта, например, обучение счету, способна полностью захватить его душу. Дядя трогательно описывает его так: «Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!» И все же безудержная энергия мальчика часто выливается в капризы, которые приводят к конфликтам с самыми близкими людьми. ДядяИз речи рассказчика становится очевидно, что он очень привязан к племяннику, с такой теплотой и нежностью мужчина вспоминает детские годы Жени. В то же время дядя эмоционален и вспыльчив, шалости ребенка быстро выводят его из равновесия, что и приводит к ссоре. ЖенщиныСтрогая мама и заботливая бабушка – второстепенные персонажи рассказа, но их образы позволяют полнее обрисовать атмосферу, в которой происходит действие. Пусть любящая бабушка не является для ребенка серьезным авторитетом, как дядя, но именно ее житейский опыт помогает подобрать нужные слова, чтобы примирить дядю с племянником.
Тематика рассказа «Цифры» может быть описана более подробно, если Вы, уважаемые читатели, шепнете Литрекону в комментариях, чего не хватает его разбору?
Какие жизненные уроки можно извлечь из рассказа И. Бунина “цифры”
0
0
Тема рассказа И. Бунина “Цифры”-это доброта ,отзывчивость и чуткость в процессе воспитания детей. Идея проста,показать ,что взрослые не должны оставаться равнодушными к стремлениям ребёнка познать мир,не стоит искать повод для отказа,лишая малыша счастья. Часто взрослые ,прикрываются правилами общества, оправдывая свою излишнюю строгость к детям,”нельзя баловать”.
Жизненные уроки-это то,что взрослые должны быть мудрее детей,они должны находить выход из конфликтных ситуаций,оберегая ребёнка от душевных травм. Настоящее воспитание-это счастье для детей и взрослых,никто не должен страдать,необходимо понять,что делает счастливым ребёнка и не навязывать давлением свои взгляды.
побег посуды2. поиски посуды3. горе Федоры 4. возврат посуды
Уолт Ирвин и его супруга Медж однажды увидели в своём саду волка, у которого все лапы были в крови. Медж пыталась его накормить, а в ответ получала злое рычание. Но вскоре волк сдался, когда ему захотелось есть. После Уолт Ирвин хотел приручить его, хотел, чтобы он был сторожевой собакой. Но волк сбегал от людей. Сколько раз его ни привозили, волк всё равно сбегал. Тогда Мистер Ирвин решил отпустить его. Иногда он приходил к ним. Медж волка кормила и ухаживала за ним. Потом волк привык к ним и стал жить вместе с Уолтом и Медж. Всё у них было хорошо, но однажды к их соседке приехал брат Скифф Миллерс Аляски и, увидев волка, он не поверил своим глазам. Оказывается, что волк раньше жил со Скифом, с младенчества растил волка. Тут псу нужно было выбрать с кем оставаться. Пес метался, не зная куда идти. Он так привязался к своим новым хозяевам, что не знал, что делать. Вот он вроде бы уже собрался возвращаться к Скиффу, но, посмотрев на Медж, он остановился. Она плакала, не хотела отпускать пса. Волк метался туда – сюда. И тогда он подошел Медж, лизнул ее руки, как бы прощаясь с ней. Потом лег на ногу Уолту, посмотрел на них и помчался к Скиффу.
Четыре холопа и позже присоединившийся к ним барин голыми руками тащат из-под коряги огромного налима. Крики, ругань, советы, суета и вот десятифунтовой рыбиной в руках барина любуются все рыбаки. Но, извернувшись, налим ухудит.
Мораль: всякому свое дело по плечу: плотнику – плотниково, барину -барское, а на налима с голыми руками не ходят.
Скоро Новый год. Витрины магазинов пёстро украшены мишурой. На улице сильно пахнет хвоей и мандаринами. Люди суетливо закупают продукты для новогоднего стола. Детишки с радостью быстро и ловко наряжают пушистые ёлки. Мне весело и радостно. Ведь я так сильно ждала Новый год!
Примерно так. Просто можно взять некоторые предложения и переделать их.
Тарас убьёт Остапа. А Тараса казнят очень жестоким способом
Жанр, направление
Иван Бунин по праву считается одним из мастеров русского Реализма, каждое его произведение необыкновенно точно отражает те или иные аспекты жизни, а тонкий психологизм писателя помогает ему через отдельные реплики и детали изображать мельчайшие душевные движения персонажей.
«Цифры» — это рассказ, один из любимых жанров Бунина. Его отличает небольшой объем, ограниченное количество действующих лиц, но главное – все действие подчинено описанию одной сюжетной линии, раскрытию одной основной идеи. В данном случае речь идет о взаимоотношениях ребенка и взрослого, особенностях детского восприятия.
Краткий и полный анализ рассказа И. Бунина «Цифры»
С большой теплотой и любовью умеет передавать писатель Бунин детскую искренность, любознательность, непосредственность. Рассмотрите краткий и полный анализ рассказа Бунина «Цифры», в котором автор раскрывает внутренний мир ребенка, его чувства, желания, мечты.
Год написания и публикации — Рассказ написан и опубликован в 1906 г. История создания — Тема детства становится популярной для писателей второй половины XIX века. К ней обращаются Горький, Толстой и другие авторы. Рассказ написан через год после смерти пятилетнего сына Бунина, Коли. Нельзя сказать, что выбор темы рассказа связан именно с этим событием, но в произведении чувствуется большая любовь автора к ребенку, ностальгические воспоминания и печаль. Жанр — Рассказ. Направление — Реализм. Основная идея — Для родителя важно быть взрослым, в полном смысле этого слова, мудрым и любящим человеком, бережно относится к ребенку, не обесценивать его желания и мечты. Тема — Взаимодействие взрослого, умудренного опытом, человека и мальчика, только начинающего познавать мир. Проблема — Извечный конфликт отцов и детей. Композиция — В рассказе описаны воспоминания дяди о своем племяннике, о времени, проведенном с ним. Повествование ведется от лица дяди, что помогает раскрыть его чувства и чувства ребенка.
Тематика и проблематика
Тема – Мир детства – яркий, эмоциональный, захватывающий. Проблема – Ребенок еще не самостоятельный. Он зависим от взрослых, которые не всегда его чувствуют и понимают. С большим удовольствием читаешь о том какой яркий, эмоциональный и правдивый внутренний мир маленького мальчика. Он радуется и ненавидит всей своей душой, стремится как можно скорее познать этот необыкновенный удивительный мир. Взрослые во многом не понимают ребенка, пытаются обуздать его неуемную энергию.
Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
С пафосом и большой любовью Бунин описывает чувства ребенка, его впечатлительность, стремление к мечте. Чувствуется, что автор разделяет эмоциональные проявления мальчика, понимает, какую неуемную энергию носит в себе ребенок, как ему хочется выразить ее в мир. И как важно взрослым уметь направить ребенка, указать путь, который поможет проявить его способности и таланты, детскую неуемную жажду жизни.
Основные герои, их место в образной системе
В рассказе описана семья, общение между близкими людьми. Как правило, родственники связаны крепкими узами, и в этом всегда есть единение людей. Несмотря на это, взрослые, как бы образовывают группу, которая противостоит ребенку – мальчику Жене. Они объединены общими представлениями о воспитании, о правилах хорошего тона. Взрослые унижают достоинство ребенка, обманывают его, оттягивают осуществление мечты, одним словом, находятся в противоборстве с ним.
Литературные приёмы
В каждом произведении символы играют значимую роль. Основной символ рассказа присутствует уже в его названии – это цифры.
Цифры становятся основой конфликта между ребенком и взрослым. Обучение цифрам – это основная сюжетная линия рассказа. Загадочные цифры олицетворяют детскую мечту. Цифры имеют еще один смысл – они обозначают возраст. Когда смотришь на поведение ребенка и взрослого, то не видишь отличия. Мама, дядя, бабушка и Женя – все ведут себя как малые дети. Мне мальчик кажется даже взрослее, он по крайней мере, искренен и увлечен своей мечтой.
Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – конфликт «отцов» и «детей», относящихся к разным поколениям. И те, и другие формируются в разные временные периоды, которые по многим параметрам не совпадают. Взрослые не понимают маленького Женю, а он своих близких. Это тема, которая часто встречается в произведениях литературы, поскольку имеет большое значение для каждого из нас.
Смысл названия
Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.
Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.
В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.
Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.
Сочинение на тему «Чему учит рассказ Цифры» в рассказе Бунина И.
Для того, чтобы осуществилась мечта, иногда важно оставаться спокойным, набраться терпения. Мальчик Женя еще совсем мал, он хочет рисовать цифры немедленно. В детских сказках желания исполняются по взмаху волшебной палочки, но в жизни все бывает по-другому.
Я считаю, что человеку стоит научиться смиряться с тем, что он не в состоянии изменить. Иногда требуется выдержка и терпение на пути к заветной цели. Хотя, я думаю, что так может поступать именно взрослый человек, но не ребенок. Он еще не умеет управлять собой, и этому учат его взрослые. Я считаю, что от Жени требуют слишком многого, хотя сами взрослые ведут себя, как дети. Они, зачем-то, сдерживают себя, не выражают свои эмоции, подавляют чувство сострадания и любви к мальчику.
Мама, дядя и бабушка Жени – это близкие и родные люди для ребенка. Тяжело жить человеку, если он не получает поддержки и понимания в собственной семье. Кто же тогда его услышит и защитит?
Думаю, что взрослым стоит подумать, отчего Женя так агрессивно себя ведет, что ему не хватает. Я думаю, что в такой атмосфере любой ребенок стал бы «злючкой», как его называет самый близкий и дорогой человек – его мама. Она ведет себя бесстрастно, в ней не ощущается чувств к ребенку, не понимает его, считает сына злым и испорченным. Его обманывает дядя, а бабушка пугает и стыдит. Женя любознательный, стремится учиться, но осуществление его желания оттягивают, а мальчиком манипулируют.
Семья человека – это его основа, место силы, поддержки, радости. Хотелось бы в жизни видеть именно такие родственные связи, тогда бы и дети вырастали счастливыми.
Взрослые заняты своими «серьезными» делами. Они считают незначительной просьбу ребенка показать ему цифры. Читая рассказ, мы видим, какое большое значение для мальчика играет это желание. Он весь горит от предвкушения необыкновенного замечательного процесса. Его захватывает мир цифр, он хочет иметь общее занятие с дядей, которого любит. Я считаю, что не стоит отмахиваться от детских просьб, которые кажутся незначительными. Появляются «капризы», потому что ребенок не в состоянии выдержать всю ту бурю чувств и желаний, которая вовремя не смогла вылиться в какое-либо дело.
Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.
Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.
О чем заставляет задуматься рассказ «Цифры»? Прием взгляда в прошлое придает произведению не только ностальгическое, но и назидательное звучание. Оглядываясь назад, рассказчик может проследить мотивы своих поступков, попытаться понять психологию племянника и вынести из прошлого определенные нравственные уроки.
Если тогда мужчину раздражало шумное поведение и бесконечные просьбы Жени обучить его счету, то теперь воспоминание о них вызывает у него теплоту и нежность. Он понимает, что мир ребенка отличается от мира взрослого, любая мелочь обретает в этом мире небывалое значение, а новая мечта способна полностью увлечь его сознание.
Задача находящегося рядом взрослого – бережно отнестись к хрупкому миру ребенка и поддержать в его начинаниях. Это и есть вывод, который можно сделать после прочтения книги.
2019
Главные герои рассказа «Цифры» и их характеристика
Чему учит рассказ «Цифры» Рассказ учит справедливости, доброте, умению прощать. Учит тому, что тот, кто сердится никогда не бывает прав. Учит держать себя в руках, сохранять спокойствие. Учит не срывать свое зло на маленьких и слабых. Учит тому, что взрослые не всегда бывают правы.
Отзыв на рассказ «Цифры» Мне не понравился этот рассказ о страшном, безжалостном дяде, который настолько сильно страдал комплексом собственной неполноценности, что ему было важно победить маленького мальчика. Взрослые должны быть мудрее и добрее, а не равняться на капризных малышей.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Цифры»
Мальчик был большой шалун. Он часто не давал покоя всему дому криком и беготней. Но не было ничего трогательнее его, когда он прижимался к плечу своего дяди. Но в тот день произошла слишком сильная ссора и мальчик не подошел к дяде, а просто пожелал ему спокойной ночи. Но мальчик слишком сильно мечтал об одной вещи, а потому пересилил свою гордость, забыл обещание вечно ненавидеть дядю, и подошел к нему, чтобы попросить его показать ему цифры.
В то утро он проснулся с мечтой иметь свои собственные книжки и карандаши, научиться читать и писать цифры. И поэтому Женя сразу стал доставать своего дядю просьбами срочно купить ему книжек. Дяде не хотелось идти в город и он стал придумывать разные отговорки. Он говорил, что сегодня царский день, праздник, и магазины закрыты. Тогда мальчик стал просить хотя бы показать ему цифры, и дядя, чтобы отвязаться от малыша, пообещал показать ему цифры завтра. Мальчик пришел в сильное волнение, начал бегать и ронять стулья, и все время переспрашивал дядю. Он мечтал, чтобы скорее пришло завтра.
И от избытка эмоций Женя стал прыгать и громко кричать. Взрослые кривились, но терпели, пока дядя не выдержал и не потребовал прекратить балаган. Мальчик снова крикнул, и дядя сорвался с места, встряхнул Женю и дал ему хорошего шлепка.
Мальчик выскочил из комнаты и стал громки кричать, заливаясь слезами. Взрослые сидели в зале, делая вид, что ничего не происходит. Им всем хотелось пойти и успокоить мальчика, но они сидели, показывая характер. А мальчик все кричал и кричал, пока не обессилел.
Через полчаса дядя зашел к мальчику, делая вид, что ищет портсигар. Мальчик на полу играл с пустыми спичечными коробками. Он зло посмотрел на дядю, и сказал, что никогда не станет его любить и ничего ему не купит. Дядя пожал плечами, сделав вид, что ему все равно. Потом к мальчику заходили мама и бабашка, уговаривая его попросить прощения и грозя разными бедами. Но мальчик проявил характер. Тогда взрослые сделали вид, что забыли про него.
Вечером бабушка вновь принялась уговаривать мальчика. Она напирала на то, что дядя обиделся и никогда ему ничего не купит и не подарит. И не покажет цифры. Самолюбие мальчика было сломлено. Мечта сжигала его и у мальчика не было сил бороться с ней. Он был побежден.
Мальчик пришел к дяде и стал просить у того прощения. Дядя покапризничал для вида, но потом все-таки стал показывать мальчику цифры. Женя выводил цифры в тетрадке и был совершенно счастлив.
Проблемы
В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.
Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.
Анализ рассказа «Цифры» (И. Бунин)
Проза И. Бунина отличается необыкновенным реализмом и психологизмом. В своих рассказах писатель поднимает самые разные темы: природы, нравственности, любви, жизни и смерти. В рассказе «Цифры» Бунин обращается к еще одной важной для русской литературы теме – детства и взросления. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию подробный разбор рассказа «Цифры» по плану.
О чем?
Рассказ «Цифры» представляет собой своеобразную исповедь дяди перед племянником. Он написан от первого лица, то есть события прошлого раскрываются перед читателем глазами самого дяди, который вспоминает одну из крупных ссор с маленьким Женей.
Душа ребенка захвачена новой мечтой учиться, но дядя откладывает обещанный урок на завтра. Погруженный в свой яркий мир, Женя принимается активно и шумно баловаться, чем вызывает раздражение взрослых. Это приводит к крупной ссоре, в которой ни мальчик, ни дядя не собираются признавать свою неправоту.
Лишь мудрой бабушке удается примирить «мужчин», когда она напоминает внуку о «цифрах», которым может научить его только дядя.
Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».
Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.
Жанр, направление, композиция
Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.
При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.
Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.
Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:
Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.
Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.
Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.
Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.
Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.
Анализ рассказа Ивана Бунина «Цифры»
Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».