Слайд 1учитель музыки МБОУ «ООШ п. С ИНДА»Нанайского муниципального районаГричихина Людмила ЛьвовнаКонкурсное задание
Конкурс «УЧИТЕЛЬ ГОДА– 2019»
Слайд 2«Применение технологии интеллект карт на уроках музыки »
Описание методики использования инновационной технологии применения интеллект карт (mind maps)
на уроках музыки, которые позволяют сделать наблюдаемыми процессы мышления учащихся и обеспечивают формирование информационной компетентности.
Слайд 4Несомненно, технология интеллект-карт скоро может вызвать едва ли не революцию в
образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить технологию интеллект-карт.
О технологии интеллект-карт
Слайд 5 Автор метода интеллект-карт – специалист в области
психологии обучения и проблем мышления англичанин Тони Бьюзен. В начале 70-х годов XX века он, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, пришел к выводу, что гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный гениями, с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации.
Слайд 6«Создавая интеллект-карты, я хотел получитьуниверсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым
мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».
Слайд 7Интеллект-карта — это естественный продукт деятельности нашего мозга, где процесс мышления
выражается графически, является очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге и позволяет представлять информацию таким образом, чтобы её могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при её обычном линейном представлении в виде цифр и букв.
Слайд 8ИНТЕЛЛЕКТ КАРТАУмственные картыМысленные картыКарты представленийКарты памятиМентальные картыКартысознанияКартыинтеллектаКарты разумаКарты умаMind maps
Слайд 10 Что происходит в мозге, когда человек жуёт сочную грушу, наслаждается
ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый миг информации, поступающий в мозг,- каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, ритмический удар, ноту,прикосновение к объекту) – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков»
Теория радиантного мышления
Слайд 11Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа. От центрального
образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею и являются направлением для нашей карты. От веток первого уровня, при необходимости, отходят ветки 2 уровня, раскрывающие идеи написанные на ветках 1‑го уровня. Дальше этих ветвей можно делать более тонкие веточки. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты. Добавляем рисунки и символы, ассоциирующиеся с ключевыми словами. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Делайте всегда пустые линии. Задавайте себе вопросы, если это интеллект‑карта для решения важных вопросов или проблем.
Принципы создания интеллект‑карт
Слайд 13 Человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более
чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект‑карты.
Слайд 14 Метод интеллект-карт универсален и может быть применен на
любом этапе урока, он позволяет структурировать информацию в визуальной форме с целью активного её восприятия, эффективного запоминания и воспроизведения.
Интеллектуальная карта в образовательном процессе.
Интересно наблюдать за тем, как дети, особенно младшего возраста, воспринимают природу всеми своими органами чувств. Они трогают предметы, пробуют их на вкус, они двигаются и одновременно исследуют мир вокруг себя; сочиняют песенки, стишки о том, что видят; рассказывают друг другу придуманные ими самими истории, при этом их фантазии и мечты легко переводятся на язык интеллект-карт.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Основными свойствами ментальных карт являются:
Применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.
С помощью интеллект-карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и выделять ключевые слова, моменты систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты учащиеся учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.
Автор метода интеллект-карт — специалист в области психологии обучения и проблем мышления англичанин Тони Бьюзен. В начале 70-х годов XX века он, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, пришел к выводу, что гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный гениями, с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации.
Интеллект – карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются творческие способности детей, активизируется память и мышление.
Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, повысить мотивацию, качество знаний, скорректировать знания, развить коммуникативные и творческие способности, активизировать самостоятельную деятельность, выявить причины затруднений.
Полезные свойства интеллект – карт: наглядность, запоминаемость, привлекательность, своевременность, возможность пересмотра.
Применение интеллект – карт на уроках музыки
При составлении интеллект — карты на уроках музыки я выделяю три этапа работы: добыли (на этом этапе учащиеся добывают новые знания из различных источников и разными способами)
оформили (дети учатся преобразовывать информацию в форме интеллект-карты);
запомнили (подбор ассоциаций к понятиям; достаточно повторить интеллект-карту несколько раз, чтобы перевести учебную информацию в долговременную память). Для учащихся законы построения интеллект-карты излагаю как правила оформления: Чем больше лист, тем лучше. Минимальный формат — А 4. Лист необходимо расположить горизонтально. В центре располагается образ всей проблемы, темы, области знания. От центра исходят толстые основные ветви с подписями, которые далее делятся на более тонкие ветви, одним цветом. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие, желательно печатными буквами. Использовать разнообразную визуальную декорацию: форму, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки, что позволит выработать свой собственный стиль в рисовании. Метод интеллект – карт универсален и может быть применен на любом этапе урока. Он позволяет структурировать информацию в визуальной форме с целью активного её восприятия, эффективного запоминания и воспроизведения.
Наилучшие условия для формирования коммуникативных УУД создаются при групповой работе над интеллект-картой. Принятие коллективных решений и их реализация возможны в результате обмена идеями, свободного высказывания возникших ассоциаций, обсуждения в малых группах. Групповая работа может быть использована на уроках изучения нового материала и обобщения темы. Такие регулятивные действия, как контроль и коррекция, отрабатываются при анализе учащимися готовой интеллект-карты. Эта форма работы предполагает достижение наиболее высокого, качественного результата, так как принимаются любые предложения, каждый ученик становится активным участником дискуссии.
Интеллект-карта позволяет учителю:
организовывать учебно-познавательную деятельность,
управлять учебно-познавательной деятельностью,
систематизировать и обобщать предметное содержание,
анализировать и структурировать информацию,
создавать опорные алгоритмы действий,
визуализировать процессы мышления учеников
проводить контроль.
Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся. Метод интеллект-карт может использоваться при изучении любого учебного предмета, а также найти применение в любой сфере человеческой жизни.
Современное состояние образовательного процесса в России во многом определяется социальными и экономическими изменениями, в результате которых утверждается приоритет творчества в широком смысле слова. Одна из характерных отличительных особенностей настоящего времени заключается в востребованности творческой личности, способной как самостоятельно получать знания, так и воспроизводить на их основе новые.
Изменения в образовании в связи с введением Федеральных государственных стандартов требуют от педагога по-новому осмыслить образовательную деятельность в рамках своего предмета, по-новому взглянуть на его потенциальные возможности. При анализе опыта работы была выявлена проблема: учащиеся не могут качественно анализировать музыкальные произведения, так как не владеют музыкальной терминологией, часто путают понятия и термины. Изучая новые педагогические технологии, я заинтересовалась методом интеллект–карт, который позволяет эффективно запомнить теоретический материал, повысить уровень музыкальной образованности, тем самым позволяет решить одну из важных задач современного музыкального образования — воспитание культуры мышления и речи.
Автор метода интеллект-карт — специалист в области психологии обучения и проблем мышления англичанин Тони Бьюзен. В начале 70-х годов XX века он, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, пришел к выводу, что гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный гениями, с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации.
Интеллект-карта — это естественный продукт деятельности нашего мозга, где процесс мышления выражается графически, является очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге, и позволяет представлять информацию таким образом, чтобы её могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при её обычном линейном представлении в виде цифр и букв.
В основе построения интеллект-карт лежат шесть законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Т. Бьюзен делит законы на две группы: законы содержания и оформления; законы структуры. В центре интеллект-карты располагается ключевое слово или основная её идея. Основная идея должна быть центральным, наиболее бросающимся в глаза и запоминающимся элементом карты, активирующим мыслительные процессы, поэтому её нужно представить в образной форме с использованием цвета, формы, объёма.
При составлении интеллект — карты на уроках музыки я выделяю три этапа работы:
добыли (на этом этапе учащиеся добывают новые знания из различных источников и разными способами);
оформили (дети учатся преобразовывать информацию в форме интеллект-карты);
запомнили (подбор ассоциаций к понятиям; достаточно повторить интеллект-карту несколько раз, чтобы перевести учебную информацию в долговременную память).
Метод интеллект-карт универсален и может быть применен на любом этапе урока. Он позволяет структурировать информацию в визуальной форме с целью активного её восприятия, эффективного запоминания и воспроизведения.
Цели применения интеллект-карт могут быть различными:
передача знаний школьникам путём включения в образовательные ресурсы информационных полей, построенных на основе этого метода;
прояснения сложного для понимания вопроса, понятия по предмету;
запоминание и повторение основных положений теоретического материала;
проведения самоконтроля знаний.
Составление интеллект-карты на примере формирования понятия «музыкальный лад», «мажор», «минор», 3 класс.
Учащимся предлагается внимательно прослушать мажорное и минорное трезвучия и определить, чем они отличаются друг от друга. Учащиеся определяют, что музыкальные примеры различны по настроению (грустное и весёлое). Учащимся сообщается, что в музыке существует два основных ЛАДА: МАЖОР и МИНОР.
На доске по центу располагается понятие ЛАД (крупными печатными буквами в овале). От центрального образа расходятся две основные ветви разного цвета, которые подписываются менее крупными печатными буквами МАЖОР и МИНОР. Чтобы правильно запомнить настроение ладов, от основных ветвей исходят более тонкие ветви, которые подписываются мелкими печатными буквами «веселый» и «грустный». Акцентируется внимание на шрифт и расположение слов. Затем подбираются ассоциации к терминам «лад», «мажор», «минор». Можно использовать “мозговой штурм”. Эти ассоциации фиксируются рядом со словами в виде рисунка. Например, ладам МАЖОР и МИНОР детьми были предложены весёлый/грустный смайлики. Придумывая ассоциацию центральному образу, можно задать наводящий вопрос: “Кто может быть и грустным, и весёлым?”. Учащиеся предложили образ клоуна и как элемент его костюма — разноцветный колпачок. Таким образом, на доске создаётся шаблон интеллект-карты. Далее учащиеся по данному шаблону создают собственные интеллект-карты в тетрадях, подбирая понятиям цвета, которые у них ассоциируются с весёлым/грустным настроением, добавляя рисунки по своему желанию. В процессе создания интеллект-карт учащиеся визуализируют процессы мышления, проявляют творческие способности.
Рис. 1. Интеллект-карта по теме «Музыкальный лад». Выполнила: Черцова Владислава, 3 класс
Наилучшие условия для формирования коммуникативных УУД создаются при групповой работе над интеллект-картой. Принятие коллективных решений и их реализация возможны в результате обмена идеями, свободного высказывания возникших ассоциаций, обсуждения в малых группах. Групповая работа может быть использована на уроках изучения нового материала и обобщения темы.
Такие регулятивные действия, как контроль и коррекция, отрабатываются при анализе учащимися готовой интеллект-карты. Эта форма работы предполагает достижение наиболее высокого, качественного результата, так как принимаются любые предложения, каждый ученик становится активным участником дискуссии.
Составление интеллект-карты при получении новых знаний по теме «Певческие голоса», 5 класс.
Учащиеся класса разделены на группы. Каждой группе необходимо в музыкальном словаре найти значение слов. Первая группа: «сопрано», «альт», «контральто»; вторая группа: «тенор», «баритон», «бас»; третья группа: «сопрано», «альт», «дискант». Затем классифицировать голоса (мужские, женские, детские). После обсуждения полученной информации на доске оформляется шаблон интеллект-карты: центральный образ — «голос»; основные ветви — «мужские», «женские», «детские»; на более мелких ветвях располагаются названия певческих голосов, им соответствующие ассоциации в виде знаков (стрелки).
Дома детям необходимо подобрать ассоциацию к центральному образу, что способствует более глубокому анализу понятия, развитию ассоциативного мышления и умению аргументировать свой выбор.
Рис. 2. Интеллект — карта по теме «Певческие голоса». Выполнила: Соломина Полина, 5 класс
Составление интеллект-карты по теме «Средства музыкальной выразительности», 7класс.
Эффективен метод интеллект-карт и при систематизации знаний. В 6 классе учащиеся познакомились со всеми средствами музыкальной выразительности. В 7 классе необходимо актуализировать знания по данной теме, чтобы научить детей анализировать музыкальные произведения, используя терминологию. Привести в систему знания о средствах музыкальной выразительности позволяет метод интеллект-карт.
После повторения пройденного материала все понятия зафиксированы на доске. Среди них выделяем родовые, более широкие понятия (ветви первого уровня), а затем видовые, более узкие понятия (ветви второго, третьего и других уровней).
Совместно с учителем выполняется работа по составлению интеллект-карты:
подбор ассоциации центральному образу «Средства музыкальной выразительности»;
подбор ключевых слов, которые помогут вспомнить понятия;
рисование первой основной ветви, с разветвлениями более мелких ветвей;
рисование следующих основных ветвей с разветвлениями;
подбор ассоциаций к понятиям (рисунков, знаков, символов).
Рис. 3. Интеллект — карта по теме «Средства музыкальной выразительности». Выполнила: Фадеева Алина, 7 класс
На этапе ранжирования ассоциаций создаются условия для отработки таких познавательных УУД, как выделение главного, классификация, систематизация, обобщение.
Чаще всего данный метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы, выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. Анализ выполненных работ позволяет диагностировать уровень усвоения понятий учащимися, сформированность их предметных знаний, спрогнозировать дальнейшую педагогическую работу.
организовывать учебно-познавательную деятельность,
управлять учебно-познавательной деятельностью,
систематизировать и обобщать предметное содержание,
анализировать и структурировать информацию,
создавать опорные алгоритмы действий,
визуализировать процессы мышления учеников,
проводить контроль.
Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся. Метод интеллект-карт может использоваться при изучении любого учебного предмета, а также найти применение в любой сфере человеческой жизни.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная выразительность, метод интеллект-карт, составление интеллект-карты, учащийся, центральный образ, ветвь, группа, класс, групповая работа, теоретический материал.
Интеллект-карты, как средство формирования познавательных УУД
Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.
Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
В последние годы информация правит миром. Ее становится все больше и больше, а понимают и запоминают ученики все хуже и хуже. Увеличивается объем информации, который необходим человеку для успешной профессиональной деятельности.
Главное поле действий для педагога — урок. На уроке и формируется человек завтрашнего дня. Каким же должен быть урок сегодня и завтра.
В связи с этим учитель должен вводить в практику такие формы обучения, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом ученике жажду познания. Сегодня учащийся должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике? В связи с этим, необходимо внедрять новые информационные технологии.
В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным, писателем, бизнесменом, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзеном. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации.
Интеллект-карта — это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков
ЭТО простая техника графического представления информации.
«Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума».
Mindmapping позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения памяти в случае надобности. Это — наши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.
Этапы составления интеллект-карты следующие
Рисование интеллект-карты – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам и поводам: для принятия решений, организации мероприятий, разработки проекта и т.п. Сам процесс составления интеллект-карты стимулирует творчество, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушария мозга, чего не происходит при составлении обычных списков. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное – это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.
Для того чтобы логическая схема учащимися была заполнена правильно, чтобы получить желаемый результат, перед началом работы мы даем алгоритм составления интеллект-карты по данной теме. (слайд 9
Основным свойствами (слайд 15 ) интеллект – карт являются
. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
. Интеллект-карта наводит на мысли о новых идеях: бывает, достаточно провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы означать.
интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА (слайд 16)
Интеллект – карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой.
Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
Повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.
Есть еще одно преимущество: процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.
Технология интеллект-карт оттачивающее культуру мышления, приводит мысли в порядок.
Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.
Использование интеллект-карт является средством формирования таких познавательных УУД (слайд 12 результативность), как:
– поиск и выделение необходимой информации;
– применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
– структурирование знаний;
– определение основной и второстепенной информации;
– преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
– преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
– синтез и составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– формулирование проблемы;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В совокупности отмеченные выше познавательные УУД способствуют росту уровня обученности.
Уважаемые коллеги при всех прочих достоинствах главной задачей, которую должна решать любая образовательная технология это сохранение здоровья. Интеллект-карты экономят при подготовке к урокам, экзаменам, конференциям и освобождают время для отдыха, занятий спортом, способствуют формированию психологической комфортности.
И так в современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать.
В настоящее время идея широкого внедрения новых информационных технологий в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает сомнения.
Мы думаем, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к обучению.
Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, самоотдачи, творческого отношения к работе. Еще недавно конечной целью образования любого учебного заведения был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. В последние годы информация правит миром. Ее становится все больше и больше, а понимают и запоминают ученики все хуже и хуже. Увеличивается объем информации, который необходим человеку для успешной профессиональной деятельности. В связи с этим учитель должен вводить в практику такие формы обучения, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом ученике жажду познания. Сегодня учащийся должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.
Задача педагогов — сохранить индивидуальность каждого учащегося. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.
Главное поле действий для педагога — урок. Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса, неиссякаемый источник, который помогает учащимся набраться сил. На уроке и формируется человек завтрашнего дня. Каким же должен быть урок сегодня и завтра? Что же помогает педагогу улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной? В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным, писателем, бизнесменом, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзеном. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации.
Интеллект-карта — это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. Это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, который дает импульс к рождению множества ассоциаций, которые становятся центральным образом но уже для другого ассоциативного процесса.
Радиантное мышление— это способ работы мозга. Это понятие выражает процессы, происходящие в головном мозге, и свидетельствуют они о том, что процесс мышления осуществляется в образах или ключевых словах. Нашему мышлению от природы чужды линейность, монотонность, одноцветность.
Любая поступающая в мозг информация (слово, воспоминание, ощущение или мысль) — может быть представлена в виде центрального образа, от которого в стороны расходится огромное множество образов — ассоциаций. Каждая ассоциация имеет бесконечное количество связей с другими ассоциациями. Совокупность этих ассоциаций и называется нашей памятью.
Эффективное использование мозга — вот к чему стремился Тони Бьюзен. Изучая психологию, нейрофизиологию мозга, нейролингвистику, кибернетику, теорию восприятия, теорию творческого мышления и общие науки, Тони Бьюзен пришел к промежуточному заключению: производительность мозга можно увеличить, сохранив его эффективность, если дать возможность его потенциальным способностям работать совместно.
Известно, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем и правое, и левое полушария мозга. Именно на этом основана работа карт ума. Визуализация информации — представление информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д. Ментальные карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий потенциал. С одной стороны, они помогают нам мыслить, а с другой стороны, развивают наше мышление.
Mindmapping позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот метод можно использовать для конспектирования. Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Ментальные карты являются промежуточной стадией между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
Правила создания интеллект — карт:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект — карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Преимущества интеллект-карт перед другими методами:
экономия 50 % времени на конспект;
концентрация информации на важных моментах;
визуально четкие ассоциации;
улучшение запоминания.
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
изучение нового материала
закрепление материала
обобщение материала
написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
подготовка проекта, презентации
Данный метод дает возможность учителю:
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
активизировать деятельность
выявлять причины когнитивных затруднений
корректировать знания учащихся
При помощи «Интеллект — карты» легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные — на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
Мыслительные карты на уроках литературы можно использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле. Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала. Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и сохранив заинтересовавшие цитаты.
На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т. д.
Например, интеллект-карта, посвященная жизни и творчеству А. П. Чехова. Ребята прочитали статью в учебнике о писателе, затем посмотрели видеофильм «О жизни Чехова» и приступили к составлению интеллект — карты. На уроке ребята только наметили структуру будущей интеллект — карты, поэтому завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием. Также можно предложить учащимся составить ментальную карту прочитанного произведения. При этом интересно послушать их концепции нарисованного и написанного.
Составление этих карт поднимает наше мышление на новую высоту. Если обычный, линейный вид наших записей ведет свое начало из Средневековья, то карты ума — принадлежность века компьютерных технологий. Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т. е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Пример: Интеллект-карта по роману Ф. М. Достоевского«Преступление и наказание»
Петербург, университет, учёба, квартира, коморка, плата, деньги, страх, хозяйка, мысль, убийство, улица, бред, болезнь, теория, следствие, ожидание, сестра, мама, встреча, ссора, Рогозин, Лужин, Соня Мармеладова, старуха-процентщица, судья, Родион Раскольников, Свидригайлов, смерть покаяние, любовь, ссылка, одиночество, Евангелие, прозрение, мечта, наказание.
Родион Раскольников, Петербург, учёба, университет, бедность, деньги, хозяйка, страх, теория, убийство, мысли, следствие, сестра, мама, Рогозин, Лужин, Соня, улица, Свидригайлов, смерть, похороны, разговор, покаяние, признание, суд, любовь, слёзы, ссылка, Евангелие, прозрение, наказание
1. Родион Раскольников; 2. Петербург; 3. Старуха-процентщица;. СоняМармеладова; 5. Свидригайлов; 6. Следователь; 7. Теория. 6. К нарисованному образу предмета добавляем ветви — основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов. Соблюдаем размеры ветвей и расстояния между ними. 7. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток. 8. Оживляем карту рисунками, символами, смайликами, графикой, всем, что со словами ассоциируется. 9. Отделяем заполненные ключевые ветви друг от друга цветными блоками. 10. Устанавливаем объективные связи между блоками или их элементами
Таким обрахом, интеллект-карты помогают усвоить разницу между способностью к хранению объема информации, которая может бать запечатлена в памяти, что, собственно, позволяет демонстрировать метод интеллект- карт, и эффективностью хранения информации, повысить которую он (метод) призван. Эффективное хранение информации в мозге увеличивает объем усвоенной информации. Это напоминает разницу между хорошо и плохо организованным складом или между двумя библиотеками, в одной из которых имеется каталог книг, а другой таковой отсутствует.
Изобретатели интеллек- карт считают, что использование такого инструмента открывает путь к освобождению разума, к интеллектуальной свободе, чем обеспечивается совершенно новый уровень интеллектуальной производительности. Они настаивают, что в каждом человеке сокрыто множество талантов, но сам человек ограничивает себя своими мыслями.
Интеллект-карта представляет собой шаг вперед на пути прогресса от линейного (одномерного) через латеральное (двухмерное) к радиантному (многомерному) мышлению.
- Тони и Бари Бьюзен. “ Супермышление”. М,200
- Мюллер Хорст «Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей» М, 2001
- Н. Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. С Пб.: Питер, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ветвь, идея, ассоциация, слово, центральный образ, центральная идея, учитель, учащийся, урок литературы, урок, творческое мышление, современное образование, связь, процесс мышления, представление информации, мышление, мысль, метод интеллект-карт, ментальная карта, информация.