какой самый интересный Урок

Как провести интересный урок по русскому языку


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Провести занятие интересно — легко. Необязательно составлять план урока по русскому языку, но можно знать несколько принципов, которые сделают занятие увлекательным. Своими принципами поделилась Амбассадор цифрового образования и учитель русского языка Диана Минец.

Я преподаю биологию в школе больше 30 лет и всегда тщательно готовлюсь к урокам. Вы спросите: «Зачем? Наверняка наизусть знаете все темы». Разные дети, разные времена, современная техника на уроке — все это требует новых методических решений. Как же провести интересный урок биологии, увлечь учеников и получить удовольствие от собственной работы?

10 способов сделать урок биологии интересным для учеников

Проработка основной части лекции для интересного урока в школе

Главный принцип лекции, которую легко и удобно слушать — делить информацию на блоки по микротемам или по времени (5/10/15 минут). Особенно это важно для детей и подростков: тогда аудитория не успеет потеряться во всем объеме материала.

О чем еще следует помнить:

Однообразие и рутина в учебном процессе непросто дается не только детям, но и учителям. Ищете идеи и вдохновение, хотите порадовать учеников чем-то интересным или готовитесь к профессиональному конкурсу, где нужно использовать необычные фишки и приемы? Нестандартный урок — вот, что вам нужно. Как же его провести?


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Нестандартный урок: копилка необычных форматов

Здесь собраны самые ходовые форматы нестандартных уроков, расположенных от несложных, которые можно придумать буквально за перемену, до более эффектных, требующих объемной подготовки.

Формат лекции в современном образовании — устаревший и непродуктивный? Считается, что ученики не должны просто слушать преподавателя на уроке, односторонне взаимодействуя с информацией. Однако лектории, конференции, открытые выступления (и даже стендапы, в конце концов) регулярно появляются и набирают популярность! А значит, люди умеют и хотят слушать. Разбираемся, как же учителю подготовить интересный урок в школе, который понравится и запомнится ученикам, составив идеальную лекцию.


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Идеальная лекция: интересный урок в школе, который увлечет ученика

Ученикам интереснее погружаться в чтение, если они понимают, почему именно этой темой заинтересовался автор, было ли это связано с его жизнью или исторической эпохой.

читать стихотворение Пушкина «19 октября» невозможно без определённого экскурса в историю. Важно рассказать ученикам про открытие Царскосельского лицея, про декабристов.

И нельзя обойти стороной личную жизнь поэта: нужно пояснить, почему Пушкин дружил с Кюхельбекером и Пущиным, почему его отправили в ссылку. Так ученикам станет понятнее, о чём именно писал поэт, и они смогут проникнуться его историей.

Начало подготовки к идеальной лекции

Почему вы выбираете для урока именно формат лекции? А он точно будет здесь понятен и актуален? Или лучше выбрать что-то более интерактивное?

Определившись с целью, не забудьте о самом главном — аудитории вашего урока. Безусловно, материал лекции должен соответствовать:

Важен и контекст, чтобы ваше выступление было в первую очередь уместным. Вы хотите провести лекцию в рамках стандартного урока в 40 минут, или это занятие в кружке, или речь идет о внеклассном мероприятии?

Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен. Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

Преподавайте английский язык
взрослым ученикам!

Ищем онлайн-репетиторов с опытом преподавания, высшим образованием и уровнем языка от Upper-Intermediate.


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Сделать лекцию еще интереснее

Основной материал лекции собран и структурирован, можно ли еще как-то улучшить урок? Конечно! Самое время добавить фишки, которые будут держать интерес учеников и помогать вам лучше взаимодействовать с аудиторией. Если блоки информации будут преподнесены ученикам в различных форматах, дети точно не заскучают.

Вот лишь краткий перечень того, как можно изложить необходимый материал, чтобы получился интересный урок в школе:

Метафора

Подойдет, когда вы хотите эмоционально погрузить слушателей в материал, помочь им с помощью образов понять и прочувствовать суть термина, понятия или положения, о котором вы рассказываете.

Блиц-опрос (или «соцопрос»)

То есть обращение к личному опыту аудитории, необходима, чтобы максимально доступно объяснить ученикам материал. Это не универсальный инструмент, так как часто он сильно упрощает информацию лекции, к тому же не у всех слушателей может быть схожий опыт.

Факт к месту

Покажет вашу эрудированность и подготовленность. Иногда он может работать на структуру лекции, создавая некий «сюжетный поворот» или же просто помогая лучше раскрыть контекст.

«Шабаш»

Шутка или анекдот, которые разрядят атмосферу и помогут переключить внимание учеников на другой блок темы или то, что нужно вам.

Дилемма, которая может возникнуть при подготовке: использовать или не использовать вопросы к аудитории, и насколько часто? С одной стороны, это эффективный способ удержать внимание, а с другой — вдруг урок превратится в балаган? Каждый лектор вправе решать для себя этот вопрос сам, главное — помнить об уместности.


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Ещё можно провести урок-семинар на основе авторских рисунков. Для этого ученики предлагается визуализировать проект в формате манги или комикса. Например, темы «Война 1812 года» или «Правовая система России» можно иллюстрировать, а затем презентовать свой комикс на уроке. Проигравших и победивших нет, оценок тоже. Важен сам процесс и творческая реализация каждого ученика!

Кроме интересов, у каждого ученика свои стремления — об этом мы тоже мало задумываемся. когда даём всему классу однотипные задания. Кем они мечтают стать после школы? Пусть они расскажут об этом на мини-конференции. Предложите каждому ученику подготовить небольшое выступление на тему профессии, но так, будто они уже работают и состоялись в ней. Цель — дать детям возможность примерить на себя ту или иную профессию и глубже вникнуть в её тонкости. Возможно, если проводить эту конференцию регулярно, через год они расскажут уже о чём-то другом!


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Наверняка многие с восхищением смотрятна знатоков из «Что? Где? Когда?» — людей, которые, кажется, знают всё на свете. Проведите своё «Что? Где? Когда?» прямо в классе или даже онлайн: в течение минуты ученики могут обсуждать варианты ответа, разбившись на команды. « Что? Где? Когда?» можно проводить как на занятии, так и после школы — выберите удобное время время и создайте видео-звонок в «Сферуме». Кстати, множество вопросов для игры можно найти в сети, но можно написать самим.

Хорошо ли вы знаете своих учеников? Возможно, пришло время узнать их получше: что они любят делать вне школы, что слушают и смотрят. В интернете множество медиаформатов: кто-то выбирает TikTok,а кому-то интереснее включить подкаст. Пусть каждый ученик сам выберет ту форму подачи, которая ему больше всего нравится, и подготовит домашнее задание в этом формате — короткого видео, подкаста, страницы в соцсети. Уверены, ученики будут рады проявить себя в творческом проекте, и урок пройдёт весело и познавательно.

Ученик выбирает свой формат


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

TikTok очень популярен у школьников, и это стоит использовать учителю! В качестве домашнего задания или творческой работы каждому ученику нужно снять ролик, раскрывающий тему урока. Например, за 30 секунд рассказать о причинах Русско-японской войны или объяснить суть теории термодинамики. Каждый презентует свой TikTok, в конце все голосуют за то,у кого лучше получилось раскрыть тему.

Первый онлайн урок, до начала осталось 10 минут, руки вспотели, ноги дрожат, сердце стучит, как перед вступительным экзаменом, а ученик все не появляется. Тот урок так и не состоялся по техническим причинам, но я никогда не забуду, как отчаянно писала всем подряд — в техподдержку, руководителю группы, родителям ученика. К счастью, это единственный негативный эпизод, связанный с преподаванием онлайн. После 9 месяцев работы в сети, уверенно могу сказать, что нет более комфортного и интересного варианта преподавания, чем онлайн репетиторство. Плюсов огромное количество. Это интересный подбор материалов, возможность быстро вернуть внимание ученика к уроку, найдя информацию по его интересам, и эмоциональный комфорт. Работа из дома дает ощущение полной безопасности и спокойствия.

Если находить необычные “фишки”, которые еще больше будут интриговать и радовать ученика, то процесс работы доставит огромное удовольствие.

Поделюсь некоторыми интересными играми, которые я использую в своей работе.


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Выбирать вариант мотивашек можно исходя из возраста и интересов ученика. Конечно, такие игры надо покупать, но они стоят недорого, не больше, чем один урок с учеником. Кроме этого, радостный и веселый ребенок вряд ли от вас уйдет к другому учителю. Если у вас есть свои дети, они будут просто в восторге от магнитных игр. Получится двойная польза!

К примеру, последнее время был в тренде танец Floss. Я проверяла, работает для всех. Этот танец знают все ученики, а некоторые отлично повторяют движения.

https://youtube.com/watch?v=RXABo9hm8B8%3Fstart%3D90%26feature%3Doembed

Все эти методы хороши, но самое важное правило это быть внимательным и чутким к потребностям ученика. Ловите все моменты, когда у ученика горели глаза. Это поможет вам понять, как строить урок именно с этим учеником, на чем делать акцент, а что пропускать.

Урок-исследование

Суть формата: в начале занятия перед учениками ставится проблемный вопрос или дается незнакомое понятие, а им необходимо решить эту задачу с помощью набора заданий, новой информации, наводящих вопросов и т.д.

Что для этого нужно: учитель должен максимально четко продумать:

Где применять: при изучении тем, не имеющих однозначной трактовки; для развития критического и творческого мышления учеников.

⚡ Научить владеть языком в разных сферах

Знать русский язык — это не только выучить стили речи, признаки, жанры и нормы. Важно владеть языком и уместно использовать его.

Если составляете план урока по русскому языку, можно добавить задания, которые научат детей использовать язык в реальной жизни в разных сферах — и при этом понимать разницу применения. Например — как написать доверенность, составить резюме или заполнить заявление о приёме на работу. Все эти знания пригодятся школьникам в будущем — здорово уже сейчас научить их этому.

Урок-квест

Суть формата: ученики делятся на команды и выполняют задания, перемещаясь по станциям. В зависимости от сложности задумки ученики могут соревноваться на скорость, за количество выполненных заданий или посещенных этапов и т.д.

В подготовке к такому уроку не помешает помощь коллег! Она понадобится и в придумывании сюжета, и в разработке этапов и даже в подготовке реквизита.

Где применять: для любого предмета или всех предметов сразу. Можно просто провести квест для параллели как урок-закрепление материала или объединить таким мероприятием всю школу!

Огород на окне

Зимой ботанику вполне можно изучать с помощью опытов, используя прием «Огород на окне». Подсмотрела в «Пинтересте» у зарубежных коллег, как можно показать вегетативное размножение растений с помощью клубня.


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Пятиклашки заложили опыт по вегетативному размножению картофеля

Учить искать отсылки к классике в современной культуре

Современные фильмы, книги, музыка, сериалы увлекают детей больше, чем классическая литература. А что, если научить школьников видеть параллели между школьными произведениями и современной культурой?

учит видеть похожие черты между Человеком-пауком и Мцыри — ведь это романтические герои в чистом виде. Или анализировать, что похожего у героев «Преступления и наказания» и «Мстителей».

Также на уроках можно использовать музыку современных исполнителей, в которой встречаются аллюзии на классические произведения. Когда школьники узнают, что авторитетные для них люди ссылаются на поэтов — им становится интереснее узнать про автора.

Для знакомства с Иосифом Бродским Лариса включает в начале урока песню «Комната» популярной среди школьников группы 25/17. В этой песне есть прямые отсылки к известному стихотворению поэта. После этого ребятам становится интереснее разбирать, что значит комната для поэта и для современных музыкантов, обсуждать биографию Бродского.

Гибкий план урока

План — необходимая часть урока, а структурированность — залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например, если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

Творческие домашние задания

Кстати, о домашней работе. Конечно, она также должна быть «полезной», но это не мешает ей быть интересной. Задавайте ученику творческие домашние задания, которые он захочет выполнять. Например, если вы изучаете past simple, попросите его подготовить резюме эпизода любимого сериала. Если вы изучаете тему «Еда», попросите его создать меню для собственного ресторана. Творческое и интересное домашнее задание можно придумать для любой грамматической или лексической темы.

✅ Использовать цифровые инструменты

Диана использует на уроках онлайн-квесты и образовательную платформу Joyteka. На ней можно создавать в любых интерьерах своё наполнение «комнат». В итоге детям гораздо интереснее выбираться из кабинета профессора Розенталя, чем решать типовые задания сборника ЕГЭ. Также Диана предлагает создавать учебные комиксы на разные темы.

Удивление, интерес и неожиданность — то, что поможет увлечь детей на уроках.

Виртуальная биологическая лаборатория

Многие лабораторные исследования невозможно показать на уроках ученику, так как они часто связаны с опытами на животных (фистульная методика на собаках по И. П. Павлову, изучение физиологии нервной деятельности на лягушках и так далее) или с контактом естественными жидкостями организма (кровь, слюна, моча).

Виртуальные лабораторные работы снимают все вышеупомянутые ограничения. Проведите с пользой субботний вечер — сделайте виртуальную лабораторную работу по изучению действия желудочного сока на белки или строения крови лягушки. Достаточно открыть ее и выполнять онлайн. Если лабораторные работы у вас не работают, подключите плагин Adobe Flash Player с помощью сторонних сервисов.

Структура и концепция лекции для интересного урока в школе

Следующее, на что нужно обратить внимание, когда вы определились с целью и аудиторией, а также задали контекст — выстроить концепцию. Это тот стержень, на котором будет держаться весь учебный материал.

Худшая ситуация — преподаватель, пусть даже и вдохновенно, ярко, но сплошным потоком что-то рассказывает, а дети начинают путаться в обилии фактов и терять мысль учителя, а значит отвлекаться и скучать. Это точно не самый интересный урок в школе. 🙂

Как этого избежать? Определите, в какой логике вы будете вести свое повествование и какой посыл транслировать ученикам.

Как правило, структура может выстраиваться в таких направлениях:

Чаще всего, когда вы определяете концепцию, то сразу понимаете, какими должны быть начало и конец вашей лекции. Это очень важные части выступления, поэтому их стоит проработать особенно тщательно.

Перевернутый урок — нестандартный урок

Суть формата: элементы традиционного урока и домашнего задания меняются местами. Вместо того, чтобы послушать учителя, а дома отработать тему, дети сами изучают теорию, а на занятиях с учителем занимаются практикой. Иногда это используют на обучающих онлайн-курсах и называют методикой «перевернутого класса».

Что для этого нужно: важен подбор материала, который ученикам предстоит освоить самостоятельно. Как правило, это небольшие обучающие видео, понятные конспекты, статьи и пособия.

Если ребенок проигнорирует домашнее задание и придет на урок «пустым», он не сможет включиться в учебный процесс, что тоже важно учитывать.

Где применять: на несложных или дополнительных темах; для развития умения учиться у школьников.

Художественный текст и урок биологии

Литература может быть прекрасно вписана в уроки биологии. Тексты помогают ученикам лучше понять естественные науки, а также расширить свой книжный кругозор. Например, читаю на уроке биологии в 5 классе по теме «Водоросли» отрывок из повести Александра Беляева «Остров погибших кораблей».

Сюжет таков: пароход терпит бедствие. На его борту остаются трое человек. Полузатопленное судно медленно сносит течением в самое сердце Саргассова моря. Там догнивают сотни таких же скитальцев, за сотни лет захваченных в плен массой водорослей. С учениками обсуждаем, как водоросли приспосабливаются, отмечаем их морфологические особенности. Дополняю обсуждение новым материалом: циклами развития этих организмов.

Рефлексивный прием на уроке биологии

Так предлагаю провести рефлексию на уроке по изучению пищеварения в ротовой полости. Раздаю заготовки бумажных зубиков: кому достанется листок с улыбкой, пишут о том, как сохранить здоровье зубов, а на грустном — что разрушает зубы.


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Рефлексивный прием: наглядно и красиво

Любой урок может быть интересным. Как конструктор и дизайнер, учитель наполняет его мелочами, образами, действиями, которые сменяясь, создают учебную атмосферу. И ученики будут бежать на ваши уроки и самозабвенно учить ваш предмет!

Использовать инструменты вовлечения

На своих уроках Лариса использует искусственный интеллект, который оживляет портреты классиков. Смотреть на это гораздо интереснее, чем на портреты, которые просто висят в классе и не привлекают внимания.

Ещё учитель использует сервисы, которые помогают проводить опросы и тестировать учеников: QuizizzPlikersJoyteka

Но Лариса считает, что цифровые сервисы стоит использовать, когда они действительно нужны. Детей можно увлечь не только онлайн-квестом, но и сделав традиционный урок литературы интересным.

Биологическая разминка

Хорошее начало урока — половина его успеха. Предлагаю несколько приемов для разных возрастов школьников:

Голосовой помощник на уроке

Голосовой помощник Маруся от ВКонтакте оживит атмосферу урока. Она умеет включать энциклопедии, словари, песни, аудиокниги. На первом уроке биологии в 5 классе изучаются биологические науки, это достаточно «сухая» тема. В учебнике есть схема биологических наук, но нет пояснений. Задаем вопрос Марусе «Что изучает фенология?» и получаем исчерпывающий ответ. На уроке зоологии в 7 классе можно сыграть с Марусей в игру «Чей это голос?» и угадывать звуки животных.

Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы.

Креативная задача как домашнее задание

Предлагаю ребятам посмотреть всем известные мультфильмы с точки зрения ученого-биолога и найти в них противоречащие науке детали. Бросаю вызов ребятам любимым мультсериалом про Лунтика. Главный герой весьма похож на аксолотля, а как земноводное животное может жить среди членистоногих (пчел, кузнечиков, бабочек) несколько сезонов? Эстафету подхватывают ребята. Вот и новые примеры: черепашонок, вылезающий из панциря, рыба с губами, то есть с анатомическим типом млекопитающего, бык, имеющий вымя, и многое другое.

Возникают ситуации, когда сам ученик решает создать нечто полезное и креативное. Изучая агротехнические приемы, упоминаемые в ЕГЭ по биологии, моя ученица Алёна сделала виртуальный журнал «ЕГЭшный огород».


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Работа старшеклассницы Алены на платформе Padlet

Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика = быстрое и эффективное усвоение материала = прогресс и удовольствие от изучения языка.

Есть окна в расписании? Поможем заполнить! Самый удобный способ увеличить доход, не тратя времени: предоставим материалы, поддержку методистов и учеников. Подробности по ссылке: Skyeng

Биомоделирование

Все модели можно разбить на два больших класса: предметные (материальные) и информационные. Хочу показать на примере темы по членистоногим, как можно применить этот метод для проведения обобщающих уроков.

Дети любят мастерить, поэтому смело предлагаем сделать предметные модели. Ученики выбирают материалы, конструируют модели насекомых, их стадий развития, например, гусеницы. Обязательное условие — точное воспроизведение деталей строения (количество крыльев, конечностей и др.). Конечно, дети до конца не могут это выполнить, но сколько радости и удовольствия приносит сам процесс творчества и представления своей работы!


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

«Лесная полянка» на уроке биологии

Общение

В любое задание включайте элемент Speaking, ведь для большинства учеников это самый интересный аспект изучения языка. Даже если нужно выполнить упражнение типа fill in the gaps, обсудите с учеником фотографию, которая идет вместе с упражнением или самое интересное в нем предложение. Любое задание всегда можно «разбавить» с помощью общения.

Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.

TikTok’и на уроке


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Рэп в школе? Не стоит бояться, что это музыка улиц. В формате рэп-баттла можно научить учеников отстаивать своё мнение и аргументировать точку зрения. Наверняка в классе есть те, кто увлекается этим жанром — возможно, они смогут придумать, как подать тему урока в рэп-тексте. Даже тем, кто слушает другую музыку, будет полезно подумать над заданием — чтобы его подготовить, нужно очень хорошо повторить и понять материал.


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Тоже интеллектуальная игра, но которая больше развивает скорость мышления, а не командную работу. С учениками можно провести «Свою игру». Ученики — участники состязания. Учитель — ведущий. На выбор учеников представлено несколько тем вопросов, сгруппированные по сложностии количеству очков. Например, «Наполеон — 500», «Александр I — 300» и так далее. Участники последовательно выбирают, в рамках какой темы им зададут вопрос. На вопрос нужно ответитьза ограниченное время. По итогу ученики получают оценки в зависимости от того, сколько очков они набрали.


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Не убирайте камеры на смартфонах — они нам ещё пригодятся, и не только для TikTok’а. Для уроков литературы или истории можно снять на телефон короткометражный фильм по произведению или историческому событию. Ученикам можно проявлять фантазию (но не придумывать событий, которых не было!) и готовить реквизит и костюмы. Школьный «Оскар» ждёт новых звёзд!


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Кроме интересов, у каждого ученика свои стремления — об этом мы тоже мало задумываемся. когда даём всему классу однотипные задания. Кем они мечтают стать после школы? Пусть они расскажут об этом на мини-конференции. Предложите каждому ученику подготовить небольшое выступление на тему профессии, но так, будто они уже работают и состоялись в ней. Цель — дать детям возможность примерить на себя ту или иную профессию и глубже вникнуть в её тонкости. Возможно, если проводить эту конференцию регулярно, через год они расскажут уже о чём-то другом!


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Не убирайте камеры на смартфонах — они нам ещё пригодятся, и не только для TikTok’а. Для уроков литературы или истории можно снять на телефон короткометражный фильмпо произведению или историческому событию. Ученикам можно проявлять фантазию (но не придумывать событий, которых не было!) и готовить реквизит и костюмы. Школьный «Оскар» ждёт новых звёзд!

Рэп в школе? Не стоит бояться, что это музыка улиц. В формате рэп-баттла можно научить учеников отстаивать своё мнениеи аргументировать точку зрения. Навернякав классе есть те, кто увлекается этим жанром — возможно, они смогут придумать,как подать тему урока в рэп-тексте. Даже тем, кто слушает другую музыку, будет полезно подумать над заданием — чтобы его подготовить, нужно очень хорошо повторитьи понять материал.

Тоже интеллектуальная игра, но которая больше развивает скорость мышления, а не командную работу. С учениками можно провести «Свою игру». Ученики — участники состязания. Учитель — ведущий. На выбор учеников представлено несколько тем вопросов, сгруппированные по сложности и количеству очков. Например, «Наполеон — 500», «Александр I — 300» и так далее. Участники последовательно выбирают,в рамках какой темы им зададут вопрос. На вопрос нужно ответитьза ограниченное время. По итогу ученики получают оценкив зависимости от того, сколько очков они набрали.

Можно примерить на себя роль любимого героя сериала и не забывать при этом про школу. Попробуйте устроить урок-коллаборацию. Например: Математика x «Игры разума»: изучаем предмет вместе с персонажами фильма. И так с чем угодно, пусть ученики предлагают идеи сами. Сейчас столько сериалов, которые нравятся подросткам, что провести урок-коллаборацию можно практически по любому предмету.

Можно примерить на себя роль любимого героя сериала и не забывать при этомпро школу. Попробуйте устроить урок-коллаборацию. Например: Математика x «Игры разума»: изучаем предмет вместе с персонажами фильма. И так с чем угодно, пусть ученики предлагают идеи сами. Сейчас столько сериалов, которые нравятся подросткам, что провести урок-коллаборацию можно практически по любому предмету.

Ещё можно провести урок-семинар на основе авторских рисунков. Для этого ученики предлагается визуализировать проект в формате манги или комикса. Например, темы «Война 1812 года» или «Правовая система России» можно иллюстрировать, а затем презентовать свой комикс на уроке. Проигравшихи победивших нет, оценок тоже. Важен сам процесси творческая реализация каждого ученика!

Тоже интеллектуальная игра, но которая больше развивает скорость мышления, а не командную работу. С учениками можно провести «Свою игру». Ученики — участники состязания. Учитель — ведущий. На выбор учеников представлено несколько тем вопросов, сгруппированные по сложности и количеству очков. Например, «Наполеон — 500», «Александр I — 300» и так далее. Участники последовательно выбирают, в рамках какой темы им зададут вопрос. На вопрос нужно ответитьза ограниченное время. По итогу ученики получают оценки в зависимости от того, сколько очков они набрали.

Бумага / Карандаши, фломастеры / Canva / ПК

Смартфон с камерой / Камера / Аккаунт в TikTok

Смартфон / Аккаунт в TikTok

Открыта регистрация на курс:

Любой урок можно провести так, чтобы школьники проявили свои творческие способности, закрепили материал и к тому же весело провели время.

Окружить интересной информацией

В любом кабинете урока литературы висят портреты писателей. В кабинете Ларисы они тоже висели. Но когда на уроке дети не узнали изображение Некрасова, учитель поняла, что портреты достаточно бесполезны.

Вместо них Лариса повесила плакаты. Например, на одном плакате было написано «Чтение даёт возможности узнать много новых кельвыражансов». Дети обратили внимание на незнакомое слово и начали искать его значение в интернете. Так они не только обогащают словарный запас, но и практикуют работу с информацией — дети знают те сайты, которым можно доверять.

Ещё в классе Ларисы висел плакат с количеством книг, которое прочитали писатели и учёные. Самый частый вопрос, который звучал от детей: «Почему у Лермонтова там мало книг?». На плакате было написано, что он прочитал 931 книгу.

Лариса вместе с детьми стали вспоминать причины: Лермонтов умер молодым, у него было много других увлечений — он был неплохим художником, ещё он служил. Оказалось, что дети запоминают эти факты — но смогли вспомнить их только благодаря информации, которая заинтересовала.

Урок-викторина — нестандартный урок

Суть формата: мероприятие по командам, где в игровой форме ученики демонстрируют свои знания.

Что для этого нужно: вариантов этого формата масса — от «Своей игры» с интерактивной презентацией до творческих вопросов и заданий. Главное — туры викторины должны быть разнообразными и не повторяться.

Немаловажно и грамотное деление ребят на команды, чтобы всем было интересно и комфортно участвовать, не было явного перекоса в сторону той или иной группы.

Где применять: на уроках по любому предмету; на обобщающих уроках или уроках-повторениях.

⛩ Предлагать творческие задания

Задания по русскому языку не ограничиваются диктантами и сочинениями. Можно предлагать детям творческие упражнения, чтобы лучше понимать язык.

На примере простых стихов из интернета можно идеально раскрыть множество тем. Например:

Под питерским свинцовым небомСреди парадных как протестЖил смелый и принципиальныйПодъезд.

Этот стих можно использовать, чтобы объяснить тему территориальных лексических различий — и так называемых московского и питерского диалектов с их «парадными» и «подъездами».

5 интересных лекторов, у которых есть чему поучиться

Экономист, спикер, писатель. В своих выступлениях она часто перерабатывает личный опыт в интересную и полезную информацию, поданную очень структурно и понятно. Это помогает создавать образ уверенного человека, который способен влиять на слушателей — а что еще нужно хорошему преподавателю?

https://youtube.com/watch?v=pZB8eaDUSmk%3Ffeature%3Doembed

Пример идеальной лекции № 1: Ирина Хакамада

№ 2. Дмитрий Быков

Журналист, писатель, учитель литературы. Лекции отмечены очень яркой, экспрессивной подачей информации, которая выражает его собственный взгляд на тему или необычную трактовку классических произведений. Такой творческий подход поможет выделить преподавателя из числа других.

https://youtube.com/watch?v=E-aoB68dA2w%3Ffeature%3Doembed

Пример идеальной лекции № 2: Дмитрий Быков

№ 3. Александр Архангельский

Профессор ВШЭ, автор школьных учебников по литературе. Его характеризует сдержанная, академическая подача информации, но материал изложен простым и доступным языком, а четкая логика построения делает его лекции понятными даже ученикам-троечникам.

https://youtube.com/watch?v=mXno6KH9Abo%3Ffeature%3Doembed

Пример идеальной лекции № 3: Александр Архангельский

№ 4. Анна Виленская

Музыковед, композитор и преподаватель. В своих лекциях она смело совмещает классическую музыку и современные популярные песни, показывая общие закономерности и взаимосвязи. Такая свобода прослеживается и в мягкой, дружелюбной подаче: Анна шутит, сама рисует слайды презентаций, что создает атмосферу непринужденной дружеской беседы.

https://youtube.com/watch?v=0SftUyPkyjE%3Ffeature%3Doembed

Пример идеальной лекции № 4: Анна Виленская

№ 5. Максим Ильяхов

Редактор, лингвист, преподаватель, который ведет блог о написании текстов. Отличительная особенность его лекций — наглядная демонстрация знаний на практике, использование плохих и хороших примеров. Такой подход поможет построить четкое и понятное объяснение и удержать внимание учеников.

https://youtube.com/watch?v=lzoEu2mI4Z0%3Ffeature%3Doembed

Пример идеальной лекции № 5: Максим Ильяхов

Если хотите больше развить свой образ крутого преподавателя-лектора, обратитесь к книге «Выступление в стиле TED». В ней изложены советы от спикеров международных конференций: по составлению лекций, манере и подаче материала и психологической подготовке к выступлению.

Интегрированный урок

Суть формата: урок, который объединяет в себе одновременно несколько школьных предметов и требует от учеников широкого кругозора, знаний в разных областях.

Что для этого нужно: как правило, такие уроки проводят одновременно преподаватели разных предметов, поэтому самое главное — выбрать коллегу, с которым вы будете совпадать по духу, одинаково понимать цель и результаты. Такое занятие можно провести и в традиционном формате, и в нестандартном — подойдут идеи из этой статьи.

Где применять: в темах, объединяющих гуманитарные, естественнонаучные и другие предметы, но не стоит бояться и необычных сочетаний (например, история и химия, математика и литература, русский язык и биология) — может получиться очень интересно!

Проекты и эксперименты по биологии

Нет ничего интереснее, чем опыт, проведенный самостоятельно. Часто учителя оправдывают свое нежелание проводить лабораторные работы отсутствием оборудования. Но можно использовать облегченные версии.

Например, лабораторная работа «Обнаружение крахмала в образцах» в 5 классе при изучении темы «Химический состав клетки». Вначале проводим исследование образца крахмала по алгоритму: «Возьмите 1 г крахмала, положите на предметное стекло, добавьте 2-3 капли воды, размешайте, капните каплю йода. Каковы признаки реакции на крахмал?» А затем проводим опыты по обнаружению крахмала в ломтиках яблок, кабачков, картофеля.

Интересная экспериментальная работа «Какие клювы у птиц бывают?». Ее можно провести на кружке, внеурочном занятии для 5 класса. Экспериментируем с кормом и заменителями клюва (палочками, прищепками, ложками, пинцетом), ощущаем себя птицами.

✨ Объяснять исторический контекст

Современное поколение хорошо умеет критически мыслить и ничего не принимает на веру, просто потому что «так надо». Это работает и с правилами русского языка: бессмысленно заставлять их заучивать что-то — лучше объяснить, как это правило появилось.

Например, школьники учат, что «жи-ши» нужно писать с буквой И, но не знают — почему так. Можно объяснить им, что Ы пишется после твёрдых согласных, а И — после мягких. В древности буквы Ж и Ш были мягкими, поэтому всегда писались с буквой И. В XIV веке эти буквы стали твёрдыми, но традиция писать «жи-ши» сохранилась.

Если один раз объяснить это детям, у них появится понимание, что все правила, которые им нужно учить, — не бессмысленны. А значит, и запоминать их будет легче.

Биологический рисунок

В заданиях ЕГЭ по биологии есть множество схем и рисунков, с которыми ученику необходимо работать. В качестве домашнего задания предлагаю биологические раскраски по любым темам. Есть основа — черно-белый рисунок раскраски, а ученики должны дополнить его. Это позволяет установить ассоциативные и логические связи между кусочками материала, а всё вместе работает на запоминание и систематизацию изученного.


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

10 класс, повторение темы «Плоские, круглые, кольчатые черви»

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры.

Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

⏳ Разбирать, как язык меняется

Русский язык — живой организм. Он развивается, меняется, проживает периоды, когда на него влияют другие языки, разговорная речь, а сейчас — ещё и интернет. Поэтому неверно думать о нём как о статичном объекте.

Во время пандемии коронавируса появилось много новых слов: ковидник, ковидарий, ковид-паспорт, зумиться. На их примере можно наглядно показать, какие есть способы образования лексических единиц. Или разобрать с ребятами пару раз тексты современных популярных музыкальных исполнителей — с точки зрения текстовых категорий, языковых норм, средств выразительности, синтаксической структуры.

Детям нужно не только узнавать высокую и элитарную культуру, но и иметь представление о массовой. Иначе у них не будет понимания речевых регистров и сфер допустимого употребления.

Истории

Представьте ученику новую грамматику или лексику в форме истории. Например, если вы изучаете тему «Past Continuous/Past Simple», вы можете начать: «Yesterday, while I was going to work by the underground, a man came into the carriage and sat down opposite me. He had a monkey in his lap. The monkey was wearing jeans and a yellow jacket» (кстати, это правдивая история). Такая презентация темы будет для ученика намного интереснее, чем: «Right, today we are going to study the difference between Past Continuous and Past Simple».

Урок-дебаты

Суть формата: класс делится на две команды, представляющие позиции «за» и «против». Из них по очереди выбирается по одному представителю, которые в течение 1 минуты защищают позицию своей команды по тезису, выдвинутому учителем. Оценивает ответы учеников преподаватель или приглашенное жюри.

Что для этого нужно: важно дать ученикам возможность заранее разделиться на команды и подготовить аргументы как домашнее задание, тогда урок пройдет более интересно и динамично. Учитель должен сформулировать тезисы понятно и лаконично, учитывая уровень класса.

Где применять: на уроках по гуманитарным предметам при изучении проблемных вопросов или тем, допускающих две противоположные позиции.

Урок-шоу — нестандартный урок

Суть формата: занятие, которое построено как популярная телепередача или шоу на YouTube. Его задача — в формате, интересном и понятном ученикам, обсудить какую-либо учебную тему, проблему, область знания.

Что для этого нужно: убедиться, что две ключевые составляющие — формат шоу и учебная тема — хорошо сочетаются между собой.

Например, спор между славянофилами и западниками, поэтами Серебряного века можно преподнести в формате интернет-баттла; обобщить изученный период правления монарха с помощью шоу типа «Вечерний Ургант», приглашая гостей из различных сфер жизни общества. Большую роль в успехе урока будет играть подготовка учеников, поэтому стоит начать ее заранее.

Где применять: на уроках по гуманитарным предметам; в обобщающих уроках или обзорных темах.

Урок-конференция — нестандартный урок

Суть формата: ученики делятся на пары или группы и готовят доклады по разным аспектам изучаемой темы.

Что для этого нужно: чтобы урок не превратился в скучную бубнежку и чтение с листа, и вам, как организатору, и выступающим важно сделать материал интересным.

Продумайте четкие критерии оценивания ответов и необычный сценарий конференции, ставьте дополнительные баллы за самые удачные вопросы аудитории и хорошие конспекты выступлений других команд, предложите сделать творческую презентацию с музыкальным сопровождением, костюмами и т.д.

Где применять: на уроках по любому предмету; для обзорных тем или тех, которые требуют изучения большого объема информации.

Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities. Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.

Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов — ролевая игра. Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Взрослые ученики Skyeng
ждут своего преподавателя!

Вам предстоит пройти 4 шага отбора, первый из которых — рассказ о себе в формате записи голосовых сообщений.


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Как провести интересный урок по литературе


КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК

Если хочется заинтересовать детей чем-то, надо самому интересоваться этим и любить эту тему. Так считает Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы и Амбассадор цифрового образования. Она понимает, что когда ученики возвращаются домой, Пушкин может проиграть интересному сериалу. Но Лариса любит литературу и готова заряжать этим своих учеников. Как именно — рассказали в статье.

Про урокцифры:  Цифра один для дошкольников урок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *