Представляю два варианта ответа. Любой можно использовать для читательского дневника.
В рассказе Ивана Бунина “Цифры” представлен психолого-педагогический случай.
В каждой семье с детьми порой случается такое происшествие.
Ребенок начинает что-то требовать, не считаясь с тем, уместно ли его просьба именно в этих обстоятельствах, могут ли взрослые выполнить его просьбу, хотят ли они этого, в конце концов, здоровы ли они, хорошо ли себя чувствуют, чтобы отозваться на просьбу немедленно.
Настойчивость ребенка практически всегда выливается в конфликт.
А как известно, любой конфликт – есть толчок в развитии.
Все взрослые персонажи в рассказе прекрасно понимают, что мальчику Жене настала пора получить урок смирения своего эгоизма.
Этот урок они сообща и дают Женечке.
И это правильная тактика. Мальчик должен понять, что взрослые ВСЕ так понимают его капризы и ВСЕ так к ним относятся. Мальчика любят, а его капризы и злое отношение не принимают.
Если бы бабушка или мама пошли жалеть Женечку, гладить его по головке и утешать, то мальчик укрепился бы в своем эгоизме и самолюбии.
Вот именно поэтому бабушка и мама поддержали дядю.
В коротком но ёмком рассказе Ивана Бунина “Цифры” автор показывает нам семейный урок взбалмошному и капризному ребенку.
Поводом послужила просьба мальчика Жени научить его цифрам. Слово звучало заманчиво, постижение таинства цифр казалось счастьем. Женя очень жаждал этого счастья, до такой степени, что даже “шаркнул ножкой”.
Однако по причине “царского дня” дядя отклоняет просьбу племянника. И вот начинается сцена настоятельного требования со стороны ребенка удовлетворить его просьбу немедленно.
Выражается это в озлобленном и нарочитом стуке ногами об пол. (Иногда дети даже падают на пол, катаются по полу магазина, выпрашивая себе игрушку
Взрослые поступают очень мудро, выступая в единстве своими усилиями стараясь переломить эгоизм и капризы мальчугана.
С педагогической точки зрения это очень правильно.
Проза И. Бунина отличается необыкновенным реализмом и психологизмом. В своих рассказах писатель поднимает самые разные темы: природы, нравственности, любви, жизни и смерти. В рассказе «Цифры» Бунин обращается к еще одной важной для русской литературы теме – детства и взросления. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию подробный разбор рассказа «Цифры» по плану.
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Суть: о чем?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Основная идея
- 8 Чему учит?
- 9 Критика и художественные особенности
История создания
Во второй половине XIX века в русской литературе формируется традиция обращения к теме детства. Описывают период взросления и становления личности в своих произведениях Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие писатели. Обращается к этой теме и Иван Бунин. В его рассказе «Цифры» на первый план выходит история взаимоотношений дяди и маленького племянника. Автор показывает детское восприятие мира, эмоции и мотивы, которыми диктуется поведение маленького человека.
Рассказ был написан в 1906 году, через год после смерти в Одессе единственного сына Бунина – пятилетнего Коли. Сюжет «Цифр» напрямую не связан с этим событием, однако вся история окрашена в ностальгические, немного печальные тона.
Жанр, направление
Иван Бунин по праву считается одним из мастеров русского Реализма, каждое его произведение необыкновенно точно отражает те или иные аспекты жизни, а тонкий психологизм писателя помогает ему через отдельные реплики и детали изображать мельчайшие душевные движения персонажей.
«Цифры» — это рассказ, один из любимых жанров Бунина. Его отличает небольшой объем, ограниченное количество действующих лиц, но главное – все действие подчинено описанию одной сюжетной линии, раскрытию одной основной идеи. В данном случае речь идет о взаимоотношениях ребенка и взрослого, особенностях детского восприятия.
О чем?
Рассказ «Цифры» представляет собой своеобразную исповедь дяди перед племянником. Он написан от первого лица, то есть события прошлого раскрываются перед читателем глазами самого дяди, который вспоминает одну из крупных ссор с маленьким Женей.
Душа ребенка захвачена новой мечтой учиться, но дядя откладывает обещанный урок на завтра. Погруженный в свой яркий мир, Женя принимается активно и шумно баловаться, чем вызывает раздражение взрослых. Это приводит к крупной ссоре, в которой ни мальчик, ни дядя не собираются признавать свою неправоту.
Лишь мудрой бабушке удается примирить «мужчин», когда она напоминает внуку о «цифрах», которым может научить его только дядя.
Главные герои и их характеристика
Несмотря на небольшой объем рассказа, Бунину удается создать живые и объемные образы героев в рассказе «Цифры», которые Многомудрый Литрекон заточил в таблицу.
Главные действующие лица – это дядя, он же рассказчик, и мальчик Женя.
Женяактивный и любознательный ребенок. Любая новая мечта, например, обучение счету, способна полностью захватить его душу. Дядя трогательно описывает его так: «Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!» И все же безудержная энергия мальчика часто выливается в капризы, которые приводят к конфликтам с самыми близкими людьми. ДядяИз речи рассказчика становится очевидно, что он очень привязан к племяннику, с такой теплотой и нежностью мужчина вспоминает детские годы Жени. В то же время дядя эмоционален и вспыльчив, шалости ребенка быстро выводят его из равновесия, что и приводит к ссоре. ЖенщиныСтрогая мама и заботливая бабушка – второстепенные персонажи рассказа, но их образы позволяют полнее обрисовать атмосферу, в которой происходит действие. Пусть любящая бабушка не является для ребенка серьезным авторитетом, как дядя, но именно ее житейский опыт помогает подобрать нужные слова, чтобы примирить дядю с племянником.
Темы
Тематика рассказа «Цифры» может быть описана более подробно, если Вы, уважаемые читатели, шепнете Литрекону в комментариях, чего не хватает его разбору?
- Основная тема рассказа «Цифры» – взаимоотношения детей и взрослых. Необходимо понимать, что ребенок только начинает познавать этот мир, маленькие события часто становятся для него необыкновенно значимыми, а поведением не в последнюю очередь управляют эмоции. Писатель подчеркивает, как важно взрослому быть мудрым в общении с ребенком.
- Еще одна тема – детства как важного периода формирования личности и семьи, играющей одну из ключевых ролей в формировании этой личности. Маленький Женя мечтает учиться новому, энергия этой жажды не дает мальчику сидеть на месте. Мама, дядя и бабушка, как самые близкие люди, становятся проводниками ребенка в большой мир, и им следует подходить к этой роли бережно и ответственно.
- Воспитание становится еще одним поводом для раздумий автора. Необходимо не только не потакать ребенку, но и не ограничивать его в познании. Нужен компромисс и баланс между двумя крайностями, который с трудом нащупывают даже взрослые люди. Это говорит о том, что семья — та же работа, только еще более ответственная.
Проблемы
- Конфликты в семье. Вспыхнувшая из-за мелочи ссора дяди и племянника не является чем-то уникальным, конфликты в семье часто возникают из самых незначительных событий. Очень важным становится в таких случаях не подчиниться собственному эгоизму, а проявить чуткость и житейскую мудрость.
- Нравственная проблематика рассказа «Цифры» касается общих для ребенка и взрослого пороков: вспыльчивости, эгоизма и категоричности. Они становятся причиной ссоры, при этом и маленький мальчик, и взрослый мужчина одинаково не хотят признать свою неправоту и заключать мир.
- Упрямство. Очевидно, что от него страдают не только дети, но и взрослые и уже сформировавшиеся люди, поэтому каждому из нас необходимо воспитывать себя даже в преклонном возрасте.
Основная идея
Название рассказа имеет сразу несколько значений. Самое очевидное, цифры – это предмет конфликта между дядей и племянником, на обещании «обучить цифрам» строится сюжетная линия повествования. В то же время, цифры – символ детской мечты. Они становятся идеей, которая захватывает сознание маленького Жени и обретает для него большую важность. Наконец, цифры – это возраст. Несмотря на большую разницу в возрасте, оказывается, что рассказчик и Женя ведут себя одинаково: подчиняются эмоциональному порыву и затевают ненужную и неприятную для одного и другого ссору. Смысл рассказа «Цифры» заключается в необходимости вести себя мудро, ценить близких людей и их мечты.
Бунин вложил в свой рассказ не только назидание для взрослых, но и наблюдение за становлением личности ребенка. Главная мысль рассказа «Цифры» выражается в описании детского внутреннего мира, где обретение новых знаний становится настоящей навязчивой идеей.
Чему учит?
О чем заставляет задуматься рассказ «Цифры»? Прием взгляда в прошлое придает произведению не только ностальгическое, но и назидательное звучание. Оглядываясь назад, рассказчик может проследить мотивы своих поступков, попытаться понять психологию племянника и вынести из прошлого определенные нравственные уроки.
Если тогда мужчину раздражало шумное поведение и бесконечные просьбы Жени обучить его счету, то теперь воспоминание о них вызывает у него теплоту и нежность. Он понимает, что мир ребенка отличается от мира взрослого, любая мелочь обретает в этом мире небывалое значение, а новая мечта способна полностью увлечь его сознание.
Задача находящегося рядом взрослого – бережно отнестись к хрупкому миру ребенка и поддержать в его начинаниях. Это и есть вывод, который можно сделать после прочтения книги.
Критика и художественные особенности
Выдающийся вклад И. Бунина в литературу многократно подчеркивался писателями и критиками и был отмечен присуждением ему Нобелевской премии по литературе.
Как и другие рассказы Бунина, «Цифры» написаны легким, живым и эмоциональным языком. Сюжетная линия позволяет проследить проблемы, которые волнуют писателя, а яркие образы персонажей – полностью погрузиться в созданный автором мир.
Рассказ «Цифры» раскрывает тему детства и взросления, показывает особенности мировосприятия ребенка, учит читателя проявлять чуткость и житейскую мудрость.
Проникнутый легкой ностальгической грустью, текст показывает, как хрупок мир и как много в нем значат сила мечты, заботы и любви.
Ответ или решение1
В рассказе Бунина «Цифры» автор затрагивает тему отношений между взрослым и ребенком. После прочтения рассказа невольно задумываешься о том, как будучи взрослым, правильно вести себя с ребенком. Порой у взрослого много дел и он игнорирует просьбы ребенка. Таким отношением он может обидеть малыша, ведь маленькому человеку все новое особенно интересно. Также действовать нужно так, чтобы не быть у ребенка на поводу. Важно выстроить дружеские отношения, такие же, как и у главных героев рассказа.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии; 2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли; 3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы; 4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Срочно!!!!! Помогите пожалуйста!!!!
Дайте полный развёрнутый ответ.
Определите размер (в мегабайтах) цифрового аудиофайла, если он записан в режиме моно, его продолжительность составляет одну минуту, частота дискретизации равна 22 050 Гц и разрядность дискретизации — 16 бит.
Что происходит в рассказе цифры. Бунин. Анализ рассказа “Цифры”. я остановка
По мнению К. Паустовского, в области русского языка И. Бунин был мастером непревзойденным. Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествованием и единственно для этого повествования необходимые.
В рассказе И. Бунина «Цифры» два главных героя – дядя и мальчик. Судя по их теплым отношениям, они давно дружат. Чувствуется любовь дяди к племяннику, но он держит племянника на расстоянии, так как он уверен в том, что «вредно баловать детей». И душой он понимает, что надо сразу откликнуться на просьбу мальчика, но медлит с ответом все по той же причине.
«Я, видишь ли, очень, очень, умный дядя. » Главное чувство этой фразы – ирония. Дядя иронизирует над собою, но он забыл самое главное – то, каким он был сам в детстве.
Жизнь показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умен, умеет владеть своими чувствами, знает, как можно наказать ребенка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не баловать его.
А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуемыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, почему ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от огромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а просто дяде этого сейчас делать не хочется.
оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «какой черт окатил меня», «ушат злобы», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты».
Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нравоучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а и для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.
Взрослые переживают во время конфликта: «У бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу». -«Ужасно испорченный ребенок», – сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристрастной, мама». Хотя она понимает, что это не так.
«Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку» Он сожалеет о своем поступке: «Хотелось встать с места распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь горячим словом пресечь твои страдания».
Мальчик забыл все, что произошло в тот зимний вечер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не мучает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла а просто жил и радовался жизни. Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья.
Ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучили его коробочки, пустые спичечные коробочки, которые передвигал мальчик, сидя на полу. Эти коробочки – символ беспомощности, незащищенности, неприспособленности ребенка. И взрослым должно быть стыдно обижать детей, показывая им свою силу и превосходство»
Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь.
А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя ни в чем не был виноват.
«Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть!» Ребенок пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми спичечными коробками. Искренний порыв души сменила подделка. С одной стороны, он учится быть сдержанным, но с другой – теряет самого себя. А это слишком дорогая
1) Особенности жанра. Произведение И. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.
2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.
От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)
Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности»)
Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту
3) Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».
4) Характеристика героев рассказа.
Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)
Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день
Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)
Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)
Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде)
Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения <
Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему?
Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)
Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре
5) Особенности авторской позиции в рассказе. Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.
6) Смысл названия рассказа. Рассказ И. Бунина называется «Цифры», так как цифры – мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: «Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.
Обретение доброты и гармонии».
Цель:
показать взаимоотношения детей и взрослых в рассказе И. Бунина, опираясь на знания психологии.
раскрыть причины конфликта дяди и племянника;
найти способы выхода из конфликтной ситуации на примере героев рассказа;
дать характеристику героям.
развивать навык выразительного чтения;
развивать умение анализировать прозаический текст;
развивать навык связной речи.
воспитывать чувство гуманизма и сострадания;
воспитывать интерес к творчеству писателя;
воспитывать уважительное отношение к родным и близким.
Беседа с учащимися
Что означает слово «конфликт»?
Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?
Что нужно для конфликта?
Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?
Обратимся к рассказу И. Бунина и разберем конфликтную ситуацию этого рассказа.
В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом его предложении? Почему в рассказе от первого лица постоянное «ты»?
Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С вашей помощью пытается понять что-то, чего не понимал раньше. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке?
Чтение по ролям сцены из второй главы.
Учитель:
Оказывается, знакомство с цифрами, столь важное для мальчика, было отложено на завтра только потому, что взрослому человеку не захотелось этим заниматься.
Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»?
(грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).
Кому из вас знакома эта ситуация? От кого хоть раз отмахнулись взрослые в трудную минуту? (обсуждение вопроса).
Запись на доске
Схема нарастания конфликта.
Проследим, как нарастает конфликт между дядей и племянником.
1) Итак,
несогласие. В чем оно проявилось?
Мальчик: «Покажи цифры». Дядя: «Сейчас не хочу. Завтра».
– Почему дядя не пошел навстречу мальчику?
(он не хочет себя тревожить, а чтобы оправдать свою лень, ссылается на мудрое правило: «Вредно баловать детей»).
2) Вторая ступень конфликта –
недовольство. В чем оно выразилось? Найдите в тексте и прочитайте строки, говорящие о поведении дяди и мальчика.
Мальчик: «Ну, хорошо же, дядька, – пригрозил ты дерзко и весело. – Помни ты это себе». (Грохот стульев и удалые крики) – Дядя не обращает внимания на шум.
3) Следующий этап нарастания конфликта –
противодействие. Найдите строки, отражающие этот этап.
Мальчик: «Начал подпрыгивать, бить ногами в пол, вскрикивать». Дядя: «Перестань!»
4) За противодействием идет этап конфликта –
унижение.
Дядя «схватил ребенка за руку и вытолкнул из комнаты
А теперь найдите в тексте третьей главы слова, оценивающие поведение взрослого и поведение мальчика.
Дядя: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкал из комнаты».
Мальчик: «переполненная жизнью душа», «звонкий крик божественной радости», «сам Господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул».
– Что можно сказать о поведении взрослого и ребенка на основании данных слов?
(дядя унижает племянника, а тот как бы не понимает этого).
Но не для того был написан рассказ, чтобы сказать детям, как не надо себя вести. Цель автора – дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны.
5) Глава, в которой проявляется
агрессия,
четвёртая – следующий этап конфликта между дядей и племянником
(Дядя впадает в истерику. Мальчик внешне старается сохранить спокойствие).
Сочувствуют ли другие взрослые мальчику? Найдите примеры в тексте. Почему же они не утешили его?
(соблюдение правил для них важнее порывов собственного сердца).
6) Глава пятая начинается с вопроса: «И мы тотчас помирились?» – спрашиваешь ты».
О чем нам говорит эта фраза?
(мальчик уже забыл, что произошло вечером).
Почему забыл?
(его не мучает совесть, не хотел никому зла, детское сердце отходчиво).
Чем занимался мальчик?
(передвигал пустые коробочки из-под спичек).
Почему же ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули дядю? А сердце сжалось при виде пустых коробочек?
(коробочки – символ беспомощности, незащищенности ребенка).
7) Какой же урок, по мнению дяди, должен был извлечь ребенок из этой ссоры?
(любая радость в жизни должна быть заслужена, а не выпрошена. От жизни ничего не добьешься криками, слезами, топотом).
Зачитайте из части шестой слова, подтверждающие эту мысль.
Конфликт назрел. Есть ли пути выхода из данной ситуации? Обратимся к науке.
Слово психологу, который сообщает пути выхода из конфликта. Обсуждение.
Анализ своих действий
Какой выход выбрал мальчик? («ты смирился»). Мальчик стал деликатным. А теперь поработаем над словом «деликатный». Что оно означает?
Работа со словарем.
Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.
Соответствует ли поведение мальчика этому определению?
Это качество положительное, возьмете ли вы его себе?
Научил ли дядя мальчика писать цифры?
А сам он получил от мальчика какой-либо урок?
Какую азбуку открыл мальчик своему «очень-очень умному дяде»?
(уважать надо не только взрослых, но и детей).
Подведение итогов урока.
В чем, по-вашему, был виноват мальчик?
В чем виноват дядя?
На чьей стороне в этом конфликте автор?
Домашнее задание:
ответить письменно на вопрос «Чему научил меня рассказ И. Бунина «Цифры?»
Размышляем о прочитанном рассказе «Цифры».
На вопрос: «Кто виноват в ссоре мальчика и дяди?» — нельзя ответить однозначно. На первый взгляд кажется, что причиной ссоры является поведение мальчика, который топает ногами в пол. Но если мы вчитаемся в рассказ внимательнее, то увидим, что дядя раздражается именно от того, что осознаёт свою изначальную ложь и душевную лень, которая помешала ему сразу купить ребёнку карандашей, бумаги и показать цифры. Он понимает свою вину, но человеку трудно осознавать себя виноватым; он чувствует от этого раздражение и ищет повод, чтобы излить своё раздражение. Таким поводом становится шалость ребёнка. Причиной шалости мальчика дядя называет избыток жизненной энергии, которая ищет выхода в физической активности, в движении. Собственный поступок дядя осуждает: «Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку».
Бабушка и мама поддерживают дядю: мама считает, что необходимо быть беспристрастной, чтобы ребёнок не вырос избалованным, а бабушка в угоду дяде и маме «едва сидела на месте». Повествование ведётся от лица дяди, поэтому вычленить в произведении позицию автора очень сложно. На наш взгляд, задача автора в этом рассказе не в том, чтобы поддержать дядю или мальчика, а в том, чтобы показать внутренний мир дяди и мальчика, необходимость для взрослого человека всматриваться во внутренний мир ребёнка и анализировать мотивы своих поступков.
Ссора между героями выводит нас на взаимоотношения взрослых и детей. Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? Прийти к взаимопониманию иногда бывает очень сложно, и особенно от этого страдают дети. А взрослые могут совершить непростительные ошибки.
Автор поднимает не только проблемы взаимоотношений между взрослыми и детьми, но и философские проблемы о противостоянии человека общепринятым законам жизни, с которыми может смириться взрослый, который их понимает, но ребенок еще не может.
Повествование в рассказе ведется от первого лица, точнее, от лица героя-повествователя. Для автора важно понять, что чувствуют и какими мыслями живут герой и его племянник.
«Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, – это было после одной из наших ссор с тобой, – и, опустив глаза, сделал такое грустное личико? Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу! Если же дело происходит после ссоры, и если я в эту минуту скажу тебе хоть одно ласковое слово, то нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моим сердцем! Как порывисто кидаешься ты целовать меня, как крепко обвиваешь руками мою шею, в избытке той беззаветной преданности, той страстной нежности, на которую способно только детство!»
Но на этот раз ссора между дядей и племянником была слишком сильной.
«Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернулось к той заветной мечте, которая так пленяла тебя весь этот день. И вечером, как только эта мечта опять овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня. Ты помолчал, собрал силы и вдруг, торопясь и волнуясь, сказал мне: – Дядечка, прости меня. Я больше не буду. И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста! Можно ли было после этого медлить ответом? А я все-таки помедлил. Я, видишь ли, очень, очень умный дядя».
Удивительно, что автор описывает своего героя такими эпитетами: умный, рассудительный, мудрый, – так рассказчик характеризует себя. Но является ли это действительностью? Очень часто эти слова звучат с иронией. Разве умный и рассудительный – это тот, кто поступает, как все остальные? Вторая глава позволяет нам увидеть начало конфликта.
Но радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше и больше. И вот, когда мы – бабушка, мама и я – сидели перед вечером за чаем, ты нашел еще один исход своему волнению».
Мальчик не согласен ждать исполнения мечты, и это внешний конфликт, но в то же время в душе дяди появляется внутренний конфликт. Дядя, как положено, должен выждать время, он поступает так, как требуют правила, и ребенок его не понимает. Но дядя продолжает проявлять свою твердость. «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости. Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей». Так, внутренний конфликт развивается в душе дяди. Как же ему поступить: так, как велит сердце или так, как положено по правилам?
В третьей главе мы можем проследить за продолжением конфликта. «Я не только не забыл о тебе после твоего дерзкого крика, но весь похолодел от внезапной ненависти к тебе. И уже должен был употреблять усилия, чтобы делать вид, что не замечаю тебя, и продолжать разыгрывать роль спокойного и рассудительного». Все взрослые в этот момент объединяются против мальчика. Всем им больно, они все переживают, но выдерживают эту паузу.
«От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер. Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты. Затем паузы между верхней и нижней нотами стали сокращаться, – вопли потекли без умолку. К воплям прибавились рыдания, к рыданиям – крики о помощи».
И бабушка едва сидела на месте. Ее сердце рвалось в детскую, но, в угоду мне и маме, она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на темневшую улицу и быстро стучала ложечкой по столу. Понял тогда и ты, что мы решили не сдаваться, что никто не утолит твоей боли и обиды поцелуями, мольбами о прощения».
Мальчик кричит до изнеможения, в этот момент его состояние изображено не как каприз, а как настоящее человеческое горе. И взрослые понимают, что для ребенка каждый миг его жизни – это открытие чего-то нового и этот миг он переживает гораздо острее, чем взрослые. Ребенок чувствует эту обиду, гораздо сильнее она проникла в его сердце. Но конфликт продолжается. Что-то заставляет пойти ребенка на примирение. Бабушка ударила по самому живому.
«- А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал – туда-сюда. А цифры? Ведь уж этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем, – прибавила она, – делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте. И вышла из детской. Кончено, – самолюбие твое было сломлено! Ты был побежден».
«Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее. Я уже знаю это. С самых ранних дней моих я у нее во власти. Но я знаю и то, что чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее. И я уже давно в борьбе с нею. Я лукавлю: делаю вид, что я равнодушен. Но что мог сделать ты? Счастье, счастье! Ты открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья. И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее! Но жизнь ответила: – Потерпи. – Ну пожалуйста! – воскликнул ты страстно. – Замолчи, иначе ничего не получишь! – Ну погоди же! – крикнул ты злобно. И на время смолк. Но сердце твое буйствовало. Ты бесновался, с грохотом валял стулья, бил ногами в пол, звонко вскрикивал от переполнявшей твое сердце радостной жажды. Тогда жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды. И ты закатился бешеным криком боли, призывом на помощь. Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни. Смирись, смирись! И ты смирился».
В следующей главе в душу героя вновь возвращается любовь и нежность. Конфликт преодолен, и преодолен он ценой детского смирения.
«Помнишь ли, как робко вышел ты из детской и что ты сказал мне? – Дядечка! – сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье и все еще алкая его. – Дядечка, прости меня».
Ценой детской щедрости, чистоты и открытости преодолевается конфликт между дядей и племянником.
«- Ну уж бог с тобою! Неси сюда к столу стул, давай карандаши, бумагу. И какой радостью засияли твои глаза! Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть». (Рис
Рис. Дядя и племянник ()
Восприятие дядей племянника позволяет сделать вывод, что дядя очень хорошо понимает мальчика и видит, почему ребенок ведет себя именно так. Он любуется его радостью, но очень часто его сердце начинает возмущаться, когда ребенок не подчиняется велению взрослых. Острая жалость к мальчику переполняет дядю, и он понимает, что ребенок тоже способен испытывать оскорбления. Теперь посмотрим, как дядя воспринимает самого себя.
Было невмоготу и мне. Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим словом, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди».
Все время дядя ведет себя неестественно и поступает так, как полагается. И здесь возникает еще один конфликт – конфликт между сердцем и разумом. В нашем случае побеждает разум, дядя выдерживает паузу, и ребенок первым идет на примирение. Но не зря спустя много лет мальчик уже не помнит об этом случае, а в душе дяди этот случай остался. И вот теперь сердце побеждает, и, несмотря на прошедшие годы, дядя понимает, что он был не прав.
Своим рассказом Иван Бунин хочет сказать, как в жизни важно понимать друг друга, пытаться не обидеть. Обидеть очень легко, а пойти первым на примирение бывает гораздо сложнее. Вернемся к названию рассказа. Цифры как мечта, цифры как символ расчета (дядя умный, он знает цифры). Но не всегда в жизни нужно быть умным и следовать правилам. Иногда нужно слушать свое сердце.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе за 7 класс. Часть 1. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat ().
- Lit-helper.com ().
- 5litra.ru ().
- 900igr.net ().
Как повел себя Женя после того, как дядя отказался показывать ему цифру? Подкрепите свои слова цитатами из текста рассказа. Как чувствовал себя дядя в момент ссоры с племянником? Можно ли считать его отношение к Жене жестоким? Ответ обоснуйте. Какой вывод можно сделать о характере мальчика? Какими качествами автор наделил его? 4. Почему взрослые не пожалели плачущего Женю? Справедливо ли это, на ваш взгляд? 5. О чем повествует рассказ И. Бунина «Цифры»?
- Письменно ответьте на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван «Цифры»?
- Напишите характеристику одного из героев рассказа.
Сочинение на тему “Чему учит рассказ Цифры” в рассказе Бунина И.
- Не все мечты мгновенно осуществляются – человеку важно научится смиряться
- Произведение учит бережному отношению к своим близким
- Бывают желания и просьбы, жизненно важные для человека, особенно, если речь идет о ребенке
Для того, чтобы осуществилась мечта, иногда важно оставаться спокойным, набраться терпения. Мальчик Женя еще совсем мал, он хочет рисовать цифры немедленно. В детских сказках желания исполняются по взмаху волшебной палочки, но в жизни все бывает по-другому.
Я считаю, что человеку стоит научиться смиряться с тем, что он не в состоянии изменить. Иногда требуется выдержка и терпение на пути к заветной цели. Хотя, я думаю, что так может поступать именно взрослый человек, но не ребенок. Он еще не умеет управлять собой, и этому учат его взрослые. Я считаю, что от Жени требуют слишком многого, хотя сами взрослые ведут себя, как дети. Они, зачем-то, сдерживают себя, не выражают свои эмоции, подавляют чувство сострадания и любви к мальчику.
Мама, дядя и бабушка Жени – это близкие и родные люди для ребенка. Тяжело жить человеку, если он не получает поддержки и понимания в собственной семье. Кто же тогда его услышит и защитит?
Думаю, что взрослым стоит подумать, отчего Женя так агрессивно себя ведет, что ему не хватает. Я думаю, что в такой атмосфере любой ребенок стал бы «злючкой», как его называет самый близкий и дорогой человек – его мама. Она ведет себя бесстрастно, в ней не ощущается чувств к ребенку, не понимает его, считает сына злым и испорченным. Его обманывает дядя, а бабушка пугает и стыдит. Женя любознательный, стремится учиться, но осуществление его желания оттягивают, а мальчиком манипулируют.
Семья человека – это его основа, место силы, поддержки, радости. Хотелось бы в жизни видеть именно такие родственные связи, тогда бы и дети вырастали счастливыми.
Взрослые заняты своими «серьезными» делами. Они считают незначительной просьбу ребенка показать ему цифры. Читая рассказ, мы видим, какое большое значение для мальчика играет это желание. Он весь горит от предвкушения необыкновенного замечательного процесса. Его захватывает мир цифр, он хочет иметь общее занятие с дядей, которого любит. Я считаю, что не стоит отмахиваться от детских просьб, которые кажутся незначительными. Появляются «капризы», потому что ребенок не в состоянии выдержать всю ту бурю чувств и желаний, которая вовремя не смогла вылиться в какое-либо дело.
Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».
- 1 История создания
- 2 Смысл названия
- 3 Суть
- 4 Жанр, направление, композиция
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Смысл
- 9 Чему учит?
Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».
Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.
Смысл названия
Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.
Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.
Суть
В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.
Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.
Жанр, направление, композиция
Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.
При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.
Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.
Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:
Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.
Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.
Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.
Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.
Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.
В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.
Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.
Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.
Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.
Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.
Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Цифры Бунин И. — читательский дневник
1887 — 1953
Бунин – известный писатель, переводчик, поэт. Его произведения интересны, эмоциональны, правдивы. Предлагаем рассмотреть читательский дневник к произведению Бунина «Цифры», который поможет лучше осмыслить это трогательное произведение, раскрывающее внутренний мир ребенка.
- Время и место сюжета
- Главные герои и их характеристика
- Краткий пересказ повести
- Вывод и свое мнение
- Система образов произведения
- Словарь незнакомых слов
- Афоризмы, понравившиеся цитаты
Время и место сюжета
Рассказ написан автором в 1906 году. События, описанные в произведении, происходят в дореволюционной России в начале ХХ века. Дядя приезжает к родным из Москвы.
Главные герои и их характеристика
Женя — непоседливый активный ребенок. Он – настойчивый, стремится добиваться желаемого. Он искренне проявляет себя как в любви, так и в ненависти. Мальчик бывает агрессивен, у него много энергии, но он еще самостоятельно не может найти дело, на которое будет направлена его деятельность и внимание. Его переполняют чувства восторга в предвкушении нового интересного занятия. Дядя — родной дядя Жени. Он искренне привязан к ребенку, очень его любит, но боится разбаловать. От лица дяди ведется повествование. Дядя сдержан в проявлении своих чувств. Иногда он просто-таки безжалостен к ребенку, обманывает его, откладывает дело, намеченное совместно с ребенком.
Краткий пересказ повести
В рассказе показаны взаимоотношения дяди, приехавшего погостить к родным, и его маленького племянника. Они очень любят друг друга, но у обоих непростой характер. Ребенок просит дядю показать ему цифры, но дядя настаивает, что покажет их позже. Ребенок не может дождаться и ведет себя вызывающе. Дядя и племянник неоднократно ссорятся. Дядю поддерживают мама и бабушка мальчика, которые возмущаются поведением ребенка. Наступает момент перемирия, когда дядя и племянник рисуют цифры. Они наслаждаются процессом, и счастливы от общения друг с другом.
Смотрите более подробный краткий пересказ рассказа “Цифры” Бунина И.
Главная мысль, чему учит произведение
Для родителей, родственников важно понять ребенка, а не воспитывать его. Взрослые люди уже имеют жизненный опыт, они самостоятельны, а ребенок еще зависим и мал. Мама производит впечатление безынициативного человека, равнодушного к ребенку. Не удивительно, что в такой атмосфере, мальчик злится, крушит стулья. Нет человека, который честен, искренен с ним, который поддерживает его. Что же удивляться, что он так агрессивно себя ведет?
Я считаю, что недопустимо так относится к маленькому живому человеку. В нем-то и человека не видят. Взрослые обманывают его, пугают, стыдят, унижают его достоинство. Мама называет мальчика злючкой. Взрослые пользуются тем, что ребенок еще мал, не может уличить их в обмане, не в состоянии понять, что его пугают, не умеет постоять за себя. Жаль, что родители иногда так относятся к своим детям. Он делает первые шаги, и еще только учится жить, а от него хотят такого же поведения, как от взрослого – выдержки и смирения. Я считаю, что произведение учит чувствовать и понимать своего малыша, а не ставить перед ним непереносимые запреты.
Вывод и свое мнение
Мне не понравилось, как взрослые люди относятся к ребенку, который им не посторонний человек, а родной. Дяде не хочется идти в магазин, и он обманывает мальчика, говоря, что сегодня царский день. Ребенок чувствует подвох и противоречит, но он не в силах еще ничего доказать. Бабушка пугает ребенка полицейским, тоже обманывает его, стыдит, что дядя возит ему подарки, а Женя так плохо относится к нему.
Мне рассказ очень понравился. Бунин так ярко и достоверно описывает чувства ребенка, его состояния, любознательность, не имеющую пределов. Читая рассказ, понимаешь, какой огромный, безграничный мир живет в душе каждого малыша. Жаль, что для своих близких мальчик выглядит таким несмышленым. Об эмоциональных проявлениях ребенка в интерпретации Бунина очень интересно читать.
Система образов произведения
Я бы сказала, что все образы находятся в единстве – это родные люди, которые растят живого подвижного мальчика. Но, несмотря на любовь к ребенку образы всех троих взрослых находятся в конфронтации с образом мальчика. Они как-то странно воспринимают процесс воспитания и создают преграды в своей любви к родному маленькому человеку. Они, так сказать воспитывают ребенка, а на самом деле просто издеваются над ним.
Словарь незнакомых слов
Горничная — женщина, прислуживающая в господском доме. Небось — значение слова соответствует словам «должно быть», «пожалуй», «скорее всего». Альт — голос, стоящий вторым по высоте в момент исполнения музыкального произведения. Царский день — к нему относятся дни рождения царей, а также день коронации. Ушат — кадка из дерева с боковыми выступами, похожими на уши, через которые вставляли палку для ее ношения.
Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди?
своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе
Было интересно? Смотри еще:
- Краткое содержание рассказа «Цифры»
- Сочинение на тему “Чему учит рассказ Цифры” в рассказе Бунина И.А.
- Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина “Цифры”
- Сочинение на тему “Золотая пора детства” в рассказе Цифры Бунина И.А.
- Сочинение на тему “Чем необычен рассказ Цифры” в рассказе Бунина И.А.
- Краткая биография Бунина Ивана Алексеевича
- Сочинение на тему “Правы ли взрослые?” в рассказе Цифры Бунина И.А.
Самое главное чувство, которое у меня возникло при чтении рассказа И. Бунина “Цифры” — сочувствие к мальчику и дяде. Ребёнку в силу своей любознательности не терпелось, чтобы дядя показал ему цифры, поэтому он проявил ко взрослым неуважение и был за это наказан. Не только мне, но и самому дяде было жаль мальчика, он не мог равнодушно смотреть на спичечные коробки, в которые играл ребёнок: “эти коробочки мучили меня”. Дядя переживает, что наказание очень сурово, его терзают угрызения совести, он разрывается между тем, как ему подсказывает поступить сердце, и тем, “как правильно”. Этот рассказ заставляет задуматься о том, что взрослые часто не правильно реагируют на поведение детей, в то время как им надо проявить терпение и лояльность.
В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это ещё нежные, чуткие души.
А может порой им тоже стоит вспомнить себя в детстве, свои радости и горести и тогда станет намного легче понять своих детей. Не стоит обижать детей, показывая им своё превосходство над ними. Дети вырастут и, конечно же, всё простят, но порой их желания вполне можно выполнить.
Как раз в данном рассказе и показано, то, что не всегда желания ребёнка надо воспринимать как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с маленьким мальчиком. Ведь он не просил чего-то дорогого или невыполнимого, просто взрослым оказалось лень тратить на него своё время. А порой внимание дороже любых подарков.
Данный рассказ написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В силу своего возраста ребёнок понять такой отказ не может, да и опыта в силу возраста у него ещё нет. Поэтому часто дети устраивают бунт. И не всегда взрослые признают, что вина в некоторых случаях именно их.
Дядя позже будет корить себя за лень, ему будет стыдно. А детское сердце долго не помнит зло, он, конечно же, всё забудет, и дальше будет жить с любовью к окружающим его родным и близким.
Этим рассказом Бунин даёт понять, как важно ценить и понимать друг друга в жизни, не обидев, ведь обидеть довольно легко, а первым пойти на примирение бывает сложно. Иногда не нужно следовать правилам, а нужно слушать и своё сердце.
Что хотел сказать Бунин в рассказе цифры?
Бунин хочет показать нам разные стороны конфликта и то, как они из этого конфликта вышли. Взрослые всё-таки, в силу мудрости, должны признавать свою вину, а этого обычно не происходит
На чем заставляет задуматься рассказ цифры?
В рассказе Бунина « Цифры » автор затрагивает тему отношений между взрослым и ребенком. После прочтения рассказа невольно задумываешься о том, как будучи взрослым, правильно вести себя с ребенком. Порой у взрослого много дел и он игнорирует просьбы ребенка
Кто виноват в рассказе цифры?
Виновником конфликта являлся дядя. Вместо того, чтоб выполнить необременительное желание племянника, утолить его жажду знакомства с цифрами , взрослый человек предпочел выказать строгость и отсрочить урок, хотя ничто не мешало ему устроить занятие с мальчиком
Как звали главного героя в рассказе цифры?
Главные герои рассказа И. Бунина ” Цифры ” – это бабушка, дядя и племянник (мальчик Женя). Ко второстепенным относится мама мальчика