«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое Рефлексия? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может вы что-то уже знаете? Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Дать представление о классификации рефлексии. Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
Просмотр содержимого документа
«Презентация “Рефлексия. Подведение итога урока” »
Рефлексия – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.
1. Рефлексия настроения и
Самый простой вариант – показываем учащимся карточки с изображением двух лиц: веселого, и грустного.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. А ещё детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Ребята подходят к доске и вставляют лучики.
Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями
У учеников две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Цветные карточки» (Показать карточку в соответствии с настроением в начале и в конце урока)
Эффективен прием «Букет настроения»
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, – голубой.
Можно предложить ребятам поставить цветы в 2 вазы: в первую – я доволен своей работой, во вторую – я недоволен. В конце урока виден результат работы детей.
Еще один цветовой прием «Дерево чувств» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
«Кто веселее ? » -Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению
«Состояние моей души» Нужно взять изображение человека и поставить его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию вашей души
Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант – эмоционально-художественную рефлексию:
Более старшие ученики могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления.
Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.
Вопросы, которые можно задать в процессе рефлексии:
Дети рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
“ Пятерочка “
Ребятам предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец – мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
Цель: оценка содержания урока
2. Рефлексия деятельности
Самооценка активности на каждом этапе урока.
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. Здесь уместно применять Лестницу успеха.
верхняя ступенька ,
у «человечка» руки подняты вверх
– мне всё удалось.
средняя ступенька ,
у «человечка» руки разведены в стороны
– у меня были проблемы
нижняя ступенька ,
у «человечка» руки опущены
– у меня ничего не получилось
Рефлексия деятельности на уроке может быть такая :
Составляем дерево успеха
Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой
Желтый листок – допустил неточность
Красный листок – надо постараться и успех будет
3. Рефлексия содержания учебного материала.
Приём: Закончи предложение
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
На уроке Вариант 2
Полезен / бесполезен
Интересен / скучен
«Мои ответы» Вариант 3
На протяжении урока отмечать условно свои ответы
“Каким было общение на уроке?
Цель: оценить содержание этапов урока
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Дело в шляпе»
Ребята передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
Узнал что – то новое
Ничего не понял
Итог совместной работы в группе
Рефлексию содержания учебного материала можно провести :
в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, и в конце урока с целью выявления эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы.
– На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
– Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
– Кто или что сыграло решающую роль в том, что происходило в группе?
Оно для дальнего пути Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас
А сердце умным будет
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем
Мясорубка – информацию переработаю
Корзина – всё выброшу
Поставь баллы от 1 до 5:
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:
1. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
2. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
3. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
- Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.- М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012.
- Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2011.
Смайлики для рефлексии
Смайлы для рефлексии
Смайлики для оценивания
Смайлы для урока
Цель задача результат
Рефлексия зеленый и красный
Смайлики для рефлексии на уроке
Оценить работу на уроке смайликами
Рефлексия для детей
Карточки настроения для рефлексии
Карточки для рефлексии
Смайлики настроения на уроке
Смайлики для рефлексии на уроке в начальной школе
Рефлексия эмоции на уроке
Смайлики для рефлексии прозрачные
Оценивание на уроке
Оцени работу на уроке
Оцените свою работу на уроке
Смайлики для реффлкуси
Смайлики оценки для первоклассников
Рефлексия смайлики настроения
Карточки рефлексии на уроке
Рефлексия в лагере
Грустный и веселый смайлик
Смайлики для рефлексии для дошкольников
Смайлики для оценки урока
8 декабрь 2022
сборник красивых картинок
Рефлексия на уроке
Рефлексия я знаю я умею
Рефлексия на уроке русского языка
Рефлексия настроения на уроке
Рефлексия на уроке математики 3 класс
Итоги урока рефлексия
Рефлексия дерево настроения
Солнышко и тучка
Рефлексия после урока
Рефлексия в конце урока
Рефлексия зеленый желтый красный
Рефлексия для детей в лагере
Рефлексия на уроке в начальной школе
Рефлексия на уроке окружающего мира
Рефлексия эмоционального состояния на уроке
Рефлексия 1 класс
Рефлексия на уроке технологии
Рефлексия на уроке мне было интересно
Рефлексия две звезды одно пожелание
Копилка интересных приёмов рефлексии на уроках
— О чем
— О разном и о прочем?
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Вдруг будет интересно
Что такое «рефлексия»?
Cамопознание, самоанализ, размышление
о своем внутреннем состоянии.
1) Объективное оценивание своих достижений, поведения, своей личности.
2) Оценка деятельности других и учёт стороннего мнения при самооценке.
3) Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами деятельности.
Классификация приёмов рефлекси и:
3. Рефлексия содержания учебного материала
Цель: Установление эмоционального контакта с классом, закрепление благоприятного исхода деятельности.
Когда: В начале и в конце урока.
Главный «объект»: Сфера чувств.
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, – голубой».
Показ большого пальца вверх или вниз
« вверх»- все хорошо, «вниз» – плоховато
Эмоционально – художественная рефлексия
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
Цвет – удивительное явление. Он обращает на себя внимание и не оставляет равнодушным с раннего детства. Одни цвета нам нравятся, другие нет. По выбору цвета можно определить и наши желания, и состояние нашего организма, и источники стресса, которые нас беспокоят.
Использовать можно цветные карандаши или фломастеры.
-эмоциональное отношение учеников к чему либо или к кому, либо (персонажу литературного произведения);
-отношение к проведенному уроку;
– атмосферу в классе и т.д.
Интерпретация проводится по цветовым карточкам М. Люшера
Синий цвет – спокойствие, удовлетворенность;
Красный – агрессивность, активность, наступательность;
Желтый – стремление к общению, любознательность.
Фиолетовый , коричневый – стресс, тревожность, огорчение, страх.
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест.
Использование цвета позволит учителю на многое, что нас окружает, взглянуть иначе, и, прежде всего, на себя, на своё эмоциональное состояние.
Если ученик чувствует себя хорошо, комфортно, то вешает на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных “островов”: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения.
Карта островов вывешивается на доске, и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после занятия или в конце дня, или в конце недели.
Цель: Оптимизация учебного процесса
Когда: На всех этапах урока
Главный «объект»: мыслительная деятельность
Каждый листочек имеет свой определенный цвет. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д
все сделал правильно
Ребенок сам оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценивает достигнутые результаты.
Учащиеся в начале занятия выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый.
После занятия или выполненной работы, ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.
Красный – нет (что не понравилось, ошибки).
Желтый – не совсем (сомнения, трудности).
Зеленый – да (что понравилось, что получилось).
Каждая пчела – это вопросы по материалу, который не понял обучающийся
Приём используется после подачи нового
материала, преподаватель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу
же ликвидируются пробелы в знаниях.
1. работал 1. понял материал
2. отдыхал 2. узнал больше,
3.помогал другим 3. не понял
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши – значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;
глаза – внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;
хобот – знания, которые вы приобретаете;
голова – это мыслительные процессы;
посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует г оловой;
ноги тонкие – неуверенность.
Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость » или Прием «Фишбоун» (от англ. fishbone – рыбья кость ) были придуманы профессором Кауро Ишикава:
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Цель: Определение продуктивности урока, выявление уровня осознания содержания пройденного.
Когда: В конце урока.
Главный «объект»: Осознание содержания материала.
Работа в программе Веселые моторы
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
Закрепление полученных знаний
Изучение нового материала
Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
«Зарядка (выразить отношение к уроку
через выполнения движения)»
присесть на корточки – очень низкая оценка,
присесть немного согнув колени –
невысокая оценка, безразличное отношение
обычная поза, стоя руки по швам –
удовлетворительная оценка, спокойное отношение
поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение
Урок полезен, всё понятно,
Лишь кое-что чуть-чуть неясно,
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
«Метод пяти пальцев»
Не требует специального оборудования. Значение каждого пальца соответствует определенному понятию, загибая их по очереди, учащиеся озвучивают следующие моменты занятия, темы:
Каким было моё эмоциональное состояние?
Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Что я сегодня делал и чего достиг?
Бодрость, здоровье Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Какие знания, опыт я сегодня получил?
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
заполнить бланк–схему по работе на занятии в
соответствии со значением цветов
не совсем доволен
«Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать
однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
На этапе обобщения изученного материала учащимся предлагается внести в таблицу перечень знаний и умений, которые позволят им успешно справиться с тестом или контрольной работой по данной теме. Графы “знать” и “уметь” заполняются в ходе фронтального обсуждения. Затем учащиеся индивидуально оценивают свои знания и умения по теме (например, по пятибалльной системе), вносят оценку в таблицу. Результаты самооценки на этом этапе урока не обсуждаются.
Следующий этап урока – индивидуальная работа с тестом. Каждое задание теста контролирует знания и умения, обозначенные в таблице. После этого следует этап фронтального обсуждения результатов и способов работы над тестовыми заданиями. В ходе анализа деятельности и её результатов учащиеся видят свои ошибки в ответах или ходе решения заданий. После этого мы предлагаем детям осуществить повторную самооценку. Если первичная самооценка не совпала с итоговой, ребёнок анализирует свою деятельность и планирует индивидуальную работу над ошибками.
Рисуется на доске, листе ватмана, маленьких листочках – одна для всех или каждый для себя индивидуально. Гора может по очертаниям напоминать гору или лишь ее условное изображение – диагональ снизу вверх. Учащимся предлагается нарисовать человечка или лицо, или
поставить букву я в то место горы, которое соответствует их уровню усвоения материалы. У подножия горы – ничего не усвоил, материал остался не понятен, не ясен, на вершине горы – хорошо усвоили. Можно предложить по этой же методике оценить степень своих знаний по изученной теме
«Чемодан, мясорубка, корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
На чемодан вы приклеиваете стикер с ответом «Что я возьму с собой с урока?»
На мясорубку вы приклеиваете стикер с ответом «Что мне стоит переработать (над чем еще подумать)?»
На корзину вы приклеиваете стикер с ответом «Какая информация с урока не пригодится?»
«Шесть шляп мышления »
Используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после практики, после изучения достаточно большой темы и так далее),группа делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату.
Желтая шляпа – позитивное мышление. Необходимо выделить в
рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
Черная шляпа – противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить
противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и так далее), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы
усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и так далее. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой части: походить по другим группам. Послушать, что они говорят, а – во второй части – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
Любой педагог может самостоятельно получить необходимую информацию и разработать свою методику рефлексии.
Для этого необходимо учитывать некоторые параметры:
Возрастные особенности учащихся и состав класса
Особенности предмета, тему и тип занятия
Необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».
Немецкий философ Г. Лессинг
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1. Л. А. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника», журнал «Наука и школьная практика», №1,2008;
2. Статья Т. Д. Тихончук «Как сделать урок интересным»;
3 . http://nojovka- shcule.ucoz.ru/index/pakholchenko_g_v_quot_bank_refleksivnykh_sredstv_quot/0-122;
4. http://didaktor.ru/priyomy-obratnoj-svyazi-pops-formula/ ;
6. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/ ;
7 . Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/ ;
8. http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/ ;
9. http://metodisty.com/2010_2/file_20100701145050.doc