Номинация «Дидактические материалы».
«Восстанови песню, по опорным словам».
С помощью оперных слов, вспомни песню, определи характер песни.
1. Кот, углом, дом (Чёрный кот).
2. Скатертью, небосклон, вагон (Голубой вагон).
3. Яблони, груши, туманы, рекой, берег (Катюша).
4. Лесу, ёлочка, зимой (В лесу родилась ёлочка).
5. Мороз, меня, коня (Ой, мороз, мороз).
6. Круг, небо, рисунок, песке, уголке (Пусть всегда будет солнце).
7. Крышам, голубей, косу, двору (Детство).
8. Бабуся, серый, белый (Два весёлых гуся).
«Узнай песню по описанию»
Ваша задача – слушая подсказки, угадать о какой песне идет речь. Если вы догадались пропойте один куплет.
1. Песня о путешествии маленькой девочки по лесу к бабушке в красном головном уборе .
1. Песня о путешествии маленькой девочки по лесу к бабушке в красном головном уборе (Песня Красной Шапочки).
2. Песня с просьбой вернуть собаку (Пропала собака).
3. Песня о том, чем занимаются в школе (Чему учат в школе).
4. Песня о насекомом, которого неожиданно съела лягушка (В траве сидел кузнечик).
5. Песня, в которой обучают таблице умноженья (Дважды два четыре).
6. Песня о детях, которых никак не могут понять взрослые люди (Мы – маленькие дети).
7. Песня о загадочном животном, для которого стал другом крокодил Гена (Чебурашка).
8. Песня о человеке, который поможет даже при встрече с медведем (Если с другом вышел в путь).
Узнайте песню, по первым словам, и пропойте несколько строк.
Кроссворд на тему: «Вокальная музыка»
1. Вечерняя песня для дамы сердца 2. Песня, повествующая о таинственных, фантастических историях, о бесстрашных героях 6. Песня без слов 7. Что рождают слова и звуки в воображении человека? 8. Что роднит музыкальную и разговорную речь?
Ответы на кроссворд «Вокальная музыка»
Кроссворд на тему «Симфонический оркестр».
2. Очень древний ударный инструмент. Представляет собой систему соединенных чаш.
3. Большая труба. Медный духовой музыкальный инструмент
4. Один из самых древних духовых музыкальных инструментов
5. И ударный инструмент, и геометрическая фигура
6. Что украла Клара у Карла, после того, как Карл украл кораллы
7. Руководитель оркестра с палочкой
8. Большой музыкальный инструмент с клавишами, на трех ножках.
Ответы на кроссворд:
Карточки «Великие композиторы»
Карточки с заданиями.
Дидактический материал по теме «Великие русские композиторы»
Повторение и закрепления пройденного материала по теме «Великие русские композиторы». (предназначены для 4-6 классов.)
Задание: Глядя на портеры, найти великих русские композиторов.
Рахманинов Сергей Васильевич
Чайковского Петра Ильича
Глинка Михаил Иванович
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Прокофьев Сергей Сергеевич
Мусоргский Модест Петрович
4. 5. 6
Дидактический материал по теме «Великие зарубежные композиторы»
Повторение и закрепления пройденного материала по теме «Великие композиторы». (предназначены для 4 – 6 классов.)
Задание: Глядя на портеры, найти великих композиторов.
4. 5. 6.
Шуберт Франц австрийский композитор –
Вопросы на тему «Великие композиторы»
Повторение и закрепления пройденного материала по теме «Великие композиторы». (для 4-6 классов, для закрепления пройденного материала.)
Почеркнуть или обвести правильный ответ
1. В произведениях этого композитора мы слышим звучание колоколов, разливы рек, ощущаем всю прелесть цветущего весеннего сада:
а) П. Чайковский;
б) С. Рахманинов;
в) М. Балакирев;
г) А. Бородин.
2. В произведениях какого композитора (венского классика) и радость и печаль запечатлены в ярких, запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания?
а) И. Бах;
б) В. Моцарт;
3. Кому принадлежит выражение «Могучая кучка»:
а) М. Балакирев;
б) А. Бородин;
в) В. Стасов;
г) М. Мусоргский
4. Композитор, автор оперы “Садко”
5. Кого из перечисленных композиторов называют венским классиком?
Б. И. Бах,
6. В произведениях какого композитора (венского классика) преобладают радостные, светлые настроения?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
7. Назовите фамилию известного русского композитора, написавшего балет «Спящая красавица» и «Времена года» –
В) Л. Бетховен.
8. Назовите музыкальный инструмент, который исполняет главную партию волка в музыкальном произведении С. Прокофьева «Петя и Волк»? –
9. Назовите фамилию композитора, который
помимо музыки, отлично разбирался в такой науке, как химия? –
Б) В. Я. Шаинский
В) Ю. Энтин
10. Какого композитора называют отцом русского балета? –
Б) М. Балакирев;
В) А. Бородин
11. Назовите фамилию композитора, автора детских песен «Антошка», «Чебурашка», «Улыбка» –
А) В. Я. Шаинский
Правильные ответы: «Великие композиторы»
« Музыкальные ребусы»
Музыкальные ребусы для зачетов.
Ребусы для 2 класса.
Род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные, движения войск в строю и церемониальных, праздничных шествий?
А) Балет Б) Парад
В) Танец Г) Марш
Вид искусства, в котором образ создаётся движениями тела?
А) Танец Б) Аэробика
В) Ритмика Г) Пластика
Ребусы для 3-4 класса.
Название звука, музыкальный знак, это:? Разгадайте ребус и получите верный результат ответа.
А) Буква Б) Нота В) Цифра Г) Иероглиф
Весёлый, задорный лад в музыке. Разгадате и подчеркните ответ.
А) Минорный Б) Мелодический
В) Мажорный Г) Солнечный
Определенный тип музыкального произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число сочинений? Расшифруйте!
А) Стиль Б) Жанр В) Язык Г) Образ
Наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией? Найдите ответ в ребусной зашифровке.
А) Мелодия Б) Напев В) Вокализ Г) Песня
А) Композитор Б) Исполнитель В) Музыкант Г) Сочинитель
Ребусы для 5-6 класса.
Вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат организованные музыкальные звуки. Составьте верно анаграмму и получите ответ.
А) Живопись Б) Культура
В) Гармония Г) Музыка
Этот лад вызывает грустное настроение? Дайте его название.
А) Мажорный Б) Печальный В) Минорный
Старинный народный обрядовый танец, участники которого с песнями ходят по кругу? Соотнесите буквы и получите верный ответ!
А) Мазурка Б) Менуэт
В) Полонез Г) Хоровод
Какую сказочную оперу создал композитор А. Н. Римский – Корсаков, написанную на основе русской былины о гусляре? Разгадка в ребусе.
А) «Сказка о царе Салтане
В) «Золотой петушок» Г) «Снегурочка»
Старинный клавишный инструмент, предшественник рояля. Расшифруйте его название.
А) Клавир Б) Фортепиано В) Орган Г) Клавесин
Разгадайте название старинного струнного щипкового музыкального инструмента?
А) Балалайка Б) Домра
В) Лютня Г) Гитара
Источник элементов музыкальной речи, это: ??? Разгадка в ребусе.
В) Ударение Г) Приём
Определите название рождественской сказки – балета П. И. Чайковского? Сделайте перестановку букв, и вы узнаете результат ответа на вопрос.
Соотнесите определение с музыкальным термином. С помощью цветных соедините определения с музыкальным термином.
1. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):
2. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:
4. Форма построения музыки:
5. Специальные знаки для записи музыки
6. Инструментальный коллектив исполнителей
Правильные ответы: «Музыкальные термины»
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Обучающие карточки по предмету музыка
Тема раздела: «Жанры народной музыки»
Обучающие карточки – одна из форм подачи материала учителем на уроках музыки. Разработанные карточки по теме раздела «Жанры народной музыки» предназначены для неоднократного использования на уроках. С помощью данных карточек обучающиеся расширят свои знания о жанрах народной музыки и песне. Народная музыка, песня – это богатство, сокровище русской национальной культуры. Вся народная культура – это пласт человеческих ценностей, с которым, к великому сожалению, современная молодежь мало знакома. А, как известно, лишь тот народ имеет достойное будущее, который чтит свою историю, культуру и традиции, как бы далеко не ушел прогресс. Поэтому сохранение традиций народного творчества, популяризация их среди молодого поколения – задача особо значимая, тем более для такого многонационального государства как Россия.
Дисциплина: предмет музыки Возрастная категория детей: обучающиеся 4 – 5 классов
Целеполагание обучающих карточек.
Цель: создание оптимальных условий для ознакомления с жанрами народной музыки и песни. Задачи: – познакомить с жанрами народной музыки и песни; – способствовать развитию умений и навыков самостоятельной работы учащихся при изучении и закреплении нового учебного материала; – воспитывать речевую культуру посредством использования обучающих карточек при выполнении заданий и ответов на вопросы.
Инструкции по использованию обучающих карточек
– Обучающие карточки перед уроком разложить на столе каждому ученику; – Провести вводный инструктаж по работе с карточками, в котором отразить необходимость бережного и аккуратного использования карточек на учебном занятии (уроке); – Используя карточки, предложить выполнить задания; – Используя карточки, предложить дать подробный ответ на вопрос; – Используя карточки, предложить рассказать, что нового узнал на уроке; – Используя карточки, предложить сформулировать выводы по теме урока.
Обучающие карточки направлены на запоминание жанров народной музыки и песни с опорой на наглядность, что способствует прочному усвоению знаний у обучающихся по той или иной теме урока. Работа с карточками станет для учащихся не только увлекательным занятием, но и будет направлена на повышение уровня самостоятельной работы на уроках музыки.
Комплекты обучающих карточек
Карточка «Жанры народной музыки»
Тема урока: «Жанры народной музыки»
Цель: познакомить с основными жанрами народной музыки.
Изображение и содержание карточки:
Карточка «Жанры народной песни»
Тема урока: «Жанры народной песни»
Цель: познакомить с основными жанрами народной песни.
Оформление карточки в слайде презентации PPTX / 899.03 Кб
Оформление карточки в слайде презентации PPTX / 947.7 Кб
КАРТОЧКИ ВЫПОЛНЕНЫ В ПРОГРАММЕ – PowerPoint.
ШАБЛОНЫ И ФОНЫ КАРТОЧЕК МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ.
Игра по музыке среди учащихся 5-х классов
Обобщить и систематизировать изученный материал.
Развивать культуру слушания музыки и ансамблевое пение, творческие способности детей и умение работать в команде.
Оценочные листы для команд.
Таблички ДА НЕТ,
Таблица для выставления баллов,
Карточки с ребусами,
Формат ватмана А-3 – 4 штуки,Клей, фломастеры, картинки.
Для игры в презентации:
Слайд с инструментами: баян, фортепиано, флейта, скрипка.
Слайд с портретами композиторов: Чайковского П. И., Прокофьева С. С., Глинки М. И.
В команде 6-7 учащихся, капитан.
Название команды, эмблема.
Сегодня мы собрались на необычное соревнование – музыкальное. Все задания, а их будет 6, связаны с музыкой. Ваша сплочённость, сообразительность, творчество, взаимовыручка помогут выиграть.
«Веришь? Не веришь?
Верите ли вы, что сегодня каждый из вас получит сладкий приз?
Не верите? Есть возможность проверить, но вначале мы будем проверять как вы знаете музыкальные термины.
1 задание – «Веришь? Не веришь?». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вы слушаете моё утверждение, если команда согласна с ним, то командир поднимает табличку ДА, если в моём утверждении что-то не правильно, то командир поднимает табличку НЕТ.
Помощник будет выставлять баллы в таблице.
Подсчитываем баллы. Выявляем победителей на этом этапе.
Магазин музыкальных инструментов.
Внимание на экран. Вы видите изображении разных инструментов. Вам необходимо подписать их название. За правильный ответ – 1 балл. Работаем на листочках.
Подсчитываем баллы за этот конкурс.
Сейчас прозвучат отрывки из произведений. Задача команды назвать солирующие инструменты.
Если команда называет композитора, сочинившего произведение и как называется это произведение, то получает дополнительные баллы.
Каждая команда получает формат А-3, фломастеры, клей, картинки с изображением музыкантов, инструментов, цветочков и т.д.
Команда готовит коллаж. Даёт название своей картине и рассказывает о ней.
Аккуратность работы, логичность наклеек, творческий подход, интересное название и рассказ.
«Великие композиторы России»
На экране портреты композиторов. Вы их узнали? Назовём хором.
Сейчас мы покажем всем отрывки из известных произведений, которые экранизированы. Задача команды назвать:
Композитора, жанр произведения, его название.
Перед вами вем известный звукоряд. Вам надо отгадать слова, в которых одним слогом является название ноты. За правильный ответ 1 балл.
До ре ми фа соль ля си
Добавьте название какой-то ноты, чтобы получились новые слова:
Надо всей командой сочинить частушку и её исполнить, используя инструменты: ложки, бубен, румбу.
Исполнение частушек.
Подведение итогов всей игры.
Вручение грамот по номинациям.
В заключении поём все песню (по выбору ребят)
Методические и оценочные материалы
Музыка 5 класс.
ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА
Практические диагностические тесты
Тест-игра «Играем знакомую мелодию».
определение уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции на фоне меняющегося темпа (тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания формируются в размере 4/4 в умеренном темпе (4 такта)).
Игра вовлекает школьника в ситуацию исполнения на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон) простой мелодии. Если ребёнок не умеет играть на инструменте или отказывается, ему предлагается простучать метро-ритм по столу или прохлопать в ладоши.
1. Выбор знакомой для ребёнка простой песни.
2. Ребёнку предлагается сыграть или простучать метро-ритмический рисунок двумя руками, если на инструменте, то в двух октавах (например, соль 3 октавы и соль 4 октавы).
3. Проба ребёнком исполнения своей партии.
4. Эксперт играет песню по нотам до конца, несмотря на то закончил ребёнок свою партию или остановился.
5. Положительная оценка исполнения.
6. В случае верного исполнения, темп меняется на быстрый (90 ударов в минуту), а затем на медленный (60 ударов в минуту).
7. В случае успешного исполнения по ходу произведения используются замедления и ускорения.
верное исполнение в трёх темпах, с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метра; верное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему уровню развития темпо-метра; сбивчивое, но законченное исполнение песенки в умеренном темпе (ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень темпо-метра; сбивчивое и незаконченное исполнение – низкий уровень темпо-метра.
определение уровня развития метроритмической способности.
Эксперт предлагает школьнику спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.
точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень; воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса – средний уровень; верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровеньметрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса – низкий уровень.
Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).
Тест-игра «Тайна гармонии»
определить уровень развития гармонического слуха, т.е. способности слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях.
Эксперт исполняет интервал или аккорд и затем просит ребёнка определить количество звуков и лад созвучия: светлое или затемнённое звучание. Для работы достаточно 10 созвучий
слабый уровень – верно 1-3 созвучия; средний уровень – верно 4-7 созвучий; высокий уровень – верно 8-10 созвучий.
4. Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений.
Тест-игра «Повторяем мелодию»
выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений: при вокальном исполнении (управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом), при инструментальном исполнении (подбор по слуху на инструменте избранного мелодического рисунка).
слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции); средний уровень – опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх – вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне; высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.
5. Диагностика чувства тембра
Тест – игра «Чьи голоса звучат?»
определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов в определении инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал состоит из аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений в исполнении: голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного вида хоров, народных инструментов, симфонических инструментов, одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра.
низкий уровень развития тембрового чувства – верное определение только однородных тембров; средний уровень – верное определение однородных тембров и смешанных тембров; высокий уровень – верное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
6. Диагностика динамического чувства
Тест – игра «Играем громко-тихо»
выявление способностей адекватной аудиально-моторной реакции на динамические модификации (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующим материалом можно использовать маршевые музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен).
слабый уровень – 1 балл; средний уровень – 2-3 балла; высокий уровень – 4-5 баллов.
7. Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра «Закончи мелодию»
определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли.
Стимулирующий материал подбирается экспертом самостоятельно и строится в следующем порядке:
1-ый фрагмент – не доигрывается последний такт;
2- ый фрагмент – звучит до конца;
3- ый фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии;
4- ый фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх);
5- ый фрагмент – звучит до конца.
слабый уровень – верно определены 1-2 пункты; средний уровень – верно определены 3-4 пункты; высокий уровень – верно определены все 5 пунктов.
8. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»
изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнобразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского)
низкий уровень эмоционально-образного осмысления – отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки формы самовыражения ребёнка; средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки; высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.
Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал (по Торренсу).
Диагностика познавательного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических пристрастий детей.
определить уровень познавательного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты. Любишь ли ты музыку?; Нравится ли тебе петь?; Где тебе нравится петь больше – в школе или дома? Поют ли твои родители?; Какие песни тебе нравится слушать?; Где ты чаще слушаешь музыку – в концертном зале или дома?; Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?; Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи?; Какие исполнители тебе особенно нравятся и почему?
: низкий уровень развития познавательного компонента музыкальных предпочтений характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности; средний уровень выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные эталоны музыки; высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности разножанровой направленности.
Тест-игра «Музыкальный магазин»
исследование практико-ориентированного выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные пристрастия личности.
Стимулирующий материал: аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений различных жанров и направлений: народная вокальная, хоровая, инструментальная музыка, классическая вокальная, хоровая, инструментально-симфоническая, вокально-инструментальная музыка, современная музыка авангардного направления, современная развлекательная музыка, духовная музыка.
Школьник должен отдать предпочтение в музыкальном магазине понравившейся музыке. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором одних развлекательных образцов музыкального искусства; средний уровень – выбор двух образцов разных линий музыкального творчества; высокий уровень – проявление интереса к трём различным музыкальным направлениям с предпочтением классических произведений.
10. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест-игра «Пусть музыка звучит».
: проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как высокая мотивация школьника к развитию своих музыкальных способностей; равнодушное или отрицательное отношение трактуется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.
11. Диагностика склонности к сочинительству музыки.
Тест-игра «Сочини мелодию»
выявление креативных музыкальных способностей ребёнка.
низкий уровень склонности к сочинительству определяется индифферентным или отрицательным отношением к данной деятельности; средний уровень – готовность воспроизвести мелодию, похожую на ранее услышанную; высокий уровень – оригинальность сочинённого произведения; разработанность идеи или образа; беглость порождения идей; гибкость, т.е. различность типов идей и мыслеобразов на один музыкальный материал
Для занесения итоговых показателей структурных составляющих музыкальных способностей разработана индивидуальная карта, с помощью которой педагог может наглядно представить реальную картину сформированности музыкальности школьника
Ответы: 1-4; 2-1; 3-5; 4-2; 5-3.
ВИКТОРИНА 5 класс (I полугодие
Назовите авторов и жанр следующих музыкальных произведений:
Ответы: 1. С. Баснер. Песня; 2. М. Глинка. Романс; 3. Г. Свиридов. Кантата; 4. Н. Римский-Корсаков. Опера; 5. М. Глинка. Опера; 6. И. Морозов. Балет; 7. К. Хачатурян. Балет; 8. А. Бородин. Квартет; 9. В. Моцарт. Симфония; 10. Р.Роджерс. Мюзикл.
ВИКТОРИНА 5 класс (II полугодие)
Ответы: 1. К. Листов. Песня; 2. А. Бородин. Симфония; 3. С.Прокофьев. Опера; 4. М.Мусоргский. Опера; 5. М. Мусоргский. Цикл; 6. С. Прокофьев. Кантата; 7. К. Глюк. Опера; 8. И. Стравинский. Балет; 9. П. Чайковский. Литургия. 10. П. Чайковский. Балет.
Впишите в таблицу фамилия композиторов, название и жанр музыкальных произведений.
«Музыка и литература»
1. Как известно, жанры песни и романса занимают важное место в творчестве русских композиторов. Укажите, для какого жанра – песни или романса – подходят следующие характеристики:
Отличается простотой ________________________________
Развитый, утонченный жанр ____________________________
Связь с народным творчеством не очевидна _________________
Связь с народным творчеством выступает явно __________________
Характер мелодии обобщенный ___________________________
Характер мелодии индивидуальный, чутко следует
за текстом _____________________
Используется куплетная форма ________________________
Часто встречается 3х частная форма _______________________
Может исполняться хором или ансамблем, одноголосно (без инструментального сопровождения) _______________________________
2. Выберите женские голоса (подчеркнуть): альт, тенор, бас, сопрано.
3. Произведение в нескольких частях, в исполнении которого участвуют хор, солисты и симфонический оркестр.
4. Знаете ли Вы строение оперы? Соедините данные термины с соответствующими объяснениями.
Увертюра Симфоническое вступление к одному из
актов оперы
Симфонический антракт Небольшая ария
Либретто Раздел, предшествующий арии близкий
Каватина Симфоническое вступление к опере
Речитатив Словесный текст оперы
5. Напиши названия трех опер Н. А Римского-Корсакого,
начинающиеся с буквы С.
6. Кто является автором музыки первых балетов в России:
7. В основу первых балетов в России положен сюжет:
8. Авторы, жанры и названия произведений:
Балет «Жаворонок» Свиридов
Романс «Садко» Балакирев
Опера «Чиполлино» Римский-Корсаков
Кантата «Лебединое озеро» Хачатурян
Пьеса «Поэма памяти Сергея Есенина» Глинка
Песня «Грустная песенка» Чайковский
9. Курский композитор:
10. Определите название и автора произведения. Сделайте анализ музыкального фрагмента. ( Для прослушивания предлагается произведение Г. Свиридов «Поет зима, аукает» из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина»).
Ответы на тестовые задания.
1. Отличается простотой
2. альт, сопрано
3. г) кантата
4. Увертюра Симфоническое вступление к опере
Симфонический антракт Симфоническое вступление к одному из
Каватина Небольшая ария
Либретто Словесный текст оперы
Речитатив Раздел, предшествующий арии близкий
5. « Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане».
6. б) Чайковский;
7. а) сказочный;
8. М.Глинка романс «Жаворонок»; Г. Свиридов кантата «Поэма памяти Сергея Есенина»; Н. Римский-Корсаков опера «Садко»; М. Балакирев пьеса «Жаворонок»; К. Хачатурян балет «Чиполлино»; П. Чайковский балет «Лебединое озеро», пьеса «Грустная песенка».
9. в) Г. Свиридов
«Музыка и литература».
1. Литературные жанры (подчеркнуть): стихотворение, рассказ, сказка, песня, роман, романс, былина, опера, басня.
2. Определите сказки, в которых музыка является главным действующем лицом (подчеркнуть): «Репка», «Волк и семеро козлят, «Колобок», «Музыкант-чародей», «Бременские музыканты», «Снегурочка».
2. Квартет – это ансамбль, который состоит из музыкантов в количестве:
3. В состав струнного квартета не входит:
4. Музыка является главным «действующим лицом» в рассказах
( подчеркнуть названия, вписать фамилия авторов рассказов):
а) «Старый повар» ________________________________
б) «Судьба барабанщика»__________________________
в) «Корзина с еловыми шишками»___________________
г) «Тимур и его команда»__________________________
6. Авторы и жанры произведений:
«Жаворонок» Бородин романс
«Юпитер» Роджерс симфония
«Горные вершины» Рубинштейн мюзикл
« Звуки музыки» Глинка квартет
Квартет №2 Моцарт песня
1__________________ 2___________________ 3_________________ 4________________
8. Высшее учебное музыкальное заведение:
а) музыкальная школа
б) музыкальный колледж
9. Определите кинофильмы, в которых музыка является главным «действующим лицом»:
а) «Учитель пения»
б) «Звуки музыки»
в) «4:0 в пользу Танечки»
г) «Большой вальс»
д) «Королевство кривых зеркал»
10. Определите название и автора произведения. Сделайте анализ музыкального фрагмента.
(Для прослушивания предлагается произведение В. Моцарт симфония «Юпитер», II часть, фрагмент).
1. стихотворение, рассказ, сказка, роман, былина, басня.
2. « Волк и семеро козлят, «Колобок», «Музыкант-чародей», «Бременские музыканты».
3. в) контрабас.
4. « Старый повар» К. Паустовский
б) «Судьба барабанщика» А. Гайдар
в) «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовский.
6. М. Глинка романс «Жаворонок»
А. Рубинштейн романс «Горные вершины»
Р. Роджерс мюзикл « Звуки музыки»
А. Бородин Квартет №2
7. 1. Бородин, 2. Свиридов, 3. Моцарт, 4. Григ.
8. в) консерватория
9. а) «Учитель пения»
1. В каких музыкальных жанрах «дружат» музыка и литература? Продолжи ряд:
2. Какой из жанров в музыке означает «песня без слов»?
а) симфония; б) вокализ; в) ария.
3. Литература «дружит» с музыкой в произведениях:
а) опера «Садко» Н. А. Римского – Корсакова;
б) «Песня без слов» Ф. Мендельсона;
в) романс «Жаворонок» М. И. Глинки;
г) «Вокализ» С. Рахманинова.
4. Музыкальный жанр, основанный на единстве слова, музыки и сценического движения:
а) симфония; б) опера; в) кантата; г) балет.
5. Кто исполняет эти произведения:
1. Хор «Жаворонок» М. Балакирев
2. Симфонический оркестр «Вокализ» С. Рахманинов
3. Солистка «Поет зима, аукает!» Г. Свиридов
4. Фортепиано Симфония № 4 П. Чайковский
6. Какая из сказочных опер не принадлежит Н. А. Римскому – Корсакову:
а) «Конек-Горбунок»; б) «Снегурочка»; в) «Садко»?
7. Какие из балетов принадлежат П. И. Чайковскому:
а) «Спящая красавица»; б) «Золушка»; в) «Лебединое озеро»;
1. Назовите сказки, в которых музыка является главным действующим лицом?__________________________________________________________
2. Назовите басни, в которых музыка является главным действующим лицом?__________________________________________________________
3. Назовите рассказы, в которых музыка является главным действующим
4. Назовите кинофильмы, в которых музыка является главным действующим лицом?______________________________________________________
5. Соотнесите произведения и композиторов:
«Звуки музыки» А. Бородин
«Горные вершины» В. Моцарт
Симфония «Юпитер» Р. Роджерс
Квартет № 2 А. Рубенштейн
тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
1. Соотнесите средства выразительности в музыкальном и изобразительном видах искусства (соедините стрелкой):
2. Картина, изображающая природу:
3. Выделите (подчеркните) в этом перечне фамилии композиторов – членов творческого содружества «Могучая кучка»:
Глинка, Мусоргский, Даргомыжский, Кюи, Бородин, Балакирев, Чайковский, Римский-Корсаков.
4. Соотнесите названия картин и фамилия художников:
«Богатыри» И. Репин
«Протодьякон» М. Греков
«Тачанка» Ф. Рубо
«Бородинская битва» В. Гартман
«Избушка на курьих ножках» В. Васнецов
5. В каких русских операх отражены следующие исторические ситуации? Соедините стрелкой.
Польская интервенция в Россию в 17 веке «Князь Игорь»
Война России с Наполеоном в 1812 году «Хованщина»
Раздробленность феодальной Руси,
набеги кочевых племен «Война и мир»
Начало царствования Петра I «Иван Сусанин»
6. Ряд пьес, связанных общим содержанием
7. Авторы и жанры произведений (соедините стрелкой):
«Война и мир» Бородин романс
«Борис Годунов» Глинка симфония
«Богатырская» Рубинштейн опера
« Спящая княжна» Римский-Корсаков балет
«Хованщина» Прокофьев песня
«Сказка о царе Салтане» Мусоргский кантата
8. Выделите (подчеркните) названия опер, написанных на сюжеты А. С. Пушкина:
«Война и мир», «Руслан и Людмила», «Хованщина», «Каменный гость», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане».
9. Какие оперные персонажи являются историческими лицами:
а) Князь Игорь;
б) Царь Берендей;
в) Царь Борис Годунов;
г) Царь Салтан;
д) Михаил Кутузов
(Для прослушивания предлагается произведение Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского)
2. а) пейзаж
3 Мусоргский, Кюи, Бородин, Балакирев, Римский-Корсаков.
4. « Богатыри», «Царевна-Лебедь» В. Васнецов; «Протодьякон» И. Репин;
«Тачанка» М. Греков; «Бородинская битва» Ф. Рубо;
«Избушка на курьих ножках» В. Гартман.
5. Польская интервенция в Россию в 17 веке «Иван Сусанин»;
Война России с Наполеоном в 1812 году «Война и мир»;
Раздробленность феодальной Руси, набеги кочевых племен «Князь Игорь»
Начало царствования Петра I «Хованщина»
6. а) сюита, б) цикл
7. С.Прокофьев опера «Война и мир»
А. Бородин романс « Спящая княжна»; «Богатырская» симфония
М. Мусоргский опера «Борис Годунов», «Хованщина»
Н. А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»
8. «Руслан и Людмила», «Каменный гость», «Борис Годунов»,
9. Князь Игорь, Борис Годунов, Михаил Кутузов
тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
1. Музыкальный инструмент, который не входит в состав духового оркестра:
2. Название какого направления в искусстве XIXв. переводится как «впечатление»:
3. Соотнесите названия картин и фамилия художников:
«Трубачи Первой Конной армии» М. Караваджо
«Бульвар капуцинок в Париже» М. Греков
«Сикстинская мадонна» И. Левитан
«Лютнист» К. Писсаро
«Вечерний звон» Б. Кустодиев
«Масленица» Рафаэль
4. Старинный французский танец XVIII в.:
а) гавот
5. Автор фортепианного цикла «Картинки с выставки»:
6. Соотнесите произведения и фамилия композиторов:
«Аве, Мария» К. Дебюсси
«Празднества» Д. Готье
«Гавот» С. Рахманинов
«Вечерний звон» И. Стравинский
«Петрушка» Ф. Шуберт
«Этюд-картина» русская народная песня
7. Композиторы импрессионисты (подчеркнуть):
А. Бородин, К. Дебюсси, Ф. Шуберт, М. Равель, И. Стравинский.
8. Художники импрессионисты (подчеркнуть):
К. Моне, И. Репин, И. Левитан, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсаро, Рафаэль.
9. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент:
10. Итальянский тенор:
11. Определите название и автора произведения. Сделайте анализ музыкального фрагмента.
(Для прослушивания предлагается произведение «Аве Мария» Ф. Шуберт)
1. б) скрипка
2. б) импрессионизм
3.«Трубачи Первой Конной армии» М. Греков;
«Бульвар капуцинок в Париже» К. Писсаро;
«Сикстинская мадонна» Рафаэль;
«Лютнист» М. Караваджо; «Вечерний звон» И. Левитан;
4. а) гавот
5. б) М. Мусоргский
6. «Аве, Мария» Ф. Шуберт, «Празднества» К. Дебюсси,
Д. Готье «Гавот», «Этюд-картина» С. Рахманинов,
«Вечерний звон» русская народная песня,
балет «Петрушка» И. Стравинский.
7. К.Дебюсси, М. Равель
8. К.Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсаро.
9. в) лютня
10. в) Р. Лоретти
При анализе результатов тестирования можно использовать следующую шкалу оценок:
Отметка «5» исчерпывающий ответ, показывающий полное понимание музыкального материала, 90-100% выполненных заданий теста.
Отметка «4» – полный ответ, но присутствуют неточности или незначительные ошибки, 70-80% выполненных заданий теста.
Отметка «3» – музыкальный материал в основном усвоен, но сделаны существенные ошибки, однако уровень знаний позволяет усваивать дальнейший музыкальный материал, 50-60% выполненных заданий теста.