Факультативное занятие – это то, что интересует многих родителей современных школьников. Причем еще с начальных классов. Дело все в том, что все больше и больше родителей хотят, чтобы их дети в школе изучали как можно больше и получали максимально полное образование. Именно для этой цели были придуманы факультативы. Но о чем стоит знать учителям и родителям перед тем, как связываться с подобными занятиями? Обо всех особенностях процесса далее. На самом деле нет ничего трудного, во всяком случае для родителей в понимании факультативов. Это давно известный термин, который применяется в школах и университетах.
Цель факультатива
В зависимости от направления деятельности школы определяется цель факультативных занятий. В школе с углубленным изучением какого-либо предмета дополнительные часы организованы с целью поднять общий уровень знаний. Скорее всего, они будут относиться к школьной программе. В некоторых учебных заведениях есть обязательные дополнительные уроки, на которые обязаны ходить все, без исключения, ученики.
Занятия, которые проводятся с целью расширить кругозор школьников, почти всегда не обязательны к посещению. Дети могут ходить туда, если им интересно.
Темы факультативов могут быть самыми разными. При ограниченном финансировании они касаются только школьной программы, если занятия платные или школа хорошо финансируется, учителя ведут какие-то свои дополнительные уроки, студии, школы.
Что такое электив?
Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.
Для элективных курсов характерны следующие особенности:
Что такое факультатив
Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:
Предпосылки для появления элективов и факультативов
Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения. Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.
Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением. В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.
Факультативы, элективы и нагрузка на учеников
Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.
Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:
В целом, на фоне высокой загруженности в школе от некоторых факультативов имеет смысл отказаться. К примеру, в 10 или 11 классах будет рациональнее пойти на курсы ЕГЭ , чтобы целенаправленно подготовиться к сдаче государственных экзаменов, не распыляясь на углубленное, но не особенно полезное с точки зрения поступления в ВУЗ изучение школьных предметов.
В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.
Положение о посещении необязательных занятий (об элективных курсах, факультативных и индивидуально-групповых занятиях)
2.1. Факультативные занятия — это одна из форм образовательной деятельности в школе. 2.2. Факультативные занятия имеют целью углубление и расширение общеобразовательных знаний, образовательных компонентов инвариантной части (обязательной части) учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также создание условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся, совершенствования их способов образовательной деятельности, формирования разного рода компетенций. Их деятельность дает обучающимся возможность:
2.3. 2.3.1. Факультативные занятия не являются обязательными для обучающихся и организуются по тем предметам и направлениям, которые выбрали они из предложенного перечня. 2.3.2. Перечень факультативных занятий на каждый год формируется исходя из запросов обучающихся, родителей (законных представителей) и наличия реальных возможностей школы. 2.3.3. В группы для проведения факультативных занятий зачисляются обучающиеся с 5 по 8 класс на принципах добровольности. 2.3.4. Группы для проведения факультативных занятий комплектуются из одного или параллельных классов и являются группами постоянного состава. 2.3.5. Занятия по факультативным курсам, выходящим за рамки учебных предметов, входящих в учебный план, могут проводиться с обучающимися различных классов. 2.3.6. Число групп для факультативных занятий определяется в пределах общего количества часов на эти занятия, устанавливаемых в школе на основе действующего учебного плана. 2.3.7. При комплектовании групп для изучения факультативов не допускается проведение отборочных испытаний. 2.3.8. Зачисление обучающихся в группы для проведения факультативных занятий производится учителем, ведущим занятие, на основании заявления родителей (законных представителей). 2.3.9. Факультативные занятия ведут учителя школы или приглашенные специалисты, имеющие соответствующую подготовку в данной образовательной области. 2.3.10. Каждый учитель, ведущий факультативные занятия, должен иметь рабочую программу, которая включает в себя следующие структурные элементы:
2.4. 2.4.1. Факультативный курс может быть рассчитан не менее чем на 17 часов. (0,5 час в неделю в течение года). 2.4.2. Часы, выделяемые на факультативные занятия, входят в объем предельно допустимой учебной нагрузки обучающегося. 2.4.3. Занятия проводятся во внеурочное время согласно расписанию, утвержденному директором школы, не ранее, чем через 45 минут после последнего урока обязательных занятий. 2.4.4. При проведении факультативных занятий используются различные формы, методы обучения и виды образовательной деятельности обучающихся, например, лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, проекты, рефераты, доклады и др. 2.4.5. Выставление оценок по итогам работы обучающихся на факультативных занятиях в журнал не предусмотрено. 2.5. 2.5.1. Для фиксирования проведенных факультативных занятий, их содержания, посещаемости обучающихся учителем ведется журнал факультативных занятий. 2.5.2. В журнале указываются следующие данные:
2.5.3 Данный журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.
Элективные курсы
3.1. Элективные курсы (курсы по выбору) составляют компонент образовательной организации учебного плана школы и являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной подготовке. 3.2. 3.2.1. Элективные курсы, являются курсами по выбору обучающихся для обязательного их посещения и организуются по тем предметам и направлениям, которые выбрали они из предложенного перечня. 3.2.2. Перечень элективных курсов на каждый год формируется исходя из запросов обучающихся, родителей (законных представителей) и наличия реальных возможностей школы. 3.2.3. В группы для проведения элективных курсов зачисляются обучающиеся 9-11 классов на основании личного заявления. 3.2.4. Число групп для реализации программ элективных курсов определяется в пределах общего количества часов в части, формируемой участниками образовательной деятельности, действующего учебного плана. 3.2.5. Зачисление обучающихся в группы элективных курсов производится учителем, ведущим элективный курс. 3.3. 3.3.1. По продолжительности элективные курсы могут быть рассчитаны не менее чем на 34 часа (1 час в неделю в течение года). Часы, выделяемые на элективные курсы, входят в объем предельно допустимой учебной нагрузки обучающегося. 3.3.2. Элективные курсы не входят в основное расписание. Занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному директором школы, не ранее, чем через 45 минут после последнего урока обязательных занятий. 3.3.3. По каждому элективному курсу используются типовые программы элективных курсов Министерства просвещения Российской Федерации, программы элективных курсов, относящиеся к авторским педагогическим разработкам различных видов, на основании которых составляется рабочая программа элективного курса на учебный год. Содержание элективных курсов не дублирует содержания предметов, обязательных для изучения. 3.3.4. При проведении элективных курсов используются различные формы, методы обучения и виды образовательной деятельности обучающихся, например, лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, проекты, рефераты, доклады и др. 3.4. 3.4.1 Обучающийся имеет право самостоятельного выбора элективных курсов в объеме, определенном учебным планом. 3.4.2. Обучающийся имеет право сменить заявленный элективный курс на другой в конце I полугодия. 3.4.3. Объём учебной нагрузки обучающегося в неделю не должен превышать максимально допустимый (согласно учебному плану). 3.5. 3.5.1. Учитель несёт ответственность за выполнение программы элективного курса: реализацию обучающего, развивающего и воспитательного компонентов программы. 3.5.2. Учитель несёт ответственность за ведение документации, своевременность и правильность отчетов по прохождению программы элективного курса. 3.5.3. Учитель отвечает за наполняемость группы, обеспечивает посещение элективного курса обучающимися, которые выбрали соответствующий курс. 3.6. 3.6.1. Для фиксирования проведенных занятий элективных курсов, их содержания, посещаемости обучающихся учителем ведется журнал элективных курсов. 3.6.2. В журнале указываются следующие данные:
3.6.3. Данный журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.
Индивидуально-групповые занятия
4.1. Индивидуально-групповые занятия обеспечивают общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, а также реализуют их право на поддержку обучающихся, имеющих длительные перерывы в обучении, физически ослабленных и часто болеющих детей; высокомотивированных обучающихся, проявивших успехи и значительные способности в изучении того или иного предмета, занимающихся научно-исследовательской работой. 4.2. 4.2.1 Вид индивидуально-групповых занятий определяется ежегодно, исходя из потребностей обучающихся, их родителей и учителей. 4.2.2. В соответствии с целями на индивидуально-групповых занятиях могут быть реализованы следующие виды деятельности: работа с обучающимися, нуждающимися в коррекции знаний; работа с обучающимися с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалом, обучение научно- исследовательской и проектной деятельности, подготовка победителей и призёров предметных олимпиад и конкурсов различного уровня. 4.3. 4.3.1. Индивидуально-групповые занятия не являются обязательными. 4.3.2. Организуются в соответствии с учебным планом в рамках предельно допустимой учебной нагрузки. 4.3.3. Индивидуально-групповые занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором школы, после уроков с обязательным перерывом от основного расписания не менее 45 минут. 4.3.4. Индивидуально-групповые занятия проводятся в учебном кабинете или другом специальном месте, отвечающем санитарным нормам образовательного процесса. 4.3.5. Для проведения занятий группы комплектуются из обучающихся одного или параллельных классов. 4.3.6. Зачисление обучающихся производится учителем, ведущим предмет, самостоятельно, учитывая заинтересованность обучающихся и их родителей (законных представителей). 4.3.7. Список группы с постоянным составом обучающихся фиксируется в журнале индивидуально-групповых занятий, где записывается тема занятий, дата занятий и отмечаются отсутствующие (н). 4.3.8. В случае привлечения обучающихся нескольких классов, а также формирования группы со сменным составом обучающихся, список обучающихся фиксируется в журнале индивидуально-групповых, где записывается тема занятий, дата занятий и отмечаются отсутствующие. 4.4. 4.4.1. При организации индивидуально-групповых занятий с постоянным составом обучающихся учитель разрабатывает рабочую программу в соответствии с требованиями к рабочей программе курса внеурочной деятельности. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждается директором школы. 4.4.2. При организации индивидуально-групповых со сменным составом обучающихся учитель составляет тематический план занятий на учебный год. План согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждается директором школы. 4.4.3. В течение учебного года допускается корректировка рабочей программы или тематического плана при условии согласования с администрацией школы. 4.4. В качестве учебной литературы для проведения индивидуально групповых занятий могут быть использованы учебные пособия, научно- популярная литература, справочные издания и другая методическая литература. 4.4.5. Учитель самостоятельно выбирает формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, рефераты, доклады и др. 4.5. 4.5.1. Индивидуально групповые занятия не оцениваются. Учитель имеет право в ходе занятий оценивать работы обучающихся и переносить (учитывая мнение обучающегося) отметки в классный журнал.
Руководство и контроль
5.1. Руководство и контроль за организацией и содержанием занятий элективных курсов, факультативов и индивидуально-групповых занятий осуществляет директор школы и его заместитель, курирующий данное направление. 5.2. Журналы элективных, факультативных курсов, индивидуально-групповых занятий хранятся у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, проверяется администрацией согласно плану внутришкольного контроля.
Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о об элективных курсах, факультативных и индивидуально-групповых занятиях в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение о посещении необязательных занятий принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Время начало и окончания занятий (пункт 10
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.
Учебная нагрузка (пункт 10. и 10. 11)
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей
Максимально допустимая недельная нагрузка
в академических часах
при 6-дневной неделе,
при 5-дневной неделе,
Организация профильного обучения в 10 – 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
Расписание уроков (пункт 10. и 10
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 – 4 классов – 2 – 3 уроках; для обучающихся 5 – 11-х классов – на 2 – 4 уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 – 4 уроках.
Продолжительность урока (пункт 10
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 – 80%.
Особенности обучения первоклассников (пункт 10
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:
Перемены (пункт 10. и 10
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20 – 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
Как выбрать предмет
Предметы выбирают, исходя из двух принципов:
По новым законам в некоторых экспериментальных школах введены новые правила. Ученики могут выбирать несколько предметов для углубленного изучения, остальные проходить на базовом уровне.
Парадокс заключается в том, что выбирать будущую специальность приходится уже в школе, а психологически человек созревает к выбору гораздо позже – в 21-22 года. Этим можно оправдать длительное обучение в школе в некоторых странах, где дети учатся 12 – 13 лет.
В России необходимо очень ответственно подходить к выбору профессии, учитывая все нюансы – финансовое положение семьи, склонности ребенка и его мнение, ситуацию на рынке труда, уровень заработной платы в определенной отрасли.
Сколько предметов по выбору можно посещать, зависит от той школы, где ребенок учится. Если факультативы бесплатные, можно ходить на все, лишь бы хватило времени и сил.
Самое неприятное, что может произойти при выборе обязательных предметов – это изменение планов абитуриента в последний момент перед поступлением. Если окажется, что он передумал идти в технический вуз, куда усиленно готовился последние два года, а для поступления в гуманитарный ему не хватает знаний, придется в срочном порядке искать репетиторов и наверстывать школьную программу по предметам.
Пример факультатива 1 класса
Как может выглядеть дополнительное занятие? Все зависит от школы и класса обучения. Например, факультативные занятия (1 класс) выстраиваются по некоторому простому алгоритму.
Например, проводится дополнительное занятие на развитие логики. На нем учитель должен в игровой форме задавать логические задачи и решать их с детьми. Например, при помощи слайдов. На каждом – отдельная задача и иллюстрация. В конце – скрытый ответ. Каждая задачка разбирается преподавателем. В 1 классе логические вопросы могут выглядеть как:
В таком ключе организовываются факультативы начальных классов. Игровая форма – вот лучший вариант дополнительных занятий. В средней и старшей школе требуется разбор трудных задач за пределами школьной программы с полным разъяснением решений.
Особенности разработки
Отдельное внимание требуется уделить разработке факультативных занятий. Ведь они проводятся вместе с обычным обучением. Только во внеурочное время. Поэтому приходится учитывать множество особенностей.
Учебные программы факультативных занятий содержат в себе то, чего нет в школьной программе. Обычно учителя пользуются в таких случаях специальными готовыми поурочными разработками для тех или иных дополнительных занятий. Они помогают с учетом особенностей конкретных детей подготавливать максимально полезные и интересные занятия.
Довольно часто преподаватели выясняют, что интересно было бы узнать детям в отношении того или иного предмета. И с учетом полученных сведений готовится к следующему дополнительному занятию. Главное, чтобы факультатив был направлен на развитие и совершенствование навыков.
Платные или бесплатные факультативные уроки
В качестве факультативных занятий на базе общеобразовательной школы могут функционировать отдельные учебные заведения. Руководство арендует помещения в классах, оплачивает их, чтобы детям было удобнее посещать кружки. Поэтому такие занятия будут платными. То же самое касается спортивных секций – гимнастика, единоборства.
Если школьные учителя имеют дополнительное образование в какой-либо сфере, они могут получить разрешение организовать платный кружок на базе школы, заключить договор аренды и брать деньги за свои услуги.
Если часы официально оплачиваются Министерством образования и входят в школьную программу, то такие факультативы являются бесплатными – учителя не имеют права требовать оплаты занятий.
Дистанционные курсы по общеобразовательным предметам – это полноценный бизнес, открывают его педагоги, платят налоги государству, поэтому рассчитывать на бесплатное обучение не стоит. Хотя такие удаленные лекции могут стоить намного дешевле, чем занятия с репетитором.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.
Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.
Платить или нет
Факультативные занятия (РБ, РФ и ряд других стран активно продвигают данную систему обучения) – это, как уже стало понятно, то, что выходит за пределы общеобразовательной программы. По установленным законам обучение в школах бесплатное. То есть среднее образование гарантировано всем. Но как быть с факультативами? Они ведь выходят за пределы программы!
В данном случае, как правило, родители оплачивают дополнительные часы учебы ребенка. Вполне нормальная практика. Ведь учителя будут обучать школьников во внеурочное время. Фактически после окончания рабочего дня. Поэтому факультативные занятия по математике, русскому языку и прочим предметам (как школьным, так и дополнительным) оплачиваются.
Если речь идет о школе с классами определенного направления (математического, медицинского, экономического, юридического типа), то возможно, что как раз те факультативы, что выходят в расширенную программу обучения, не оплачиваются. А вот если еще сверх занятий посещать те или иные предметы, то за них платить придется.
В любом случае факультативные занятия по русскому языку, психологии и другим предметам – это не бесплатная возможность. Вполне справедливо, что за дополнительные занятия с детьми требуется платить. Ведь факультативы это что-то вроде группового репетиторства.
Варианты выбора факультативов
Факультативное занятие – это, как уже было сказано, дополнительные возможности для развития и обучения. Оно может поводиться как относительно общеобразовательных предметов, так в в качестве абсолютно новых предметов. Как предлагается выбирать факультативы в тех или иных случаях?
Вообще в России активно продвигаются следующие способы:
Иногда родительский комитет в той или иной школе предлагает организацию факультативов. Но на практике подобный расклад встречается редко. Поэтому его почти не рассматривают.
Алгоритм планирования
Планирование факультативных занятий – процесс не такой уж и простой. Требуется учитывать множество факторов. Важно, чтобы все занятия развивали детей, заинтересовывали их. Иначе не получится успешного дополнительного обучения.
Планирование можно разделить на несколько этапов. Независимо от предмета, учитель должен:
Если задуматься, то составить конспект факультативного занятия довольно легко. Особенно если учитель прекрасно разбирается в том или ином предмете, а также сам знает много интересного, что не входит в общеобразовательную программу обучения.
Обязательные уроки
Первым делом стоит понять, какие занятия входят в школьную программу по умолчанию. Уже этот факт поможет осознать, есть ли в том или ином учебном заведении какие-нибудь факультативы.
На данный момент за все 11 лет обучения в школе ученики обязательно посещают следующие занятия:
В зависимости от того, в какой школе обучается ребенок, на каждый предмет отводится определенное количество часов. Также стоит обратить внимание, что некоторые уроки предназначаются только для средней и старшей школ, а что-то исключительно для начальных классов.
Обязательные факультативные занятия
Чаще всего детей обязывают ходить на дополнительные занятия в специализированных школах, где углубленно изучается одна или несколько дисциплин. Программы в таких образовательных учреждениях обычно усиленные, поэтому обычной нагрузки учителя не хватает, чтобы пройти все темы. Для этого организовываются факультативы, куда нужно обязательно ходить, чтобы получить глубокие и полные знания.
Обязательные факультативы не могут быть платными, так как являются частью школьной программы.
При возникновении спорных ситуаций, например, когда учитель требует посещения необязательных факультативов, родители вправе обратиться к руководству школы и выяснить, почему нужно тратить на них время. Учитель может попробовать убедить ребенка посещать дополнительные занятия, но не требовать и угрожать плохими оценками.
Если ребенок записался на занятия, то должен их посещать, поэтому вопрос о факультативах необходимо решать серьезно. Возможно, даже подключать родителей.
Заочное обучение в школе – это относительно новая форма занятий, при которых дети прикреплены к данному учебному заведению, но посещают его в оговоренные дни или выбирают предметы по желанию. Факультативные занятия входят в число разрешенных к посещению предметов, если школьнику подходит стиль преподавания и качество информации.
Альтернатива факультативам
Альтернативой бесплатным школьным факультативам может быть заочное обучение в виртуальной школе или на заочных курсах. В большинстве случаев такие организации берут деньги за свои услуги, но хорошо контролируют процесс учебы и дают больше материала для изучения.
Определение
Факультативное занятие – это необязательный урок в образовательных учреждениях. Обычно используется в отношении дополнительных, необязательных предметов. Например, если в школе есть предмет “психология”, то он является факультативом.
Также факультативное занятие – это дополнительные часы для тех или иных предметов в школе. Что-то вроде уроков репетиторства. Основное их преимущество – это необязательный характер. Обычно дети и их родители сами выбирают тот или иной факультатив (или несколько) из предложенных образовательным учреждением.
То есть факультативное занятие собой представляет дополнительные, развивающие часы или отдельные предметы в школах и университетах, посещаемые по желанию. Своеобразный аналог репетиторству. В отличие от указанного термина, факультативы проходят в групповой форме, точно так же, как и обычные школьные занятия. Проводятся во внеурочное время.
Советы по назначению факультативов
Стоит обратить внимание, что факультативные занятия – это дополнительная нагрузка для школьников. Даже если им интересно заниматься. Поэтому существует несколько советов, которые помогут школам и учителям максимально удобно организовать дополнительное обучение.
Среди наиболее распространенных рекомендаций выделяют:
Определение предметов
Теперь понятно, что факультативное занятие – это дополнительные возможности для развития учеников в школах и университетах. Родители и дети, как уже было сказано, сами способны выбрать то или иное направление обучения.
Основной особенностью является то, что факультативы школы определяют самостоятельно. Речь идет о спектре дополнительных занятий и часов по общеобразовательным предметам. Все зависит от конкретного учреждения. Никаких точных указаний относительно разнообразия факультативов нет. Гланое, чтобы это были или дополнительные уроки, выходящие за пределы школьной программы, или вообще новые, внешкольные предметы.
Конфликтные ситуации
Программы факультативных занятий, как уже было сказано, – это дополнительное образование. Именно поэтому в школах часто возникают спорные ситуации. Как действовать родителям и детям в тех или иных случаях?
Вот наиболее распространенные проблемы и ответы, решающие те или иные ситуации:
Пожалуй, никаких иных проблем не встречается. Все проблемы решаются в кратчайшие сроки.
Планирование дополнительных занятий
Учитывая то, что дополнительные занятия требуют больше времени и сил, особенно, если ребенок отстает в данном предмете и его необходимо подтянуть в короткие сроки, следует правильно планировать подборку факультативных занятий.
Нагрузка у детей в общеобразовательной школе на данный момент крайне велика. Стать отличником можно лишь в том случае, если все свободное время посвящать учебе – в школе или за ее пределами.
В Министерстве образования уже обсуждают разные формы получения знаний, в том числе такие, при которых дети имеют право выбирать уровень программ. Понятно, что для этого формируются разные группы, учителей должно быть больше, не каждая школа может себе позволить такое финансирование.
При изучении углубленно какого-либо предмета можно дополнительно подключать факультативы, но если все школьные предметы будут изучаться на высоком уровне, ученик не будет иметь времени на отдых. С такими нагрузками нужно быть осторожными, так как дети иногда не замечают, что теряют силы, а вместе с ними и здоровье.