коллективный Урок

Коллективный способ обучения — это общественно-исторический этап (общественно-историческая стадия, формация) развития сферы образования.
Термин «коллективный способ обучения» (КСО) ввёл Виталий Кузьмич Дьяченко.

Что это такое? Коллективный способ обучения (КСО) подразумевает задействование в работе всего класса одновременно, причем знания передает не педагог, а ученики друг другу. Данный метод был разработан А. Г. Ривиным, а потом усовершенствован В. К. Дьяченко.

Как применить? Существуют различные методики и технологии группового обучения. На выбор педагога: поабзацная проработка текста, обмен заданиями, нетрадиционные уроки, групповые опросы и пр. Главное – тщательно подготовиться к такому занятию, чтобы увлечь и заинтересовать детей дискуссией между собой.

Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой

Цель и принципы коллективного способа обучения

Прежде чем начать применять на практике коллективный способ обучения, необходимо ознакомиться с целями и ключевыми принципами реализации этой педагогической технологии, а также с различными методами организации групповой работы в классе.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Три основные цели КСО

Коллективный способ обучения (КСО) – это эффективная педагогическая технология, которая основывается на включении в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

Ключевые принципы технологии КСО, которые необходимо соблюдать

Классификация базисных форм организации обучения позволила В. К. Дьяченко проследить ход исторического развития обучения и предвидеть его будущее. Ученым выделены следующие базисные (или общие) формы организации обучения:

Базисные формы можно сравнить со строительным материалом: из одних и тех же кирпичей можно построить принципиально разные сооружения.

В. К. Дьяченко заметил, что та или иная общественно-историческая стадия организации обучения определяется не единицей содержания образования, а организационной структурой учебного процесса. В организационную структуру каждого следующего способа обучения включается новая организационная форма в качестве системообразующей.

Коллективный способ обучения как средство повышения эффективности урока

Залунина Людмила Юрьевна, преподаватель русского языкаи литетратуры, ФГКОУ «Уссурийское СВУ МО РФ»

Коллективный способ обучения – это организация общения путем работы в парах, группах.  Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

Технология коллективного способа обучения (КСО) интересовала переподавателей всегда. У ее истоков стоял

А. Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы. Идеи А. Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В. К. Дьяченко, который утверждал, что «общение в паре – это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них – к знаниям и опыту всего человечества».

Особый интерес у педагогов вызывает взаимообучение в коллективе. Психологи утверждают: эффективность произвольного запоминания материала в школьном возрасте может быть оценена такими критериями: читает -10%, слышит -20%, видит- 30%, видит и слышим – 50%, обсуждает – 70%, опирается на опыт – 80%, обучает других – 95%. Основными преимуществами технологии коллективного способа обучения являются обеспечение более прочного усвоения материала, совершенствование навыков логического мышления и понимания, развитие навыков мыследеятельности, развитие памяти, совершенствование навыков логического мышления и понимания, формирование адекватной самооценки личности , повышение ответственности, улучшение микроклимата в коллективе.

Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихсяВыделяют такие формы работы при коллективном способе обучения: работа в парах как постоянного, так и сменного состава, работа в группах постоянного, сменного состава. Работа в парах и группах постоянного состава позволяет обучающимся определить лидера, который не только обучает остальных, но и контролирует работу. Работа же в парах и группах сменного состава способствует формированию ответственности не только за свои знания, но и за знания одноклассников, учит работать слаженно, сообща, используя уже имеющиеся знания, вырабатывать новые стратегии работы.

Особый интерес представляет  работа в разновозрастных группах, когда обучающиеся старших глассов, обобщая изученный ранее материал, помогают младшеклассникам не только изучить новый материал, но и закрепить полученные знания на практике. Данную форму работы уместно использовать при подготовке 10-11- классников к итоговой аттестации, так как, обучая, они не только выступают в роли учителя, преподавателя, но и готовятся к успешной сдаче ЕГЭ

КСО позволяет реализовать потенциалы парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся. Использование коллективного способа обучения актуально на различных этапах урока: на этапе актуализации знаний, при изучении нового материала, призакреплении изученного материала. На уроках обобщения знаний и рефлексии уместно использование и парной, и групповой форм обучения. Использование форм работы данной технологии позволяет добиться хороших результатов при подготовке к административным срезам, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Список использованной литературы

Методы коллективного обучения

Как сделать учебный процесс интересным и увлекательным? Как зажечь в глазах детей разного возраста искорку интереса к получению знаний? Рассмотрим две наиболее продуктивные и часто применяемые на практике методики:

Методика изучения текста по абзацам (автор А. Ривин)

Очень результативный способ обучения освоению различных научных статей и сложных текстов в диалогических парах сменного состава.

За время урока коллективный способ обучения позволяет одновременно изучить 9–11 тем в классе численностью 30–40 человек. Каждый ученик работает над своей темой по очереди с разными одноклассниками. Во время этого процесса он выступает поочередно в роли слушателя и учителя. По каждой теме подбирается не менее 15–20 рассказов, которые педагог распределяет между детьми. Таким образом, 3-4 ученика могут в одно и то же время обсуждать определенную тему.

По объему статьи для проработки не должны быть меньше одной страницы формата А4.

В начале урока учитель ставит четкую цель: в процессе работы каждый ребенок должен изучить текст так, чтобы суметь рассказать изученный материал и ответить на все вопросы.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Работа организуется так, чтобы вся учебная информация была последовательно проработана каждым ребенком сначала с позиции слушателя, а затем в роли учителя.

Например, учитель физики дал Оле тему «Рефракция света в земной атмосфере». Ученица приступила к работе вместе с одноклассником Олегом. Печатный учебный материал лежит посередине стола. Один из детей читает вслух первый абзац текста, затем они вместе обсуждают, о чем идет речь, подбирают заглавие и записывают его в тетрадь: «1) Возникновение рефракции света в земной атмосфере».

После этого дети вместе выполняют то же самое по статье, которая дана Олегу. Когда его тему также обсудили и озаглавили, Оля пересаживается за стол к Татьяне и вручает ей свою тетрадь. Таня читает заглавие темы и просит Наталью рассказать ей, как возникает рефракция света в земной атмосфере.

Когда Ольга ответила на все вопросы Татьяны, она читает следующий абзац тематического текста, после этого девочки обсуждают его содержание, подбирают вместе заглавие. Таня записывает в тетрадь Оли заглавие второго абзаца: «2) Определение астрономической и земной рефракции». По такому же алгоритму ученицы проделывают работу по статье Тани.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Ольга берет свою тетрадь, пересаживается за стол к Максиму и подробно пересказывает ему содержание двух проработанных ранее абзацев. Затем дети вместе работают над третьей частью текста, Максим вносит в тетрадь Оли ее заглавие: «3) Траектория светового луча, приходящего к земному наблюдателю».

После работы в паре с Максимом Оля снова пересаживается и по такой же схеме поочередно встречается еще с четырьмя ребятами. Каждому новому напарнику девочка показывает свою тетрадь с записанными заглавиями и детально раскрывает содержание ранее проработанных с другими детьми частей текста. В новой паре она обсуждает по одному абзацу своего учебного материала. « Партнер» пишет в ее тетради заглавие совместно проработанного текстового отрезка. В результате коллективного способа обучения у ученицы составлен план темы, состоящий из семи пунктов.

К концу урока Ольга снова садится за стол к своему самому первому «собеседнику» – Олегу и излагает ему всю тему по пунктам плана. В свою очередь мальчик тоже завершил изучение данного ему тематического материала, он подробно рассказывает все, что узнал, отвечает на вопросы, советует Оле, на что обратить особое внимание.

Рассмотренную форму работы можно практиковать для изучения различных школьных предметов. Главное в методике поабзацной проработки текста, автором которой является А. Г. Ривин, в том, что каждый обучающийся работает над собственной полученной темой не в одиночку, а в парах (поочередно с другими одноклассниками).

Когда все абзацы текста проработаны, учащийся еще раз просматривает составленный план и подробно пересказывает усвоенную информацию одному из своих одноклассников. Итоговое закрепление учебного материала может проводиться и в другом формате: письменное изложение статьи, пересказ для малой группы или всего класса, ответы на вопросы учителя.

Методика «Обмен заданиями» (автор М. Мкртчян)

Коллективный способ обучения реализуется в школе посредством применения различных методик. Одна из них – «Обмен заданиями» – начинается с объяснения раздела. Учитель по очереди консультирует каждого обучающегося – разъясняет решение задачи «а» из задания, которое необходимо выполнить ребенку.

Ход решения фиксируется в тетради ученика. С задачей «б» из полученного упражнения детям надо справиться самостоятельно, правильность решения проконтролирует преподаватель. После проверки в таблице учета напротив имени ученика ставится знак «+».


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Раздел запущен, если каждое его задание выполнил хотя бы один обучающийся.

Всем детям на карточке или в тетради учитель предлагает по два однотипных упражнения или вопроса. Для удобства все задания отмечены буквами и цифрами (к примеру, ВА4, МК7), где первые означают раздел, а вторые – номер задачи в разделе.

Пример: упражнения по разделу «Решение неравенств» – РН1, РН2, РН3 и т. д.

Рассмотрим порядок работы учеников. Допустим, Виктор хорошо подготовлен, умеет решать и объяснять все задачи из задания РН1, а Данила знает решение задач из варианта РН2. При коллективном способе обучения мальчики объединяются, чтобы обменяться знаниями: Виктор научит Данилу решать задачу «а» из задания РН1 и при необходимости даст теоретические объяснения, ответит на все вопросы. Решение задачи и необходимые формулы Данила записывает в тетради Виктора.

Затем также Данила передает свои знания Виктору – объясняет решение задачи «а» из задания РН2. Следующий шаг: первый мальчик самостоятельно решает задачу «б» из задания РН1, а второй – задачу «б» из задания РН2. При составлении всех заданий учителю следует учесть, что задача «б» должна решаться таким же способом, как и задача «а».

После выполнения и проверки друг у друга правильности решения ребята расходятся. Каждый из них переходит к новому партнеру. Для оптимизации поиска «компаньона» можно использовать цветную маркировку карточек с заданием.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

А теперь разберем алгоритм изучения всего раздела. Предположим, что в малой группе шесть обучающихся: Виктор, Данила, Степан, Игорь, Андрей и Сергей. Им следует выполнить задачи по разделу «Решение неравенств».

Преподаватель заранее разрабатывает шесть упражнений: РН1, РН2, РНЗ, РН4, РН5, РН6. Кроме того, он составляет таблицу учета, в которую будет вносить соответствующие отметки о выполнении:

Дети осваивают учебный материал в динамичных парах. В таблице учета педагог делает контрольную отметку о проработке задания – «+». К концу урока каждый из обучающихся сможет поработать с разными партнерами и решить все шесть заданий.

Деятельность целого класса организуется посредством формирования нескольких малых групп по 5–7 человек в каждой. В этом случае определенные трудности вызывает вводный процесс «запуска», так как в стандартном классном коллективе может одновременно по разным темам работать 5-6 групп, к примеру, первая – «Решение неравенств» (РН), вторая – «Числовые последовательности» (ЧП) и т. д.

Чтобы исключить возможные затруднения при применении на уроке коллективного способа обучения, необходимо заранее продумать вводный «запуск». Например, вместо одного педагога на первое занятие придут 2-3 и более учителей или к работе с учениками младших классов можно привлечь активных старшеклассников, которые значительно облегчат установочную работу.

Мурманская методика взаимного обмена заданиями позволяет использовать прием «самозапуска». Учитель распределяет весь теоретический и практический материал по карточкам, которые раздает ученикам. Дети должны самостоятельно освоить (повторить) предложенные упражнения. Затем каждый выбирает себе партнера и «запускается» взаимообучение – выполнение задач на закрепление, обмен карточками, переход к новому партнеру, работа во вновь созданной паре.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

В процессе учебной деятельности применяются маршрутные листы, обязательно заполняется таблица или экран учета работы всех детей, осуществляется контроль в различных формах: учительский, самоконтроль, взаимная проверка.

Основной вид итогового контроля при коллективном способе обучения – зачет:

Основное преимущество коллективного способа обучения как педагогической технологии – возможность освободить учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и уделить больше времени индивидуальной помощи ученикам.

Таким образом, понятие общественно-исторического способа организации обучения (в частности, КСО) ухватывает сущность сферы образования в определённую эпоху человеческой цивилизации. А это значит, что подлежат рассмотрению по меньшей мере три плоскости вопросов:

Следовательно, при коллективном способе обучения будут существенно другой, чем сейчас, деятельность всего образовательного учреждения и обеспечивающих его инфраструктурных процессов: их содержательно-технологические, организационно-управленские, нормативно-правовые, кадровые и другие аспекты.

Этапы групповой работы

Весь процесс групповой работы состоит из трех основных этапов, которые в свою очередь включают ряд действий:

Подготовительный этап

Подготовка к выполнению задания:

Основной этап


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Заключительный этап

Рефлексия, анализ, выводы:

Как показывает практика, если вводный этап взять за единицу времени, то длительность групповой деятельности равняется примерно шести единицам, а заключительная часть – двум.

Во время групповой работы обучающихся учитель выполняет различные функции: контролирует деятельность групп, отвечает на вопросы учеников, уточняет порядок действий, регулирует возникшие споры, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Коллективный способ обучения имеет свои плюсы и минусы – позволяет обсуждать ход и результаты работы, взаимно консультировать друг друга, но также требует серьезной организации и тщательной подготовки.

Технология наиболее эффективна и целесообразна для решения основных дидактических задач, проведения практических и лабораторных работ, научных практикумов. Методика КСО получила широкое применение на уроках иностранного языка при отработке навыков разговорной речи в парах, трудового обучения и технологии при решении конструктивно-технических задач; естественно-научного цикла при выполнении практических работ, гуманитарного цикла при изучении текстов, исторических документов и т. п.

Типичные ошибки в понимании коллективного способа обучения

Однако, вероятно, по причине лексической многозначности термина «коллективный способ обучения» часто приписывают В. К. Дьяченко вместо такого понимания КСО гораздо более узкое:

Во всех этих случаях путаются три сопряженных, но не тождественных, разноуровневых понятия: коллективный способ обучения, коллективные учебные занятия и коллективная форма организации обучения.

Одна (но не единственная!) причина такого неправомерного отождествления обусловлена следующим. На рубеже 80-90-х годов XX века в разных регионах СССР, а затем и пост-советского пространства наблюдается активное внедрение в учебный процесс коллективной организационной формы обучения (работы в парах сменного состава). Она применялась главным образом в рамках урока, поэтому в его организационной структуре объективно могла использоваться только в качестве вспомогательной формы. Коллективные учебные занятия проводились, но эпизодически, на отдельных предметах. Классов, в которых бы они организовывались по всем предметам, насчитывалось единицы.
Этому периоду — этапу активного практического освоения коллективной организационной формы обучения — характерно стремление противопоставить уроку нечто иное, но такое же целостное. Если на уроке доминирует групповая форма обучения, то на первых коллективных (то есть неурочных) занятиях практически все дидактические задачи пытались решать через коллективную оргформу. Такая гипертрофия работы в парах сменного состава могла привести к широко распространённому штампу: «Коллективный способ обучения — это работа в парах».

Очевидно, что деятельность учащихся в парах требует пристального внимания педагогов. Однако является утопичным совершить коренные изменения в практике образования (обучения) за счёт внедрения парной работы вне контекста изменения всей целостности — институциональной системы обучения.
Возможности использования работы в парах очень сильно зависят, во-первых, от типа учебного занятия, который, в свою очередь, зависит от институциональной системы (устройства образовательного учреждения в целом). Так, в рамках группового обучения парная работа может быть только вспомогательной. Вкрапление парной работы в структуру фронтальных занятий не меняет их сущности. На коллективных занятиях она ведущая форма обучения, но в зависимости от того, в какой институциональной системе обучения коллективные занятия организуются, по-разному реализуются объективные возможности работы в парах, меняется её назначение и, естественно, организация.
Реализация «парного обучения» во многом зависит от того, насколько будут преодолены мыслительные (мыслимые) ограничения её организации и будут получены новые варианты институциональной организации обучения (как изменится школа в целом).

Фазы (этапы) перехода к коллективному способу обучения

Коллективный способ обучения как очередной этап исторического развития сферы образования не может быть создан сразу.
Обучение, будучи органической составной частью процесса общественного бытия, не может существовать и развиваться изолированно от остальных общественных процессов, которые в зависимости от их уровня могут как способствовать, так и препятствовать развитию процесса обучения.
Для целенаправленного осуществления на практике перехода к КСО выделяются промежуточные этапы — несколько фаз переходного периода. Фазы переходного периода позволяет, с одной стороны, проанализировать сложившуюся ситуацию, с другой — дают возможность специалистам определить дальнейшие шаги собственной деятельности по созданию коллективного способа обучения.
Ростки КСО уже появляются и развиваются в недрах ГСО.

Это период использования приёмов работы в парах.
На этой фазе все признаки группового способа обучения (классно-урочной и лекционно-семинарской систем) сохраняются. Учебные занятия являются групповыми, для них характерен общий фронт: все учащиеся занимаются изучением одной и той же темы, одного и того же раздела. В основе занятия лежит групповая организационная форма обучения: учитель предъявляет новый материал сразу всем учащимся, организует общегрупповые обсуждения и т. д. Но для закрепления, повторения изученного использует другие формы, в том числе и работу в парах сменного состава. Таким образом, коллективная организационная форма используется как дополнительная, вспомогательная, улучшающая качество занятий.
Общий фронт нарушается незначительно в рамках урока, поэтому общая организация учебного процесса остаётся традиционной: обычные сорокапятиминутные уроки, одновозрастные классы, узкоспециальные предметы, обычный вариант расписания и режим работы и т. д.
В представлениях учителей, управленцев свобода организации урока является ценностью, но ещё нет понимания необходимости отказа от урока.

Коллективные занятия организуются в отдельных разновозрастных, разноуровневых учебных группах. Эти группы выделяются в образовательном учреждении наряду с одновозрастными классами.
Содержание учебных предметов, изучаемых в разновозрастном коллективе, не делится на годичные блоки. Последовательности и методы её освоения у разных школьников разные. К окончанию учебного года учащиеся осваивают материал, неодинаковый по объёму и составу.
Учащиеся такой группы могут в одно и то же время изучать разные предметы: одни математику, другие физику, третьи химию и т. д. У каждого обучающегося и педагога есть свой план деятельности на занятии (которые все вместе взятые заменяют традиционное расписание, свойственное классам).
Принципиально важно, что когда речь идёт о разновозрастной, разноуровневой группе, то имеются в виду не физические параметры обучающихся, а отсутствие деления содержания программ курсов на годичные блоки. Когда в программе предмета исчезает привязка к конкретному классу и году обучения, тогда мы освобождаемся от классной системы. Это и проявление, и необходимое условие IV-ой фазы.
Поскольку на этой фазе в школе выделяются только отдельные учебные группы разновозрастного состава, то само управление образовательным учреждением особо не меняется.

Шестая и последующие фазы

Любая фаза переходного периода к КСО является некоторой целостностью. Каждое конкретное промежуточное состояние необходимо рассматривать как систему по следующим аспектам:

Методологические принципы построения коллективного способа обучения

Становление коллективного способа обучения представляет собой единство естественно-стихийных и искусственно-организованных процессов.
Искусственный компонент становления (то есть процессы создания) коллективного способа обучения задаётся деятельностью тех субъектов, которые осознанно и целенаправленно строят систему обучения, отличную от классно-урочной.
В то же время исчезновение группового способа обучения (превращение классно-урочной системы в своё отрицание) обусловливается и естественно-стихийными процессами, которые задаются постоянными попытками и поисками специалистов, решающих актуальные проблемы образования. Эти проблемы вызваны необходимостью реализовать идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования, которые в рамках классно-урочной системы просто не решаемы. Поэтому поиски и достижения специалистов постепенно расшатывают её основы.

Три общественно-исторических стадии (формации) развития процесса обучения

В ИСО использовались индивидуально-опосредованная и парная формы, в ГСО к ним добавилась в качестве ведущей групповая форма, в КСО будут все четыре формы при ведущей роли коллективной. Конечно, в истории человечества всегда были представлены все четыре базисных оргформы. Однако в разные эпохи не все из них были общепризнанными.

Предназначение ИСО состояло в обучении отдельных членов общества, ГСО — в приобретении многими людьми образовательно-воспитательных качеств, соответствующих потребностям общества, а КСО — в их овладении каждым членом общества.
В КСО каждый обучающийся будет реализовывать свою индивидуальную образовательную программу за счёт большого спектра разных по содержанию, типу, форме и месторасположению взаимодействий с другими обучающимися, которые тоже реализуют свои индивидуальные программы. Программы максимально индивидуализируются, а сам процесс обучения в большей мере примет коллективный характер.

Разновидности групповых технологий

Рассмотрим, какие групповые технологии используются.

Групповой опрос

Одна из коллективных технологий, которую применяют для повторения и закрепления изученного раздела учебной программы. Работа в такой форме может быть проведена как во время урока, так и после него, например, зачет. Учитель заранее составляет перечень вопросов, которые консультант задает каждому обучающемуся. В ходе опроса один ученик отвечает, а остальные члены группы дополняют, комментируют и совместно оценивают ответ.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Структура группового опроса идентична групповому занятию, разница лишь в соотношении вводной, основной (опрос обучающихся) и заключительной частей, они составляют пропорцию 1:8:2. Класс делится на группы, в которых ученики опрашиваются одновременно. Чтобы дети не мешали друг другу, общение проходит вполголоса.

Такая форма опроса способствует повышению интенсивности учебной деятельности, целостному включению группы в работу, определению уровня знаний у всех учеников без исключения, воспитанию у детей чувства ответственности, взаимовыручки и требовательности.

Общественный смотр знаний

Одна из особых форм проверки знаний. Она требует грамотной организации и правильно проведенного подготовительного периода.

Временные затраты на подготовку зависят от содержания и сложности смотра, а также уровня знаний, умений и навыков обучающихся. Сначала следует разбить классный коллектив на группы по 4–6 человек и в каждой назначить консультанта. Если в классе ранее уже практиковался коллективный способ обучения и кружки сформированы, то лучше всего оставить их в том же составе и проводить подготовительную работу в уже слаженных объединениях.

Учителю необходимо заранее тщательно продумать и составить перечень вопросов, задач, практических заданий, графических работ и прочего учебного материала, который дети должны повторить в группах во время внеурочной подготовки. Основную подготовительную работу педагог проводит с консультантами, которые в процессе смотра знаний будут управлять деятельностью групп.

Открытое итоговое мероприятие проводится в торжественной форме. Предварительно помещение украшается, парты расставляются в особом порядке, организуется выставка методических материалов, дидактических пособий, практических работ школьников.

Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы хорошо видеть класс и доску. Передний ряд парт оставляется свободным для самостоятельно работающих обучающихся. Все дети одеты в праздничную форму, сидят по группам со своим консультантом. Предоставляется слово председателю жюри, который и открывает смотр.

После этого ведущий педагог приступает к своим обязанностям. У него обязательно имеется план проведения смотра с указанием всех видов работ (устных, письменных, графических, практических задач, нестандартных заданий и т. п.) и список учеников по группам.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Учитель заранее продумывает и планирует предстоящую работу так, чтобы группа детей выполняла задание, сидя за партами, вторая – у доски, третья – отвечая на вопросы со своих мест. Если ответ прозвучал недостаточно полно, ученики могут дополнить и уточнить его.

Члены жюри учитывают все ответы и поправки, могут задавать вопросы отвечающему. На общественном смотре допускается включение недлительной фронтальной проверки знаний, как то небольшой диктант или текст, перфокарты или несложные задачи. В программу открытого мероприятия могут включаться развлекательные элементы, например, по типу КВН.

В финальной части жюри подводит итоги, председатель оглашает результаты перед всеми участниками. Наряду с оценками, которые получает каждый ученик класса, также характеризуется работа всех групп. Мероприятие освещается в информационных средствах и анализируется в педагогическом коллективе.

Учебная встреча

Эта групповая форма работы эффективна при повторении учебного материала, проводится не только на уроке, но и во внеурочное время. Встреча может быть организована между двумя командами одного класса или в параллели. Тема и время проведения утверждаются учителем или активом класса.

Так же, как и любой коллективный способ обучения, учебная встреча требует хорошо продуманной подготовки. Роль ведущего берет на себя педагог.

Групповое мероприятие проводится следующим образом. Ведущий задает вопрос одной команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку, остальные члены этой же группы могут дополнять и уточнять. Если ответ неправильный или неполный, то отвечает другая команда.

Ведущий и члены жюри могут задавать дополнительные вопросы. Так же, как и при проведении общественного смотра, некоторые учащиеся одновременно работают у доски, другие – приглашаются к столу для выполнения письменных работ. В отличие от торжественного смотра, учебная встреча носит рабочий характер и является текущей проверкой знаний.

Диспут

Диспут основывается на противопоставлении нескольких мнений и является разновидностью учебной встречи. Успех этого группового мероприятия зависит от выбора темы, которую можно рассматривать как минимум с двух различающихся позиций.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Учитель должен самым тщательным образом продумать задачи и ход диспута, возможные варианты ответов, а главное, выводы, которые должны сделать участники дискуссии. Перед началом мероприятия необходимо ознакомить детей с правилами, обычно их размещают на видном месте.

В ходе обсуждения педагог следит за соблюдением озвученных в самом начале требований:

Очень важно грамотно подготовить того, кто будет вести диспут, так как от этого во многом зависит успешность мероприятия. В ходе полемики ведущий обязан предоставлять слово всем желающим высказать свою точку зрения, следить за соблюдением регламента, соблюдать очередность выступлений и поддерживать накал участников до конца встречи. Хорошо, если этот ученик пользуется заслуженным авторитетом среди одноклассников.

Главная цель диспута – научить школьников приводить аргументы, руководствоваться фактами, логично отстаивать свою позицию. Этот коллективный способ обучения не требует выставления отметок или принятия решений.

Нетрадиционные уроки

К групповым технологиям относятся и нетрадиционные уроки, в которых классный коллектив делится на разные группы.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Такой коллективный способ обучения часто используется в начальной школе, например, интегрированный урок, урок-сказка, урок-открытие, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-викторина и другие. Нестандартные групповые технологии позволяют увеличить учебный актив обучающихся – в него входят сильные ученики, проявляющие интерес к различным предметам и желающие оказать помощь одноклассникам, они играют роль консультантов или ассистентов.

Результативность групповой деятельности во многом зависит от того, насколько хорошо учитель знает класс: не только уровень знаний, но и личностные особенности детей, психологический климат в коллективе. Большое значение имеет подготовленность консультантов, проведение с ними систематических занятий и методических консультаций, проверка качества их знаний. Затраченное на подготовку время педагог полностью компенсирует качеством знаний учащихся.

Современная психологическая наука утверждает: мышление и речь тесно взаимосвязаны, таким образом, коллективный способ обучения (КСО) является эффективной педагогической технологией. Работа в парах сменного состава по определенному алгоритму позволяет развивать у школьников самостоятельность, ответственность и коммуникативные навыки.

Материал основан на следующих источниках:

Особенности групповой технологии коллективного обучения

По теории В. К. Дьяченко, коллективный способ обучения может быть комбинированным – иметь различную организационную структуру: индивидуальную, парную, групповую.

К групповым способам обучения относятся следующие формы организации учебного процесса, когда один обучает многих, каждая из них имеет свои преимущества:

Для современного школьного образования характерно широкое применение различных форм организации коллективного способа обучения в рамках классно-урочной системы. Самыми распространенными являются фронтальная и групповая внутри класса. Дети не только постигают учебный материал и отрабатывают навыки, они осваивают опыт совместной деятельности, созидательного труда и социальных отношений.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Педагог И. Б. Первин выделил пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

При грамотном педагогическом подходе и руководстве эти формы организации учебной деятельности способствуют реализации основных условий коллективности: осознание общей цели, обоснованное распределение обязанностей, взаимодеятельность, обоюдный контроль.

Фактически на практике коллективными технологиями называют только групповой и межгрупповой уровни организации учебного процесса в классе.

Технология «Коллективный способ обучения» предполагает совместное решение поставленных задач и требует временного разделения класса на малые группы. Учитель предлагает обучающимся алгоритм действий: обсудить учебную задачу, определить способы ее решения, реализовать намеченное на практике, представить совместно полученный результат.

Описанная форма работы эффективнее фронтальной, так как позволяет осуществлять дифференцированный подход – учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, предоставляет широкие возможности для кооперирования и формирования навыков коллективной познавательной деятельности.

Основные цели групповой технологии

Групповые технологии как коллективный способ обучения способствуют решению многих педагогических и психологических задач, таких как:


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Организация групповой деятельности в процессе обучения имеет свои особенности, такие как:

Формирование групп и назначение руководителей (консультантов) происходит по принципу объединения учеников с разным уровнем осведомленности и обученности по данному предмету, с учетом их совместимости и возможности взаимно дополнять друг друга.

Однотипная работа в группах при коллективном способе обучения предполагает выполнение одинакового для всех обучающихся задания. Дифференцированная деятельность – решение группами разноуровневых задач. В ходе учебного процесса одобряется и поощряется содействие обучающихся: помощь друг другу, обращение за советом, совместное планирование, обсуждение хода и итогов работы.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

При коллективном способе обучения следует обратить особое внимание на индивидуальную поддержку нуждающихся учеников, так как групповая форма работы значительно увеличивает потребность в ней. Дети могут оказывать взаимную помощь друг другу или получать ее со стороны педагога. Таким образом, выигрывает не только слабый учащийся, но и более сильный получает возможность закрепить, актуализировать, конкретизировать и отточить свои знания.

Суть коллективного способа обучения

Разработчиками эффективной педагогической технологии «Коллективный способ обучения» (КСО) являются:

В. К. Дьяченко рассматривал коллективное обучение как частный случай общения в процессе учебно-познавательной деятельности. Он выделял четыре организационные формы, для каждой из которых характерен определенный вид общения.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК

Коллективный способ обучения предполагает общение школьников в динамических парах, где один обучает другого и способствует реализации большого потенциала коллективной, групповой, парной и индивидуальной деятельности.

Люди всегда задумывались о том, как передать другому свои знания и опыт. Известно, что способ передачи учебной информации, когда один ученик учит другого тому, что уже умеет, практиковался еще в древние времена. Позже эту педагогическую идею успешно воплотили в белл-ланкастерской системе взаимного обучения.

Ее суть состояла в том, что сначала старшие дети под руководством педагога усваивали новый материал, а потом, в соответствии с полученной от учителя инструкцией, передавали свои знания младшим. Технология позволяла учителю задействовать в процесс обучения сразу много учеников, но она не стала популярной из-за низких показателей качества.

При разработке коллективного способа обучения А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко взяли за основу идею белл-ланкастерской системы взаимного обучения, но при этом они изменили форму учебной работы – в посильное общение должны вовлекаться все дети, без учета их актуального уровня знаний и умений.

Обучающиеся работают в динамически меняющихся парах и по очереди выступают то в роли ученика, то учителя. Детям очень интересна такая форма деятельности, они с удовольствием включаются в процесс.

Про урокцифры:  КРОССВОРД ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *