К Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Компьютер на уроках Технологии
Компьютер на уроках Технологии
В современных условиях большое значение придается повышению качества образования. Влияет ли внедрение новых информационных технологий на повышение качества? Зачем вообще на уроках нужен компьютер? Ведь обходились же мы без него. Мел и доска надежней. Зачем учитель-предметник, в течение многих лет использующий учебники, методические пособия, и другие, не менее эффективные, средства обучения, должен осваивать новые технологии?
Стремительное развитие общества, совершенствование технологий вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением количества компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе и по технологии. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Чтобы идти в ногу со временем, учитель технологии должен владеть основами компьютерной грамотности.
В настоящее время ясно, что главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, в котором главное – познавательная деятельность, а не преподавание. Учитель должен уметь диагностировать деятельность своих учеников, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства. Внедрение информационных технологий на уроке рассматривается не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенком; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. Само время требует иного подхода к методике преподавания. Использование компьютера в изучении Технологии было бы весьма эффективно, так как дидактические функции компьютеров очень широки. Их использование позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, моделировать и визуализировать абстрактные понятия и процессы, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию.
Сам факт проведения урока Технологии с применением компьютера интригует детей, появляется мотивация. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свои знания. Ребенок чувствует потребность в знаниях. От внешней мотивации появляется интерес к предмету.
Каковы очевидные преимущества работы учителя с использованием компьютера?
Во-первых, при выявлении каких-либо трудностей в усвоении новой темы можно вновь запустить презентацию темы, и учащиеся самостоятельно проводят коррекцию собственных знаний. И эта коррекция ненавязчивая. Создается благоприятный психологический климат, ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания. Таким образом моделируется ситуация успеха.
Во-вторых, на следующем уроке программы, использованные для закрепления материала, можно применить для контроля знаний.
Использование компьютера на уроке предоставляет преподавателям и учащимся новые уникальные возможности, связанные с интерактивностью электронных учебных пособий. При оперативном сочетании компьютера с другими средствами обучения появляется также возможность экономить время урока, увеличивая при этом объем информации и используя наглядный материал.
Введение элементов проникающих компьютерных технологий позволяет значительно разнообразить учебный процесс, вывести его на качественно новый уровень, восполнить несовершенство учебных пособий, а также развивать личность, формировать её познавательную активность, творческий потенциал.
У школьников более успешно формируются знания и умения осуществлять поиск, исследовать новую информацию, умение проводить анализ, сравнение, конструировать содержание собственного знания по предмету.
Но чтобы компьютерный урок был эффективным, необходимо, чтобы и учитель, ведущий его, владел методикой использования новых информационных технологий.
Наиболее эффективно в учебном процессе компьютер может использоваться при объяснении нового материала, мотивации введения понятия. Широко используется на этом этапе обучения презентация. Главное здесь – тезисность и наглядность. При демонстрации слайдов презентации учитель может показать разнообразный иллюстративный материал, тезисно записать основные положения лекции, сопроводить показ музыкальными фрагментами.
При отработке определенных навыков и умений на уроках закрепления и обобщения материала могут быть использованы электронные тесты. Они могут быть простыми (карточки с вопросами и вариантами ответов) и сложными, многоуровневыми. Отвечая на вопросы, учащиеся переходят от одного слайда к другому, попутно повторяя теорию и проверяя её на практике. Материал сопровождается иллюстрациями, анимационными картинками. Так же с помощью тестов проводится и контроль знаний.
Знания, полученные на уроке, закрепляются, становятся более осознанными и целостными. А ведь эффективность урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.
Объективно воспринимая современные реалии (нехватку компьютерной техники, загруженность кабинетов информатики), говорится только об использовании элементов проникающей компьютерной технологии, то есть об использовании компьютеров лишь на отдельных уроках для решения отдельных задач. Говорить сегодня о преподавании Технологии, как и любого другого школьного предмета, исключительно при помощи компьютерных технологий, экономически преждевременно.
Однако возможности использования компьютера на уроках очень широки. И сейчас ясно одно – использование компьютерных технологий – необходимость. Средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.
Компьютерные технологии уже не завтрашний день, это наше сегодня, это возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, которая позволит повысить качество образования. Компьютер на уроке Технологии не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.
Интерактивные компьютерные технологии как неотъемлемая составляющая современного урока
— inter (взаимный), act (действовать).
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного,
активного взаимодействия всех обучающихся.
Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
В настоящее время огромное внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Мир вокруг нас претерпевает стремительные изменения. Информатизация охватила и все сферы социальной жизни: образование, науку, культуру, здравоохранение.
Особая роль в становлении человека принадлежит образовательному старту. Именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Поэтому именно ученик – главное лицо в нашей школе. Ведь ребенок проводит там большую часть своего времени. Школа является неотъемлемой частью его жизни. И задача учителей способствовать максимальному развитию самых разных способностей и навыков ребенка, расширению его внутренних возможностей. Для этого в школе должны быть созданы соответствующие условия, а школьная среда обитания и учения должна быть насыщена предметами и инструментами для работы и отдыха разных детей, для обеспечения их индивидуального и разностороннего развития в своем темпе и своим путем.
Мы уже не представляем себе современный урок без использования информационных технологий. И КТ является неотъемлемым инструментом в учебном процессе и повышении интереса учащихся к изучаемым предметам.
Одним из важных направлений работы нашей школы является разработка и внедрение , обеспечивающих социализацию ученика в современном мире, опираясь на информационные технологии.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Информационные технологии в обучении можно разделить на:
– на основе ИКТ
Интерактивные технологии с использованием ИКТ в учебном процессе позволяет
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Таким образом, использование ИКТ в учебном процессе:
• Делает обучение более эффективным;
• Способствует индивидуализации обучения;
• Повышает мотивацию к обучению;
• Активизирует познавательную деятельность учащихся;
• Обеспечивает оперативность и объективность контроля;
• Дает педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
• Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;
• Способствует развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
• Повышает интерес к изучаемому предмету.
Традиционные интерактивные технологии + ИКТ на уроках английского языка
1. Применение электронных презентаций
Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках английского языка включают:
– изучение лексики;
– обучение диалогической и монологической речи;
– отработку грамматических явлений.
Презентации Microsoft Power Point
– тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях,
– помогают осознать языковые явления,
– сформировать лингвистические способности,
– создать коммуникативные ситуации,
– автоматизировать языковые и речевые действия,
– обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.
– повысить мотивацию учащихся;
– использовать большое количество иллюстративного материала;
– интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
– вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
На своих уроках я часто использую презентации, так как они позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся.
Работая на уроках английского языка во 2 – 11 классах, заметила, что использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.
– позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения данного опыта на уроке.
Существует огромное количество учебных сайтов, которые содержать видеофрагменты. Вот некоторые из них:
Тест на компьютере
– даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках;
– позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;
– сразу же сделать работу над ошибками.
Вот некоторые ссылки , которые я использую на уроке
( можно распечатать)
4 Возможности компьютера для аудирования
Экзамен по английскому языку в формате ЕГЭ и ОГЭ включает в себя задание по аудированию. Очень важно, чтобы учащиеся привыкали не только к речи учителя на уроке, но и к речи других людей. В этом компьютер просто незаменим.
Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют мощно развивать внимание и визуальное мышление — способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное мышление является основой понимания.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в связи с ростом объема информации, предъявлении всё более высоких требований к обучению и практическому владению английским языком в повседневном общении и профессиональной сфере рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. И только использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.
Более того, внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.
1. Ариан М. А. и др. Методика преподавания иностранных языков:Общий курс.- Н.-Новгород: НГЛУ,2004.-190с.
2. Аудио-визуальный метод/А. А. Миролюбова// Иностранные языки в школе. 2003.-№5.-С.22-23.
3. Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация Power-point и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2008. – №4.
4. Белякова М. А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика // Иностранные языки в школе. – 2007. – №3.
5. ГалиулинаТ. Н. « Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
6. Коломиец В. А. Ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка. // Иностранные языки в школе.-2003.№3.-С.86-90.
7. Коптюг Н. М. « Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся». Иностранные языки в школе, 2003, №3.
Огромные возможности компьютерной техники, многообразие культурной информации, которое представляют мультимедиабиблиотеки и всемирная сеть Интернет, сегодня находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно – урочную технологию.
Существуют два принципиально различных пути преодоления этого противоречия :
содержания и методов образования, отказ от урока в пользу самообразования, организации свободного культурно – образовательного путешествия в информационном пространстве ;
новых информационных возможностей к рамкам традиционного урока.
Первый сегодня возможен только во внеклассной, внеурочной деятельности обучающихся, второй, получающий все большее и большее распространение, осуществляется в виде
Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства. ( 1 слайд )
Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы, т.е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств ( полностью или частично ).
Различают следующие типы компьютерных уроков : ( 2 слайд )
– демонстрационного типа ;
– компьютерного тестирования ;
– тренинг или конструирование ;
– интегрированные уроки.
Существует влияние частоты использования средств ИКТ на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что средства ИКТ влияют на оценочно – мотивационную сферу личности ( если используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у обучающихся повышенное эмоциональное возбуждение мешающее восприятию и усвоению учебного материала ; наоборот, слишком частое использование этих средств в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним. ) ( 3 слайд )
Согласно санитарным нормам время непрерывной работы на компьютере для учащихся начальной школы составляет 10 – 15 минут, общее суммарное время работы в день 50 минут, 3 раза в неделю.
Эффективность применения средств ИКТ зависит от этапа урока и не должно длиться на уроке подряд более 15 минут : учащиеся устают, не могут осмыслить новую информацию. Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам еще и электромагнитное излучение.
Использование ИКТ в начале урока сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного. Использование ИКТ в интервалах между 15-20 и 30-35 минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание обучающихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у обучающихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия ( их острота, пороги, чувствительность ), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление.
( 4 слайд )
изучения нового материала учитель « не отменяется », он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А « рассказывать » материал вместо него может компьютер. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия « текст – звук – видео – цвет ».
Основной недостаток классического традиционного урока – трудность учета индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися. Компьютер позволяет на этапе провести экспресс – диагностику усвоения и в зависимости от ее результатов провести соответствующую коррекцию.
В первой части урока на этапе в компьютерном варианте может быть представлено репродуктивное тестирование, экспериментальные задачи, проблемные ситуации, развивающие игры. В результате все учащиеся оказываются включены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового.
для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения – программы – тренажеры.
по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем :
– осуществляется индивидуализация контроля знаний ( учет разной скорости работы обучающихся, дифференциация работ по степени трудности );
– повышается объективность оценки;
– ученик видит детальную картину собственных недоработок;
– оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;
– на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.
являются : задания, задачи, тесты, самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль.
Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения обучающимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени ; сравнивает показатели различных обучающихся по решению одних и тех же задач или показатели одного обучающегося за определенный промежуток времени.
Проектирование компьютерного урока начинается с составления технологической карты конструирования урока :
( 5 слайд )
Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, накладывающейся, сопровождающей логику основной технологии, приследуя цели :
– использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока, учебного процесса ;
– формирование у обучающихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей ;
– формирование личности человека« информационного общества »;
– формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения ;
– создание мотивации к учебному материалу ;
– предоставление обучающемуся возможности выбора форм и методов работы;
– предоставление возможности использования дополнительного материала ;
– активизация познавательной деятельности ;
– демонстрация материалов важных для познания, но недоступных для обозрения в учебно – методическом комплекте.
( 6 слайд )
При наличии новых « компьютерных » средств обучения меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация : учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером. В ходе составления плана урока учитель должен предусмотреть на каждом этапе урока следующее :
( 7 слайд )
Каждый преподаватель должен помнить, что компьютер – это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена и в любой момент иметь возможность корректировки процесса обучения.
Для сохранения здоровья обучающихся можно порекомендовать следующие упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером :
упражнения для глаз
для снятия общего напряжения
для улучшения мозгового кровообращения
Современные компьютерные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных технологий в сферу народного образования.
Компьютерные технологии начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания мира. Инструмент этот насколько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления. Становится очевидным, что в современных условиях высокого уровня развития информационных технологий и их внедрения в образовательный процесс, использование компьютера могло бы значительно повысить эффективность обучения иностранному языку и помочь в организации межкультурного общения на уроке иностранного языка.
Компьютерные технологии получают всё большее признание у педагогов, потому что они:
Однако необходимо отметить, что использование компьютерной игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также позволяет вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий.
Обратимся к истории возникновения игровой деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, и одновременно развлекает и дает отдых. Но в образовательном процессе одна из первых ее задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, а также выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении лексике, грамматике, фонетике особенно актуально в условиях обновления языкового образования. Мультимедиа технологии позволяют одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации. Тем самым процесс обучения становится увлекательным, а внедрение компьютерной игры делает этот процесс еще легче и понятнее.
Иностранный язык, как никакой другой предмет в школе, насыщен событиями, явлениями, которые требуют от учеников не только запоминания многочисленных лексических форм, но и их грамотной интерпретации. Достичь высокого уровня владения языковым и речевым материалом невозможно без использования современных образовательных технологий. Решить эти задачи с учетом современных требований к уроку в полной мере помогают обучающие игры, в том числе компьютерные игры.
Исходя из методов, целей и особенностей преподавания иностранного языка, обучающие игры можно разделить на следующие группы:
Среди обучающих игр особое место занимают компьютерные игры, которые позволяет учителю задействовать сразу три вида восприятия детей:
Для наглядного примера использования компьютерных игр в образовательном процессе, связанном с овладением иноязычной речевой деятельностью, мною предлагаются игры, соответствующие требованиям Государственного образовательного стандарта, подходящие для самых искушенных пользователей.
В первую очередь, следует упомянуть игры, которые созданы в программе Flash с использованием ActionScript 2.0.
Например, лексическая игра Word Chain (Цепь из слов). Игра подходит для старшей и средней школы. В данной игре необходимо составлять словарные цепи – меняя одну букву в слове, чтобы получилось другое слово. При этом данное слово сначала состоит из 4 букв, а к концу игры оно может дойти до 8 букв. На все дается определенное время. С каждой правильно измененной буквой начисляются очки, и время на изменение буквы увеличивается. С помощью этой игры можно не только закрепить лексический запас учащихся, но также и существенно расширить его.
Следующая обучающая игра Trolley Dash (Тележка) подходит как для младшей, так и для старшей школы. Игра направлена на закрепление лексического материала. Сначала на экран выводится список продуктов, который необходимо приобрести, затем покупатель – игрок слышит один предмет из списка, необходимо найти на прилавке данный продукт и выбрать курсором, если предмет выбран правильно, то начисляются очки и предмет оказывается у игрока в корзине, если игрок выбрал неправильный предмет, то есть еще две попытки. При этом учитывается время. С каждым разом игра усложняется. Данную игру можно назвать жизненной, а также практико-ориентированной. В дополнении учащиеся слышат и воспринимают информацию о продуктах на слух, что дает огромный плюс в развитии у них практических навыков и умений аудирования.
Следующая игра закрепляет грамматический материал по теме «Прошедшее время». Игра подходит для младшей и старшей школы. Перед игроком на экране проходит животное с табличкой, на которой глагол в первой форме, необходимо за то время, что животное несет табличку, написать вторую форму глагола. Если игрок успевает это сделать, то звери радуются и начисляются очки, если не успевает, то звери расстроены.
В помощь учителям иностранного языка, которые работают с опорой на современные технологии, можно предложить несколько форм такого обучения: Обучение с компьютерной поддержкой – Computer – assisted Language Learning (CALL); «мозговой штурм»; «электронная почта»; компьютерное информирование; компьютерное накопление учебного материала; экспертное консультирование; «Беседа» с компьютером; дистанционное обучение.
Обучающая компьютерная программа или специально подобранная по теме урока компьютерная игра являются неким тренажером, который организует самостоятельную работу учащегося, а также управляет ею и создает условия, при которых обучающиеся самостоятельно формируют свои знания. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность и веление времени. А если ко всему этому, приплюсовать ещё один важный аспект – это использование компьютерных игр на уроках, которое делает овладение иностранным языком более занимательным и привлекательным для учащихся, то его изучение становится легче и проще, а главное увлекательнее.
Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивающий индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности и склонностей. Изучение иностранного языка с помощью компьютерных игр вызывает в настоящее время у учащихся огромный интерес и учителям, а также преподавателям следует учитывать этот факт.
Таким образом, становится очевидным, что использование компьютерных технологий в практике преподавания иностранного языка позволяет сделать обучение интересным и увлекательным, живым и достаточно легким, способствует неуклонному росту мотивации к изучению иностранного языка.
- Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. Москва: изд. Флинта: Наука, 2005.
- Дьюи Джон. Демократия и образование. Москва, 2000.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва, 2003.
Необходимым условием целенаправленной работы
по развитию интеллектуальных способностей
личности является организация собственной
учебно-познавательной деятельности школьников.
Восточная мудрость гласит: “Можно коня
привести к воде, но нельзя заставить его пить”.
В основе деятельности лежит личностное
включение учащегося в процесс, когда компоненты
деятельности им самим направляются и
контролируются. Учебный процесс протекает в
условиях мотивированного включения школьника в
познавательную деятельность, которая становится
желаемой, привлекательной для школьников,
приносящей удовлетворение от участия в ней.
Один из стимулирующих инструментариев, за счет
которых повышается активность учащихся во время
освоения учебного материла на уроке, реализуется
через внесение элемента новизны, который
отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя
их своей необычностью, использование
своеобразных средств.
Такими элементами новизны с использованием
своеобразных (компьютерных) средств являются,
например:
Использование компьютерных технологий в
обучении в настоящее время приобретает все
большее значение. Например, особую популярность
на Западе получили системы и тренажеры на базе
мультимедиа, то есть системы технологий,
позволяющих компьютерам вводить, передавать и
выводить такие типы данных, как текст, графика,
анимация, видео, звук, речь. Кривая обучения
среднего ученика по таким программам в 2-5 раз
выше, а способность к запоминанию с 35% повышается
до 85%.
Электронный учебник выполняется в формате,
допускающем гиперссылки, графику, анимацию, речь
диктора, регистрационные формы, интерактивные
задания, мультимедийные эффекты.
Электронные учебники имеют существенные
преимущества перед их бумажными
предшественниками. Электронные учебники
практически вечны, не боятся износа или старения,
занимают мало места и очень мобильны.
Электронный учебник вариативен в исполнении: ему
можно придать любую удобную для чтения форму –
цвет фона, текста, размер шрифта; при
необходимости с помощью принтера можно
распечатать часть учебника или издать его
необходимым тиражом целиком, оформив по своему
усмотрению (с соблюдением авторских прав).
Простыми в изготовлении и эксплуатации
являются учебники, выполненные в формате html –
основном формате сети Internet.
Материал из электронного учебника учитель
может дополнить, исправить, записать на
компакт-диск. Электронный учебник обеспечивает
режим самообучения, возможность самоконтроля.
Включение в учебник элементов анимации и
компьютерных игр усиливает его интерактивность
и привлекательность. Гипертекстовая структура
учебника позволяет осуществлять индивидуальную
траекторию обучения. Однако гипертекстовая
система навигации должна строиться таким
образом, чтобы сохранялась логика и
систематичность в освоении содержания, не
допускались пробелы в усвоении государственных
стандартов.
Электронный учебник предоставляет большие
возможности для личностной творческой работы.
Учитель и ученики могут участвовать в
составлении собственного электронного учебника,
в добавлении к нему материалов или заданий без
существенных затрат на переиздание.
Электронный учебник предоставляет возможность
внесения в него изменений педагогом.
Создание учебных компьютерных видеофильмов,
являющихся более высокой ступенькой по
сравнению с использовавшимися ранее
кинофильмами, как одно из направлений
использования такого рода технологий стало
приобретать все большее значение в последнее
время благодаря высокому уровню
звуко-изобразительной наглядности подаваемого
учебного материала.
Компьютерный видеофильм позволяет
моделировать и демонстрировать в пространстве
геометрические тела различной формы, показывать
в динамике процессы и явления, использовать
яркие, насыщенные, контрастные цвета, записать
звуковое (музыкальное или текстовое)
сопровождение. Все это способствует развитию
пространственного воображения, привлечению
большего внимания к изучаемому материалу.
Просмотр и обсуждение видеофильма увеличивает и
степень запоминания учебного материала, что
видно из приведенных ниже данных по результатам
исследования эффективности произвольной памяти
учащихся старших классов в зависимости от
способа изучения нового учебного материала.
Эффективность произвольной памяти
старшего школьника
Систематическое использование компьютерных
видеофильмов и демонстрационных презентаций как
средства обучения развивает воображение,
абстрактное мышление, повышает интерес к
изучаемому учебному материалу и предмету в
целом.
При создании фильма выполняются следующие
действия:
Например, урок по теме “История развития ВТ”
можно провести с учебного компьютерного
видеофильма. Данный фильм был создан совместно с
программистами ЕкСВУ в программах True Space 3.1 и Adobe
Premier 4.2 для учащихся 1-го курса (9-го класса). Фильм
содержит иллюстрации, портреты ученых, схемы,
анимацию и звуковое сопровождение. Портреты
ученых и иллюстрации вычислительной техники
были получены через Internet.
Фильм может быть показан в первой части урока в
различных вариантах:
Применение фильма позволяет создать
положительную мотивацию учения прежде всего
благодаря высокой наглядности представления
информации и внесения элемента новизны. Яркие
иллюстрации и анимированные процессы привлекают
внимание учащихся, повышают их интерес к
рассматриваемой теме. Данная тема имеет большие
возможности для иллюстрирования, но, как правило,
не представляется возможным выполнить цветной
раздаточный материал для каждого учащегося.
Когда же дидактические средства красивы, ярки,
необычны или неожиданны, как, например,
компьютерный видеофильм со звуком, графикой и
анимацией, манипулирование ими доставляет детям
удовольствие, так что в итоге проживается
удовлетворение учебной работой на уроке.
Такой способ еще и позволяет уменьшить время на
объяснение нового материала. Так, например,
лекционное изложение материала занимает весь
урок, не оставляя времени на закрепление
материала, а учебный видеофильм – 20 минут.
Благодаря этому освобождается время для
закрепления, которое осуществляется также с
помощью компьютерных технологий.
Краткое обсуждение просмотренного фильма
позволяет заострить внимание на основных
моментах изложенного материала и сделать выводы
о предпосылках создания и совершенствования
вычислительной техники.
После обсуждения фильма учащиеся работают
индивидуально с демонстрационной презентацией.
Презентация создается в среде PowerPoint и содержит
основные вопросы данного учебного материала.
Кроме этого, в нее включаются слайды, содержащие
вопросы для самостоятельного анализа
предлагаемых сведений. Например, презентация по
теме “История развития ВТ” (сокращенный вариант
презентации представлен в приложении) содержит
не только основные этапы развития
вычислительной техники, но и вопросы, требующие
мыслительных действий. Например, при
представлении роли Паскаля в развитие
вычислительной техники спрашивается, какой
вклад внес этот ученый в физические
исследования. На этапе объяснения создания
ЭНИАКа и его применения в разработке проекта
атомной бомбы задается вопрос: “Когда были
сброшены первые атомные бомбы и где?”.
Мультимедийные презентации в помощь
преподавателю, как в данном случае, могут
создаваться учащимися старших классов в
качестве составляющей учебного проекта и, в
случае необходимости, корректироваться
преподавателем. Использование на уроке
материалов, входящих в состав учебного проекта
выпускников, позволяет ученикам строить планы на
будущее и видеть перспективы собственного
развития, а соответственно, стремиться к их
осуществлению.
При работе с презентацией каждый ученик имеет
возможность работать в удобном для себя темпе, не
подстраиваясь под преподавателя или других
учеников. В результате создается комфортная для
каждого обстановка, что благотворно влияет на
формирование мотивов самообразования и
социального сотрудничества. Когда учащиеся сами
участвуют в процессе познания, управляя своими
действиями и корректируя скорость работы, они
чувствуют себя не объектами, а руководителями
учебного процесса, а это значительно повышает
интерес к учебной деятельности.
Чтобы помочь выбрать основные моменты учебного
материала и составить конспект для дальнейшей
работы, при работе с презентацией (см.)
учащимся предлагается заполнить карточку.
Задание для работы с демонстрационной
презентацией по теме
“История развития ВТ”
Составьте конспект по написанным предложениям,
заполняя пропущенные места:
Хотелось бы отметить, что проведение урока с
использованием компьютерных технологий требует
от преподавателя огромной подготовительной
работы, занимает длительное время, но все затраты
окупаются результатами – эффективностью
обучения, созданием мотивации учения.