Задания к №3
– Нарисуйте в центре квадрат
– над квадратом нарисуйте круг
– слева от круга нарисуйте треугольник
– нарисуйте овал так, чтобы квадрат был слева от него
—Кто выполнил задание верно – поднимите зелёный кружок, кто
ошибся – красный.
– Что мы повторяли? (Равные множества, понятия «внутри, вне, над,
III. Самоопределение к деятельности
—На д о с к е расположены предметные картинки: два яблока, одна
груша, две морковки, одна клубника, один арбуз, две вишенки.
—Как назвать множество, выложенное на доске? (Множество плодов
—– На какие 2 группы можно разделить данные предметы?
—Учащиеся могут предложить различное деление, учитель должен
остановиться на делении на группы по количеству предметов.
—– Расположите предметы соответственно группам:
—1 груша 2 яблока
—1 клубника 2 морковки
—1 арбуз 2 вишенки
—Учащиеся располагают на партах рисунки. Затем 1 ученик выходит к
доске и выполняет задание. (Самопроверка по образцу на доске)
—Кто выполнил задание верно – зелёный кружок, кто ошибся –
—– Что можно сказать о предметах первой группы? (Их по одному
—Сколько во множестве груш? Сколько клубник ? Сколько арбузов ?
—Как можно обозначить количество этих элементов на письме? (Точкой,
В математике для обозначения количества существуют специальные знаки
— Сформулируйте задачи урока. (Начать знакомство с цифрами,
Работа по теме урока
—С какого числа начинают счет? (С числа 1
—Число 1 также называют единицей.
—Посмотрите вокруг и скажите, о каких предметах в нашем классе можно
сказать «один»? (Один учитель, одна доска, один телевизор, один экран
—Посмотрите друг на друга. Что у человека одно? (Нос, рот, лоб, голова
Подготовила: учитель начальных классов
Кутняхова Кристина Юрьевна
Тема урока: Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1.
познакомить учащихся с понятиями “много”, “один”; познакомить учащихся с цифрой 1 и научить правильно соотносить цифру с числом предметов; научить писать цифру 1
развивать моторику рук, внимание, мышление и связную речь с использованием математических терминов
вызвать интерес к изучению математики; воспитывать аккуратность и усидчивость, бережное отношение к учебным принадлежностям
Личностные: определить содержательные рамки урока.
Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом.
Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.
Уметь находить предметы представленные по несколько, «много»
Уметь находить предметы, представленные по одному.
Уметь находить число 1 в числовом ряду.
Уметь вести счет предметов.
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Повторение изученного материала
(учитель начинает счет, затем дети продолжают счет друг за другом).
– Какое число при счете идет первым?
– какое число идет при счете за ним?
– какие числа идут при счете перед числом 4? за числом 8?
Сравнение двух групп предметов
– Ребята, что нужно сделать чтобы игрушек стало поровну?
Изучение нового материала
На доске рисунок:
– Сколько больших грибов на рисунке? (1) Маленьких?(Много)
– Сколько больших ежей?(1) Сколько маленьких? (Много)
– О чем можно сказать “много”.
Работа по учебнику с
– Что изображено на рисунке?
(дети выполняют задание).
– Рассмотрите картинку на правой странице 23,.
-Прочитайте задание.
(Дети отвечают на вопросы: у девочки 1 гриб, 1 лейка, на наборном полотне 1 кружок)
-На что похожа это цифра?
Это – цифра единица. Первой быть она стремится! Всех прямее и ровней, Остальные все – за ней! В правый верхний уголок Карандаш веди, дружок, А затем – левее, вниз: Вот – одна из единиц!
– На с. 22 на наборном полотне, сколько изображено яблок?
Разминка для рук
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
И работать захотели.
Но дадим им отдохнуть. Подготовка к письму.
-Чем похожи печатная и прописная цифры?
(Учитель показывает на доске как следует писать цифру и обращает внимание на то, что цифра помещается в одну клеточку).
Закрепление изученного материала
Работа в тетради.
– Рассмотрите образец. Напишите две цифры по точкам. Сравните с образцом. Допишите до конца строки. Поставьте точку под лучшей цифрой.
– Что было новым для вас?
-Что вам запомнилось и понравилось?
– Что показалось для вас сложным?
- закреплять умение устанавливать равенство и неравенство групп по количеству предметов, входящих в эти группы;
- устанавливать соответствие между совокупностью предметов, цифр и чисел;
- сравнивать предметы по количеству, считая и называя числа;
- познакомить с образованием и составом числа 2, цифры 2.
- знакомство с числовым рядом.
Учебник: С. Волкова «Математические ступеньки».
Орг. момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
Упражнения в счете.
Закрепление счета в прямом и обратном порядке.
- считать хором с хлопками,
- считать в обратном порядке,
- счет по цепочке: каждый называет последующее число (в прямом порядке).
Упражнение в счете.
Ответы на вопросы:
- сколько солнышек на небе днём? (1)
- сколько колес у машины? (4)
- сколько ушек у двух кошек? (4)
- сколько у пяти коров хвостов? (5)
- сколько солнышек на небе ночью? (0)
Образование числа 2.
Игра «Динамические картинки»
На доске составлена динамическая картинка из солнышка, белочки, елочки, тучки, грибочков. птички.
Учитель: Ребята, посмотрите на картинку, которую я вам составила. И послушайте мой рассказ.
– Проснулось солнышко на небе, и своей улыбкой осветило все вокруг. Попали лучики солнца на лесную полянку, улыбнулись елочке, грибочку, птичке на елочке.
– Найдите у себя в корзиночках грибочки. Выложите столько, сколько у меня на картинке.
– Найдите птичек, выложите столько, сколько у меня на картинке.
– Но, вот налетела тучка, потом еще одна, и пошел дождик. Дождик полил и грибочки, и елочку.
А когда дождик закончился, появилось снова солнышко. Птичка на ёлке обрадовалась. К ней прилетела ещё одна птичка. (добавьте еще одну птичку)
— Обрадовался солнышку и грибок под ёлкой. И после дождика ещё один грибок вырос. (добавьте грибок)
Выпрыгнула на полянку белочка (посадите белочку) и увидела, что под елочкой вырос еще один грибочек. Белочка обрадовалась, взяла лукошко и пошла собирать грибочки.
Затем воспитатель задает вопросы по картинке:
– Ребята, скажите, каких картинок у нас по одной? (1 елочка, 1 солнышко, 1 белочка)
– Каких картинок по две? (2 тучки, 2 грибочка, 2 птички)
– Ребята, а как у нас получилось 2 тучки, 2 грибочка. 2 птички (сначала появилась одна тучка, потом еще одна – и получилось две тучки. Был один грибок, вырос еще один грибок – стало 2 грибка) и т.
– Ребята, а мы с вами сможем сделать так, чтобы у нас появилось две елочки? Как мы с вами это сделаем? (Добавим еще одну елочку)
– А можем ли мы сделать так, чтобы на картинке появилось две белочки? Как это сделать? (Добавим еще одну белочку)
– А можем ли мы, сделать так чтобы на картинке появилось два солнышка? (нет). Почему? (потому что солнышко бывает только одно)
Знакомство с цифрой 2.
Число два обозначается вот такой цифрой. Это цифра 2. На что она похожа?
Ответы детей.
А вот это – цифра два. Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочиться хвост за нею.
Два похожа на гусенка
С длинной шеей,
Клювом тонким.
Физминутка.
Два хлопка над головой. Два хлопка перед собой. Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Знакомство с числовым рядом.
– А теперь посмотрите на себя и найдите чего у вас по одному, а чего у вас по два?
– Ребята, все числа любят порядок. Они всегда строятся в один ряд, как вы на занятиях физкультурой. Вы строитесь по росту?
– И числа тоже стоят не просто, как им хочется, а в определенном порядке. Впереди самое маленькое. А за ним число на единицу больше, следующее опять на единицу больше и опять на единицу больше, и так до бесконечности. Вспомните, какие числа мы уже знаем? (Число один и число два. ) Какое из них меньше?
– Правильно, один. Значит, число один и будет стоять первым слева (выставляем на доске цифру 1).
– Какое число больше числа 1 на один? (Ответы детей)
– Правильно, число 2. Где должна стоять цифра два? (Ответы детей)
– Правильно, после единицы.
Работа по учебнику.
– Откройте учебник на стр.
- Какая цифра живет на этой странице?
- Назовите сказку, к которой дана иллюстрация.
- Сколько зайчишек на полянке? Давайте нарисуем им две морковки
- Доминошки надо починить. Давайте обозначим количество предметов точками.
- Как еще говорят, когда предметов по два? (пара)
№ 3 Про что можно сказать «пара» – обвести в мешок.
Итог занятия.
– Постройте цифру 2 из счетных палочек.
– Белочки предлагают вам заштриховать цифру 2 и ракрасить ее.
– Молодцы! Вы все знаете число 2! Все старались, хорошо работали. Дома с мамами, папами выполните задания на стр.
Цель: знакомство обучающихся с числом и цифрой 1 и его графической записью.
Коррекционно – развивающая: спососбствовать развитию целостного восприятия, развивать мелкую моторику.
Воспитательная: воспитывать усидчивость и мотивацию к учению.
Ход урока.
Организационный момент.
– Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?
Основная часть.
Формирование новых понятий.
– Ребята, сегодня на урок математики к нам пришёл Незнайка, но не с пустыми руками.
– Посмотрим, что ещё нам приготовил Незнайка.
Из конверта учитель или один из учеников достаёт карточку с загадками.
– Отгадайте о ком или о чём идёт речь.
Один костёр весь мир согревает. (Солнце)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
Кто один имеет рог?
– Что объединяет все эти загадки?
– Какое число есть в каждой загадке?
– А бывает два солнца, две луны?
– Число и цифра один – это тема сегодняшнего урока.
– Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного.
– Посмотрите на рисунок и скажите, сколько предметов вы видите? (один пиджак, одна юбка, одно пальто).
Движения выполняются по содержанию текста.
Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Хвостик на макушке.
Мы мартышку провожаем
И урок наш продолжаем.
Работа в тетрадях.
-Какие фигуры изображены на рисунке?
– Чего больше?
– Почему так считаете?
Обоснуйте ваше мнение (учащиеся соединяют стрелочками пары: круг-квадрат).
– На сколько квадратов больше, чем кругов?
– Раскрасьте лишний квадрат.
– Вы закрасили 1 квадратик, показав, что квадратов больше, чем кругов.
– А можно ли по-другому записать то, что остался 1 квадрат?
– Число 1 можно записать с помощью цифры 1.
Это цифра – единица,
Видишь, как она гордится?
А ты знаешь почему?
Начинает счет всему!
– С. Маршак написал так о единице:
Вот один, иль единица
Очень тонкая, как спица.
– Посмотрите, как она пишется. (Учащиеся рассматривают в учебнике написание цифры 1, №5 с. 49).
Похожа единица на крючок,
А может, на обломленный сучок. Виеру
На длинной ножке,
Застыв до поры,
После игры Ф. Даглардж
– Из каких?
– Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?
Тогда посмотрите, как я её буду писать.
Учитель просит детей открыть тетради, взять ручки, сесть правильно. Затем объясняет правильное написание цифры, показывая на доске, разлинованной в клетку.
– Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.
При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.
– Из серединки в уголок и с наклоном ножка.
Физминутка пальчиковая.
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё съел,
Потому и потолстел.
Учащиеся обводят в тетрадях цифру 1, затем пишут самостоятельно.
Самостоятельная работа на карточках.
Ученикам раздаются карточки с заданием геометрического характера.
Учитель объясняет задание.
– Закрасьте цветными карандашами предмет, который составлен из нарисованных вверху геометрических фигур.
– Проверим. Покажите свои рисунки.
– Что же вы разукрасили? (Скворечник)
III. Итог урока.
– Ребята, давайте расскажем Незнайке о том, что мы изучали на уроке.
– С каким числом познакомились?
– Какой цифрой оно обозначается?
– Где можно встретить такую цифру?
– Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то есть.
Учитель достаёт карточку с пословицей и читает.
– И один в поле воин.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Выслушав ответы детей, учитель делает вывод.
– Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в которой мы живём.
По каждому из вас судят о вашей семье, школе и всём обществе в целом.
– Ребята, вы все очень хорошо работали. Отлично справились со всеми заданиями. Спасибо. Урок окончен.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему
Конспект урока математики в 1 классе
«Числа и цифры от 6 до 9»
Цели: учить писать цифру 2 и выполнять счёт предметов до 10; закреплять умение
сравнивать предметы; продолжить формирование умений прямого и обратного счёта,
работу с таблицей; развивать пространственное мышление, внимание.
Оборудование: веер с цифрами, касса счетных материалов, рабочая тетрадь №1
«Математика» под ред. Кочурова на печатной основе, простой карандаш,
учебник Математика ч. 1 под ред. Рудницкая.
Устный счёт №4
Учитель дал ученику 3 тетради, а потом ещё 4 тетради. Сколько всего тетрадей
В комнате стояло 3 стула. К ним поставили ещё 2 стула. Сколько стульев стало в
В нашем доме 7 этажей, а в соседнем доме на 2 этажа меньше. Сколько этажей в
У Ани в конверте лежало 8 картинок. Три картинки она отдала подруге. Сколько
картинок у неё осталось?
В коробке было несколько вилок. Туда положили ещё 2 вилки. Там стало 10 вилок.
Сколько вилок было в коробке сначала?
В одной шубе сидят.
А пятый в шубенке
Стоит в сторонке.
– Сколько всего ребят? (Пять
Проверка решения примеров учащихся (3чел).
Задание: Вставьте пропущенные цифры. (цифры написаны на доске, учащиеся
«вставляют» числа).
1, 2, 3,_, 5, _, _, _, 9.
5, 4, _, 2, _.
1, _, 3, _5, _, 7, _, 9.
– Назовите «соседей» чисел 7, 5, 8, 6, 9.
Сообщение темы урока.
– Какие цифры нам сегодня в начале урока встречались чаще всего? (5,6,7,8,9).
– Сегодня мы будем считать предметы, обозначать число с помощью цифр от 6 до 9.
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
Учебник. Задание 1 (с. 18) с использованием карточек из «Кассы цифр».
Читающий ребенок читает задание: «Подбери карточку с числом»
– Что нас нужно сделать? Что нам понадобиться, чтобы выполнить задание? Цифры из
кассы счетных материалов)
– Посчитайте сколько конфет на рисунке? (6
– Найдите в кассе счетных материалов цифру 6. Цифру положите в учебнике с левой
стороны от конфет
– Сколько печений? (7. ) Пирожных? (8. ) Вафель? (9
– Назовите цифры, которые у вас получились сверху вниз (6-9).
– С каждой строчкой количество сладостей увеличивалось или уменьшалось?
– Чего оказалось больше всех?
Тетрадь. Задание 1 (с. 15). – самостоятельно
– Что ягоды изображены на картинках? (крыжовник, смородина, малина, ежевика,
– Какие цифры нам даны? (6, 5, 9, 8, 7).
– Как вы думаете, что мы должны сделать в этом задании? (соотнести кол-во ягод с
Пальчиковая разминка «Капуста»
Мы капусту рубим – рубим
Мы капусту режем – режем.
Мы капусту солим – солим.
Мы капусту жмем – жмем.
Мы морковку трем – трем.
Напоминание правила посадки, правил правильного письма.
Тетрадь. Задание 2 (с. 15) «Нарисуй фишки». – самостоятельно
– Это задание нам уже знакомо. Давайте вспомним, как нужно его выполнить?
– Назовите числа, которые написаны на линейке.
– Какие числа пропустили на линейке? (2, 4, 8)
– Напиши пропущенные цифра аккуратно карандашом в книге.
– Прочитайте все числа на линейке слева направо.
Игра «Верно – неверно».
– Смотрим внимательно на линейку и слушаем мои вопросы, если верно – показываете
«лайк», если неверно «дизлайк».
– Семь правее шести? (Да
– Шесть левее семи? (Да
– Девять правее шести? (Да
– Шесть левее пяти? (Нет
– Пять правее четырех? (Да
– Два левее шести? (Да
Вывод: большее число расположено правее меньшего на линейке.
– Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу.
Аист отвечает: -Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой, После – правою ногой, После – левою ногой, Вот тогда придешь
– Кто нарисован в книге? Сколько мальчиков? (Девять
– В какую игру они играют?
– Прочитайте номера на майках футболистов слева направо.
– Какой номер у мальчика с мячом? (Седьмой
– Как вы узнали номер этого мальчика? (Назвали номера в порядке увеличения
– В каком порядке построились мальчики на поле? (По росту. От самого низкого до
– Придумайте вопросы со словом «сколько». (Сколько футболистов слева от номера
5? Сколько футболистов справа от номера 4? И т
– Придумайте вопросы со словами «сколько» и «между». (Сколько футболистов
между номером 3 и номером 1? Сколько футболистов между номером 2 и номером 7?
Учебник. Задание 4 (с. 19) с использованием набора «Цветные фигуры».
– Возьмите зеленый круг, красный круг, зеленый треугольник и красный треугольник.
– Рассмотрите таблицу. Расскажите, как она построена. (В верхней строчке будут
круги, в нижней – треугольники. В левом столбце – фигуры красного цвета, в правом –
фигуры зеленого цвета
– Выложите фигуры в таблице.
– Что находится справа вверху? (Зеленый круг
– Какая фигура слева внизу? (Красный треугольник
Учащиеся слушают высказывание-стихотворение и выкладывают фишки.
Три мышонка грызут корку,
А четыре – чистят норку.
Сколько мышат? (Семь мышат
– Прочитайте задание. (Соедини точки по порядку).
– Выполни его самостоятельно.
– Что нового узнали на уроке?
– Какими цифры нам сегодня встречались чаще всего?
– Что было самым трудным?
-С чем ты справился легко?
Тип урока: изучение нового материала.
Программа: традиционная.
– Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?
– Какое число
первое?
– Какое число последнее?
– Какое число стоит за числом один?
– Назовите число, следующее за числом четыре.
– Назовите соседей числа пять; два.
Игра на внимание.
– Закройте глазки.
Учитель убирает карточку с любой цифрой.
– Откройте глазки. Какая цифра спряталась?
– Ребята, сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. У него большая просьба к вам помочь ему решить
некоторые задачи. Поможем?
– Давайте посмотрим, что у него в конверте. (Конверт подписан для учеников 1 класса школы №2)
Учитель достаёт карточки с весёлыми задачами.
Дима слив в саду нарвал
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну – Лене, одну- Саше. Две осталось у него. Сколько было слив всего? (5)
У Алёнки – день рожденья!
Гости за столом сидят. Правильно чтобы торт разрезать,
Считает Лена всех подряд:
Я и папа с мамой,
Катя со Светланой,
Бабушка и Оля,
Кареглазый Коля.
– На сколько частей должна разрезать торт Лена?
(8)
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом. Наверху ещё одно,
Чтобы не было темно. Посчитай окошки в домике у кошки (4)
Два кубика у Маши,
Четыре – у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети! (6)
– Молодцы, ребята! Справились с задачами,
помогли Незнайке.
Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке. Мы мартышку провожаем
И урок наш продолжаем.
Из конверта учитель или один из
учеников достаёт карточку с загадками.
– Число один – это тема сегодняшнего урока.
– Посмотрите вокруг себя, назовите предметы,
которые находятся в количестве одного.
– А что
лично у вас связано с числом один?
– Как можно показать число один?
Учитель делает вывод, опираясь на ответы детей.
– Число один показать можно по-разному. Кто–то
сказал, что можно показать одну палочку – это
похоже на римскую цифру один.
Учитель показывает карточку с цифрой и
вывешивает на доску.
– Такую цифру можно встретить в книгах для
обозначения глав ( продемонстрировать книгу). В
жизни чаще используют арабскую цифру один.
Вывесить карточку на доску.
– Где вы видели такое обозначение?
Учитель демонстрирует монеты.
– Что можно купить на одну копейку?
– А на рубль?
Учитель берёт в руки карточку с цифрой один.
– Посмотрите ещё раз внимательно на цифру и
послушайте, как её описал поэт Г. Виеру:
А может ,на обломанный сучок.
– А вот как пишет о цифре один С. Маршак:
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
– Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить
цифру один с помощью ниточки.
– А теперь выложим из палочек.
– В воздухе попробуем написать эту цифру.
Чтобы у нас получились красивые
цифры, которые мы покажем Незнайке, нам нужно
размять пальчики
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.
(Различные движения ладонями)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с
большого)
– Из середины клетки
проведём наклонную прямую в правый верхний угол
и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки
ровно в середину также наклонную прямую.
При следующем показе учитель даёт более
краткое комментирование, которое легче
запомнить детям.
Можно попросить детей самим проверить свою
работу и подчеркнуть самые красивые цифры.
Также можно предложить детям нарисовать один
предмет.
Учитель объясняет
задание.
– Закрасьте цветными карандашами предмет,
который составлен из нарисованных вверху
геометрических фигур.
– С каким числом
познакомились?
– Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то
есть.
– Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас
зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в
которой мы живём.
По каждому из вас судят о вашей семье, школе и
всём обществе в целом.
МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Брянска
на тему: «Число и цифра 1»
педагога дополнительного образования
Мисник Марии Александровны
Брянск 2017 г
Информационная карта занятия
№ Разделы Содержание Учреждение дополнительного образования МБУДО «Центр внешкольной работы»г. Брянска Дата проведения и время 19 сентября 2018 г. , 9. 10-9. 35 Педагог дополнительного образования Мисник Мария Александровна Направленность образовательной программы Социально – педагогическая Образовательная программа Образовательная программа дополнительного образования детей «Занимательная математика». Возраст обучающихся 4 года Количество человек в группе 12 чел. Группа первого года обучения Продолжительность занятия 25 мин Тема «Число и цифра 1» Место данного занятия в образовательной программе 1 год обучения. Раздел программы «Числа, цифры» Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла Изучение нового материала Форма занятия классическое занятие Цель занятия формировать представление о числе и цифре 7 Задачи занятия образовательные: знакомить с понятиями «один», «много»; учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет; продолжить формировать умение считать предметы (реальные, на рисунке); знакомить с числом и цифрой 1;обозначать число предметов с помощью предметов- заместителей, числовых моделей, цифры;развивающие: развивать память, внимание, коммуникативные умения;воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе. Методы Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (упражнения (устные и графическое)). Методы эмоциональной мотивации и стимулирования: создание ситуации успеха в обучении, поощрение, стимулирующее оценивание. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: наблюдение за учебной работой обучающихся, устный опрос. Результат занятия Обучающиеся познакомятся с понятиями «один», «много», числом и цифрой 1;научатся обозначать число предметов с помощью предметов-заместителей, числовых моделей, цифрой. Оборудование и материалы к занятию коробка, кубики (15 шт. ), множества предметов (Н. ,1 шар красного, много зеленых; игрушки), лист для индивидуальной работы; картинки «Цифра 1», «На что похожа цифра 1»;цветн. карандаши;*палочки для конструирования цифры 1.
знакомить с понятиями «один», «много»; учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет; продолжить формировать умение считать предметы (реальные, на рисунке); знакомить с числом и цифрой 1; обозначать число предметов с помощью предметов- заместителей, числовых моделей, цифры;
Оборудование и материалы: коробка, кубики разного цвета (15 шт. ), множества предметов (1 шар красн. , много зеленых; игрушки), лист для индивидуальной работы; демонстр. картинки «Цифра 1», «На что похожа цифра 1»;цветн. карандаши ;палочки для конструирования цифры.
-Приветствие, проверка по списку.
Введение в игровую ситуацию.
-Ребята, любите ли вы играть?
-Что у меня в коробке? (кубики)
-Поиграем с кубиками.
– Сколько кубиков у меня в коробке? (Много)
– Возьму один кубик. У меня один красный кубик. – Саша, возьми кубик. Сколько кубиков ты взял? Какой у тебя кубик? У тебя один зеленый кубик. Повтори. (Раздать все кубики) – Сколько было кубиков в коробке? Много. – А теперь сколько осталось? Ни одного. Было много кубиков, мы взяли по одному, и ни одного кубика не осталось.
-Возьмите кубик в правую руку.
-Переложите кубик в левую руку.
-Поднимите кубик над головой.
-Спрячьте за спину.
-Держите кубик перед собой.
Прыжки на месте с кубиком в руках под стихотворение:
Девочки и мальчики запрыгали, как мячики. Попрыгали, устали, на носочки привстали, Потихоньку закружились и на коврик опустились.
– Соберем кубики в коробку.
– Сколько кубиков лежит в коробке? (Ни одного) – Я положу в коробку 1 красный кубик. – Саша, положи в корзинку кубик. Сколько кубиков ты положил? (Все кубики собрать в коробку) – Сколько в коробке кубиков? (Много) -Мы положили по одному, и их стало много.
Мы сидели, мы устали, А сейчас мы дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Соберем мы паровоз, чтобы в гости нас повез.
Дети двигаются по кабинету друг за другом
– Каких предметов у нас много?
– Какой предмет один? (Много шишек, одна белочка)
– Каких предметов много? Какой один?
(Много синих кубиков, один красный
– Сколько мишек? (Один)
-Сколько собачек? (Одна)
-Сколько всего игрушек? (Много)
– О чем еще можно сказать “много”, “один”?
Нос один и рот один,
Я один у мамы сын,
Солнце в небе и луна
И земля у всех одна.
Демонстрация “Дерево”, “Солнце и облака”. Беседа о том, чего “много”, что “одно”.
На него уселась птичка.
А может быть на сломанный сучок.
Единица-это птица –
Длинный клюв, сама как спица.
Тема урока: Числа от 1 до 10. Закрепление.
Задачи урока направлены на формирование и развитие УУД:
на данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций;
мотивация к творческому труду, к работе на результат;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
устанавливать аналогии и причинно следственные связи, строить рассуждения, делать выводы;
оценивать себя, границы своего знания незнания;
Оборудование. Проектор, учебник «Математика» (авт. Моро, С. Волкова, С. Степанова); тетрадь №1 (авт. Моро, С. Волкова), рабочая тетрадь, ручка, цв. карандаши
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Итак, у вас и у меня замечательное настроение.
Мотивационный этап.
– Тема нашего урока «Числа от 1 до 10». Сегодня на уроке мы будем повторять то, что изучили и проверим знания о числах от 1 до 10.
Ребята, скажите, какие времена года вы знаете? (Лето, зима, осень, весна)
-Скажите мне, пожалуйста, какое время года за окном? (осень)
-Какие осенние месяцы вы знаете?
-Какой осенний месяц идет по счету третьим? (ноябрь)
-Какой осенний месяц идет по счету вторым? (октябрь)
Осень – очень красивое время года.
– Мы с вами сейчас отправимся на математическую экскурсию в осенний лес, где нас ждет немало интересных встреч.
Устный счет.
Ежик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Два – под березой,
Три – у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине? 2+3=5
Пять веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Испугался вдруг один,
Убежал и след простыл.
Сколько смелых медвежат
У белки в дупле
Шесть орешков в мешке,
Еще три на полке,
Посчитай орехов сколько! 6+3=8
Ежик по грибы пошел.
10 рыжиков нашел.
8 положил в корзину, остальные же на спину.
Сколько рыжиков везешь
– А ещё осенний лес полон грибов! Давайте решим примеры и наберём полную корзинку грибов.
– – Ребята, лесные звери запасают себе корм на зиму. Вот к нам прыгнула белочка. Она просит нас о помощи. Давайте поможем ей набрать шишек и грибов.
7*8 9*6 7* 10-1 1* 4-2
6*5 4*8 10* 9+1 6*9-1
– Как называются выражения со знаками « больше» или « меньше»? со знаком « равно»?
– Много, ребята мы насобирали шишек белочке, не страшен будет ей теперь мороз.
Самоопределение к деятельности.
-Одним из главных признаков осени является листопад, это явление природы, когда деревья сбрасывают свои листочки.
На каждом из этих листочков записано число. Эти листочки нам надо расположить по порядку, т. построить числовой ряд.
– Назовем числовой ряд 123456789 10.
– Назовите самое маленькое однозначное число. (1)
-Самое большое однозначное число. (9)
– Самое маленькое двузначное число. ( 10 )
– Число, которое стоит между числами 4 и 6. ( 5 )
Упражнение в умении определять «предыдущее» и «последующее» число;
Игра «Назови соседа»:
5 3 7 4
Работа с учебником. Пропедевтика темы «Задача»
-Осень называют Хозяюшкой, т. она дарит нам много фруктов, богатых витаминами.
-Откройте свои учебники на с.
-Что вы видите на первой картинке? (Тарелки с грушами)
-Сколько груш на первой тарелке? (5)
-Сколько груш на второй тарелке?(2)
-Сколько груш всего?
-Какое числовое выражение можно составить?
-А теперь составим числовое выражение на вычитание. Всего было 7 груш. На одну тарелку положили сколько груш?(5)
-Сколько груш осталось на второй тарелке? (2)
-Как запишем математическим языком?
Пальчиковая гимнастика.
Пропедевтика темы «Связь сложения и вычитания»
– Ребята в лесу можно встретить не только животных, но и птиц.
– Посмотрите на ветке сидит дятел.
– Произошло ЧП в лесу. Незадачливый математик дятел решил примеры и записал их на кленовых листочках. А озорник-ветер подул – и листочки разлетелись. Расстроился дятел. Надо ему помочь. Решить примеры заново и составить рассказ по рисункам.
Учащиеся составляют рассказ по первому рисунку. (Дети вырезали 2 синих флажка и 3 желтых. Сколько всего флажков вырезали дети?)
Давайте рассмотрим второе числовое выражение: 5-2= и составим по нему рассказ. (Дети вырезали 5 флажков, из них 2 синих. Сколько желтых флажков?)
Рассмотрите полученные равенства.
– Как равенства связаны между собой?
Аналогичная работа проводится со вторым рисунком и записанными под ним числовыми выражениями. Запись примеров в рабочую тетрадь.
– Молодцы, ребята, сумели мы помочь дятлу.
-Ребята, а теперь отгадайте другую загадку.
В лесу живет,
Ест малину и мед.
Зимой лапу сосет. (Это медведь)
– Конечно, это мишка. Помогите, пожалуйста, мишке выполнить задания в тетради.
-Откройте свои тетрадочки на с.
-Найдите задание отмеченное красным кружком. Нам надо обвести и раскрасить на каждой строке столько фигур, сколько указано цифрой. Возьмите красный карандаш.
-Какую геометрическую фигуру вы видите на первой строке? (Треугольник)
-Сколько таких треугольников вы должны закрасить? (6)
-Какую геометрическую фигуру вы видите на второй строке? (Круг)
-Сколько таких кругов вы должны закрасить? (7)
-Найдите следующее задание. Что надо сделать? (Надо вставить нужное число)
-Сделайте это задание самостоятельно.
-Молодцы ребята, мишка остался вами доволен.
Работа с геометрическим материалом.
– Ребята, а теперь я загадаю вам последнюю загадку.
Ночью воет он в лесу:
«Я ягненка унесу!»
В зайцах тоже знает толк
Он нас выпустит из леса, если каждый из вас справится с его заданием.
– Что мы видим на экране? (геометрические фигуры)
Назовите их.
– На какие группы их можно разбить?
– По каким признакам: по цвету, по форме.
Угадайте, что это за фигура?
Она не красная, не синяя и не треугольник (желтый квадрат)
Не красная, не желтая и не квадрат (синий круг)
Она не желтая, не синяя и не круг (красный треугольник)
– Я предлагаю вам оценить себя. Если вы считаете, что вы отлично справились со всеми заданиями на уроке, то покажите мне зеленый листок со смайликом. Если у вас были ошибки, то покажите мне желтый листок.
Вот ребята, мы и вернулись из леса в свой родной класс. Не устали? Интересно было в лесу?
Мы счет прошли до десяти,
Итог сегодня подвели.
Смелей шагай теперь вперед,
Второй десяток тебя ждет.
Спасибо за урок.
Повторительно-обобщающие уроки проводятся в конце изучения темы или раздела с целью обобщения и систематизации знаний учащихся. Формы проведения таких уроков могут быть самые разнообразные: урок-игра, урок-путешествие, урок- сказка, урок-экскурсия.
Урок математики проведен в форме воображаемого спортивного соревнования. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание, способствует более глубокому усвоению учебного материала.
Тема: «Числа от 1 до 10. Нумерация».
- Повторить и систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках.
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Воспитывать интерес к предмету, желание заниматься физкультурой и спортом.
Формирование УУД.
– Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
– Проговаривать последовательность действий на уроке.
– Учиться работать по предложенному учителем плану.
– Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике, рабочей тетради.
– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
– Перерабатывать полученную информацию: сравнивать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства.
– Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
– Слушать и понимать речь других.
– Уметь работать в паре.
Учебник «Математика», 1 класс; авторы М. Моро, С. Волкова, С. Степанова
Рабочая тетрадь на печатной основе
Структура урока.
Постановка цели и задач урока.
Творческое применение знаний в новой ситуации
– Ребята, вы любите заниматься спортом? Я предлагаю провести урок математики на спортивной площадке. Согласны?
В лесу – соревнование!
На старт выходят мишки,
Два брата, два Топтыжки,
И серый зайка Скок.
-А мы, ребята, будем не только зрителями, но и непосредственными участниками.
Актуализация знаний. Устный счёт.
– Пока звери выходят на старт, давайте посчитаем.
Догадайтесь, какие числа пропущены
1 4 8 9
Игра «Поймай мяч».
– Счёт до 10 и обратно.
– Счёт от 5 до 10 и обратно.
– Счёт от 7 до 10 и обратно.
– Назовите число, которое находится между числами 8 и 10.
– Увеличьте 9 на 1
– Уменьшите 8 на 2
а) Что общего в выражениях: 1+5, 3+3, 2+4? Сосчитайте.
б) Мышка разложила в 2 норки 7 колосков. Как она могла разложить?
а) Группа маленьких утят
Плавать и нырять хотят. Шесть – уплыли далеко. Два – нырнули глубоко. Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу!
б) На поляне у дубка
Крот увидел два грибка. А подальше у осин
Он нашел еще один. Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов?
Все приготовились! Вперёд!
Награда чемпиона ждёт.
– Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей)
-Ваша задача – уметь решать примеры в пределах 10, сравнивать числа, составлять и решать задачи, слушать учителя, работать в паре и оценивать товарища.
С пригорка на пригорок
Стрелой летит лисёнок,
Он обгоняет всех подряд,
Вы посмотрите как он рад!
У Огонька спустила шина.
Он должен шину подкачать
И путь к победе вновь начать.
– Ребята, поможем лисёнку?
Поставь знаки « больше», «меньше», «равно» (по одному ученику – на доске)
8 * 9 7 * 4 5 – 2 * 6
7 * 5 8 * 8 10 * 7 + 2
– Найдите равенство среди этих выражений. – Как назовем остальные выражения?
Какое равенство пропущено? (с. 63), запись на доске
-Соревнования продолжаются.
Вот зайка набирает ход,
Но он поторопился.
Он не заметил поворот
– Настала очередь помочь зайчику.
Работа с учебником (с. 62)
1) Повторение состава чисел 5,6,9,10 (на полях)
2) Решение примеров с опорой на наглядный материал
3) Составление и решение задач по рисункам.
Другое дело – мишки,
Два брата, два Топтыжки. ( Поворачиваются друг к другу)
Они не торопились
И в речку не свалились. (Присели)
Всё хорошо у медвежат,
Их шины весело шуршат. (Имитация шуршания)
Что им жара? Что им гора?
Они кататься мастера. (Приседают)
Всё ближе к финишу они,
Попробуй мишек догони. (Бег на месте)
Продолжение работы.
Но не сдаётся Огонёк,
Но не сдаётся серый Скок.
Какой азарт! Какая прыть!
Мечтает каждый первым быть!
– Вам нравится стремление спортсменов к победе?
Давайте и мы стремиться быть первыми и в учёбе, и в спорте.
Работа в тетради на печатной основе.
а) Самостоятельное выполнение 1 задания.
-Какую запись соединили с первым рисунком?
-Составьте рассказ по записи.
– Какая запись подходит ко второму рисунку? Составьте рассказ по записи.
б) Решение примеров.
Творческое применение знаний в новой ситуации
Последний пройден поворот,
Дорога к финишу ведёт.
Решение «хитрых» задач.
а) На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
б) На ветке сидели 3 рыбки, прилетели ещё 2. Сколько стало рыб?
в) Семь воробьишек спустились на грядки,
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик- хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки.
Сколько теперь их осталось на грядке?
Поставьте знаки «+» или «-»:
6* 1* 3 = 4 5 *2* *1 =2 4* 1 * 2 = 7
7* 2* 4 = 1 1* 3 * 3 = 7 7 * 4 * 2 = 5
а) Взаимопроверка.
Работа в парах.
Найдите значение выражений.
Ц 1 + 2 + 1 О 1 + 2 + 2
О 6 – 2 + 1 Д 7 – 1 – 2 – 2
Ы 5 + 1 + 1 Л 5 – 1 – 1
М 6 – 2 – 2 – 1 ! 3 + 2 + 1
-Расшифруйте слово, напишите его на листочке.
1 5 3 5 2 4 7 6
– Понравился вам сегодня урок?
– Что особенно понравилось?
– А с какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?
– А хотите узнать, кто победил?
Кто побеждает? Мишки!
Цветы бросают зрители
Спортсменам – победителям,
А серый зайка – вот пострел-
Чужой букет поймать сумел.
Но делать этого не надо:
Цветы – Топтыгиных награда.
Кричат им зрители: «Ура!»
И нам поздравить их пора.
– Попробуйте оценить свои достижения с помощью разноцветных лепестков.
1) если вы довольны своей работой, то возьмите зеленый лепесток.
2) если вы старались, но не все получилось, то возьмите желтый лепесток
3) если вам было трудно, то возьмите красный лепесток.
– Какое же слово у вас получилось?
-И вы, ребятки, молодцы!
И я вам говорю:
Зверькам помочь мы всем успели.
Смелей шагайте вы вперёд.
Спасибо, дети, за урок.
Ситникова, И. Яценко «Поурочные разработки по математике, 1 класс», М. : ВАКО, 2012
«Книжка-малышка В. Степанов «Хочу быть первым». – М: «Алтей –М», 1998г