Конспект урока рассказ цифры

На доске – коллаж «В мастерской художника
слова», состоящий из портрета И. Бунина,
иллюстраций художников к рассказу, иллюстраций,
сделанных самими учащимися; словарик
литературоведческих терминов и
«психологической лексики». На столах учащихся – словари: «Толковый словарь
русского языка», «Словарь литературоведческих
терминов».

Эпиграф к уроку:

Каждое движение души имеет свое
естественное выражение в голосе, жесте, мимике.

Обращаюсь к классу:

– На доске записана тема: «Арифметика чувств». Не кажется ли вам это сочетание странным?
– Какие ассоциации возникают при слове
арифметика?
Арифметика – это учение о числах, обозначаемых
цифрами, и о действиях над ними. Ответы учеников записываю на доске, они как бы
обрамляют слово «Арифметика».

Учитель: Необычайное начало. А в чём
его необычайность? Ответ: Рассказ от первого
лица. Рассказчик одновременно является героем.

Учитель: К кому обращается рассказчик,
говоря «ты»? (Ты главный герой рассказа)

– Мы становимся свидетелями чьего либо
объяснения, оправдания. Взрослый человек что-то хочет объяснить, в чём-то
оправдаться. Поэтому рассказ по форме представляет исповедь,
монолог. Почему произошёл конфликт между дядей и
племянником? Послушаем диалог из II главы.

Ответы: Мальчику хотелось поскорее
познакомиться с цифрами, а дядя не хотел показать
ему их. Дядя не хочет себя тревожить: «Уж очень не
хотелось мне идти в город». А чтобы оправдать
свою лень, он ссылается на мудрое правило: вредно
баловать детей.

Учитель: Бунин разбил рассказ на
отдельные главки, и каждая должна стать для нас
ступенькой на пути понимания происходящего. В
этом нам поможет лексика, передающая внутренние
и внешние прявления героев рассказа.

Учитель: Ребята, дома вы изучали текст
рассказа и выбрали слова и выражения, передающие
психологические реакции героев на ссору.

– Разграничим примеры выражения в слове
поведения дяди после ссоры на те, которые
показывают проявления и состояния внутреннего и
внешнего плана.

Учитель: Разграничение лексики,
передающей внутренние и внешние проявления
героя, о которых он сам и повествует, не случайно. – О чем свидетельствует несовпадение этих
проявлений?
(Свидетельствует о той внутренней борьбе,
которая происходит в душе дяди, о его
противоречивом характере. С одной стороны он, как
всякий «очень умный дядя», «выдерживает
характер», не идет ни на какие уступки, а
напротив, всем своим поведением старается
подчеркнуть безразличие к тому, как реагирует
Женя на отказ удовлетворить его желание. С другой
– как дядя, чуткий, любящий племянника, мучается,
наблюдая детское горе. «Сердце тихо говорило мне,
что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю
тебя счастья, радости. Но тут пришло в голову
мудрое правило: вредно, не полагается баловать
детей» – вот слова, которые передают и причину
«слишком крупной ссоры» и источник нравственных
мучений героя – рассказчика. – Какой же дядя – жестокий или добрый? А может
быть, и жестокий, и добрый?
– Возможно ли такое сочетание качеств в
человеке?
– Прав ли герой, выдерживая характер до конца?
Чего это стоило ему?
Чем вызвана его исповедь? (В ответы включите
наиболее яркие, точные бунинские слова и
обороты).

Учитель: Очень важны для понимания
характера дяди диалога. Необычны в рассказе
воображаемые диалоги, имеющие обобщенную,
философскую направленность. – Обратимся к самому глубокому из них, который
подводит нас к пониманию основной мысли
рассказа, авторской позиции.

Чтение ученицы (от слов «Счастье, счастье! До
слов «И ты смирился»).

Учитель: По наблюдаем над репликами
ремарками в диалоге (глава VI)
– Обратите внимание на ремарки, поясняющие слова
ребенка. Они содержат «психологическую лексику». Почему? И только ли конкретного ребенка?
А может быть, вообще любого человека, который
хочет получить от жизни что-то сразу, не считаясь
ни с кем и ни с чем?
– Чем можно объяснить использование повтора
слов?
Одинакова ли цель каждого из этих повторов?
Проследите словесный ряд: «Счастье, счастье!» –
«Потерпи». – «Замолчи, иначе ничего не получишь!»
– «Смирись, смирись!»
– Какую жизненную науку заключают в себе эти
слова? Поведение дяди сломило самолюбие
мальчика, он смирился. Детям часто приходится
смиряться, потому что они находятся во власти у
взрослых. Жизнь бьет их в сердце тупым ножом
обиды, ожесточает их души, и они становятся
черствыми, бездушными. А дядя? О чем говорят его
раздумья о своих поступках, о своей жизни? У него
тоже когда-то была мечта, но постепенно из
увлеченного он превратился в человека, который
привык сдерживать себя, а потом и отступать перед
препятствиями, неудачами: «. я знаю и то, что, чем
дороже мне моя мечта, тем менее надежна
осуществление ее. И я уже давно в борьбе с нею. Я
лукавлю: делаю вид, что я равнодушен». Этот пример
самохарактеристики героя.

Работа со 2-й группой

Учитель: Самохарактеристика, когда
герой сам передает и внутреннее состояние и
внешние проявления, не единственный способ
раскрытия характера героя, его «поведенческих»
мотивов. Есть еще и такой способ, как косвенная
характеристика персонажа. В этом случае о
внутреннем мире персонажа «сообщается» от
другого лица. В «Цифрах» читательское
представление о характере мальчика складывается
из того, что рассказывает дядя о его реакции на
ссору, причем только о внешних проявлениях этой
реакции (жесты, движения, интонация и т. )
– Как ведет себя ребенок после отказа дяди
удовлетворить просьбу немедленно?
– Отметьте цитаты, характеризующие
психологическое состояние мальчика?
(«закричал. тонким голосом»; «вихрем понесся в
зал»; «придумал отличную игру, подпрыгивать, бить
изо всех сил ногами в пол и при этом. звонко
вскрикивать»; «начал играть с мучительным
наслаждением роль умирающего»; «кричать. уже не
хочется, голос охрип. все равно кричал и кричал»
и т. )
– Почему так ведет себя Женя?

Ответы: дерзкое, отчаянное, бурное
поведение ребенка стало следствием отказа дяди
удовлетворить просьбу немедленно.

Учитель: Внешние проявления чувств
мальчика вполне раскрывают то, что испытывает
Женя, впервые натолкнувшись на удар судьбы. «Потерпи». В его реакции – и обида на дядю и
горечь от того, что цифры он не научится писать
сегодня и сейчас, и непонимание того, что в жизни
может быть вот так.

Учитель: Какое представление о
характере мальчика дает его поведение?

Ответы: характер нетерпеливый, даже
эгоистичный и в чем-то агрессивный.

Учитель: Ребята, качества характера
мальчика проявляются по-детски непосредственно
и в то же время оскорбительно для окружающих.

– Как же воспринимают окружающие, как понимают
реакцию мальчика?

Ответы: для близких мальчика его
вызывающее поведение – это, прежде всего
«страдание» от первого удара судьбы, который
всегда тем сильнее, чем «пленительнее мечта».

Учитель: Взрослые дают ребенку
перестрадать свое горе. Почему?

Ответы: Дерзкое поведение ребенка вовсе не
означает, что негативные черты «перейдут» во
«взрослый» характер: Женя, повзрослев,
совершенно забыл о случае с цифрами. И сделали
это, по мнению, рассказчика, не годы, а готовность
и способность ребенка упиваться исполненной
все-таки мечтой: «Перестрадав свое горе, твое
сердце с новой страстью вернул ось к заветной
мечте. И вечером, как только эта мечта овладела
тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и
свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня».

Работа 3-й группы.

Учитель: отношение бабушки и мамы к
конфликту между дядей и племянником рассмотрим в
сопоставлении. – Какова реакция мамы?
(«Потом заходили к тебе мама и бабушка. »,
«качали головами», «заводили речь о том, как это
нехорошо, когда дети растут непослушными,
дерзкими»; «советовали тебе пойти ко мне и
попросить. прощения»; «не обращай на него
внимания», – говорила мама, – охота тебе
разговаривать с такой злючкой»! «Ужасно
испорченный ребенок», – сказала, нахмурившись и
стараясь быть беспристрастной, мама»

Вывод: реакция мамы, пытающейся быть
беспристрастной, почти однозначна: не следует
потакать ребенку.

Учитель: Реакция бабушки иная. Какова
она? Какие художественные детали помогают
раскрыть ее?

Ответы: Прежде всего, бабушке жалко внука,
ей не по душе ссора. Она пытается предотвратить
ее (гл. II): «не приставай к дяде». Когда же конфликт
произошел, бабушка тяжело переживает его. Об этом
красноречиво говорит описание ее внутреннего
состояния через минуту, позу, движения («Ее
сердце рвалось в детскую, но она крепилась,
смотрела из-под дрожащих бровей на потемневшую
улицу. »; у нее «задрожали губы, брови, и,
отвернувшись к окну, она стала быстро колотить
чайной ложкой по столу. » Учитель: Защищает ли
бабушка внука? Осуждает ли она сына? Почему
открыто не встает на сторону ребенка, не
позволяет своей жалости выплеснуться наружу?
Можно ли назвать позицию бабушки позицией
наблюдателя?

– Каким образом она пытается устранить
конфликт?

Учитель: прочитаем выборочно диалог
бабушки и внука, предварительно проанализировав
ремарки (конец V – нач. VI глав)

Ответы: бабушка мудра, терпелива. Натолкнувшись на жестокость ребенка, сумела
сдержать себя (чего нельзя сказать о дяде),
погасить агрессию мальчика и подтолкнуть его к
примирению.

Учитель: Можно ли считать, что, смиряя
внука, бабушка прибегает к запрещенному приему?
Проанализируйте ее последний аргумент в споре с
мальчиком: ” – А кто же купит ему теперь пенал,
бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал
туда-сюда. А цифры? Ведь уже этого не купишь ни за
какие деньги. Впрочем, – прибавила она, – делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте”. – По какой “самой чувствительной струне”
сердца мальчика ударила бабушка?
Какой жизненный урок преподнесла она ребенку?
Самая чувствительная струна – желание мальчика
познакомиться немедленно с цифрами. Огромное
желание мальчика Бунин подчеркивает странным
словом – алкать (сильно хотеть, жаждать чего-то,
стремиться силою воли).

VII. Коллективный анализ VII главы

Учитель: Выделите слова и обороты,
передающие психическое состояние дяди и
племянника после заключения мира. – Как же осуществляется героями переход к миру и
согласию?
– Кому из них труднее дается быстрая смена
настроения? Почему?

Ответ: труднее дается смена настроения
дяде. Его состояние и в «мирный» период» нельзя
рассматривать однозначно. Вот он наслаждается
«радостью, с нежностью обоняя запах. волос»
мальчика. Но лишь за мгновение до этого у него
было «притворно-печальное» лицо, в то время как
Женя «покорным, деликатным, осторожным. старался быть», «жадно ловил. каждое слово».

– Что значит слово деликатный? Обратимся к
толковому словарю (Нежный, тонкий, хрупкий,
мягкий). – Что дает такое противопоставление для
понимания характеров взрослого и ребенка?

Ответы: у взрослых труднее происходит
смена настроений, они менее естественны в
проявлении своих чувств, для них характерны
нарочитость, «сделанность» форм поведения, маска
«очень умного дяди».

Учитель: Но, наверное, писатель хотел
сказать не только об этом. Не случайно ведь
бунинский рассказ по своей форме представляет
исповедь, монолог. Обратимся к «Словарю литературоведческих
терминов». Монолог (от греч. mопоs – один и logos –
слово) – развернутое высказывание одного лица. – Обратимся к толковому словарю» – Исповедь –
откровенное признание в чем-либо, сообщение
своих мыслей, взглядов.

Учитель: Но монолог героя вовсе не
требует сиюминутного речевого отклика, хотя в
нем есть вопросы, адресованные племяннику, перед
которым и винится герой-рассказчик, и
реплики-вопросы Жени, слушающего исповедь.

Подведение итогов анализа текста

– Что является главным в рассказе?
– Каковы взаимоотношения взрослых и детей? Что
должно лежать в их основе.

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю
вам построить собственное размышление об одной
из ваших ссор, придумайте название. Если хотите,
придерживайтесь плана.

Чтение нескольких работ

ХII. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, а какие жизненные
уроки извлекли вы из нашего урока? Да, ребята!
  Так должны поступать все: уважать, стараться
понять, простить. Тогда можно избежать ссоры,
обиды, непонимания.

Урок по рассказу И. Бунина “Цифры”

Уроки учителей Волгоградской земли

Татьяна Анатольевна Чернова (1967) — учитель
литературы первой категории НОУ средней
общеобразовательной школы «Гармония–Альфа»
г. Волгограда.

Урок по рассказу И. Бунина
“Цифры”

Какая мука наше
писательское ремесло!. А какая мука найти звук, мелодию рассказа —
мелодию,
которой определяется всё последующее.

На самом же деле, обладая большим талантом, он с
удивительной способностью умел выражать то, что
волновало его, тревожило героев его книг и,
конечно же, нас, его читателей.

Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит
к себе, притягивает, заставляет думать и
размышлять, вновь и вновь возвращаться к
бунинским строкам.

Давайте и мы сегодня на уроке побываем в
творческой лаборатории писателя и на примере его
рассказа «Цифры» попытаемся выяснить, как
выражается позиция героя-повествователя в
тексте от первого лица, попробуем разобраться в
сложных и противоречивых отношениях между
повествователем и героем-ребёнком. (Учитель
обращает внимание детей на записанные на доске
вопросы-задачи

Беседа с элементами анализа и записью
основных положений урока.

— Чем необычен этот рассказ?

(Повествование в нём ведётся от первого лица,
то есть от лица героя-повествователя

— По какой схеме строится повествование?

Чтобы ответить на этот вопрос, подберите
местоимения: герой-повествователь (я) и
мальчик (ты).

(Повествование строится по схеме “я — ты”, то
есть отражает субъектно-субъектные отношения

— Какую цель преследует при этом автор?

(Для него важно то, что происходит в душе
повествователя и мальчика

— Каким термином в литературе мы называем
углублённое изображение психических, душевных
переживаний?

— О чём этот рассказ?

(О ссоре. Конфликте

— Только ли внешняя сторона конфликта
интересует писателя?

(Нет, его интересует психологическая сторона,
то есть внутренний конфликт: не просто
изображение состояния взрослого и ребёнка, а
взаимопонимания одной души другой

— Какова, по-вашему, главная ценность в
человеческих отношениях?

— Всегда ли люди способны понять друг друга?
Всегда ли взрослые могут понять детей?

— Как вы думаете, должны ли взрослые
признавать свои ошибки перед детьми?

(Да, это называется покаянием

— Почему ситуация ссоры дяди с племянником
трижды повторяется в рассказе, каждый раз
по-новому высвечивая характер конфликта и его
суть?

Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть,
распределите семь частей (глав) в соответствии с
завязкой, кульминацией, развязкой.

(В ходе работы и появляется следующая запись

Просьба мальчика показать ему цифры после
происшедшей ссоры.

— Обратите внимание, что слово “помнишь ли”
связывает конец и начало рассказа. Какую цель
преследует автор?

Композиция рассказа
Кульминация
4-я глава
Развитие действия
Развитие ссоры
Главы 2–4
Завязка
Глава 1Развитие действия
Ссора в обобщённом виде
Главы 5–6
Развязка
Глава 7
Помнишь ли:
Вступление
Где, когда, с кем, почему произошёл случай?
(Взгляд в прошлое — ретроспектива. )
Глава 1 + лирическое отступлениеЗаключение
Какой след оставил случай?
Чему научил? (Осмысление прошлого. )
Глава 7

(Слово соединяет эпизод, разорванный основным
повествованием: мальчик после ссоры просит
прощения и умоляет показать ему цифры, которые
для него — заветная мечта

— Прочитайте, что сказано о ссоре в первой
главе.

(“Это была слишком крупная ссора”

— Какие чувства испытывает герой к мальчику?
Подтвердите свою мысль цитатой из текста. Как
можно назвать эти строки?

— Несмотря на любовь к мальчику, герой суров
к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он
заключается?

(Мальчик не согласен ждать исполнения своей
мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая
возмущение у взрослых. Это внешний конфликт

(Он в душе взрослого героя: понимая сердцем
состояние мальчика, дядя поступает так, как
требуют правила воспитания, проявляя при этом
твёрдость

— Подтвердите эту мысль цитатой из текста.

— Какова позиция всех взрослых?

(Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт
развивается в 3-й главе

— Для самого героя-повествователя “только
тут-то и начинается история”. Почему?

(Для героя происходит самое страшное: “Я весь
похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск
злобы, бешенства, гнева, ненависти

— Как изображено состояние мальчика в 4-й
главе: как каприз или настоящее горе? Иронически
или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю
ребёнка?

— Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы
вы озаглавили эту главу?

(Все забыли о тебе

— Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что
заставляет мальчика пойти на примирение? И
какова цена примирения?

— Преодолён ли внутренний конфликт в
последней, 7-й главе?

(Да, преодолён, в душу снова возвращаются
любовь и нежность — ценой детского смирения,
детской сердечной чистоты и открытости

— Какие главные выводы мы можем сделать?

Учитель помогает детям сформулировать
выводы и записать их в тетрадь. В результате
совместной работы появляется следующая запись:

Вывод 1. Весь рассказ своим сложным
построением (композицией) отражает борьбу
радости, любви, нежности, самых лучших сторон
человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.

Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику
(субъектно-субъектные отношения) подчёркивает
внимание и любовь к нему со стороны взрослого,
осмыслившего ссору как драму и сохранившего в
себе живую душу.

Вывод 3. Переплетение в рассказе двух
субъектных планов (я — ты) придаёт
художественному строю рассказа лирический
характер, выразительную внутреннюю
диалогичность.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Письменный ответ на
вопрос: почему рассказ И. Бунина назван
«Цифры»? Объясните смысл заглавия.

Описание материала: предлагаемый конспект урока математики в 1 классе по теме «Число 7, цифра 7» будет полезен учителям начальных классов.

Дидактическое обоснование: Математика 1 класс (1часть), автор учебника Л. Петерсон, УМК «Перспектива».

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий.

Цель: Знакомство с числом 7, его составом, написанием цифры 7.

  • фронтальная
  • коллективная
  • самостоятельная
  • дифференцированная
  • наглядный
  • диалог
  • беседа
  • практическая работа
  • самостоятельная работа

Планируемые результаты (предметные):

  • уметь записывать и читать равенства;
  • составлять и читать неравенства;
  • соотносить число с цифрой;

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы;
  • определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
  • уметь слушать и понимать речь своих товарищей;
  • умение работать в парах, вести диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении.
  • уметь осуществлять поиски, выделение необходимой информации;
  • применять методы информационного поиска, наблюдать и делать выводы.
  • формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
  • делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.

Мотивация к учебной деятельности

– Встали ровненько. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня и подарите мне свою самую лучезарную улыбку. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение и такой позитивный настрой продлится на весь оставшийся день.

Звенит звонок. Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка? Ручка? А тетрадка?

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок. Он пройдёт, конечно, впрок. Постараюсь всё понять, чтобы правильно считать!

Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

– А начнём наш урок мы с просмотра отрывка мультфильма, поставленного по одной очень хорошей и известной вам сказке. Ваша задача – определить, как называется сказка и кто главный герой сказки. (Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик)

– А почему сказку назвал автор «Цветик-семицветик»? (Цветик-семицветик исполнял в сказке желания Жени. У цветка было 7 лепестков

– Верно, а через желания, которые исполнял цветочек, девочка Женя смогла понять ценность человеческих поступков.

– На нашей клумбе (доске) тоже вырос Цветик-семицветик. Каждый лепесток этого цветка очень важен для нас. Сейчас вы поймёте, почему.

– Давайте оторвём один лепесток и посмотрим, какое задание приготовил нам первый лепесток.

– Математическая разминка. Устный счёт.

– Посчитайте до 10 и обратно

Задачи в стихах.

– На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один

И уселся рядом с ним. У кого ответ готов:

Сколько стало всех щенков? (2)

– Молодцы, ребята! Справились с 1 заданием.

– Давайте оторвём второй лепесток и посмотрим задание.

– Поработай в парах.

Работа в парах

  • Зачеркни лишнюю цифру.
  • Соотнеси количество точек с цифрой.

– Давайте проверим, все ли ребята справились с этим заданием.

– Молодцы! И это задание мы преодолели. Отрываем третий лепесток.

– Отгадай загадки.

– А кто знает, сколько цветов у радуги? (7) Кто может их назвать?

– Верно. Молодцы.

– Отгадаем ещё одну загадку.

Братьев этих ровно семь

Вам они известны всем. Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом. Попрощается последний

Появляется передний. (Дни недели)

– Кто может перечислить по порядку дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

– А сколько всего дней в неделе? (В неделе 7 дней)

– Молодцы, ребята! Отрываем четвёртый лепесток.

– Собери пословицу, расположив числа в порядке возрастания.

Конспект урока рассказ цифры

(Пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь. » )

– Как вы ее понимаете? (Это означает, что, прежде чем начать какое-либо дело, следует к нему хорошенько подготовиться, то есть семь раз все проверить

– Ребята, какое число вы слышали сегодня чаще всего? (7)

– Как вы думаете, о каком числе пойдет сегодня речь на уроке? (7)

– Кто готов назвать тему урока? (Тема нашего урока – Число 7. Цифра 7)

– А каковы же будут цели нашего урока? Давайте мы их сформулируем с помощью предложений, которые вы видите на доске. Давайте закончим их!

(На доске листы с незаконченными предложениями)

– Вот как раз задание пятого лепесточка назвать тему и цель нашего урока. С чем мы с вами превосходно справились.

Открытие новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

– Знаете, ребята, число 7 издавна считается необычным числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. И всё это началось с того, что человек воспринимает мир (свет, запах, звук, вкус) через 7 отверстий в голове (посчитайте). С тех пор это число считалось магическим и было самым большим числом, что означало – ВСЁ.

– Нередко, приписывали числу 7 таинственную силу.

Пословицы: “Семеро одного не ждут”, “Семь раз отмерь, один – отрежь”, “Семь бед – один ответ”, “На седьмом небе”, “Лук от семи недуг”. (Чтение уч-ся с экрана)

Сказки: “Волк и семеро козлят”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик». (демонстрация книг)

7 нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) (иллюстрация)

Утром стрекоза проснулась, (Потерли кулачками глаза. )

Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, потянулись. )

Раз росой она умылась, (Потерли ладонями щеки. )

Два – изящно покружилась, (Покружились на месте. )

Три – нагнулась и присела, (Присели. )

На четыре – дружно полетела. (Помахали руками вверх – вниз. )

У реки остановилась, (Легкий бег на месте. )

Над водою закружилась. (Присели

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Столько же ногами топнем. Мы за парты снова сядем

Как сидеть мы всем покажем!

Работа по числовому ряду.

– Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 7)

– Давайте посчитаем до 7 и обратно.

– Число 7 обозначается и записывается цифрой 7.

– На что похожа цифра 7? (на кочергу, на косу)Вот семёрка – кочерга,

У неё одна нога.

Семь – точно острая коса,

Коси, коса, пока остра.

– Давайте научимся её писать.

(Работа по учебнику)

– Откройте учебник на странице 3. Самое нижнее задание.

– Внимательно смотрим и слушаем:

Цифра 7 состоит из 3-х элементов: волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят до верхнего правого угла клетки и проводят “основную наклонную палочку” к середине нижней стороны клетки. Маленькая палочка должна перечеркивать основную примерно по середине. Она должна быть горизонтальной.

– Посмотрите ещё раз, как напишет цифру 7 наш карандаш.

– Проследите глазками за моей указкой, я ещё раз покажу написание цифры 7, поставьте руку на локоток, обведите карандашом в воздухе.

– Попробуйте обратной стороной карандаша обвести эталон цифры 7, как записана цифра 7 на строке, начиная от красной звёздочки.

– А теперь пробуем написать самостоятельно.

Работа над составом числа. Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части.

– Ребята, попробуйте сами определить состав числа 7. Посмотрите на №1 с.

– Какие это будут слагаемые?

– Посмотрите, ребята. Что изображено на доске и у вас в учебнике?

– Сколько отрезков? Назовите их. (Отрезок 7 – это целое. Он разбит на части – на отрезки 6, 1

– Объясните равенство, записанное к чертежу. (6 + 1= 7) (Если сложить части 6 и 1, то получится весь отрезок 7

– Объясните другие равенства?

– Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 1: 7-6=1

– Если из всего отрезка взять часть 1, то останется другая часть 6: 7-1=6

– Аналогично, ребята, работаем со вторым и третьим столбиком.

Итог урока. Рефлексия

– Ребята, давайте вспомним, какая была цель нашего урока? (познакомиться с числом и цифрой 7. Научиться писать цифру 7

– Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да)

– У вас на столах лежат цветики-семицветики. Но серединка у них белая. Ваша задача раскрасить серединку цветка и сразу оценить свою работу. Раскрашивать серединку вы будете так:

Если вы отлично поработали, со всеми заданиями легко справились – раскрашиваете жёлтым цветом, если были небольшие трудности – оранжевым цветом, если на уроке вам было трудно, вы ничего не поняли – раскрасьте зелёным цветом.

– Как только закончите раскрашивать, выходите к доске и прикрепите свой цветочек на доску.

– Что значит выражение «На седьмом небе»? (означает высшую степень радости, счастья) Вы подарили радость и тепло хорошей работой.

– Я думаю, что у нас у всех отличное настроение. Я благодарю всех ребят за работу на уроке. Вы – большие молодцы, показали отличные знания, замечательно поработали. Огромное вам спасибо.

Урок литературы в 7 классе по теме «И. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье»

Тема «И. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье».

познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Бунина, помочь понять идейное содержание рассказа «Цифры»;

развивать критическое мышление, речь, умение делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного произведения, психологически мотивировать их поступки;

воспитывать творческую, мыслящую, толерантную личность, желание понимать других людей, делать добро, умение ценить и любить близких людей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оргмомент. Мотивация.

Сообщение темы урока. Целеполагание.

III. Актуализация знаний учащихся, повторение изученного.

Клоуз-тесты (устно, коллективно).

Усвоение новых знаний.

Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского писателя И. Бунина. Перед Вами его портрет. Что можно сказать об этом человеке на первый взгляд? (Ответы детей: интеллигентен, имеет хороший вкус, образован, проникновенный взгляд, умен, рассудителен, спокоен).

Сообщение учащимся биографической справки о писателе (задание дано заранее, индивидуально).

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.

Детство и образование писателя

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец.

Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.

) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

Жизнь в эмиграции и смерть

Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. Чехова, но работа так и осталась незаконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

  • Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина.
  • Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.
  • Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.
  • Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить
  • 3. Составление ассоциирования к жизни и творчеству И. А. Бунина (письменно на доске, коллективно, запись в тетради).
  • И. А. Бунин:
  • Поэт и прозаик;
  • Обладатель двух Пушкинских премий;
  • Почетный академик Петербургской академии наук;
  • Писал о жизненно важных проблемах;
  • Эмигрировал из страны;
  • Жил во Франции;
  • Лауреат Нобелевской премии;
  • Похоронен в Париже.

Слово учителя.

В центре нашего внимания сегодня рассказ Бунина «Цифры». Написан он был в 1906 году. А говорить мы сегодня будем с вами о сложности взаимоотношений взрослых и детей. На сегодняшний урок вы прочитали этот рассказ. Скажите, какие чувства у вас возникли после прочтения произведения?

  • По жанру это рассказ. Назовите признаки рассказа в этом произведении.
  • От чьего имени ведется повествование? (исповедь дяди)
  • Кто главные герои? (дядя и Женя)
  • Как можно охарактеризовать ситуацию, которая возникла между дядей и Женей? (конфликт)
  • А какие взаимоотношения были между ними до этого конфликта? Докажите.
  • Из-за чего возник конфликт? (На просьбу Жени дядя ответил отказом. Женя хотел, чтобы ему купили книги, карандаши, бумагу. Хотел выучить цифры, но дядя отказал ему, не захотел, еще и обманул, сказав, что сегодня «царский день» и все закрыто. С. 9-10).
  • А почему дядя обманул Женю? (Просто не захотел идти в город, не было настроения объяснять значение цифр).
  • Как меняется поведение Жени с этого момента? Почему?
  • А как относится к сложившейся ситуации мама и бабушка? На чьей они стороне? Почему? (Они на стороне дяди, не вмешиваются. Они же взрослые и считают, что Женя должен извиниться первым).
  • Как реагирует дядя на непослушание Жени? (Все больше раздражается).
  • Кто же из членов семьи и каким образом сыграл решающую роль в разрешении конфликта? (Бабушка, глава 6 с. 14-15). (Выразительное чтение отрывка до слов «Ты был побежден, смирился»).
  • Так кто же все-таки оказался нравственно мудрее в этом конфликте? Кто сделал первый шаг к примирению? (Женя, он попросил у дяди прощения).
  • Давайте прочитаем отрывок из 7 главы (с. 16-17 до слов «И какой радостью засияли твои глаза!»). Что хотел сказать автор, описывая этот момент?
  • Кажется, все уже хорошо, конфликт улажен, но почему же дядя через много лет помнит эту ссору в подробностях, исповедуется перед племянником? (Совесть мучает, на душе – тяжесть; понимает, что ссора возникла из-за него, что он омрачил малышу радость, доставил страдания и себе, и ему, и другим близким людям).

Работа в парах (задания на карточках).

Запишите, используя глаголы, как вели себя дядя и Женя во время конфликта.

Дядя – отказал, обманул, обидел, стал причиной конфликта, проявил эгоизм, заставил страдать, был раздражен, не готов мириться, чувствовал вину.

Работа в группах (задание для группы на карточках).

I группа. Охарактеризуйте, какие эмоции испытывали дядя и Жена во время конфликта? (гнев, печаль, презрение, смущение, вину – все отрицательные).

II группа. Можно ли было избежать конфликта? Каким образом?

IV группа. Раскройте главную идею рассказа. (Детей нужно воспитывать лаской, добротой, а не навязывать своих взглядов).

V группа. Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?

Сегодня вы приготовили иллюстрации на тему «Моя семья». На них вы нарисовали, какой вы видите свою семью. Давайте обратимся к вашим рисункам (обсуждение иллюстраций учащихся, краткие рассказы учащихся об отношениях в их семьях).

Проблемные вопросы (устно, коллективно):

  • Так как же должны вести себя взрослые и дети, чтобы избежать конфликтных ситуаций в жизни?
  • Какие жизненные уроки извлекли для себя из рассказа?
  • Нужно уважать желания другого человека.
  • Стараться понять, простить.
  • Чаще стараться радовать близких, когда можешь.
  • Уметь сделать первым шаг навстречу.
  • Стараться избежать ссоры.

Подведение итогов урока, рефлексия.

  • Написать синквейн к персонажам рассказа (2-3).
  • Подготовиться к внеклассному чтению, прочитать рассказы «Лапти», «В деревне».

* Учебник с. 18 выполнить творческое задание.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ « И. БУНИН «ЦИФРЫ». 7 КЛАСС.

Цели и задачи: 1. образовательная: познакомить учащихся с очерком жизни и

творчества И Бунина, рассказом «Цифры», выявить смысл названия

рассказа, рассмотреть образы героев;

развивающая: развивать связную речь, внимание, память,

мышление, самостоятельность;

воспитательная: воспитывать интерес к творчеству

терпимость, сдержанность, бережное отношение к близким, духовно-

нравственную культуру личности.

Оборудование: портрет И. Бунина, презентация.

Словарная работа: рассказ, деликатный, эмиграция.

Тип урока: изучение нового.

Эпиграф: Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится

живого радужного блеска и звёздного сияния. ( М. Горький

Ход урока.

Орг. момент.

Учитель: – Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством

Ивана Алексеевича Бунина. Предлагаю вспомнить его стихи.

Проверка домашнего задания.

Ученики читают выученные стихотворения Бунина «Листопад», «Детство»,

Учитель: – Понравилась ли вам поэзия Бунина?

В этих стихах присутствует не только описание природы, но и прекрасные

чувственные воспоминания о детстве. К этой теме обращались многие

писатели и поэты, например, М. Горький, Л. Толстой и другие. Не обошёл

эту тему в своём творчестве и Иван Бунин.

На уроке мы познакомимся с его рассказом «Цифры».

Актуализация знаний учащихся.

Учитель: – Прежде чем приступить к знакомству с произведением, давайте

вспомним биографию писателя.

) Сообщение подготовленного ученика о жизни и творчестве И.

) Самостоятельное конспектирование в тетрадь библиографических

) Словарная работа.

Учитель: – В сообщении встретились слова «эмиграция» и «эмигрант». Как

вы понимаете значение этих слов?

Эмиграция – массовое переселение из какой – либо страны в другую,

вызываемые различными причинами.

Эмигрант – человек, находящийся в эмиграции.

– Иван Бунин был певцом русской природы и знатоком

человеческой психологии. Его рассказы хорошо известны. Писатель отмечен

Пушкинской и Нобелевской премией. Будучи в эмиграции он сохранял

живой интерес ко всему, что происходит в России. Бунин был хорошим

поэтом , но известность ему принесла проза. Почти также как и в стихах

автор присутствует во многих рассказах как очевидец и участник событий.

Приступим к работе над бунинским рассказом «Цифры».

– Что такое рассказ? ( Рассказ – малая форма эпической прозаической

– Скажите, приходилось ли вам когда – нибудь ссорится с друзьями или

близкими? Кто начинал ссору? Какое чувство у вас возникало , когда вы

были с кем – то в ссоре? А кто шёл первым мириться? Легко ли вам давалось

это решение? А какое чувство у вас было после перемирия?

)Работа с текстом рассказа.

Первая часть – пересказ.

– Передайте содержание 1 части.

– О чём этот рассказ?

От чьего лица ведётся рассказ?

Как относятся друг к другу герои?

Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

Вторая и третья часть – пересказ от лица мальчика.

– Мы выяснили, что повествование ведётся от лица дяди. Как вы думаете,

если бы рассказчиком был мальчик, изменился бы смысл рассказа?

Почему дядя не торопится с примирением? Чего он ждёт от племянника?

Согласны ли вы с тем, что в ссоре всегда виноваты обе стороны?

В чём вина дяди?

А в чём виноват мальчик?

Подумайте над заглавием 2 и 3части.

Четвёртая – седьмая части – выразительное чтение от слов: «Счастье!

Счастье!» до слов «И как жадно ловил ты каждое моё слово!»

– Почему мама и бабушка поддержали дядю?

На чьей стороне вы?

Как вы понимаете значение слова «деликатный»?

Как вы думаете, испытывал ли дядя боль, когда закричал на мальчика и

увидел ужас на лице любимого племянника?

Почему рассказ ведётся тот лица дяди?

Какие чувства возникли у вас при чтении этого рассказа?

Итог урока.

– Почему рассказ называется «Цифры»?

– Над чем он нас заставляет задуматься?

Выберите одно из высказываний и продолжите его:

Считал я вслух ее,

Пять, двадцать, сорок, пятьдесят,

И шестьдесят – и все!

– Кто был внимательным и услышал, сколько секунд в минуте? (тоже 60).

А вот и следующая остановка наших путешественников.

Так что же такое ЦИФРА? В Древней Индии изобрели значки, обозначающие

числа. Цифры путешествовали и добрались до древних арабов, которые

изменяли их написание, пока они не стали похожи на наши современные

Кружочек или ноль у арабов назывался «СИФРОЙ», отсюда и пошло название.

С тех же пор принято считать, что цифры изобрели арабы.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Закрепление нового материала

А теперь, ребята, нам пора повторить то, о чем мы узнали, путешествуя с

Нашими Орлятами.

-Что такое иероглифы? (знаки)

-Какая система записи чисел существует 2,5 тысячи лет? (римская)

-Как назывались числа у древних славян? (легион, леодр, тьма, ворон, колода)

– Сколько минут в часе? А секунд в минуте? (по 60)

-Откуда появилось название цифра? (от слова «сифра», обозначающего

кружочек или ноль)

Наши Орлята показывают мне, что они устали. Я думаю, что нам всем нужен

отдых – ведь мы узнали уже столько нового и интересного.

Есть такая красота,

Считаем лапы у кота,

Считаем сколько в небе звезд,

И сколько у тигрят полос,

И сколько луж, и сколько крыш,

Все это математика, малыш!

За время физминутки учитель выкладывает слово МАТЕМАТИКА

(рисунок из книги Энциклопедия для детей,т. Математика)

Работа над изготовлением «старинных цифр»

А теперь, ребята, посмотрите, что это за такое волшебное слово у меня

получилось: (показывает слово «математика»)

Дети читают слово.

Сегодня
на уроке мы:


познакомимся с жизненным и творческим путём поэта и писателя Ивана Алексеевича
Бунина;


разберём его рассказ «Цифры».

23
октября 1870 года в Воронеже в семье Алексея Николаевича Бунина и его жены Людмилы
Александровны, урождённой Чубаровой, родился сын Иван.

Конспект урока рассказ цифры

Род
Буниных довольно древен и имеет славных предков, среди которых поэт Василий
Андреевич Жуковский и поэтесса Анна Бунина.

Когда-то
Бунины, как и Чубаровы, были богаты. Но Алексей Николаевич своим пристрастием к
картам и вину значительно сократил фамильные имения.

Мальчика
учил домашний воспитатель, который владел тремя языками, рисовал акварели,
писал стихи и играл на скрипке.

В
1881 году Бунин поступил в гимназию в Ельце. Но после четвертого класса из
гимназии пришлось уйти, т. средств на оплату у родителей не было. Старший
брат Юлий занимался с Ваней не только по программе гимназии, но даже и
университета.

Свое
первое стихотворение Бунин написал восьмилетним мальчиком. С шестнадцати лет
начинается его творческий путь: в 1887 году журнал «Родина» напечатал
стихотворение «Нищий». Так дебютировал в русской литературе Иван Алексеевич
Бунин.

Бунин
пишет стихи и прозу. Его рассказы своей глубиной и силой привлекают внимание не
только читателей. Такие известные писатели, как Чехов, Горький, Андреев, Куприн
высоко оценили их.

Бунин
– дважды лауреат Пушкинской премии. Первую ему присудили за перевод поэмы Генри
Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Чтобы добиться задуманного, Бунин самостоятельно
выучил английский язык.

В
1897 году издаётся первая книга рассказов «На край света». Ее появление критика
приняла более, чем благосклонно. Через год читатели получают очередной сборник
стихов Бунина «Под открытым небом».

Угрюмо
меркнет зимний день,

И
нет конца лесам сосновым,

И
далеко до деревень.

Как
чья-то кроткая печаль,

Над
этой снежною пустыней

Смягчает
сумрачную даль.

Горький
писал Бунину по поводу сборника «Под открытым небом»: «Читал и читаю стихи. Хорошие стихи, ей-богу! Свежие, звучные, в них есть что-то детски-чистое и есть
огромное чутье природы».

Полночный
звон степной пустыни,

Покой
небес, тепло земли,

И
горький мёд сухой полыни,

И
бледность звёздная вдали.

Бунин
много и успешно работал. Вторая Пушкинская премия за сборник «Стихотворения
1903-1906 годов» была тому свидетельством. В 1909 году поэта избирают почётным
академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.

Октябрьскую
революцию Бунин не принимает и считает её национальной трагедией. Он эмигрирует
во Францию.

Конспект урока рассказ цифры

Бунин
работает много, упорно. Выходят в печати «Митина любовь», «Господин из
Сан-Франциско», «Темные аллеи». Самым известным из его творений становится
роман «Жизнь Арсеньева». В 1933 году первым из русских писателей Бунин получает
Нобелевскую премию.

Конспект урока рассказ цифры

Умер
Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года на 84-м году жизни. Причиной смерти
стали болезни – сердечная недостаточность, сердечная астма и склероз лёгких. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Конспект урока рассказ цифры

А
теперь, когда мы немного узнали о личности Бунина, обратимся к его
замечательному рассказу «Цифры».

Сюжет
рассказа «Цифры» несложен. Расшалившийся ребёнок на замечания и просьбы
взрослых не реагирует и шалит ещё больше. Будучи наказан, он устраивает
скандал. И только полное равнодушие взрослых даёт ему понять, что он перешёл
все границы дозволенного.

На
этот случай можно посмотреть с такой стороны: какой плохой, невоспитанный
мальчик, взрослые совершенно правы, не поддавшись на его капризы. Можно и с
такой: бедный ребёнок, он ведь ещё маленький, разве можно быть такими жестокими
с малышом.

Давайте
разберёмся. Мальчик действительно мал, но не настолько, чтобы не понимать, что
он делает. Сначала он упрашивает дядю, но уже в просьбе звучит предостережение
взрослому человеку:


Нет, нет, не царский! – закричал ты слишком тонким голоском, поднимая брови. –
Вовсе не царский – я знаю.

В
данном случае неправ и дядя. Взрослый человек, он прекрасно понимает
неблаговидную сторону своего поступка: он обманывает ребёнка из-за того, что
ему не хочется выходить из дома:


Но сегодня царский день, все заперто, – соврал я, чтобы оттянуть дело до завтра
или хоть до вечера: уж очень не хотелось мне идти в город.

Дядя
оправдывает себя «мудрым правилом»: «вредно, не полагается баловать детей». А племянник уже решил для себя, что даром дяде отказ не пройдёт.


Ну, хорошо же, дядька! – пригрозил ты дерзко и весело. – Помни ты это себе!

Мальчик
избалован всеобщим вниманием и любовью. Он привык, чтобы его желания
исполнялись. Потому в тот день он не просто играет так, как ему хочется, но ещё
и мстит за отсрочку исполнения.

А
через минуту оттуда уже слышались грохот опрокидываемых стульев и удалые
крики. И весь день нельзя было унять тебя.

В
буйном озорстве ребёнка всё – радость от того, что скоро он узнает цифры, обида
на дядю, нетерпение ожидания.


Покажешь? – спрашивал ты иногда. – Непременно покажешь?


Завтра непременно покажу, – отвечал я.


Ах, как хорошо! – вскрикивал ты. – Дай бог поскорее, поскорее завтра!

И
вот вся эта сложная смесь чувств перехлёстывает через край. Мальчик, давая
выход своей энергии, затевает слишком уж шумную игру. Ему весело, а желания взрослых
его не волнуют.


Перестань, Женя, – сказала мама. В ответ на это ты – трах ногами в пол!


Перестань же, деточка, когда мама просит, сказала бабушка.

Но
бабушки-то ты уж и совсем не боишься. Трах ногами в пол!

Замечание
дяди его тоже не пугает, мальчик лишь дерзит в ответ. Он весь отдаётся чувству
радости от игры:

Ты
крикнул снова. Крикнул, совершенно позабыв о нас и весь отдавшись тому, что
происходило в твоей переполненной жизнью душе, – крикнул таким звонким криком
беспричинной, божественной радости.

Дядя
понимает радость племянника, но выражение этой радости мешает взрослым людям. И
если сам Бог улыбался, глядя на веселье мальчика, то черт караулил недовольство
дяди:


Перестань! – рявкнул я вдруг, неожиданно для самого себя, во все горло.

Какой
черт окатил меня в эту минуту целым ушатом злобы? У меня помутилось сознание.

Мальчик
живёт с мамой и бабушкой, он привык к ласке, и поэтому дядин «рык» его пугает. Но привык он не только к ласке, но ещё и к безнаказанности за проступки. Поэтому и дяде пытается показать, что не испугался:


А! – звонко и растерянно крикнул ты ещё раз.

И
уже без всякой радости, а только для того, чтобы показать, что ты не испугался,
криво и жалко ударил в пол каблуками.

Однако
дядя – не мама и, тем более, не бабушка. Он решителен в своих действиях:

Я
кинулся к тебе, дёрнул тебя за руку, да так, что ты волчком перевернулся передо
мною, крепко и с наслаждением шлёпнул тебя и, вытолкнув из комнаты, захлопнул
дверь.

Начинается
борьба детского каприза и самолюбия со взрослой выдержкой.

Конспект урока рассказ цифры

Малыш,
оправившись от первого шока, начинает «играть»:

К
воплям прибавились рыдания, к рыданиям – крики о помощи. Сознание твоё стало
проясняться, и ты начал играть, с мучительным наслаждением играть роль
умирающего.

Взрослые
вполне осознают страдания ребёнка, но понимают и другое. Если они уступят, как
уступали до сих пор, то подобные сцены станут обычным явлением. Поэтому
молчаливо соглашаются на жестокий, но необходимый урок.

Мне
было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку. А у бабушки
вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро
колотить чайной ложкой по столу.


Ужасно испорченный ребёнок! – сказала, нахмуриваясь и стараясь быть
беспристрастной, мама и снова взялась за своё вязанье. – Ужасно избалован!

Ребёнок
есть ребёнок. Убедившись, что никто не придёт к нему утешать, он успокаивается
и начинает возиться с игрушками. Но самолюбие его ещё не сломлено.

Ты
поднял голову и, глядя на меня злыми, полными презрения глазами, хрипло сказал:


Теперь я никогда больше не буду любить тебя.

Потом
подумал, хотел сказать ещё что-то очень обидное, но запнулся, не нашёлся и
сказал первое, что пришло в голову:


И никогда ничего не куплю тебе.


А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал!
Пенал – туда-сюда. А цифры? Ведь уж этого не купишь ни за какие деньги.

Дядя
прекрасно понимает, какие чувства переполняли мальчика с самого утра.

Ты
открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья. И с детской доверчивостью, с
открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!

И
когда на это счастье незаслуженно – в понимании ребёнка – покусились взрослые,
он впал в буйство. Но что может малыш против жизни, т. против воли взрослых?

Жизнь
со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды. И ты закатился
бешеным криком боли, призывом на помощь.

Но
и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни. Смирись, смирись!

И
ты смирился.

Взрослые
могут всё – обидеть и пожалеть. Могут лишить такого близкого и возможного счастья,
а могут дать его сполна. И мальчик бесконечно рад, что дядя снизошёл и готов
показать цифры.

Как
хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным
в каждом своём движении старался ты быть! И как жадно ловил ты каждое моё
слово!

Но
события не прошли бесследно и для дяди. И, помирившись, счастливы уже оба –
ребёнок и взрослый.

Теперь
уже и я наслаждался твоею радостью.

Так
кто же виноват в произошедшем? Виноваты все. Сначала мальчику, прощая шалости,
внушили, что ему всё можно. Мальчик, уверенный в безнаказанности, уже проникся
сознанием своей исключительности.

И
вдруг его жестоко наказали. Этот тяжёлый урок был необходим всем: взрослым –
для осознания своего поведения с малышом, ребёнку – для понимания, что свои
желания надо соотносить с желаниями других людей.

Устарел
ли текст рассказа «Цифры»? Нет. Он не устареет, пока не исчезнут капризные,
избалованные дети.

Ведь
и сейчас вопрос – нужно ли поддаваться на все капризы и позволять детям все –
важен и свеж.

«Чем
больше я читаю Бунина, тем яснее становится, что Бунин неисчерпаем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector