Вид урока:
Урок закрепления и обобщения знаний учащихся через игру.
Цель:
Обобщить и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.
- Образовательные
– формировать культуру слушания учащихся через средства музыкальной выразительности. - Воспитательные
– воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать и исполнять ее. Воспитывать художественный музыкальный и эстетический вкус учащихся. - Развивающие
– развитие музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха, внимания, мышления, памяти, воображения, фантазии. Развивать умение дифференцировать на слух элементы музыкального языка.
Методы художественно-педагогической деятельности
, используемые учителем на уроке:
- Метод музыкальных размышлений;
- Метод эмоциональной драматургии (эмоциональный отклик учащихся на музыку)
- Метод забегания вперед и возвращению к пройденному
- Метод создания композиций
- Метод музыкальных обобщений.
- Музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон.
- Детские музыкальные инструменты.
- Раздаточный материал “Волшебный цветик-семицветик”.
- Учебники по музыке 2 класс, составители Критская, Сергеева, Шмагина.
- Наглядные пособия.
- Цветик-семицветик (на доске).
Тема: «Мелодия» (Урок доброты)
знакомство с понятием мелодии; подвести уч-ся к пониманию невозможности существования музыки без мелодии.
способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности.
– развить тембровый слух, чувство ритма; способствовать развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения;
– развитие певческой и слушательской культуры детей, развитие музыкальных способностей, способности к импровизационному творчеству;
– воспитание доброжелательность, умение радоваться самому и радовать окружающих людей.
I. Организационное начало
Музыкальное приветствие. Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам» (минус)
Здравствуйте, ребята. Вы узнали эту музыку (песню)?
Сегодня мы с вами попытаемся быть дружными, добрыми, делать все задания и упражнения так, как будто вас не много детей, а один. Вы согласны?
II. Актуализация полученных знаний
Выполнение упражнений: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, чтение скороговорки.
Проверка домашнего задания – чтение скороговорки наизусть.
III. Основная часть
Мы отправляемся с вами в путешествие – в удивительный мир музыки и сегодня поговорим о душе музыки – МЕЛОДИИ (работа с картинками слайда)
Что может мелодия?
Она сумеет спеть стихи,
Её не зря и там, и тут
Душою музыки зовут.
Какая бывает мелодия?
мелодия в музыке бывает восходящая, нисходящая, волнообразная (слуховое восприятие).
А теперь послушаем сказку о сотворении мелодии.
Сказка о сотворении мелодии.
Запись в тетрадь:
«Мелодия – душа музыки»
Дети, а что для вас означает душа? Где она? Какая она?
У нашей души есть одно очень хорошее качество – это доброта.
Объясните пожалуйста понятия: добро, доброта? Случалось ли вам ощущать их на себе?
Попытайтесь объяснить слово: зло, злоба? А с ними вы встречались?
Давайте представим, что у вас есть возможность выбрать место проживания: планета Добра или планета Зла. Объясните почему.
На какой из планет будет жить Дружба? Почему? — Конечно, Дружба — это добро. Она помогает совершать добрые и полезные поступки! Поэтому давайте сделаем наш класс планетой Добра и Дружбы!
И споём дружно песню «Если добрый ты».
Дождик босиком по земле прошел,
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот – скучно!
А пониже стать решила,
Вот, пожалуйста, изволь
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
Кто самый первый входит в дом,
а все за ним идут хвостом?
Это тот кто открывает
«Выше – ниже отменяю!
Всем на место! Кар, кар, кар!
Ни диезов, ни бемолей!»
Она сумеет спеть стихи,
Её не зря и там, и тут
Душою музыки зовут.
VI. Домашнее задание: песня «Моя Россия».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
Тарасова Надежда Николаевна
Должность: Учитель музыки
Урок №4 «Мелодия – душа музыки»
ознакомление с понятием мелодия.
– уметь находить и напевать в произведении мелодию;
развивать вокально-хоровые навыки, чувства ритма;
– развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
– воспитывать музыкально-художественный вкус;
– развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.
Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычите» себе под нос, идя домой или гулять? (ответы: да, была, много раз).
Оказывается, это вы «мурлычите» себе под носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть.
Мелодия – это главная мысль любого произведения.
Но Муза наша хочет, чтобы мы убедились в этом и доказали ей, что мелодия есть в любом произведении.
- Выполним просьбу Музы? Докажем ей, что без мелодии нет произведения? (да)
Мы послушаем сегодня три произведения уже знакомого нам композитора
П. И. Чайковского. Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».
- Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? (ответы: наверно будет рассказывать о детях)
Правильно! Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.
Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».
- А что такое марш и что под него делают? (это музыка, под которую шагают)
Значит, мы должны услышать интонации шага.
Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.
(ребята выполняют задание)
- Как звучал марш?
- Какой темп был? (подвижный, быстрый)
- Какой характер? (радостный)
- А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)
- Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?
- Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)
- Почему? (потому что марш звучит быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку).
Молодцы! Мы сейчас организуем игрушечный парад!
Девочки – будут маршировать локотками – это будут игрушки.
Мальчики – пальчиками играют на воображаемом барабане.
Звучит марш, ребята выполняют задание, помочь тому, кто не справляется.
Звучит «Марш деревянных солдатиков»
Хорошо! А теперь надо выполнить просьбу Музы. Мы должны найти у марша мелодию. То, что можно напеть. Попробуем?
- Играю мелодию –
может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть) - Играю аккомпанемент –
может это? (пробуем напеть)
- Что получилось напеть, первый вариант или второй? (первый)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем небольшой фрагмент мелодии марша.
А сейчас мелодию будем искать в танце, который называется «Вальс».
- Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, кружатся)
Правильно! Пока будет звучать вальс, ваши руки Муза превратит в фей, которые будут танцевать под эту музыку.
- Какие движения вы подберёте?
- Как звучит вальс?
Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
А теперь, ищем мелодию в танце.
- Играю аккомпанемент –
может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть) - Играю мелодию –
может это? (пробуем напеть)
- Что получилось напеть, первый вариант или второй? (второй)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем мелодию вальса.
А теперь вас ждёт самая сложная задача, мы будем искать мелодию в пьесе «Сладкая грёза». Это песня, где петь будут не голосом, а поёт инструмент – фортепиано.
- А что такое грёзы? (мечты, раздумья, воспоминания)
Представьте, что в руках у вас скрипка.
- Покажите, как будете играть на инструменте? (
Исполните эту мечтательную пьесу на скрипке.
- С каким настроением вы будете играть?
- Как звучит пьеса?
Звучит «Сладкая грёза» П. И. Чайковского
(ответы: ласковая, мечтательная, спокойная, грустная пьеса)
А теперь, ищем мелодию.
- Играю мелодию –
может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть) - Играю аккомпанемент –
может это? (пробуем напеть)
- Что получилось напеть, первый вариант или второй? (первый)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем небольшой фрагмент мелодии.
Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях. Убедились в этом? Доказали Музе? (да!)
А сейчас, я проверю вас на внимательность. Кто самый музыкальный и старательный?
Я сыграю ещё раз «Марш деревянных солдатиков», а после прослушивания вы определите характер.
Играю «Марш деревянных солдатиков» – в низком регистре, медленно, громко.
(ответы: марш звучит совсем по – другому)
- Что случилось с маршем? (он стал другим)
- Как звучит? (мужественно, решительно, воинственно)
- Сохранился игрушечный характер? (нет)
- Что сделало марш другим? (темп медленный, регистр низкий, динамика – громко)
- А мелодия изменилась? (нет, но характер стал другим)
Мелодия осталась такой же, только звучала по-другому. Молодцы!
Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении)
- Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)
- В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)
- Кто написал эти пьесы? (П. И. Чайковский)
- Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)
- Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)
А сейчас вспомним и исполним песню «Песня о школе» Д. Кабалевский.
Исполнение и работа над песней (под минус)
Вы сегодня – Молодцы!
которую я использовала при составлении урока:
Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина, Г. П. Сергеева.
Учебник «Музыка» 1 класс Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина, Г. П. Сергеева.
Музыкальная хрестоматия к учебнику 1 класса.
Музыкальный диск 1 класс.
Ссылки на изображения в презентации:
– детский рисунок
Урок музыки по теме “Мелодия – душа музыки”.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся;
- развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.
- выразительное исполнение песни «Кабы не было зимы»,
- осмысление понятий “звуки шумовые и музыкальные”, “мелодия вокального и инструментального характера”, “мелодии-образы”;
- определение по звучанию направления движения мелодии, а также созданного композитором музыкального образа.
- презентация “Мелодия – душа музыки”;
- презентация песни «Кабы не было зимы»,
- презентация кроссворда “Мелодия”.
- картинки музыкальных инструментов: баян, гитара, скрипка, фортепиано, барабан, бубен, металлофон,
- карточки для индивидуальной работы и работы в парах,
Ребята, сегодняшний наш урок не совсем обычный. И начать мне его хотелось со слов великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Мелодия – душа музыки».
-Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок?
-Верно, сегодня наш урок посвящён мелодии. Тема нашего урока – “Мелодия – душа музыки”.
-Как вы думаете, почему Чайковский так ласково называет мелодию – «душа музыки»?
(Высказывают свои предположения).
Это наш проблемный вопрос
На этот вопрос мы должны будем ответить в конце урока.
– Для того, чтобы это сделать, мы будем работать
1. Ответим на вопрос, что такое мелодия.
2. Составим кластер МЕЛОДИЯ (восстановим древнюю рукопись)
3. Исполним песню.
4. Ответим на вопросы викторины.
5. Отгадаем кроссворд (работа в парах)
6. Подведём итог урока.
Итак, начинаем работу. Что же такое мелодия?
(Высказывают свои предположения).
Как вы думаете, где можно найти точный ответ на этот вопрос?
Работа со словарём.
Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение). Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.
-Мне от дедушки досталась старинная рукопись, в которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы сможем понять тайну музыки. Итак, предлагаю вам составить кластер и узнать тайны мелодии.
-Предположим, что в центральном пятне рукописи написано слово “мелодия”, на это указывает картинка.
-Что же написано в розовом овале? Прислушайтесь и скажите, что вы слышите?
воспроизводятся звуки леса с голосами птиц.)
А сейчас? (
звучит мелодия в исполнении гобоя.)
Да, птицы издают звуки, и музыкальный инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки похожи?
Давайте прочитаем стихотворение Е. Королёвой о разных звуках.
Обратите внимание на выделенные строчки (После каждой прочитанной строчки
появляется соответствующая тексту картинка.):
“Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки”.
Звуки бывают разные –
шумовые и музыкальные.
Какие звуки нужны для того чтобы мелодия получилась?
в розовом овале появляется надпись: “Музыкальные звуки”.)
-Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?
Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку.
Может быть. Давайте один из вас попробует сыграть мелодию песни “Во поле берёза стояла” на барабане, а другой – на металлофоне.
На барабане не получается.
Барабан стучит все время один и тот же звук.
Верно. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “ Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального”. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами. Посмотрите на музыкальные инструменты, которые находятся на доске.(КАРТИНКИ БУБНА, ТРЕЩОТКИ, ЛОЖЕК, ПИАНИНО, ДУДОЧКА, БАЯН)
– Как вы думаете, на каких из них можно исполнить мелодию, а на каких – нельзя?
На бубне нельзя, на трещотке, на ложках. А на пианино – можно, ещё на дудочке, на баяне.
Правильно. Пора нам разобраться, что написано в жёлтом овале.
Посмотрите сколько здесь картинок-подсказок. Что вы видите и как можете это объяснить?
Сверху один человек играет на барабане, а мальчик – на скрипке.
Да, судя по всему, и музыка у них получается разная.
Да, дяденька играет громко, а мальчик – тихо.
Хорошо. Не забывайте, что мы разгадываем рукопись о мелодии.
Значит, мелодия бывает громкой и тихой.
Посередине – одна мордочка улыбается, а другая – грустит. Мелодия тоже бывает весёлая и грустная.
Внизу улитка ползёт медленно, а акула плывёт быстро. Мелодия бывает быстрая и медленная.
Что мелодия бывает разной.
в жёлтом овале появляется надпись: “Мелодия бывает разной”.)
Следующий овал – зелёный. Что же мы видим?
Карточки со стрелочками, ступеньками, волнами.
Послушайте внимательно мелодию и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз?
звучит мелодия вальса из балета П. И. Чайковского “Спящая красавица”.)
Правильно. Слушаем ещё одну мелодию.
звучит “Избушка на курьих ножках” М. П. Мусоргского.)
На стрелочку вниз.
Верно. Слушаем третью мелодию.
звучит “Июнь. Баркарола” П. И. Чайковского.)
На ступеньки вверх.
Итак, что же написано в зелёном круге?
Может быть, “Куда идёт мелодия?”
в зелёном круге появляется надпись “Мелодия двигается по-разному”.)
-Попробуем расшифровать надпись в голубом овале.
появляется картинка “пианист играет на рояле” и звучит музыка моторного характера.
По второму щелчку
появляется картинка “поющая женщина” и звучит песня “Чунга-чанга”.
звучание прекращается.) Что скажете об этих двух мелодиях?
Мужчина играет музыку на рояле, а женщина поёт песню “Чунга-чанга”.
Правильно. Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”. Так какие две мелодии мы сейчас услышали?
Вокальную и инструментальную.
Что же написано в голубом овале?
Вокальная и инструментальная мелодия.
в голубом круге появляется надпись “Вокальная и инструментальная”.)
Между прочим, инструментальная мелодия тоже может иметь вокальный характер, если её удобно петь.
Осталось нам разгадать, что написано в фиолетовом круге.
-О чём рассказывают нам эти две картинки?
Два художника рисуют картины.
Да, и похоже, что картины у них разные.
воспроизводится видеофрагмент “Танец лебедей” П. И. Чайковского.
звучание останавливается и
появляется надпись “Мелодия-портрет”.)
-Чей портрет рисует нам мелодия?
Верно. Слушаем дальше.
звучит музыка речитативного склада. На слайде картинка – выступление древнегреческого оратора.)
-Не правда ли, эта мелодия как будто “разговаривает” с нами.
появляется картинка – выступление современного человека за трибуной.) Это ещё один образ – “речь человека”.
появляется надпись “Мелодия-речь человека”.)
Мы послушали разные мелодии, которые о чём-то или о ком-то нам рассказали: “Мелодия-портрет”, “Мелодия-речь человека”. Что же зашифровано в фиолетовом круге?
Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы.
в фиолетовом круге появляется надпись “Мелодии-образы”.)
-Итак, мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы!
И у нас по плану- песня!
Давайте вместе исполним нашу любимую песню из мультфильма «Трое из Простоквашино» и создадим образ весёлых ребят, которые любят зиму.
Молодцы. Вы получили необходимые знания о мелодии. А теперь мы проверим, как вы умеете ими пользоваться. Следующий пункт нашего плана-викторина.
Думаю, что вам не составит большого труда ответить на вопросы.
Первый вопрос: назовите инструменты, которые вы видите на экране?
Гитара, скрипка, бубен, барабан, труба, тарелки, металлофон.
Верно. На каких музыкальных инструментах можно исполнить мелодию? Выполните
. самостоятельно на карточках, а потом мы сверимся.
(После ответов детей
) на экране появляется правильный ответ – гитара, скрипка, металлофон, труба.)
Следующее задание: определите, как движется мелодия? (
звучит “Па-де-де” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”.) На карточке в
нарисуйте её движение.
Проверяем! По ступенькам вниз!
А теперь самое интересное – по характеру мелодии постарайтесь определить образы, которые создали композиторы.
(На экране картинки лебедя, шмеля и птенцов.)
Выполните на карточках
Если вы считаете, что это образ лебедя – поставьте букву Л, если образ птенцов – П, шмеля – Ш. Буквы должны в том же порядке, что и музыка.
звучит первое произведение – “Лебедь” К. Сен-Санса.)
Это лебедь. Мелодия медленная, плавная, нежная.
прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – фамилия композитора и название произведения.) Слушаем дальше. (
звучит второе произведение.)
Почти угадали. (
прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – “Полёт шмеля” Н. А. Римского-Корсакова.) Почему вы так решили?
Мелодия быстрая, как бы жужжащая.
Правильно. Понятно, что третья мелодия будет соответствовать оставшейся картинке. Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, какое из известных вам музыкальных произведений сейчас прозвучит?
Это музыка про птенцов.
Послушайте и ответьте, эта мелодия вокального или инструментального характера? (
звучит “Балет невылупившихся птенцов” М. П. Мусоргского.)
Эта мелодия инструментального характера. Её нельзя спеть. Она быстрая, весёлая смешная, озорная.
Молодцы, вы – настоящие знатоки.
А теперь у нас по плану – кроссворд. Я предлагаю вам поработать в парах и разгадать кроссворд «Мелодия».
1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.
2. Красивые ритмичные движения под музыку.
3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.
4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.
5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.
6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.
7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.
(Разгадывают кроссворд). Те, кто справился, поднимут руки вверх.
Я проверю все работы пар. А теперь давайте подведём итог. Все слова кроссворда связаны с мелодией. В трёх из них мелодий очень много. Назовите эти три слова и поясните свой ответ.
музыкальное произведение для оркестра)
В балете много танцев, и у каждого своя мелодия. В опере поёт много людей, все они поют свои мелодии.
В симфонии тоже много мелодий. Среди них могут встретиться мелодии, похожие на марш, на танец, на песню.
Итак, подводим итог урока. Сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Скажите, почему же Пётр Ильич Чайковский назвал мелодию душой музыки?
С неё начинается музыка.
Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. В мелодию вкладывается душа.
-Как вы думаете, может ли человек, не знающий основ музыкального искусства, не умеющий слушать музыку, считать себя культурным?
– Соглашусь с вами. Ведь «культурный человек культурен во всём.
А теперь давайте оценим свою работу на уроке. На партах лежат таблички со смайликами. Если вы довольны своей работой на уроке, вам понравился урок – улыбающийся смайлик. Если на уроке было плохое настроение и своя работа не понравилась – грустный смайл.
– Вы сегодня молодцы! Отвечали, как бойцы.
Всем спасибо за урок, А теперь – звенит звонок.
Урок предназначен для освоения темы “Средства
музыкальной выразительности” во втором классе
общеобразовательной школы. К материалам урока
разработан фрагмент “Рабочей тетради”
обучающегося, соответствующий данной теме ( Приложение 1
).
- воспитание эмоционально-ценностного отношения
к искусству; художественного вкуса обучающихся; - развитие образного и ассоциативного мышления и
воображения, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности; - обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в
учебно-творческой деятельности.
- эмоционально-образное восприятие и
характеристика пьесы Э. Грига “Песня Сольвейг”; - выразительное исполнение песен “Чунга-чанга”
В. Шаинского и “До свиданья, осень!” А. Кудряшова; - осмысление понятий “звуки шумовые и
музыкальные”, “мелодия вокального и
инструментального характера”,
“мелодии-образы”; - определение по звучанию направления движения
мелодии, а также созданного композитором
музыкального образа.
- презентация “Мелодия – душа музыки”;
- презентация песни В. Шаинского “Чунга-чанга”;
- презентация “Песня Сольвейг”;
- презентация песни А. Кудряшова “До свиданья,
осень!”; - презентация “Викторина”;
- презентация кроссворда “Мелодия”.
- компьютер;
- CD-проигрыватель;
- проекционная система;
- музыкальные инструменты: баян, гитара, скрипка,
фортепиано, барабан, бубен, металлофон, маракасы,
триола, треугольник и т.д.
Учитель.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш
урок посвящён мелодии. Именно с неё начинается
музыка для каждого человека. Когда мама поёт
малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает
ей на музыкальных инструментах. Но для
маленького человека ещё долго не будет лучшей
музыки, чем эта мелодия. Тема нашего урока –
“Мелодия – душа музыки”. ( Учитель демонстрирует
презентацию “Мелодия – душа музыки”. Приложение
2
.) Эти слова принадлежат великому русскому
композитору Петру Ильичу Чайковскому. Что же
такое мелодия?
Дети.
(Высказывают свои предположения).
Мне от дедушки досталась старинная рукопись, в
которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я
предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы
сможем понять тайну музыки. Итак, предположим,
что в центральном пятне рукописи написано слово
“мелодия”, на это указывает картинка. Что же
написано в розовом пятне? Прислушайтесь и
скажите, что вы слышите? ( По щелчку
воспроизводятся звуки леса с голосами птиц.)
Дети.
Птицы поют.
Учитель.
А сейчас? ( По щелчку
звучит
мелодия в исполнении гобоя.)
Дети.
Это музыка.
Учитель.
Да, птицы издают звуки, и музыкальный
инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки
похожи?
Учитель.
Давайте прочитаем стихотворение Е.
Королёвой о разных звуках. Обратите внимание на
выделенные строчки (После каждой прочитанной
строчки по щелчку
появляется
соответствующая тексту картинка.):
“Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Дети.
Звуки бывают разные – шумовые и
музыкальные.
Учитель.
Правильно.
Какие звуки нужны для
того чтобы мелодия получилась?
Дети.
Музыкальные звуки.
Учитель.
Верно.
( По щелчку
в розовом
пятне появляется надпись: “Музыкальные звуки”.)
Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?
Дети.
Шумовые шумят, а музыкальные играют
музыку.
Учитель.
Может быть. Давайте один из вас
попробует сыграть мелодию песни “Во поле берёза
стояла” на барабане, а другой – на металлофоне.
Дети.
На барабане не получается.
Дети.
Барабан стучит все время один и тот же
звук.
Дети.
На бубне нельзя, на трещотке, на ложках.
А на пианино – можно, ещё на дудочке, на баяне.
Учитель.
Правильно. Пора нам разобраться, что
написано в жёлтом пятне. Посмотрите сколько
здесь картинок-подсказок. Что вы видите и как
можете это объяснить?
Дети.
Сверху один человек играет на барабане,
а мальчик – на скрипке.
Учитель.
Да, судя по всему, и музыка у них
получается разная.
Дети.
Да, дяденька играет громко, а мальчик –
тихо.
Учитель.
Хорошо. Не забывайте, что мы
разгадываем рукопись о мелодии.
Дети.
Значит, мелодия бывает громкой и тихой.
Дети.
Посередине – одна мордочка улыбается, а
другая – грустит. Мелодия тоже бывает весёлая и
грустная.
Дети.
Внизу улитка ползёт медленно, а акула
плывёт быстро. Мелодия бывает быстрая и
медленная.
Дети.
Что мелодия бывает разной.
Учитель.
Правильно. ( По щелчку
в жёлтом
пятне появляется надпись: “Мелодия бывает
разной”.) Следующее пятно – зелёное. Что же мы
видим?
Дети.
Карточки со стрелочками, ступеньками,
волнами.
Учитель.
Послушайте внимательно мелодию и
подумайте, на что она похожа: на волны, на
ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или
вниз? (По щелчку
звучит мелодия вальса из
балета П. И. Чайковского “Спящая красавица”.)
Дети.
На волны.
Учитель.
Правильно. Слушаем ещё одну мелодию.
(По щелчку
звучит “Избушка на курьих ножках”
М. П. Мусоргского.)
Дети.
На стрелочку вниз.
Учитель.
Верно. Слушаем третью мелодию. (По
щелчку
звучит “Июнь. Баркарола” П. И.
Чайковского.)
Дети.
На ступеньки вверх.
Учитель.
Молодцы!
Итак, что же написано в
зелёном круге?
Дети.
Может быть, “Куда идёт мелодия?”
Учитель.
Хорошо. ( По щелчку
в зелёном
круге появляется надпись “Мелодия двигается
по-разному”.)
Попробуем расшифровать надпись в голубом
круге. (По щелчку
появляется картинка
“пианист играет на рояле” и звучит музыка
моторного характера. По второму щелчку
появляется
картинка “поющая женщина” и звучит песня
“Чунга-чанга”. По щелчку
звучание
прекращается.) Что скажете об этих двух мелодиях?
Дети.
Мужчина играет музыку на рояле, а
женщина поёт песню “Чунга-чанга”.
Дети.
Чтобы сыграли.
Учитель.
Правильно. Мелодия, которая удобна
для пения, называется “вокальной”. Мелодия,
которую исполняют на музыкальных инструментах и
которая не предназначена для пения, называется
“инструментальной”. Так какие две мелодии мы
сейчас услышали?
Дети.
Вокальную и инструментальную.
Учитель.
Что же написано в голубом круге?
Дети.
Вокальная и инструментальная мелодия.
Учитель.
Молодцы!
(По щелчку
в голубом
круге появляется надпись “Вокальная и
инструментальная”.) Между прочим,
инструментальная мелодия тоже может иметь
вокальный характер, если её удобно петь. Ведь мы с
вами часто на уроках музыки поём фрагменты из
инструментальных произведений.
Осталось нам разгадать, что написано в
фиолетовом круге. О чём рассказывают нам эти две
картинки?
Дети.
Два художника рисуют картины.
Учитель.
Да, и похоже, что картины у них
разные. (Автоматически
воспроизводится
видеофрагмент “Танец лебедей” П. И. Чайковского. По
щелчку
звучание останавливается и автоматически
появляется надпись “Мелодия-портрет”.) Чей
портрет рисует нам мелодия?
Дети.
Портрет лебедей.
Учитель.
Верно. Слушаем дальше.
(Автоматически
звучит музыка речитативного
склада. На слайде картинка – выступление
древнегреческого оратора.) Не правда ли, эта
мелодия как будто “разговаривает” с нами. (По
щелчку
появляется картинка – выступление
современного человека за трибуной.) Это ещё один
образ – “речь человека”. (По щелчку
появляется надпись “Мелодия-речь человека”.)
Мы послушали разные мелодии, которые о чём-то
или о ком-то нам рассказали: “Мелодия-портрет”,
“Мелодия-речь человека”. Что же зашифровано в
фиолетовом круге?
Учитель.
Это мелодии-образы. Как художники
рисуют разные образы на своих картинах, так и
композиторы с помощью мелодий рисуют разные
музыкальные образы. (По щелчку
в фиолетовом
круге появляется надпись “Мелодии-образы”.)
Итак, мы с вами полностью расшифровали
старинную рукопись и разгадали некоторые тайны
мелодии. Вы молодцы! Давайте вместе исполним нашу
любимую песню В. Шаинского “Чунга-чанга” с
танцевальными движениями и создадим образ
беззаботной жизни на необитаемом острове.
(Учитель демонстрирует презентацию песни
“Чунга-чанга”. Приложение 3
.)
Дети.
(Исполняют песню с движениями).
Учитель.
Продолжая разговор о музыкальных
образах, которые способны создать мелодии, Я
предлагаю вам послушать музыку Эдварда Грига
“Песня Сольвейг”. Женщина по имени Сольвейг всю
жизнь ждала, когда к ней вернётся её любимый
человек. А он долго путешествовал по разным
странам и вернулся к ней уже седым. Послушайте
музыку и постарайтесь использовать те сведения,
которые вы получили, расшифровывая старинную
рукопись. Понаблюдайте, как движется мелодия,
каков её характер, какой образ создал норвежский
композитор Григ? Выполните Задание 1. в Рабочей
тетради. Подчеркните слова, которые
соответствуют характеру мелодии: “насмешливо,
спокойно, шутливо, грустно, весело, легко, плавно,
протяжно, празднично, торжественно”. ( Учитель
демонстрирует презентацию “Песня Сольвейг”. Приложение 4
.)
Дети.
(Слушают музыку и выполняют задание).
Учитель.
Хорошо. ( На слайде 3. учитель после
ответов детей по щелчку
высвечивает
правильные ответы: “спокойно, грустно, плавно,
протяжно”.) Скажите, пожалуйста, в этом
произведении мелодия вокального или
инструментального характера и почему?
Дети.
Вокального, потому что её как бы поёт
Сольвейг.
Учитель.
Верно. И называется это произведение
“ Песня
Сольвейг”. ( Учитель сменяет слайд).
Рассмотрите внимательно рисунок Николая Рериха,
который называется “Домик Сольвейг” и скажите,
на что похоже движение мелодии? Объясните свой
ответ.
Дети.
Движение мелодии похоже на горы, на
реку. Потому что мелодия идёт то вверх, то вниз,
волнисто.
Учитель.
Я согласна с вами. Какой образ рисует
эта мелодия, о чём это произведение?
Дети.
О грусти Сольвейг, о том, что она ждёт
своего любимого человека.
Учитель.
Да. Мелодия песни Сольвейг грустна. В
каком ладу она написана?
Дети.
В миноре.
Учитель.
Правильно. Мелодия песни “До
свиданья, осень!” тоже печальная. Давайте
исполним эту песню, создавая образ прощания с
красавицей-осенью. ( Учитель демонстрирует
презентацию песни “До свиданья, осень!” Приложение 5
.)
Дети.
(Исполняют песню с движениями).
Учитель.
Молодцы. Вы получили
необходимые знания о мелодии и умело ими
пользуетесь. Я приглашаю вас к участию в
викторине.
Думаю, что вам не составит
большого труда ответить на вопросы. ( Учитель
демонстрирует презентацию “Викторина”. Приложение 6
.)
Презентация
. Слайд 1.
Первый
вопрос: назовите инструменты, которые вы видите
на экране?
Учитель.
Верно, а ещё металлофон и кастаньеты
(показывает). На каких музыкальных инструментах
можно исполнить мелодию? Выполните Задание 2.
самостоятельно в Рабочей тетради, а потом мы
сверимся.
Дети.
(Выполняют задание).
Учитель.
Хорошо.
(После ответов детей по
щелчку
(слайд 2) на экране появляется
правильный ответ – гитара, скрипка, металлофон,
труба.)
Слайд 3. Следующее задание: определите, как
движется мелодия? ( По щелчку
звучит
“Па-де-де” из балета П. И. Чайковского
“Щелкунчик”.)
Дети.
По ступенькам вниз.
Учитель.
Слайд 4.
Правильно. А теперь самое
интересное – по характеру мелодии постарайтесь
определить образы, которые создали композиторы.
(На экране картинки лебедя, пчелы и птенцов.) И
объясните свой выбор.
Слайд 5. ( По щелчку
звучит первое
произведение – “Лебедь” К. Сен-Санса.)
Дети.
Это лебедь. Мелодия медленная, плавная,
нежная.
Учитель.
Правильно. ( По щелчку
прерывает
звучание музыки, и на экране появляется
правильный ответ – фамилия композитора и
название произведения.) Слушаем дальше. ( По
щелчку
звучит второе произведение.)
Дети.
Это пчела.
Учитель.
Почти угадали. ( По щелчку
прерывает звучание музыки, и на экране
появляется правильный ответ – “Полёт шмеля”
Н. А. Римского-Корсакова.) Почему вы так решили?
Дети.
Мелодия быстрая, как бы жужжащая.
Учитель.
Правильно. Понятно, что третья
мелодия будет соответствовать оставшейся
картинке. Рассмотрите её внимательно. Как вы
думаете, какое из известных вам музыкальных
произведений сейчас прозвучит?
Дети.
Это музыка про птенцов. Мы её слушали
вначале года.
Учитель.
Послушайте и ответьте, эта мелодия
вокального или инструментального характера? ( По
щелчку
звучит “Балет невылупившихся птенцов”
М. П. Мусоргского.)
Дети.
Эта мелодия инструментального
характера. Её нельзя спеть. Она быстрая, весёлая
смешная, озорная.
Учитель.
Молодцы, вы – настоящие
знатоки. И в завершение нашего урока я предлагаю
вам разгадать кроссворд “Мелодия”. Выполните
Задание 3. в Рабочей тетради. ( Учитель
демонстрирует презентацию кроссворда
“Мелодия”. Приложение 7
.)
1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую
удобно идти в строю.
2. Красивые ритмичные движения под музыку.
3. Спектакль, в котором соединились музыка и
танец.
4. Спектакль, в котором все поют и с помощью
пения рассказывают историю.
5. Русский народный танец, в котором девушки
ходят по кругу, взявшись за руки.
6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.
7. Простое музыкальное произведение, в котором
соединились музыка и стихи.
Дети.
(Разгадывают кроссворд).
Учитель.
Давайте проверим вместе. ( После
каждого ответа детей по щелчку
в ячейках
кроссворда появляется правильный ответ. Можно
заполнять кроссворд коллективно по тому же
принципу: после ответа детей – правильный ответ
на экране. Это позволит учителю сократить время
на разгадывание кроссворда.) Все слова
кроссворда связаны с мелодией. В трёх из них
мелодий очень много. Назовите эти три слова и
поясните свой ответ.
Дети.
В балете много танцев, и у каждого своя
мелодия. В опере поёт много людей, все они поют
свои мелодии.
Учитель.
В симфонии тоже много мелодий. Среди
них могут встретиться мелодии, похожие на марш,
на танец, на песню.
Итак, сегодня мы познакомились ближе с
мелодией, узнали о ней много нового из старинной
рукописи. Вспомните, пожалуйста, что сказал о
мелодии русский композитор и назовите его
фамилию.
Дети.
Мелодия – душа музыки. Композитора
зовут Чайковский.
Учитель.
Да, Пётр Ильич Чайковский. Из чего
состоит мелодия?
Дети.
Мелодия состоит из музыкальных звуков.
Учитель.
Правильно.
Какими бывают
мелодии?
Дети.
Мелодии бывают разными: весёлыми и
грустными, быстрыми и медленными, громкими и
тихими.
Учитель.
Хорошо. Чем вокальная мелодия
отличается от инструментальной?
Дети.
Вокальная мелодия подходит для пения, а
инструментальная не подходит. Её играют на
музыкальных инструментах.
Учитель.
Верно. Как вы думаете, мелодия
русской народной песни “Во поле береза стояла”
движется “по ступенькам” или “скачками”?
(Учитель напевает первую фразу песни.)
Дети.
По ступенькам.
Учитель.
Да. Какие музыкальные образы,
созданные мелодиями, вам запомнились на
сегодняшнем уроке?
Дети.
Женщина, которая всю жизнь ждала своего
жениха.
Учитель.
Сольвейг из пьесы Эдварда Грига
“Песня Сольвейг”. А ещё?
Дети.
“Полёт шмеля”.
Учитель.
Не забывайте о песнях.
Дети.
“Чунга-чанга”, “До свиданья, осень!”.
Учитель.
Образ счастливой жизни на острове и
образ осени. Молодцы, ребята! Вы хорошо
поработали на уроке. ( Учитель оценивает работу
наиболее активных обучающихся). Прочитайте
домашнее задание в Рабочей тетради. Вам
предстоит по памяти восстановить все пять
записей о мелодии. Урок окончен. До свидания!
- Михайлова М. А. Развитие музыкальных
способностей детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. Ярославль: Академия
развития, 1997. - Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. М.,
Советский композитор, 1984. - Энциклопедический словарь юного музыканта.
/Сост. Медушевский В. В., Очаковская О. О. – М.:
Педагогика, 1985.
- 200 песен. Дискотека для маленьких ©&®ООО
“Цветомир”, 2008. - Александр Кудряшов. “ Озорные нотки”. Песни для
детей © А. Кудряшов, 2005. - Библиотека векторных изображений, часть 1. О ОО
“Элком”, 2004. - Коллекция анимированных gif для web. А РТ. D 56771.
- “Любимые песни детства” © 2005 В. Шаинский, Э.
Успенский, Г. Гладков, Ю. Энтин. С. Козлов, Гр.
Гладков, Е. Крылатов, А. Тимофеевский. М. Танич. - Музыкальная коллекция СОНАТА. Не только
классика © ООО “Институт новых технологий”. 2004. - Энциклопедия классической музыки. © “Коминфо”,
2002.
Ход урока
I. Организационный момент
Дети входят в класс под фонограмму песни Д. Кабалевского “Кто дежурные?” и встают около своих мест.
II. Музыкальное приветствие
Учитель поет мажорное трезвучие со словами: Здравствуйте, ребята!
Дети поют: Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
III. Вступительное слово
Дети (хором): Средства музыкальной выразительности!
Учитель: Правильно. Молодцы! На сегодняшнем уроке мы повторим, закрепим и обобщим знания о средствах выразительности музыкального языка.
IV. Повторение и закрепление пройденного
У. – Вы узнали музыку, под которую входили в класс?
Д. – Да!
У. – Как называется эта песня?
Д. – “Кто дежурные?”
У. – Какой композитор сочинил эту песню?
Д. – Дмитрий Борисович Кабалевский.
У. – Правильно. Что помогло вам узнать эту песню?
У. – Значит, вы знаете как называется главное средство музыкальной выразительности?
Д.(хором) – интонация (учитель переворачивает середину Цветика-семицветика)
У. – Давайте споем песню “Кто дежурные” с характерными для нее интонациями (поют).
У. – Назовите, пожалуйста, какие интонации прозвучали в этой песне?
Д. – Песенные, вопросительные, повествовательные, восклицательные.
У. – Приведите примеры и напойте эти интонации. (индивидуальные ответы учащихся)
У. – Правильно, молодцы! Но вы знаете, что существуют и другие средства музыкальной выразительности. Давайте повторим их при помощи волшебного Цветика-семицветика.
К доске поочередно вызываются учащиеся, которые открепляют по одному лепестку, переворачивают его на цветную сторону, где написано одно из средств музыкальной выразительности. Дети хором читают название , а ученик стишок про названное средство музыкальной выразительности.
1. Лад
(хором).
Два музыкальных лада мы знаем наизусть:
Минорный – значит? – грусть (хором),
Мажорный лад? – веселье (хором),
Детишкам развлеченье!
Учитель: Давайте споем “Мы поем, весело поем”. В каком ладу мы пропели эту попевку?
Д. – В мажорном.
Учитель: Теперь споем “Мы поем, грустно мы поем”. В каком ладу мы пели сейчас?
Д. – В минорном.
Учитель: Отвечали вы правильно!
Но настроение у вас изменилось. Что-то вам немного загрустилось?
Все таки петь весело лучше! Споем еще раз в мажоре, чтоб не осталось грусти!
Дети с учителем вместе поют: “Мы поем, весело поем”.
2. Темп
(хором)
Темпы разные бывают и про них ребята знают:
Быстрый – поезд мчится в поле,
А спокойный – спится вдоволь,
Темп умеренный для нас на уроке в самый раз!
Слушаем, поем, определяем темп произведений:
“Попутная песня” Глинки, “Колыбельная Умке” Крылатов, Ария из Сюиты №3 Баха.
3. Тембр
(хором)
Тембр – есть окраска звука,
По нему мы не спеша
Узнаем оркестры, хоры,
Инструменты, голоса!
(смотрим и слушаем колокольные перезвоны)
4. Динамика
(хором)
Динамика знакома нам с самой колыбели.
Кричали все мы – форте (хором) – усиливали звук.
А мамы пели нежно, спокойно, затихая,
Пиано – все уснули (дети закрыли глазки и положили головки на руки),
Чтобы проснуться вдруг!!! (удар в бубен)
5. Регистр
(хором)
Чтобы в нотах распознать птичку иль медведя,
Надо нам регистры знать – высокий, низкий, средний!(хором)
Звуки низкие – внизу, топчутся как мишка,
Лай собаки по утру – в середине списка,
Ну а сверху – птичья трель, перезвон капели.
Все регистры на слуху – мы ими владеем!
(на фортепиано изобразить мишку, собаку, птичью трель в разных регистрах)
6. Ритм
(хором)
Ритм отстукиваем мы нашими руками:
Раз, два, три! Все: – Раз, два, три! – Пунктирными хлопками.
Ученик: – Ну, а ровный – значит так:
Раз – два. Все: – Раз – два!
Учитель: Давайте немного отдохнем и исполним ритмичную физминутку. Закрепим наши знания о ритмах!
Учитель играет, ученик показывает движения, а класс повторяет:
Если нравится тебе, то делай так – (руки вверх, два ровных хлопка над головой) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (два хлопка).
Если нравится тебе, то делай так – (2 ровных щелчка пальцами рук) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (два щелчка).
Если нравится тебе, то делай так – (3 пунктирных хлопка в ладоши) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (3 пунктирных хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так – (2 ровных хлопка над головой, 2 ровных щелчка пальцами, 3 пунктирных хлопка в ладоши) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (2 ровных хлопка над головой, 2 ровных щелчка пальцами,3 пунктирных хлопка в ладоши).
Учитель: Вы замечательно исполнили физминутку! Садитесь, пожалуйста.
7. Мелодия
(хором)
Мелодию исполнить поможет аккомпанемент.
А если его нет?
То петь нам акапельно придется привыкать,
Настроить сильно ушки, красиво исполнять!
Учитель: Петь акапельно – значит петь без музыкального сопровождения. Мы сейчас попробуем это сделать. Повторяйте за мной, закрыв ушко. Песенка называется “Веселый камертон”: Дал верный тон наш камертон. Приготовились, друзья, начинаем петь канон.
До-до-ля. До-до-ля.
Соль-ля-си-си-си-ля-соль. Соль-ля-си-си-си-ля-соль.
Фа-соль-ля-ля-ля-соль-фа. Фа-соль-ля-ля-ля-соль-фа.
У.– Молодцы! У вас все получилось. Теперь вы понимаете, что значит петь акапельно? Но в этой песенке есть два незнакомых вам слова. Кто-то заметил их?
Дети: Да ! Это слова камертон и канон.
Учитель: Я объясню. Канон – все голоса поют одну и ту же мелодию, повторяя друг друга.
Мы пели “Веселый камертон”,повторяя друг друга. Камертон (показываю наглядное изображение) – металлический стержень, при ударе издает точный звук, по которому настраивают инструменты или когда поют акапельно. Издает звук “Ля” первой октавы (показываю).
8. Коллективная работа.
Д. – Композиторами!
У. – Правильно. Подумайте и скажите, какие бы вы использовали средства музыкальной выразительности для сочинения своей песни? (все выбранные “средства музыкальной выразительности” прикрепляются к елочной ветви, нарисованной на доске, в виде елочных украшений).
У. – Лад?
Д. – мажорный – крепим розовую свинку.
У. – Темп?
Д. – умеренный – красный паровозик.
У. – Динамика?
Д. – не громкая и не тихая – фиолетовая юла.
У. – Мелодия?
Д. – с аккомпанементом – серый зайчик.
У. – Ритм?
Д. – пунктирными нотками – оранжевый шар.
У. – Регистр?
Д. – средний – зеленая хлопушка.
У. – Тембр?
Д. – детские голоса – голубая снежинка.
У. – Интонация?
Д. – песенная – желтый месяц.
У. – А какой характер будет у вашей песни?
Д. – Танцевальный, задорный, веселый.
У. – Так какую песню вы споете?
Д. – “В сказке Деда Мороза”.
У. – Очень хорошо, с любовью вы исполнили свою песню, замечательно трудились весь урок, и в заключение хочется оценить самых активных и находчивых!
У. – По желанию дома можете самостоятельно позаниматься творчеством, пофантазировать, помечтать и придумать маленькую песенку, где встретятся известные вам средства музыкальной выразительности. А поможет вам в этом “Цветик-семицветик” (раздаточный материал).
Урок закончен. Дети выходят из класса под фонограмму песни “Дорогою добра”.
Анализ урока.
Возрастные особенности детей при подготовке к уроку были учтены.
Учащиеся имеют определенный багаж знаний и опыт вокально-хоровой работы.
Могут подключить (если нужно) слуховой контроль за звучанием своего голоса.
Грамотно было рассчитано время урока.
Методы (музыкальных размышлений, эмоциональной драматургии, забегания вперед и возвращению к пройденному, создания композиций, музыкальных обобщений) выполнены.
Задачи (образовательные, воспитательные, развивающие) выполнены.
Урок построен в игровой форме с использованием “физминутки”.
Широко использовалась наглядность и технические средства обучения (аудио, видео).
Детям урок был интересен, они проявляли активность, были эмоциональны.
В процессе работы возникает необходимость стимулировать учеников к самооценке, вырабатывая сознательный критерий оценки качества.
Все задачи, поставленные на уроке, были выполнены.