МЕСТОИМЕНИЕ 5 Й КЛАСС РЕШ

Определение падежа у местоимения

Выберите правильный ответ. В какой строке все местоимения стоят в родительном падеже?

Поиск местоимений

Выберите из выпадающего списка строку, где все слова – местоимения.

Определение формы местоимений

Установите соответствие между местоимением и его формой.

Повторим теорию

Вставьте в текст пропущенные слова.

Местоимение – часть речи, которая на , признаки, количество, но не называет их.

Склонение личных местоимений

Вставьте пропущенные местоимения в таблицу.

Догадайтесь!

Распределите местоимения по числам.

Весёлая семейка

Выделите жёлтым цветом личные местоимения в отрывке из «Весёлой семейки» Н. Носова.

Мишка взял книгу и стал читать. Читал, читал, потом говорит:

чуть не задушили !

, оказывается, живые.

! Яйца живые? – удивился .

Употребление местоимений

Догадайтесь, какие местоимения пропущены в рассказе Н. Носова «На горке» и вставьте их в нужном падеже.

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали

под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили

водой и побежали домой обедать.

– Вот пообедаем, – говорили

, ─ а горка пока замёрзнет. А после обеда

придём с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой!

горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся.

ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а

только руками за окном разводит да головой мотает, ─ как будто нельзя

! (Н. Носов.)

Работа с текстом

Вдумчиво прочитайте текст сказки «Лес и ручей» К. Д. Ушинского. Подчеркните в тексте ключевые слова-местоимения.

Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, лес закрывает от и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка.

– Хотя бы пришли люди и вырубили этот несносный лес! – журчал ручей.

– Дитя моё! – кротко отвечал ещё мал и не понимаешь, что и ветра, что без высохли бы быстро ещё слабые струи. Погоди, наберись прежде силы под тенью, и тогда равнину, но уже не слабым ручейком, а могучей рекой. Тогда, без вреда для , будешь отражать в своих струях и ясное небо, будешь играть с могучим ветром. ( К. Ушинский)

Развиваем орфографическую зоркость

Вставьте в текст отрывка из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (книга про приключения коротышек из Цветочного города) пропущенные буквы, где это необходимо.

Когда Знайка объяснил, что для воздушн

шара нужна резина, то малыш

начали собирать резиновый сок. ( Для)

него Знайка приг

товил большую бо

у. Незнайка тоже пош

л собирать сок и встретил на улице своего друга Гуньку, который играл с двумя малышк

в прыгалки.

– Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали! – сказал Незнайка. – Ты, брат, лопнеш

от завист

, когда узнаеш

.

– Что же это за штука? – заинтересовался Гунька.

– Скоро мы

делаем воздушный пузырь и пол

тим путешествовать.

Гуньке стало завидно. Ему тоже захотелось хоть чем-нибудь похвастаться, и он сказал:

Про урокцифры:  РЕС ЭДУ РУ

– Подумаеш

, пузырь! А я зато с малышк

подружился.

Мушка и Кнопо

а стояли поодаль и с опаской поглядывали на Незнайку.

Незнайка посм

трел на них исподлобья и сказал:

– Ах, вот как! Ты ведь (со)

мной дружиш

!

– Я и (с)

тобой дружу и (с)

ними тоже. Одно другому не мешает.

(По Н. Носову)

Вставьте пропущенные местоимения в тексте отрывка «Книги о языке» Ф. Фолсома.

Во многом люди были слабы. Зато у были и немалые преимущества. умели передвигаться на двух ногах. А значит, когда стояли или ходили, они в то же время могли что-то делать руками. Пальцы , как нарочно, будто для того и были приспособлены, чтобы держать и хватать. Держа в руке камень, человек мог ударить куда сильнее, чем просто кулаком. Камнями и палками он мог отбиваться от зверей, когда они на нападали. А ещё палки и камни служили ему орудиями – с он добывал больше пищи. Человек пользовался орудиями – вот что отличало от большинства животных. ( Ф. Фолсом)

Шифровка

Разгадайте кроссворд, в котором зашифрованы местоимения. Чтобы прочесть слова, нужно найти соответствие указанному номеру букве алфавита:

А – 1, Б – 2, В – 3, Г – 4, Д – 5, Е – 6, Ё – 7, Ж – 8, З – 9, И – 10, Й – 11, К – 12, Л – 13, М – 14, Н – 15, О – 16, П – 17, Р – 18, С – 19, Т – 20, У – 21, Ф – 22, Х – 23, Ц – 24, Ч – 25, Ш – 26, Щ – 27, Ъ – 28, Ы – 29, Ь – 30, Э – 31, Ю – 32, Я – 33.

Разряды местоимений

Выделите жёлтым цветом все местоимения в отрывке из текста рассказа Ю. Сотника «Человек без нервов».

Слева вдоль просёлочной дороги тянулось поле овса, справа вплотную к дороге подступал лес. У росли молодые светло-зелёные ёлочки; за , охраняя малышей, стояли взрослые ели с тяжелой синеватой хвоей на опущенных ветках.

замедляла шаги, всматриваясь в глубь леса.

– Угадай, на этот лес? – говорила . – Не знаешь? До дороги, больше двадцати километров. Евстигней Иванович, начальник лагеря, сказал, что если лес без вожатых, то отправят к родным. Потому что в ребята, а даже раз плутают: кружат, кружат, а выйти не могут. ( По Ю. Сотнику)

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Склонение – это изменение слов по падежам и числам.

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – C. 8,51 – 52; 191 с.

1. РыбченковаЛ. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 49; 127 с.

Про урокцифры:  Открытый урок по математике число и цифр

2. Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 48 – 51; 159 с.

3. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – С. 92 – 96; 285 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» – URL:www.gramma.ru(дата обращения: 11.07.2019);

2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру –URL: http://slovari.gramota.ru (дата обращения: 11.07.2019);

3. Сайт Словари.ру – URL:http://slovari.ru (дата обращения: 11.07.2019);

4. Национальный корпус русского языка – URL:http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 11.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы читали русскую народную сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»? Царь захотел избавиться от Андрея-стрелка и дал ему такое поручение. Царь думал, что Андрей-стрелок никогда задание не выполнит, пропадёт без вести или придёт с пустыми руками. Задача была очень трудной, невыполнимой, но стрелец справился и вернулся к своей любимой жене.

Почему задание, которое получил Андрей-стрелок, было для него таким сложным? Невозможно понять, куда идти и что принести, потому что место, куда должен отправиться Андрей-стрелок, точно не названо; предмет, который герой должен принести, неизвестен. И место, и предмет заменили местоимениями: они указывают на предмет, признак, количество, не называя их; и могут заменять любую именную часть речи: имя существительное (я, он), имя прилагательное (такой, мой), имя числительное (сколько, столько).

Местоимения – очень древние слова. Их мало, в отличие от других частей речи, и новых местоимений не прибавляется. Все местоимения по своему лексическому значению можно разделить на разряды. Вы уже знакомы с одним из таких разрядов – с личными местоимениями.

Личное местоимение мы (1-е лицо, множественное число) – это я (говорящий) вместе с другими лицами: Мы целое утро возились с ростками, мы их посадили своими руками. ( А. Барто)

Местоимение вы (2-е лицо, множественное число) – это несколько собеседников, к которым обращается говорящий. Например, царь Салтан говорит трём сестрицам, чей разговор он подслушал:

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Местоимение вы может указывать и на одно лицо (например: Что Вы думаете об этом, профессор?). Это вежливая форма обращения. Она обязательна и в официальной обстановке, и при общении с малознакомыми или вовсе не знакомыми людьми. В официальных документах и письмах Вы пишется с прописной (заглавной) буквы: Уважаемый Игорь Иванович! Приглашаем Вас на встречу выпускников.

Личные местоимения он, она, оно (3-е лицо, единственное число), они (3-е лицо, множественное число) говорят о предмете, который уже ранее был упомянут или о нём будет говориться. Личные местоимения 3-го лица помогают избежать повторения одних и тех же слов, а также служат для связи предложений в тексте.

Про урокцифры:  ИНТЕНСИВНАЯ ИНФОРМАТИКА 7 КЛАСС

Проследим, как используются некоторые местоимения 3-го лица в тексте. В «Весёлой семейке» мальчики решили вывести цыплят в инкубаторе и приехали за яйцами в деревню: Тётя Наташа пошла на кухню и отобрала полтора десятка яиц. Все они были как на подбор: чистенькие, беленькие, без единого пятнышка. Сразу видно, что самые свежие. Она положила яйца в корзинку, которую мы привезли с собой, а сверху накрыла тёплым платком, чтоб они не простудились в дороге. ( Н. Носов). Мы понимаем, что местоимение онисоотносятся со словомяйца. Местоимение онасвязано со словосочетанием тётя Наташа.

При использовании личных местоимений 3-го лица необходимо следить, чтобы не было двусмысленности: Света приехала в гости к своей сестре Юле. Она была очень рада!

Местоимение она может заменить здесь и слово Света, и слово Юля.

Чтобы избежать ошибки, перестроим текст:

– если рада Юля: Света приехала в гости к своей сестре Юле. Сестра была очень рада!

– если рада Света: Света приехала в гости к своей сестре Юле. Света была очень рада!

Личные местоимения склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Склоняются они по-особому: иногда появляются разные основы (я – меня, мне; мы – нас; он – его; она – её, они – их и т. п.), но всё это – формы одного и того же слова.

Личные местоимения 3-го лица он, она, оно, они после предлогов пишутся с буквой н в начале слова: про него, к ней, за ним, у них, перед ними и др. Важно помнить: предлоги перед, к, об, в, с, над и другие, стоящие перед формой косвенного падежа (то есть не в именительном падеже) местоимения я, употребляются с буквой о: передо мной, ко мне, обо мне, во мне, со мной, надо мной.

Теоретический материал для углублённого изучения

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Вопросительные: кто? что? какой? чей? который? каков? сколько?

Относительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.

Неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их.

Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Найдите и выделите зелёным цветом все местоимения 2 лица.

Я ты мы вы она они

Разбор задания. Вспоминаем, что местоимения второго лица – ты, вы. Внимательно читаем строчку и находим эти местоимения.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Какие местоимения с предлогом написаны верно?

Разбор задания. Вспоминаем, что личные местоимения 3-го лица он, она, оно, они после предлогов пишутся с буквой н в начале слова.

Ответ: под ними.