Сближение теории и практики даёт
самые благотворные
результаты, и не одна только практика выигрывает,
сама наука развивается под влиянием её.
Чебышев П. Л.
Методическая разработка учебного занятия
носит практикоориентированную направленность,
благодаря которой закрепляются и углубляются
знания и умения по теме, необходимые обучающимся
в их профессиональной деятельности.
Занятие проводится в форме квеста.
Метод проектов (квестов) способствует развитию
общекультурных компетенций, значимых при
решении профессиональных задач:
Метод квестов позволяет повысить уровень
профессиональных компетенций за счет увеличения
доли учебного времени, отведенного на выполнение
самостоятельной работы.
Общая организация квеста в школе
Видно, что организация квеста— дело непростое. И это, действительно, так. Что же еще потребуется?
Например, если это поиски пиратского клада, необходимо оформить кабинеты сетями, парусами, штурвалами, а вопросы должны задавать не Марь-Иванна и Пал-Михалыч, а пираткаМара и Одноногий Поль (и элементы костюма не помешают).
Разработка и проведение квеста — трудоемкая работа, требующая и временных, и финансовых затрат, а также креативности и самоотверженности от своих организаторов. Но обычно такие игры проходят на «ура», так что потрудиться стоит. Восторг и горящие глаза детей — это лучшая награда педагога.
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Даже опытному педагогу порой сложно завладеть вниманием учеников началки. Но квесты, интерактивные задания и игры любят все дети. « Мел» попросил учителя начальных классов из Ростова-на-Дону Юлию Куринову выбрать любимые онлайн-ресурсы — а теперь делится ими с вами.
Padlet
На сайте можно создавать интерактивные доски и делиться ими с учениками или коллегами. Пригодится, когда нужно будет создать тематическое мероприятие с использованием разных ресурсов.
Сайт позволяет создать карту, хронологию, раскадровку, ленту или несколько колонок. Что-то подходящее можно выбрать из готовых шаблонов. Есть бесплатный тариф.
Развитие ребенка
На этой платформе есть готовые практические задания, шаблоны дипломов и грамот, тематические статьи и рабочие программы. Еще с помощью генератора заданий на сайте можно создавать свои кроссворды, филворды (головоломки по поиску слов в массиве букв), лабиринты, прописи, задачи на сложение, вычитание, умножение и деление, анаграммы и не только.
Пример филворда, который составила Юлия Куринова
Это бесплатный сайт, который помогает создавать квесты для детей любого возраста и даже для взрослых.
Чтобы сделать игру, нужно:
Wilda
Онлайн-конструктор документов позволяет создавать и редактировать буклеты, визитки, сайты, презентации, грамоты и дипломы, открытки, графику для соцсетей. В каждой из этих категорий есть готовые дизайны.
В разделе «Полезно» на сайте публикуют разные инструкции: например, как создать презентацию и как сделать визитку.
Slides Carnival
На сайте собраны шаблоны для презентаций, поэтому он пригодится не только учителям, но и всем, кто работает со слайдами, в том числе школьникам и студентам. Сайт бесплатный, со страницы шаблона можно сразу перейти в Google-документы или в PowerPoint и начать работу над проектом.
Сайт на английском, но Google Translator отлично справляется с переводом вкладки. В крайнем случае разобраться можно и без знания языка, сайт интуитивно понятный.
Взнания
Образовательная платформа для школ, учителей и учеников. Педагогам сайт пригодится для создания интерактивных уроков, викторин, тестирований и не только. Можно настроить задания с автоматической проверкой ответов и сэкономить время на подготовке к занятиям.
Это русскоязычный сайт, на базовом бесплатном тарифе доступны создание пяти интерактивных материалов и одной группы, автоматическая и ручная проверка домашних заданий, доступ к базе готовых уроков и 17 шаблонов в конструкторе уроков. Чтобы получить больше возможностей, придётся перейти на платный тариф: 499 рублей в месяц для репетиторов, и 12 000 рублей — для школ.
ETreniki
Это бесплатный онлайн-конструктор учебных тренажеров на русском языке. Позволяет создавать задания пяти типов: соотнести подписи из перечня с объектами, отмеченными на карте; распределить набор слов по нескольким категориям; «разгадать» слова, в которых перепутаны буквы; выполнить морфемный разбор группы слов и удалить «лишние» слова.
Сделать тренажер легко: регистрируетесь на сайте, создаете задание. Оно получает специальный код внутри сайта и становится доступным по ссылке — можно делиться с учениками.
Материал подготовила стажерка «Мела» Дарья Куликова. Иллюстрация на обложке: 0beron / Shutterstock / Fotodom
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
Квест – игра
«В мире веселых наук»
Подготовила и провела: воспитатель Иванова Н. С.
популяризация коллективной игры и повышение познавательного интереса у воспитанников центра.
таблички с названиями станций, карточки с заданиями, медали «Юный гений», эмблемы команд.
в игре участвуют две команды. Им предстоит пройти несколько станций, выполнив на каждой определенное задание и получить максимальное количество баллов. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются названия этапов, ставится отметка о его прохождении. Задания могут быть созданы в традиционном варианте или интерактивном (задания распечатываются или озвучиваются участникам). Команда, набравшая максимальное количество баллов получает звание «Юный гений».
воспитанники центра (школьный возраст).
плохая погода – здание центра, солнечная теплая погода – детская площадка.
каждой команде необходимо придумать название, связанное с тематикой игры.
Ведущий приветствует команды, называя их и предлагая капитанам взять маршрутные листы.
Оговариваются правила игры.
1. Как по-другому называется детская игрушка волчок? (Юла.)
2. Как называется детская зимняя повозка на 2 полозьях? (Сани.)
3. Как называется мера длины, равная 10 сантиметрам? (Дециметр.)
4. Какое животное съело кузнечика в песне из мультфильма «Приключения Незнайки»? (Лягушка.)
5. За какой нотой следует нота «ре»? (До.)
6. Какой цвет получается при слиянии красного и желтого? (Оранжевый.)
7. В названии какой птицы сорок «А»? (Сорока.)
8. Какой персонаж стихотворения К. Чуковского «Телефон» просит прислать калоши? (Крокодил.)
9. Какую книгу купил папа Карло Буратино, продав свою куртку? (Азбуку.)
10. На какое небесное тело летели Незнайка и Пончик? (Луна.)
11. Какая птица не имеет своего гнезда? (Кукушка.)
12. Кто поет эту песенку?
«Если я чешу в затылке, не беда.
В голове моей опилки, да-да-да». ( Винни-Пух.)
13. Что такое основа слова? (Часть слова или слово без окончания.)
14. Жилище Бабы Яги. ( Избушка на курьих ножках.)
15. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полет. ( Ступа.)
16. Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля.)
17. В воде живет, нет клюва, а клюет. ( Рыба.)
18. Хозяйственный кот, которого очень любит дядя Федор из Простоквашино. ( Матроскин.)
19. Самый короткий месяц. ( Февраль.)
20. Главный специалист по дымоходам. ( Трубочист.)
2. Станция «Логика».
В кафе заглянули два папы, два сына и дед с внуком. Сколько мужчин зашли в кафе?
В подъезде на первом этаже 2 квартиры, а на всех остальных этажах по 4 квартиры. На каком этаже находится квартира с номером 45?
. В одной семье было пять сыновей. У каждого по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
Найдите 2 одинаковых человечка.
Носорог все дни недели
Проводил на карусели
И смеялся носорог
И сиял от счастья рог
Но в последний день недели
Вдруг сломались карусели
Потому что вместе сели
Крокодил, жираф, олень,
Слон, слониха и тюлень
Словом дюжина зверей
Да обжора муравей
В какой день недели звери сели на карусели?
Соберите название сказок
Мальчик. . (с пальчик)
Пройти под натянутой веревкой не зацепив ее
Переложите одну спичку таким образом, чтобы домик был повернут в другую сторону.
На рисунке фигура – «корова». Переложите всего две спички так, чтобы она смотрела в другую сторону.
В данной фигуре 6 квадратов. Уберите 3 спички, у вас должно получиться 4 квадрата.
Разгадайте зашифрованное письмо. Впиши нужные буквы в клетки.
Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями. Поздравляю!
Станция «Сказочное лото»
Геймификация, безусловно, делает образовательный процесс интереснее. Я не сторонница того, чтобы на уроке форма подменяла содержание, но стараюсь периодически включать какие-то инструменты типа kahoot для повышения мотивации учеников. В некоторых классах, в которых высок соревновательный дух, это заходит особенно эффективно. Дети вовлекаются, увлекаются, шумят (в хорошем смысле, такой приятный рабочий гул), и потом на этой эмоции можно еще провести остаток урока с более традиционными заданиями.
Эти онлайн-инструменты можно объединить и создать квест, который ученикам нужно будет пройти в группах на уроке. Конечно, есть много специальных платформ для создания квестов, но, в основном, они платные. Рассмотрим бюджетные варианты.
Есть https://www.learnis.ru/. Здесь интерес представляет возможность создать квест-комнату, из которой нужно выбраться: ее нужно открыть на интерактивной доске, и ученики должны будут выполнить пять заданий, чтобы получить код от двери. В бесплатной версии есть ограничения определенные, но начать можно и с нее. Пожалуй, этот вариант не стоит использовать с целым классом, иначе не будет полной вовлеченности. Но можно разделить детей на группы, чтобы они последовательно выполняли разные задания, и тогда из комнаты они будут выбираться по очереди.
Также можно продумать, как связать несколько инструментов, чтобы ученики получали правильный код для перехода на новый уровень. Можно начать с задания на обычном листке бумаги, его правильное выполнение должно дать цифровой код, который служит пин-кодом для входа в quizizz или kahoot. Тут слегка затруднительно, что эти коды генерируются на сайте автоматически, поэтому приходится несколько раз назначать викторину, пока не получится последовательность уникальных чисел (без повторений). Потом уже под этот код можно делать задания (тест, поставить слова в нужные места, соединить начало и конец предложения — всё что угодно).
Правильное выполнение викторины в quizizz или kahoot (если вы еще не пользуетесь этими великолепными инструментами, очень рекомендую. Они бесплатные, легкие в использовании и очень нравятся детям) должно вести куда-то еще. Мне хватило фантазии только на то, чтобы ученики мне показали скриншот, подтверждающий отсутствие ошибок (можно не с первой попытки), и получили QR-код, ведущий на следующее задание. Но вообще можно зашифровать что-то в самом тесте (в quizizz есть возможность прописывать подсказки, можно в них что-то зашифровать).
Сайт https://learningapps.org/createApp.php очень простенький, но там есть такая полезная функция: когда ты без ошибок выполняешь задание — выходит окошко, куда заранее можно написать следующий шаг. Здесь можно делать викторины с интерфейсом «Кто хочет стать миллионером?», кроссворды, аудирования, тесты и т. п. И тут автоматически генерируется QR-код, который можно использовать вместо ссылки, чтобы попасть на это задание.
Можно усложнить задачу получения этого кода. Например, в одном из заданий нужно узнать email и отправить на него какое-то определенное послание. В электронной почте можно установить автоматический ответ с кодом, тогда учителю не нужно будет следить за почтой, а те, кто правильно узнают ее адрес, и так получат нужную информацию.
Можно добавить немного «реальности»: спрячьте что-то в кабинете, что можно будет найти, только пройдя весь квест. И победит та команда, которая это найдет.
Что касается заданий, желательно делать их не очень простыми, чтобы квест не превратился в обычный тест, просто с использованием гаджетов. Пусть дети поломают голову немного. Добавьте метапредметных заданий, требующих внимательного прочтения текста и его осмысления. Пусть им нужно будет что-то отметить на карте на основе полученной информации, расположить события хронологически, распределить какие-то явления по категориям и т. п. — задания такого формата можно сделать на learningapps.
По большому счету, интересный квест можно сделать своими силами с использованием доступных бесплатных сервисов, гаджетов учеников и интерактивной доски или компьютера учителя — главное продумать систему переходов от задания к заданию. Квест может использоваться для повторения темы (тогда вопросы будут по изученному материалу), для введения новой темы (и задания тогда должны быть мотивирующими, дающими ученикам какую-то необычную информацию, в которую им захочется углубиться), для развития метапредметных навыков средствами вашего предмета (и тогда тема не особо принципиальна).
Вы потратите несколько часов на его разработку, но в конце урока вас попросят: «А давайте на следующем уроке еще квест пройдем?», и это оправдает все ваши старания.
Одно из основных требований ФГОС – формирование у обучающихся УУД. И в этом вопросе квест-технология прекрасно справляется. Участие в квестах позволяет обучающимся самостоятельно оценивать и принимать решения, анализировать, проводить синтез, поиск информации. Правильно проработанный квест устраняет нервную нагрузку, способствуют переключению внимания, смене форм деятельности. Квест способствует установлению эмоциональных контактов между обучающимися, плодотворному общению и взаимодействию с коллегами по совместной деятельности, учитывает позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования). Квест-технология в рамках образовательной деятельности имеет особую воспитательную ценность: воспитывает личную ответственность; формирует культуру межличностных отношений и толерантность; стремление к самореализации и самосовершенствованию. Все вышесказанное непосредственно связано с развитием у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных.
Игровые технологии, в том числе квесты, по многим показателям в данной ситуации встают на передний план.
С английского языка слово «квест» переводится как поиск. Данная технология перешла в образовательную деятельность из игрового мира, где квестом обозначается приключенческая игра, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.
Почему квест работает?
Квест – нестандартный урок, значит интересный.
Квест-игра. « Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» (М. Горький)
Во время квеста дети проигрывают ситуации, пропускают все через себя, делают их частью себя.
Очень полезен для преподавателя тот факт, что квест может выступать как универсальное средство.
В квесте можно организовать как групповую, так и индивидуальную форму работы.
В качестве места проведения можно использовать как один класс, так и все образовательное учреждение или перенести его в интернет-пространство и превратить в WEB-КВЕСТ.
В игру можно включить как один учебный предмет, так и несколько (провести комбинированный урок).
Кроме того, преподаватель может сделать квест линейным, штурмовым или кольцевым, вследствие чего ни устоит не одна аудитория.
Квест-технологию можно применять в самых различных ситуациях, но наиболее эффективно данная технология работает в следующих случаях:
1. При организации первого урока курса. В таком случае положительный настрой и мотивация изучения учебного предмета долгое время сохраняется.
2. При организации урока контроля знаний. В данном случае на первом же этапе урока у обучающихся снимается нервное напряжение, что уже способствует к более высокому результату выполнения работы.
3. При организации внеурочной деятельности.
Включение квест-уроков или элементов во внеурочную деятельность также дает положительные результаты. Как правило, обучающиеся бывают враждебно настроены к внеаудиторной самостоятельной работе, считая её принуждением. При организации подобной игры агрессивный настрой полностью пропадает.
4. В профориентационной деятельности образовательного учреждения.
Наибольшие результаты данная технология проявляет себя в профориентационной работе, так как нестандартная форма проведения мастер-класса в виде поисковой игры привлекает детей.
Квест как педагогическая технология совмещает в себе элементы и мозгового штурма, и тренинга, и игры, и, соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии. Данная технология способствует развитию творческого мышления, воображения обучающихся, способствует повышению мотивации к изучению предмета, положительно влияет на развитие навыков поиска, анализа информации, умение хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Оценивание учащихся может происходить по различным критериям. Примеры критериев квеста:
Хочу поделиться опытом работы по созданию и проведению квеста, посвященного дню Защитника Отечества. Школьники по группам проходят маршрут, выполняя задания, читая справочную информацию. Все элементы квеста подчинены общей учебной задаче. В процессе прохождения квестов школьники узнают что-то новое, выполняя разного рода задания, приобретают навыки групповой работы и самоорганизации. Квест похож на игру по станциям, но имеет существенное различие, в первом случае ребятам открыто говорят куда идти (или выдают карту), во втором ребятам выдается задание, выполнив которое они должны понять куда следовать.
1. Петруленков В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1 – 11 классы. – 2-е изд./ Петруленков В. М. – М.: ВАКО, 2017. – 112 с.
2. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 288 c.
3. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М. Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
4. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн.- 2010.
5. Никитин Б. П. Развивающие игры // М. Педагогика. – 2010г.
6. Игры – обучение, досуг, тренинг / Под редакцией Петрусинского В. В. – М.: Просвещение. 2009.
Задания для получения ключей
Это разнообразные увлекательные задания по предметам. Но, конечно, чтобы игра была игрой, их надо приблизить к теме квеста.
Если квест организуют преподаватели одного и того же предмета, надо разнообразить задания.
Например, так (вариант для игры, организованной учителями русского языка; тема «Поиск пропавшей экспедиции»):
Но чаще квест организует компания единомышленников разных специальностей, так что и задания получаются из разных областей знаний.
Задания могут быть заготовлены в количестве, соответствующем количеству команд, а может быть одно, которое предлагается всем командам.
Если заданий много, их можно разложить, как билеты на экзамене (или предложить вытянуть листочек с вопросом из шляпы (лотерейного барабана, банки с пауками и т.д.)). А может специалист, находящийся в этом пункте, задавать вопросы командам по своему усмотрению.
Содержание заданий может также быть разным: и «научным», и «на логику», и творческим, и на общую физическую подготовку, и на наблюдательность. Если играют ребята из двух параллелей, причем не в смешанных командах, можно заготовить и разноуровневые задания. То же, естественно, относится к школам с инклюзией, в которых одна из команд может представлять коррекционный класс.
Интересной может получиться игра со смешанными командами, то есть такими, в которые входят ученики разных классов, разных параллелей, ученики обычных и коррекционных классов.
Практическая часть
Программа учебного занятия (в форме “квеста”)
Функции преподавателя –
Тьюторская деятельность – это деятельность
по сопровождению обучающегося, направленная на
создание для него условий, обеспечивающих
возможность личностного развития.
Варианты условий игры
Таким образом, обязательным условием является поиск ключей (в переносном или в прямом смысле) и решение общей задачи игры. Все остальное можно менять.
Разумеется, формат игры позволяет сделать увлекательнее любую задачу. Но все же, думается, лучше подобрать максимально занимательные задачи, которые более пристали не уроку, а внеклассному мероприятию.
Какие бывают квесты?
Квест — это командная игра, в ходе которой каждая группа выполняет какие-то задания, получая за это элементы ответа на какой-нибудь общий вопрос (ключи). Опираясь на эти ключи, команда должна дать ответ или найти что-то. Те, кто сделает это быстрее других, побеждают.
Примером квеста может стать популярная некогда телеигра “Форт Боярд”: там для получения ключей команды выполняли задания спортивного характера, требующие ловкости, силы или бесстрашия. Призом за каждое выполненное задание был самый настоящий ключ, которых надо было собрать определенное количество. Затем игроки выполняли еще задания, чтобы получить подсказки и угадать слово, дающее право на получение приза.
То есть задания могут быть как на знания, так и на смекалку, ловкость, умение преодолеть себя, свои страхи. Их может быть разное количество. Но принцип должен соблюдаться: выполнение заданий — сбор ключей — разгадывание загадки — приз.
Общие правила квест-игры.
Для выполнения квеста обучающие формируются в
три группы. Проводится инструктаж:
Выполнение тестовых заданий.
Тестирование проводится в системе
разработанной http://www.mirapolis.ru/ версия 2. Система
автоматически выбирает вопросы.
Характеристика данного теста:
Работа с ментальной картой
Использование ментальных карт на учебном
занятии расширяет возможности организации
интерактивного обучения, способствует
актуализации профессионально-личностного опыта
обучающихся.
При работе используется метод “Белые пятна”: в
ментальной карте существуют пропуски ключевых
слов, которые необходимо записать. Обучающиеся
работают в программе FreeMind (Версия 0.9.0 — 2011-02-19).
Межпредметные связи в профессиональном
обучении играют важную роль в повышении
практической подготовки обучающихся. С помощью
многосторонних межпредметных связей
закладывается фундамент для комплексного
видения, подхода и решения сложных проблем
реальной действительности.
Применение знаний из разных предметов
конкретизируются, становятся более жизненными.
Обучающиеся заполняя кроссворд показываю
знания по родственному предмету.
Метод “Найди ошибки!”. Суть метода сводится к
тому, что обучающимся предъявляется видеоролик,
содержащий ошибки. До начала данного этапа
квеста обучающимся сообщается о существовании
неточностей, ошибках в информационном материале.
Ставится задача установить эти ошибки и
проанализировать их. Поиск активизирует
деятельность обучающихся, повышает их
внимательность, заинтересованность в разрешении
проблемы.
Ролик с запланированными ошибками выполняет
стимулирующую и контролирующую функции.
Преподаватель оценивает уровень подготовки по
предмету, проверяет степень ориентации
обучающихся в материале.
Таким образом, с помощью метода “Найди
ошибки!” достигаются определенные цели
обучения:
Инструкция: в течение 10 минут обучающиеся
должны поработать с интерактивной схемой,
выполнить ряд необходимых действий.
Для подготовки к выполнению данного этапа
квеста на предыдущих занятиях изучалась данная
интерактивная схема, использовался метод
мультимедийной наглядности.
В Толковом словаре русского языка
“наглядный” определяется как “совершенно
очевидный из непосредственного наблюдения”,
“основанный на показе, служащий для показа”.
Наглядные методы – демонстрация различных
объектов, иллюстраций, моделей, макетов,
самостоятельные наблюдения обучающихся.
Устная презентация “Сигналы”
Результатом квеста становится собранная,
проанализированная, систематизированная
информация (пазлы), которую необходимо
представить в определенной форме – устная
презентация.
До начала устной презентации каждая команда
получает по 5 жетонов. Количество жетонов
изменяется в зависимости от качества
представления, полноты ответа. Полученные жетоны
можно использовать для торгов, если в процессе
квеста не были собраны все пазлы. А так же
получить дополнительные жетоны за ответы на
вопросы.
Заполнение оценочного листа. Подсчет баллов.
Подведение итогов. Выставление и анализ оценок.
Организовать учебно-познавательную
деятельность без оценки невозможно: она является
одним из компонентов деятельности, ее
регулятором, показателем результативности.
На данном занятии использовалась рейтинговая
система оценки. Рейтинг – это число; получается
оно путем набора бонусов. Рейтинговое оценивание
знаний – один из существенных способов влияния
на успеваемость обучающихся, формирования
интереса к процессу обучения и его результатам.
Общее задание
В процессе игры команды собирают ключи, чтобы решить главную задачу. Что это может быть?
Основной принцип — один из двух. Или необходимо собрать полный комплект ключей (допустим, 5; в этом случае рациональнее давать ключ в любом случае, независимо от того, правильно ли справилась с заданием команда, просто при необходимости начислять штрафы), или можно обойтись неполным комплектом (например, слово можно попытаться угадать по тем буквам, которые удалось собрать).
Теоретическая часть
Квесты в образовании
Квест от английского “quest” – поиск.
Информатизация образования — процесс
обеспечения сферы образования методологией,
практикой разработки и оптимального
использования современных средств
информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ), ориентированных на реализацию
психолого-педагогических целей.
Основные цели информатизации образования:
Преимущества использования ИКТ в образовании
перед традиционным обучением:
ИКТ превратились из праздничного новаторского
приема в повседневную необходимость. На данный
момент активно развивается новая форма
образования – Медиаобразование.
Медиаобразование связано со всеми видами медиа
(печатными, графическими, звуковыми, экранными и
другими формами) и различными технологиями.
Медиаобразование – именно та форма
образования, которая наиболее соответствует
современной ситуации в мире, когда происходит
умножение информации, ускоренная смена все новых
и новых технологий.
Применять ИКТ в педагогической деятельности
можно по нескольким направлениям: программная
поддержка курса, контроль и коррекция знаний,
презентации к урокам, проектная деятельность.
В своей работе использую ИКТ на разных этапах
урока: объяснение нового материала (электронные
учебники, видеоролики, презентации для лекций,
ментальные карты), закрепление изучаемой темы,
при отработке умений и навыков (обучающее
тестирование), во время проведения практических
заданий (интерактивные схемы), при контроле
знаний (проверочные тесты, кроссворды).
Использование программных средств на занятии
имеет ряд достоинств: это и значительный объем
материала, охватывающий различные разделы
предмета; и наглядность подачи материала;
ускорение темпа урока за счет усиления
эмоциональной составляющей.
Деятельность человека в современном мире
немыслима без умения проектировать. В основу
проекта закладывается конкретный результат в
виде конкретного продукта. Одним из вариантов
технологии проектирования, является метод,
получивший название “Квест”. Образовательный
квест – это проблемное задание с элементами
ролевой игры, для выполнения которой могут
используются информационные ресурсы.
Впервые данная методика, основанная на
принципе компьютерной игры, в которой
обязательно ставится конкретная цель, а игроки,
используя свои ресурсы знаний должны добиваться
максимально высокого результата, была
предложена и успешно апробирована в 1995 году
профессором образовательных технологий
Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем.
Актуальность методики квест-урока
связана с инновационными направлениями
образования, в которых информационно –
коммуникативные технологии выступают в качестве
научно-исследовательской основы занятия.
Цель проектной технологии квест-урока заключается
в изменении привычных стереотипов организации
занятия. Благодаря использованию проектной
технологии обучающиеся получают возможность
самостоятельно выбирать и структурировать
материал, анализировать полученную информацию,
учиться самостоятельно принимать решения в
выборе тем и ее представлении для обсуждения на
уроке. В пространстве квест-урока обучающиеся
постигают элементы практической работы.
Задачами проектной технологии
являются развитие креативного мышления;
раскрытие творческого потенциала; формирование
навыков рационального использования учебного
времени; стимулирование познавательной
мотивации.
Технология квест позволяет в полной мере
реализовать наглядность, мультимедийность и
интерактивность обучения.
Итак, суть квеста в том, что, как правило, есть
некая цель, дойти до которой можно
последовательно выполняя задания. Каждое
задание – это ключ к следующей точке и
следующему заданию. А задания могут быть самыми
разными. Замечательно то, что квесты могут
проводиться как в аудитории, так и на полигоне, то
есть практически в любом окружении.
Квест построен на коммуникационном
взаимодействии между игроками. Не общаясь с
другими игроками невозможно достичь
индивидуальных целей, что стимулирует общение и
служит хорошим способом сплотить играющих.
Квесты помогают обучающимся отлично справляться
с командообразованием, помогают им наладить
успешное взаимодействие в команде,
прочувствовать и сформировать взаимовыручку,
разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и
при необходимости научиться без паники
мобилизоваться и очень быстро решать
нестандартные задачи.
Квесты несут в себе элемент
соревновательности, они способствуют развитию
аналитических способностей. Использование
квестов расширяет рамки образовательного
пространства. Такова развивающая роль квестов.
Обучение происходит незаметно, ведь при
решении поставленных задач можно узнать много
нового. Квест – прекрасная возможность
приобрести новые знания и опыт.
Изменения, происходящие в современном
обществе, требуют развития новых способов
образования, новых педагогических технологий,
способствующих индивидуальному развитию
личности, творческой инициативы, выработке у
обучающихся навыков самостоятельной навигации в
информационных полях, формирование
универсального умения разрешать проблемы,
возникающие в профессиональной деятельности.
Квесты можно использовать на различных
предметах, на разных уровнях обучения в учебном
процессе. Они могут охватывать отдельную
проблему, учебный предмет, тему, могут быть и
межпредметными.
Различают два типа квестов:
Актуальность использования квестов сегодня
наглядна. Образование нового поколения требует
использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа.
Преимуществом квест-уроков является
использование активных методов обучения.
Квест-урок может быть предназначен как для
групповой, так и для индивидуальной работы.
Обучающиеся в процессе работы над таким
квест-проектом постигает реальные процессы,
проживает конкретные ситуации. С точки зрения
информационной деятельности при работе над
квест-проектом его участнику требуются навыки
поиска, анализа информации, умения хранить,
передавать, сравнивать и на основе сравнения
синтезировать новую информацию.
Выполняя квест-проект, обучающийся учится
формулировать проблему, планировать свою
деятельность, критически мыслить, решать сложные
проблемы, взвешивать альтернативные мнения,
самостоятельно принимать продуманные решения,
брать на себя ответственность за их реализацию.
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
Структура образовательного квеста может быть
следующей: введение (в котором прописывается
сюжет, роли); задания (этапы, вопросы, ролевые
задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы);
оценка (итоги).
Технология “Квест” способна не только
расширить кругозор обучающихся, но и позволяет
активно применить на практике свои знания и
умения.
Заключение>
Образование – это индустрия,
направленная в будущее.
С. П. Капица
В основу активизации познавательной
деятельности обучающихся положены:
Все вышеизложенное вовсе не означает, что
следует полностью отказаться от традиционных
видов работ – объяснительно-иллюстративных,
репродуктивных, фронтальных методов и
классно-урочной системы. Речь идет о приоритетах,
о смещении акцентов – и не более того. В
зависимости от цели обучения и содержания
учебного материала преподаватель выбирает те
формы и методы, которые могут дать хороший
результат.
Великий немецкий педагог второй половины ХIХ
века А. Дистервег писал: “Плохой учитель
преподносит истину, хороший учитель учит ее
находить”.