Тип урока: изучение нового материала.
Программа: традиционная.
– Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?
– Какое число
первое?
– Какое число последнее?
– Какое число стоит за числом один?
– Назовите число, следующее за числом четыре.
– Назовите соседей числа пять; два.
Игра на внимание.
– Закройте глазки.
Учитель убирает карточку с любой цифрой.
– Откройте глазки. Какая цифра спряталась?
– Ребята, сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. У него большая просьба к вам помочь ему решить
некоторые задачи. Поможем?
– Давайте посмотрим, что у него в конверте. (Конверт подписан для учеников 1 класса школы №2)
Учитель достаёт карточки с весёлыми задачами.
Дима слив в саду нарвал
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну – Лене, одну- Саше. Две осталось у него. Сколько было слив всего? (5)
У Алёнки – день рожденья!
Гости за столом сидят. Правильно чтобы торт разрезать,
Считает Лена всех подряд:
Я и папа с мамой,
Катя со Светланой,
Бабушка и Оля,
Кареглазый Коля.
– На сколько частей должна разрезать торт Лена?
(8)
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом. Наверху ещё одно,
Чтобы не было темно. Посчитай окошки в домике у кошки (4)
Два кубика у Маши,
Четыре – у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети! (6)
– Молодцы, ребята! Справились с задачами,
помогли Незнайке.
Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке. Мы мартышку провожаем
И урок наш продолжаем.
Из конверта учитель или один из
учеников достаёт карточку с загадками.
– Отгадайте о ком или о чём идёт речь.
Один костёр весь мир согревает. (Солнце)
– Что объединяет все эти загадки?
– Какое число есть в каждой загадке?
– А бывает два солнца, две луны?
– Число один – это тема сегодняшнего урока.
– Посмотрите вокруг себя, назовите предметы,
которые находятся в количестве одного.
– А что
лично у вас связано с числом один?
– Как можно показать число один?
Учитель делает вывод, опираясь на ответы детей.
– Число один показать можно по-разному. Кто–то
сказал, что можно показать одну палочку – это
похоже на римскую цифру один.
Учитель показывает карточку с цифрой и
вывешивает на доску.
– Такую цифру можно встретить в книгах для
обозначения глав ( продемонстрировать книгу). В
жизни чаще используют арабскую цифру один.
Вывесить карточку на доску.
– Где вы видели такое обозначение?
Учитель демонстрирует монеты.
– Что можно купить на одну копейку?
– А на рубль?
Учитель берёт в руки карточку с цифрой один.
– Посмотрите ещё раз внимательно на цифру и
послушайте, как её описал поэт Г. Виеру:
Похожа единица на крючок,
А может ,на обломанный сучок.
– А вот как пишет о цифре один С. Маршак:
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
– Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить
цифру один с помощью ниточки.
– А теперь выложим из палочек.
– В воздухе попробуем написать эту цифру.
Чтобы у нас получились красивые
цифры, которые мы покажем Незнайке, нам нужно
размять пальчики
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.
(Различные движения ладонями)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с
большого)
– Из середины клетки
проведём наклонную прямую в правый верхний угол
и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки
ровно в середину также наклонную прямую.
При следующем показе учитель даёт более
краткое комментирование, которое легче
запомнить детям.
– Из серединки в уголок и с наклоном ножка.
Можно попросить детей самим проверить свою
работу и подчеркнуть самые красивые цифры.
Также можно предложить детям нарисовать один
предмет.
Учитель объясняет
задание.
– Закрасьте цветными карандашами предмет,
который составлен из нарисованных вверху
геометрических фигур.
– Проверим. Покажите свои рисунки.
– Что же вы разукрасили? (Скворечник)
– С каким числом
познакомились?
– Какой цифрой оно обозначается?
– Где можно встретить такую цифру?
– Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то
есть.
Учитель достаёт карточку с пословицей и читает.
– И один в поле воин.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Выслушав ответы детей, учитель делает вывод.
– Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас
зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в
которой мы живём.
По каждому из вас судят о вашей семье, школе и
всём обществе в целом.
Спасибо. Урок окончен.
Тема: Число и цифра 1. Количественное понятие:
один-много. Соотношение числа предметов с цифрой. Письмо цифры 1.
- Создать условия для знакомства учащихся с
числом 1 и цифрой 1; закрепить понятие: один-много;
упражнять в написании цифры 1; повторить
геометрические фигуры и понятия: большой-маленький. - Способствовать коррекции мелкой моторики
пальцев, слухового и зрительного восприятия. - Воспитывать аккуратность при работе на уроке.
- учебник “Математика” 1 класс;
- предметные картинки для счета и разной
величины; - магнитные доски для письма;
- коробка с манкой;
- цифра 1 на карточках, вырезанная из линолеума,
шершавая; - вырезанные геометрические фигуры разного цвета
и величины; - игра “Большой, средний, маленький”.
Повторение геометрических фигур
треугольник, круг, квадрат.
– Какое сейчас время года? (Осень)
– Ребята, представьте, что мы с вами попали в
сказочный осенний лес. Идем-бредем и встретили
ежика. А еж-то непростой, еж – ученый. Он задает
много вопросов. Но мы с вами тоже многому уже
научились. Ответим на все его вопросы, выполним
все задания.
(Демонстрируется лист с изображением ?-ов,
?-ов, ?-ов)
– Покажи треугольник, круг, квадрат. (Дети
показывают, выходя к доске)
– Назови фигуру. (Учитель показывает)
Повторение понятия: большой-маленький
– В коробке лежат разные по величине
геометрические фигуры. Возьмите и покажите
большой круг. (Дети показывают с места)
– Покажите маленький квадрат. Какого он цвета?
– Покажите большой квадрат. Какого он цвета?
– Сравните квадраты, круги методом наложения. Какой больше? Меньше?
– Наш ежик идет по лесу и вдруг увидел елочки. Это какая елочка? (Большая)
– Это какая елочка? (Маленькая)
– Это какие елочки-сестрички? (Одинаковые)
– Вокруг елочки летают разные по величине
бабочки. Посадим большую бабочку на большую
елочку, а маленькую бабочку на маленькую елочку.
– Под елочками выросли грибы. Под большой
елочкой какой гриб вырос? (Большой)
– Под маленькой елочкой какой гриб вырос? (Маленький)
(Учащиеся выходят и прикрепляют предметные
картинки к магнитной доске)
После теплого дождя
Подросла картошка,
Помидоры, огурцы,
Даже я немножко.
Игра: “Большой, средний, маленький”
Детям выдаются по два набора из трех карточек
для составления пар предметов по величине:
большой, средний, маленький. Нужно большую
кастрюлю накрыть большой крышкой, среднюю
кастрюлю – средней крышкой, маленькую –
маленькой крышкой.
Самостоятельная работа на картах.
Закрепление понятия: один-много
– Идет ежик по лесу. Сколько ежиков? (Один)
– Ежик один. (Дети повторяют фразу)
– Увидел он елочки. Сколько елочек? (Много,
несколько)
– Елочек много. (Дети повторяют фразу)
– Свернулся ежик под елочкой. Сколько елочек? (Одна)
– Елочка одна. (Дети повторяют фразу)
– Отдохнул еж и побежал дальше. На поляне увидел
яблоки. Сколько яблок? (Много)
– Наколол яблочко на иголки. Сколько яблок
наколол? (Одно)
– Яблоко одно. (Дети повторяют фразу)
– Потом увидел еж грибочки. Сколько грибочков? (Много)
– Наколол грибочек на иголки. Сколько грибов
наколол? (Один)
– Гриб один. (Дети повторяют фразу)
– Нашел ежик гриб, яблоко, ягоду и стал их
считать. А считать-то не умеет. Давайте поможем. (Яблоко
одно, гриб один, ягода одна)
Физминутка для глаз
– Ежик по лесу ходил
И грибочки находил. Где один грибок? Где два?
Разобрался он едва. Чтобы больше не гадать,
Надо цифры изучать.
(Демонстрация карточки с единицей)
– Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица. (Показ спицы)
– Это цифра один. (Демонстрация цифры разных
шрифтов и видов)
Скажем:”Одно яблоко”. Запишем: 1. “Один ежик”. Запишем: 1. “Одна елка”. Запишем: 1.
2) Выбор единицы из множества.
Учитель демонстрирует плакат, дети указывают.
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошел. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал. Этот пальчик всё съел,
Потому и потолстел.
1) На доске. (Выходят учащиеся по одному)
Учитель показывает элементы единицы: на горку
(вверх), с горки (вниз) по вырезанному шаблону.
2) На манке.
3) На магнитной доске.
4) В тетрадях по обводке.
5) На печатном листе.
На печатном листе раскрасить только те
предметы, которые изображены по одному.
– Кто один на рисунке?
- Один самолет.
- Одно солнышко.
- Одна обезьяна.
- Один попугай.
– С какой цифрой познакомились?
– На что она похожа?
– Понравилось на уроке?
(Ученики получают вырезанные смайлы-улыбки)
– Кому отдашь свою улыбку, веселому или
грустному человечку?
(Учащиеся прикрепляют смайлик к понравившемуся
человечку)
- Штриховка на листе бумаги.
- Работа у доски (прикрепить бабочку).
- Запись цифр в тетради с помощью учителя.
- Шнуровка по проколам.
- научить писать цифру 4, учить давать полные ответы, учить рассуждать и логически
мыслить, - воспитывать интерес к математике,
- развивать творческое воображение.
- учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как
в прямом, так и обратном порядке, - определять состав числа 4, соотносить число и цифру 4,
- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать
умозаключения, - оценивать себя, границы своего знания и незнания,
- работать в паре, оценивать товарища.
Наглядное обеспечение: СД электронное приложение к учебнику М. И Моро,
С. И Волкова, С. Степанова “Математика 1 класс”, ФГОС, “Школа России”.
Раздаточный материал: “Математические кораблики”.
Логическая разминка.
– На прошлом уроке мы учились разгадывать загадки и ребусы.
1) Шевелились у цветка
Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
– Как вы догадались? Сколько у бабочки крыльев? Как они расположены?
2) Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. (Времена года)
– Назовите их.
3) Два мяча у Ани
Два мяча у Вани. Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь? (4)
У стола 4 ножки,
И у шкафа, и у кошки, –
Нам четверочка сказала,
Целый день она считала. Молодцы!
– Посмотрите на натуральный ряд чисел.
* Сосчитай от 3 до 8.
* Сосчитай от 10 до 4.
Практическая работа.
* Возьмите математические кораблики.
– Положите 3 красных круга. Добавьте столько синих кругов, чтобы получилось
число 4.
– Сколько кругов добавили?
* Возьмите 2 красных круга. Добавьте столько синих, чтобы получилось 4?
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря. Маршак)
(СД “Электронное приложение” к учебнику “Математика” 1 класс 2011 г
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте)
Крылья пестрые мелькают:
В поле бабочки летают. (Взмахи руками)
1, 2, 3, 4,
Полетели ,закружились. (Взмахи руками, покружиться)
Составление числовых записей
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
– Составьте с помощью математических карточек числовые выражения к
стихотворению:
Четыре зайца шли из школы. Вдруг на них напали пчелы. Два зайчика спаслись едва. А сколько не успело?
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Работа по учебнику с
* Откройте учебник на 30
– Найдите картинки.
– О чем можно сказать один? Два? Три? Четыре?
* Сколько получится, если к 3+1?
– Сколько машин было в гараже? (4)
– Все ли машины исправны?
– Составь рассказ.
(В гараже 4 машины. Одна сломанная
– Прочитай выражение , которое подходит к этому рассказу. Какой выбрали
математический знак “+” или “–”
(Было 3 машины, починили еще 1)
* Рассмотрите монеты на полях.
– Как можно набрать 4 рубля, если есть мотеты только достоинством: 1 руб. , 1
руб. ,2 руб. , 2 руб.
* Как называется геометрическая фигура, у которой 4 стороны?
– Возьмите квадрат, покажите 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.
Цифра новая – четыре
Стол стоит у нас в квартире,
Сколько ножек у него –
У стола у твоего? (С. Маршак)
Работа в тетради на печатной основе
* Посмотрите на цифру 4. Что показывают две синие звездочки?
(Цифра пишется с отрывом)
– Обведи цифру в верхней строке и допиши самостоятельно строчку до конца.
– Какую закономерность вы заметили во второй строке?
(Цифры записаны в прямом порядке, 1 2 3 4 , а потом в обратном 4 3 2 1
– Допиши цифры до конца строки, соблюдая закономерность.
* Прочитай первое задание.
* Прочитай второе задание.
– Как меняется количество квадратов?
– Сколько надо дорисовать квадратов в последней клетке?
* Задание третье.
– Выбери для каждого рисунка свою запись и соедини рисунок и математическую
запись.
– Обменяйтесь тетрадками и проверьте записи.
– Что нового вы узнали?
– Что было трудно?
– Достаньте и оцените
себя.
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
I этап. Организационный момент.
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
Очень я хочу учиться
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу,
И ребятам помогу.
– Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).
Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг – другу, если в этом будет необходимость.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
II этап. Актуализация знаний.
1) учить находить предметы, представленные
по много и по одному
Работать с информацией, представленной на плакате-карточке
Животные домашние.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Работать с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;
Организовать индивидуальную работу с помощью фишек. Организовать фронтальную работу по рисунку.
в обсуждение проблемных вопросов.
Зад. – Найди тех домашних животных, которые нарисованы по одному. Положи на них фишки.
-Что изображено на рисунке? Сколько флажков? Сколько шаров?
– Закройте глаза и представьте, какие предметы в вашей комнате находятся по одному.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
И снова – по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
И покрутим головами
Все танцуйте вместе с нами
III этап. Изучение нового материала.
1) познакомить учащихся с понятием «много», названием и обозначением числа 1.
2) учить учащихся писать цифру 1.
3) уметь находить число 1 в числовом ряду.
4) уметь вести счет предметов.
Работать с информацией, представленной в учебнике стр. 20,21
Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ
Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.
Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.
Организовать работу по учебнику
Организовать работу в тетради.
Оценивать правильность выполнения задания.
Организовать работу в паре.
Стр. – Найди на полях предметы, которых нарисовано много, затем по одному. Положи на них фишки.
-Что изображено на рисунке? Сколько деревьев? Сколько цветов? Сколько грибников? Сколько грибов в корзинке у грибника? Кто из вас был в лесу? Какие съедобные грибы вы знаете? Какие несъедобные грибы вы знаете?
О чём можно сказать много?
О чём можно сказать один, одна, одно?
– Посмотри, каким знаком обозначают число ОДИН. Этот знак называют цифрой
С помощью него можно записать, что на верхнем рисунке 1 корова, 1 кошка, 1 собака и 1 петух.
Зад. в тетради стр
– Подумай, выполни задание в тетради.
Стр. 20 учебник
Рассмотрите часы. На какую цифру показывает часовая маленькая стрелка?
Что это обозначает?
Рассмотри, как пишется цифра 1, обозначающая число ОДИН, и поучись ее правильно писать.
Задачи для смекалистых.
«Миша помнишь, нам мама рассказывала сказку про Козленка, который умел считать до десяти? – спросила Маша. Это когда Козленок увидел свое отражение в воде и сказал: «Раз» – стал вспоминать Миша. Что хотел сделать Козленок, сказав «Раз»? Кого первого он сосчитал? Правильно ли он это сделал?
– Расскажи (фронтальная работа)
– Посмотри на кубик: на нем выпало 1 очко.
IV этап. Закрепление изученного.
1) закрепить умение правильно писать цифру 1.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом.
Работа в тетради. Зад
-Соедини линиями похожие мячи.
– Сколько мячей осталось? Запиши: _______
Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
V этап. Контролирующее задание
В тетради для самостоятельной работы
Зад. Карточка.
– Раскрась один предмет в каждой карточке.
-Сколько некрашеных предметов осталось в каждой карточке? Запиши.
-Раскрась одинаковые бусинки.
Сколько осталось не раскрашенных бусинок? Запиши.
Итог урока. Рефлексия деятельности.
1) подвести итог проделанной работе на уроке.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
-Чему вы научились на уроке?
Расскажите по схеме:
Я запомнил, что значит, когда говорят «много»
Запомнил, как пишется цифра 1 и знаю, что означает число ОДИН.
Уметь находить предметы, представленные по одному и много.
Цель: знакомство обучающихся с числом и цифрой 1 и его графической записью.
Коррекционно – развивающая: спососбствовать развитию целостного восприятия, развивать мелкую моторику.
Воспитательная: воспитывать усидчивость и мотивацию к учению.
Ход урока.
– Ну-ка ты проверь, дружок,
Основная часть.
Формирование новых понятий.
– Ребята, сегодня на урок математики к нам пришёл Незнайка, но не с пустыми руками.
– Посмотрим, что ещё нам приготовил Незнайка.
Из конверта учитель или один из учеников достаёт карточку с загадками.
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
Кто один имеет рог?
– Число и цифра один – это тема сегодняшнего урока.
– Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного.
– Посмотрите на рисунок и скажите, сколько предметов вы видите? (один пиджак, одна юбка, одно пальто).
Движения выполняются по содержанию текста.
Скачем на носочках.
Работа в тетрадях.
-Какие фигуры изображены на рисунке?
– Чего больше?
– Почему так считаете?
Обоснуйте ваше мнение (учащиеся соединяют стрелочками пары: круг-квадрат).
– На сколько квадратов больше, чем кругов?
– Раскрасьте лишний квадрат.
– Вы закрасили 1 квадратик, показав, что квадратов больше, чем кругов.
– А можно ли по-другому записать то, что остался 1 квадрат?
– Число 1 можно записать с помощью цифры 1.
Это цифра – единица,
Видишь, как она гордится?
А ты знаешь почему?
Начинает счет всему!
– С. Маршак написал так о единице:
Вот один, иль единица
– Посмотрите, как она пишется. (Учащиеся рассматривают в учебнике написание цифры 1, №5 с. 49).
А может, на обломленный сучок. Виеру
На длинной ножке,
Застыв до поры,
После игры Ф. Даглардж
– Из каких?
– Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?
Тогда посмотрите, как я её буду писать.
Учитель просит детей открыть тетради, взять ручки, сесть правильно. Затем объясняет правильное написание цифры, показывая на доске, разлинованной в клетку.
– Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.
При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.
Физминутка пальчиковая.
Учащиеся обводят в тетрадях цифру 1, затем пишут самостоятельно.
Самостоятельная работа на карточках.
Ученикам раздаются карточки с заданием геометрического характера.
Учитель объясняет задание.
– Закрасьте цветными карандашами предмет, который составлен из нарисованных вверху геометрических фигур.
III. Итог урока.
– Ребята, давайте расскажем Незнайке о том, что мы изучали на уроке.
– С каким числом познакомились?
– Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то есть.
– Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в которой мы живём.
По каждому из вас судят о вашей семье, школе и всём обществе в целом.
– Ребята, вы все очень хорошо работали. Отлично справились со всеми заданиями. Спасибо. Урок окончен.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему
Алешенский филиал МБОУ Селецкая СОШ
улица Молодёжная 14
Урок по математике в 1 классе по теме
«Много. Один. Цифра 1»
Учитель: Кудинова Валентина Михайловна
-создать условия для ознакомления с числом 1 и его графической записью – цифрой 1, развития логического мышления, привития интереса к предмету, аккуратность;
-учить соотносить число и цифру, сравнивать «один» и «много».
-знать названия и последовательность чисел от 1 до 20;
-уметь соотносить число 1 и цифру 1, сравнивать группы предметов с помощью слов «много» и «один»;
Беседа о правилах подготовки рабочего места.
Личностные УУД: делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
Знакомство с понятиями «много» и «один».
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску) группу предметов таким образом, чтобы один из них был отличен от других.
Например: 9 кругов синих, 1- зелёный;
5 кубиков больших, 1 маленький и т.
-Что заметили? (Синих кругов – много, зелёных – один
Если учащиеся начнут считать предметы, которых много, учитель должен задать наводящий в о п р о с, чтобы подвести учеников к ключевому славу «много», например: -Что можно сказать о числе синих кругов по сравнению с зелёными?
-Если бы мы не смогли сосчитать все синие круги, что сказали об их количестве? И т.
-О каких предметах в нашем классе можно сказать, что их много? (Столы, стулья, цветы, окна, шторы т
-Про какой предмет можно сказать, что он только один? (Дверь, шкаф, компьютер и т
Формирование умения различать понятия «много», «один».
Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 22)
По сюжетной картинке учащиеся составляют рассказ, используя понятия «много», «один».
-Каких предметов нарисовано много? Какой предмет – один?
Данную работу можно провести в виде игры «Кто самый внимательный?»
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
Поскорей за парту плюх.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
Ученики выполняют задания в рабочей тетради.
-Слева нарисуйте много жёлтых треугольников, справа – один красный квадрат.
-Вверху нарисуйте много зелёных кругов, внизу – один голубой треугольник.
-Нарисуйте одно яблоко и много цветов. И т.
Дети могут и сами предложить аналогичные задания.
В з а и м о п р о в е р к а.
Регулятивные УУД: уметь осознавать необходимость осуществления контроля по результатам (ретроспективный), контроля результата по просьбе учителя;
отличать верно выполненное задание от неверного.
Упражнение в умении сравнивать предметы и группы предметов.
Р а б о т а в т е т р а д и (задание 1, с
-Какие фигуры изображены на рисунке? Чего больше? Почему так считаете?
-Обоснуйте ваше мнение.
Учащиеся соединяют стрелочками пары: круг – квадрат.
-На сколько квадратов больше, чем кругов?
-Раскрасьте «лишний» квадрат.
III. Знакомство с цифрой 1. Подготовка к письму и письмо цифры 1.
-Вы закрасили 1 квадратик, показав тем самым, что квадратов на 1 больше, чем кругов.
-А можно ли как-то по-другому записать то, что остался 1 квадрат?
-Совершенно верно, число 1 можно записать с помощью цифры 1.
-А вот С. Маршак написал о единице так:
Анализ образца.
-Из скольких элементов состоит цифра 1? Из каких?
-Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?
-Тогда посмотрите, как её буду писать я.
Учитель несколько раз прописывает на доске цифру 1, объясняя учащимся её правильное писание.
Регулятивные УУД: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируемые на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-А теперь попробуйте написать цифру 1 сами.
Сначала учащиеся «прописывают» цифру в воздухе под счёт, затем обводят по точечным контурам (с. 9 тетради, задание 2), после чего пишут цифру с а м о с т о я т е л ь н о.
Работа над развитием внимания, логического мышления учащихся.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 23)
-Посмотрите на рисунок. О чём можно сказать «много»? О чём можно сказать «один» («одна», «одно»)?
З а д а н и е на развитие логического мышления (с. 23).
Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
составлять целое из частей, а в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
-Кто с каким клубком играет?
(Рыжий котёнок играет с большим синим клубком, белый котёнок – с маленьким синим, а серый котёнок – с красным
Регулятивные УУД: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение математического задания.
В о п р о с ы:
-Чему научились на сегодняшнем уроке?
-Какое задание понравилось больше всего?
Задания к №3
– Нарисуйте в центре квадрат
– над квадратом нарисуйте круг
– слева от круга нарисуйте треугольник
– нарисуйте овал так, чтобы квадрат был слева от него
—Кто выполнил задание верно – поднимите зелёный кружок, кто
ошибся – красный.
– Что мы повторяли? (Равные множества, понятия «внутри, вне, над,
III. Самоопределение к деятельности
—На д о с к е расположены предметные картинки: два яблока, одна
груша, две морковки, одна клубника, один арбуз, две вишенки.
—Как назвать множество, выложенное на доске? (Множество плодов
—– На какие 2 группы можно разделить данные предметы?
—Учащиеся могут предложить различное деление, учитель должен
остановиться на делении на группы по количеству предметов.
—– Расположите предметы соответственно группам:
—1 груша 2 яблока
—1 клубника 2 морковки
—1 арбуз 2 вишенки
—Учащиеся располагают на партах рисунки. Затем 1 ученик выходит к
доске и выполняет задание. (Самопроверка по образцу на доске)
—Кто выполнил задание верно – зелёный кружок, кто ошибся –
—– Что можно сказать о предметах первой группы? (Их по одному
—Сколько во множестве груш? Сколько клубник ? Сколько арбузов ?
—Как можно обозначить количество этих элементов на письме? (Точкой,
В математике для обозначения количества существуют специальные знаки
— Сформулируйте задачи урока. (Начать знакомство с цифрами,
Работа по теме урока
—С какого числа начинают счет? (С числа 1
—Число 1 также называют единицей.
—Посмотрите вокруг и скажите, о каких предметах в нашем классе можно
сказать «один»? (Один учитель, одна доска, один телевизор, один экран
—Посмотрите друг на друга. Что у человека одно? (Нос, рот, лоб, голова
Тема урока: «Много. Один. » 1 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: в ходе практической работы научить различать понятия «много» и «один»;
Задачи: предметные: формирование умения выделять один предмет из группы,
отыскивать единичные предметы в окружающей действительности ;формирование
понятия числа и цифры 1; сравнивать группы предметов с помощью слов «много»,
метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие
мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение
словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;
развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные
воспитательные: формирование норм нравственно-этического
поведения в разных формах работы;
Ожидаемый учебный результат:
предметные результаты: познакомить с цифрой 1 и научить её правильно писать,
различать понятия «число» и «цифра»; определять место числа 1 в натуральном ряду
чисел; соотносить цифру и число предметов; проводить анализ рисунков с целью
выделения количественных отношений; сравнивать количество предметов; находить
разные способы выполнения заданий.
Универсальные учебные действия (Личностные и метапредметные результаты)
Л – проявлять положительное отношение к школе, к изучению математики;
– положительное отношение к мыслям и настроениям другого человека,
доброжелательное отношение к людям;
Р – принимать и сохранять учебную задачу и инструкции учителя, понимать
выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять
пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, адекватно
воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками;
П – ориетироваться в материале учебника, осуществлять поиск необходимой
информации, под руководством учителя проводить сравнение , анализ,
классификацию объектов, проводить аналогию между изучаемым материалом и
собственным опытом,; осуществлять пошаговый самоконтроль, самооценку;
К – принимать участие в работе парами; проявлять интерес к общению; воспринимать
различные точки зрения и мнение других людей, высказывать своё мнение, задавать
Оборудование и материалы
Для педагога: мультимедийное оборудование, презентация (интерактивная
физминутка), интерактивная доска, учебник,: карточки для игры; карточки с
изображением разных предметов и с разным количеством предметов; конверт,
кленовые листья, корзинка, яблоки.
Для учащихся: учебник « Математика» 1 класс 1 часть, М. Моро и др.
рабочие тетради «Математика» 1 класс 1 часть, М. Моро.
цветные карандаши; сигнальные карточки для самооценки -светофоры, сигнальные
карточки для самооценки настроения- смайлики.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить
последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с
любого числа; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать
умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и и
оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог.
Ход у р о ка
Организационный момент (Мотивация (эмоциональный
настрой, создание ситуации успеха, самоопределение к
– Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам на
урок пришли гости, давайте повернёмся к ним и поздороваемся.
Теперь повернулись все ко мне.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Про числа с цифрами узнать.
– Сегодня на уроке мы с вами узнаем новое и постараемся помочь
друг другу, если в этом будет необходимость.
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи на урок
(создание условий для определения темы, формулирования
цели и учебных задач урока. ) Проектирование вариантов над
выявленными и возможными затруднениями)
– Ребята, к нам на урок математики пришла ещё одна гостья
кто она и что хочет нам рассказать?
-Вы сможете это узнать, если правильно отгадаете загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
– Правильно, Осень! (Слайд)
– Посмотрите, что принесла нам осень?
-А что же в конверте?
– Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла.
А листочки непростые, в них задания для вас:
– Выполним первое задание осени: 1 листочек.
1) – Посмотрите на доску. Какие листочки вы видите? (Дубовые
— Каких листьев меньше?
— На сколько дубовых листочков меньше?
— Что можете сказать о числе листьев клёна? (Их больше, чем
— На сколько больше?
— Что можно сделать, чтобы дубовых листьев стало столько же,
сколько кленовых?(убрать один лист или добавить 1 лист).
2)-Посмотрите, что ещё вы видите на доске?(Яблоки).
-Сколько яблок? (7).
-Какого цвета третье яблоко? (красного)
-А жёлтое яблоко, которое по счёту?(пятое)
-Какого цвета седьмое яблоко? (зелёного)
— А теперь, сосчитайте:
• от 1 до 10.
• от 3 до 7, от 6 до 9;
• от 7 до 3, от 5 до 1;
• число, которое называют при счете перед числом 4, перед
• число, которое называют при счете после числа 8,после числа
— Что мы с вами сейчас делали? (Считали, называли числа по
— Для чего нужно уметь считать? (Ответы детей
(считать время, чтобы не опоздать; считаем, когда совершаем
покупки; знание счёта необходимо в работе и в повседневной
– Итак, первое задание осени мы выполнили.
-На втором листочке у нас следующее задание:
_ Осень предлагает нам поработать с учебником.
— Откройте учебник на с. 21 , рассмотрите рисунок и
расскажите, что на нём нарисовано? (Рядом с каждой
картинкой нарисована карточка с цифрой
— Связаны ли между собой картинка и карточка с цифрой? ( Да,
на карточке записана цифра, которая показывает, сколько
предметов изображено на картинке).
— Мы будем изучать числа от 1 до 10.
— Что мы можем посчитать осенью?( Ответы)
— Посмотрите, сколько листьев на экране? (Много)
— Сегодня у нас интересная тема : «Много,один
— Откройте следующую страницу 22.
— Какой вопрос сегодня на уроке главный? (О чем можно ска-
зать «много», «один» ?)
— С какого числа начинают счет? (С числа 1
— Число 1 также называют единицей.
— Посмотрите вокруг и найдите предметы, количество которых
обозначено числом 1. Скажите, о каких предметах в нашем
классе можно сказать «один». (Один учитель, одна классная
доска, один экран и т
— Посмотрите друг на друга. Что у человека одно? (Нос, рот,
— Раньше, когда люди только начинали осваивать счет, они
считали так: один, много. Много означало больше, чем один
чем мы сейчас говорим «много»? (О том, что не можем
— Чего много в нашем классе? О каких предметах в нашем
классе можно сказать, что их много? (Книг на полке, столов,
стульев, мальчиков, девочек, ламп и т
— Слайд (Один, много). Сколько груш мы видим на этой
— А скольео груш на дереве?
— Рассмотрите рисунок на с. Какое время года изображено?
— По каким признакам вы это определили? (Но красным и зе-
леным листьям на деревьях, по грибам
— Сколько деревьев в лесу? (Много
— Сколько елочек на поляне? (Одна
— Сколько грибов у девочки в корзине? (Много
— А в руках? (Один
— Посмотрите внимательно,
О чем еще на рисунке можно сказан, «одни»? (Один дуб на
поляне, одна девочка, одна корзина
— О чем можно сказать «много»? (О бабочках, цветах, траве,
листьях на деревьях
— Физминутка. Вышли из-за столов.
— В понедельник я купался,
— А во вторник рисовал,
— В среду долго умывался,
— А в четверг в футбол играл,
— В пятницу я бегал, прыгал,
— Очень долго танцевал,
— А в субботу, воскресенье –целый день я отдыхал!
— – Теперь садимся.
— Для записи чисел используют цифры. – Как вы думаете, чем
отличаются цифры и числа? (Числа мы называем, а цифры
– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой
– Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок. (Слайд- Цифра 1
– Обратите внимание , в учебнике, на рисунке внизу
страницы 22 , как число 1 обозначено на косточке домино. ( одной
– Какое время показывают часы? ( 1 час, так как маленькая
стрелка показывает цифру 1, а большая смотрит вверх).
– Сколько нарисовано яблок?
-Какой цифрой это обозначено?(1)
Закрепление изученного материала
-Третий листочек с заданием, которое приготовила нам осень:
– Откройте рабочую тетрадь с печатной основой.
– Посмотрите, как нужно писать цифру 1 на экране. (Слайд) А теперь у вас в
тетради на образце.
– На что указывает синяя звёздочка? (Откуда начинать письмо).
– Посмотрите, как я буду её писать. Из скольких элементов
состоит эта цифра?( Из двух). Правильно, из двух наклонных
– Цифру 1 начинаем писать из центра клетки, ведем прямую
линию в правый верхний угол, а затем ведём руку вниз до
середины нижней стороны клетки.
-Возьмите в руки ручки , давайте попробуем в воздухе написать
-Перед тем, как писать цифру в тетради , давайте повторим
вместе со мной правила и выполним их:
Я тетрадочку открою
И как надо положу ( на столе)
Я от вас , друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу,
Спинку к стульчику прижму,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
(Первые две цифры учащиеся обводят, проговариваем, три
следующие — шепотом для себя
— Напишите цифры сами. Посмотрите на них, сравните с
образцом и подчеркните одну, самую красивую цифру на
ваш взгляд.
— Переходим к следующему заданию вверху страницы).
— Посмотрите на геометрические фигуры сверху.
— Какие фигуры изображены на рисунке?
— -Каких фигур больше?
— Почему так считаете? Обоснуйте своё мнение.
— Соединим стрелочками пары: круг-квадрат.
— Какая фигура оказалась без пары?
— На сколько квадратов больше, чем кругов?
— Закрась ответ: квадрат или круг?
— Какую фигуру закрасили? (Квадрат, так как квадратов на
один больше, чем кругов. )Ученик выходит к доске и соединяет
пары линией: квадрат- круг)Вывод: если кругов меньше, значит
— Закройте тетради. Отложите в сторону.
Физминутка для глаз. Посмотрите на экран.
– Ребята, мы с вами ещё выполнили не все задания, которые нам приготовила наша
гостья – Осень.
– Посмотрите, на четвёртом листочке Осень просит нас поработать с учебником.
— Рассмотрите рисунок на с. Прочитаю задание к нему.
— Прочитаем задание к рисунку на полях. У меня это задание на экране. Слайд.
— Как закончить рассуждение? Подведём итоги рассуждения.
— (Серый котенок играет с клубком красного цвета
Рефлексия. Пятый листочек «Осени». А сейчас мы с вами поиграем.
– Игра называется «Много- один». Вы будете работать в парах, кто с кем сидит.
У вас на столах для каждой пары лежат карточки, вы должны будете разложить,
распределить эти карточки на две стопочки: в одну стопочку вы складываете карточки на
которых изображены предметы , о которых можно сказать «Один». , в другую стопочку
вы складываете карточки на которых изображены предметы, о которых можно сказать
— Следующая игра, в которую мы будем играть. Я буду показывать вам картинки и
задавать вопросы. Вы должны поднять руку и правильно ответить на вопрос.
Итак, первая картинка. Чего здесь больше, яблок или груш? (показываю карточку с 2
яблоками и 2 грушами). – Одинаково.
_ Чего здесь меньше: вишенок или слив? (показ. карточку с 2 вишенками и 3 сливами)-
Меньше вишенок.
-Почему? (Вишенок 2, а слив 3).
-1 шишка и 2 орешка?
-3 клубнички и 2 персика?
-6 ягод малины и 5 лимонов?
-4 огурца и 5 помидоров?
Карточки у меня закончились, поэтому заканчиваем игру. Молодцы.
Подведение итогов. 6 листочек Осени. Слайд.
– Закончи предложение:
— Оцените, как вы поняли новый материал, с помощью «Светофора».
— С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлик вашего настроения.
— Ребята, наша гостья Осень довольна вашей работой на уроке. Вы справились со
всеми заданиями , которые она нам принесла. Вы знаете, что осенью собирают
урожай. Наша гостья Осень принесла вам угощенье. Как вы думаете, что Осень нам
могла принести? (предположения).
— Загадка: Круглое, румяное, я расту на ветке
Любят меня взрослые, и маленькие детки. Что это?(Яблоко).
— Яблоки. Ребята ,я вам раздам угощенье , а что нужно сделать перед тем ,как
скушать яблоко? Его нужно помыть, нужно заботиться о своём здоровье, но Осень
принесла вам уже чистые, вымытые яблоки. (Учитель достаёт из большой корзины
яблоки и угощает детей и гостей.
— Ребята, вы хорошо поработали на уроке, а сколько яблок у нас в корзине? (Много)
— А сколько корзин? (Одна
— А теперь все встанем. Слайд. Спасибо за урок
Тема: Понятия “много”, “один”. Цифра 1. Письмо цифры 1
Цель:создать условия для ознакомления с числом 1 и его графической
к предмету, аккуратность; учить соотносить число и цифру, сравнивать
до 20; уметь соотносить число 1 и цифру 1, сравнивать группы предметов с
Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место и привести его
в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и
высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные УУД: уметь рассуждать и анализировать условие задачи;
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; определять
умения, которыми овладеют на основе изучения раздела; отвечать на
простые вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике.
Личностные результаты: оценивают усваиваемое содержание (исходя из
социальных и личностных ценностей).
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, счетный материал
Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
– В некотором царстве, в некотором государстве жили-были числа. Каждое
число жило само по себе. Не было у них никакого порядка. Поэтому числа
ссорились между собой. Но однажды в царстве появился Добрый
Волшебник. Он решил навести порядок. Поставить числа в порядке
возрастания: 3,5,7,9. Потом Волшебник встретил числа: 2,6,4. Оказалась,
числа можно построить так, чтобы каждое следующее было больше
предыдущего на единицу.
Что должно было получиться?
Вдруг из домика выскочил бублик:
– Возьмите меня в свой ряд!
– Как тебя зовут? – спросил Волшебник.
– Нолик,- ответил бублик.
Что ты умеешь? – продолжил Волшебник.
– Я многое умею. Я могу дружить со всеми числами и знаю, как любое число
сделать большим-пребольшим, — похвастался Нолик.
– Раз ты умеешь делать такие чудеса, мы поставим тебя самым первым, –
обрадовал его Волшебник.
Чисел стало на одно больше. Ряд получился такой: 0,2,3,4,5,6,7,8,9.
Вдруг числа услышали чей-то плач. Как вы думаете, кто мог плакать?
Конечно же, число один.
Вот один иль единица.
А может на обломанный сучок. Виеру
– Где должно стоять число один? (Верно, после ноля)
– Вот и пришли числа к согласию. У каждого есть своё достойное место.
Устный счет.
– Сегодня, ребята, Добрый Волшебник поможет нам путешествовать по
стране Математика.
– Давайте посмотрим, что он нам приготовил?
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
– Сколько карточек? (10)
– Какое число первое? (0)
– Какое число последнее? (9)
– Давайте посчитаем вместе. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
– Сколько точек на пятой карточке? (4)
Одну – Лене, одну – Саше.
– Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две
груши. Сколько всего груш?
– Ни одной, так как на вербе груши не растут.
– Молодцы! Вы хорошо справились.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сообщение темы, задач урока.
Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
– Миша взял с собой Дашу и они отправились в лес за грибами.
– Даша собрала полную корзину грибов, а Миша один.
– Сколько грибов нашёл Миша? (Правильно, один)
– Сколько грибов нашла Даша? (Конечно же, много)
– Назовите фигуры, которые появляются.
– Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.
– Сколько всего фигур? (четыре)
– Как можно сказать по-другому? (Много)
– Убираем 1 прямоугольник. Сколько осталось? (три)
– Убираем 1 квадрат. Сколько фигур осталось? (две)
– Убираем 1 круг. Сколько осталось фигур? (Один треугольник)
– Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящён жителю страны
Математика – числу и цифре один.
– Мы будем вспоминать всё, что связано с единицей, будем считать, решать
примеры и задачи, узнавать новое и помогать друг другу.
Тонкая, как спица,
Цифра ЕДИНИЦА.
От неё ведётся счёт,
И за это ей почёт.
Что же уместиться
Может— целый шар земной,
Он один у нас с тобой. Орлов
– В чём разница между цифрой 1 и числом 1?
– Число считаем и слышим, цифру пишем и видим. Число на бумаге
записывается цифрой.
– Верно. 0 и 2
Особым почитанием были окружены числа в Древней Греции. Философ и
математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Числа, считал он,
несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Единица почиталась особо и
была символом славы и могущества. Она означает человека активного,
смелого, храброго. Единицу относят к именам: Вера, Наташа, Оксана, Толя,
Костя, Илья, Слава.
Вам повезло, ребята, хорошее и счастливое у вас число.
– Число один показать можно по-разному. Кто-то сказал, что можно показать
одну палочку – это похоже на римскую цифру один. Такую цифру можно
встретить в книгах для обозначения глав. В жизни чаще используют
– Где можно встретить такое обозначение?
– Такое обозначение мы можем встретить в номере квартиры, дома, номере
маршрута на автобусе, на гире, на пакете молока, на часах, на линейке, на
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с
целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
– Посмотрите на цифру 1. На что она похожа?
– Попробуйте выложить при помощи палочек, ниточки и геометрического
– Посмотрите, что получилось на экране.
-Это мы изобразили печатную цифру 1, а есть ещё прописная. Сейчас мы
поучимся её писать. Но прежде чем писать вспомним правило посадки.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою –
Ручку я вот так держу!
За работу я возьмусь.
– Цифра 1 состоит из 2-х элементов: две наклонные палочки, малая и
– Начинаем писать малую наклонную палочку с середины клетки и ведём её в
верхний правый угол. Затем пишем большую наклонную палочку от
верхнего правого угла до середины нижней стороны клетки.
Прописываем два раза. Затем ещё три раза.
– Давайте продолжим свою работу. Добрый Волшебник хочет познакомить
вас с ещё одним правилом математики. 1 – волшебница. Оказывается, если к
любому названому числу прибавить единицу, то получится последующее
число. Если из любого названого числа вычесть единицу, то получится
предшествующее число. Проверим это правило?
И ещё одну нашла.
ДВОЙКА С ЕДИНИЦЕЮ
Поглядите, что за птица
Полетела в небеса?. (тройка)
ЕДИНИЦА, как стрела,
Мигом ТРОЙКУ догнала.
Выстрел меткий, точно в тире.
Цифра сильная – ЧЕТЫРЕ,
Выжимать умеет гири,
Поднимает целый пуд,
А ЕДИНИЧКА тут как тут:
– ЧЕТВЁРКА, я с тобой дружу.
Хочешь, фокус покажу?
ЕДИНИЧКА её хвать!
ПЯТЬ у звёздочки концов.
ПЯТЬ в скворечнике птенцов.
Вдруг примчалась ЕДИНИЦА,
Вот ШЕСТЁРКА в дом стучится,
Дверь открыла ЕДИНИЦА:
– Проходите, проходите!
Ой, ребята, поглядите!
Ведь ШЕСТЁРКИ нет теперь,
– Что с тобою, цифра СЕМЬ,
Что сгорбилась совсем?
– Единицу я ищу,
Цифра ВОСЕМЬ – два колечка –
Выбегает на крылечко.
Зацепилась за палку.
И упала, и пропала?
По тетрадке, как лошадка,
Скачет весело ДЕВЯТКА.
ЕДИНИЧКУ к ней приделать –
Будет палка и кружок.
Молодчина ты, дружок! О. Горемыкина
-Добрый Волшебник предлагает отдохнуть.
2)В стране фигур.
– Назовите фигуры.
– Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг.
– Сколько квадратов? (один)
– Сколько треугольников? (один)
– Сколько прямоугольников? (один)
– Сколько кругов? (один)
– Назовите предмет, который нарисован из данных фигур. (Правильно, это
3) Игра « Отыщи»
– Какие единичные предметы нас окружают?
(Одна дверь, одно окно, один журнал, одна указка, один учитель и т
-Проверьте, все ли предметы на слайде изображены по одному
– Конечно, все предметы изображены по одному, кроме цветов, которых на
слайде два.
– Назовите предметы вокруг нас, которых много.
– Проверьте на слайде количество предметов.
– Верно. Бабочка на слайде одна, а остальных предметов много.
4) – Какое слово спряталось?
Первая цифра стоит в середине,
Буква с начала и буква с конца.
В целом – леса, горы, равнины,
К целому полны любовью сердца.
– Это слово Родина.
Анализ достижений учащихся
Итоги урока (рефлексия)
– Добрый Волшебник благодарит вас за интересный урок.
– Вы теперь знаете, что число 1 мы слышим и произносим, а цифру 1 мы
пишем и видим. В правой руке у Волшебника прописная цифра, а в левой
печатная. Правда, ребята?
– Он предлагает последнее задание.
Пословица «И один в поле воин».
– Как вы её понимаете?
– Каждый способен на великие дела.
– Дело в том, что любой человек ценен и важен. От каждого из нас зависит,
каким будет наш класс, наша школа, страна. По каждому из вас судят о
Знаменитый математик Пифагор не случайно приписывал числу один
великую силу. Он считал, что число один символизирует единство.
– Вот пришла пора прощаться с Добрым Волшебником. Давайте подарим ему
свои улыбки.