«Музыка единственный
всемирный
язык, его не
надо
переводить, на
нем душа
говорит с
душою».
(Авербах Бертольд. Немецкий
писатель 19 века)
Музыка (греч. musa — муза). Музыка —
вид искусства, который воздействует на
человека посредством звуковых образов,
отражающих его различные переживания
и окружающую жизнь. В отличие от
пространственных искусств (живописи,
скульптуры, архитектуры), музыка,
наряду с хореографией, театром и кино,
относится к временным искусствам. Одна
из главных особенностей музыки в том,
что она реально существует только в
исполнении, в живом звучании.
Особенности музыки
Музыка воздействует на человека
посредством звуков.
Музыка- временной вид искусства.
Музыка в своем становлении и
развитии прошла несколько этапов.
Музыка Древних государств
Музыка берет свое начало и получает
развитие в период Древних государств.
Изобразительное искусство и литература
древности дают представление о
музыкальных инструментах и музыкантах.
Все попытки воспроизведения музыки
Древних государств, всего лишь догадки
и предположения современных
музыкантов.
Виды музыки
1 Народная музыка
2 Духовная музыка
3 Индийская классическая
музыка
4 Арабская классическая
музыка
5 Европейская
классическая музыка
6 Латиноамериканская
музыка
7 Блюз
8 Джаз
9 Кантри
10 Шансон, романс,
авторская песня
11 Электронная музыка
12 Рок-музыка
13 Ска, рокстеди, реггей
14 Поп
15 Рэп (Хип-хоп)
Народная музыка
(музыкальный фольклор), одна из
главных ветвей западной музыки,
стоящая наравне с музыкой популярной,
классической и передаваемой в устной
традиции. Народная музыка не
записывается (и поэтому не сочиняется),
ей обучаются по памяти, слушая игру или
пение других музыкантов, и носителями
ее являются не музыкантыпрофессионалы, а самоучки.
Классическая музыка
В оценочном смысле классической
называется музыка прошлого,
выдержавшая испытание временем и
имеющая аудиторию в современном
обществе.
В историческом смысле под классической
понимают музыку второй половины XVIII
века — начала XIX века (этот период
традиционно соотносят с классицизмом).
«академическая» музыка,
Академическая музыка
Музыка, находящаяся в
отношении преемственности
прежде всего к
сформировавшимся в Европе в
XVII—XIX вв. музыкальным
жанрам и формам (опера,
симфония, соната и т. п.),
мелодическим и гармоническим
принципам и
инструментальному составу.
ЖАНРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Соната (от латинского и итальянского “sonare”, “звучать”) музыкальное произведение для одного или нескольких
инструментов, обычно в 3-х или 4-х частях (бывают сонаты
и одночастные (Ф. Лист “По прочтении Данте”) и
пятичастные (И. Брамс соната ор.5). Чаще всего сонаты
пишутся для фортепиано или для инструмента в
сопровождении фортепиано.
Увертюра – инструментальная оркестровая пьеса,
служащая вступлением к музыкальным (и не только)
произведениям. Увертюра может открывать оперу, балет,
хоровые выступления, кинофильм, драматическую
театральную постановку, инструментальные композиции и
др. Термин “увертюра” происходит от французского
ouverture, означающего открытие, начало, вступление.
Также увертюра означает самостоятельное
инструментальное концертное произведение.
Оратория – крупномасштабное музыкальное произведение
для певцов-солистов, хора, оркестра (и органа), сюжет
которого, чаще всего, основан на библейских темах.
Концерт (итал. concerto) – музыкальное
произведение, обычно в трёх частях, в котором,
как правило, один сольный инструмент (например,
фортепиано или скрипка) сопровождается
(противопоставляется) оркестром. Слово,вероятно,
произошло от латинского “concertare”, означающее
одновременно “на спор” или “работать вместе”. Это
двойное понятие конкуренции и сотрудничества
лежит в основе данной музыкальной формы с
самого её начала, хотя в разные периоды акцент
изменялся от одного к другому.
Симфония (от греч. “созвучие”) – произведение
для оркестра, состоящее из нескольких частей.
Симфония – самая музыкальная форма среди
концертной оркестровой музыки.
Струнный квартет – музыкальное произведение для
четырех струнных инструментов. Этот термин также
означает группу из четырех человек, которые играют
произведение для четырех струнных инструментов.
Практически всегда струнный квартет состоит из 2-х
скрипок, альта и виолончели. Баланс между этим
составом инструментов является совершенным, другие
струнные инструменты, к примеру контрабас, не
используются из-за его громкого и тяжелого звука.
Данная музыкальная форма является самой популярной
в камерной музыке, большинство крупных композиторов
писали струнные квартеты.
Музыкальные формы
Сонатная форма – музыкальная
форма, состоящая из трёх основных
разделов, где в первом разделе
(экспозиции) противопоставляются
главная и побочная партии, во
втором (разработке) эти темы
развиваются, в третьем (репризе)
повторяется экспозиция с
тональными (и, возможно, иными)
изменениями.
Вариацио́ нная фо́ рма, или
вариации, тема с вариациями,
вариационный цикл, — музыкальная
форма, состоящая из темы и её
нескольких (не менее двух)
изменённых воспроизведений
(вариаций). Это одна из старейших
музыкальных форм (известна с XIII
века).
Музыкальный цикл — ряд
отдельных музыкальных
произведений или музыкальных
альбомов, концертов и т. п.,
посвящённых какой-либо теме или
образу.
Музыкальный язык
Ритм в теории музыки —
соотношения длительностей звуков
(нот) в их последовательности.
Ритм может быть: спокойный,
медленный, нервный быстрый и т.д.
1.
2.
3.
4.
Мелодическое движение в своем
развитии принимает разнообразные формы.
Рисунок мелодического движения
складывается из его различных
направлений. Основные из них:
восходящее движение;
нисходящее движение;
волнообразное движение, образующееся от
последовательно чередующихся
восходящего и нисходящего направлений;
горизонтальное движение на
повторяющемся звуке.
Гармо́ ния (др. греч. — связь, порядок; строй, лад;
слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс
понятий теории музыки. Гармоничной называется (в
том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и
логически постигаемая разумом слаженность звуков
(музыкально-эстетическое понятие). В научной
перспективе это представление приводит к
композиционно-техническому пониманию гармонии
как объединения звуков в созвучия и их
закономерного последования. Гармония как научная
и учебно-практическая дисциплина изучает
звуковысотную организацию музыки.
Минорная – грустная, или мажорная – радостная,
светлая
Разбор музыкального произведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Почему я выбрал именно это произведения?
Художественный образ данного произведения его
эмоциональное влияние.
История создания музыкального произведения.
Сведения о композиторе. Какое место данное произведение
занимает в его творчестве?
Принадлежность к культурно-исторической эпохе,
художественному стилю или направлению.
Основные средства создания музыкального
художественного образа: ритм, мелодия, гармония.
Принадлежность к музыкальному жанру по
функциональному признаку, месту исполнения, типу
создания, способу исполнения.
Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и
трехчастная, сонатная, рондо, вариация, цикл.
Связь музыкального произведения с другими видами
искусств.
Художественный образ в музыке.
Послушайте музыкальное произведение
2. Придумайте название к композиции
Нарисуйте композицию, соответствующую
на ваш взгляд художественному образу
данной музыки.
Обоснуйте выбор изобразительных
приемов с опорой на выразительные
средства в данной музыкальной
композиции (устно)
1.
Прочтите отрывок из произведения А. Пушкина
Владимир велел заложить маленькие сани в одну лошадь, и
один без кучера отправился в Жадрино, куда часа через
два должна была приехать и Марья Гавриловна. Дорога
была ему знакома, а езды всего двадцать минут. Но едва
Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и
сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну
минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной
и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу;
небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и
напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала
наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то
проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались.
Владимир старался только не потерять настоящего
направления.
Прослушайте отрывок из произведения Георгия Свиридова
Как вы думаете есть что-то общее у
прочитанного вами произведения и
прослушанной музыки?
Разберите музыкальное произведение по плану.
Ванеса Мей «Шторм» по
произведению Вивальди «Летняя
гроза»
Струнные инструменты
Струнный музыкальный инструмент — это
музыкальный инструмент, в котором источником звука
являются колебания струн.
Тар
Смычковые инструменты
Смычковые (струнно-смычковые) музыкальные инструменты —
группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением,
осуществляемым в основном в процессе ведения смычка по
натянутым струнам.
скрипка
альт
виолончель
контрабас
Духовые инструменты
Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты,
представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки
различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в
результате колебаний заключённого в них столба воздуха. Регистр
духовых инструментов определяется их размерами: чем больше
заключённый в них столб воздуха, тем медленнее он колеблется и,
следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук, и наоборот —
чем меньше заключённый в трубке столб воздуха, тем издаваемый
инструментом звук выше.
Изменение колебаний воздушного столба в инструменте, а
следовательно, и высоты звука, достигается двумя способами:
более сильным вдуванием столб воздуха рассекается на две, три, четыре
и т. д. части, вследствие чего начинает звучать не основной тон, а какойлибо из его обертонов;
объём звучащего столба воздуха увеличивают или уменьшают
посредством специальных приспособлений — клапанов, вентилей,
пистонов, кулисы, — которые музыкант приводит в действие пальцами.
Духовые инструменты Деревянные духовые
Диджериду — музыкальный духовой инструмент
аборигенов Австралии. Один из старейших духовых
инструментов в мире. Он делается из куска ствола
эвкалипта длиной 1-3 метра
флейта
гобой
кларнет
фагот
саксафон
Клавишные инструменты
Кла́ вишные музыка́ льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в
которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи
клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру
инструмента.
Клависин
(струнно-щипковый)
Фортепиано
(Ударно-клавишные)
Орган
(Клавишно-духовой)
снтезатор
Афоризмы о музыке
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не
нуждается ни в чем.
Григ Эдвард
Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир высоких чувств,
страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно
богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе
новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите
жизнь в новых тонах и красках.
Шостакович Дмитрий
Горбачева Е. Популярная история музыки. 2002г.
Никеева И. А., Фаттахова Л. Р. История музыки.
Учебное пособие (для студентов немузыкальных
специальностей факультета культуры и
искусств.). Омск, 2004
http://oldegypt.info/articlescategory-30.html
http://www.geige2007.narod.ru/History/Egypt.htm
#pic2
►Музыка
– древнейшее из искусств,
отражающее действительность в
звуковых образах.
►Специфика
музыки – в обобщенном
отражении содержания и
воздействии, прежде всего, на
сферу эмоций.
Отражение предметного мира косвенно, через :
►изображение
движения;
► звуковое подражание голосу
птицы или насекомого;
►воссоздание опосредованного
образа явлений природы.
►Музыкальное
произведение – это
процесс, во время которого
меняются и взаимодействуют
различные образы.
►Принципы
-повтор,
-контраст,
-развитие.
формообразования:
Музыкальный образ создается в
синтезе всех средств выразительности:
►мелодия,
►гармония,
►метроритм,
►темп,
►динамика,
►регистр,
►фактура,
►тембр.
►Смысловая
единица музыки –
музыкальная интонация –
наименьшая выразительносмысловая частица, «зерно»
образа.
►Связана с:
– речевой интонацией,
– жестом,
– движением.
Каждая эпоха формирует свой
«интонационный словарь».
Интонации развиваются
циклично:
-введение в практику впервые
найденных интонаций;
-открытое движение в этом
направлении;
-вхождение во всеобщее
употребление;
-окостенение привычных интонаций;
-кризис.
В музыкальном языке композитора проявляется
традиционное
и новаторское;
национальное и
интернациональное.
Исполнительство – вторая ипостась музыкального бытия
Жизнь музыкального произведения – в
его исполнении.
Асафьев
Изменение облика произведений в
процессе исполнения в разные эпохи.
Эвристика – неотъемлемая черта искусства интерпретации.
Воспроизведение – это второе творение.
Обладающий этой способностью даже
в творении великого композитора
найдет эффекты, на которые тот или
забыл указать или о которых не думал.
Антон Рубинштейн
Вариативность- способ существования музыкального произведения
2 вида вариативности:
►историческая;
►индивидуальная.
►Стильное
исполнение – это не
копия с исполнения данного
времени.
Яворский
►Музыкальное
произведение не
идентично самому себе.
Ингарден
Слуховое восприятие зависит от
► индивидуальных
особенностей человека;
► воспитания;
► образования;
► среды;
► национальных
корней;
► возраста.
Слушательский процесс субъективен, хотя в
нем есть и доля объективного.
Жанр –
Жанр ►Род (н-р, жанровая область
музыкального театра);
►Вид (сложные жанры: опера,
оперетта, балет, мюзикл);
►Подвид (простые жанры: увертюра,
ария, хор, танец)
музыкальных произведений.
Истоки жанров –
Истоки жанров Первобытные синкретические
действа, где воедино слиты пение,
танцевальное движение и ударношумовое инструментальное
сопровождение.
С позиций музыкальной социологии
Жанр произведения определяется его
местом в практике общественного
музицирования.
Различают жанры:
► Театральные;
► Концертные;
► Массово-бытовые;
► Культовые (обрядовые).
По общественной функции
►Прикладные – органически
связанные с определенной жизненной
ситуацией, практической
деятельностью людей.
►Художественные
– нацеленные на
удовлетворение эстетических
потребностей.
По предпочтениям публики
Жанровые области музыки:
►«Серьезной» (отличается
эмоционально-смысловой значительностью,
глубиной, многогранностью, тонкостью;
предназначена для сосредоточенного и
внимательного восприятия).
►«Легкой» (для отдыха, отвлечения от
жизненных проблем и переживаний).
Промежуточное положение
► Произведения
программной музыки
(между «чистой» и взаимодействующей
музыкой).
► Произведения
культовой музыки
(между третьей и четвертой групп).
По составу исполнителей и с учетом условий исполнения
►Инструментальные (включая пение без
слов – вокализы – как инструментальная
музыка специфического тембра) и
вокальные (голос или хор поет со словами).
►Камерные (камерно-вокальные и камерноинструментальные), концертные
(симфоническая картина, поэма, фантазия,
концерт, сюита, симфония, оратория, кантата)
и театральные (опера, оперетта, балет,
мюзикл).
По времени возникновения
►Первичные (связанные с бытом людей,
имеющие прикладной характер): песня, танец,
марш;
►вторичные (возникшие в профессиональном
искусстве):
-хоровой музыки (кантата, оратория, месса);
-камерно-инструментальной (трио, квартет,
квинтет, прелюдия, экспромт, ноктюрн,
баркарола);
– симфонической (симфония, увертюра, концерт,
фантазия);
– театрально-драматической (опера, балет,
оперетта, мюзикл).
Подвижность жанровых границ
«Петрушка» Стравинского, «Ромео и Джульетта»
Прокофьева: балет (театральный жанр) –
программная сюита (концертный жанр).
► Траурный марш Шопена: часть фп. сонаты
(камерно-инстр. жанр) – прикладная музыка.
► «Шопениана»: музыка для фп. – балет.
► Жанровая диффузия: опера-оратория; балет с
пением; спектакль с музыкой; фантазияэкспромт.
Музыка как «метафизическое» искусство
►Её
таинственное воздействие на
человека, способность
преобразовывать душу.
►Предположение о связи музыки с
божественным, потусторонним,
трансцендентным, причастности к
основам бытия.
►Стремление посредством музыки
изменить мир.
►Признание
музыки в древних
философских учениях отражением
Космоса, гармонии, высшего
порядка.
►Восприятие современными
мыслителями музыкальных
произведений как культурных
символов, открывающих глубинные
основы бытия (КассИрер,
Флоренский).
Итоги:
Музыка – это искусство:
► выразительное
(неизобразительное),
обращенное к внутреннему миру человека,
его настроениям и чувствам;
► слуховое;
► временнОе (динамическое);
► мобильное (вариативное);
существующее и меняющееся в процессе
исполнения;
► простое и синтетическое.
Спасибо за внимание
Музыка (греч. musa — муза). Музыка —
вид искусства, который воздействует на
человека посредством звуковых образов,
отражающих его различные переживания
и окружающую жизнь.
В отличие от пространственных
искусств (живописи, скульптуры,
архитектуры), музыка, наряду с
хореографией, театром и кино,
относится к временным искусствам.
Одна из главных особенностей музыки в
том, что она реально существует
только в исполнении, в живом звучании.
Откуда же появилась музыка?
Раньше всего возникла народная музыка.
Первоначально звуки первых инструментов
(они были ударными) сопровождали
утомительный и однообразный труд.
Затем появилась военная и культовая
музыка.
Так постепенно сформировались две основных
составляющих музыки — профессиональная и
народная.
Условно музыку можно разделить на
серьезную и легкую
серьезная
Прошла испытание временем
и не подвластна ни
изменчивым вкусам, ни
влияниям моды.
Это – классические
(образцовые) произведения.
Познание этой музыки
требует от слушателей и
исполнителей большого
напряжения душевных сил.
легкая
Ее содержание зависит
от моды:
сегодня – одни исполнители,
завтра – другие.
Основные сферы развития музыки
Народное
творчество
Профессиональное
академическое
(серьезное)
искусство
Современная
популярная
музыка,
внутри которой
сложились свои
музыкальные
стили
Рок
Диско
Рэп
Хип-хоп
Другие
Музыка воздействует на человека
посредством звуков.
Музыка – временной вид искусства.
Музыка в своем становлении и
развитии прошла несколько этапов.
Музыка – один из самых возвышенных
видов искусства
Средством
воплощения
художественного
замысла в музыке
служат
звуковые
последовательности,
организованные
определенным
образом.
Звук и интонация –
язык музыки
Музыкальное произведение –
сочинение, состоящее из звуков с
текстом или без текста, исполняемое
голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение – это
единое целое, как и любое
художественное произведение.
Музыкальные произведения имеют
особые средства выразительности
МЕЛОДИЯ
РИТМ
ЛАД
ТЕМБР
ДИНАМИКА
ГАРМОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
Средства музыкальной
выразительности
Самыми важными и яркими средствами
музыкальной выразительности являются:
мелодия
гармония
ритм
лад
тембр
Поддерживая и обогащая друг друга, они
выполняют единую творческую задачу –
создают музыкальный образ и воздействуют
на наше воображение.
Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно
обращаешь внимание на ведущий голос,
главную музыкальную тему. Это звучит
мелодия.
Греческое слово мелодия состоит из двух
корней: melos и ode, что означает «пение
песни».
Мелодия – это содержание произведения,
его стержень. Она передает главные
художественные образы.
Гармония
Это слово пришло к нам из Греции и в
переводе означает «стройность»,
«созвучность», «слаженность».
Гармония имеет 2 смысла:
приятная для слуха слаженность
звуков, «благозвучие»;
объединение звуков в созвучия и их
закономерное последование.
Ритм
Ритмом в музыке называется чередование и
соотношение различных музыкальных
длительностей.
Ритм – тоже греческое слово и переводится
как «мерное течение».
Благодаря ритму мы
отличаем марш от
вальса, мазурку от
польки и т.д.
Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно
может быть радостным, светлым или,
наоборот, задумчивым, печальным. Лад –
славянское слово и переводится как «мир»,
«порядок», «согласие».
В музыке лад означает взаимосвязь и
согласованность звуков, различных по
высоте.
Самыми распространенными ладами
являются мажор и минор.
Тембр
Тембр в переводе с французского
означает «окраска звука».
Тембр – это отличительный знак
каждого музыкального
инструмента или человеческого
голоса.
О каких музыкальных произведениях
сложнее говорить?
О музыкальных произведениях,
никакой программы не содержащих.
О музыкальных произведениях
непрограммной музыки.
Несмотря
на
отсутствие
литературной
программы, такие произведения имеют не
менее богатое музыкальное содержание.
Произведения программной музыки
К ним относятся любые жанры (чаще
малых форм), имеющие название или
сюжетную линию. Например, циклы
фортепианных пьес П. И. Чайковского
«Детский альбом» и «Времена года»,
сюита
Э. Грига
«Пер
Гюнт»,
фортепианный цикл М. П. Мусоргского
«Картинки с выставки» и др.
Музыкальное
произведение
может
быть
сольным
(исполняется одним человеком –
СОЛО), ансамблевым (ДУЭТ – 2
человека, ТРИО – 3 человека,
КВАРТЕТ – 4 человека, КВИНТЕТ
– 5 человек, СЕКСТЕТ – 6
человек), оркестровым
Что такое оркестр
Оркестр – коллектив
музыкантов, обычно
включающий в себя
исполнителей на струнных
инструментах. Оркестры
создаются для публичных
исполнений музыки –
концертов, а также для
сопровождения
театральных
представлений.
Слово «оркестр» – греческого происхождения
и означает площадку для танцев; в Древней
Греции этот термин относился к пространству
между публикой и просцениумом, т.е. к тому
месту, которое теперь занимает оркестр в
театре.
Презентация к уроку “Беседы об искусстве” для обучающихся 1-3 классов
Вам также может понравиться:
Всероссийская образовательная олимпиада по окружающему миру для дошкольников «ЖИВОТНЫЕ ФЕРМЫ
»
01 Сентября – 25 Декабря
Международный конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и фотографии «ВОЛШЕБСТВО ОСЕННЕГО ЛЕСА
»
15 Сентября – 28 Ноября
Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «БОГАТСТВО УРОЖАЯ
»
25 Августа – 28 Октября