НА ЧТО НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ КОГДА ТЫ ДЕЛАЕШЬ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

9 класс – Запятые в сложносочиненных предложениях

Время прохождения ~5-10 мин

9 класс – Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

9 класс – Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложносочиненном предложении

9 класс – Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

9 класс – Тире в сложносочиненных предложениях

ЕГЭ – Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

ЕГЭ – Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

ЕГЭ – Тире в сложносочиненных предложениях

ЕГЭ – Запятые в сложносочиненных предложениях

ЕГЭ – Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

ЕГЭ – Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложносочиненном предложении

ОГЭ – Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

ОГЭ – Запятые в сложносочиненных предложениях

ОГЭ – Тире в сложносочиненных предложениях

ОГЭ – Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

ОГЭ – Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложносочиненном предложении

ОГЭ – Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

ОГЭ – Тире в бессоюзном сложном предложении

9 класс – Различение сложного и простого предложения

9 класс – Союзные и бессоюзные сложные предложения

9 класс – Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

9 класс – Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами

9 класс – Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

9 класс – Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточной части по отношению к главной

9 класс – Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

9 класс – Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

9 класс – Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (дополнительными)

9 класс – Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

9 класс – Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места

9 класс – Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели

9 класс – Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины

9 класс – Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными следствия

9 класс – Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия, меры и степени

9 класс – Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными уступки (уступительными)

9 класс – Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия

9 класс – Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными сравнительными

9 класс – Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением

9 класс – Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением

9 класс – Сложноподчиненные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

9 класс – Контрольное занятие по теме «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»

9 класс – Понятие о бессоюзном сложном предложении

9 класс – Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления (одновременности и последовательности)

9 класс – Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

9 класс – Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, быстрой смены событий (неожиданного действия).

9 класс – Контрольное занятие по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Последовательное и параллельное подчинение.

Проверка домашнего задания. Упр. 200 Рассказать об однородном подчинении.

Выполнить задание демоверсии ГИА B8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. –

Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.

Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. –

Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. –

Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма.

А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».

И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Виды подчинения Практикум

Последовательное подчинение При последовательном подчинении первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные — последовательно друг другу (вопросы задаются от одного предложения к другому последовательно), например: Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес.

Параллельное подчинение При параллельном подчинении разные вопросы задаются от главного предложения к придаточным: Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана.

Однородное подчинение При о д н о р о д н о м подчинении придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются однородными: Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.

Алгоритм рассуждения Итак, чтобы правильно выполнить подобное задание, необходимо: 1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему). 2. Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным. · Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение. · Если это разные вопросы от главного, то параллельное. · Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему — последовательное.

Отработаем алгоритм рассуждения Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы. Найдите главное предложение Задайте вопросы к придаточным От одной части или последовательно задаются вопросы? Следовательно или параллельное подчинение, или однородное Одинаковые вопросы или разные? Раз разные, то это параллельное подчинение

Отработаем алгоритм рассуждения Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. Найдите главное предложение Задайте вопросы к придаточным От одного предложения ставятся вопросы к придаточным или от разных? Если от разных, то это последовательное подчинение

Отработаем алгоритм рассуждения Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний час его испытаний. Найдите главное предложение Поставьте вопросы к придаточным От одного предложения ставятся вопросы или от разных? Если от одного, то это параллельное или однородное подчинение Один и тот же вопрос? Значит это однородное подчинение

Определите тип подчинения Когда смотришь в открытое море с высокого обрыва, то кажется, что вся остальная поверхность земли тоже сплошная водная гладь. параллельное

Определите тип подчинения И с первых же шагов всем стало ясно, что бежать взводами в таком непрореженном дубняке, среди которого часты были невыкорчеванные пни, было невозможно. последовательное

Определите тип подчинения Страшно было думать о том, что этим людям сегодня предстоит участвовать в сражении, в котором многие найдут себе смерть. последовательное

Определите тип подчинения Он ( сорочинский заседатель) знал наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков , и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. однородное

Определите тип подчинения Элен со спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой. последовательное

Определите тип подчинения Ежели бы Элен не выбежала из комнаты, бог знает, что сделал бы Пьер. последовательное

Определите тип подчинения Пимка увидел, как и чай пьют господа, и как они закусывают по-своему, и как папиросы курят. однородное

Определите тип подчинения Знали все, что охотник он прекрасный, что белке в глаз попадает и на медведя с рогатиной ходит. однородное

Определите тип подчинения Нужно родиться в культурном обществе для того, чтобы найти в себе терпение всю жизнь жить среди него и не пожелать уйти куда-нибудь из сферы всех этих тяжелых условностей. однородное

Выполните задание Среди предложений 12–16 найдите сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных. Укажите номера этих предложений.

И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь — появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто теплое солнце осветило лицо.

Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю, беззастенчиво фальшивя.

Так же, как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца.

И названия книг этих стираются, как будто и нет их, как будто никогда и не было.

Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. 12, 13, 15

Выполните задание Среди предложений 18–20 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения.

На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение.

Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.

И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло: 20

Упражнения по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:

1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.3) Всё вокруг побелело.

Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. ( М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. ( К. Паустовский) 3) Стояла она долго — устали ноги и глаза. ( М. Горький) 4) Расп_хнули окна — запах сосен вступил в в_ранду. ( В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. ( А. Кольцов) 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. ( М. Лермонтов)

Спишите, вставляя знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

1) Острый язык дарование длинный язык наказание. 2) Родное место мать родная а чужбина мачеха. 3) Терпение одно из жизненных сокровищ. 4) С молодыми посидеть самому помолодеть. 5) Для кого труд радость для того жизнь счастье. 6) Чужой человек в доме колокол. 7) Один в поле не воин. 8) Доброе начало половина дела. 9) Привычка вторая натура. 10) Голова без знаний как фонарь без свечи. 11) Не исправить ошибку совершить новую. 12) Дружба с хорошим человеком лунный свет дружба с плохим змеиный яд. 13) Наскоро делать переделывать. 14) У лжи ноги коротки. 15) Ум одежда которая никогда не износится. 16) Знание родник который никогда не исчерпаешь. ( Пословицы)

Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передаёт смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения. Проведите синтаксический разбор одного бессоюзного предложения (на выбор).

1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка — шарф собственного вязания. ( М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. ( М. Пришвин) 3) Ругаться будут — не бойся. ( Ф. Гладков) 4) Он гость — я хозяин. ( Э. Багрицкий) 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. ( А. Пушкин) 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. ( И. Гончаров) 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. ( В. Красов) 8) Наступила тишина — природа словно подозрительно прислушивалась. ( В. Вересаев) 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. ( П. Коган)

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах? Почему?

Понаблюдайте за интонацией. В сложных бессоюзных предложениях интонация должна быть более отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, резкой паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй. Запишите сложные бессоюзные предложения, комментируя расстановку знаков препинания. Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений.

1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Обратите внимание на интонацию. В сложных бессоюзных предложениях она должна быть более отчётливой: с большой паузой на месте двоеточия и характерной объясняющей интонацией при чтении второй части. Какое предложение нельзя преобразовать в сложное бессоюзное и почему? Запишите сложные бессоюзные предложения, объясните постановку знаков препинания.

1)    Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. ( И. Гёте) 2. Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. ( Г. Плеханов) 3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. ( Н. Карамзин) 4. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. ( Л. Толстой)

Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания.

1) Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2) Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак). 3) Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий). 4) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн). 5) Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).

Перепишите предложения, составьте схемы. Определите смысловые отношения между частями бессоюного сложного предложения.

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (Лермонтов). 2) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен (Куприн). 3) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. 4) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 5) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар (Паустовский).

Перепишите предложения, составьте схемы. Объясните постановку тире.

1) Ветер подул с юга — будет дождь (Горький). 2) Его глаза никогда не смотрят просто — они все высматривают да подсматривают (Тургенев). 3) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев — на землю сыплются капли дождя (Горький). 4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо — ответа не было (Антокольский). 5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел (Паустовский). 6) Пришло лето — он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский). 7) Спесивому кланяться — он пуще чванится (пословица).

Тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.2)То солнце светит, то идёт дождь.3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

2. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.2) Май холодный – год хлебородный.3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.4) То солнце светит, то идёт дождь

3. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.2) Где любовь и совет, там и горя нет.3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.4) Наступила ночь, но было светло.

4. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Где любовь и совет, там и горя нет.2) Наступила ночь, но было светло.3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.4) Труд человека кормит – лень портит.

5. Определите бессоюзное сложное предложение  со значением одновременности.

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе  ярко засверкали звёзды.3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним  сизые волны.4)  Время красит, безвременье старит.

6. Определите бессоюзное сложное предложение  со значением  последовательности

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе  ярко засверкали звёзды.3) Время красит, безвременье старит.4) Мир строит – война разрушает.

7. Определите бессоюзное сложное предложение  с отношениями сопоставления

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе  ярко засверкали звёзды.3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним  сизые волны.4) Время красит, безвременье старит.

8. Определите бессоюзное сложное предложение  с отношениями следствия

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.2) Время красит, безвременье старит.3) Мелкий дождик сеет с утра – выйти невозможно.4) Мир строит – война разрушает.

9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями  времени

1) Был вечер, на небе блестели звёзды.2) Не спеши языком – торопись делом.3) Я доверяю любящим: они великодушны.4) Стемнело – я зажёг лампу.

10. Определите бессоюзное сложное предложение  с отношениями  условия

1) Не спеши языком – торопись делом.2) Я доверяю любящим: они великодушны.3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.4) Поспешишь – людей насмешишь.

11. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. ( В. Ходасевич)2) Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним. ( И. Гончаров)3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. ( М. Лермонтов)4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда-то. ( Г. Иванов)

12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. ( Б. Зайцев)2) Он не заслужил света, он заслужил покой. ( М. А. Булгаков)3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. ( Н. В. Гоголь)4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. ( Е. Евтушенко)

13. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.

1) отношения перечисления2) отношения условия3) отношения причины4) отношения пояснения

14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.

1) отношения перечисления2) сопоставительные отношения3) отношения причины4) отношения пояснения

15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Лето припасает — зима поедает.

1) отношения перечисления2) отношения условия3) сопоставительные отношения4) отношения пояснения

16. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Он шел рядом: таков был долг адъютанта.

1) изъяснительные отношения2) отношения условия3) отношения причины4) отношения перечисления

Простые и сложные предложения.

Распечатать задания к тренажёру

Данный тренажёр поможет научиться правильно ставить запятые в предложениях.
Здесь представлены предложения двух видов: простые предложения с однородными членами и сложные предложения.
Прежде всего найдите грамматическую основу — подлежащее и сказуемое. В сложном предложении будет две грамматические основы. Затем поставьте запятые (кликните там, где нужно поставить запятую).

Чтобы правильно ставить знаки препинания, нужно научиться различать простое и сложное предложение и знать правила постановки знаков препинания. Давайте их вспомним:

Если между однородными членами предложения нет союза, ставится запятая:

На столе лежали груши, яблоки, апельсины.

Перед союзами «а» и «но» ставится запятая:

Он написал письмо, но не смог его отправить.
Это была не синяя, а красная машина.

Между однородными членами предложения, соединёнными союзом «и» запятая не ставится, если союз «и» употребляется один раз:

На клумбе росли синие и красные цветы.

Если союз «и» стоит перед каждым однородным членом, то перед вторым и последующими союзами «и» ставится запятая:

Я люблю и груши, и яблоки, и бананы.

Если союзы «и» соединяют пары однородных членов, то перед «и» запятая не ставится, а ставится между парами:

В саду росли липы и вязы, сирени и тополя.

Простые предложения в составе сложного отделяются запятой:

На берегу горел костёр, у костра сидели туристы.

Перед союзом «и», соединяющим простые предложения в составе сложного предложения, ставится запятая:

Ночью прошёл дождь, и дорожки в саду намокли.

Чтобы правильно поставить знак препинания, для начала нужно определить, простое это предложение или сложное, то есть определить, сколько в нём грамматических основ.
Потренируйтесь находить грамматические основы предложения и ставить запятые на нашем тренажёре.

Упражнения по теме «Сложное предложение. Обобщение»

Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:

1) Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги. 2) В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок. 3) Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот. 4) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 5) То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. 6) На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья на дереве. 7) Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью. 8) Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.

Расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложений, составьите схему предложений.

1) Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили. 2) Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена. 3) Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением. 4) Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 5) Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт. 6) Тот который писал и к которому обратился Борис досадливо обернулся и сказал ему что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную коли ему нужно видеть его.

Исправьте пунктуационные ошибки там, где нужно, и запишите предложения согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания расставлены).

1) Желаешь себе добра – не делай зла другому. 2) Я взглянул в окно – на безоблачном небе разгорались звезды. 3) Поговоришь с добрым человеком, солнечный луч озарит твою душу. 4) Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней  наискось торчала водосточная труба. 5)Лица у грузчиков были потные, ноги худые,  на руках синие жилы. 6) Тем летом я впервые не ездила в командировку – управление разрешило мне остаться в Москве. 7) Борис поднес резец к металлу – брызнули во все стороны раскаленные искры. 8) Земля круглая, на ней не скроешь тайны. 9) Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. 10) Судьба изобретателя – это судьба его изобретений. 11) Слабо шурша, падали шишки, вздыхая, шумел лес.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор выделенных предложений.

Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVII век. Во второй половине этого столетия изменяется становясь более централизованной система государственного управления. Предпринимаются также попытки более четко разграничить сферы деятельности различных приказов (центральных органов управления). Тогда появляются первые зачатки регулярной армии так называемые полки иноземного строя. Происходят важные изменения в культуре появляются театр первое высшее учебное заведение. Русские люди начинают теснее соприкасаться с представителями других культур особенно после присоединения в середине XVII века к России Украины и — временно — Белоруссии находившихся в составе Великого княжества Литовского и глубоко воспринявших идеи и традиции западноевропейского Возрождения. После смерти Петра I Россия была на пути к превращению уже в совершенно иную страну. Прежде всего из Московского государства чьи контакты с внешним миром (несмотря на их существенное оживление в XVII веке) были довольно ограниченными она превратилась в Российскую империю — одну из могущественнейших стран Европы.

Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.

1) В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. 2) Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3) Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 4) Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 5) Основное, на что следует обратить внимание, — это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7) В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в Смоленской губернии.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.

1) Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. 2) Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена. 3) Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю. 4) На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений. 5) М. Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». 6)  Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился. 7) В своей отповеди Онегин говорит Татьяне, что «я вас люблю любовью брата». 8) Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды. 9) Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей. 10) Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота. 11) Искали его три дня, но всё напрасно, но потом нашли в степи без чувства. 12) Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином. 13) Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло. 14) Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости. 15) Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий. 16) Собака гуляла с тётей Варей, на которую был надет намордник. 17) К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принуждён бывать. 18) Пьеса «На дне» – это произведение, в которой содержится обвинение капитализму. 19) Он видит парк из тонких чахлых деревьев, в газете о котором писалось, что это великолепный сад. 20) Борис, дядя которого решает послать в Сибирь, приходит проститься с Катериной. 21) Писатель понял, что какой преданный друг у него есть. 22) Тарас сказал сыновьям, что завтра же едем в Запорожье. 23) Гринёв любит Машу от чистого сердца, а Швабрин любит, чтобы замучить. 24) На стене висит портрет, когда он был молодой. 25) Это подтверждают слова Тихона, когда он видит труп Катерины. 26) Воробьёв, которые осторожно подлетают, особенно удивляют часы, которые стоят на врытом в землю столике. 27) Мцыри узнал о себе, что он не боится лишений, какой он смелый, какой обладает несокрушимой волей. 28) Подбородок у меня закруглённый, после которого идёт тонкая шея, которую каждый раз натирает белая рубашка.

Тест по теме «Сложное предложение. Обобщение»

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.2) Мать явно была обижена бестактностью сына.3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.4) В «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского.4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих4) И. С. Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.

5. Определите характер ошибки, допущенной в сложном  предложении.

Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

1) нарушен порядок слов2) неправильно использованы союзы или союзные слова3) неверно преобразована прямая речь в косвенную4) допущено нанизывание придаточных предложений

6. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.

Школа — это где учатся дети.

1) пропуск слова, к которому относится придаточное предложение2) неправильно использованы союзы или союзные слова3) неверно преобразована прямая речь в косвенную4) допущено нанизывание придаточных предложений

7. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.2) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает.3) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется  ли он вообще.4) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь.

8. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Он пообещал, что вернется до заката.2) Известие, что гости приедут сегодня, застало хозяйку врасплох.3) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь прекрасна, проста.4) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.

9. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Когда читаешь роман «Война и мир», всегда поражаешься глубине философской мысли автора.2) В вагоне, так как многие возвращались домой, ехало много молодежи, так что там было шумно и весело.3) После экзаменов мы подождали, когда инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу.4) Я хочу знать, как это делается и зачем это делается.

10. Найдите предложение, где пропущена запятая.

1) Горные ключи и низменные болотные родники бегут ручейками: иные текут скрытно, потаенно, спрятавшись в траве и кустах; слышишь, бывало, журчание, а воды не находишь.2) Иногда в Москву на неделю, дней на десять прилетала Лена и тогда они бродили вместе, отправляясь то на выставку, то в Замоскворечье, то на Химкинское водохранилище.3) На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста.4) На синем, ослепительно-синем небе — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром неправдоподобной белизны облака.

11. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.

1) Залп был дан в воздух, но толпа отступила, рассеялась, часть ее с флагом двинулась к Знаменской площади.2) В это время на левом берегу реки, на обрыве, появились верховые: сначала выскочили двое, потом четверо.3) Он вошел в кабинет; это была самая теплая комната во всей квартире, но сегодня и здесь было прохладно.4) Узнав что новая московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург, где не бывал более пятнадцати лет.

12. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.

1) Сначала все товарищи ему верили, но скоро догадались и никто не хотел ему верить даже тогда, когда случалось ему сказать правду.2) Катя стащила перчатки, сняла шляпу, поправила волосы, и все это время лукавая и нежная усмешка морщила ее губы.3) Слегка закинув голову, она глядела из-под опущенного платка на тусклый осенний закат: он протянулся узкой щелью и уже не озарял пустынной и бездонной степи.4) В тот день, когда ты уехал, вечером пошел дождь, вчера весь день дул свирепый ветер, шли дождь и снег вместе, сегодня опять тихо и ясно.

13. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.

1) Вдалеке хлопнула дверь, и через дворик прошел, хрустя валенками, низенький человек в длинном, до земли, пальто, в шляпе грибом.2) Искусство, которого достиг он, было неимоверно, и если б он вызвался пулей сбить грушу с кого б то ни было, никто бы в нашем полку не усомнился подставить ему свою голову.3) Вскоре самолет пошел на снижение, как бы захватывая в свои объятия лесные поляны, трубы и крыши пригорода, и вот, коснувшись земли, он покатился по бетонной полосе.4) Слушатель он был простой, доверчивый, а моряку другого и не нужно: только гляди ему в рот.

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На вопрос

случалось ли ему драться

отвечал он сухо

что случалось

но в подробности не входил

и видно было

что такие вопросы ему неприятны.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 62) 2, 3, 4, 5, 63) 1, 2, 3, 4, 64) 3, 4, 5, 6

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хорошее воспитание

не в том

что ты не прольешь соуса на скатерть

а в том

что не заметишь

если это сделает кто-нибудь другой.

1) 1, 2, 3, 4, 52) 2, 3, 4, 53) 1, 2, 34) 2, 3, 5

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ни человеческого жилья, ни живой души вдали

и

кажется, что тропинка

если пойти по ней

приведет в то самое неизвестное, загадочное место

куда только что опустилось солнце

и

где так широко и величаво пламенеет вечерняя заря.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 72) 1, 3, 4, 5, 6, 73) 2, 3, 4, 54) 1, 3, 4, 5

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Уже несколько минут стоял Плюшкин

не говоря ни слова

а Чичиков все еще не мог начать разговора

развлеченный

как видом самого хозяина

так и всего того

что было в комнате.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 62) 2, 3, 4, 5, 63) 1, 2, 3, 5, 64) 1, 2, 4, 5, 6

18. В каком случае правильно определено количество отсутствующих знаков препинания?

Наша газета начала распространяться по международной компьютерной сети Интернет так что теперь если у вас есть компьютер модем и доступ в Интернет то где бы вы ни находились свежая информация и все прошлые выпуски газеты всегда под рукой.

1) три запятых 2) четыре запятых3) пять запятых4) шесть запятых

19. В каком случае правильно определено количество отсутствующих знаков препинания?

Кому неизвестен странный каприз времени когда торопишься когда каждый миг дорог то часы летят как минуты но минуты растягиваются в часы когда ждешь или тоскуешь.

1) двоеточие, пять запятых2) двоеточие, четыре запятых3) тире, пять запятых4) тире, четыре запятых

20. В каком случае дана правильная характеристика предложения? (знаки препинания не расставлены)

Величие всякого ремесла быть может прежде всего в том и состоит что оно объединяет людей ничего нет в мире драгоценнее уз соединяющих человека с человеком.

1) сложносочиненное предложение2) сложноподчиненное предложение3) бессоюзное предложение4) предложение с разными видами связи

21. В каком случае дана правильная характеристика предложения? (знаки препинания не расставлены)

Когда жар спадал и мы открывали окно часть моря видная из него между кипарисов имела цвет фиалки.

22. В каком случае дана правильная характеристика предложения? (знаки препинания не расставлены)

Мне кажется что в одной улыбке состоит то что называют красотой лица если улыбка прибавляет прелести лицу то лицо прекрасно если она не изменяет его то оно обыкновенно если она портит его то оно дурно.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из девяти простых.2) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из девяти простых.3) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из восьми простых.4) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из восьми простых.

Про урокцифры:  МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *