Первый этап Всероссийской олимпиады школьников уже начался. Пока будущие звезды усиленно готовятся, мы поговорили с абсолютным чемпионом: Александр Луценко взял несколько Всеросов, а недавно выиграл III Международную олимпиаду по экономике и рассказал «Мелу», как у него все это получилось.
Я переехал в Москву, когда поступал в 11-й класс. При желании, если вкладывать большие усилия, достичь чего-то можно в любом регионе, но, безусловно, в Москве возможностей гораздо больше и подготовиться к олимпиаде проще.
Тут есть олимпиадные центры, сообщества олимпиадников, которые друг с другом общаются и обмениваются знаниями. Плюс в Москве очень большие премии. По этим причинам переезд, конечно, помог мне с подготовкой. Роль играет и уровень учителей. В Перми преподавателей, которые настолько хорошо представляют, как устроена олимпиада и как к ней можно готовить, все же меньше.
Школьники из Москвы получают всё больше и больше дипломов на олимпиадах по некоторым предметам, обществознанию и экономике, и это говорит о том, что зачастую самый простой вариант подготовиться к участию в ней — переехать в столицу. Интересы тех, кто переехать не может — по финансовым или семейным причинам, — ущемляются. Поэтому такая модель осложняет подготовку для тех, кто не может себе позволить обучение в Москве.
Как стать олимпиадником?
Я привык к форматам, близким к олимпиадам, в начальной школе, когда участвовал в «Русском медвежонке», «Кенгуру», школьных олимпиадах. Когда появилась возможность участвовать в муниципальном этапе, я стал ходить на олимпиады по очень многим предметам, пробовать себя. Мне всегда было очень приятно одержать победу над собой, суметь подготовиться и занять призовое место. Постепенно я влился в среду олимпиадников и благодаря общению с ними задержался в этом движении.
Начиная с 9-го класса стал готовиться серьёзно. На подготовку к Всеросам уходило почти все свободное время, а вот к Международной олимпиаде я уже готовился в более свободном режиме. Конечно, я каждый день что-то изучал, решал задания и так далее, но не сказал бы, что я вкладывал в это столько же усилий, сколько вкладывал во время подготовки к Всероссийской олимпиаде. Это не было принуждением самого себя.
Участвовать в олимпиадах разного уровня могут все. В перечневых олимпиадах при должной подготовке каждый школьник сможет занять какое-то место
Если говорить о практике того, что на школьный этап отправляют целые классы и ученики даже не имеют выбора, не знаю, насколько это хорошо. С одной стороны, это показывает всем, что такое олимпиады и как они устроены. Кому-то это может понравиться, и в будущем он пойдёт по этому пути. С другой стороны, кто-то уже хорошо понимает, что у него нет никакого интереса, — тогда школьный этап превращается в обязательное мероприятие, не особо осмысленное.
Насколько я знаю, многие олимпиадники не слишком хорошо справляются с типичными, стандартизованными заданиями, как, например, на ЕГЭ. Они лучше показывают себя именно в творческих. Не дать этим ребятам поступить, возможно, будет не очень справедливо. Плюс подготовка к ЕГЭ требует дополнительных затрат времени и энергии, а под конец года и того и другого у олимпиадников обычно остаётся мало.
Выиграть Всерос можно, даже если ты не «ботал» предмет намеренно. Я слышал о том, как ребята с хорошей математической подготовкой приходили на олимпиаду по экономике, решали задания, которые решаются через математику, и получали дипломы.
Где искать материалы для подготовки?
Угадать, какую из современных и актуальных тем выберут составители заданий, очень сложно. Но когда та или иная тема появляется на олимпиаде, к ней, как правило, можно подступиться, имея основные знания, то есть хорошо понимая программу по предмету. Так у меня было на международной олимпиаде, когда у нас были вопросы про криптовалюту, пандемию коронавируса — такие актуальные темы. Ответить правильно помогала еще и подготовка по экономике. Понимать то, как развивается пандемия, знать, что о ней думают экономисты и другие учёные, — большое преимущество.
Для олимпиад по обществознанию и экономике очень полезно ориентироваться в повестке дня. То есть представлять, как начинаются современные дискуссии, какие темы сегодня актуальны.
«Списывания — что-то неприемлемое»
Американская система отношения к списываниям вполне рабочая. Нет ничего плохого в том, чтобы, если ты заметил на олимпиаде, как другой ученик списывает, сказать об этом. На олимпиаде, как мне кажется, такая система единственно возможная: списывать нельзя, и любая попытка будет строго караться. Иначе списывание войдёт в норму и смысл олимпиады потеряется.
В вузе на программе по экономике академической этике уделяется очень большое внимание. Нам несколько раз говорили о том, что любая попытка списывания будет восприниматься как серьёзное нарушение, и, со слов студентов старших курсов, тут эти правила действуют. Списывания — это что-то неприемлемое.
Студент и препод одновременно
Сейчас я учусь на 1-м курсе совместного бакалавриата РЭШ и НИУ ВШЭ. Программа не то чтобы жёсткая: у нас почти свободное расписание. Только два дня в неделю пары идут целый день, остаётся свободное время. А сейчас мы вообще на удаленке — из-за случая коронавируса среди студентов.
Ещё я преподаю на курсе Экономико-математической школы МГУ и работаю куратором по обществознанию в ЦПМ. Как наставник не ставлю себя выше, ученики всегда могут ко мне обратиться, и я постараюсь с их вопросами помочь, при этом не позиционируя себя как-то особенно и не требуя обращения на вы.
В тайм-менеджменте я и сам не очень разбираюсь — у меня часто бывают проблемы с прокрастинацией. Спасает планирование, то есть выписывание всех задач. А ещё попытка не оставлять на потом то, что можно сделать сейчас: стараюсь не копить мелкие задачи, а разрешаю их сразу же, по мере появления. Если мне не очень хочется выполнять массивное задание, то я начну с чего-то лёгкого просто для того, чтобы настроиться на работу, и уже после этого перейду к сложной задаче.
Фото на обложке: Люба Крылова
Александр Луценко в Летней экономической школе ВШЭ
Жалко, что в школе не преподают экономику – с таким же количеством часов, как для физики, биологии или хотя бы химии. И людям было бы проще жить, и правительству проще было бы объяснять, что оно делает и почему что-то не получается.
Действительно, зачем в школе преподают химию? Практически никому не приходится в жизни использовать полученные на этих уроках знания. Исключение составляют те, кому эти уроки расскажут о том, как интересны связанные с химией будущие специальности, но таких людей ничтожно мало. Однако мне кажется, что уроки химии приносят некоторую пользу всем. Например, человек, хоть раз посмотревший, как нагревание невинной смеси или соединение привычных веществ дает взрыв, будет в повседневной жизни чуть осторожнее. Точно так же, если от урока ботаники останутся даже не названия ядовитых растений, а хотя бы факт, что ядовитые растения существуют, уже хорошо. Уже оправдывает включение предмета в курс средней школы.
Вот как было бы здорово, если бы в школе было столько экономики, чтобы граждане перестали брать кредиты под 20% до конца месяца! Но и не только. Может быть, прошлой осенью было бы меньше криков про то, как Центробанк не справляется с курсом доллара. Это же так просто: при фиксированном курсе внешний шок (падение цен на нефть и финансовые санкции в нашем случае) приводит к резкому росту безработицы, а плавающий курс позволяет сохранять занятость. Или: снижение ключевой ставки ЦБ увеличивает инфляцию, и, значит, пока уровень инфляции нас не устраивает (15% в год не могут устраивать), снизить ее практически невозможно. Или: политика фронтального импортозамещения не может не привести к падению уровня жизни. Или чуть сложнее: создание еврозоны привело к тому, что Греции трудно снизить издержки, а Германия фактически получила способ постоянно поддерживать заниженный курс своей валюты, и, значит, за кризис – и его разрешение – ответственны обе стороны.
Поэтому в следующий раз, когда вам захочется, ничего не зная и не желая понимать, высказаться о политике российского ЦБ или решить одним махом проблему Греции, купите электролит для аккумуляторов и, продержав два часа на сильном огне, слейте, остудите и выпейте залпом. Только перечитайте еще раз эту колонку напоследок.
Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на пять групп:
Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.
Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).
Проблемы с восприятием школьников экономики как школьного предмета. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.
Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе. Кадровое обеспечение экономического образования.
На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов общеобразовательных для профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. Многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом – рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга представляет определенную трудность для учителя. Более того должности методиста по экономике нигде до сих пор не существует, так что поделиться своими проблемами и выбрать наиболее подходящую проблему школьному учителю экономики не с кем и негде.
Большинство учебников не приводят иллюстраций экономических процессов, или же примеры настолько абстрактны, что ученики воспринимают экономику как предмет далекий от жизни. Представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин в средней школе и вузе необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики.
Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5 и в 10 классе. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.
В первую очередь, это проблемы изучения экономики школьниками разного возраста. Очень часто приходится слышать от учителей, что кто-то может преподавать экономику только старшеклассникам, а кто-то, наоборот “привык работать с малышами”. Каждый преподаватель экономики должен быть готов соотносить предлагаемый материал с возрастом своих учеников. Увы, здесь более всего страдают преподаватели экономики, не получившие педагогического образования – пришедшие работать в школу “на заре перестройки” бухгалтеры, экономисты с разнообразных предприятий, студенты, закончившие экономический вуз и не нашедшие другую работу- Безусловно, такие учителя должны получать педагогическое образование или хотя бы педагогический ликбез.
Очень часто ученик воспринимает экономические знания не как структурированную систему, а как достаточно хаотичную смесь из странных понятий, бессмысленных “законов” и решения задач. Где уж тут говорить о том, чтобы полученные знания помогали воспринимать окружающую действительность. Поэтому система базового экономического образования должна реализоваться через технологию, в основе которой лежат следующие положения:
Понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов.
Усилия преподавателя должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь учащимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий.
Учащимся должен быть представлен способ мышления, построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании. Ученик должен не просто прослушивать предлагаемый материал, но быть полноправным участником диалога.
Действительные персональные и социальные преимущества экономической грамотности выявляются лишь тогда, когда учащиеся вырабатывают навык применять свои знания к широкому кругу экономических вопросов, связанных непосредственно с их жизнью.
Преподавание экономики старших классах целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают создать нужную мотивацию. Это может быть создание реальных или воображаемых школьных компаний, где ученики получают навыки предпринимательской деятельности.
Другой вариант практической деятельности – экономические и деловые игры. Их использование возможно на любом этапе получения экономического образования – от учеников начальной школы до студентов.
Материальные и кадровые проблемы
Проблема подготовки кадров – учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 30% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Чаще всего экономику в школе преподают учителя географии или истории, понятно, что даже самая элементарная математика на таких уроках используется с большим трудом.
Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие – либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Вероятно, это – дело будущего, а также энтузиазма самих учителей.
Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс.
Предварительный просмотр
Проблемы преподавания экономики в школе
В течение более пятилетней педагогической деятельности нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами, и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения и перспективами решения в будущем. Попробуем обозначить проблемы и вопросы, возникшие (и возникающие до сих пор) в ходе процесса введения экономики как школьного предмета.
Сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах. С целью его рационального эшелонирования во времени целесообразно выделить ведущую целевую линию экономического образования, состоящую из следующих модулей:
Основная школа : на второй ступени обучение носит интегрированный характер, означающий усиление межпредметных связей познание основных экономических категорий и законов, экономических взаимозависимостей в окружающем мире с активным использованием компьютерных технологий и творческих заданий. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам на доступном для соответствующего возраста детей уровне.
Старшая школа : третья ступень обучение носит профильное направление, когда в учебном плане появляются новые, нетрадиционные учебные предметы, элективные курсы, отражающие тип профилизации, и способствуют формирование способностей применять инструменты экономического анализа различных ситуаций и фактов на микро- и макроуровне и доступно объяснять выявленные закономерности. Самоопределение личности для решения поставленных экономических задач.
Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на четыре группы:
На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов общеобразовательных для профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. Многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом – рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга, представляет определенную трудность для учителя. Более того, должности методиста по экономике в городе до сих пор не существует, так что поделиться своими проблемами и выбрать наиболее подходящую проблему школьному учителю экономики не с кем и не где.
Большинство учебников не приводят иллюстраций экономических процессов, или же примеры настолько абстрактны, что ученики воспринимают экономику как предмет далекий от жизни. Представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин в средней школе необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики.
Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в ВУЗе.
Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5-9 классах. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.
Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные “открытия” учащимися экономических фактов, законов, решений задач, то есть методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента. Курсовая подготовка института повышения квалификации учителей и различных общественных организаций ведется, но в большинстве своём во время учебного процесса.
Как решить данную проблему? В первую очередь решить эту проблему позволит более активная деятельность по подготовке учителей экономики. Причем эта работа актуальна на сегодня как в областном центре, так и в других городах и районах области. В этой работе, на мой взгляд, полезно использовать положительный опыт стартового семинара по экономике по программе Национального Совета по Экономическому Образованию США (в г. Иркутске) по созданию системы подготовки учителей. Учителя, прошедшие стартовые семинары NCEE, получают в дальнейшем непрерывную поддержку в виде семинаров второго уровня, специализированных семинаров и консультаций опытных методистов по экономике, а также информацию о новых учебно-методических изданиях и программных продуктах по экономике. Такой подход позволяет значительно расширить возможности для дальнейшего повышения квалификации учителей экономики в силу инновационности предмета.
Также необходимо способствовать распространению передового опыта путем проведения конференций, активизации работы ассоциации учителей экономики, проведения конкурсов профессионального мастерства, предоставления возможности школьникам для участия в разнообразных олимпиадах, турнирах и конкурсах при значительной поддержки этой работы городскими и областными органами управления образованием.
В первую очередь, это проблемы изучения экономики школьниками разного возраста. О них уже немного говорилось выше, но теперь стоит поговорить отдельно. Очень часто приходится слышать от учителей, что кто-то может преподавать экономику только старшеклассникам, а кто-то, наоборот “привык работать с малышами”. Каждый преподаватель экономики должен быть готов соотносить предлагаемый материал с возрастом своих учеников. Увы, здесь более всего страдают преподаватели экономики, не получившие педагогического образования – пришедшие работать в школу “на заре перестройки” бухгалтеры, экономисты с разнообразных предприятий, студенты, закончившие экономический вуз и не нашедшие другую работу. Безусловно, такие учителя должны получать педагогическое образование или хотя бы педагогический ликбез. Очень часто ученик воспринимает экономические знания не как структурированную систему, а как достаточно хаотичную смесь из странных понятий, бессмысленных “законов” и решения задач. Где уж тут говорить о том, чтобы полученные знания помогали воспринимать окружающую действительность. Поэтому система базового экономического образования должна реализоваться через технологию, в основе которой лежат следующие положения: Понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов.
Проблема подготовки кадров – учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 10% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Чаще всего экономику в школе преподают учителя географии или истории, понятно, что даже самая элементарная математика на таких уроках используется с большим трудом. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие – либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Ещё сильнее обостряет эту проблему низкая оплата труда в образовании в целом, ведь для того, чтобы начать преподавать этот новый предмет учителю потребуется затратить особые усилия. Таким образом, если у школы нет возможностей дополнительного стимулирования такой инновационной деятельности, она вряд ли сможет удержать даже уже подготовленного учителя экономики. Вероятно, это дело будущего, а также энтузиазма самих учителей. Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета.
Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.
Ниже в таблице приведены данные о дополнительном образовании по преподаванию экономики в школе учителей экономики г. Усть-Илимска.
Важнейшей задачей современной России является развитие экономического воспитания и экономической грамотности молодежи. Дальнейшее совершенствование экономики и развитие рыночных отношений в стране возможно только поколением, обладающим современным экономическим мышлением, то есть высокой экономической грамотностью, инициативностью, расчетливостью и деловитостью. Особое внимание при этом должно уделяться становлению молодежного предпринимательства, способного вытащить страну из экономического кризиса, решить и снизить остроту социальных проблем.
«Проблемы преподавания экономики в
Проблема улучшения экономического воспитания молодежи существует во многих развитых странах, поэтому накоплен богатый опыт его совершенствования и дальнейшего развития. Собственно экономическое воспитание, тесным образом связано с трудовым и нравственным. Поэтому в его основе лежит, современное профессиональное ориентирование, позитивная трудовая мотивация и общая гуманизация экономических отношений. Сегодня чрезвычайно важной социальной задачей для молодого поколения является успешное овладение экономическими знаниями, так как умение ориентироваться в происходящих экономических процессах, находится в основе многих современных социально-экономических проблем молодежи.
Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.
К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.
1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.
2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).
3. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.
4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе.
5. Кадровое обеспечение экономического образования.
На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов общеобразовательных для профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. Многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом – рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга представляет определенную трудность для учителя. Не достаточно методических материалов – рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.
Существуют различные подходы к обучению экономики в школе. Но культурно-функциональный подход наиболее, на мой взгляд, приемлемый для экономического воспитания в массовой средней школе. Его основные принципы:
1. Формирование общей экономической культуры,
2. Привитие функциональной экономической грамотности,
3. Формирование способности к развитию,
4. Формирование системы ценности и развитие индивидуальности,
Мне кажется, что именно такой подход должен быть заложен в будущий стандарт экономического образования школьников, как основной и обязательный для всех типов школ и образовательных концепций. Другие подходы должны использоваться не массово, а избирательно. Главное, что бы выбор диктовался не административными решениями, а выбором учащихся и их родителей, опыт и потребности которых и формируют социальный заказ образования.
Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные “открытия” учащимися экономических фактов, законов, решений задач, т.е. методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента.
Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников. Проблема подготовки кадров – учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 30% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие – либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Вероятно, это – дело будущего, а также энтузиазма самих учителей.
Зачастую школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:
1. Если нет возможности организовать преподавание нового курса, то лучше вообще не включать экономику в учебный план.
2. Основы экономических знаний можно дать ученикам в рамках других предметов: географии, истории, обществознания.
3. В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.
4. Курс должен реально обучать экономической культуре и грамотности, а не являться просто модным нововведением.
Зеленко Н. В. Изучение основ экономики в общеобразовательной школе
Коновалова И. В. Экономическое воспитание школьников
Эпоева К. В. Проблемы экономического образования школьников в современных условиях
Экономика введена в реестр обязательных предметов для изучения в школе в 2012 году. У нас в школе экономика сначала изучалась в курсе обществознания, а в 10 классе возникла как отдельный предмет, на который по большей части мы приходили отоспаться: бесконечные графики и определения сводили с ума. Школа была с экономическим уклоном, но на качестве предмета это никак не отразилось. И выпускаясь, я думала: зачем мне нужна экономика? Потом поняла — нужна, и не только мне.
Что знают об экономике современные школьники?
Для того чтобы в этом разобраться, можно открыть стандарт образования. В нем нет таких слов, как рынок, предпринимательство, банки, инвестиции, кредиты. Нет ни Адама Смита, ни Рикардо, ни Кейнса, ни даже Карла Маркса. Зато есть требование «сформированности системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе». К рыночной системе мы давно перешли, положим, а дальше что? Если открыть учебник, то все слова в нем есть, но только в виде определений. Еще мы все знаем на зубок факторы производства, кривые спроса и предложения (причем скорее знаем только об их существовании), виды конкуренции и безработицы, что такое ВВП и как деньги от Центробанка доходят до обычного человека.
Эти знания не бесполезные, но они неполные. Без применения на практике они теряют всякую значимость
Экономика в школьной системе образования идет рука об руку с обществознанием, часто они даже читаются в одном курсе. В какой-то мере экономика и вправду наука об обществе, человеке, но ведь не только. Это еще и основы жизни. Современные реалии сталкивают нас с экономикой ежедневно. Взять хоть цены на продукты: почему они растут? Оттого, что рубль падает, так? А тот почему падает? От санкций и скачков стоимости нефти. А как они связаны? А почему доллар имеет такое влияние на нашу валюту? Почему товары из Китая такие дешевые, хотя лучше многих американских? Ответы на все эти вопросы знает экономика, но не знает большинство школьников.
Зачем нужна экономика в школе?
Сначала нужно понять, кому этот предмет вообще преподавать: детям, средней школе, старшей?
Экономист, один из инициаторов создания первого учебника по экономике
Экономика — для старших классов. Обучение начинается в предпоследнем классе школы, когда перед тобой почти взрослый человек, который прекрасно мыслит, быстро развивается, не закостенелый, впитывает новое. Получаешь просто огромное удовольствие, работая с этим — назовем его так — контингентом, с этими ребятами. Ты понимаешь, что работаешь на будущее. То, как ты работаешь, культура, которую прививаешь, элементы знания — они останутся надолго.
Казалось бы, ну выпустится ребенок из школы, ну пойдет на экономический факультет и все ему там объяснят, а не пойдет — значит, и не нужно ему этого знать. Однако все совсем не так просто. Распределение карманных денег — тоже экономика. Вложить общие понятия в голову ребенка необходимо: школа должна давать фундамент знаний, чтобы потом университет мог начать строить на нем здание науки.
Учитель экономики в НОЧУ СОШ Центре образования «Самсон»
Экономика в школе, конечно, нужна. Мы как раз сегодня на уроке говорили о том, что поведение российского населения в условиях экономического кризиса очень и очень неэффективно. У нас 90% населения не обладает экономическими знаниями, и отсюда мы имеем такую серьезную проблему, как перекредитованность. Когда люди не могут спланировать свой бюджет, берут кредиты в банках, перекрывают эти кредиты, ну и, соответственно, со всеми этими долгами становятся банкротами. Школьники через год станут дееспособными, им будет 18, они выйдут во взрослую жизнь, смогут вести свободно свое домашнее хозяйство с точки зрения экономики. Они будут сами зарабатывать деньги, сами их тратить, и они должна понимать, как правильно это делать.
Как преподавать экономику?
Ни для кого не секрет, что экономика — довольно сложная для объяснения дисциплина. А главное — скучная. При неверной подаче материала никакого смысла в этом предмете никогда не будет, в конце концов, отоспаться старшеклассники и дома могут. И сколько бы Министерство образования ни вносило экономику в реестр обязательных предметов, плохие учителя все равно отобьют желание учиться.
Экономист, экономический обозреватель
На мой взгляд, экономика должна базироваться на жизненных примерах, то есть надо постоянно связывать ее с жизнью. Не рассказывать какую-то отвлеченную терминологию, а рассказывать, добавляя практические примеры. Вот когда человек знает, как это применяется на практике, тогда ему интересно, а когда это сплошная теория, зачем ему такое?
Сейчас рассматривается возможность выделения экономики в отдельный экзамен наряду с обществознанием, а не в его составе. Минобрнауки, Центробанк и Минфин вместе подготовили программу финансовой грамотности для детей 8-11 классов, которая будет принята во всех школах со следующего года.
По словам И. А. Сасовой, автора многих работ по теории и практике экономического образования, учащиеся начальной школы могут узнать около пятидесяти наиболее распространенных экономических понятий. Исследования таких ученых, как Л. В. Заньков, В. В. Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев подтверждают, что осознание абстрактных понятий (значительная часть экономических понятий относится именно к этим понятиям) возможно даже в начальном школьном возрасте.
Повседневная реальность показывает, что предмет экономики в начальной школе становится реальностью современной школы. Однако, несмотря на то, что существует множество идей и методических разработок, производительность работы по экономическому образованию и воспитанию низка.
В новых условиях социально-экономического развития России вопрос экономического культурного становления молодого поколения становится важной стратегической проблемой системы образования.
Формирование основ экономической культуры у младших школьников в образовательном процессе будет наиболее эффективным, если:
Это включает в себя формирование системы экономических знаний, умений и навыков элементарной практической деятельности, воспитание экономически значимых качеств личности, таких как бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность;
Содержание преподавания экономических основ детям начальной школы основано на современном состоянии развития экономической науки и учитывает психологические особенности детей этой возрастной группы;
Используются методы обучения, повышающие учебную и познавательную активность учеников (дидактические игры, семинары, решение экономических проблем).
Готовность к экономическому образованию
Современные психологи и педагоги единодушно пришли к выводу, что поскольку интерес и склонность к экономическим знаниям и навыкам во многом зависят от возраста детей (в 13-14 лет интерес к систематическому труду снижается, а ребенок 7-9 лет полон энтузиазма к труду), то целесообразно более активно вовлекать в трудовые отношения юных студентов, сознательно обращая внимание на их экономический аспект. Это может быть совместная работа с родителями дома, в саду, на почте, в библиотеке, выполнение поручений в магазине, другая совместная работа, дополненная беседами, разговорами на экономические темы, объяснениями экономических терминов и т.д. Психея младшего ученика характеризуется повышенной имитацией. Учитель представляет собой авторитетную инстанцию для ребенка. Доверие и открытость детей к влиянию педагогов и родителей создают благоприятные возможности для формирования в сознании детей общественно-значимых представлений о таком важном аспекте жизни общества, как экономика, для формирования позитивного этического фундамента на всю жизнь ребенка с целью выработки правильной модели экономического поведения. Ребенок психологически готов к экономическому образованию и обучению в школе, в первую очередь, объективно, то есть имеет необходимый уровень психического развития, чтобы начать учиться. Резкость и свежесть его восприятия, любопытство, яркость воображения хорошо известны. Его внимание уже достаточно длительное и стабильное, и оно отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, моделированием, элементарным строительством. Ребенок приобрел некоторый опыт использования своего внимания, своей независимой организации. Память ребенка также достаточно хорошо развита — он легко и твердо запоминает вещи, которые выделяют его на фоне других, что напрямую связано с его интересами и переживаниями. Зрительная и образная память семилетнего ребенка относительно хорошо развита, имеются все условия для развития вербально-логической памяти. Повышается эффективность осмысленной запоминаемости: экспериментально доказано, что 7-летние дети лучше (быстрее и крепче) запоминают не бессмысленные для них слова, а слова, которые они понимают. Уровень языкового развития ребенка достаточно высок. Словарный запас 7-летнего ребенка достаточно богат, с довольно высокой долей абстрактных терминов, в том числе экономических. Ребенок вполне может понимать услышанное, может артикулировать свои мысли и способен к элементарным мыслительным операциям — сопоставлению, обобщению, попытке сделать выводы (не всегда обоснованные, конечно). Также формируются элементарные черты личности: Дети в начале учебы уже обладают определенной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя часто и не заканчивают их), делают первые попытки оценить свои действия с точки зрения их социальной значимости, для них характерны первые проявления чувства долга, ответственности. Стремление к осмысленной деятельности велико, их социальные и экономические мотивы развиваются. Достаточно и собственного опыта наблюдения за объективной реальной жизнью, что, безусловно, включает в себя знакомство со значительным количеством экономических понятий и явлений. Таким образом, к моменту поступления детей в школу их возможности достаточно велики, чтобы приступить к систематическому экономическому образованию и воспитанию. Что касается субъективной психологической готовности ребенка к изучению экономических понятий, то она зависит от его индивидуальных особенностей, которые определяются здоровьем ребенка, условиями его жизни и деятельности, составом семьи, уровнем ее обеспеченности, структурой семьи и т.д.
Выбор форм и методов
Стремление учащихся начальной школы к механической запоминаемости, к простому повторению, без понимания смысловых отношений в запоминаемом материале требует последовательного и обоснованного, а главное — логического введения новых экономических понятий, формирования экономических знаний учащегося начальной школы как системы. Таким образом, формирование экономической культуры как качественного признака личности, показывающего уровень формирования экономических знаний, умений и навыков практической экономической деятельности, развитие экономического мышления и сознания, вполне может быть реализовано в начальном школьном возрасте, так как отвечает всем необходимым психолого-педагогическим параметрам этого возраста.
Программа экономического развития
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников