Примерное время чтения: 3 минуты
Со 2 по 15 декабря в стране проходит всероссийское образовательное мероприятие «Урок цифры». Онлайн-урок проводится в рамках празднования Дня информатики, который отмечается 4 декабря, пройти его могут школьники всех регионов страны, начиная от младшеклассников и заканчивая учащимися старших классов. Тема декабрьского урока — «Сети и облачные технологии».
Все
Видеолекции
Тренажеры
Рефлексия
Дополнительные материалы
Методические рекомендации
Видеолекция для 1-4 классов История развития Интернета и знакомство с облачными технологиями.
Видеолекция для 5-11 классов Сети. Облачные технологии. Облачные профессии.
Дополнительный ролик для 5-11 классов История развития сетей и интернета.
Дополнительный ролик для 5-11 классов Путешествие фото через сетевые маршрутизаторы.
Дополнительный ролик для 5-11 классов Как проверить работу сети?
В стране уже четвертый год подряд проходит масштабный всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий. Благодаря ему миллионы школьников с 1 по 11 классы уже смогли подружиться с искусственным интеллектом и получить знания от экспертов ведущих технологических компаний страны.
Наши ассоциации со словом «цифра» за последние десятилетия изменились кардинально. Если раньше речь шла об арифметике, то сегодня первая и самая верная ассоциация с этим словом связана с информационными технологиями.
Искусственный интеллект в отраслях
Узнай, как искусственный интеллект меняет нашу жизнь и различные отрасли экономики прямо сейчас, а также какие профессии будут актуальны в ближайшем будущем.
Мессенджеры
Материалы будут доступны ближе к дате запуска
Облачные технологии и искусственный интеллект
Как квантовые технологии меняют нашу жизнь
Прохождений:
5 878 203
Прохождений 2022/2023
Прохождений в сезоне 2021/2022 —
Урок»
Библиотека электронных учебных материалов для учителей и школьников на портале «1С:Урок». Тысячи интерактивных заданий, лабораторных работ и демонстрационных материалов для начальной и средней школы. А также интерактивная онлайн-среда «Математический конструктор» для создания живых чертежей прямо на занятиях.
Академия искусственного интеллекта для школьников
Проект Сбербанка и БФ Сбербанка «Вклад в будущее», нацеленный на формирование у школьников интереса к технологиям искусственного интеллекта и развитие навыков программирования.
Портал «Безопасность детей в сети»
«Лаборатория Касперского» рассказывает детям, с какими угрозами они могут столкнуться в сети и как избежать неприятностей, а родители узнают, как помочь ребятам осваивать цифровой мир безопасно. Для учителей на сайте доступны методические материалы для школьных уроков по информационной безопасности.
Яндекс
Яндекс — интернет-компания, которая развивает самую популярную в России поисковую систему и интернет-портал. У Яндекса есть сервисы для решения самых разных задач: с их помощью люди ищут информацию в интернете, слушают музыку, выбирают товары и услуги, учатся и делают многое другое. В основе сервисов Яндекса лежат сложные трудновоспроизводимые технологии, которые создаёт команда талантливых математиков и программистов.
VK развивает экосистему сервисов, которые помогают миллионам людей решать повседневные задачи онлайн
Квантовые технологии Росатом
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» – многопрофильный холдинг, объединяющий активы в энергетике, машиностроении, строительстве.
Ozon. Tech
Мы делаем крутые штуки и рассказываем об этом на конференциях, ведем блог на Хабре, контрибьютим в Open Source и много чего ещё. Enjoy!
«Урок цифры», организованный Академией искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» при экспертной поддержке Сбера, уже прошли более 1,4 миллиона учащихся.
В первом в этом учебном году уроке по теме «Искусственный интеллект в отраслях» приняли участие школьники не только из России, но и из многих других стран — Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и так далее. Среди регионов страны по числу участников лидируют Белгородская, Оренбургская, Самарская, Челябинская, Новосибирская, Московская и Омская области, а также Москва, Краснодарский и Пермский края.
В ходе обучения все желающие узнали об использовании искусственного интеллекта в различных отраслях экономики и закрепить полученные знания с помощью интерактивного тренажёра. Материалы урока представлены для трёх возрастных категорий — учеников с 1-го по 4-й, с 5-го по 8-й и с 9-го по 11-й классы, — чтобы каждый мог изучить искусственный интеллект в интересном и понятном для себя формате.
К уроку прилагаются материалы для учителей, которые позволят провести занятие в любой школе и познакомить учащихся с искусственным интеллектом независимо от технических возможностей классов: тренажёр адаптирован для мобильных устройств и доступен для любой платформы.
Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«Чем раньше дети знакомятся с искусственным интеллектом, тем больше у них шансов стать в будущем востребованными специалистами в любой сфере, поскольку эти технологии применяются повсеместно. Сбер уже несколько лет участвует в подготовке и проведении ″Уроков цифры″ вместе с другими крупными компаниями страны, и мы видим, как растёт интерес к этому направлению и расширяется география акции. Всё больше ребят подрастают, поступают в вузы на профильные специальности и создают первые собственные решения на основе искусственного интеллекта».
Сергей Плуготаренко, генеральный директор АНО «Цифровая экономика»:
«За первую неделю число прохождений российскими школьниками „Урока цифры“ по теме искусственного интеллекта достигло миллиона. Хочется пожелать нам всем не сбавлять темпа: помогает то, что тема искусственного интеллекта действительно в авангарде, и то, что ребятам очень хочется получить базовые знания по передовым технологиям. Очень здорово, что благодаря новым тренажёрам у педагогов есть возможность разнообразить уроки информатики востребованными современными кейсами, а у школьников — развить знания в области искусственного интеллекта».
Урок «Искусственный интеллект в отраслях» стартовал 18 сентября 2023 года в ходе Всероссийской образовательной акции «Урок цифры». Мероприятие реализуется АНО «Цифровая экономика», Минцифры и Минпросвещения России в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». Присоединиться к участию в проекте можно до 8 октября 2023 года включительно.
Пройти урок «Искусственный интеллект в отраслях» или организовать его может любой желающий.
В школах по всей стране в рамках образовательного проекта АНО «Цифровая экономика», Минцифры и Минпросвещения России проходит «Урок цифры» по искусственному интеллекту и машинному обучению. Проект продлится до 10 октября.
Стратегический партнер и разработчик его содержания — Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» при поддержке Сбера. Проект «Урок цифры» реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика».
В ходе «Урока цифры» дети познакомятся с понятием искусственного интеллекта, основными принципами его работы, а также узнают, как ИИ-технологии могут помочь человеку в различных профессиях. В качестве практической части урока учащимся предложено поработать на игровом тренажере. С помощью него они попробуют создать умного помощника для учителя математики — алгоритм, который умеет распознавать рукописный текст в тетрадях, искать в нём ошибки, анализировать их и даже давать рекомендации для педагога.
Материалы урока сопровождены методическими рекомендациями для педагогов по проведению основного варианта урока. Также в них будут предложены альтернативные сценарии проведения занятий с учётом разной технической оснащенности классов.
«Урок цифры» проводится в третий раз. В 2019 году в рамках проекта прошло 96 открытых уроков. 10 000 педагогов воспользовались материалами и провели занятия для 3,7 млн детей. Результаты прошлого года — это 111 открытых уроков, а также 24 000 учителей, которые ознакомили с ИИ-технологиями более чем 2 млн школьников«, — рассказывает Пётр Положевец, Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
«С момента запуска „Урок цифры“ показал себя как эффективный инструмент цифрового просвещения нового поколения и по праву завоевал любовь миллионов школьников и десятков тысяч учителей. Все тренажеры доступны для учителей и школьников круглый год, их можно легко интегрировать в учебный план, согласно видению педагога. Мы ежедневно сталкиваемся с применением искусственного интеллекта в повседневной жизни и даже не задумываемся об этом. Рассказать, как это работает доступным языком — наша общая задача, поэтому „Урок цифры“ рассчитан на детей любого возраста. Отличительной особенностью проекта является то, что основы знаний по этой теме школьника дают ведущие российские цифровые компании. Кто знает, возможно, сегодняшний пятиклассник благодаря „Уроку цифры“ станет высококлассным ИТ-специалистом и будет работать на благо российского цифрового будущего», — комментирует Евгений Ковнир, генеральный директор АНО «Цифровая экономика».
«Развитие искусственного интеллекта в нашей стране — сложная и важная задача, в решение которой должны быть вовлечены государство, крупные компании и граждане. В рамках федерального проекта „Кадры для цифровой экономики“ проводится обучение по различным передовым направлениям, среди которых особое место занимает искусственный интеллект. Проект „Урок цифры“ создает платформу знаний, на основе которой дети будут формировать свои компетенции в процессе дальнейшего обучения. Искусственный интеллект — это наше будущее, а данный проект помогает детям создавать его», — считает Татьяна Трубникова, Директор департамента координации программ и проектов Минцифры России.
Проект «Урок цифры» реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Занятия на тематических тренажерах проекта проводятся в виде увлекательных онлайн-игр для трех возрастных групп: учащихся младшей, средней и старшей школы. Методические материалы уроков остаются в доступе на сайте проекта и охватывают широкий круг тематик: алгоритмы, кодирование, командная разработка, безопасность в Интернете, управление проектами, искусственный интеллект, машинное обучение, персональные помощники, сети и облачные технологии, большие данные, беспилотный транспорт, нейросети и коммуникации, приватность в цифровом мире.
За 3 года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 38 млн раз. Проект охватил все 85 регионов России, а в 2019/2020 учебном году расширил свою географию — при поддержке Россотрудничества учащиеся русскоязычных школ из 100+ стран прошли тренажеры от ведущих российских компаний цифровой экономики.
Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнерами проекта в 2021/22 учебном году выступают «Лаборатория Касперского», Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», фирма «1С», компании Яндекс, Mail.ru Group, Росатом. Технологический партнер — международная школа программирования «Алгоритмика».
А старшеклассники смогут принять участие в более длительной проекте , реализуемом в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Для удовлетворения запросов рынка на ИТ-специалистов ученики 8-11 классов смогут бесплатно изучать языки программирования на двухгодичных курсах.
Первый набор на программы откроется в 2022 году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». « В этом году мы запустили проект „Цифровые профессии“, который позволяет россиянам старше 16 лет получить дополнительное образование в ИТ-сфере за половину стоимости. Планируем сделать образование доступным для более молодой аудитории и разрабатываем программу, по которой с 2022 года ученики старших классов смогут изучать языки программирования. Обучение поможет школьникам определиться с будущей профессией и сформировать навыки, востребованные в цифровой экономике. Продолжительность курсов составит два года, при этом обучение будет абсолютно бесплатным», — комментирует Татьяна Трубникова, Директор департамента координации программ и проектов Минцифры России.
На данный проект до 2024 года в федеральном бюджете заложено почти 9 млрд рублей. « Выделенные Правительством средства позволят до 2024 года подготовить 240 тысяч школьников. Уже в 2022 году первые 100 тысяч школьников получат такую возможность, а к 2030 году обучение пройдут 1,2 миллиона детей», — рассказал Заместитель Председателя правительства Дмитрий Чернышенко.
К обучению будут привлечены ведущие российские ИТ- компании. Организации помогут школьникам сформировать интерес к программированию, ИТ-специальностям. « Ребята чаще будут выбирать информатику при сдаче ЕГЭ, это в целом увеличит уровень знаний, средний балл и, как результат, количество поступающих в вузы на ИТ-специальности», — считает вице-премьер.
Что за «Урок цифры» и зачем он нужен?
Впервые «Урок цифры» провели в декабре 2018 года по инициативе Министерства просвещения РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и организации «Цифровая экономика» в партнерстве с ключевыми российскими компаниями сферы информационных технологий. В 2019-2020 учебном году было решено продолжить начатую инициативу году в целях развития у школьников компетенций цифровой экономики, а также их ранней профориентации в сфере информационных технологий.
В декабре 2019 года школьники могут узнать, что такое Сеть, что входит в понятие облачные технологии, как они работают и как надежно с помощью таких технологий хранить собранные данные. Ученикам также расскажут, как развивался интернет, как протестировать домашнюю сеть или свой любимый сайт, а также познакомят с профессиями людей, которые ежедневно трудятся, чтобы интернет работал надежно. Помимо этого школьники смогут потренироваться в прокладке сетей и диагностике серверов при помощи программируемого робота.
Ковать кадры со школьной скамьи
Без цифры сегодня никуда. Это понимают все люди от мала до велика. Тем более это осознают профессионалы цифровой отрасли, которые активно работают над тем, чтобы повышать компьютерную грамотность школьников и создавать новые кадры для цифровой экономики. Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения России, Минцифры России и АНО «Цифровая экономика» — задачами проекта называют развитие у школьников цифровых компетенций и раннюю профориентацию в областях, связанных с компьютерными технологиями и программированием.
«Подготовка ИТ-кадров — это одна из 42 стратегических инициатив правительства. Мы оцениваем дефицит таких специалистов в 1 миллион ежегодно. Для нас важно, что для сокращения этого дефицита усилия государства консолидируются с усилиями передовых компаний на рынке. А мероприятия, которые мы проводим, охватывают все регионы страны и все возрастные группы населения — от ранней профориентации школьников и ежегодного повышения количества бюджетных мест в вузы на ИТ-специальности до переобучения взрослого населения с господдержкой», — уточнил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
«В прошлом учебном году „Урок цифры“ охватил больше половины российских школьников. За три года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 41, 5 млн раз. В этом году у проекта, который еще только стартовал с 5 октября, уже без малого 3 миллиона прохождений. Все тренажёры доступны для учителей и школьников круглый год, их можно легко интегрировать в учебный план», — говорит Юлия Горячкина, заместитель генерального директора АНО «Цифровая экономика» по направлению «Кадры для цифровой экономики».
Несмотря на то, что «Урок цифры», который реализуется в поддержку нацпроекта «Цифровая экономика», эксперты преподают ребятам уже четвертый год, интерес к проекту не угасает. И неудивительно, ведь расписание этого учебного года очень интересное, а полученные знания можно сразу же применить на практике. Так, в октябре школьники познавали возможности искусственного интеллекта в образовании, а в ноябре они узнают о разработке игр. В будущем январе получат знания о компьютерной безопасности, в феврале откроют для себя искусственный интеллект в музыке, а в апреле научатся быстрой разработке приложений.
Методические материалы уроков, доступ к которым можно получить на сайте проекта, охватывают широкий круг тем: алгоритмы, кодирование, командную разработку, безопасность в интернете, управление проектами, искусственный интеллект, машинное обучение, персональных помощников, сети и облачные технологии, большие данные, беспилотный транспорт, нейросети и коммуникации, приватность в цифровом мире и многое другое.
«Это учёба и игра»
В октябре ребята получили возможность ближе познакомиться с понятием «искусственный интеллект», основными принципами его работы и узнали о возможностях его практического использования на примере профессии учителя. С помощью игрового тренажёра школьники получили возможность создать умного помощника для учителя математики. Конечно, это был не робот, а умный алгоритм, способный разбирать даже самый нечитаемый почерк, искать в написанном ошибки, анализировать их и даже давать кое-какие дельные советы педагогу.
Больше всего участников на октябрьском уроке проекта было из столицы и Московской области (102 094). Также в лидерах были Самарская область (38 256), Белгородская область (37 903), Новосибирская область (35 794), Санкт-Петербург и Ленинградская область (34 130).
По окончании акции в каждом федеральном округе будет выбран один самый активный регион, и его лучшие представители — участники проекта — будут награждены памятными призами от организаторов. Проект «Урок цифры», который охватил все 85 регионов России, реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
«Заниматься по разработанной учебной программе можно и в одиночку, но лучше делать это вместе с классом или даже всей школой. „ Урок цифры“ дает возможность детям и педагогам по всей стране прокачать свои цифровые знания и повысить интерес к современным технологиям. Мы надеемся, что школьники, благодаря этому проекту, смогут углубить свои знания об искусственном интеллекте и, возможно, со временем станут профессионалами в этой сфере», — комментирует Пётр Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Учащиеся каких классов могут пройти «Урок цифры»?
Принять участие могут школьники разных классов. Учащимся 1-4 классов предлагают пройти «Уровень для начинающих испытателей», с 5 по 7 класс — «Уровень для опытных специалистов», а с 8 по 11 класс — «Уровень для закаленных профессионалов». Для прохождения урока нужно заполнить анкету на сайте урокцифры.рф, после чего будет предложено пройти тест в игровой форме.
Сколько таких уроков запланировано в течение года?
В течение текущего учебного года запланированы пять «Уроков цифры». Все они направлены на приоритеты федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», профориентационную работу со школьниками и привлечение их в сферу IT-технологий. Так, с 5 по 18 ноября темой «Урока цифры» были «Большие данные». С 3 по 16 февраля 2020 года школьникам предложат тему «Персональные помощники», с 10 по 23 марта — «Безопасность будущего», а со 2 по 16 апреля — «Искусственный интеллект и машинное обучение».
Отзывы участников
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
Пройди тренажер —
Сергей КравцовМинистр просвещения Российской ФедерацииЧитать отзыв полностьюМихаил МишустинПредседатель Правительства Российской ФедерацииЧитать отзыв полностьюМихаил ПрибочийУправляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГЧитать отзыв полностьюМаксут ШадаевМинистр цифрового развития Российской ФедерацииЧитать отзыв полностьюАлександр ВедяхинПервый заместитель Председателя Правления СбербанкаЧитать отзыв полностьюБорис НуралиевДиректор фирмы «1С»Читать отзыв полностьюСергей БражникДиректор по развитию образования «Яндекса»Читать отзыв полностьюВладимир ГабриелянПервый заместитель генерального директора VKЧитать отзыв полностью