Всероссийский образовательный проект для школьников в сфере информационных технологий
Код будущего: учебный год 2023-2024
Учащиеся 8-9 классов (под руководством учителя информатики Юденко О.В.) продолжают участие в реализации дополнительной общеобразовательной программы Программирование на языке Python. Базовый уровень в рамках федерального проекта Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли национальной программы Цифровая экономика Российской Федерации.
Всероссийский классный час RuCode. Искусственный интеллект
Минцифры России информирует о проведении с 11 по 22 сентября 2023 года Всероссийского классного часа RuCode. Искусственный интеллект, направленного на ознакомление обучающихся с перспективными профессиями в области ИТ-сферы.
Методические материалы
Мероприятие организовано федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования Московский физикотехнический институт (национальный исследовательский университет) – ведущей образовательной организацией в области исследования искусственного интеллекта.
В сети Интернет по адресу https://edu.mipt.ru/ai-lesson размещены методические материалы, которые помогут учителям в доступной и увлекательной форме рассказать обучающимся о возможностях искусственного интеллекта и современных сервисах, созданных на его основе. Материалы ориентированы на школьников 5 – 11 классов и обучающихся по программам среднего профессионального образования и включают в себя сценарий проведения классного часа, презентации и видеоролики. Темы классных часов определены в соответствии с возрастом обучающихся.
В МБОУ СОШ №19
Мероприятие будет организовано для учащихся 10А и 11А классов 20 сентября 2023 года.
Урок цифры
В период с 13 марта по 02 апреля 2023 года учащиеся школы, в том числе Центра Точка роста, приняли участие в Уроке цифры по теме Что прячется в смартфоне: исследуем мобильные угрозы.
Киберугрозы для мобильных устройств
Ребята познакомились с видами киберугроз для мобильных устройств. На конкретных примерах для двух наиболее распространенных мобильных операционных систем узнали, как злоумышленники могут похитить данные и аккаунты, а также как можно избежать потерю данных и обезопасить свой смартфон.
Обучающие уроки по цифровой тематике
Урок цифры: Анализ в бизнесе и программной разработке
В период с 13 февраля по 15 марта 2023 года 483 учащихся школы стали участниками Урока цифры по теме Анализ в бизнесе и программной разработке.
Участники урока узнали, что такое метрики, из каких шагов состоит общая схема анализа данных, какие навыки необходимы аналитику, получили опыт проведения анализа данных и принятия решений на его основе как в сфере бизнеса, так и в сфере разработки цифровых продуктов.
Урок цифры: Технологии, которые предсказывают погоду
В период с 16 января по 5 февраля 2023 года 448 учащихся школы стали участниками Урока цифры по теме Технологии, которые предсказывают погоду.
С помощью урока ребята смогли не только примерить на себя роль специалистов, которые создают прогноз погоды, но и узнали, как искусственный интеллект позволяет его улучшать.
Запрет использования мобильных телефонов в школах
В среду Госдума запретила школьникам использовать мобильные телефоны на уроках, даже в образовательных целях. При этом закон не конкретизирует, как именно должен исполняться запрет и какое наказание предусмотрено для несовершеннолетних за отказ убрать смартфон.
“Ъ” узнал у педагогов, как они планируют бороться с телефонами на уроках и есть ли смысл в новом законе.
Реакция депутатов на новый закон
Тогда же, во время первого чтения, многие депутаты интересовались, кто и как должен будет контролировать соблюдение запрета. Какие санкции последуют за нарушение? — задавался вопросом Алексей Куринный (КПРФ). А Бийсултан Хамзаев (ЕР) спрашивал, придумают ли специальные коробочки, куда ученики должны будут складывать мобильники перед началом урока.
Татьяна Буцка (ЕР) напоминала, что телефон бывает нужен детям для интерактивных заданий. Учебные гаджеты в качестве исключения из запрета тут вообще упоминаться не должны, для них существуют свои законы,— заявил тогда спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Все эти детали так и не были прописаны в законе.
Глава комитета по просвещению Ольга Казакова пояснила, что реализацию законопроекта в каждой школе будут контролировать самостоятельно.
Ограничения использования электронных устройств в школах России
Реализация запрета возложена на Минпросвещения
Глава комитета по семье Нина Останина (КПРФ) заявила, что реализация запрета на использование электронных устройств в школах — это дело Минпросвещения. Вопросы депутатов были направлены в министерство, и был получен следующий ответ:
Ограничения использования электронных устройств поддержат качество образовательного процесса. Ученики, которые часто отвлекаются на развлечения, смогут начать проявлять интерес к более рациональным и полезным вещам. Принятые изменения также приведут к соблюдению СанПиНов, которые регулируют использование гаджетов во время учебы. Реализация всех нововведений происходит с участием экспертов, педагогов, региональных властей, управленцев образования и родителей для обсуждения изменений в образовательном процессе. Это также относится к реализации принятого федерального закона Государственной думой.
Практическое применение в школах
Директор нижегородской АНОО Школа 800 Марк Сартан отмечает, что хотя Госдума приняла обязательное решение, каждая образовательная организация могла самостоятельно установить подобные запреты. В этой школе, например, телефоны не изымаются, за исключением нарушений, но во время уроков и школьных мероприятий устройства должны быть в сумках или портфелях.
Педагоги в школе смогли легко интегрировать новый цифровой контент благодаря понятному материалу, который легко доступен на сайте в любое время.
Партнеры проекта и тематика
В учебном проекте участвовали крупнейшие отечественные технологические компании, такие как Яндекс, 1С, VK, Благотворительный Фонд Сбербанка Вклад в будущее, Росатом, и Лаборатория Касперского. Цифровой контент проекта включал области видеотехнологий, мобильных угроз, анализа в бизнесе и программирования, искусственного интеллекта, квантовых технологий и цифровых технологий в метеорологии.
В текущем учебном году количество обращений к тренажерам Урока цифры достигло рекордного уровня за всю историю проекта – более 15,4 млн обращений.
Тематика цифрового контента |
---|
Видеотехнологии |
Мобильные угрозы |
Анализ в бизнесе и программирование |
Искусственный интеллект |
Квантовые технологии |
Цифровые технологии в метеорологии |
Топ-15 Регионов по Прохождению Уроков
- Белгородская область
- Оренбургская область
- Магаданская область
- Омская область
- Чукотский автономный округ
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Пензенская область
- Республика Мордовия
- Самарская область
- Новосибирская область
- Камчатский край
- Республика Карелия
- Тульская область
- Калининградская область
- Челябинская область
Цифровые Технологии в Образовании
Цифровые технологии все больше встраиваются в нашу жизнь. Для детей это уже почти привычная среда для общения и изучения мира вокруг. Развитие тематических уроков в области информационных технологий открывает новые области знаний для ребят и их родителей.
Они узнают о работе с большими данными, осваивают языки программирования и навыки защиты информации, получают представление об искусственном интеллекте и квантовых технологиях. На уроках знакомят с востребованными ИТ-специальностями, чтобы рано определиться с выбором будущей профессии и подготовиться к поступлению в колледж или университет.
Урок Цифры: Образовательный Проект
Урок Цифры — уникальный образовательный проект, который уже 5 лет помогает школьникам развивать навыки в области информационных технологий и узнавать больше о высоких технологиях. В течение 2023 года этот проект помогает сориентироваться в мире ИТ и прокачать скилл, особенно перед сдачей экзаменов.
Новые знания могут помочь ребятам определиться с будущей профессией и подготовиться к становлению ИТ-специалистами.
Учебные Моменты в Сентябре
В сентябре, учебный год открыл урок от Благотворительного фонда Вклад в будущее под названием Искусственный интеллект в стартапах. Ребятам рассказали об ИИ-технологиях, стартапах и предпринимательстве. Через игровой тренажер они познакомились с разными технологиями искусственного интеллекта.
Сергей Плуготаренко, генеральный директор АНО Цифровая экономика, уточнил:
Цифровые технологии все больше встраиваются в нашу жизнь. Развитие тематических уроков в области информационных технологий — это открытие новых областей знаний для ребят и их родителей. Они узнают о работе с большими данными, осваивают языки программирования и навыки защиты информации, получают представление об искусственном интеллекте и квантовых технологиях.
Петр Положевец, Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка Вклад в будущее, подчеркнул важность развития цифровых навыков среди школьников.
«Урок цифры — большой и важный проект по цифровому просвещению, который помогает ребятам сориентироваться в мире профессий. Быть его частью для нас — большая ответственность. Рассказывая об искусственном интеллекте, который уже применяется в реальном секторе экономики и стартапах, мы вовлекаем школьников в технологическое предпринимательство, формируем необходимые навыки, учим экспериментировать, продумывать идеи, преодолевать препятствия. Кто-то, погрузившись в эту тему после участия в наших программах, определиться с выбором жизненного пути и траекторией обучения, а это самый главный результат».
Урок «Видеотехнологии» в ноябре от VK рассказал, как работают такие видеотехнологии, с помощью которых возможно позвонить в любую точку планеты, а также как нейронные сети помогают в создании и продвижении видеоконтента.
Посмотреть, из чего состоит процесс создания прогноза погоды и пройти все этапы его формирования — от сбора метеорологических данных до корректирования готового прогноза, как работает искусственный интеллект и чем он помогает метеорологам, стало возможным вместе с уроком Яндекса «Технологии, которые предсказывают погоду» в январе этого года.
«Яндекс выступает партнёром „Урока Цифры“ уже пятый год подряд. Мы убеждены, что это важный проект в развитии цифровых компетенций у школьников. Он помогает развить критическое мышление и навыки работы с информацией, знакомит с технологиями машинного обучения и показывает, как они применяются в реальной жизни, например, для прогноза погоды. Для Яндекса участие в проекте — возможность поделиться своей экспертизой с миллионами школьников, рассказать им о разнообразии профессий в IT и способствовать их будущему успеху», — отмечает директор по образованию в Яндексе Дарья Козлова.
С помощью урока от фирмы «1С» под названием «Анализ в бизнесе и программной разработке» в феврале школьники узнали, где применяется анализ данных, Зачем нужна аналитика при разработке программ и развитии бизнеса, что такое метрики и как они работают, какие инструменты используют аналитики — словом, что анализ данных необходим практически для всего. А умение принимать решения, выдвигать гипотезы и опровергать их на основе собранных данных — один из основных навыков современного человека.
«Мы очень рады вовлечению в проект все большего количества регионов. Видим это и по количеству прохождений тренажеров в разных регионах и по активности партнерских организаций фирмы „1С“. Надеемся, что рассматриваемые на Уроках цифры технологии и профессии найдут достойный отклик в сердцах многих школьников, принявших участие в проекте»,— комментирует Игорь Кузора, руководитель отдела образовательных программ фирмы «1С».
В марте и апреле в рамках урока «Что прячется в смартфоне: исследуем мобильные угрозы» от «Лаборатории Касперского» школьникам рассказали о видах киберугроз для мобильных устройств. На конкретных примерах для двух наиболее распространенных мобильных операционных систем ребята могли разобрать, как злоумышленники могут похитить данные и аккаунты, а также, как можно избежать потерю данных и обезопасить свой смартфон.
«Информационная безопасность и IT — перспективные и многогранные направления. В рамках „Урока цифры“ у нас есть уникальная возможность рассказать школьникам о многообразии возможностей для профессионального развития в этих сферах и о тех навыках, которые будут крайне востребованы в ближайшем будущем. Мы разрабатываем наши уроки так, чтобы дети также получали от них практические знания в области цифровой безопасности и могли применить их сразу, как только закончат проходить тренажёр. Очень ценно, что этот проект даёт возможность соблюдать такой баланс и при этом охватывает всю Россию», — отмечает Анна Кулашова, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ.
Росатом представил урок «Город будущего: как квантовые технологии меняют нашу жизнь», посвященный применению квантовых технологий в жизни в апреле. В рамках урока школьники получили знания о квантовых технологиях, как с их помощью многие сферы жизни становятся безопаснее и технологичнее. Урок также включал в себя материалы о квантовых вычислениях, криптографии, сенсорах и симуляторах и о том, как они улучшают жизнь человека.
«Проектируя работу в перспективных технологиях, важно формировать отношение школьников к цифре как серьезному направлению, которое не менее увлекательно, чем развлечения с гаджетами. Считаю, что Урок цифры прививает юным поколениям вкус к открытиям, чувство сопричастности к большим начинаниям страны и желание решить те задачи, которые никому не удавалось решить до них. Более 3 млн ребят приняли участие в нашем квантовом Уроке — рассчитываем, что в будущем многие из них станут частью нашей корпорации и будут обеспечивать наше общее технологическое лидерство», — прокомментировала результаты проекта директор по цифровизации Госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева.
Старшеклассники будут изучать азы современного общевойскового боя
«У нас в каждом классе есть ящички для телефонов, куда дети сдают их перед началом урока. Но не в приказном формате — мы стараемся объяснить, какая в этом польза,— рассказывает классный руководитель из Ростова-на-Дону Ольга Перченко.— Дети все адекватные и воспринимают просьбу без проблем, поэтому и с санкциями за нарушение запрета сталкиваться не приходится».
В подмосковной гимназии имени Е. М. Примакова уже действует запрет на уровне внутришкольных актов, рассказала “Ъ” директор Майя Майсурадзе. Более того, ученикам нельзя использовать телефоны не только на уроках, но и вообще все время пребывания в гимназии. По ее словам, это требование поддержали преподаватели, родители и совет старшеклассников: «Мы видим в этом только плюсы — дети общаются с учителями и друг с другом на переменах».
Запрет реализован следующим образом: каждый ученик при входе в школу сдает гаджет в индивидуальный ящичек и закрывает его на ключ. Забрать технику можно только после уроков, когда школьник уходит домой. «Если нужно срочно позвонить родителям, у нас есть городской телефон. А в экстренной ситуации это может сделать классный руководитель»,— рассказывает госпожа Майсурадзе. Директор уточняет, что в их школе «нет проблем с техническим обеспечением» и есть возможность при необходимости предоставить детям школьные ноутбуки или планшеты, если этого требует образовательный процесс. «На встречах с директорами школ Московской области я слышала опасения о том, что могут возникнуть проблемы при технической реализации законопроекта, так как схема не налажена,— говорит она.— Тем более что на переменах пользоваться телефонами не запретили».
Именно такое мнение у педагога из Великих Лук, участницы Форума классных руководителей Татьяны Рассоловой. Она считает, что большинство школ технически не готовы к хранению сотен телефонов. «Может, предложат повесить это на классруков, чтобы мы с коробкой телефонов по школе бегали за учениками. Но нам и так приходится носить учебники и тетради из класса в класс,— рассказывает учитель.— А если телефон разобьется или пропадет — сразу же нам родители предъявят претензии. Так что будем, как и сейчас, просить учеников убрать гаджет в портфель. Разве что теперь сможем апеллировать к федеральному закону». Также госпожа Рассолова замечает, что дети на уроках порой используют личные телефоны в образовательных целях: «Мы смотрим, например, словари на "Грамота.Ру", потому что часто в классе нет нужного бумажного издания. Не говоря уже о школьном ноутбуке для каждого ученика».
«Если у ребенка пропадет телефон после того, как он сдал его в коробку перед началом урока,— ну и хорошо. Хоть до ближайшего дня рождения без него походит, отдохнет»,— иронично отмечает первый зампред комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей ОП РФ, отец восьмерых детей Павел Пожигайло.
Он предполагает, что проблем с «изъятием телефона» в школах возникнуть не должно, и полностью поддерживает запрет, так как уверен, что гаджеты мешают правильному усвоению информации. Тем не менее господин Пожигайло признает, что телефоны встроены в учебный процесс: дети смотрят в них домашнее задание и пользуются электронными дневниками. «Я считаю, что нужно создавать методологию оценки эффективности таких законов: как сейчас дети знания усваивают и как будут усваивать через год-два после запрета,— предлагает Павел Пожигайло.— Думаю, тогда всем станет заметна польза от такой меры. А если по итогам таких оценочных мероприятий телефоны все же окажутся нужны в образовательном процессе — в чем я сомневаюсь,— то закон можно будет и скорректировать».
Где в школах ограничивают использование мобильных телефонов Во Франции ограничение на гаджеты в школах действует с 2010 года. Ученикам младших и средних классов запрещено приносить в учебные заведения любые электронные устройства с доступом в интернет. Для старших учеников ограничения вводятся по решению администраций учебных заведений.В Германии строгий запрет действует на территории Баварии, в других землях школы самостоятельно устанавливают правила обращения с гаджетами.В Греции использование мобильных телефонов в школах запрещено с 2012 года, причем как для учителей, так и для учеников. Такую меру ввели после того, как в полицию попали видеозаписи непристойного содержания с телефона, сделанные учителем в одной из школ.В Испании с 2020 года в школах и колледжах Мадрида и ряда других городов запрещены мобильные телефоны, смартфоны и планшеты. Приносить гаджеты можно, но они должны храниться в сумках или шкафчиках в выключенном состоянии.В Нидерландах запрет на использование мобильных телефонов, планшетов и смарт-часов на уроках вступит в силу с января 2024 года.В Канаде все решают региональные власти: в Онтарио, например, использовать телефоны нельзя ни в одной школе, а в Квебеке — только в государственных учебных заведениях.