основные способы образования слов в русском языке Урок в 6 классе 1 Урок презентация

Видео «Способы образования слов. Сложение основ»

Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные и прилагательные.

Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.

Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.

Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.

Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.

В русском языке выделяются следующие способы словообразования:

Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.

Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.

Изучением морфемной структуры слова занимаются два раздела языкознания: морфемика и словообразование. Эти разделы тесно связаны между собой. Разница между ними состоит в том, что морфемика рассматривает части, из которых состоит слово и его формы, а словообразование — способ, которым слово в языке образовалось. Обе науки не просто расширяют наши знания о языке, они способствуют повышению практической грамотности.

По исследованиям учёных, на 80 % грамотность человека зависит от понимания, из каких морфем состоит слово, как оно образовалось.

Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Словообразование – раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.

Главной единицей в обеих науках является морфема. Это минимальная значимая часть слова. Морфема — самая маленькая единица языка, которая имеет значение.

Основной путь пополнения словарного состава русского языка – словообразование.

Словообразование – это раздел языкознания, который изучает строение словарных единиц и способы их образования. В русском языке существуют различные способы словообразования, которые показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.

Каждый способ словообразования – это функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций. Это сложение, переход от одной части речи в другую и т.д.

Основные способы словообразования:

Что такое сложение в словообразовании?

Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.


ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ УРОК В 6 КЛАССЕ 1 УРОК ПРЕЗЕНТАЦИЯ

С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:

1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:

а) без соединительной гласной

б) с соединительной гласной

2. соединение части слова с целым словом

3. сложение сокращенных основ слов

4. сложение названий начальных букв словосочетаний

5. сложение начальных звуков слов

Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.

Аббревиатура (ит. abbreviatura < лат. brevis «краткий») — это сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков и частей слов.

Способы словообразования


ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ УРОК В 6 КЛАССЕ 1 УРОК ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Всего получено оценок: 105.

Обновлено 13 Января, 2022

Новые слова в русском языке не только появляются из других языков, но и образуются в нем самом от основ уже существующих слов. Это происходит с помощью словообразующих морфем. Присоединяясь к производящей основе, они создают новое слово с новым значением. Но этим не исчерпывается количество способов образования слов, с основными из которых ученики знакомятся в 6 классе.

Способы словообразования в русском языке

Большая часть слов русского языка образована морфологическими способами: присоединением к производящей основе значимых морфем.

Морфологические способы образования новых слов

Приставочным и постфиксальным способами образуются слова той же части речи, что и производящее слово. С помощью суффикса часто появляются слова другой части речи. (берёза (сущ.) — берёзовый (прил.) долгий (прил.) — долго (нареч.)).

Лексико-синтаксический способ словообразования

Образование новых слов происходит в результате слияния словосочетания в единую лексическую единицу. Примером такого слияния являются сращения наречий с причастием или прилагательным: долгоиграющий, малоизвестный. Слова срастаются в формах, которые они имеют в словосочетании. Иногда в образованное таким путём слово попадают даже предлоги (сумасшедший — с ума сошедший).

Слиянием образованы всем известные наречия сегодня и сейчас. Они образованы слиянием устаревшего местоимения сей (этот) и существительных день и час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Это переход слова из одной части речи в другую. При этом слово обретает новое категориальное значение. Прохожий, мостовая, больной — слова обозначали признак, будучи прилагательными, став существительными, называют предмет. Перейти вброд, уехать за границу, закрепить наверху — слова потеряли значение предмета, превратившись в наречия.

Что мы узнали?

Слова в русском языке создают словообразовательные морфемы, присоединяясь к основе уже существующего слова. Новые лексические единицы создают основы слов и их части, соединяясь друг с другом. Новое значение слова приобретают, переходя из одной части речи в другую.

Тест по теме

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Сложение или слияние?

Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:

При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:

В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.

Как отличить сложение от суффиксации?

При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.

Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?

Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:

Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:

В русском языке представлены следующие основные способы образования самостоятельных частей речи:

Имя существительное

1. Приставочный – происходит образование существительных от существительных: город — при-город,

2. Суффиксальный – происходит образование существительных от:

3. Приставочно-суффиксальный – существительные образуются от:

4. Сложение, в том числе с сокращением: лес + степь — лес(о)степь, Высшее учебное заведение – ВУЗ, медицинская сестра – медсестра, юго-восток.

5. Усечение: заместитель – зам, специалист – спец.

6. Субстантивация – происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий.

7. Сложение с суффиксацией: море + плавать – мореплаватель, земля + делать — земл(е)дел-ец, канат + ходить – канатоходец.

Имя прилагательное

1. Приставочный – прилагательные образуются от прилагательных: полярный – заполярный, огромный – преогромный, последний – предпоследний, громкий – сверхгромкий.

2. Суффиксальный, образующий прилагательные от:

5. Сложение с суффиксацией: кривой + бок  крив(о)бок--ий.

Числительное

Числительные образуются от числительных следующими способами:

Местоимение

Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое— и суффиксами —то, -либо, -нибудь: кто — ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь.

Глагол

1. Приставочный — от глаголов: ехать – пере-ехать, бежать — про-бежать;

2. Суффиксальный, при котором глаголы образуются от:

— глаголов: разгадать – разгад-ыва-ть, перечитать — перечит-ыва-ть;

— междометий: агу-агу-ка-ть, ах — ах-а-ть, мяу – мяу-ка-ть.

3. Приставочно-суффиксальный, при которым глаголы образуются от:

5. Сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить — у-мир(о)творить.

Наречие

1. Приставочный — от наречий: долго — не-долго, как — кое-как.

2. Суффиксальный, которым наречия образуются от:

3. Приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от:

4. Сложение с суффиксацией: мимо + ходить — мимоход-ом.

Как определить, каким способом образовано слово?

Для того чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо, прежде всего, опре­делить, к какой части речи оно относится и продолжать дальнейшую работу с начальной формой слова, а не с его грамматическим вариантом.

I.  Если в слове один корень:

1. Нужно убрать приставку. При наличии в слове двух и более приставок рассматривается только первая приставка. Если при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приста­вочный.

Примеры: непонятный — понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пони­манию»); безопасный — опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»); соавтор — автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);

Постройка — стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: постройка — построить (суффиксальный); объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» — отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алго­ритма: объявление — объявлять (суффиксальный).

2. Нужно убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если после «убирания» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова — суффиксальный: поручение — поруч(ить); белизна — бел(ый); уходящий — уход(ить).

Важно помнить! Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:

3. Если слово образовано приставочно-суффиксальным образом, то при «отсечении» первой приставки и последнего суффикса должна остаться часть производного слова: переносица — нос; вчитаться — чита(ть); по-английски —английск (ий).

4. Бессуффиксным способом (слово образовано с помощью нулевого суффикса)образуются, как правило, существительные, обознача­ющие действие или признак как предмет:

а) путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное);

б) путем добавления нулевого суффикса.

Примеры: взрыв – взрывать, отзыв — отзывать; отбор — отбирать; вздох — вздыхать; приезд — приезжать; синь — си­ний; ширь — широкий; подпись — подписывать.

II. Если в слове два и более корней:

1.  При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем:

а) сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр.

б) сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово-красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).

2. Сложение с суффиксацией характеризуется одновременным сложением двух основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сено­косилка (сено + кос(ить) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Вторая часть слова при этом способе образования не может существовать как самостоятельное слово.

Обратите внимание! Паровозик (паровоз + -ик), самолетик (самолет + -ик) — это суффиксальный способ.

3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ происходит, когда образуется но­вое слово, состоящее:

а) из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);

III. Если одна часть речи переходит в другую.

Данный способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: дет­ская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец — рядо­вой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар — всякий (сущ.) знает.

Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в резуль­тате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо — просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке — благодаря (дееприч.) за службу.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:

Морфологический (морфемный) способ образования слов

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными морфемами.

Морфологический способ образования слов обозначает то, что слова образуются при помощи присоединения морфем к производящей основе или слову.

Данный способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: приставками (префиксами), суффиксами, постфиксами, интерфиксами и окончаниями.

В зависимости от того, какая значимая часть слова прибавляется к исходному слову, выделяют следующие способы словообразования:

Для того чтобы правильно определить способ словообразования, нужно понять, от какого слова образовано данное слово и с помощью какой морфемы. Обычно за один словообразовательный шаг прибавляется одна морфема, но при приставочно-суффиксальном способе словообразования могут прибавиться одновременно одна приставка и один суффикс. Например, наречие некрасиво образовано от слова красиво с помощью приставки НЕ-. Значит, это приставочный способ образования. Слово справа образовано путём прибавления к слову правый одновременно приставки и суффикса. Это приставочно-суффиксальный способ образования. Существительное переход образовано от глагола переходить, следовательно, это бессуффиксный способ образования.


ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ УРОК В 6 КЛАССЕ 1 УРОК ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.

Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.

Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:

Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:

мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.

Видео «Словообразование. Способы словообразования»

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Основной объект – производное слово.

Производное слово – это мотивированное обозначение предметов действительности. Значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы.

Производное и производящее слово связаны отношениями производности.

Производность – это отношения между двумя однокоренными словами, при которых одно слово является с формальной и семантической точки зрения первичным, а другое – вторичным.

Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего). Также словообразование может служить для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка).

Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания

1) Установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне);

2) Определить, от чего и как образовано данное производное слово.

Основные понятия словообразования

— производная (ПН) основа,

— производящая (ПЩ) основа (или основы),

— процессы, сопровождающие словообразование.

Производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик ¬ стол, столик — ‘маленький стол’.

Производящая основа — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.

Средство и способ словообразования

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Но существуют и другие способы образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:

1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист — спец;

2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин —универмаг;

3) изменение принадлежности слова к определенной части речи: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.

Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать = земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).

С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:

При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.

Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:

В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:

Морфемика

Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

В морфемике решаются два основных вопроса:

1) Как классифицируются морфемы русского языка;

2) Как слово делится на морфемы, какой алгоритм морфемного деления.

Основная единица морфемики — морфема.

Традиционно морфемику относят к морфологии, объектами изучения которой является внутренний грамматический строй слова и каждый отдельный грамматический класс лексем. Поскольку единицы, выделяемые во внутреннем строении слов, являются знаками – значимыми частями морфологической единицы-конструкции – и они участвуют в грамматическом оформлении частей речи, это дает основание для выделения морфемики в отдельный раздел с самостоятельным объектом изучения – единицами, которые меньше слова, – морфемами.

Морфемика также изучает:

Морфемика тесно связана с разделом «морфонология», в котором изучаются звуковые изменения в морфемах и на их стыке в словах, и «словообразование», поскольку морфемы рассматриваются в связи с производностью слов, особенно с аффиксальными образованиями.

Слово как морфологическая единица-конструкция – это единство взаимосвязанных и сопоставимых морфем, которые его образуют.

Морфема (греч. – вид, форма) – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Морфема считается наименьшей неделимой частью слова, имеющей значение. Морфема является носителем определенного лексического или грамматического значения и регулярно воспроизводится в процессе речи в соответствии с моделями слов, присущими определенному языку.

Проявление морфемы в слове и его словоформах обозначается термином «морф». Морф – это конкретное проявление морфемы, представленное наименьшей значимой частью, которая выделяется в структуре определенной конкретной словоформы слова; то же, что и вариант морфемы.

Аломорф – морф определенной морфемы, претерпевший фонетическую модификацию, обусловленную звуковым составом соседних морфов или формальным строением слова.

В определении морфемы одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

Морфемная структура слова – это закономерное единство морфем. По значению и роли в строении слова морфемы делятся на:

Их также именуют как служебные и формальные (словообразовательные и грамматические).

Классификация морфем

В зависимости от значения и функции разграничивают морфемы:

1. Корневые (самостоятельные) – выражают основное лексическое значение слова.

2. Аффиксальные (служебные) – выражают дополнительные значения: словообразовательные и грамматические.

Аффиксы делятся на словообразующие (они используются для образования новых слов) и формообразующие (используются для образования новых форм слова)

Корень – центральная морфема в слове, выражающая его основное лексическое значение. Это обязательная часть слова, значение корня конкретно.

Принято разграничивать: свободные корни (желтеть, река, петь), которые способны выступать в слове без сопровождения приставок и суффиксов, образуя с окончанием целое слово, и связанные (отвергнуть, одежда, привыкнуть), которые функционируют только в сочетании с приставками и суффиксами.

В некоторых словах трудно выделить корень (отойти, надеть, добавка, обувь).

Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).

Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть;  о-де-ть, раз-де-ть).

Приставка (префикс) – служебная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой. Служит для образования новых слов (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере—о-деть по-на-вы-думывать).

Суффикс – морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов или для образования грамматических форм слова (лес-ок, стол-ик, красн-е-ть, зайч-онок, цвет-ок).

Окончание (флексия) – служебная морфема, расположенная, как правило, в конце слова и выполняющая формообразующую функцию. Служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание есть только у изменяемых слов, неизменяемые слова не имеют окончания (служебные слова, наречия, неизменяемые существительные и прилагательные, деепричастия, инфинитив).

У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.

Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.

Также окончание может быть нулевым:

Стола – Р. п.

Стол□ – И. п. или В. п.

Постфикс – служебная морфема, расположенная после окончания или формообразующего суффикса: словообразующие (-ся/-сь, -то, -либо, -нибудь), формообразующий -те.

Интерфикс – аффикс, выполняющий функцию соединительного элемента (вертолет, нефтепровод).

Основа – часть слова без словоизменительных аффиксов, выражающая лексическое значение слова. Основа обеспечивает тождество слова (широкий – широчайший – широченный).

Сложносуффиксальный способ образования слов

Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.

Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:

Такой способ словообразования является очень продуктивным:

Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.

Неморфологический (неморфемный) способ словообразования

Эти способы словообразования основываются на переходе одной части речи в другую, на слиянии двух слов в одно, либо на переосмыслении значения словоформы. Они не затрагивают морфемы.

Выделяют следующие неморфологические способы словообразования:

В основе лексико-семантического способа словообразования лежит распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы: кисть – часть руки; кисть – приспособление для рисования; кисть – ветка с ягодами или цветами.

Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность. Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.

Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи: любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом, темной ночью — спать (когда?) ночью, морозной зимой — родился (когда?) зимой.

Таким образом, формы творительного падежа существительных стали наречием: мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.

Как не спутать лексико-синтаксический способ словообразования со сложением?

Морфологический способ словообразования

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.

Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на

Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.


ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ УРОК В 6 КЛАССЕ 1 УРОК ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:

1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:

2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:

3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:

4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:

5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:

7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.

8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение

1) двух производящих основ в одно слово

а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):

б) с помощью интерфикса:

2) сложение усеченной основы и слова:

3) сложение усеченных основ слов:

4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:

Таблица с примерами

Пример 1. Определите способ образования слова «поначалу» из предложения:

Пона­чалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения ко­торого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.

Пример 2. Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фор­тепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).

Пример 3. Найдите в тексте слово, образованное приставочным  способом:

Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честно­стью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, пото­му что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.

Связь морфемики и словообразования

С изучением частей речи тесно связан вопрос о способах образования слов, являющихся предметом словообразования. Поскольку лексические, словообразовательные и грамматические значения в слове выражаются преимущественно морфемами, то традиционно в грамматике как предмет изучения рассматривается также морфемное строение.

Словообразование является одним из главных источников пополнения лексического состава языка, поэтому этот термин используется и для обозначения процесса деривации – создания производных слов.

Предметом изучения словообразования является словообразовательная подсистема языка. В задачи этого раздела относятся вопросы о способах и средствах создания производных слов, выяснение мотивационных отношений между исходными и производными единицами, классификации производных слов по признакам деривационной структуры и словообразовательным значениям в пределах соответствующих частям речи, определение производительности отдельных способов и средств деривации.

Словообразование тесно связано с несколькими уровнями языка – лексическим, морфемным и грамматическим, на каждом из которых рассматривается слово, однако в различных его аспектах (относительно значения, морфемного строения, словоизменения и принадлежности к определенной части речи, функций словоформ).

Словообразовательный аспект касается сферы речевой деятельности человека, направленной на обеспечение процессов номинации, создание целевых однословных знаков языка.

Про урокцифры:  КВАНТОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *