Видео «Способы образования слов. Сложение основ»
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные и прилагательные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Изучением морфемной структуры слова занимаются два раздела языкознания: морфемика и словообразование. Эти разделы тесно связаны между собой. Разница между ними состоит в том, что морфемика рассматривает части, из которых состоит слово и его формы, а словообразование — способ, которым слово в языке образовалось. Обе науки не просто расширяют наши знания о языке, они способствуют повышению практической грамотности.
По исследованиям учёных, на 80 % грамотность человека зависит от понимания, из каких морфем состоит слово, как оно образовалось.
Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Словообразование – раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.
Главной единицей в обеих науках является морфема. Это минимальная значимая часть слова. Морфема — самая маленькая единица языка, которая имеет значение.
Основной путь пополнения словарного состава русского языка – словообразование.
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает строение словарных единиц и способы их образования. В русском языке существуют различные способы словообразования, которые показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Каждый способ словообразования – это функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций. Это сложение, переход от одной части речи в другую и т.д.
Основные способы словообразования:
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
б) с соединительной гласной
2. соединение части слова с целым словом
3. сложение сокращенных основ слов
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
5. сложение начальных звуков слов
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
Аббревиатура (ит. abbreviatura < лат. brevis «краткий») — это сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков и частей слов.
Способы словообразования
Всего получено оценок: 105.
Обновлено 13 Января, 2022
Новые слова в русском языке не только появляются из других языков, но и образуются в нем самом от основ уже существующих слов. Это происходит с помощью словообразующих морфем. Присоединяясь к производящей основе, они создают новое слово с новым значением. Но этим не исчерпывается количество способов образования слов, с основными из которых ученики знакомятся в 6 классе.
Способы словообразования в русском языке
Большая часть слов русского языка образована морфологическими способами: присоединением к производящей основе значимых морфем.
Морфологические способы образования новых слов
Приставочным и постфиксальным способами образуются слова той же части речи, что и производящее слово. С помощью суффикса часто появляются слова другой части речи. (берёза (сущ.) — берёзовый (прил.) долгий (прил.) — долго (нареч.)).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Образование новых слов происходит в результате слияния словосочетания в единую лексическую единицу. Примером такого слияния являются сращения наречий с причастием или прилагательным: долгоиграющий, малоизвестный. Слова срастаются в формах, которые они имеют в словосочетании. Иногда в образованное таким путём слово попадают даже предлоги (сумасшедший — с ума сошедший).
Слиянием образованы всем известные наречия сегодня и сейчас. Они образованы слиянием устаревшего местоимения сей (этот) и существительных день и час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Это переход слова из одной части речи в другую. При этом слово обретает новое категориальное значение. Прохожий, мостовая, больной — слова обозначали признак, будучи прилагательными, став существительными, называют предмет. Перейти вброд, уехать за границу, закрепить наверху — слова потеряли значение предмета, превратившись в наречия.
Что мы узнали?
Слова в русском языке создают словообразовательные морфемы, присоединяясь к основе уже существующего слова. Новые лексические единицы создают основы слов и их части, соединяясь друг с другом. Новое значение слова приобретают, переходя из одной части речи в другую.
Тест по теме
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Как отличить сложение от суффиксации?
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
В русском языке представлены следующие основные способы образования самостоятельных частей речи:
Имя существительное
1. Приставочный – происходит образование существительных от существительных: город — при-город,
2. Суффиксальный – происходит образование существительных от:
3. Приставочно-суффиксальный – существительные образуются от:
4. Сложение, в том числе с сокращением: лес + степь — лес(о)степь, Высшее учебное заведение – ВУЗ, медицинская сестра – медсестра, юго-восток.
5. Усечение: заместитель – зам, специалист – спец.
6. Субстантивация – происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий.
7. Сложение с суффиксацией: море + плавать – мореплаватель, земля + делать — земл(е)дел-ец, канат + ходить – канатоходец.
Имя прилагательное
1. Приставочный – прилагательные образуются от прилагательных: полярный – заполярный, огромный – преогромный, последний – предпоследний, громкий – сверхгромкий.
2. Суффиксальный, образующий прилагательные от:
5. Сложение с суффиксацией: кривой + бок крив(о)бок--ий.
Числительное
Числительные образуются от числительных следующими способами:
Местоимение
Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое— и суффиксами —то, -либо, -нибудь: кто — ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь.
Глагол
1. Приставочный — от глаголов: ехать – пере-ехать, бежать — про-бежать;
2. Суффиксальный, при котором глаголы образуются от:
— глаголов: разгадать – разгад-ыва-ть, перечитать — перечит-ыва-ть;
— междометий: агу-агу-ка-ть, ах — ах-а-ть, мяу – мяу-ка-ть.
3. Приставочно-суффиксальный, при которым глаголы образуются от:
5. Сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить — у-мир(о)творить.
Наречие
1. Приставочный — от наречий: долго — не-долго, как — кое-как.
2. Суффиксальный, которым наречия образуются от:
3. Приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от:
4. Сложение с суффиксацией: мимо + ходить — мимоход-ом.
Как определить, каким способом образовано слово?
Для того чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо, прежде всего, определить, к какой части речи оно относится и продолжать дальнейшую работу с начальной формой слова, а не с его грамматическим вариантом.
I. Если в слове один корень:
1. Нужно убрать приставку. При наличии в слове двух и более приставок рассматривается только первая приставка. Если при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приставочный.
Примеры: непонятный — понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пониманию»); безопасный — опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»); соавтор — автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);
Постройка — стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: постройка — построить (суффиксальный); объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» — отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: объявление — объявлять (суффиксальный).
2. Нужно убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если после «убирания» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова — суффиксальный: поручение — поруч(ить); белизна — бел(ый); уходящий — уход(ить).
Важно помнить! Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:
3. Если слово образовано приставочно-суффиксальным образом, то при «отсечении» первой приставки и последнего суффикса должна остаться часть производного слова: переносица — нос; вчитаться — чита(ть); по-английски —английск (ий).
4. Бессуффиксным способом (слово образовано с помощью нулевого суффикса)образуются, как правило, существительные, обозначающие действие или признак как предмет:
а) путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное);
б) путем добавления нулевого суффикса.
Примеры: взрыв – взрывать, отзыв — отзывать; отбор — отбирать; вздох — вздыхать; приезд — приезжать; синь — синий; ширь — широкий; подпись — подписывать.
II. Если в слове два и более корней:
1. При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем:
а) сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр.
б) сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово-красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).
2. Сложение с суффиксацией характеризуется одновременным сложением двух основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сенокосилка (сено + кос(ить) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Вторая часть слова при этом способе образования не может существовать как самостоятельное слово.
Обратите внимание! Паровозик (паровоз + -ик), самолетик (самолет + -ик) — это суффиксальный способ.
3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ происходит, когда образуется новое слово, состоящее:
а) из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);
III. Если одна часть речи переходит в другую.
Данный способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: детская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец — рядовой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар — всякий (сущ.) знает.
Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в результате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо — просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке — благодаря (дееприч.) за службу.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
Морфологический (морфемный) способ образования слов
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными морфемами.
Морфологический способ образования слов обозначает то, что слова образуются при помощи присоединения морфем к производящей основе или слову.
Данный способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: приставками (префиксами), суффиксами, постфиксами, интерфиксами и окончаниями.
В зависимости от того, какая значимая часть слова прибавляется к исходному слову, выделяют следующие способы словообразования:
Для того чтобы правильно определить способ словообразования, нужно понять, от какого слова образовано данное слово и с помощью какой морфемы. Обычно за один словообразовательный шаг прибавляется одна морфема, но при приставочно-суффиксальном способе словообразования могут прибавиться одновременно одна приставка и один суффикс. Например, наречие некрасиво образовано от слова красиво с помощью приставки НЕ-. Значит, это приставочный способ образования. Слово справа образовано путём прибавления к слову правый одновременно приставки и суффикса. Это приставочно-суффиксальный способ образования. Существительное переход образовано от глагола переходить, следовательно, это бессуффиксный способ образования.
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Видео «Словообразование. Способы словообразования»
Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Основной объект – производное слово.
Производное слово – это мотивированное обозначение предметов действительности. Значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы.
Производное и производящее слово связаны отношениями производности.
Производность – это отношения между двумя однокоренными словами, при которых одно слово является с формальной и семантической точки зрения первичным, а другое – вторичным.
Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего). Также словообразование может служить для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка).
Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.
Главные задачи словообразования как раздела языкознания
1) Установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне);
2) Определить, от чего и как образовано данное производное слово.
Основные понятия словообразования
— производная (ПН) основа,
— производящая (ПЩ) основа (или основы),
— процессы, сопровождающие словообразование.
Производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик ¬ стол, столик — ‘маленький стол’.
Производящая основа — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.
Средство и способ словообразования
Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).
Но существуют и другие способы образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:
1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист — спец;
2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин —универмаг;
3) изменение принадлежности слова к определенной части речи: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.
Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать = земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
Морфемика
Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
В морфемике решаются два основных вопроса:
1) Как классифицируются морфемы русского языка;
2) Как слово делится на морфемы, какой алгоритм морфемного деления.
Основная единица морфемики — морфема.
Традиционно морфемику относят к морфологии, объектами изучения которой является внутренний грамматический строй слова и каждый отдельный грамматический класс лексем. Поскольку единицы, выделяемые во внутреннем строении слов, являются знаками – значимыми частями морфологической единицы-конструкции – и они участвуют в грамматическом оформлении частей речи, это дает основание для выделения морфемики в отдельный раздел с самостоятельным объектом изучения – единицами, которые меньше слова, – морфемами.
Морфемика также изучает:
Морфемика тесно связана с разделом «морфонология», в котором изучаются звуковые изменения в морфемах и на их стыке в словах, и «словообразование», поскольку морфемы рассматриваются в связи с производностью слов, особенно с аффиксальными образованиями.
Слово как морфологическая единица-конструкция – это единство взаимосвязанных и сопоставимых морфем, которые его образуют.
Морфема (греч. – вид, форма) – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Морфема считается наименьшей неделимой частью слова, имеющей значение. Морфема является носителем определенного лексического или грамматического значения и регулярно воспроизводится в процессе речи в соответствии с моделями слов, присущими определенному языку.
Проявление морфемы в слове и его словоформах обозначается термином «морф». Морф – это конкретное проявление морфемы, представленное наименьшей значимой частью, которая выделяется в структуре определенной конкретной словоформы слова; то же, что и вариант морфемы.
Аломорф – морф определенной морфемы, претерпевший фонетическую модификацию, обусловленную звуковым составом соседних морфов или формальным строением слова.
В определении морфемы одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.
Морфемная структура слова – это закономерное единство морфем. По значению и роли в строении слова морфемы делятся на:
Их также именуют как служебные и формальные (словообразовательные и грамматические).
Классификация морфем
В зависимости от значения и функции разграничивают морфемы:
1. Корневые (самостоятельные) – выражают основное лексическое значение слова.
2. Аффиксальные (служебные) – выражают дополнительные значения: словообразовательные и грамматические.
Аффиксы делятся на словообразующие (они используются для образования новых слов) и формообразующие (используются для образования новых форм слова)
Корень – центральная морфема в слове, выражающая его основное лексическое значение. Это обязательная часть слова, значение корня конкретно.
Принято разграничивать: свободные корни (желтеть, река, петь), которые способны выступать в слове без сопровождения приставок и суффиксов, образуя с окончанием целое слово, и связанные (отвергнуть, одежда, привыкнуть), которые функционируют только в сочетании с приставками и суффиксами.
В некоторых словах трудно выделить корень (отойти, надеть, добавка, обувь).
Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).
Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, раз-де-ть).
Приставка (префикс) – служебная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой. Служит для образования новых слов (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере—о-деть по-на-вы-думывать).
Суффикс – морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов или для образования грамматических форм слова (лес-ок, стол-ик, красн-е-ть, зайч-онок, цвет-ок).
Окончание (флексия) – служебная морфема, расположенная, как правило, в конце слова и выполняющая формообразующую функцию. Служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окончание есть только у изменяемых слов, неизменяемые слова не имеют окончания (служебные слова, наречия, неизменяемые существительные и прилагательные, деепричастия, инфинитив).
У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.
Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.
Также окончание может быть нулевым:
Стола – Р. п.
Стол□ – И. п. или В. п.
Постфикс – служебная морфема, расположенная после окончания или формообразующего суффикса: словообразующие (-ся/-сь, -то, -либо, -нибудь), формообразующий -те.
Интерфикс – аффикс, выполняющий функцию соединительного элемента (вертолет, нефтепровод).
Основа – часть слова без словоизменительных аффиксов, выражающая лексическое значение слова. Основа обеспечивает тождество слова (широкий – широчайший – широченный).
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Неморфологический (неморфемный) способ словообразования
Эти способы словообразования основываются на переходе одной части речи в другую, на слиянии двух слов в одно, либо на переосмыслении значения словоформы. Они не затрагивают морфемы.
Выделяют следующие неморфологические способы словообразования:
В основе лексико-семантического способа словообразования лежит распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы: кисть – часть руки; кисть – приспособление для рисования; кисть – ветка с ягодами или цветами.
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность. Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи: любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом, темной ночью — спать (когда?) ночью, морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким образом, формы творительного падежа существительных стали наречием: мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Как не спутать лексико-синтаксический способ словообразования со сложением?
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
б) с помощью интерфикса:
2) сложение усеченной основы и слова:
3) сложение усеченных основ слов:
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
Таблица с примерами
Пример 1. Определите способ образования слова «поначалу» из предложения:
Поначалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения которого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.
Пример 2. Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).
Пример 3. Найдите в тексте слово, образованное приставочным способом:
Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честностью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, потому что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.
Связь морфемики и словообразования
С изучением частей речи тесно связан вопрос о способах образования слов, являющихся предметом словообразования. Поскольку лексические, словообразовательные и грамматические значения в слове выражаются преимущественно морфемами, то традиционно в грамматике как предмет изучения рассматривается также морфемное строение.
Словообразование является одним из главных источников пополнения лексического состава языка, поэтому этот термин используется и для обозначения процесса деривации – создания производных слов.
Предметом изучения словообразования является словообразовательная подсистема языка. В задачи этого раздела относятся вопросы о способах и средствах создания производных слов, выяснение мотивационных отношений между исходными и производными единицами, классификации производных слов по признакам деривационной структуры и словообразовательным значениям в пределах соответствующих частям речи, определение производительности отдельных способов и средств деривации.
Словообразование тесно связано с несколькими уровнями языка – лексическим, морфемным и грамматическим, на каждом из которых рассматривается слово, однако в различных его аспектах (относительно значения, морфемного строения, словоизменения и принадлежности к определенной части речи, функций словоформ).
Словообразовательный аспект касается сферы речевой деятельности человека, направленной на обеспечение процессов номинации, создание целевых однословных знаков языка.