открытые курсы по экономике

Учебное заведение: Шахтинский технологический колледж

Преподаватель высшей квалификационной категории: Бондарева Нина Александровна

Предмет: Основы экономики

Раздел: Знакомство с бизнесом

Тема урока: Предпринимательство в рыночной экономике

Общая дидактическая цель:

• усвоение единичных знаний по основам экономики и обобщение их в систему путем оптимизации учебного процесса;

• закрепление и осмысление учебной информации;

• применение базовых и профессиональных компетенций в учебных ситуациях;

Триединая дидактическая цель:

Дидактические основы урока

Тип обучения – инновационный

Тип организации социальных отношений – «учитель – группа»

Технология обучения – информационно-коммуникативная

Метод обучения – интерактивный с элементами игрового моделирования

Стиль обучения – эмоционально-методичный

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока – урок-соревнование

Формы урока – работа в группах в сочетании с индивидуальной учебной деятельностью

Ожидаемый результат: понимание значения экономики в жизни общества и роли предпринимателя в экономике; повышение интереса к предпринимательской деятельности.

Материально-техническое обеспечение урока: методическая разработка урока; интерактивное оборудование; учебная доска; флипчарт с содержанием интерактивной презентации; учебно-раздаточный материал; накопительные жетоны.

Структурные элементы урока

4 Подведение итогов урока (2-3 минут)

5 Рефлексия (3-5 минут)

Задача этапа: обеспечить развитие у учащихся умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого; умения объективировать; оценивать результативность работы на уроке.

Оценка урока учащимися по 5-ти бальной шкале.

1. Организационный этап (2-3 мин.)

Взаимное приветствие; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния аудитории; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. Сообщение цели и задачи урока, этапов его проведения, методов стимулирования учебной деятельности. За активность команды получают накопительные жетоны (1 денежный жетон = 200 тыс.тенге), которые аккумулируются в банке и в последующем могут использоваться на развитие вашего бизнеса.

(Слайд 1) «Тема и цель урока»

Данный открытый урок проводится в канун юбилейных дат: 22-летия национальной валюты и Дня независимости Республики Казахстан. Независимость является основой всего существования государства. Мировое сообщество высоко ценит достижения Казахстана. И сегодня на уроке мы еще раз убедимся, что в РК за последние годы, в частности, наблюдается рост субъектов малого и среднего бизнеса.

(Слайд 2) «Тестирование по темам»

В рабочей тетради необходимо ответить на тест из десяти вопросов по одному из двух вариантов. Для проверки теста необходимо обменяться ответами и выставить оценку.

(Слайд 3) «Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в Республике Казахстан на 01.09.2015г.» (5-7 мин)

Д/з: Каждая из четырех команд должна представить свое предприятие, охарактеризовав его, используя, как можно больше экономических терминов (1 мин. макс.5 денежных жетонов).

Студенты дают понимание диаграммы. Приводят примеры видов субъектов предпринимательства. Выявляют ключевую фигуру – предпринимателя, его основные качества. Оценивается активность команд (макс 3 денежных жетона).

(Слайд 4) «Напишите плюсы и минусы различных видов предпринимательства» (3-5 мин.)

В рабочей тетради приводят преимущества и недостатки различных видов субъектов предпринимательства: личное (индивидуальное) предпринимательство; совместное предпринимательство (семейное, супругов, простое товарищество) (за активные устные ответы команды получают накопительные жетоны – макс.3 жетона).

(Слайд 5) «Тест предпринимательских способностей» (3-4 мин.)

В рабочей тетради необходимо пройти Тест предпринимательских способностей, поставив 1 балл напротив тех утверждений, которые отвечают вашим характеристикам. Будьте с собой честны!

Результат теста: Если Вы набрали 8 и более баллов, то у Вас есть все шансы стать предпринимателем. Если баллов меньше, то это не означает, что предприниматель из Вас не получится. Просто подумайте над ответами, и Вы поймете, какие качества Вам стоит развивать.

(Слайд 6) «Допиши пословицу про деньги» (4-5 мин.)

«Разминка для капитанов»

От каждой команды приглашается капитан.

Используя элемент «перо» капитанам по очереди нужно дописать пословицу про деньги, если ответа нет, то ход переходит к следующему (за правильный ответ один денежный жетон).

«Релаксация: Оздоровительная минутка»(2-3 мин.)

Оздоровительная минутка с комплексом упражнений для улучшения мозгового кровообращения, опорно-двигательной системы.

(Слайд 7) «Вставь пропущенное слово» (4-5 мин.)

Задание по теме «Спрос, предложение, равновесная цена».

Командам нужно по очереди вставить подходящее по смыслу слово (за каждое правильное слово один денежный жетон). Правильность ответа проверяется преподавателем на интерактивной доске путем «снятия фигуры на переднем плане», за которой находится пропущенное слово – ключ к ответам (за правильное слово 2 ден.жетона)

(Слайд 8) «Рыночное равновесие» (4-5 мин.)

К доске приглашаются по одному человеку из каждой команды. На интерактивном слайде изображены «рыночные весы» и экономические термины (картинки). Методом «перетягивания» экономических терминов (картинок) необходимо создать рыночное равновесие, «положив» тот или иной термин (картинку) на чашу весов (за правильный набор терминов 2 ден.жетона).

(Слайд 9 ) «Запиши формулу» (5 мин.)

Использование интерактивного презентационного инструментария к заданию. К доске приглашаются по одному человеку из каждой команды. Необходимо записать формулу функции спроса и предложения, используя элемент «перетягивания символов». Участники поочередно составляют формулу. Тот участник, который выбрал неверный фактор, пропускает ход (за каждый элемент формулы 1 ден.жетон).

(Слайд10) «Анализ перспективности идеи – SWOT-анализ» (6-10мин.)

SWOT-анализ – это инструмент бизнес-планирования, описание внутренних и внешних «плюсов» и «минусов»

(Слайд 11) «SWOT-анализ»

Командам выдается ватман, на котором в течение пяти минут необходимо провести SWOT-анализ. После выполнения задания проводится групповая его защита (за полный и интересный ответ команда получает макс. 10 ден. жетонов) .

(Слайд 12 «Краткость – сестра таланта» (2-3 мин.) (за правильный ответ учащийся получает 1 жетон).

Использование интерактивного презентационного инструментария к заданию (инструмент «шторка»). На экономические термины, представленные на доске дать кратко пояснение.

Подсчет денежных жетонов. Подведение итогов урока.

(Слайд 13) «Рефлексия » (3-5 мин.)

Использование интерактивного презентационного инструментария по проведению рефлексии. Оценка учащимися результативности работы на уроке.

Список использованной литературы и информационных ресурсов:

  • Гептинг В. « Основы рыночной экономики» учебное пособие: профессиональное образование, Изд. « Фолиант» Астана-2011
  • Камаев В. Д. « Основы экономической теории», М., Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997
  • Саяпов М. Ш., Бурдина Н. Г., рябушкин Б. С., Щетинин В. П. «основы экономических знаний», М., «СигналЪ», 1999
  • Томилов В. В. « Культура предпринимательства: деловые игры, практикумы, ситуации» Санкт-Петербург, 2001
  • «Экспресс-курс предпринимательства» учебно-методическое пособие, ДАМУ Фонд развития предпринимательства, Алматы, 2010
  • Чайжунусова Г. « Основы экономики» учебник: профессиональное образование, Изд. « Фолиант» Астана-2010
  • Шуленбаева Ф. « Практикум по основам рыночной экономике» учебное пособие: профессиональное образование, Изд. « Фолиант» Астана-2011

Коммунальное государственное казенное предприятие

«Колледж транспорта» управления образования

Восточно-Казахстанского областного акимата

План занятия № 10

Дата проведения: 13.12.2017г.

Время проведения: 12:20

Преподаватель: Жилкайдарова Г. Б.

Тема занятия: Предприятие в системе рыночной экономики

Технология: информационно-коммуникационные технологии, элементы игровой технологии, технология Clil.

Учебная – Рассмотреть понятие предприятия их виды и организационно-правовые формы предприятий.

Развивающая – Способствовать развитию внимания и быстроты мышления.

Воспитательная – Содействовать воспитанию ответственности, самостоятельности, аккуратности в работе

Межпредметные связи: Основы экономики, тема урока №7 «Бизнес, социально-экономическая сущность и организация», Основы предпринимательской деятельности, тема урока №2 Общая характеристика организационно – правовых форм

Элементы структуры занятия

1Организационный момент 2 мин

2Презентация: постановка целей и задач урока 2 мин

3 Опрос домашнего задания 35 мин

4 Изложение нового материала 37 мин

5 Закрепление нового материала 10 мин

6 Домашнее задание 1 мин

7 Подведение итогов урока 3 мин

1. Оргмомент. Приветствие студентов. Проверка присутствующих, внешнего вида, заполнение журнала.

2. Презентация: постановка целей и задач урока.

Объявление темы урока. Сегодня мы познакомимся с понятием предприятие и его видами, но до этого проведем опрос домашней работы в нетрадиционной форме. Опрос пройдет в 4 этапах:

1 этап: Глоссарий

2 этап: Оратор

3 этап: Кроссворд

4 этап: Экономическое домино

Как вы видите группа уже поделена на 4 команды. Чтобы заработать хорошие оценки командам нужно проявлять активность и набирать жетоны. В конце урока буду оценивать не только по баллу команды, но и индивидуально. То есть буду смотреть на активность каждого студента.

3. Опрос по предыдущей теме:

1 этап: Глоссарий. Здесь Вам дается определение термина, вы должны назвать термин на 3 языках. За полный ответ я даю 3 жетона. У каждой команды есть возможность ответить 2 раза.

Количество товаров или услуг, которые хотели бы выпустить и продать фирмы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Объем предложения (ұсыныс көлемі, quantity supplied) –

Готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц

Это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товаров и услуг.

Цена спроса (сұраныс бағасы, price demand)

Оособый рынок, где товаром является рабочая сила, покупателями – фирмы, продавцами – носители рабочей силы.

Рынок труда (еңбек нарығы, market labour)

Это организация, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определения их рыночных цен и распространение информации о них.

Фондовая биржа (қор биржасы, stock exchange )

Это форма движения ссудного капитала, то есть денежного капитала, предоставляемого в cсуду.

Студенты делятся на 4 группы. В ходе подготовки определяется докладчик от команды.

Цель “оратора ” донести до студентов группы в доступной форме предложенный материал. Кто лучше всех выступит, тот и побеждает. В ходе игры каждый студент оценивает “оратора ” по предложенным критериям. Оценка качеств “оратора ” производится по следующей шкале:

5 баллов – отлично выражен критерий;

4 балла – хорошо выражен критерий;

3 балла – удовлетворительно выражен критерий;

2 балла – плохо выражен критерий;

1 балл – очень плохо выражен критерий.

Выигрывает “оратор ”, набравший большее количество баллов.

Доклад 1 группы: Фондовый рынок и его структура.

Фондовая биржа. (5 мин)

-структура фондового рынка; -понятие “первичный фондовый рынок” и “вторичный фондовый рынок”, “эмитент”. Доклад 2 группы: Деньги и денежное обращение. (5 мин.)

– понятие “денег ”; – классификация денежных средств.

Доклад 3 группы: Кредитная система и банки. (5 мин.)

– понятие “ кредит”; – виды кредитов и банковская система

Доклад 4 группы: Сущность налогов и налоговой системы. (5 мин.)

– понятие “налога” и их характерные черты; -классификация налогов.

Оценка доклада студентов – “оратор ”

Полнота изложения материала

Использование наглядности при изложении материала

Громкая и четкая речь

3 этап: Конкурс кроссворд.

Чья команда быстрее разгадает кроссворд? Кто первый и правильно разгадает, той команде 4 жетона.

4 этап: “ Экономическое домино”.

Командам выдаются карточки двух видов: первый вид карточек – термины, а второй вид – понятия. Задача каждой команды соединить за 3 минуты термины с понятием. За каждый правильный ответ по 1 жетону.

Эталон ответа по деловой игре “Экономическое домино”.

Чисmое общесmвенное благо – благо, в котором оба свойства общественных благ выражены в полном объеме.

Смешанное общесmвенное благо – благо, в котором свойства общественных благ выражены не в полном объеме.

Депозитный сертификат – это документ, удостоверяющий взнос денежных средств в кредитное учреждение для получения определенного дохода.

Государственное регулирование экономики – это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политики государства,

Первичный рынок ценных бумаг – это рынок, на котором реализуются вновь выпущенные акции и прочие ценные бумаги.

Вторичный рынок ценных бумаг – это рынок, на котором происходит переход из рук в руки ценных бумаг, которые были выпущены ранее.

Фондовая биржа – это организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг.

4. Изложение нового материала.

1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности

2. Правовые основы функционирования предприятия

Бизнес по формам собственности и размеру может быть малый, средний и крупный.

Гражданским кодексом Республики Казахстан предусмотрены только три организационно-правовые формы для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли: государственное предприятие; производственный кооператив; хозяйственные товарищества.

Государственные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, этим они отличаются от иных коммерческих организаций. Уставный фонд предприятия – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав,  имеющих денежную оценку.

Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица – это дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно, на свой риск и под свою имущественную ответственность осуществляющий деятельность, направленную на получение прибыли.

Юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Они могут иметь следующие организационно-правовые формы.

– полное товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;

– товарищество на вере или коммандитное товарищество – это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности;

–  товарищество с ограниченной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров; участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ТОО, в пределах стоимости своих вкладов;

– товарищество с дополнительной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами товарищество,  уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров. Участники ТДО несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемом учредительными документами.

Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

5. Закрепление пройденного материала.

Каждая команда составляет синквейн. Самым лучшим ответам по 2 жетона. Остальным по 1 жетону.

6. Домашнее задание: Подготовиться к опросу по конспекту, И. С. Туревский

«Экономика отрасли (автомобильный транспорт)» 43-61 стр.

7. Подведение итогов урока.

Проанализировать работу студентов. Выделить активных студентов. Объявить оценки за урок. Поблагодарить студентов за работу в аудитории.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Арзамасский приборостроительный  колледж имени П. И. Пландина»

проведения открытого занятия по дисциплине «Экономика организации» по теме «Прибыль и рентабельность» с использованием элементов технологии критического мышления (для групп технических специальностей)

Мамонова М. В.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

«Если вы мне расскажете,

я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю,

но тоже забуду,

а если вы вовлечёте меня в дело,

я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо

Формирование творческой и мыслительной активности – одна  из важнейших задач современного образования. В программе модернизации образования отмечена необходимость развития у обучающихся умений критического анализа. Именно на это направлена технология развития критического анализа через чтение и письмо (ТРКМЧП). Она представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем творческую активность, предоставить условия для осмысления нового материала, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания на уроке.

В основе технологии – РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе. Необходимо заметить, что в выборе приемов для урока должны соблюдаться определенная последовательность и логика. Например, если на этапе вызова применялись «ключевые термины» или «перепутанные логические цепочки», то на этапе рефлексии целесообразно вернуться к выполненным до чтения текста заданиями предложить учащимся повторно выстроить предложенные события или понятия в хронологической или причинно-следственной последовательности.

Здесь основным является:

Для учителя эта технология предоставляет возможность открыть новые таланты в учениках, установить партнерские отношения. Она отличается сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами, хорошей стратегией для работы с текстом. Кроме того, она является универсальным инструментом обучения, так как предлагаемые методические приемы могут быть использованы в обучении различным предметным дисциплинам с учетом всех возрастов. Что же принципиально нового в данной технологии? Отличие содержится в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Данная технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Наиболее популярные приемы: синквейн и кластер.

– это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка — это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

– это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Строится в виде «грозди». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластеры могут стать ведущим приемом, как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-либо записи, мы интуитивно распределяем их особым образом, разделяя по категориям. « Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в особом порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Применение технологии РКМЧП дает учителю возможность оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке, что позволит учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в плане профессионального развития.

План проведения открытого занятия

– «Экономика организации»

–  «Прибыль и рентабельность»

– изучение нового материала

– Организация  групповой и самостоятельной работы  студентов.

– Показать использование элементов методики развития критического мышления через чтение и письмо.

Методические приемы с целью активизации мыслительной деятельности студентов  самостоятельная работа с текстом, работа в группах.

– рассчитывать прибыль, рентабельность;

– определять отпускную и розничную цену предприятия;

– рассчитывать показатели эффективности использования финансовых затрат.

Ход проведения занятия:

Итак, мы с вами кратко повторили материал, который изучили на прошлом занятии. Еще раз вспомнили, из каких элементов состоит отпускная цена на изготавливаемую продукцию. Но мы с вами ничего не сказали об одном из элементов отпускной  цены. О каком? (о прибыли). Так вот тема нашего сегодняшнего занятия: (дальше третий пункт)

_____     кто, что  1 слово

_____      _____    какой 2 слова

_____      _____      _____       что делал и т. д.  3 слова

_____      _____      _____       _____       моё отношение к ключевому слову   4 слова

_____      синоним  1 слово.

Предприятие работает хорошо

Количество не всегда показывает эффективность

Тема «Прибыль и рентабельность»

(лекционный материал для раздачи студентам)

Установив цену, предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с

Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует. Если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

финансовых ресурсов предприятия. Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Прибыль всегда определяется в стоимостной форме.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производства в условиях

Прибыль — важнейший источник обеспечения общегосударственных потребностей, так как налог на прибыль является одним из базовых налогов налоговой системы страны. В результате за счет прибыли обеспечивается:

Прибыль от реализации одного изделия равна:

– НДС – А

– отпускная цена изделия, руб.;

НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

– акцизный налог (для подакцизных товаров), руб.;

– полная себестоимость, руб.

Прибыль от реализации N изделий за год:

= П * N

В условиях рынка прибыль является важнейшим источником пополнения финансовых средств и источником самофинансирования. Самофинансирование – это способность предприятия не только покрывать свои затраты, но и получать прибыль. От размера полученной прибыли зависит финансовое состояние предприятия, возможности обновления техники и совершенствования технологии, развития социальной сферы предприятия и материальное благосостояние работающих.

Чем больше прибыль предприятий и организаций страны, тем крепче национальная денежная единица – рубль. Это означает стабилизацию макроэкономических показателей и, как результат — снижение уровня инфляции, рост материального благосостояния населения.

2. Виды прибыли

Первый вид прибыли – это Она определяется как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг.

, которую должно определять предприятие, рассчитывается следующим образом: к прибыли от продаж прибавляются (вычитаются) прочие доходы и расходы (например, уплата процентов за кредит, получение процентов по акциям).

, или прибыль (убыток) до налогообложения, при расчете которой должна быть учтена:

(нераспределенная прибыль), т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, получается при вычете из прибыли до налогообложения налога на прибыль в размере 20% и используется на следующие цели:

— это разница между доходами от продажи продукта и переменными затратами. Величина переменных затрат меняется в зависимости от производственных объемов. Переменные затраты объединяют расходы на материалы и сырье, топливные ресурсы и электроэнергию, заработную плату рабочих. Маржинальная прибыль необходима для компенсации основных расходов. Чем она больше, тем быстрее покрываются основные затраты, а значит — и более высокая конечная прибыль.

3. Факторы, влияющие на динамику прибыли

На величину и динамику прибыли воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.

Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения на рынке в данный момент времени, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений.

В некоторой степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата.

К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

4. Понятие «рентабельность»

Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность предприятия (бизнеса) – это показатель, характеризующий доходность его деятельности, или, другими словами, показатель экономической эффективности. В определенной степени этот параметр показывает, насколько эффективно компания использует имеющиеся в ее распоряжении экономические, природные, денежные и трудовые ресурсы. Если это некоммерческая структура, то можно сказать, что рентабельность – это и есть эффективность ее работы, для коммерческих же подразделений более важны точные количественные характеристики.

Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. В современных рыночных условиях для того, чтобы покупатели предпочитали продукцию изготовленную данным предприятием, чтобы товары пользовались большим спросом, необходимо тщательно следить за финансовым положением, правильно организовывать производственную деятельность и прослеживать экономические показатели.

Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство.

– прибыль, полученная предприятием за год, руб.;

– стоимость основных фондов, руб.;

– стоимость нормируемых оборотных средств, руб.

Рентабельность показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного вложенного в производство рубля производственных фондов.

где  П – прибыль, полученная от реализации единицы конкретного изделия (или за год), руб.;

– полная себестоимость единицы этого изделия (или всего объёма за год), руб.

Рентабельность показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного вложенного в производство этого изделия рубля затрат.

Рентабельность всей товарной продукции. Она определяется отношением прибыли, полученной за год от реализации всей товарной продукции, к себестоимости всего годового выпуска товарной продукции.

В условиях развитых рыночных отношений при наличии конкуренции предприятие повышает рентабельность за счёт снижения затрат на производство.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

Про урокцифры:  СТУДИЯ ОНИ ПЛР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *