Любовь Лукина Открытое интегрированное занятие для старшей группы «Путешествие в космос»
Тема: «Путешествие в космос»
Цель: уточнить и обобщить знания о космосе.
• Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;
• Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос»;
• Закреплять умение четко отвечать на вопросы;
• Развивать логическое мышление, мелкую и общую моторику и творческое воображение детей;
• Воспитывать уважение к трудной профессии космонавта;
• Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы.
Олеся Максимченко Открытое занятие в старшей группе «Удивительный мир космоса»
Выполнили: Максимченко Олеся Олеговна
Воронина Мария Александровна
ЦЕЛЬ: систематизировать и закрепить знания дошкольников по теме «Космос»
Образовательная область «познавательное развитие» :
• расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии;
• закрепить знания о планетах солнечной системы, о звездах;
• сформировать представления детей о смене дня и ночи, о смене времен года;
Образовательная область «речевое развитие» :
• развитие связной, грамматически правильной речи;
Юлия Ильющенко Открытый урок на тему «Космос» для подготовительной группы
Цель: формировать познавательный интерес детей к истории освоения космоса, дать представление о солнечной системе и космонавтах, продолжать учить отвечать на вопросы, строить диалоги и монологи. Воспитывать уважение к героям космоса и гордость достижениями своей Родины.
1. Приобщать детей к мероприятиям, имеющим государственное значение;
2. Прививать детям чувство уважения человеку за его труд через ознакомление с историей покорения космоса;
3. Развивать эмоциональный отклик и желание выражать свое отношение к миру вокруг нас.
Окружающий мир 1 класс “День космонавтики”
Учитель начальных классов – Назарова М. Н.
систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; расширить словарный запас учащихся; воспитывать чувство патриотизма.
2. Вступительное слово учителяУчитель. Давайте рассмотрим слайды, но которых следующие предметы . Что объединяет все эти предметы? (На слайдах изображены шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, парашют, Карлсон)Дети. Все они способны к полёту. У. На какие группы можно разделить эти предметы?Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт. У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Ответы учащихся.)– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт:3. Постановка задач урока– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока.
4. Работа с текстом учебникаУ. Прочитайте текст учебника про себя. Правильно ли выбраны ключевые слова? Какие?– Как вы поняли, почему именно 12 апреля считают днём космонавтики?– Посчитайте, сколько лет прошло со дня первого полёта в космос?– Ответьте на вопросы учебника.– Зачем люди летают в космос?
5. Физминутка «Ракета»А сейчас мы с вами, дети,Улетаем на ракете. На носки поднимись,А потом руки вниз. Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)Три, четыре – (основная стойка)Вот летит ракета ввысь.
Работа на макбуках. На слайдах загадки о космосе. На макбуках дети, отгадывая загадки рисуют космос.
Самый первый в Космосе
Освещает ночью путь,
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,Она не звезда, не планета,Загадка Вселенной –
На корабле воздушном,
В чёрном небе до зариТускло светят Фонари. Фонари – ФонарикиМеньше, чем комарики.
Он не летчит, не пилот
Он ведет не самолет
А огромную ракету
Дети, кто скажите это?
В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете. Космонавт, не забудьВо вселенную держишь (путь). Главным правилом у насВыполнять любой (приказ). Космонавтом хочешь статьДолжен много, много (знать). Любой космический маршрутОткрыт для тех, кто любит (труд). Только дружных, звездолётМожет взять с собой (в полёт). Скучных, хмурых и сердитыхНе возьмём мы на (орбиту).– Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам зарядку на внимание.– Правая рука делает круги влево, другая – вправо.– Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.– Правая нога в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.
– Когда в нашей стране отмечают День космонавтики?
– Кто был первым космонавтом?
– Как назывался первый космический аппарат?
Спасибо за урок.
: Путешествие в космос
: закрепит акробатические элементы кувырок, полушпагат, мостик, гимнастический шаг, разворот, ласточка.
Инвентарь; гимнастические палки, 2 мата, 2 гимнастические скамейки, нунтбук, медиопроектор, ленточки, магнитофон, компакт диск с классической мелодией.
1. Класс в одну шеренгу становись! Сегодня к нам на урок ребята пришли гости давайте громко и чётко поздороваемся. Учитель и дети приветствуют друг друга.
Ребята сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие, а чтобы узнать куда , вам нужно отгадать загадку.
Загадка про космос:
Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
У-ль: Правильно сегодня мы совершим путешествие в космосе. А скажите ребята как называют людей которые летают в космос
У-ль: Правильно , а каким должен быть космонавт?
Уче-ки: сильный, спортивный, выносливый, умный и т.д
Вы готовы стать космонавтами и полететь в космос?
На право к ракете шагом марш!
Дети под музыку выполняют ходьбу с заданиями
(на носках, на пятках, с высоким подниманием бедра, правым боком, левым боком , полуприсед.
Юные космонавты к взлёту готовы?
Сейчас мы с вами проведём обратный счёт.
Расчёт- ученики вместе с учителем считают 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- пуск
СЛАЙД 2 РАКЕТ+ МУЗЫКА
Бег задания выполняются по диагонали зала (с высоким подниманием бедра, в захлёст, приставной прыжок правым боком, левым боком, каракатица, бег с разворотом 360 градусов, ускорение).
Ходьба в обход по залу с восстановлением дыхания.
Построение в шеренгу по одному.
Вот мы с вами и попали в космическое пространство и первая наша планета .
Скажите мне ребята, а кукую планету, называют красной?
СЛАЙД 3 МАРС
Учитель : правильно МАРС. Скажите ребята , а на этой планете жить можно или нельзя.
Мы этого ещё не знаем. Но у нас в России уже готовят космонавтов к полёту на эту планету.
и эта планета в нашем путешествии будет первой.
Расчёт на 1-2 перестроение в две колонны через центр зала.
2. ОРУ с гимнастическими палками.
Далеко от мамы
Хорошо ребята с марсом мы с вами познакомились, теперь полетим на другую планету
СЛАЙД 4 Юпитер
Кто-то знает как называется эта планета
Да эта планета Юпитер и на этой планете мы с вами поиграем.
Ловишки с ленточками.
Учитель: Ну что продолжим дальше наше с вами путешествие?
А следующая наша планета называется.
Скажите ребята эта планета чем-то отличается от тех планет , на которых мы уже побывали.
Ученики: Да вокруг этой планеты кольцо в виде обруча.
3. Основная часть. Выполнение задания под классическую музыку
Расставляются вдоль 2 скамейки, соединяясь между собой.
Детям предлагается пройти по скамейкам гимнастическим шагом до середины и выполнить «ласточку» затем пройти до конца скамейки сделать разворот и пройти в обратном направлении на середине сделать присед на одной ноге, а другой ногой выполнить мах с переходом на «ласточку».
При этом нельзя падать.
Одновременно дети стелят 2 мата, на которых вторая половина выполняет соединение акробатических элементов один кувырок вперёд; полушпагат; мостик из положения, лёжа на спине;
Все задания можно выполнять под классическую музыку.
4. Заключительная часть.
Ну ,что ребята наше путешествие подходит к концу и нам пора лететь домой.
А на какой планете живём мы с вами?
Учитель: Правильно! А пока мы с вами будем лететь домой мы поиграем в игру , которая называется « Пилот».
Заводи моторы! (дети быстро вращают руками перед грудью- и изображают звук двигателя.
По команде учителя дети вытягивают руки в стороны ученики и учитель бегают по залу произвольно изображая ракеты. Главное условие избежать столкновений: По команде учителя « На космодром!»- необходимо как быстрее встать на своё место.(игра повторяется 2 раза, выбирается самый быстрый и внимательный).
Релаксация под музыку
Сед по турецки с закрытыми глазами в кругу дети касаются руками друг друга.
Построение в одну шеренгу.
Вот мы и прилетели домой, на нашу планету?
Публикация «Открытое интегрированное занятие для старшей группы „Путешествие в космос“» размещена в разделах
• Беседы на тему “Земля – наш дом”, “Солнечная система”, “О космонавтах”.
• Чтение художественной литературы о космосе, космонавтах.
• Рассматривание и чтение энциклопедий о солнечной системе, созвездиях
• Слушание космической музыки.
• Разучивание песен, игр, речевого материала.
Оборудование: презентация PowerPoint “Космос”; модели планет на плакате, аудиозаписи, портрет, дискошар, проектор, глобус.
-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними.
-Дети, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей).
-Возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
– Собрались все дети в круг. Я твой – друг и ты – мой друг. Крепче за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
-Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправляемся в необыкновенное путешествие. А куда? Вы узнаете, отгадав загадку:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный и необычайный.
В нём живут Вселенная, звёзды и кометы.
Есть и обитаемые, может быть планеты. ( Космос)
– Правильно. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в таинственный мир Космоса. Но прежде чем нам поговорить о космосе, ответьте, пожалуйста, мне на вопрос, в каком городе мы живем?
– (ответ детей)
– Правильно мы живем в Тюмени. А Тюмень находится в Тюменской области. А Тюменская область входит в состав России. А Россия одна из множества стран на нашей планете Земля.
Планета Земля похожа на шар. Она круглая. И если мы выйдем из дома и будем двигаться только вперед, то через много-много времени вернемся снова к своему дому. Вот посмотрите, как я могу проделать этот путь на этом воздушном шарике, ведь он тоже круглый, как наша планета Земля. Я, поставлю фломастер на самой верхней точке, и поведу линию вниз. И вот, я вновь оказалась в той точке, откуда начала движение. Вот так и древние путешественники убедились, что наша планета Земля круглая.
– А мы можем, просто поглядев на небо увидеть с Земли планеты?
– Да, конечно, просто посмотрев на небо, мы не увидим с вами планет.
Как называется подзорная труба, в которую смотрят на звезды и планеты?Как называют ученых, которые смотрят в телескоп?
Планеты и звезды можно увидеть с земли только в телескоп. Телескоп – это большая подзорная труба. И наблюдают за звездами и планетами в телескоп ученые, которых называют астрономы.
– Скажите, пожалуйста, какой недавно у нас прошел праздник (День космонавтики, который отмечался 12 апреля. А кто знает, почему именно 12 апреля отмечается День космонавтики? Потому что, именно в этот день 12 апреля 1961 года впервые в мире с космодрома Байконур Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле (ракете)«Восток».
– Ребята, сегодня утром в детский сад приходил почтальон и оставил письмо (воспитатель показывает конверт). Письмо прислала нам Луняша. Она приглашает нас к себе в гости на Луну. Ну что, примем ее приглашение?
И я предлагаю вам сегодня вместе со мной ненадолго отправится в космос, и увидеть все то, что видят космонавты. И заехать в гости к Луняше на Луну.
А как вы думаете, какими должны быть космонавты?
Дидактическаяигра «Каким должен быть космонавт?»
Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.
Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?
Дидактическая игра «Добавь слово»
Воспитатель: Любой космический маршрут
Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на.
Воспитатель: Самый дружный будет наш
Воспитатель: Если в космос мы хотим
В. – А на чем же мы с вами отправимся в космос? Правильно на ракете.
Как называется дверь в космическом корабле? (Дверь в космическом корабле называется люк). Через люк мы заходим на борт корабля.
Но для начала перед полетом, предлагаю Вам провести разминку.
А сейчас мы с вами, дети, (шагают на месте)
Улетаем на ракете. (шагают на месте)
На носки поднимись (поднимают руки вверх)
А потом руки вниз. (опускают руки вниз)
Раз, два, потянись — поднимают руки вверх)
Вот летит ракета ввысь! (ладони образуют «купол ракеты»
И сейчас я вам предлагаю занять места на нашей ракете и отправится в путь.
Воспитатель: Солнце (слайд – 2) – это самая близкая к Земле звезда, громаднейший раскаленный газовый шар. Солнце – самое сильное по притяжению тело во всей Солнечной системе, поэтому планеты вращаются вокруг него. Солнце настолько больше Земли, что если представить его в виде футбольного мяча, то Земля будет размером с песчинку.
А мы с вами пролетаем первую планету, которая ближе всех находится к солнцу Меркурий-(слайд – 3). И сейчас Настя расскажет о нем:
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Воспитатель : Меркурий — самая быстрая планета. Поверхность Меркурия твердая, каменистая. Днем планета практически горит под солнечными лучами, а ночью промерзает.
Воспитатель: Венера (слайд – 4)
Она хорошо видна на небе без телескопа. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню. Венера окружена толстым слоем облаков. И под этим облачным покровом стоит невыносимая жара. И сейчас Соня Макарова расскажет нам о нем стих:
В честь богине красоты
Названа, Венера, ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой нас одаряешь.
Воспитатель: Какая третья планета от Солнца?
Земля (слайд –5)– это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. В атмосфере содержится кислород, которым мы дышим и еще она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю от падающих из космоса камней и льда. И Полина хочет рассказать о Земле:
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше Звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Марс (слайд –6) Эту планету назвали в честь древнегреческого бога войны. Похожая на Землю планета, но меньше по величине и холоднее. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой». Год на Марсе длится в «раза дольше земного. На Марсе есть самая высокая гора в Солнечной системе – Олимп. Ее высота 27 тыс. метров. На Марсе имеются глубокие впадины, гигантские потухшие вулканы и обширные пустыни.
Марс – таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны (Соня Г.)
Юпитер (слайд –7). Самая большая планета Солнечной системы – в 10 раз больше Земли. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы на ней поместиться. Вокруг своей оси Юпитер вращается так быстро, что облака вокруг него вытягиваются в длинные ленты, придавая планете полосатый вид. Юпитер – не твердая планета. Особенность Юпитера – Большое красное пятно. Это огромный вихрь.
Юпитер – больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Сатурн (слайд –8). Сатурн – это планета-гигант светло-желтого цвета. Она очень быстро вращается вокруг своей оси. Она имеет газообразную структуру. У Сатурна есть кольца, которых нет у других планет, которые образуются из пыли, камней и льда. Все они вращаются вокруг планеты. Сатурн расположен далеко от Солнца, поэтому его температура очень низкая.
Сатурн – красивая планета
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Уран (слайд –9) (седьмая от Солнца, относится к планетам-гигантам). Уран – планета – гигант. Это первая планета, которую увидели в телескоп. Уникальным среди других планет его делает то, что он вращается “лёжа на боку. Ее называют лежачая планета. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время.
Уран – лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие – ночь.
Нептун (слайд –10) (восьмая планета от солнца. Нептун относится к планетам-гигантам. В римской мифологии бог морей. Поверхность его из космоса выглядит голубой. На Нептуне заметны пятна штормов. Самый крупный шторм выглядит, как большое темное пятно, по краю которого расположены белые пятна.
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Плутон (слайд –11)
Несется в пространстве далекий Плутон,
Он Солнца лучами едва освящен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
с ним спутник летит под названьем Харон.
Ребята раньше считали Плутон планетой, но теперь он является просто космическим объектом, так как Плутон очень маленький по сравнению с другими планетами.
– Мы с вами увидели планеты Солнечной системы. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Еще их называют Солнечная семья. Ребята скажите, а какую считалочку про планеты вы знаете?
– (ответы детей)
Воспитатель: Ребята мы приближаемся к Луне, пристегните ремни, мы готовимся к посадке.
Луна – естественный спутник Земли, ее постоянный ближайший сосед. Она вращается вокруг Земли. Луна меньше Земли в четыре раза. Она не светит сама, а лишь, как зеркало отражает падающие на неё солнечные лучи. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. Всю поверхность Луны покрывают большие и маленькие углубления – кратеры. Лунные кратеры – это следы от ударов камней из космоса – метеоритов. Темные пятна на Луне называют морями, хотя никакой воды на Луне нет.
– Мы земляне и живем на планете Земля. Скажите мне, пожалуйста, кто-нибудь еще живет в космическом пространстве?
– Возможно, вы и правы, и в космосе действительно живут инопланетяне.
Стук в дверь. Входит Луняша (воспитатель в костюме иноплонетянина)
– Ребята, посмотрите, к нам прилетел инопланетный гость. Давайте поздороваемся.
Мне кажется, что это добрая Луняша, и, наверное, он, как и вы любит поиграть.
– (инопл.)Здравствуйте ребята. Я хочу загадать вам загадки.
– Ребята, а луна это планета? (нет, это спутник Земли)
– Ребята, вы обратили внимание, что вся поверхность Луны покрыта мельчайшей лунной пылью? Вместо лунной пыли у нас песок. Так как на Луне нет ветра, следы космонавтов остаются навсегда. Дело в что на Луне нет воздуха. А вы ведь знаете, что ветер – это движение воздуха. А еще на поверхности Луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле и глубокие ямы кратеры. Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов. Давайте попробуем посмотреть как это происходит.
Опыт. Луняша раздает камни (шарики Су-джок) и сообщает, что это метеориты. Предлагает воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая емкость с «лунной пылью». От падения камней образуются ямки. Дети делают выводы: чем больше камень, тем глубже получается углубление. Эти углубления сохраняются, потому что на ЛУНЕ НЕТ ВЕТРА.
Физ. минутка Танец инопланетянина.
Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
– (инопл.) : Очень мне с вами понравилось, играть и танцевать, но мне пора спешить меня ждут срочные космические дела, но напоследок я хочу чтоб мы с вами сделали фото из космоса.
Дети подходят к столам. Работа проходит стоя. Если дети нуждаются в помощи, воспитатель помогает. Дети выполняют работу под музыку.
В. – Ребята, давайте посмотрим, что лежит у нас на столах (звезды, космические корабли,, клей, космонавт). Из все этого можно сделать фото целое космическое пространство.
Воспитатель. – Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе.
– (инопл.) Мне пора спешить домой, до свидания!
Дети прощаются с Луняшей.
– Ну вот, нам пора усаживаться в нашу ракету. Нам пора прощаться и возвращаться на родную Землю. Занимайте свои места на корабле, мы отправляемся в путь! А теперь дружно начинаем отсчет в обратном порядке. 10, 9,8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск- к дому начинаем путь!
– Ребята, а пока мы возвращаемся на Землю, давайте вспомним, какой весенний праздник в апреле?
– А как звали человека, который первым побывал в космосе?
– Как называется подзорная труба, в которую смотрят на звезды и на планеты?
– А как называют ученых, которые смотрят в телескоп?
– Что вы еще запомнили из нашего путешествия?
– Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу! Мы снова очутились на нашей планете Земля в нашем детском садике.
– Если вам понравилось путешествие, и вы узнали что-то новое, интересное, то возьмите звёздочку желтого цвета, если что – то не понравилось или не удалось выполнить красного цвета. Наше путешествие в космос закончилось. Молодцы ребята, вы все сегодня очень хорошо поработали!
Ход выполнения работы
1. Берём пластилин любого цвета. Начинаем катать шар – получается голова.
2. Катаем 2 маленьких шара – получатся 2 глаза. Лепим ножки.
3. Делаем из жгутиков рожки. Соединяем все заготовки с баночкой от киндера – сюрприза и наш забавный инопланетянин готов.
4. По желанию можно сделать летающую тарелку. На диск наклеиваем цветную бумагу и картон. С помощью пластилина прикрепляем контейнеры от киндера. При помощи соломенных палочек – антенны летающих тарелок и ножки.
– Спасибо ребята, вы молодцы, получилось всё очень красиво. Забавные пришельцы смотрят на нас и как бы приглашают нас к себе в гости.
5. Итоговый сбор.
Дети рассаживаются по кругу. С помощью вопросов воспитателя рассказывают в каком центре работали, что делали, что узнали нового, что больше запомнилось.
– А на память о нашем сегодняшнем путешествии мы хотим вам вручить «Удостоверение космонавта».
– А сейчас размещайтесь на стульчиках и представим, что мы в ракете, будем возвращаться назад.
Релаксация под космическую музыку.
Воспитатель: – Вот мы и дома. Я желаю вам новых путешествий и новых впечатлений.
Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Удивительный мир космоса“» размещена в разделах
• расширять и активизировать словарь по теме «Космос»;
• формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
Образовательная область «социально – коммуникативное» развитие:
• воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру;
• совершенствовать умения слушать ответ товарища и не перебивать;
• воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность;
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, готовность сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Образовательная область «Физическое развитие» :
• развивать координацию речи с движением (физкультминутка);
• развивать мелкую моторику рук;
Образовательная область «художественно – эстетическое развитие» :
• закреплять приёмы лепки;
• правила работы с ножницами и клеем;
• развивать эстетическое чувство, умение составлять композицию.
Материалы к занятию :
Записи музыкальных композиций по теме «Космос», иллюстрации по теме «Космос».
Центр Науки: палочка с СД на конце, 9 шариков на нитках разной длины, прикреплённые к диску, иллюстрация строения солнечной системы, фонарик, глобус, дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик, иллюстрация звёздного неба.
Центр Настольно – манипулятивных игр: девять планет из картона разного размера и цвета, шнуры для выкладывания орбит; игра – ходилка «Космическое путешествие», фишки, кубик.
Центр Творчества: пластилин разных цветов, баночки от киндер-сюрпризов, старые диски, цветная бумага, картон, клей, ножницы, соломенные палочки, планшет для лепки и стек.
Публикация «Открытый урок на тему „Космос“ для подготовительной группы» размещена в разделах
Материалы и оборудование: проектор, экран, картонная коробка с мукой, небольшой мяч, мягкие игрушки, глобус, лазерная указка, лист цветной бумаги ф. А2, воздушный пластилин.
Предварительная работа: подготовка презентации, беседы о космосе, планетах и космонавтах, подборка иллюстративного материала, изготовление фона под поделки.
– Доброе утро, ребята! Какое у вас настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу лучики хорошего настроения.
Все в кружок мы соберемся.
Крепче за руки возьмемся.
С друзьями вы переглянитесь
И друг другу улыбнитесь!
12 апреля вся страна ежегодно отмечает день космонавтики. (слайд) В этот день в 1961 году первый в мире человек полетел в космос – Юрий Гагарин.
Люди всегда мечтали путешествовать к звездам. Константин Эдуардович Циолковский (слайд) сделал чертежи и придумал летальный аппарат для полетов в космос. Через много лет Сергей Павлович Королёв (слайд) впервые смог изготовить спутник Земли. В 1957 был году он был запущен (cлайд). Такие спутники называются искусственными – они созданы человеком и выведены на орбиту вокруг Земли.
Ребята, как вы думаете, как наши телефоны соединяются друг с другом? А какая связь в наших телевизорах? Откуда мы узнаем, что завтра пойдет дождь или будет светить солнце? (Ответы детей).
Да, правильно. Спутники-связисты помогают смотреть телепередачи, вести телефонные разговоры, любой человек может определить свое местонахождение и прокладывать маршруты, а метеоспутники предсказывают погоду.
И вот в космос отправились четвероногие разведчики. 20 августа 1960 году запустили первый космический корабль, на борту которого отправились собаки.
«Те собаки не забыты,
Возвратили их с орбиты.
И теперь понятно будет-
В космос полетят и люди.
Псам тогда-еды тарелка.
Белка и Стрелка вернулись целыми и невредимыми. Посмотрите на видео, как запускали в космос Белку и Стрелку.
В космосе побывали не только Белка и Стрелка – посмотрите, ребята, сколько здесь разных зверей! (На столике разложены мягкие игрушки) Подойдите сюда и выберите тех, кто побывал в космосе : черепаха, кошка, обезьяна, кролик, морская свинка, мыши, лягушки, улитки и даже тараканы! Молодцы! Никого не забыли!
Но человек сам хотел побывать в космосе. Наш соотечественник Юрий Гагарин первым полетел в космос 12 апреля 1961 года. Он облетел на ракете вокруг Земли за 108 минут и вернулся обратно.
(Видео с песней «Знаете, каким он парнем был)
После посадки на Землю Юрий Алексеевич Гагарин сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».
А впервые в открытый космос вышел из космического корабля Алексей Леонов. (слайд) Он хорошо рисовал. Вот так Леонов изобразил космос. (слайд)
Давайте ненадолго станем космонавтами и отправимся в путешествие по Солнечной системе.
– Каким вы представляете себе космонавта? ( Ответы: здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).
– Какой будет наш транспорт? (Ракета или космический корабль)
– Что наденем? (скафандр (слайд)
– Какую еду возьмем с собой (еду в тюбиках (слайд и тюбики из-под зубной пасты с наклейками)
– На чем мы полетим в путешествие (На ракете)
Ну что ж, команда космонавтов, располагаемся в нашем космическом корабле.
Сделаем отсчё т от 10 до 1 и скажем: «Поехали!».
Надеть скафандры. (имитация).
Занять свои места. (дети кружатся на месте).
Приготовиться к отрыву от Земли. (все дети топают ногами).
Поехали! (подпрыгивают, руки вытягивают вверх).
При запуске ракеты слова распались на две части. Нужно соединить их вместе, чтобы получилось слово. ( Задание «Составь слово» : -на магнитной доске вызываемые дети составляют из слогов слова- спут – ник, телес – коп, зем – ля, лу – на, солн – це, кос-мос, звез – да).
Мы летим к Солнцу – это огромная раскалённая звезда. От Солнца мы получаем свет и тепло, необходимые для жизни. От него зависит, какое время года на Земле.
– Солнце пригревает, фрукты поспевают, мы на речку все идем, и купаться всех зовем. Какое это время года? (Ответы детей).
– Снег идет, холод настает, варежки наденем, с горки мы поедем. Когда это бывает? (Ответы детей).
Попробуйте придумать свою загадку про любимое время года! (Ответы детей)
Наш путь проходит мимо Луны – спутника Земли.
Смотрим в небо мы ночное,
Темнота и тишина.
Звезды светят лишь немного,
Дарит свет весь нам (луна (слайд)
Луна влияет на многое на Земле – приливы и отливы в морях и океанах; на то, что происходит с растениями, животными, и даже человеком. Например, есть лунный календарь, по которым садовники и огородники сажают растения.
На поверхности Луны можно подробно рассмотреть кратеры и горы, для этого есть специальное устройство – телескоп. (слайд)
Хотите узнать, как образуются кратеры? Давайте проведем опыт и выясним, как образуются метеоритные кратеры.
Представьте, что мука – это поверхность планеты, а мяч – это метеорит. Метеорит пролетел в космосе с огромной скоростью и столкнулся с планетой. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубления или кратеры. Догадайтесь, почему? (поверхность планеты покрыта толстым слоем пыли, поэтому образуется кратер).
Вокруг солнца вращаются девять планет, много астероидов и комет.
Давайте рассмотрим макет солнечной системы (слайд)
А какие вы планеты знаете? (Ответы детей)
– Ребята, давайте повторим и закрепим названия планет считалочкой.
(Дети встают в круг. Воспитатель передает мяч любому ребёнку – ведёт счет, дети называют по порядку все планеты.)
Считаем планеты мы с корабля:
Первый — Меркурий,
Вторая — Венера,
Третья по счету — наша Земля,
Марс – он четвертый,
Пятый — Юпитер,
Следом — Сатурн,
И дальше — Уран,
Был он седьмой по счету планетой,
Восемь и девять – Нептун и Плутон –
Самый последний и маленький он.
А есть ли в космосе ещё что-нибудь, кроме этих девяти планет? (Кометы, астероиды, звёзды, спутники, метеориты, ракеты).(слайд)
На этом наше космическое путешествие не заканчивается – нам еще нужно вернуться домой. Для того, чтобы мягко приземлиться, нам надо убрать лишние слова, чтобы они нам не помешали.
(задание 4 лишний)
«Марс, Антарктида, Венера, Земля.
Ракета, спутник, катер, космический корабль.
Астероид, звезда, глобус, метеорит.
Венера, Нептун, Сатурн, Большая Медведица. ( Ответы)»
Молодцы! Теперь мы точно знаем, что обязательно сможем вернуться на нашу планету Земля.
Ура! Приземляемся! В страну (какую)-Россию (слайд)
Мы возвращаемся в город (какой)- Воронеж
Давайте найдем нашу страну на глобусе! (с помощью лазерной указки)
В космосе хорошо, но на Земле лучше! (возвращаемся из космоса под музыку)
А сейчас мы слепим из воздушного пластилина ракеты и поместим их на лист с изображением Земли, Солнца и звезд. ( Дети выбирают цвета воздушного пластилина и лепит каждый свою ракету)
Вот и подошло наше занятие к концу! Все отлично поработали!
Что вам больше всего запомнилось?
Ход занятия
1. Утренний сбор. Вхождение в тему.
Стульчики стоят полукругом.
– Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся и подарим гостям свои улыбки.
Звучит музыка и на доске появляются картинки с изображением снимков из космоса.
На этом фоне звучит стихотворение:
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут! В космосе так здорово!
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
Воспитатель: – Как вы думаете ребята, о чем это стихотворение?
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, а в космосе всё находится, где попало или есть какой – то порядок? (ответы детей)
Воспитатель: – Космос – это загадка для человека. Дети, а вы хотели бы разгадать загадки космоса? (Ответы детей)
На доске появляется картинка Солнца.
Воспитатель: – Что это? (Солнце).
Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!
Воспитатель: – Ребята, давайте решим, почему первым на экране у нас появилось Солнце? (ответы детей)
Воспитатель: Это самая важная звезда. Вокруг неё образуется Солнечная система.
На доске появляется изображение Солнечной системы.
Воспитатель: – Ребята, скажите, пожалуйста, сколько планет в Солнечной Системе? (В Солнечной системе девять планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно, по одному и тому же пути, который называется орбитой.)
– Давайте вспомнить их названия по порядку? (ответы детей)
– Отгадайте загадку, о какой она планете?
Она твоя, она моя,
– Найдем расположение нашей планеты на иллюстрации (ребенок по желанию показывает)
Воспитатель: – Из всех планет Солнечной системы жить мы можем только на Земле, Как вы думаете, почему? (Потому что здесь есть воздух, вода, и здесь нужная нам для жизни температура.)
– Если Солнце – это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?
Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей)
– Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года.
Воспитатель: – Как называется профессия людей, которые отправляются в космос для работы, чтобы проводить там исследования? (космонавты).
Воспитатель: – Наши Российские космонавты первыми полетели в космос.
– Назовите имя первого космонавта Земли? (Юрий Алексеевич Гагарин)
– Какая женщина первая отправилась в космос? (Валентина Владимировна Терешкова) (Показ иллюстрации)
Воспитатель:- А вы знаете чем занимаются космонавты во время полета? (ответы)
Воспитатель: – Они ведут технические наблюдения, изучают поверхность Земли, Луны, других планет. Сообщают о приближающихся тайфунах, ураганах, стихийных бедствиях, уточняют прогноз погоды. Обеспечивают спутниковую теле и радио связь.
Воспитатель: – На чем летают космонавты? (ответы)
Воспитатель: – На ракете, еще ее называют космический корабль, и у каждого есть название, на каком космическом корабле совершил свой полет Юрий Гагарин (ответы) (показ иллюстрации)
Воспитатель: – А давайте сегодня отправимся в необычное путешествие далеко за пределы нашей планеты, в далекий и необъятный космос? (ответы)
– Ребята, а у нас тоже есть ракета. Но она не простая, она может сделать остановку там, где мы её попросим, куда мы захотим. Мы с вами не просто совершим полет, а также как космонавты будем выполнять задания.
2. Планирование детской деятельности. Презентация центров.
В Центре настольно – манипулятивных игр вам нужно будет разложить планеты в правильном порядке по орбитам или предлагаем в игре – ходилке совершить «Космическое путешествие».
В Центре Науки нас ждут интересные открытия : мы проведем опыты и узнаем, почему день и ночь «меняются» местами, светят ли звезды днем.
В Центре Творчества нас ждё т межгалактическая встреча : мы пофантазируем и слепим, смастерим из бросового материала инопланетян, роботов и летающие тарелки.
3 Выбор деятельности ребенка.
Воспитатель: – Подумайте и решите, в каком центре вы хотите совершить остановку.
Если вы выбираете Солнце, то ваша остановка Центр Науки,
Центр Творчества – выбираете планету, если звездочку – Центр Настольно – Манипулятивных игр.
4. Деятельность в Центрах активности.
– Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Всё движется.
Опыт №1 «Солнечная система»
Оборудование: палочка с СД на конце, 9 шариков на нитках разной длины, прикреплённые к диску, иллюстрация строения солнечной системы.
– Представьте, что палочка с диском – солнце, а шарики – планеты. Вращаем палочку – все планеты летят по кругу, если её вращение остановить то и планеты остановятся.
– Что же помогает солнцу удерживать всю солнечную систему? (солнцу помогает движение, вращение)
– Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках
Опыт №2 «День и ночь»
Оборудование: фонарик, глобус.
Создаем модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети.
– Во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать.
Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.
– На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе).
-Ребята, как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта. ( Ребята догадаются, что это утро либо вечер)
Вывод: Если Солнце вверху – то у нас день, если снизу – ночь.
Опыт №3. « Зима – лето»
На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа.
– Ребята, Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг Солнца. Воспитатель водит глобус вокруг лампы.
Дети делают вывод: Земля обращается к Солнцу то одной стороной – Северным полушарием, тогда у нас лето, то другой стороной – Южным полушарием, тогда у нас зима, а между ними осень и весна.
Опыт № 4: «Звезды светят постоянно»
– Ребята, в какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей)
– А днем звезды светят? (ответы детей)
– Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.
Ход опыта: делаем несколько круглых отверстий в картоне размера А5. Кладем этот картон в конверт. Находясь в светлой комнате, возьмите в одну руку конверт с картоном, а в другую – фонарик. Включите фонарик и на расстоянии 5 см посвятите на обращенную к вам сторону конверта, потом на другую сторону.
Итог опыта: дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на освещенную к вам сторону конверта, но становится хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта, прямо на вас.
– Как вы думаете почему? (ответы детей)
Вывод: днём звёзды светятся тоже, но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только на тёмном небе. Ночью.
Центр Настольно – Манипулятивных игр.
– Ребята, давайте вспомним стихотворение, которое мы учили про расположение планет в Солнечной системе. (ответы детей).
– А теперь я предлагаю вам игру «Разложи планеты на орбитах», шнуры – это будут орбиты планет. Вы размещаете их вокруг Солнца и потом на каждую орбиту планеты в том порядке, как они расположены в Солнечной системе.
– Предлагаем так же вам игру ходилку «Путешествие в космос». У каждого из вас есть своя фишка – это и будет ваша ракета! Фишку ставим на «Старт», игроки ходят по очереди. Каждый игрок в свой ход бросает кубик и переставляет свою фишку на столько кружков, сколько выпало очков на кубике. Кружки на карте разных цветов. Цвет ускоряет или замедляет движение.
• Если игрок попал в красный круг, то он пропускает ход.
• Если игрок попал в зеленый круг, то он движется вперед на несколько ходов.
• Если игрок попал на оранжевый круг, он должен вытащить карточку, прочитать вопрос и ответить на него. Если на вопрос не ответил – пропускаешь ход. Если ответил – получаешь звездочку.
– Побеждает тот, чья фишка первой дойдёт до финиша. Игра ведётся, пока её не закончит последний игрок.
– Ребята, а что связано со словом КОСМОС? (Небо, планеты, Земля,звёзды, ракета, спутники, инопланетяне.)
– А существуют ли инопланетяне на самом деле, как вы думаете?
-Кто они такие, живые существа? Какие они? Похожи ли они на нас?
– Сколько у них рук и ног? А может быть, у них щупальца вместо рук и ног?
-Молодцы ребята у вас очень богатая фантазия. Сейчас каждый из вас слепит своего инопланетянина, или может летающую тарелку, на которой летают инопланетные существа.
Мастерить инопланетян – очень творческая работа ребята. В ней нет каких-то сложных элементов, всё зависит только от вашей фантазии.