открытый Урок по дисциплине основы экономики посвященный распределению доходов в микроэкономике

I. Организационный момент.

II. Мотивация к учебной деятельности

– актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности;

– создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

– установить тематические рамки;

– уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

III. Актуализация и закрепление полученных на прошлых уроках знаний, формирование навыков для решения задач по теме.

Цель: организовать более глубокое усвоение терминов и определений по теме, а также их понимание и умение применять при решении задач;

– создать условия для формирования понимания применения данных знаний в реальной жизни;

– связать термины и определения с нашей страной, регионом.

Оставил отец троим своим сыновьям наследство, чтобы разделили они его поровну и распорядились по своему усмотрению.

Старший сын купил машину, о которой давно мечтал; второй отправился в кругосветное путешествие, а третий купил акции фирмы Майкрософт. Через несколько лет оказалось, что у старшего брата машину угнали, у среднего закончились деньги, а младший получил большие дивиденды и разбогател.

– Как вы относитесь к выбору каждого брата?

В роли какого брата вы хотели бы оказаться?

Как вы думаете, младший брат разбирался в законах экономики?

Скорее всего, он хорошо знал экономическую теорию, термины, которые спрятаны здесь на доске.

Попробуйте сгруппировать слова так, чтобы получились термины.

Какие группы слов у вас получились?

Ребята, вы обучаетесь в школе уже 11-ый год.

За это время вы изменились?

количественный рост и качественный рост.

А в экономике, какой может быть рост?

Следовательно, сегодня мы с вами будем говорить о чем?

Сформулируйте тему нашего урока.

Откройте тетради, запишите число, тему урока. В течение урока мы будем составлять с вами опорную схему, похожую на паучка. ( на доску вывешивается ватман с опорной схемой, которая будет пополняться в течении урока).

Когда мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, то обычно задаем много вопросов.

Вот такие вопросы возникли у нас по этой теме.

Но мы не можем оставить эти вопросы без ответов

В чем состоит цель нашего урока?

Таким образом, ответив на все эти вопросы, мы проведем исследование понятия «Экономический рост» и сможем увидеть его суть и значимость.

У каждого из вас на столах есть пронумерованные конверты с различными карточками. Отвечая на первый вопрос, вы используете конверт №1, на второй №2 и т. д. 1: «Что это? Экономический рост?», сгруппируйте верные слова и сложите определение экономического роста.

Как вы понимаете эти слова?

– Дайте полный ответ на первый вопрос: «Что такое экономический рост?»

Все разобрались? Покажите это, используя смайлики.

Ƴ: 2. « Как можно изобразить экономический рост?»

В конвертах вы найдете различные графики, выберете тот который отражает экономический рост.

Сформулируйте третий вопрос.

Из предложенных вам карточек составьте формулы, которые могли бы выражать измерение экономического роста?

Запишите формулу по которой можно измерить экономический рост или обратное.

Имеются следующие статистические данные по Росси:

Можно ли сказать, исходя из этих данных, что в рассматриваемый период в России был экономический рост?

Можно ли реальный ВВП использовать как показатель для оценки уровня жизни?

Рассмотрим таблицу. Что можно сказать о жизненном уровне россиян?

Отразите через смайлики ваше отношение к ситуации, обоснуйте.

4. « Что влияет на экономический рост?»

– Какой из этих терминов ключевой?

(факторы экономического роста)

Все разобрались? Отразите через смайлики.

5.«Каким бывает экономический рост?»

Вернемся к началу урока, когда мы говорили о росте. Встаньте те, кто за последние 3 года поправился хотя бы на 100 грамм.

?- Встаньте те, кто вырос хотя бы на 2 см.

?- Встаньте те, кто закончил начальную школу на отлично.

?- А теперь те, кто закончил 9-й класс на отлично.

?- А теперь те, кто в 11-м классе учится только на «5».

– Что мы наблюдаем?

Количественные изменения произошли у всех.

?- А качественные?

Экономический рост тоже бывает двух типов: качественный (интенсивный) и количественный (экстенсивный)

типы экономического роста

разделите факторы на две предлагаемые группы.

Стрелками разделите факторы на две предлагаемые группы.

Оцените себя. Дайте полный ответ на 5 вопрос. Все поняли? Покажите это через смайлики.

6. « Для чего нужен экономический рост?»

На схему вешается карточка.

Мы провели с вами исследование. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Перед вами логическая опорная схема, проанализировав которую, вы сможете хорошо не только подготовить домашнее задание, но и качественно разобраться в теме сегодняшнего урока. Давайте охарактеризуем его ответив на несколько вопросов.

Какое главное понятие заложено целью нашего урока?

Какую функцию выполняет экономический рост? Что он делает? Выразите эти действия 3 глаголами.

Так что же это такое, экономический рост?

Ну и последнее. В чем сущность экономического роста, для чего он нам нужен?

Давайте прочитаем синквейн который у нас получился.

Вы видите, что один луч остался без ответа. .«Как ускорить экономический рост?»

Это ваше домашнее задание. Что вы можете сделать, чтобы жизненный уровень в России  стал выше?

Контрольные вопросы-стр. 134-135.

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите это через смайлики.

Приветствуют учителя, садятся.

– ответы обучающихся.

– читают слова расположенные на доске (ВВП, номинальный, реальный, факторы производства, труд, земля, капитал).

ВВП, номинальный, реальный;

. Труд, земля, капитал, факторы производства. (формулируют определения данных понятий)

Мы выросли, стали выше – это

Получили много знаний, стали умнее – это

– Экономический рост и факторы экономического роста.

Обучающиеся работают в тетради.

– Цель нашего урока – найти ответы на все поставленные вопросы.

Обучающиеся работают с карточками.

Долговременная, тенденция, реального, ВВП

– Экономический рост – это долговременная тенденция увеличения реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны

(ученик, давший верный ответ выходит к доске и вывешивает определение на ветку №1)

Выбирают графики, демонстрируют их и объясняют свой выбор, крепят верный график на схему.

– 3.«Как определить или измерить экономический рост?»

Темп измерения ВВП,

Записывают формулу на ватмане-схеме.

Прежде всего, приводим данные за 1997 г. к реальному значению, корректируя их с помощью индекса цен:

Индекс-дефлятор = (ВВП) • 100%, отсюда ВВП/индекс-дефлятор(в %)) • 100%,

Темп измерения ВВП в 1997 г. составит:

Таким образом, в 1997 г. в России наблюдался незначительный экономический рост – менее 1%.

Показателем уровня благосостояния, качества жизни выступает величина реального ВВП на душу населения.

Например: Наш класс угостили пирогом. Каждому достался определенный кусок. Но вот к нам в гости зашли друзья из другого класса, и пирогом пришлось поделиться. Теперь каждому из нас достанется меньше. То есть, если говорить экономическим языком уровень нашего благосостояния снизился.

Для повышения жизненного уровня необходимо увеличить реальный ВВП.

увеличить  темп экономического роста.

Ответы обучающихся. Все карточки предложенные обучающимся подходят.(труд, физический капитал, человеческий капитал, количество и качество природных ресурсов, технический прогресс, инвестиции.)

-технический прогресс, инвестиции.

Отвечают на вопросы вставая. (физминутка)

Работают в группах по 2 человека

Заслушиваются 2-3 ответа обучающихся.

1 у: на интерактивной доске  стрелками распределяет факторы.

Улучшить условия жизни населения. Реализовать на практике достижения НТП. Увеличить производственные возможности экономики. Сгладить социальную дифференциацию доходов населения и стабилизировать экономическую систему

Интенсивный и экстенсивный.

Улучшает, реализовывает, увеличивает.

Это увеличение реального ВВП.

От него зависит благосостояние каждого из нас. ( он нужен нам для повышения уровня жизни)

Записывают домашнее задание.

валовой внутренний продукт. В ВП измеряет рыночную стоимость товаров и услуг, учитывает конечную продукцию, произведенную внутри страны.

выражен в текущих ценах,  выражен в неизменных ценах, он отражает фактическое изменение ВВП.

Уровень благосостояния граждан определяется величиной ВВП на душу населения.

– это долговременная тенденция увеличения реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.

В качестве показателя экономического роста может выступать только реальный ВВП или другой реальный показатель общего уровня производства. Поэтому из предложенных графиков экономический рост отражает график  на осях которого отложено время и реальный ВВП. Такой график называется –

Темп экономического роста ( темп измерения ВВП) = (

Экстенсивный экономический рост –увеличение ВВп за счет расширения масштабов использования ресурсов. Интенсивный экономический рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Цели экономического роста: Улучшить условия жизни населения. Реализовать на практике достижения НТП. Увеличить производственные возможности экономики. Сгладить социальную дифференциацию доходов населения и стабилизировать экономическую систему

уметь совместно договариваться о правилах поведения и обобщения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.

уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое мнение, предположение

уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое мнение, предположение.

уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, изображения на слайде, свой жизненный опыт и информацию на уроке).

уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать.

уметь оценивать выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тема урока: Спрос и предложение цель урока: Выявить уровень усвоения темы «Сущность рынка»; Актуализация знаний теме «Спрос и предложение»; Обеспечить усвоение студентами законов спроса и предложения; Объяснить принцип взаимодействия цены и спроса; цены и предложения; спроса и предложения; Научить анализировать изменение равновесной цены под влияние различных факторов

План темы: Спрос как экономическая категория и его характеристика Предложение как экономическая категория и его характеристика Равновесная цена и ее динамика

Предметом анализа урока является «классический рынок », на котором представлен один товар, взаимодействует множество конкурирующих покупателей и продавцов, а государственное вмешательство сведено к минимуму

Основные проблемы рыночной организации производства – Что производить? Как производить? Для кого производить? – решаются через механизм спроса и предложе ния Спрос и предложение

« спрос » – магическое для экономики слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа

потребность – это желание иметь определенное благо, но только подкрепленное возможностью соответствующих денежных затрат потребность превращается в «платежеспособный спрос»

Спрос – это то количество товаров и услуг, которые покупатели желают приобрести по данным ценам в течение определенного периода времени

Закон спроса При прочих равных условиях снижение цены приведет к увеличению спроса, и наоборот

Следовательно, между уровнем цены и величиной спроса существует обратная функциональная зависимость, которую можно выразить формулой: D=f(1/P)

Закон спроса можно представить графически: Ось ординат показывает различные уровни цены (Р) на товар, а ось абсцисс – величины спроса ( D ) на этот товар, соответствующие той или иной цене Р – «пи» – « prise » – «цена» D – «ди» – « Demand » – «спрос»

Кривая спроса зависимость между ценой ( Р) и количеством товара, на который будет предъявляться спрос при каждом уровне цен ( Q D )

P кривая спроса D 15 10 5 5 10 15 D

Спрос – это ряд устойчивых зависимостей , в котором каждой определенной цене на данный товар соответствует обусловленная ею величина его покупки, следовательно, это совокупность всех точек на кривой спроса

«Величина спроса» – это каждая отдельная точка на кривой спроса, то есть фиксированный по определенной цене размер покупок

Динамика спроса Р D 1 D А – падение спроса В В – рост спроса D 2 С – падение «величины спроса» А Е – рост «величины спроса» С Рр Е 0 Q 2 Q р Q 1 D

На динамику спроса влияют следующие неценовые факторы:  степень удовлетворения потребностей;  изменение дохода потребителей;  изменение моды на товар; изменение числа потребителей;  изменение цен на сопряженные товары;  изменения в ожиданиях потребителей

? Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него?

  «Эффект роста выгоды» «Эффект дохода» «Эффект замещения»

Закон спроса – величайший закон рыночной экономики , ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику , а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены

Подлинный рынок – это равновесие спроса и предложения

? Парадоксы закона спроса

– это реакция величины спроса на изменение цены Ценовая эластичность спроса

Эластичный спрос 1) min  P  max  D 1 a) const P  min ( max )  D P 1 1a 0 D

неэластичный спрос 2 ) max  P  min  D 2 a) min ( max )  P const D P 2 2 a 0 D

Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены

Коэффициент ценовой эластичности спроса Кэ D =  Q D (%) /  P (%)

Кэ D  1 – спрос эластичный Кэ D  1 – спрос неэластичный Кэ D = 1 – спрос единичной эластичности

Спрос единичной эластичности min ( max )  P  max ( min )  D P 0 D

На коэффициент эластичности влияют, главным образом три фактора:  Величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар,  Качество, количество и цена товаров-заменителей,  Число конкурирующих продавцов данного товара.

Закон спроса – великий регулятор рыночной экономики: отрицательная зависимость величины спроса от уровня цены умеряет алчность продавцов. Вот почему закон спроса принято считать и самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике

Мы подвергли закон спроса серьезным испытаниям и он с честью вышел из них. Разумеется, мы рассматривали закон спроса в «чистом виде», т.е. предполагая стабильные «прочие условия». Но как раз в реальной экономике этой стабильности нет. Вот почему этот анализ есть лишь начало характеристики рыночной экономики. И все-таки следует воздать должное экономистам, сумевшим открыть закон спроса в кажущемся хаосе рыночных процессов

А теперь нам предстоит покинуть сферу спроса, оставив потребителей с их заботами, и перейти в сферу предложения, где придется убедиться, что и у производителей забот не меньше, чем у потребителей.

Совокупность товаров выносимых на рынок производителем образует предложение , а назначаемая производителями цена есть «цена предложения»

Предложение, как и спрос, – самостоятельная сфера рыночной экономики, с особой экономической логикой поведения ее участников

Предложение – это, то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предоставить к продаже приданной цене

Закон предложения При высоких ценах товаров предлагается больше, чем по низким, и наоборот

Закон предложения – это форма зависимости величины предложения от цены: повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, – уменьшение величины предложения

Следовательно, между уровнем цены и величиной предложения существует прямая функциональная зависимость, которую можно выразить формулой: S =f(P)

Закон предложения можно представить графически: Ось ординат показывает различные уровни цены (Р) на товар, а ось абсцисс – величины предложения ( S ) на этот товар, соответствующие той или иной цене Р – «пи» – « prise » – «цена» S – « эс » – « Supply » – «предложение»

Кривая предложения зависимость между ценой ( Р) и количеством товара, который будет предлагаться на рынке при каждом уровне цен ( Q S )

кривая предложения Р 15 S 10 5 0 5 10 15 D

Динамика предложения P S 1 S А Е В S 2 Pp С А – падение предложения В – рост предложения С – падение «величины предложения» Е – рост «величины предложения» 0 Q 1 Q Q 2

На динамику предложения влияют следующие неценовые факторы:  изменение цен на ресурсы;  изменение технологий;  изменение налогов и субсидий; изменение числа производителей;  изменение цен на сопряженные товары;  изменения в ожиданиях производителей

Подобно спросу, предложение также можно характеризовать как «эластичное» и «неэластичное»

P 1 1 а 0 S Эластичное предложение 1) min  P  max  S 1 a) const P  min ( max )  S

неэластичное предложение 2 ) max  P  min  S 2 a) min ( max )  P const S P 2 2 a 0 S

Предложение единичной эластичности min ( max )  P  max ( min )  S P 0 D

Коэффициент ценовой эластичности предложения КЭ S =  Q S (%) /  P (%)

Кэ S  1 – предложение эластичное Кэ S  1 – предложение неэластичное Кэ S = 1 – предложение единичной эластичности

Закон спроса – это изменение величины спроса под влиянием не вообще цены, а цены предложения, назначаемой производителем. Следовательно, закон спроса характеризует «рынок продавца»

Закон предложения – это изменение величины предложения под влиянием не вообще цены, а цены спроса , назначаемой покупателем. Таким образом, закон предложения характеризует «рынок покупателя »

Все товары делятся на эластичные и неэластичные. Чем больше эластичных товаров, тем шире возможности выбора у покупателя, тем больше он свободен: ведь это значит, что продавец не может диктовать ему свою произвольную цену. И наоборот, чем больше неэластичных товаров, тем более зависим покупатель, тем прочнее положение продавца.

Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения – лишь исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. с ценой, которую в состоянии и желает уплатить потребитель. Обычно между ними достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Согласованную рыночную цену еще называют ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить.

График спроса показывает возможный объем покупок данного товара при различных ценах, а график предложения – возможный объем продаж при различных ценах.

Но выявить цену, по которой действительно произойдет купля-продажа, можно только совместив эти два графика.

Точка пересечения кривых спроса и предложения показывает реальную цену купли-продажи , т.е. «равновесную цену», поскольку при этой цене величины спроса и предложения совпадают

Р D Равновесная цена А S Рр О Q р D,S

Равновесная цена жестко «зафиксирована» со всех сторон:  по горизонтали – стремлением участников рынка к преодолению дефицита или перепроизводства (механизм – изменение количества товара);  по вертикали – стремлением к достижению предельной выгодности (механизм – изменение уровня цен)

«Пиррова победа» покупателя. Предположим, что покупатели настояли на более низкой цене, чем равновесная

Р D «Пиррова победа» покупателя А S Рр Р 1 О Q S1 Q р Q D1 D,S

Искусственно заниженные цены, кроме дефицита (порождающего «черный рынок») и конкуренции покупателей (порождающей очереди), ничего не дает. Более того «черный рынок» и конкуренция вновь поднимут цену до равновесного уровня

«Пиррова победа» продавца. Столь же плачевен результат преднамеренного завышения цены продавцом

Р D «Пиррова победа» продавца Р 2 А S Рр О Q D2 Q р Q S2 D,S

Превышение предложения над спросом вызывает конкуренцию между продавцами, что рано или поздно понизит цену до уровня равновесной

Необоснованное понижение цены ведет к избыточному спросу, а необоснованное завышение – к избыточному предложению

В первом случае становится незачем зарабатывать – ибо не удастся потратить

Во втором – незачем производить – ибо не удастся продать

Обе ситуации разрушительны для рыночной экономики

ТЕМА УРОКА: ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

освоение и закрепление нового материала.

индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.

ПК, проектор, экран, презентация, схемы

на экран с помощью медиапроектора спроектирован слайд с темой урока.

Структура урока и ход урока

1. Вводная частьПриветствие, сообщить тему, цели и порядок проведения урока (1 минута).

слайда 1, 2

Для того, чтобы найти свое место в обществе необходимо обладать знаниями, не последнюю роль в которых играют знание экономических процессов в жизни общества (1 минута).

2. Изучение нового материала. Закрепление изученного материала.

ТЕМА урока: Экономика и ее роль в жизни общества.

Вы уже знакомы с основными сферами общественной жизни.

: Какая сфера пропущена в схеме.

Давайте сегодня начнем знакомиться с таким явлением общественной жизни как экономика.

: Что представляет собой экономическая сфера? Приведите примеры, когда вы оказались участниками экономических отношений.

Экономика имеет богатую историю. Впервые определение экономика дал Ксенофонт и определил ее как правило ведения домашнего хозяйства.

Аристотель в 4 веке до н.э. определил экономику как естественную науку и подверг анализу основные экономические явления и закономерности экономического развития общества.

теперь давайте попробуем определить значение слова «Экономика». Обсуждение класса. Выслушав версии учащихся , необходимо сказать что экономика употребляется в нескольких значениях.  Слайд 6, 7

Человек ежедневно сталкивается с множествами проблем – тепло или холодно в квартире, есть ли еда в холодильнике, можно ли купить новый телевизор.

Нас интересуют вопросы, связанные с удовлетворением наших многообразных  потребностей.  Потребности – это нужда в чем либо необходимым для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.   Слайд ЗАДАНИЕ к 8 слайду – приведите примеры видов потребностей, 9,10, 11

Цель удовлетворения потребностей – создание условий для жизни и деятельности людей.

Подумайте от чего может зависеть удовлетворение наших   потребностей?

– климатических условий;

– уровня жизни в конкретной стране

– степени развития науки и техники

– вкусы и предпочтения людей

Средства с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности  называются БЛАГАМИ.

БЛАГО – это, то что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.  свои потребности  называются БЛАГАМИ. Жизненные блага люди получают от природы или производят в процессе экономической деятельности. Поэтому экономисты делят все жизненные блага на две группы свободные и экономические.

Слайд   14  Проверь себя

Экономические блага, предназначенные для удовлетворения личных потребностей, являются ПРЕДМЕТАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ (продукты питания, жилье, одежда)

Блага, используемые для производства других экономических благ – СРЕДСТВО ПРОИЗВОДСТВА (производственное оборудование, производственные здания, станки, сырье, транспорт, информационные ресурсы)

Общество постоянно развивается, развиваются потребности людей. Потребность в какой-то степени легко удовлетворить – пошел и купил книгу, обувь, велосипед. Но по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие. Процесс этот бесконечен и потребности людей безграничны. Потребности человека направлены на предметы, способные удовлетворить его желания. Чтобы построить дом нужны материалы и оборудование, чтобы машина ездила – нужен бензин.  Все это называется –

Ресурсами  – вспомогательное средство.

По отношению к изобилию человеческих потребностей ресурсы, имеющиеся в экономике в каждый данный момент времени, ограничены и их никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей. Примеры ограниченности ресурсов можно найти и вокруг нас.

Приведите примеры:  леса, источники воды, запасы полезных ископаемых.

Одни природные ресурсы можно воспроизвести (посадить лес);

Другие же запасы трудно или невозможно восстановить (полезные ископаемы)

Ограниченность экономических благ и ресурсов и необходимость производства все большего их объема для улучшения жизни заставляют общество решать проблемы разумного использования и рационального распределения благ и ресурсов.

Проблема  распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики.

Итак, мы знаем, что человек живет в мире ограниченных возможностей, когда его потребности превосходят имеющиеся ресурсы. И это противоречие рождает сложную проблему выбора: на что истратить ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь? Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом? В экономике этот выбор приходится делать практически на каждом шагу и всем участникам экономических отношений: Отдельному производителю и потребителю, каждой семье, предприятию, государству, В чем заключается это выбор?

В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности. Однако выбирающему всегда приходится от чего-то  отказываться.

Каждой семье приходится выбирать, что купить, как распределить домашние обязанности;

Фирмы тоже оказываются перед выбором: что производить и с помощью каких ресурсов?

Государство планируя свои доходы и расход, вынуждено делать выбор, между помощью населению и требуемым уровнем обеспечения национальной обороны.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ. Стр.89 учебник

Таким образом, сложность проблемы выбора заключается в том, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других, а выбирая вариант использования ограниченных ресурсов, мы теряем возможность использовать их по иному назначению.

Значит, за принятое решение мы вынуждены платить, и любой выбор имеет свою цену, которую экономисты – альтернативной стоимостью.

Таким образом, экономические действия людей – это результат, как правило осознанного выбора. Рациональный выбор предполагает оценку приятого решения, т.е. сравнение затрат и выгод.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Слайд 19. Проверь себя.  Вы заплатите за свой выбор отказом от поездки с родителями на теплоходе. Это и будет являться альтернативной стоимостью вашего выбора.

Слайд 20. Реши тест

Домашнее задание параграф 11

В классе и дома: задание 1, 2.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

открытого теоретического занятия

по дисциплине «Экономика»

для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Вовк Елена Александровна

преподаватель экономики, спецдисциплин.

Заработная плата и мотивация труда.

Технологическая карта занятия по дисциплине «Экономика»

Презентация к занятию на тему «Заработная плата и мотивацияPPTX / 1.16 Мб

Методическая разработка открытого теоретического занятия

по теме: Заработная плата и мотивация труда

сформировать понятие заработная плата, рассмотреть формы и системы оплаты труда познакомить обучающихся с понятием заработная плата и создать условия; дать представление о номинальной и реальной заработной плате; сформировать знания о формах и системах оплаты труда; раскрыть составляющие мотивации труда оценить проблемную ситуацию по мотивации труда; рассмотреть факторы, влияющие на размер заработной платы.

систематизировать полученные знания по теме: «Заработная плата и мотивация труда», формировать у обучающихся экономическое мышление, знания и понимание теоретических основ заработной платы, как цены использования труда работника. Развивать умения использовать полученные знания для решения поставленных задач; способствовать приобретению навыков анализа проблемных ситуаций, моделирования решений, а также навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

воспитывать общекультурные личностные качества обучающихся; способствовать формированию и развитию экономической культуры, повышению уровня познавательного интереса к предмету.

комбинированное занятие, изучение нового материала.

: лекция – визуализация.

Визуальная технология (демонстрационные материалы, которые не только дополняют словесную информацию)

Имитационная (после просмотра отрывка фильма определить тему урока и цели и задачи урока).

Технология критического мышления (при изучении теоретического материала определить особенности виды заработной платы, формы и системы оплаты труда).

мультимедийная система, презентация по теме занятия, кейс-задание, нормативно-справочная литература, вопросы к устному опросу.

последовательное выполнение заданий по этапам проведения занятия с комментариями конкретных элементов, обсуждение правильности формирования выводов, принятия решения. Интерактивные, активные (дискуссия), словесные, наглядные, практические.

Проблемный диалог, фронтальная работа, групповая работа.

Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. Экономика 10-11 классы (Учебник для учащихся об­щеобразовательных учреждений). 2013

1. Организационная часть: (2 мин)

Приветствие, перекличка обучающихся по составу

Готовность аудитории и обучающихся к занятию

Сообщение темы, основных понятий, целей занятия.

Мотивация обучающихся на продуктивную работу

2. Изучение нового материала (50 мин)

Определите тематику по предоставленной картинке на слайде 1, переставив буквы в нужной последовательности.

просмотр фрагмента фильма «Любовь. Дружба. Экономика». Серия «Работник и работодатель». Подготовлен по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». – 7 мин

Обсуждение полученной информации – 3 мин.

Поэтапное изложение нового материала в форме беседы. (40 мин.) Заработная плата и мотивация труда

2.1. Заработная плата: реальная и номинальная.

2.2. Системы и формы оплаты труда

2.3. Мотивация труда

3. Закрепление изученного материала: кейс-задание по теме (10 мин.)

4. Заключительная часть: (10 мин)

Заключительное слово преподавателя, подведение итогов.

5. Рефлексия: (5 мин)

Анализируют свою работу на занятии, (тест самооценки).

6. Домашнее задание: (3 мин)

Ход проведения занятия

1. Организационная часть.

Здравствуйте ребята. ( Приветствие педагога с обучающимися. Информация старосты об отсутствующих. Отметка педагога в учебном журнале). Мы продолжаем изучение экономики. Изучив тему: Рынок труда, вы узнали, что что рынок труда, это то место, где реализуется лишь один производственный ресурс – труд, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия. Основным рыночным регулятором рынка труда служит цена рабочей силы.

Посмотрите на слайд № 1 и определите, что же является ценой использования труда работника (используя фрагмент игры Эрудит расположите представленные буквы в нужной последовательности и получите подсказку).

Да, заработная плата является ценой использования труда работника.

Итак, тема занятия: «Заработная плата и мотивация труда».

Сегодня на занятии мы познакомимся с очень интересным молодым человеком, чьи способности и познания в экономической сфере огромны. ( Слайд № 2. Включается фильм

Изучение нового материала начинается с беседы по просмотренному отрывку из фильма. Вы просмотрели отрывок, попытайтесь на основе этого отрывка определить, о чем пойдет разговор на этом занятии.

Вопрос 1. Как происходит трудоустройство на работу?

Вопрос 2. Что же такое заработная плата?

Вопрос 3. Как начисляется заработная плата в видеоролике?

Вопрос 4. На расчет номинальной заработной платы какие влияют факторы? (Личный вклад конкретного работника в производство, его стаж, уровень квалификации, навыки, качество произведенной им работы, а также общий выполненный объем. Различные поощрения, которые начисляют за качественно проделанную работу, доплаты за сверхурочную работу, за рост производительности труда и высокое качество товаров. Сложность условий работы, например, вредность производства, тяжелые условия труда или интенсивный график работы.)

Сегодня на уроке вы уже познакомились с понятием заработная плата;

узнали о номинальной заработной плате; продолжим формировать представление о номинальной и реальной заработной плате, рассмотрим формы и системы оплаты труда; раскроем составляющие мотивации труда и рассмотрим факторы, влияющие на размер заработной платы.

Поэтапное изложение нового материала в форме беседы.

Обучающиеся записывают основные понятия в рабочей тетради (слайд № 5)

Заработная плата – это компенсация, обычно денежная, которую работник получает в обмен за свой труд. ( Слайд № 5)

Заработная плата подразделяется на два вида: реальную и номинальную. ( Слайд № 6)

Номинальная заработная плата представляет собой денежную сумму, которую получает работник за свой труд.

Реальная заработная плата – это набор благ, который трудящийся может приобрести на полученную им номинальную заработную плату при данном уровне цен на определенный момент времени.

Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной – от цен на товары и услуги. Однако динамики номинальной и реальной оплаты труда далеко не всегда совпадают. Это происходит в тех случаях, когда цены растут быстрее, чем стоимость оплаты труда.

Минимальная заработная плата – наименьшая величина оплаты труда работника, допустимая в определенном субъекте РФ. В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ минимальная заработная плата сотрудников, которые отработали месячную норму рабочего времени и выполнили норму труда, не может быть меньше МРОТ.

Размер заработной платы зависит от целого ряда показателей: (Слайд № 7)

квалификации труда и уровня образования работников, осуществляющих трудовую деятельность;

т. е. общего периода службы на данном месте. Существует такое понятие, как «разряд», которое включает в себя и стаж, и уровень образования. Чем выше разряд, тем выше, соответственно, объем заработной платы;

продолжительности рабочего дня. Официально по стране установлен 8-часовой рабочий день, но некоторые частные предприятия практикуют 12-часовой день с завышенной оплатой труда. Очень хорошо оплачиваются вахтовый и командировочный методы службы;

демографических характеристик трудящегося (пола, возраста). Они играют большую роль не столько в рабочем процессе, сколько при приеме на работу: приветствуются молодые, энергичные и деятельные личности;

национальных и культурных особенностей;

географического и территориального фактора. В отдаленных регионах с суровым климатом оплата труда намного выше. Кроме того, работники получают социальные льготы в виде бесплатных проездов в пределах страны, их отпуск длится 2 – 3 месяца;

развитости рынка труда и степени общего экономического развития страны

: (Слайд № 8)

Задание 1: верно ли («да» или «нет») следующее утверждение:

1. Номинальная заработная плата представляет собой денежную сумму, которую получает работник за свой труд.

2. Реальная заработная плата – наименьшая величина оплаты труда работника, допустимая в определенном субъекте РФ.

3. Заработная плата – это социальная выплата, которую работник получает от государства.

4. Размер заработной платы не зависит от продолжительности рабочего дня.

5. Размер заработной платы зависит от квалификации труда и уровня образования работников, осуществляющих трудовую деятельность.

Системы и формы оплаты труда. ( Слайд № 9)

Системы оплаты труда целесообразно рассматривать, как тарифную, бестарифную и смешанную.

Обучающиеся записывают основные понятия в рабочей тетради (слайд № 9)

Тарифная система – представляет совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация з/пл работников различных категорий в зависимости от сложности выполняемой работы, условий труда, интенсивности труда, характера туда и т.д.

Бестарифная система оплаты труда − заработок работника зависит от конечных результатов работы предприятия в целом, его структурного подразделения, в котором он работает, и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.

Смешанная система оплаты труда имеет признаки одновременно и тарифной, и бестарифной систем.

Система плавающих окладов строится на том, что при условии выполнения задания по выпуску продукции в зависимости от результатов труда работников происходит периодическая корректировка тарифной ставки (оклада). ( Слайд № 10)


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПОСВЯЩЕННЫЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ДОХОДОВ В МИКРОЭКОНОМИКЕ

Повременная заработная плата – организация оплаты труда, при которой начисления производятся по количеству и качеству фактически отработанного времени, а также квалификации и условиям труда. Иными словами, это оклад, который устанавливается в зависимости от отработанного времени, в связи с этим различают почасовую, дневную, понедельную оплату труда. При повременной – учет проработанного времени. ( Слайд № 11)

У повременной оплаты труда тоже есть свои категории.

Окладная система оплаты — у работника есть ежемесячный оклад.

Простая повременная оплата труда — оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.

— фактически отработанное время.

Повременно-премиальная оплата труда — оплата не только отработанного времени по тарифу, но и премии за качество работы:

где: Пр — премия.

Сдельная заработная плата зависит от объема произведенной продукции. Такая форма заработной платы стимулирует процесс труда, так как работник становится крайне заинтересован в своей деятельности, он стремится изготовить как можно больше продукции. В данном случае все зависит только от его профессиональных и трудовых качеств и усердия. ( Слайд № 12)

Заработок по такой форме оплаты рассчитывается следующим образом:

З пр.сд. = Ред. х В,

где: Ред. — расценка за единицу продукции;

Сдельно-премиальная оплата труда предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их производственной деятельности (отсутствие брака):

Зсд-прем. = Ред. х В + Премия.

Задание 2: Найди соответствие (Слайд № 13)

. Мотивация труда. ( Слайд № 14)

Мотивация – побуждение к действию. Научиться побуждать к действию – важнейшая задача менеджера.

Обучающиеся записывают основные понятия в рабочей тетради (слайд № 14)

В современном мире мотивацию разделяют на материальную и нематериальную.

К материальной относятся все виды стимулирующих выплат.

К нематериальной можно отнести:

Доброжелательное и теплое отношение к новому или будущему сотруднику пробуждает в нем желание остаться именно в этом коллективе как можно дальше.

Атмосфера и настроение в коллективе – это немаловажный фактор, влияющий на продуктивность и результаты работы. Любому руководителю следует поддерживать коллектив в режиме взаимопомощи и взаимозаменяемости.

Обучение сотрудников является не только методом повышения эффективности работы компании и улучшения ее финансовых показателей, а и мощным мотиватором для каждого сотрудника.

Рост карьеры. Осознавая тот факт, что результаты труда не останутся не замеченными, у сотрудника есть стимул работать старательно, выполнять свои обязанности качественно и оперативно и проявлять максимальную активность.

Наличие в компании социального обеспечения говорит не только о положительной стороне финансового состояния компании, а и, прежде всего, иллюстрирует отношение руководства компании к своим сотрудникам.

Для любого сотрудника и кандидата в сотрудники заработная плата, ее размеры и своевременность выплаты играют важную роль при выборе места работы.

Задание 3: Закончите предложение: (Слайд № 15)

3. Закрепление изученного материала: кейс-задание по теме. ( Слайд № 16-17).

В начале занятия нами была поставлена цель. Достигли ли мы её?

Что нам известно? (что такое заработная плата, виды, формы и системы оплаты труда, начисление заработной платы при повременной форме оплаты труда, при сдельной.)

выполнить небольшое практическое задание. ( Слайд №16 – 17)

Кейс № 1. Проверь себя. Рассчитайте заработную плату техника 4-го разряда и 5-го разряда. Часовая ставка техника 4-го разряда 400 руб., 5-го разряда 426 руб., ими отработано в месяце по 180 часов.

Кейс № 2. В ЗАО «Салют» для рабочих основного производства установлена простая сдельная форма оплаты труда. Сдельная расценка составляет 300 руб. за единицу выпущенной продукции. Рабочий фирмы Иванов выпустил готовую продукцию в январе — 52 единицы.

4. Заключительная часть.

Заключительное слово преподавателя. Какова же роль заработной платы в экономике? Что она представляет собой?

Заработная плата, является основным законным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей работающего населения и членов их семей, представляет важнейшую экономическую и юридическую категорию.

Заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Заработная плата как экономическая категория представляет собой цену, т.е. превращенную стоимость рабочей силы.

Подводя итоги урока, хотелось бы отметить: что, гарантируемый государством минимальный размер заработной платы является нижней ее границей в странах с развитой рыночной экономикой. Верхнюю границу заработной платы в рыночной экономике, согласно теории, определяет предельная производительность труда по той оценке, которую ей дает глава фирмы. На обыденном языке это означает, что ни один предприниматель или глава фирмы не может платить работнику больше, чем тот ему приносит. В установлении верхней границы важная роль принадлежит анализу рынка труда и цены рабочей силы на нем. На рынке труда формируется общественная оценка различных видов труда. Количественно ее можно определить, как среднестатистическую заработную плату по профессионально-квалификационным группам, отраслям, регионам, категориям работников с различным стажем и половозрастными характеристиками.

Тест самооценки _____________________________

(ф. и. обучающегося)

1. Я приобрел(а) на занятии новые знания.

2. Полученная информация важна для жизни.

3. На все возникающие вопросы, я получил(а) ответы.

4. На уроке я работал(а) добросовестно и активно.

5. Я вижу практическое применение данной темы.

6. Домашнее задание: (Слайд № 19)

В ваших рабочих тетрадях представлены задания, которые вы выполните дома в этих тетрадях. На следующем уроке мы их оценим и обсудим.

Всем спасибо за урок за сотрудничество и понимание. До новых встреч!

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Трудовой кодекс РФ.

4. Г.Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. Экономика 10-11 классы (Учебник для учащихся об­щеобразовательных учреждений). 2013


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПОСВЯЩЕННЫЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ДОХОДОВ В МИКРОЭКОНОМИКЕ

Про урокцифры:  ВЗЛОМ АСУ РСО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *