Woman teaching geometry (detail of a XIV-century illuminated manuscript, at the beginning of Euclid’s Elementa, in the translation attributed to Adelard of Bath)
Учитель и ученики (средневековая миниатюра)
Учи́тель, учи́тельница — одна из самых распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся).
The academic degree Ped. D., Doctor of Pedagogy, is awarded honorarily by some US universities to distinguished teachers (in the US and UK, earned degrees within the instructive field are classified as an Ed. D., Doctor of Education, or a Ph. D., Doctor of Philosophy). The term is also used to denote an emphasis in education as a specialty in a field (for instance, a Doctor of Music degree in piano pedagogy).
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс, направленный на гармоничное развитие личности в условиях её воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Teaching resource adaptation
Inclusivity for diverse students
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2017 года; проверки требуют 9 правок.
У этого термина есть также другое значение; см. Учитель.
Терракотовая статуя раба-педагога в Древней Греции
В педагоги избирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому. Обычно это были иноземцы (фракийцы или азиаты), нередко дурно говорившие по-гречески. В конце римской республики обычай держать в семье педагога перешёл к римлянам, особенно для обучения греческому языку. Обязанности свои педагог нёс до вступления воспитанника в возраст зрелости, когда он надевал тогу (toga virilis). Были также педагоги-женщины, учительницы греческого языка при маленьких детях. Во времена империи «педагогами» назывались также рабы, учившие молодых купленных (или доморощенных) рабов всем обязанностям и приёмам рабской службы. Такие ученики-рабы (capillati) жили вместе в помещении, которое называлось paedagogium, под начальством педагога (учителей, субпедагогов и деканов); они назывались также pueri pedagogiani или paidagogia (отсюда фр. — «паж»).
John Amos Comenius
John Amos Comenius (28 March 1592 – 15 November 1670) is considered the father of modern education.
The pedagogy of John Dewey (20 October 1859 – 1 June 1952) is presented in several works, including My Pedagogic Creed (1897), The School and Society (1900), The Child and the Curriculum (1902), Democracy and Education (1916), Schools of To-morrow (1915) with Evelyn Dewey, and Experience and Education (1938). In his eyes, the purpose of education should not revolve around the acquisition of a pre-determined set of skills, but rather the realization of one’s full potential and the ability to use those skills for the greater good (My Pedagogic Creed, Dewey, 1897). Dewey advocated for an educational structure that strikes a balance between delivering knowledge while also taking into account the interests and experiences of the student (The Child and the Curriculum, Dewey, 1902). Dewey not only re-imagined the way that the learning process should take place but also the role that the teacher should play within that process. He envisioned a divergence from the mastery of a pre-selected set of skills to the cultivation of autonomy and critical-thinking within the teacher and student alike.
Слово «педагогика» происходит от др.-греч. , что означает буквально «детовождение, детоведение».
Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Морфологические и синтаксические свойства
Из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.
Первые учителя были известны еще в Древней Греции. когда была построена одна из первых систем образования. С 7 лет дети могли ходить в школы, где обучались грамоте, арифметике, музыке, пению, рисованию. Помимо школ, в которых обучали наукам, существовали специальные частные гимнастические школы — палестры.
В разные времена и в разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась на разных людей: воспитателей, кураторов, учителей. Ещё К. Д. Ушинский напоминал учителям о первоочерёдности задачи воспитания по сравнению с обучением, указывая на то, что при иной постановке мы легко можем увлечься обучением знаниям и навыкам человека, который вследствие недостаточного или дурного воспитания обратит их во зло, при этом став даже более общественно опасным человеком, чем если бы он остался менее образованным (и приводил в качестве примера Чичикова):
В СССР, а по наследству и в России, обе эти разные задачи (а к тому же и задачи «поддержания дисциплины», поиск «шефов» для школы, включая привлечение средств родителей и т. д.) оказались возложены на одного человека — учителя, а воспитание, согласно культурно-исторической теории (Л. С. Выготский, Т. Д. Лысенко и их последователи), зачастую сведено к рассказам о том, «что такое хорошо» (т. н. воспитывающее обучение), а не к воспитанию устойчивых привычек положительного поведения (как понимал воспитание, к примеру, А. С. Макаренко).
Многовековой опыт народной (семейной) педагогики, подкреплённый позже Я. А. Коменским, К. Д. Ушинским, А. В. Луначарским, С. Т. Шацким, А. С. Макаренко и др. определённо говорит о том, что трудовое, деятельностное воспитание, самопознание и познание мира, прежде всего средствами посильного и производительного труда,
качественно более успешно решает задачи как воспитания, так и обучения.
Ян Амос Коменский, к примеру, писал в «Великой дидактике»:
Ему вторил основатель колонии «Бодрая жизнь»:
А первый нарком просвещения РСФСР, акад. А. В. Луначарский, подвёл окончательный итог:
Существительное, одушевлённое, мужской род.
Монумент «Учитель и ученик» в Ростоке.
Скульптура Учителя на территории МАДИ.
Структура готовности к педагогической деятельности
По характеру ценностных ориентаций (В. Н. Сорока-Росинский): учителя-теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя-интуитивисты.
По специфике интеллектуально-волевой сферы: интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.
По личностным установкам (): воспитатель-тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.
По преобладающей направленности личности: организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель-интеллигент (просветитель).
Педагогическая культура учителя
Педагогическая культура учителя — совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.
Компоненты педагогической культуры учителя
В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.
Также выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя.
Качества, необходимые для эффективной работы
Отношение к людям
Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Не завистлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе
Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе
Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Знает, где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 2c① по классификации А. А. Зализняка).
В знач. основоположник учения встречается также вариант склонения по схеме 2a с ударением в формах мн. ч.: учи́тели, учи́телей, учи́телям, учи́телями, учи́телях.
От гл. учи́ть, из праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. , др.-русск. «учение», ст.-слав. (др.-греч., греч. ), русск. , укр. , белор. , болг. «учу», сербохорв. , у̀чи̑м, словенск. (-ím), чешск. , словацк. , польск. , uczę, в.-луж. , н.-луж. ; связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. , jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. «учусь, приучаюсь», готск. «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Пути и формы овладения педагогической профессией
Характеристика системы профессионального педагогического образования в России
В настоящее время в России существует многоуровневая система педагогического образования, которая совмещает в себе две концептуальные основы. Первая основа — это концепция светского образования, в русле которой развивается большинство учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования. Вторая концептуальная основа — это многоуровневое образование, которое существует на западе и пытается привиться в России. Подготовка педагогов в России ведётся в средних и высших профессиональных заведениях. Как и в советское время, профессиональная ориентация в области педагогического образования осуществляется ещё в школе, где существуют педагогические классы, которые, не давая профессионального образования, ориентируют учащихся на овладение будущей профессией. Помимо общеобразовательных дисциплин в учебный план входят дисциплины психолого-педагогического цикла.
Первой ступенью профессионального педагогического образования в России на данный момент являются педагогические колледжи, которые направлены на получение среднего профессионального образования. Обучение в них проходит в сроки от 2 до 3,5 лет. Педагогические колледжи готовят педагогов для дошкольных учреждений и педагогов для начальной школы. Набор специальностей разнообразен. Среди них педагоги по рисованию, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях и в начальной школе и др.
Высшие учебные заведения
Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения. Высшее педагогическое образование можно получить как в специализированных высших педагогических учебных заведениях, так и в высших учебных заведениях, в которых осуществляется подготовка психологов и педагогов. Среди них социальные университеты, университеты и др. Специальности, получаемые в высших педагогических учебных заведениях многообразны.
Бакалавры и магистры
Во многих высших учебных заведениях введена многоуровневая подготовка специалистов. Первый уровень — это бакалавры, которые обучаются 4 года и в целом осваивают педагогическую специальность по избранному направлению и имеют право работать педагогами в разных учебных заведениях. Второй уровень — подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и имеет целью подготовить специалиста, способного решать многообразные педагогические проблемы и заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Третьим уровнем подготовки педагога в настоящее время является аспирантура и докторантура, в которых готовятся научно-педагогические кадры высшей квалификации для решения задач подготовки педагогов в высших учебных заведениях.
Многоуровневая система образования
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Проблемы многоуровневого образования являются сложнейшими и многоаспектными. До сих пор ещё полностью не определены пути введения многоуровневой системы образования. Многие исследователи и государственные институты предлагают свои модели многоуровневого образования, которые направлены на адаптацию системы многоуровневого образования, давно развивающейся на Западе, к условиям российского образования.
Бакалавр и магистр в образовании
Студент, который учится на бакалавра, осваивает программу в 4 года и получает диплом, который позволяет ему заниматься воспитанием и обучением во всех типах образовательных учреждений по полученной им специальности. Человек, который хочет получить диплом магистра, уже должен получить диплом бакалавра и учиться ещё 2—3 года, чтобы получить диплом магистра, который позволяет ему осуществлять те же функции, что и бакалавр, но, при этом, заниматься научно-исследовательской и руководящей работой в любых образовательных учреждениях.
Можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки педагога, существующие в настоящее время:
Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала
В. Г. Петров «Учитель рисования» (1867)
Условия эффективности самовоспитания
Пути самовоспитания педагога
Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы правил жизни, которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно: «да», «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т. п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 2a по классификации А. А. Зализняка).
Образовано от гл. преподавать, из пре- + по- + дать, далее из праслав. *dā́tī; *dājā́tī; *dāvā́tī, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дати (греч. διδόναι), русск. дать, давать, укр. дати, белор. даць, сербохорв. да̏ти, словенск. dáti, чешск. dát, польск., в.-луж. dać, н.-луж. daś. Восходит к праиндоевр. . Родственно лит. dúoti, 1 л. ед. dúomi, dúodu «даю», греч. δίδωμι, др.-инд. dádāti «даёт», авест. dadāiti «даёт», алб. аор. dhashë «я дал», алб.-тоск. dhënë ж., гег. dhąnë ж. «дар». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Определения педагогики (трактовки разных авторов)
Pedagogues across the world
The education of pedagogues, and their role in society, varies greatly from culture to culture.
Masschelein and Simons’ most famous work is the book “Looking after school: a critical analysis of personalisation in Education”. It takes a critical look at the main discourse of today’s education. Education is seen through a socio-economic lens: education is aimed at mobilising talents and competencies (p23). This is seen in multiple texts from governing bodies, in Belgium and Europe. One of the most significant examples is quoted on page 23:
This is, according to Masschelein and Simons a plea for learning outcomes and demonstrates a vision of education in which the institution is no longer the point of departure. The main ambition in this discourse of education is the efficient and effective realisation of learning outcomes for all. Things like the place and time of learning, didactic and pedagogic support are means to an end: the acquisition of preplanned learning outcomes. And these outcomes are a direct input for the knowledge economy. Masschelein and Simons’ main critique here is that the main concern is not the educational institution (anymore). Rather, the focus lies on the learning processes and mainly on the learning outcomes of the individual learner.
Germany: A kindergarten teacher facilitates play for a group of children (1960).
In Scandinavia, a pedagogue (pædagog) is broadly speaking a practitioner of pedagogy, but the term is primarily reserved for individuals who occupy jobs in pre-school education (such as kindergartens and nurseries). A pedagogue can occupy various kinds of jobs, within this restrictive definition, e.g. in retirement homes, prisons, orphanages, and human resource management. When working with at-risk families or youths they are referred to as social pedagogues (socialpædagog).
It is also possible to earn a master’s degree in pedagogy/educational science from the University of Copenhagen. This BA and MA program has a more theoretical focus compared to the more vocational Bachelor in Social Education.
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Происходит от др.-греч. «воспитатель, наставник; букв. (раб) ведущий мальчиков», далее из др.-греч. παῖς (παιδίον) «дитя, мальчик» (откуда παιδεία «воспитание, обучение») + «ведущий, тот, кто ведёт», далее из «вести; гнать, управлять», далее из праиндоевр. «гнать». В большинстве европейских языков слово заимств. через лат. paedagogus.