пензенская область 2018 в цифрах

Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 18.08.2020.

1Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Краткая информация о регионе

Пензенская область (далее — Пензенская область, Область, Регион) расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), граничит с пятью регионами России. В Области проживает 0,9% населения страны. В Регионе расположены две территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). По оценке Области, объем валового регионального продукта (ВРП) за 2019 год составил порядка 430 млрд руб. (около 0,5% суммарного ВРП российских регионов). Крупнейшие города: Пенза, Кузнецк и Заречный (40, 6 и 5% населения соответственно).

Факторы рейтинговой оценки

Умеренные показатели развития экономики при диверсифицированной структуре налоговых поступлений

Экономика Пензенской области характеризуется умеренными показателями социально-экономического развития. В 2018 году ВРП на душу населения в Регионе составил 302 тыс. руб. Соотношение усредненных1 подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя за период с 2015 по 2018 год составило 53%. В 2018 году ВРП Области в сопоставимых ценах увеличился на 3,2% и составил 401 млрд руб. (по итогам 2019 года Регион ожидает увеличения значения данного показателя до 430 млрд руб.), тогда как совокупный ВРП субъектов РФ вырос только на 2,8%. В течение последних десяти лет темпы прироста реального ВРП Области опережали среднероссийские показатели. Исключением стал 2016 год, когда Область вошла в число регионов, столкнувшихся с проблемой рецессии, в связи с чем темпы роста ее ВРП временно отставали от среднероссийских.

1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Про урокцифры:  ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Рисунок 1. Динамика реального ВРП Пензенской области в сравнении с совокупным ВРП российских регионов


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Экономика Области характеризуется высокой степенью отраслевой диверсификации. Наибольшую долю ВРП Пензенской области по итогам 2018 года формировали предприятия обрабатывающей промышленности (20,3%). Вторую и третью по величине доли в структуре ВРП формировали торговля (оптовая и розничная и ремонт транспортных средств; 15,2%) и сельское хозяйство (12,2%). Бюджетный сектор также занимает значимую долю в структуре ВРП Области — по итогам 2018 года она составила порядка 16,4% ВРП Региона.

В структуре обрабатывающих производств лидирует производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (39% объема отгруженной продукции в 2018 году).

Рисунок 2. Структура ВРП Пензенской области в 2018 году


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Негосударственный сектор экономики диверсифицирован. За последние четыре года наибольшая доля налоговых поступлений (12,7% — усредненная доля за 2016–2019 годы) приходилась на отрасли, связанные с оптовой и розничной торговлей. Отрасли обрабатывающей промышленности в совокупности обеспечивали порядка 24% налоговых поступлений Области. Сам сектор обрабатывающей промышленности
в Регионе достаточно диверсифицирован. Наряду с обрабатывающими производствами значимую роль в налоговых поступлениях играет государственный сектор, доля которого составляла порядка 23% налоговых доходов Области в 2016–2019 годах.

Крупнейшие компании Пензенской области связаны в основном с торговлей. По итогам 2019 года восемь из десяти крупнейших по выручке предприятий были заняты в сфере торговли. При этом важно отметить, что торговля осуществляется в сфере пищевой промышленности, производства алкоголя и табака.

Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Пензенской области, в 2019 году

Отношение усредненных средней номинальной начисленной заработной платы к региональному прожиточному минимуму демонстрирует тенденцию к росту — 3 в 2019 году по сравнению с 2,8 в 2017–м.

По итогам 2019 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, в Области составил 4,4%, что ниже среднестранового уровня (4,6%).

Демографическая ситуация в Регионе в 2010–2019 годах характеризуется миграционным оттоком (за исключением 2014 года) и естественной убылью населения, в результате чего численность населения в указанный период устойчиво снижалась в среднем на 0,5% ежегодно.

Рисунок 3. Динамика и факторы изменения численности населения Пензенской области в 2010–2019 годах


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Стабильные показатели бюджетного профиля

Бюджет Области характеризуется умеренно высокой долей собственных доходов. Усредненный показатель доли налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах (без учета субвенций) стабилен. На период с 2017 по 2021 год Агентством прогнозируется незначительное снижение показателя до 63% (65% за период с 2016 по 2020 год) в связи с ростом объема безвозмездных поступлений.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет находиться на уровне 7%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов станет слабоотрицательным. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, но при финансировании капитальных расходов возникает необходимость привлечения заемных средств.

Бюджет Региона характеризуется высокой устойчивостью налоговых поступлений, так как в структуре преобладают наиболее стабильные виды налогов: доля поступлений по НДФЛ в среднем составляет порядка 32% ННД, доля поступлений по налогу на товары и услуги — около 23% ННД, поступлений по налогу на имущество — 15%. Поступления по налогу на прибыль также формируют высокую долю ННД (19%), волатильность этого налога сглаживается поступлениями от других видов налогов и не оказывает значительного влияния на бюджет.

Рисунок 4. Динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета Пензенской области, млн руб.


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Закон об областном бюджете4 предусматривает увеличение ННД Региона в 2020 году только на 6% при росте расходов на 14%. Тем не менее благодаря плановому приросту безвозмездных поступлений (на 24%) существенного дефицита бюджета не ожидается (дефицит регионального бюджета запланирован на уровне 2% ННД).

4Закон Пензенской области от 23.12.2019 № 3435-ЗПО (ред. от 17.07.2020) «О бюджете Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (принят ЗС Пензенской области 19.12.2019).

За пять месяцев 2020 года поступления по налогу на прибыль сократились на 18% относительно предыдущего года, по налогам на совокупный доход — на 20%, по налогам на товары и услуги — на 20%. Сокращение поступлений по НДФЛ за указанный период составило 5%. По ожиданиям АКРА, в 2020 году налоговые поступления в бюджет Региона могут сократиться на 14% относительно 2019 года, что не позволит исполнить плановые значения, указанные в законе об областном бюджете. При этом Агентство ожидает сокращения темпов прироста совокупных расходов Области с 14 до 6%, что наряду с высоким уровнем безвозмездных поступлений позволит избежать чрезвычайного роста дефицита регионального бюджета, который будет сформирован на уровне 10% ННД.

Безвозмездные поступления в 2016–2019 годах демонстрировали разноплановую динамику. Так, в 2016–2017 годах отмечалось сокращение на 2 и 6% соответственно, а в 2018–2020 годах наблюдается рост указанного показателя (в 2018 году — на 39%, в 2019 году — на 9%; в 2020 году рост безвозмездных поступлений, согласно оценке АКРА, составит 25%).

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2017–2021 годах находится на умеренно высоком уровне — 17%. За счет собственных доходов Области финансируется порядка половины капитальных расходов. А КРА рассматривает их в качестве возможного резерва для сокращения расходов бюджета в случае критического снижения его доходной части.

С 2016 по 2018 год бюджет Региона исполнялся с небольшим профицитом — до 2% ННД. В 2019 году Регион исполнил бюджет с дефицитом в размере 2% ННД. Принимая во внимание снижение налоговых поступлений, АКРА ожидает, что дефицит регионального бюджета в 2020 году составит 3 млрд руб., наибольшая часть которого будет профинансирована за счет привлечения заемного финансирования (преимущественно банковскими кредитами).

Снижение рисков рефинансирования

Долговая нагрузка Пензенской области характеризуется умеренно низким уровнем. На начало 2020 года долг Региона составил 20,1 млрд руб. и был представлен коммерческими и бюджетными кредитами (54,66 и 45,29% соответственно). Выданные Регионом гарантии составляли 0,05% его долгового портфеля. Портфель банковских кредитов не диверсифицирован и в 2020 году целиком приходится на ПАО Сбербанк.

По оценке АКРА, в связи с ожидаемым снижением доходов области государственный долг Региона может увеличиться на 13% по итогам 2020 года, в основном ввиду привлечения средств коммерческих банков.

Рисунок 5. Структура государственного долга Пензенской области, млн руб.


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

По состоянию на 01.01.2020 государственный долг характеризовался неравномерным графиком погашения: основной объем погашения (7,5 млрд руб., или 38% совокупного показателя) приходился на 2021 год. В этой связи в марте 2020 года Область рефинансировала обязательства по банковским кредитам, одновременно сократив размер процентных платежей. По состоянию на 01.08.2020 долг Региона составил 21 млрд руб. с учетом привлеченного кредита Управления Федерального казначейства (УФК) объемом 1 млрд руб.

В оставшийся период 2020 года Области предстоит погасить 1,8 млрд руб. (9% объема долга). В ближайшие три года Пензенской области предстоит выплатить не более 24% долга с учетом старого графика реструктуризации бюджетных кредитов. Таким образом, доля краткосрочного долга минимальна и по итогам 2020 года составит 4%.

Рисунок 6. График погашения государственного долга Пензенской области на 01. 2020, млн руб.


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

На 01.01.2020 соотношение долга и текущих доходов Области составило 38%. По итогам 2020 года, по прогнозу АКРА, данный показатель вырастет до 44% в связи с возможным сокращением ННД. Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит порядка 1% усредненных совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Совокупный долг муниципальных образований за период с 2016 по 2019 год не превышал 6,8 млрд руб., что в среднем эквивалентно 70% их собственных доходов.

АКРА не располагает сведениями о наличии у Пензенской области просроченных долговых обязательств и случаев предоставления ей экстренной помощи из вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Низкий уровень собственной ликвидности

Регион характеризуется низким уровнем ликвидности. На 01.08.2020 объем остатков на бюджетных счетах Области составил 1,5 млрд руб. Объем указанных остатков на 29% покрывает среднемесячные расходы Области за семь месяцев 2020 года, а также 7% государственного долга Области.

Рисунок 7. Баланс ликвидности5 Пензенской области


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Область имеет возможность привлекать кредиты УФК в целях финансирования части прогнозируемых кассовых разрывов в течение года. Использование кредитов, предоставленных УФК, в совокупности с привлечением банковских кредитов не оказывает существенного влияния на рост процентных расходов.

Аналитические корректировки

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

К негативному рейтинговому действию могут привести:

Рейтинги выпусков

18.08.2020 — BBB+ (RU), прогноз «Стабильный»

28.02.2020 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»

09.09.2019 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»

21.03.2019 — uBBB+(RU), прогноз «Стабильный»

20.09.2018 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Пензенской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Статистка численности населения Пензенской области по годам за период с 1991 по 2020 год. Обратите внимание: для наглядности на графике численности ось количества жителей начинается не с “0”.

Сколько населения Пензенской области проживает в городах? Какая доля живет в селах и деревнях?

Представлены цифры числа населения живущего в городах и селах по годам за период 1991-2020 года, а так же доля городского населения.

Для наглядности на графике численности ось количества жителей начинается не с “0”. График интерактивный – нажав кнопки “Город” и “Село” – получите только выбранные значения.

Сколько мужчин и сколько женщин проживает в Пензенской области? Статистика населения по полу за 1991-2020 год – точная численность по гендеру, а так же доля мужского и женского населения.

Для наглядности на графике численности ось количества жителей начинается не с “0”. График интерактивный – нажав кнопки “Женское” и “Мужское” – получите только выбранные значения.

Сколько трудоспособного населения проживает в Пензенской области? Статистика по трудоспособному населению. Трудоспособными считаются Мужчины – 16-59 лет, женщины – 16-54 года.

Данные разбиты по годам и полу. Для наглядности на графике численности ось количества жителей начинается не с “0”. График интерактивный – нажав кнопки “Женское” и “Мужское” – получите только выбранные значения.

Сколько мужчин и какого возраста проживает в Пензенской области? Статистика мужского населения по возрасту (интервалы по 5 лет). График интерактивный – нажав кнопки возраста можно включить/выключить соответствующий возрастной интервал.

Сколько женщин и какого возраста проживает в Пензенской области? Статистика женского населения по возрасту (интервалы по 5 лет). График интерактивный – нажав кнопки возраста можно включить/выключить соответствующий возрастной интервал.

Пензенская область (далее — Пензенская область, Область, Регион) расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), граничит с пятью регионами России. В Области проживает 0,9% населения страны. Крупнейшие города: Пенза, Кузнецк и Заречный (40%, 6% и 5% населения соответственно). В Регионе расположены две территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Законодательная база Области стабильна, а областное правительство участвует в развитии региональной экономики, используя механизмы ТОСЭР и СПИК (специальный инвестиционный контракт) и организации технопарков.

Прогнозирование собственных доходов Региона отличается высокой точностью: в некризисные годы расхождение фактического исполнения бюджета и прогноза в первой редакции бюджета составляет порядка 1%. Случаев недоисполнения объема расходов по сравнению с первой редакцией бюджета на протяжении последних пяти лет не происходило.

Способность правительства стимулировать развитие экономики на уровне муниципалитетов оценивается как высокая, но не реализованная. В отношении муниципальных образований Области не установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Доля собственных доходов муниципалитетов в общих доходах в 2018 году в среднем составила около 20% (за исключением Пензы с 38%).

Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований находится на относительно высоком уровне (соотношение долга и собственных доходов на конец 2018 года составило 67%, без учета нерыночного долга — 60%). Основную сумму долга формируют обязательства двух крупнейших городов Области, входящих в одну городскую агломерацию (Пенза и ЗАТО Заречный), с уровнями долга, близкими к 100% собственных доходов. Областное правительство стремится к контролю над долговой нагрузкой муниципалитетов, обязывая их органы власти согласовывать привлечение коммерческих кредитов с областным правительством.

Рисунок 1. Прогнозирование собственных доходов отличается высокой точностью в некризисные годы1


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Умеренный уровень развития экономики Области

В 2017 году ВРП Пензенской области составил 365 млрд руб. (оценка на 2018–2019 годы — 389 и 412 млрд руб. соответственно), или около 0,5% совокупного ВРП субъектов РФ. Данный показатель несколько ниже доли населения России, проживающего в Области, что, вероятно, связано с более высокой, чем в среднем по стране, долей сельского хозяйства2 в экономике. Уровень безработицы в Регионе в 2015–2018 годах ниже среднероссийского в среднем на 13%.

Рисунок 2. Сравнение структуры ВРП Пензенской области и совокупного ВРП субъектов РФ в 2017 году


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Экономику Региона характеризует как повышенная значимость сельского хозяйства, так и наличие значительного количества обрабатывающих промышленных производств. Обработка представлена в основном пищевой промышленностью и машиностроением (суммарно порядка 65% отгрузки обрабатывающей промышленности в 2017 году). Ключевыми пищевыми производителями на территории Области являются производители мяса птицы и алкогольных напитков. В машиностроении присутствуют предприятия различного профиля: бытовую технику под маркой De luxe производит АО «ППО ЭВТ им. В. А. Ревунова», АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М. В. Проценко» выпускает гражданское оборудование в интересах госкорпорации «Росатом», АО «Радиозавод» специализируется
на гособоронзаказе и т. д. Среди предприятий указанных отраслей большинство удовлетворяет спрос, возникающий в других регионах страны, что повышает уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений.

Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Области в 2018 году

Прямая зависимость экономики и бюджета Региона от конъюнктуры мировых рынков сырья является низкой. Добывающие отрасли фактически не представлены. Прямой экспорт в другие страны не оказывает значимого влияния на диверсификацию экономики или бюджетных доходов (составляет 3–5% ВРП).

В 2013–2017 годах среднегодовой прирост реального ВРП Области составил 2,1% (против 1,0% в среднем по регионам РФ). В течение последних десяти лет темпы прироста реального ВРП Области опережали среднероссийские показатели. В 2016 году Область вошла в число регионов, столкнувшихся с проблемой рецессии, в связи с чем темп роста ее ВРП временно отставал от среднероссийских показателей. По прогнозам АКРА, в 2019–2021 годах средние темпы прироста ВРП Пензенской области могут превысить среднероссийские. Профиль экономики при этом продолжит развиваться в направлении сельского хозяйства и пищевой промышленности, что определяется характером реализуемых и планируемых инвестиционных проектов (порядка 75% крупных проектов связаны с АПК).

Рисунок 3. Накопленный прирост ВРП в реальном выражении


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Финансовое положение предприятий Области в целом стабильное. Средний уровень просроченной задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей перед банками ниже среднероссийских показателей (на 4,2 п. п. по состоянию на 01.08.2019) и значительно ниже, чем у предприятий других регионов ПФО. Вместе с тем существуют значительные отраслевые различия.

Рисунок 4. Отдельные показатели развития экономики Области относительно средних по стране


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Относительно высокие темпы жилищного строительства на душу населения (2–е место в ПФО и 17–е в России в среднем за 2015–2018 годы) могут нести риски для бюджета Региона. Примером реализовавшегося отраслевого риска в строительном секторе стало банкротство в 2018 году застройщиков «Пензастрой», «Декор-Трейд» и «Север-Траст» с общей площадью недостроенных жилых домов порядка 100 тыс. кв. м. Правительство Области признало социальные риски, возникающие при срыве ожидаемого ввода жилья дольщиков, и вынуждено было взять на себя часть расходов на достройку проблемных объектов в 2019–2020 годах. Поддержка осуществляется в форме предоставления субсидий подрядчикам для завершения строительства. Кроме того, программа поддержки частично носит неденежный характер — выделяются земельные участки для реализации новых проектов.

Демографическая ситуация в Регионе в 2010–2017 годах характеризуется миграционным нетто-оттоком и естественной убылью населения, в результате чего численность населения устойчиво снижается на 0,4–0,7% в год.

В ближайшие годы изменения в демографической структуре Региона вряд ли окажут заметное давление на социальные расходы бюджета. Это обусловлено тем, что численность детей дошкольного и школьного возрастов, вероятно, сократится (-1–2% к 2021 году), а численность населения старших возрастов увеличится, но меньше, чем в среднем по России (+3,8% против +6,5% к 2021 году3). Доля населения трудоспособного возраста в Пензенской области в 2017 году была ниже среднероссийского показателя на 1,5 п. п. (55% против 56,7%) и в ближайшем будущем сохранит тенденцию к снижению, как и в целом по России.

3Средний сценарий демографического прогноза Росстата.

Рисунок 5. Динамика и факторы изменения численности населения Области


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Для Региона характерна невысокая степень урбанизации (по состоянию на 01.01.2019 около 69% населения Пензенской области проживает в городах). Плотность автомобильных дорог Региона в 2017 году составила 295 км на 1000 кв. км при среднем показателе по ПФО — 229 км на 1000 кв. км. Доля дорог, удовлетворяющих нормативным требованиям, при этом находится на высоком уровне: 60–64% по сравнению с 30–32% в ПФО и 37–43% в среднем по РФ.

Ограниченная гибкость бюджетных расходов при умеренном уровне собственных доходов

Бюджет Области характеризуется умеренной долей собственных доходов4 (в среднем 69% от суммарных доходов в 2016–2019 годах), что определяет средние возможности по самостоятельному управлению доходной базой.

Структура собственных доходов относительно устойчива. Наибольшую часть налоговых поступлений составляет НДФЛ, на который в 2015–2019 годах приходится в среднем 32% налоговых и неналоговых доходов (ННД). Значительную долю поступлений по налогам на товары и услуги, составляющих в указанный период в среднем 24% ННД, формируют акцизы на алкогольные напитки. Доля региональных налогов5 в 2015–2018 годах составляла не менее 14% собственных доходов, однако в 2019 году ожидается ее снижение вследствие отмены налога на движимое имущество юридических лиц.

Рисунок 6. Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета Области


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Рисунок 7. Отраслевая структура налоговых доходов6 Области в 2018 году


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Область использует налоговые льготы для долгосрочного развития собственной налоговой базы. До 2017 года сумма недополученных доходов в связи с предоставлением налоговых льгот оценивалась в 300–400 млн руб. (до 1,3% собственных доходов). В 2018 году эта сумма увеличилась до 1,2 млрд руб. (до 3,5% собственных доходов) за счет вступления в силу льгот участникам СПИК.

Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет Региона находится на достаточном уровне. Структура данных поступлений близка к структуре ВРП (максимальный вклад одной отрасли или связанных отраслей в доходы бюджета составляет менее 20%).

Очень высокая доля обязательных расходов бюджета (в среднем 79% в 2016–2019 годах) оставляет немного возможностей маневрирования расходами. Пензенская область поддерживает относительно низкий уровень капитальных расходов (в среднем 8% общего объема расходов в указанный период), однако значительная их часть (около 70% в 2017 и 2018 годах) осуществляется за счет областного бюджета.

Операционный баланс Региона в 2016–2019 годах составит порядка 20% регулярных доходов, что соответствует степени сбалансированности бюджета ниже средней по методологии АКРА. Стресс-тест АКРА показывает умеренную чувствительность кредитного качества Региона к колебаниям собственных доходов. Текущий уровень кредитного качества Области устойчив к реализации негативного сценария, предусматривающего снижение ННД на 4–5% по сравнению с прогнозным уровнем.

Отсутствие краткосрочного коммерческого долга и значительная доля бюджетных кредитов в долговом портфеле

На конец 2018 года общая сумма долга Пензенской области по отношению к ее операционному балансу составила около 163%, что соответствует среднему уровню риска. В связи с большой долей бюджетных кредитов в структуре долга Области (порядка 47%) его средний срок погашения составляет порядка четырех лет, что является высоким показателем, а средняя процентная ставка равна примерно 4%. Банковские кредиты составили 53% долговых обязательств Области на 01.01.2019, государственные гарантии Области — менее 0,1%.

Рисунок 8. Структура государственного долга Пензенской Области, млн руб.


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Комфортный график погашения (покрытие операционным балансом за вычетом процентных расходов объема погашения долга в 2019 году — существенно более 300%) и невысокая стоимость обслуживания (10% операционного баланса в 2019 году) соответствуют минимальному уровню риска рефинансирования в течение ближайших 12 месяцев. Доля долговых обязательств Региона, подлежащих погашению в 2019 и 2020 годах, составила 6% по состоянию на 01.01.2019, а ближайшие погашения по действующему рыночному долгу произойдут лишь в апреле 2021 года. Тем не менее в 2021 году Области необходимо рефинансировать значительный объем коммерческих кредитов и часть бюджетных кредитов (суммарно 37% текущего долга).

На конец 2019 года соотношение долга Области и ее операционного баланса, по оценкам АКРА, может возрасти до 250% (повышенный уровень риска) вследствие возможного снижения операционного баланса бюджета в 2019 году по сравнению с 2018–м. По состоянию на 01.08.2019 объем и структура долга значительно не изменились.

Рисунок 9. График погашения государственного долга7 Области на 01. 2019, млн руб.


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Ковенанты по бюджетным кредитам Области подразумевают, что к концу 2019 года совокупный долг снизится до 58% собственных доходов (на 0,5 п. п. относительно аналогичного периода прошлого года), а рыночный долг при этом не превысит 33%. Нарушение ковенант повлечет за собой досрочный возврат части бюджетных кредитов. Выполнение ковенант совместимо с исполнением в 2019 году бюджета Региона с дефицитом на уровне около 0,7 млрд руб., предусмотренным законом об областном бюджете на указанный год.

В рамках реализации инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства Областью в 2011 году предоставлена гарантия по обязательствам АО «Областной агропромышленный холдинг» в пользу АО «Росагролизинг» со сроком действия до 2021 года. По состоянию на 01.08.2019 объем условных обязательств Области по указанной гарантии составил 13,4 млн руб.

Финансовый долг предприятий госсектора Региона составляет менее 100 млн руб. В целях анализа задолженность указанных предприятий не учитывается в виде косвенных обязательств правительства Области.

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.

По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.07.2019 отсутствует.

АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств
и случаев предоставления экстренной помощи из вышестоящего бюджета
с целью погашения займов.

Достаточный уровень ликвидности

Бюджет Региона характеризуется низким уровнем собственной ликвидности: ежемесячные потребности стабильно превышают остатки на счетах на начало месяца в среднем на 3–4 млрд руб. На банковских депозитах средства
не размещаются.

Рисунок 10. Баланс ликвидности8 Пензенской Области, млрд руб.


ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2018 В ЦИФРАХ

Область имеет возможность привлекать кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) в целях финансирования части прогнозируемых кассовых разрывов в середине года. Использование кредитов, предоставленных УФК,
в совокупности с привлечением банковских кредитов не оказывает существенного влияния на рост процентных расходов. Ликвидность бюджета Региона позволяет ему своевременно выполнять плановые расходные обязательства в 2019 году (включая процентные платежи).

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Пензенской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *