план развития личных цифровых навыков для директора школы


ПЛАН РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования», который Министерство просвещения опубликовало в конце июня вызвал широкое обсуждение в сети и еще раз поднял насущные для школ вопросы. Где грань между цифровизацией и профанацией? Чему и как обучать педагогов? Какие уроки нужно извлечь из опыта дистанта? Об этом мы поговорили с Антоном Федоровым, заместителем директора по IT в «Новой школе» (г. Екатеринбург) и участником программы «Директорская».

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

Изображение с сайта Министерства просвещения РФ

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.


ПЛАН РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

В августе-сентябре 2020 г. в 52 субъектах Российской Федерации был проведён мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций. На основе полученных в ходе исследования данных мы попытались создать примерный общероссийский профиль руководителя школы, как лица, управляющего процессами интеграции цифровых технологий в деятельность современной школы.

В понятие «руководитель» вошли как директора школ, так и их заместители, занимающиеся процессами цифровизации.

В мониторинге цифровой трансформации участвовало 1142 школьных администратора из 334 школ 52 субъектов Российской Федерации. Основной возраст на этих должностях составляет 40-59 лет (почти 70 процентов). Каждому десятому — за 60 лет. Стаж административной работы у половины из них — более 10 лет. Что касается гендерного распределения — менее 15 процентов школьных администраторов составляют мужчины.

Таким образом, из полученных данных складывается образ школьного руководителя, как женщины 45-55 лет. Это опытный работник образования с солидным стажем, в самом расцвете творческих сил, как правило, обладающий неплохими компетенциями в области компьютерных технологий.

Можно поспорить, что это — «средняя температура по больнице», но, с другой стороны, что мы видим, заходя в школу и встречаясь с руководителями? Чаще всего — именно такой образ. Напомню, что речь идет не только исключительно о директорах, но и об их заместителях. Поэтому данные мониторинга просто подтверждают ожидаемый портрет.

WI-FI только для членов профсоюза

Школьный руководитель по большей части (82 процента) заботится как о наличии сети Wi-Fi в своей школе, так и о её качестве — подавляющее большинство школьной администрации удовлетворены качеством подключения к Wi-Fi для работы. Среди проблем отмечается недостаточная пропускная способность, низкая скорость и/или нестабильное.

При этом, примерно в 60 процентов школ Wi-Fi доступен по паролю только учителям, директору и административному персоналу. Другими словами, менее половины учащихся могут подключаться к школьной сети Wi-Fi. Родители и гости вообще игнорируются. Хотя, когда задумывался мониторинг, были ожидания, что эксперты увидят в школах таблички с паролем для входа в школьную сеть Wi-Fi, что это уже повсеместно распространенная практика. Если уж в транспорте и на остановках есть общественные точки доступа, то как без этого в школах? Это же образ жизни, не очень понятно, почему он игнорируется в школах. И, учитывая, что интернет-контент проходит в школе фильтрацию, логично было бы, чтобы школьники пользовались именно защищённым Wi-Fi, а не 3G со своих мобильных девайсов.

Итак, продолжаем рисовать портрет среднестатистического школьного руководителя — с одной стороны, как рачительный хозяйственник, он устанавливает в своей школе сеть Wi-Fi и стремится обеспечить качество её работы, а с другой, старается ограничить доступ в эту сеть, не пуская туда детей, чтобы чего не случилось.

Школьный руководитель старается обеспечить своих учителей компьютерами с подключением к сети интернет. И не только на рабочих местах — по словам администраторов, учителя могут использовать компьютеры в разных точках школы: в учительской, библиотеке, реже в методическом кабинете и в других местах.

И это очень хороший и полезный показатель, говорящий нам, что учителям создаются условия для подготовки как к урокам, так и к внеурочной деятельности, в том числе проектной.

Почти половина опрошенных руководителей отмечают, что ученикам разрешено использовать личные цифровые устройства не только на переменах, но и во время занятий на усмотрение учителей.

И тут два вопроса. Первое — это подключение школьников к сети Wi-Fi ограничено самими руководителями (мы это увидели выше). И второе — использование личных мобильных устройств учащимися на уроках регулируется учителям, а, по данным того же мониторинга, политика учителей в этом отношении в половине случаем тяготеет больше к запретам, чем к разрешительным или поощрительным действиям.

Возможно, было бы эффективнее а) разрешить всем учащимся использовать школьную сеть Wi-Fi и б) повысить квалификацию своих учителей таким образом, чтобы они понимали, как правильно организовать использование личных мобильных устройств детей на своих уроках.

Пока же только 7 процентов школьной администрации говорят том, что почти все их учителя и ученики используют личные устройства на уроках.

Школьный руководитель заботится не только о хозяйстве школы, не только о посещаемости учащимися уроков, но и подготовкой к ОГЭ/ЕГЭ. Эпоха цифровых сервисов позволяет организовать эту работу довольно эффективно, и в подавляющем большинстве школ подготовка учеников к госэкзаменам происходит на базе бесплатных региональных/федеральных цифровых сервисов, а 6 процентов респондентов указали на оплату школой коммерческих цифровых сервисов.

Любой директор — немного Змей-Горыныч

В результате серии интервью с директорами наиболее успешных российских школ исследователи выяснили, какими ценностями они руководствуются в своей работе. Общее ядро составили шесть ценностей: образовательное лидерство, профессионализм, развитие, решительность, партнерство, гуманизм. Причем первые три, как показал онлайн-опрос широкой педагогической аудитории, были признаны лидирующими.


ПЛАН РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

В ближайшем будущем исследователи разработают специальные тесты, которые позволят директору школы раскрыть свои основные черты через объективные суждения, кейсы и решения. Тогда респондент сможет получить ответ в виде наглядной диаграммы, а возможно, и в виде рекомендации по самосовершенствованию. Пройти тесты можно будет в любое время на специализированном сайте — как сейчас проходят IQ-тесты.

При оценке руководителя по каждой из трех ролей составляется отдельная диаграмма. В углах каждого из шестигранников — шесть базовых ценностей руководителя. В результате теста мы получим данные, по которым сможем построить фигуры, характеризующие компетентности руководителя в рамках каждой роли; они являются источником разнообразной информации о компетентностях руководителей.

Введут ли в России дистанционное обучение?

С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.

На самом деле перед ЦОС никогда не стояла задача полностью отказаться от традиционной системы обучения и упразднить необходимость посещения детьми школы — речь шла лишь о внедрении различных электронных и технических средств для повышения качества образования.

Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.

В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.

Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется.

Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году

С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.

При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.

Электронный журнал без документооборота

Что здесь можно добавить к портрету руководителя? В эпоху цифровизации некоторые моменты стало очень удобно отслеживать — нажал кнопку, и видно (по отчетам из электронного журнала) — посещаемость, накопляемость оценок, заполняемость журнала и т.д. Меньше бумажек, быстрее и эффективнее организация деятельности.

Электронным журналом в своей управленческой деятельности пользуется большинство представителей школьной администрации — 88 процентов. По мнению школьных руководителей, учителя чаще учеников и родителей пользуются электронным журналом/дневником. Это может быть связано с тем, что для учителей работа с журналом/дневником является функциональной обязанностью.

Эта тенденция — хороший плюс, потому что электронный журнал «заточен» на решение задач в образовательном процессе, но у руководителя есть ещё и хозяйственные, финансовые, коммунальные и другие виды деятельности. И в управлении этими видами тоже происходит цифровая трансформация — пока в половине школ, но тенденция намечена, и к нашему портрету руководителя добавляются новые черты — наша дама набирает компетенции в управлении процессами организации через профессиональные цифровые системы.

Почти все опрошенные школьные администраторы регулярно используют сервисы для совместной работы и коммуникации, например, социальные сети, мессенджеры, облачные сервисы или локальные сети для обмена файлами.

Специализированные сервисы (например, Мегаплан, Asana, MS Teams) используют в два раза меньше руководителей (44%), в основном, эти сервисы подключались с началом пандемии, которая заставила искать эффективные средства коммуникации руководства с учителями, детьми, родителями и даже с работодателями родителей.

В поисках вдохновения

Структурировать и «упаковать» опыт «Новой школы» в IT-подготовке учителей я хочу в рамках программы «Директорская». Может, звучит скучновато, но получается очень интересно.

В «Директорской» я учусь проектировать под руководством наставника. Это опыт, который иным путем получить невозможно. Мой наставник, Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng, человек невероятного масштаба. Ему достаточно сказать одно предложение или задать один, самый нужный и правильный вопрос, чтобы картина проекта если не перевернулась, то изменилась очень сильно. Мы регулярно встречаемся очно и онлайн.

В «Директорской» небольшое количество участников, поэтому у каждого есть возможность быть услышанным, задать вопрос, что-то обсудить. Больше всего на очном этапе мне запомнился момент, когда наставники выбирали себе команду. 
Я не был участником шоу «Голос», но мне кажется накал эмоций примерно такой же. Сидишь и гадаешь — назовут тебя, не назовут, кто назовет? Это удивительные эмоции!

От следующего этапа программы жду для себя вдохновения, ведь впереди новый и непростой учебный год.

Слышащий. Часто это мешает.

Идеальный управленец — какой он?

К людям относящийся мягко, к задачам жестко.

Что самое сложное в вашей работе?

Расставлять приоритеты и оставаться в балансе после получения письма с темой «СРОЧНО!!!!!!!!».

Если бы я в 5 классе выбрал английский, вместо немецкого и французского, то сейчас мне было бы гораздо легче. Хотя, кто знает?

Быть руководителем — это профессия или призвание?

Скорее призвание. Руководству сложно научить, хотя многие школы менеджмента это опровергают.

Что посоветуете коллегам?

Уходите домой из школы вовремя! Вас ждут дома.

Другие ответы: Надежда Еговцева, директор Сургутского нефтяного техникума, Светлана Палкина, директор школы №137 (Шабровский), Алексей Голубицкий, директор образовательного комплекса «Школа будущего» (Калининградская область), Татьяна Зверева, директор школы «Феникс»(Москва), Ольга Михайлова, директор Новой Черноголовской школы (Москва),  Дарья Тимощук, основатель SmartFox.

Педагогическая перезагрузка

За последние несколько лет произошло неизбежное: компьютеры, интерактивные доски, документ-камеры перестали мотивировать детей сами по себе. С одной стороны, ученики к ним привыкли, с другой — у большинства в кармане лежит устройство, с помощью которого можно делать большие чудеса, чем учитель с интерактивной доской. Поэтому сейчас задача педагога — проектировать уроки по-новому. А самая большая опасность — повторять в «цифре» урок традиционный.

Еще часто под предлогом цифровой трансформации школам пытаются предложить некий сервис, который все сделает сам. Сомневаюсь, что это возможно, ведь сила в разнообразии.

Безусловно, в школе должны быть базовые, экосистемные сервисы, которые могут взять на себя большую часть функций. Но они должны позволять подключать к себе практически любые внешние сервисы. Для нас, например, таким решением стала связка Office 365 и Дневник.ру.

Невозможно и не нужно насильно заставлять учителей применять технологии. В «Новой школе» мы регулярно проводим обучение в самых разных форматах:


ПЛАН РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

Учителя-участники саммита Microsoft Showcase Schools

Большинство занятий проходит онлайн, мы собираем записи этих встреч, и ими могут воспользоваться коллеги, которые присоединились к нам недавно. Проводниками в мир ИТ для учителей стали наши сертифицированные педагоги-эксперты (MS MIE Expert). Они щедро делятся своим опытом с коллегами со всей страны. Как результат этой системной работы — у нас нет преподавателей, которые по какой-либо причине не готовы работать в условиях насыщенной цифровой среды.

Работа на опережение

В «Новой школе» я работаю с 2007 года. В моем ведении вся ИТ-инфраструктура. Это поддержка и развитие сетей, серверов, рабочих мест сотрудников и учеников. Техническая сторона — самая простая и понятная часть моей работы, но ей я занимаюсь все реже. Гораздо интереснее внедрять инструменты и сервисы, которые позволяют эффективнее учить, учиться и управлять.

Активная компьютеризация «Новой школы» началась в 2009 году. Тогда, задолго до того, как эта тема стала массовой, мы стали вводить электронные дневники и журналы. Это был прорывной год по нескольким направлениям — от обучения учителей до оборудования кабинетов.

«Новая школа» стала первым образовательным учреждением в Свердловской области, которое запустило сервис Дневник.ру. Мы сотрудничали напрямую с разработчиками, и они учли многие наши предложения по улучшению своего продукта. Например, вес отметки н/а равный нулю — наша идея, а теперь этим пользуются тысячи образовательных учреждений по всей стране. Тогда меня даже пригласили в комиссию по развитию информационного общества при президенте РФ для обсуждения вопросов по внедрению электронных журналов.

Тогда, в 2009 году, проректор ЧГПУ по ИТ Дмитрий Матрос в одном из своих выступлений сравнил школу с аэропортом.

— Представьте, что будет с аэропортом, если откажут все компьютеры? Остановится чуть меньше, чем всё. А что случится со школой, если остановятся все компьютеры? 
— В целом ничего критичного, — в унисон ответил зал университета, полный школьных учителей, завучей и директоров.

Сегодня, спустя 12 лет, я уверен, что ответ был бы другой. Даже когда изредка в школе барахлит интернет, это становится заметно в ту же секунду. Учебный процесс, конечно, не останавливается, но учителю приходится сильно перестраивать занятие, так как информационные технологии глубоко встроены в повседневную жизнь школы.

Как будет работать проект ЦОС в школах?

Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.

ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.

Возможные проблемы ЦОС

Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.

Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению.

Однако в Постановлении Правительства, которое было принято 7 декабря 2020 года, перечня регионов нет. Возможно, этот список появится позже.

Матрица компетентностей директора школы. Краткая версия

В полной версии матрицы каждая компетентность представлена в виде набора индикаторов — патернов поведения, в которых вы можете узнать себя и оценить степень самореализации в каждой составляющей целостного образа эффективного директора школы. Для примера приведем индикаторы по двум позициям матрицы:

В центре данной статьи школьный лидер, его деятельность личностные особенности, мотивация, стремление к успеху. При этом – это современный лидер, руководитель нового поколения.

Качество образования в современной школе в значительной мере определяется не только профессионализмом учителя, но и уровнем профессиональной подготовки её лидера – директора. Кто такой директор школы? Какими знаниями, опытом необходимо обладать директору школы? Какие личностные качества нужно развивать будущему лидеру? Как оценить степень готовности претендента на должность первого лица в школе? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

Матющенко Светлана Михайловна

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Ключевые слова: ключевые компетентности, базовые компетентности, специальные компетентности, задачи руководителя.

В первом случае подготовка управленческого резерва ориентирована на адаптацию специалиста в образовательной среде, формирование педагогических компетенций; формирование группы экономических, нормативных и правовых управленческих компетенций применительно к сфере образования вообще и к общему – в частности.

Вторая группа будущих руководителей формируется из заместителей директоров и педагогов. Изменения масштаба задач и уровня ответственности у претендентов диктует необходимость формирования компетенций из сферы менеджмента и профессиональных компетенций экономического, нормативно-правового плана. Для всех будущих руководителей важно формировать навыки активной деятельности в информационной среде (информационные компетенции) и лидерские компетенции (стратегическое мышление, управление персоналом, управление изменениями, коммуникативные навыки).

Для комплексной деятельности директору школы необходимо формировать и развивать целый комплекс управленческих компетенций.

Формирование и развитие компетенций представляется как формирование знаний, умений и навыков в процессе формального и неформального обучения, развитие склонностей и формирование ценностей в процессе профессиональной подготовки и приобретение опыта в процессе профессиональной деятельности, стажировок, информального образования.

Модель компетентного работника акцентирует внимание на той части спектра индивидуально-психологических качеств, в которую входят самостоятельность, дисциплинированность и коммуникативность. Ключевым моментом является также потребность в саморазвитии, умении ставить цели и добиваться их достижения. При этом важнейшим компонентом квалификации работника становится способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда и динамичности их изменении. Необходимо непрерывное образование, постоянное повышение профессиональной компетентности.

Компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях.

Компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.

Если понимать профессиональную подготовку как процесс профессионального развития, овладения опытом будущей профессиональной деятельности, то можно сказать, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование, на неформальное и информальное образование.

Важной особенностью профессиональной компетентности личности является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.

Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Именно поэтому ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации (в том числе и на иностранном языке), социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе, нравственных ценностей. В значительной мере ключевые компетентности включают индивидуально-психологические качества личности.

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области конкретной профессиональной деятельности. Включая сформированные дополнительные компетенции, необходимые для выполнения определенных спецификах направлений деятельности. В случае деятельности директора школы – это менеджерские компетентности.

Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это и формирует индивидуальный стиль деятельности (в данном случае управленческой), создает целостный образ руководителя и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности, интегральной личностной характеристики лидера школы.

Ключевые, базовые и специальные компетентности, взаимодействуя друг с другом, проявляются в процессе решения важных профессиональных задач разного уровня сложности и в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства.

Ведущие задачи руководителя школы можно сформулировать следующим образом:

Инновационные организационные формы построения образовательных учреждений, переход к автономии.

Новые экономические аспекты деятельности образовательного учреждения: новая отраслевая система оплаты труда сотрудников.

Применение законов и закономерностей менеджмента в управленческой деятельности образовательного учреждения.

Формирование информационной среды образовательного учреждения.

Введение аспектов государственно-общественного управления образовательным учреждением.

Установление взаимодействия с другими субъектами образования, партнерами школы (социальное партнерство).

Построение образовательного процесса с ориентацией на достижение целей конкретной ступени образования и с учетом новых образовательных стандартов.

Проектирование образовательного пространства для профессионального развития и самообразования учителей школы и администрации.

Для успешного решения задач модернизации общего образования руководитель образовательного учреждения должен по-новому осмыслить свою профессиональную деятельность.

Способность управлять собой

Разумные личностные ценности

Четкие личные цели

Потребность в личном росте

Специальные компетентности (менеджмент):

Навык решать проблемы

Способность влиять на окружающих

Знания современных управленческих подходов

Креативность и способность к инновациям

Умение обучать и развивать подчиненных

Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы

компетентность. Отсутствие каких-либо навыков или способностей создает ограничения для полноценной управленческой деятельности.

От компетентности руководителя, от компетентности каждого учителя образовательного учреждения зависит компетентность ученика.

Считаю, что компетентный учитель, который сочетает в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств, способен создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Компетентный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Отрадно осознавать, что огромное количество учащихся, окончив нашу школу, нашли своё место в жизни, а, в конечном счёте, и самих себя. И заслуга в этом всех учителей работавших и работающих в нашей учебной организации.

Но не надо забывать и о другой стороне педагогического процесса. Его результативность также зависит от мотивации учащихся на обучение и осмысленного получения новых знаний, навыков, умений с последующим переводом их в практическую деятельность. Для этого ценна система отслеживания постоянного измерения качества, самоанализ деятельности на всех уровнях – ученик; учитель; класс; школа. Такая система у нас есть, например, школьные методические объединения, взаимопосещение уроков и многое другое. Хочется отметить, что профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление.

Всё это важно особенно сегодня, когда правительство говорит о снижении качества подготовки специалистов. А мы для себя должны поставить задачу преемственности: “Компетентный учитель – компетентный ученик” и решить её совместно с нашими учащимися, поскольку главным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей, умений.

Благодаря реализации школьной модели выпускника, выпускник нашей школы – это человек, который:

Усвоил учебную программу по предметам школьного учебного плана.

Способен к успешному обучению в учреждениях высшего профессионального образования. Готов к сознательному выбору профессии, жизни и работы в коллективе.

Овладел основами компьютерной грамотности, мультимедийными средствами для учебы, работы.

Умеет быстро адаптироваться в постоянно меняющихся социально-экономических отношениях.

Знает свои гражданские права и умеет их реализовывать; мыслит широко, небезразличен к будущему. Чувствует себя гражданином планеты.

Умеет обдуманно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.

Обладает культурой жизненного самоопределения и самореализации.

Уважает своё и чужое достоинство.

Уважает собственный труд и труд других людей; обладает чувством социальной ответственности.

Физически, морально, духовно здоровая личность. Ведет здоровый образ жизни.

Умеет радоваться, ценить жизнь, получает удовольствие от учебы, работы, отдыха. Правильно организует свою жизнь.

Открыт для новых идей, знаний, смело общается с миром.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что описанная стратегия позволяет руководителю развивать необходимые компетенции постепенно, формируя свою компетентность во все более сложных практических контекстах.

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева и проф. Н.Ф.ж Родионовой. – Спб.: Изд. Р ГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

Предварительный просмотр

Скоренко Р. А., методист

Малюгина Т. В., методист

В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Многочисленные исследования по всему миру показали, что ИКТ может улучшить результаты обучения учеников и качество преподавания педагогов. Для получения всего спектра информации человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Дети являются уверенными пользователями ПК, и поэтому педагогу, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии. Каждый педагог прекрасно знает, что для того, чтобы ребенок увлеченно и с положительным результатом работал на учебном занятии, необходимо в первую очередь объяснить ему, для чего ему эта деятельность нужна, как она пригодится ему в его дальнейшей жизни (то есть замотивировать его).

Рост информационной компетентности каждого педагога индивидуален, но творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Для того, чтобы педагоги уверенно владели ИКТ, эффективно использовали компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы, в Центре детского творчества создается система постоянной поддержки педагогических работников в области использования ИКТ. Одним из важных элементов такой системы стала программа повышения ИКТ-компетентности педагогических работников.

Программа направлена на совершенствование информационной компетенции и формирование умения использовать современные достижения в области ИКТ как эффективный инструмент в педагогической деятельности. Рассматривается две области: первое – создание и применение информационных и электронных образовательных ресурсов, электронных дидактических и методических материалов и второе – использование Интернет-ресурсов (конструкторов и программ свободного доступа) для повышения эффективности образовательной деятельности.

Цель программы: совершенствование информационной компетентности педагогических через освоение и целесообразное использование новых информационных технологий и программ в профессиональной деятельности.

Структура программы: программа включает в себя четыре модуля. Каждый модуль состоит из теоретических и практических занятий.

Программа носит практико – ориентированный характер.

Основные формы работы:

Программа была создана как основной результат деятельности временной творческой группы “Информационно-коммуникационные технологии” после проведения анкетирования педагогических работников Центра. ( Приложение 1 “Анкета “Информационно-коммуникационная компетентность педагога”) В результате исследования были выявлены основные затруднения и потребности в дальнейшем формировании профессиональных ИКТ компетенций педагогов Центра, которые и легли в основу программы. ( Приложение 2 Аналитическая информация по результатам анкетирования педагогических работников Центра”).

Тематический план программы

Использование информационных и электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе

Поиск и применение коллекций электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе. Обзор Интернет-ресурсов в помощь педагогу.

Веб-технологии. Образовательный веб-квест.

Скоренко Р. А. Малюгина Т. В.

Модуль 2. Создание электронных образовательных ресурсов

1. Электронные и образовательные ресурсы. Правила и требования к созданию учебных презентаций в MS PowerPoint.

2. Создание интерактивных дидактических материалов в MS Excel.

Использование Интернет-ресурсов в деятельности педагога

1. Возможности использования Интернет-ресурсов в деятельности педагога.

2. Создание персонального сайта в Конструкторах.

Особенности организации общения через Интернет

1. Skype как средство сетевого он-лайн общения

2. Вебинар как актуальная форма взаимодействия с учащимися.

Подведение итогов Рефлексия, пожелания коллег

По окончанию обучения педагогический работник будет

• о сущности и специфике преподавания с использованием современных средств и ИКТ;

• особенности использования новых технологий и программных продуктов в профессиональной деятельности.

• организовывать педагогическую деятельность с использованием новых программных продуктов, возможностей Интернета;

• целесообразно выбирать средства ИКТ для постановки и решения учебных задач в процессе обучения;

• создавать электронные образовательные ресурсы и учебно-методические материалы, в том числе размещенные в Интернет – среде, обеспечивающие самостоятельную работу учащихся.

• различными современными образовательными технологиями, используя ИКТ;

• навыками работы в Интернет – пространстве, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

Два года за два месяца

У каждой технологии свое время. Когда я в течение двух лет внедрял в школе Office 365 я понимал, массовой потребности в этом нет, но мы движемся в правильном направлении. Сначала сервис решал локальные задачи на уровне класса и/или учителя. Но вот пришло время, и в 2020 благодаря нему мы массово запустили удаленку от дошкольных групп до подготовки к ЕГЭ.

Пережив непростую весну 2020 года, следующий учебный сезон мы провели уже гораздо более спокойно — легко сочетали очные и дистанционные формы обучения. Работа в школе не останавливалась ни на один день, и коллектив делал все возможное, чтобы в условиях ежедневной неопределенности сохранить качество образовательного процесса.

Цифра все усиливает. И хорошее, и плохое. По результатам дистанционной весны 2020 года мы увидели: кто учился хорошо — стали учиться лучше, а те дети, которые в очном режиме были скромны, в дистанте стали еще скромнее. Справедливости ради, нужно отметить были и яркие исключения в обеих группах.

С учителями этот принцип тоже работает. Успешные педагоги с помощью ИТ достигают более высоких результатов, а коллеги кто был не очень успешен в классе — в цифровом классе оказываются зачастую в еще более проигрышной позиции.

Как создать настоящую команду и эффективно управлять ей? Как не выгореть, будучи руководителем? Как привлечь дополнительное финансирование в СПО, школу, центр допобразования или новый проект? Эти и другие темы – в программе переподготовки для руководителей образовательных организаций «Директорская».


ПЛАН РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

Записаться в программу

Цифровизация или профанация?

К сожалению, в школах цифровизация часто проходит неэффективно и напоказ. Пример, который с болью отзывается в сердце — поставка техники в рамках государственных проектов.

Школа в первую очередь нуждается в простых решениях — компьютер на каждое рабочее место учителя. Но по некоему проекту она получает интерактивную панель, вместо которой можно было бы оборудовать 10 учебных классов компьютерами, или ПЯТЬ учебных классов компьютерами и проекторами.


ПЛАН РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

Компьютерный класс «Новой школы»

Интерактивная панель — это прекрасно, но эффект, который она может дать в одном кабинете, гораздо меньше, чем десять учебных кабинетов с новыми компьютерами.

Грустно, если это дорогое оборудование так и будет радовать посетителей в холле, а не детей на занятиях. Возможно, в этой школе каждый кабинет уже оборудован такой панелью и ее просто некуда поставить. Хочется верить.

Впрочем, хорошо, что поставки оборудования вообще случаются, потому что проекты вложений в действующую ИТ-инфраструктуру образовательных учреждений вообще крайне редки. Зачастую эту проблему школы решают самостоятельно.

Но оборудование это лишь базовое условие для цифровой трансформации. Этап экстенсивного развития завершился. Необходимо менять и парадигму учебного процесса.

Учеба в любом месте и в любое время

В моем понимании, цифровая школа — это не ученик, сидящий все уроки в школе за компьютером. Это разумное, взвешенное применение «цифры» там, где она может усилить ребенка и учителя, и отказ от применения технологий ради технологий.

Изменения происходят непрерывно, весь прошлый учебный год мы прожили в гибридном режиме неопределенности. Заболевали учителя, уходили на карантин классы, объявлялся/отменялся дистант, продлевались каникулы. Этот год нас очень закалил. Мы уже готовы к тому, что, придя утром на работу можем узнать о болезни учителя или уходе класса на карантин, и тут же «с колес» перестроится с очного урока в онлайн и наоборот. Это создает дополнительную нагрузку на учителя, но мы уже научились смотреть на это проще.

Тренд сегодняшнего дня — это работа и учеба в любом месте, в любое время. Мы более не ограничены помещением школы, нам проще планировать мероприятия. Онлайн консультации, оперативные совещания и родительские собрания, защита проектов, мозговые штурмы — все это теперь происходит более гибко.

Про урокцифры:  МАМЕ ПОГОДА И ПОГОДА В МАМЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *