дать понятие силы, сила как причина изменения скорости тела.
– работа с карточками «Обозначения и единицы измерения физических величин»
I. Контрольные вопросы:
1. Что является причиной изменения скорости тела?
2. Что называется силой?
3. Что надо знать о силе, как физической величине?
II. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя: Понятие силы первоначально возникло из ощущения мышечного усилия. Чтобы поднять груз, бросить копье, необходимо некоторое напряжение мышц, причем в различных случаях разное. Степень этого напряжения и оценивалась понятием сила. Во всех случаях идет речь о взаимодействии одного тела на другое.
если скорость тела изменяется, мы всегда обнаруживаем действие на него другого тела.
Мерой взаимодействия тел между собой является векторная величина, называемая силой.
Сила, как любая векторная величина характеризуется числовым значением и направлением. Обычно направление силы указывают стрелкой.
Силу принято обозначать буквой F. ( Запись в тетради)
Бессмысленно говорить о силе, если рассматривают поведение одного тела.
Сила приложена к определенной точке тела, что всегда указывают на чертежах.
Если сила к телу не приложена , то скорость движения тела не меняется. Если к телу приложена некоторая сила, то скорость его движения меняется. Чем больше сила, тем сильнее изменение скорости.
За единицу силы в системе СИ принят ньютон (1 Н) – в честь великого английского ученого И. Ньютона.
Сила в 1 Н— такая сила, которая за 1с изменяет скорость тела массой
1кг на 1 м/с. Кратными и дольными единицами силы являются:
1кН= 1000Н= 0,001мН =1000000Н (Запись в тетради)
План-памятка изучения физических величин.
1. Какое свойство или явление характеризует данная величина.
2. Определение величины.
3. Определительная формула, выражающая связь данной величины с другими.
4. Физический смысл величины.
5. Единицы измерения величины.
6. Способы измерения величины.
7. Возможная графическая интерпретация.
I. Работа в паре:
Обсудить ответы на вопросы:
I. Используя план –памятку рассказать о силе ;
обсудить контрольные вопросы
Четыре выполненных задания — отметка «4» (4 балла),
5 выполненных заданий — отметка «5» (5 баллов).
7. Домашнее задание: §23, вопросы после параграфа.
Урок физики в 7 классе
Тема: Сила упругости. Закон Гука
1. Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра.
2. Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления; проводить эксперимент на простейшем оборудовании.
Демонстрации: 1. Деформация линейки под действием груза.
2. Упругая и пластическая деформация.
I. Организационный момент.
Механические явления чрезвычайно многообразны, поэтому, на первый взгляд для их объяснения надо учитывать много различных сил. Но оказалось, что все механические явления можно объяснить с помощью всего трех видов сил. Это:
Силы всемирного тяготения,
II. Актуализация знаний.
-Что же такое сила? Каковы единицы силы?
-Что может произойти с телом, на которое действует сила?
-Что является причиной падения всех тел на землю?
-Какую силу называют силой тяжести?
-В чем причина ее возникновения?
-Как зависит сила тяжести от массы тела?
-На какой из автомобилей – «Волгу» или «Жигули» – действует большая сила тяжести? Почему?
-Объем бензина в баке автомашины уменьшился в 2 раза. Как изменилась при этом сила тяжести бензина? Объясните.
-Что можно сказать о скорости тела, к которому не приложена никакая сила (F = 0)?
2. Решение задачи
Найти силу тяжести, действующую на тело массой 2 кг. Изобразите эту силу графически на чертеже в масштабе 10Н/см.
III. Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала.
а) проблемное изложение.
– Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Она всегда направлена вертикально вниз.
– Представьте себе такую ситуацию, что Землю убрали, её нет. Что тогда произойдет с телом?
– Тело начнет движение вертикально вверх, в противоположную сторону Fт. А, ведь, тело совершает движение, когда на него действует сила. Значит, существует какая – то сила, отличная от силы тяжести.
– А, чтобы узнать, как называется эта сила, вы закончите фразу из стихотворения , которое я вам прочитаю
Вот дощечка через речку,
По ней как речку перейти?
(слайд 1) – Тема сегодняшнего урока « Сила упругости. Закон Гука»
(слайд 2) На все тела, находящиеся вблизи Земли, действует ее притяжение. Под действием силы тяжести падают на Землю капли дождя, снежинки, оторвавшиеся от веток листья. Но когда тот, же снег лежит на крыше, его по-прежнему притягивает Земля, однако он не проваливается сквозь крышу, а остается в покое. Что препятствует его падению? Крыша. Она действует на снег с силой, равной силе тяжести, но направленной в противоположную сторону. Что это за сила? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт: Для этого возьмем полоску фанеры или линейку, установим ее на две опоры, а сверху положим полиэтиленовый мешочек с речным песком.
-Что произошло с опорой?
-Что произошло с помещенным на нее телом?
-До каких пор прогибалась опора?
Далее демонстрируем растяжение пружины (резинки), сжатие резинового мяча, смещение страниц толстой книги, изгиб линейки, закрепленной с одного конца, закручивание куска ткани.
б) понятие деформации
-Что произошло с телами во всех наблюдаемых случаях?
С. Михалков, «Азбука».
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась.
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Очутилась на полу,
Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть ее никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого.
– Какое явление описывает поэт в своем стихотворение? (деформацию)
(слайд 3) Деформация – это изменение формы или размеров тела.
в) понятие упругой и пластической деформации.
Работа с восковыми и резиновыми шариками
– Деформация, при которой тело восстанавливает свою форму после снятия нагрузки, называется упругой.
– Деформация, которая не исчезает после прекращения внешнего воздействия, называют пластическими.
-Закон Гука справедлив только для упругих деформаций.
(слайд 4) Виды упругих деформаций:
(слайд 5-6) – Что является причиной деформации?
Объяснение причин покоя тел, лежащих на опоре или подвешенных на нити.
На середину горизонтально расположенной доски поставим гирю. Под действием силы тяжести гиря начнет двигаться вниз и прогнет доску, т.е. доска деформируется. При этом возникает сила, с которой опора действует на тело, расположенное на ней.
Вывод: на гирю кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила, направленная вертикально вверх. Она и уравновешивает силу тяжести. Это и есть сила упругости.
г) определение силы упругости
Буквенное обозначение Fупр
– Увеличение силы упругости происходит при увеличение прогиба опоры.
– Когда Fупр = Fт , то опора и тело останавливаются.
Демонстрация подвеса. Нить (подвес) растягивается. В нити ( подвесе) также возникает сила упругости. При растяжении подвеса сила упругости увеличивается. Если Fупр = Fт , то растяжение прекращается.
– Сила упругости возникает только при деформации тел. Рассматривая взаимодействия бруска на поверхность стола, шарика, подвешенного на нити, вы можете визуально увидеть деформацию опоры или подвеса. В этих случаях Fупр называется силой реакции опоры.
д) объяснение закона Гука.
(слайд 7) – Выясним, от чего зависит сила упругости.
Демонстрация опыта с резиновым шнуром (замена грузов)
lо – первоначальная длина
l– длина шнура после деформации
Удлинение шнура Δl = l – lо
– Опыт показал, что модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо
пропорционален изменению длины тела.
– В этом заключается закон Гука:
Fупр = k ×Δℓ
Δℓ – удлинение тела, k – коэффициент пропорциональности, который называется жесткостью.
IV. Закрепление знаний и умений.
1. Беседа по вопросам:
– Когда возникает сила упругости?
– Что называется деформацией тела?
– Какие виды деформации вы знаете?
– Как формулируется закон Гука?
– как записывается закон Гука?
2. Выполнение заданий (слайд 10, 11, 12)
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание
§ 25 (слайд 14)
сформировать представления о понятиях «сила», «явление тяготения», «сила тяжести».
логическое мышление; развивать интерес к учению и исследовательским процессам; развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры.
воспитывать внимательность, сосредоточенность, любознательность; помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний.
Планируемые образовательные результаты:
знать и понимать смысл понятий «сила», «сила тяжести», «явление тяготения».
: ставить цель, оценивать свою работу; исправлять и объяснять свой ошибки.
: вступать в диалог, уметь слушать и слышать, выражать свой мысли, строить высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиций других.
: анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу на основе соотнесения того, что известно.
: сформировать интерес и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о силе и силе тяжести, ценностное отношении друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.
: технология критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология.
Демонстрация к уроку
15 наборов, по 1 на парту.
2 деревянных бруска,
2 деревянных кубика,
2 таблички «ДА»,
2 таблички «НЕТ»,
2 листочка для рефлексии.
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.
Оноре де Бальзак писал: «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак». Чтобы плодотворно поработать на уроке, устроим мыслительную разминку. У вас на партах лежат таблички. Я буду задавать вопрос, а вы на него отвечайте «Да» или «Нет», поднимая соответствующую табличку. Итак, начнем.
Почему? При взаимодействии оба тела изменяют свои скорости.
Когда такое возможно? Когда тела имеют одинаковые массы.
Почему? Плотность стали больше (таблицу смотрим). А плотность показывает, какая масса вещества заключена в единице объема.
Как он это делает? Набирает скорость и катится по инерции, не крутя педали.
Почему? При взаимодействии двух тел скорость того тела меньше, у которого масса больше.
У вас на партах лежат деревянные бруски. Попробуйте изменить их скорость.
Учащиеся толкают бруски руками.
Что заставило двигаться бруски?
Взаимодействие с рукой изменило скорость бруска.
Одинаково ли у всех вас бруски изменили скорость?
Нет. Кто-то сильнее толкнул.
Замечательно! Т.о. мы можем сделать вывод, что мерой взаимодействия тел является . Итак, запишите тему урока: «
Часто не говорят, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или что к телу приложена сила.
Сила – мера взаимодействия тел.
Сила обозначается буквой F.
Единицы измерения силы в системе СИ: Н (Ньютон)
Названа единица измерения в честь английского физика, математика и астронома Исаака Ньютона.
Сила – векторная величина.
Что это значит?
Сила характеризуется величиной(модулем) и направлением.
С какой еще векторной величиной вы знакомы?
Попробуйте применить к бруску одинаковую силу в разных направлениях.
Учащиеся толкают брусок в разных направлениях.
Обратите внимание, что вы меняете не только направление силы, но и точку приложения силы к бруску.
Сила характеризуется модулем (величиной), направлением и точкой приложения.
А теперь возьмите пружину. Попробуйте ее слегка растянуть.
Учащиеся растягивают пружину
Что произошло с пружиной?
Она стала длиннее.
Изменилась ли скорость пружины?
А скорость некоторых частей пружины?
Дело в том, что иногда под действием силы меняется скорость не всего тела, а лишь отдельных его частей. В таких случаях говорят, что тело деформируется. Деформация – это любое изменение формы и размера тела.
Возьмите кусочек пластилина. Примените к нему силу. Нажмите на кусочек. Что произошло?
Чем отличаются деформации пружины и пластилина?
Пружина вновь вернулась в прежнее состояние, а пластилин нет, когда мы перестали действовать силой.
Деформации бывают упругими и неупругими.
При упругой деформации тело возвращается в исходное состояние после прекращения действия сил, деформирующих тело.
Скажите, ребята, а где на Земле легче всего живётся?
Исаак Ньютон говорил, что «примеры при обучении полезнее правил». Давайте рассмотрим несколько примеров.
Поднимите маленький кубик над столом. Отпустите. Что происходит с кубиком и почему?
Падает. Земля притягивает.
Аккуратно встаньте из-за парт, подпрыгните. Присаживайтесь. Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу?
Почему Луна вращается вокруг Земли?
Почему планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца? Показать модель Солнечной системы.
Итак, запишите следующий заголовок нашего урока:
С понятием силы тяжести и явлением тяготения каждый знаком с детства.
Попробуйте сами привести примеры проявления тяготения.
Падают предметы и живые существа.
Падает подброшенный мяч и т.д.
Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.
Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины и оползни, движутся ледники, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады.
Все живые существа на Земле чувствуют её притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растёт вниз, к центру Земли.
Сила тяжести обозначается F. Сила тяжести направлена вертикально вниз, к центру Земли.
Притяжение существует не только между Землей и телами, находящимися на ней. Все тела притягиваются друг к другу.
Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.
Английский ученый Исаак Ньютон первым доказал и установил закон всемирного тяготения.
Согласно этому закону, силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел и меньше расстояние между телами.
Земной шар немного сплюснут у полюсов, поэтому тела, находящиеся около полюсов расположены немного ближе к центру Земли, и сила тяжести на полюсах больше, чем на экваторе.
Итак, где же человеку легче живется?
Легче живется на экваторе, там меньше сила тяжести.
Да, если одно тело находится на равнине, а другое – на вершине горы.
Слушаем ответы учащихся.
Да, Луна тоже притягивает Землю.
Приливы и отливы на Земле – следствие притяжения Земли Луной.
Луна – ближайшее к Земле крупное космическое тело, поэтому она оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле.
Именно Луна является причиной мощных приливных волн, заставляя перемещаться огромные массы воды. Высота приливов может достигать 20 метров; если берега океана достаточно плоские, такая волна может на многие километры затоплять сушу.
Приливные явления, вызываемые Луной, мешают Земле вращаться, уменьшая её скорость вращения.
Приливы и отливы бывают не только в океане, но и на суше. В результате влияния Луны происходят вертикальные смещения земной поверхности до 50 сантиметров.
Шар, лежащий на берегу океана, обладает большей силой тяжести.
Записи в тетради учить.
которые необходимо дополнить. Листочки с тегами раздаются вместе с прочим оборудованием к уроку.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их на листочке, сдают учителю в конце урока.
Сила. Единица силы.
познакомить учащихся с как мерой взаимодействия тел.
– познакомить учащихся с понятиями сила, единица силы; – экспериментальным путем установить от чего зависит результат действия силы; – познакомить учащихся с прибором для измерения силы – динамометром.
– воспитывать интерес у учащихся к практическому познанию явлений окружающего мира; – воспитывать умение работать в группе;
– развивать мышление, память, внимание; – развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
объяснение нового материала.
интерактивное оборудование кабинета физики, динамометры лабораторные, штатив, пружина, брусок, магнит, небольшое металлическое тело.
Вспомним, в результате чего может изменяться скорость тела?
Несколько учащихся (сильных и слабоуспевающих) получают карточки с заданиями остальные отвечают на вопросы устно.
(для слабоуспевающих учащихся): 1. Что называют взаимодействием? 2. Опишите опыты, показывающие, что тела приходят в движение при взаимодействии их с другими телами.
1. Что необходимо, для изменения скорости тела? 2. Приведите примеры, показывающие, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел.
(для сильных учащихся): 1. На столе лежит книга. С какими телами она взаимодействует? 2. Приведите 3-5 названий тел, в результате взаимодействия с которыми мяч может прийти в движение (или изменить направление своего движения).
Взаимодействием каких тел обусловливается движение облаков; стрелы, выпущенной из лука; снаряда внутри ствола пушки при выстреле; вращение крыльев ветряного двигателя.
Знакомство с понятием силы начинаем с проведением демонстрационных опытов:
1. Кусочек железа, лежащий на пробке, опущенной в воду, притягивается магнитом. Кусочек железа и пробка изменяют свою скорость под действием магнита.
2. Действуя на пружину рукой, можно ее сжать. Сначала в движении приходит конец пружины. Затем движение передается остальным ее частям.
3. Сжатая пружина, распрямляясь, может например, привести в движение цилиндр.
При сжатии пружины действующим телом была рука человека. Когда пружина распрямляется, действующим телом является сама пружина. Она приводит в движение шарик.
Во всех приведенных примерах тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения.
Понятие силы первоначально возникло из ощущения мышечного усилия. Чтобы поднять груз, бросить копье, необходимо некоторое напряжение мышц, причем в различных случаях разное. Степень этого напряжения и оценивалась понятием сила. Во всех случаях идет речь о взаимодействии одного тела на другое.
скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами.
На сегодняшнем уроке нам предстоит:
1. Познакомиться с понятием сила.
2. Рассмотреть единицы измерения силы.
3. Выяснить, от чего зависит результат действия силы.
Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Под действием силы тело меняет свою Мерой действия одного тела на другое является физическая величина, называемая записать в тетради).
Силу принято обозначать буквой (на доске и в тетради записываем обозначение силы).
Единицы физических величин всегда выбирают условно.
Вы знаете, что является причиной изменения скорости тела. Именно поэтому единицу силы принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость чела массой 1 кг на
В честь английского физика И. Ньютона эта единица названасм. приложение )
(в тетради пишем что принимают за единицу измерения силы и кратные и дольные единицы измерения силы).
Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей.
Например, если надавить пальцами на ластик, то он сожмется, изменит свою форму, тоже происходит и с воздушным шариком или линейкой (продемонстрировать и предложить учащимся поэкспериментировать). В таких случаях говорят, что тело Подробнее с видами деформации тел мы познакомимся позже.
Однако, результат действия силы может быть различным, так, например, прикладывая силу к столу , я сдвигаю его на незначительное расстояние, а прикладывая такую же силу к стулу, его можно подвинуть достаточно далеко. От чего зависит результат действия силы? На этот вопрос вы ответите сами, проведя небольшой эксперимент в группах. Учащиеся делятся на четыре группы и каждая группа получают карточки с заданиями для проведения опытов. После выполнения экспериментов, учащиеся отвечают на вопросы, предложенные в карточках.
Карточки с заданиями для групп:
1) Прикрепите к пружине 1 груз и заметьте на какую величину растянулась пружина. 2) Прикрепите к пружине 2 груза и отметьте растяжение пружины. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее величины.
1) Прикрепите нить к крючку бруска. 2) Тяните за нить вправо, затем влево, затем вверх, заметьте, как движется брусок. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее направления.
1) Прикрепите нить к крючку № 1 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 2) Прикрепите нить к крючку № 2 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее точки приложения.
результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения. (запишем в тетрадь)
На практике часто приходится измерять силу, с которой одно тело действует на другое. Для измерения силы используется прибор, который называется ( от греч. – измеряю). (продемонстрировать динамометр)
Динамометры бывают различного устройства. Основная их часть, стальная пружина, которой придают разную форму в зависимости от назначения прибора. На следующих уроках мы познакомимся с этим прибором подробнее во время выполнения лабораторной работы.
Вернемся к задачам сегодняшнего урока (проговорить) В ходе урока мы ответили на все поставленные вопросы.
Вопросы для первичного закрепления:
В результате чего может меняться скорость тела? Приведите примеры.
. Что такое сила?
. От чего зависит результат действия силы на тело?
. Как изображают сила на чертеже?
. Что значит измерить какую-либо силу?
. Что принято за единицу силы?
. Как называют прибор для измерения силы?
Всем спасибо за урок! Не забудьте записать домашнее задание. При прочтении параграфа попытайтесь устно ответить на вопросы после параграфа 11.
1) Прикрепите нить к крючку № 1 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 2) Прикрепите нить к к крючку № 2 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее точки приложения.
Урок в 7 классе «Закон Архимеда»
изучение нового материала.
Сила Архимеда, масса, объем, плотность.
интерактивная доска, документ-камера, физическое оборудование по теме «Гидромеханика», портреты ученых.
беседа-диспут, проблемно-поисковая, исследовательская, групповая, индивидуальная.
Поощрение, создание ситуации успеха, проблемно-поисковая учебная деятельность, игра.
физика – математика (использование математических расчётов), физика – история (исторические сведения).
1. Организация начала урока
– Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся меня зовут, Дарима Булатовна. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли ко мне на урок. Класс готов к уроку?Содержание деятельности: организация подготовленности учащихся к уроку. (Учащиеся показывают, с каким настроением они пришли на урок, учитель показывает своё) (слайд 1).
– Сегодня ребята мы с вами будем исследователями. Для нашей работы нам понадобится специальное оборудование, которое лежит на ваших столах. А также мы по ходу урока будем делать записи в маршрутных листах синего цвета, а свои правильные ответы вы будете отмечать плюсиком в оценочных листах.
2. Повторение, обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний
Учитель проводит эксперимент, учащиеся делают выводы, основываясь на изученном материале предыдущих уроков.
Погружается мяч в воду и быстро убирается рука. Мяч «выпрыгивает» из воды.
– Почему мяч всплыл? (На мяч подействовала сила со стороны воды).
– Теперь поместим металлический цилиндр в жидкость (можно монету). Тело утонуло. Действует ли выталкивающая сила в этом случае? (Возможный ответ ученика: «Так как тело утонуло, то выталкивающая сила на него не действует»). Коррекция учителя. Демонстрация.
Цилиндр, подвешенный на динамометре, опускаем в воду, измеряем вес тела в жидкости Р Видим, что силы не равны, длина пружины динамометра стала короче,анализируют опыт и делают «На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая тело из жидкости»
Записываем формулу в тетрадь.
Выталкивающая сила обозначаетсяи как любая измеряется в Н (ньютонах).
Сообщение учителя: из нашего жизненного опыта мы знаем, что в воде тяжелый камень поднять гораздо легче, чем в воздухе. Это может означать, что жидкость выталкивает не только легкие, но и тяжелые предметы. (слайд 2)
– Куда направлена выталкивающая сила? (Слайд 3 с рисунком, идет пояснение).
Если привязать короткой ниткой к пробке такой груз, чтобы она погрузилась в воду. Отвесно натянутая нить показывает, что которая действует на пробку, направлена вертикально вверх, а сила тяжести вниз.
2. Сообщение темы и цели урока
– А вы любите смотреть мультфильмы? Я очень люблю. Давайте вместе посмотрим (слайд 4. – 1мин 37сек).
Ответить на проблемные вопросы:
– Ребята, что такое «ЭВРИКА»
нашел, понял, открыл (я нашел)
– А какое открытие и кем было сделано?
Тело погруженное в жидкость, вытесняет объём равный объёму погруженного тела. Это открытие сделал Архимед.(слайд 6)
– Запишем тему урока. Как мы ее сформулируем?
– тема нашего урока «Закон Архимеда»
– Ребята, как вы думаете, для чего изучается этот закон?
– Для того что бы знать где его можно использовать.
– Значит, цель нашего урока узнать, где применяется закон Архимеда. Итак, сегодня мы с вами сформулируем закон Архимеда. Узнаем, от каких факторов зависит, архимедова сила и от каких факторов она не зависит. (слайд 7)
4. Изучение нового материала
– Ребята, как мы уже знаем, что выталкивающая сила впервые была измерена Архимедом. Поэтому эту силу еще называют Архимедовой. А как вы думаете, а как ее можно рассчитать?
– Верно. Но если мы не знаем веса тела в воздухе и жидкости, как мы найдем архимедову силу?
– ученики делают предположения.
– что бы узнать еще один метод нахождения выталкивающей силы, давайте проделаем следующий опыт
Экспериментальная проверка закона Архимеда.
– Выведем формулу для нахождения значения Архимедовой силы.
Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела. Эту тему вы рассмотрите на следующем уроке. ( Слайд 9)
формулируется таким образом:
Тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.
– Итак, первая цель достигнута, мы с вами сформулировали закон Архимеда.
Предположите, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы.
– форма тела
– глубина погружения тела
– плотность тела
– плотность жидкости
– Давайте проверим Ваши предположения.
– выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила,
– выяснить, от каких факторов не зависит архимедова сила.
– Будем работать в группах. Теперь мы с вами исследователи. Каждая группа будет выполнять . Алгоритм выполнения задания вам дается в синих листочках. Внимательно прочитав его, приступайте к работе, соблюдая технику безопасности, так как вы работаете со стеклом.
На выполнение работы вам дается 7 минут. Если вам что-то будет неясно, вы можете получить мою помощь, подняв руку. ( Слайд 12)
Задания первой группе.
. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.
Цель: определить зависимость (независимость) архимедовой силы от плотности тела.
от плотности вещества, из которого изготовлено тело.
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, с соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
Цель: установить зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.
Задания второй группе.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
Цель: определить зависимость (независимость) архимедовой силы от объема тела.
архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела, погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.
Оборудование: тела разной формы (кусок пластилина в форме шара, куба и цилиндра), сосуд с водой, нить, динамометр.
Цель: сравнить выталкивающие силы, действующие на тела разной формы, и сделать вывод о зависимости и независимости архимедовой силы от формы тела.
архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ.
Задания третьей группе.
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить динамометра.
Цель: определить зависимость архимедовой силы от объема погруженной части тела.
архимедова сила зависит от объема погруженной части, чем больше объем погруженной части тела, тем больше архимедова сила.
Цель: определить зависимость архимедовой силы от глубины погружения тела.
1. Определить силу Архимеда на различной глубине h = , h = , h=2. Сделаем вывод о зависимости Архимедовой силы от глубины погружения данного тела. Вывод: Архимедова сила не зависит от глубины погружения тела.
Поле получения результатов каждая группа отчитывается устно о своей проделанной работе. Затем учащиеся записывают выводы в виде таблицы, а учитель на доске. ( Слайд 13 на презентации).
– Молодцы, ребята. Сложная работа, но вы выполнили ее отлично! Поставьте себе по плюсику за каждое задание.
(2 мин.) (Слайд 14)
Упражнение №1 « Давление»
Как можно увеличить давление на опору?
Уменьшить площадь опоры.
Встанем возле парт. А теперь увеличим давление на пол – встанем на левую ногу. А теперь постоим на правой. Снова уменьшим давление – встанем на обе ноги.
Упражнение №2 « Невесомость»
Когда наступает состояние невесомости?
Когда на тело действует одна сила тяжести.
Давайте побудем в состоянии невесомости. Что для этого нужно сделать?
( Ученики делают несколько прыжков на месте)
Упражнение №3 « на дыхание»
ребята, сейчас мы свами сделаем упражнение на дыхание. Я буду говорить, а вы должны будете закончить фразу, но не словами, а действием. Фразы будут заканчиваться двумя словами «Увеличивается» и «Уменьшается». Если «Увеличивается» – вы поднимаете руки вверх, если «Уменьшается» – опускаете вниз.
– руки вверх
делаем медленный выдох – объем воздуха в легких
5. Закрепление полученных знаний
Эстафета «Кто быстрее?» (слайд 15)
Мы с вами отдохнули и теперь можем работать дальше. Ребята, для решения задач на закон Архимеда нам понадобится знание формул, которые вы соберёте с острова «Величин» на остров «Формул» в процессе эстафеты. Чья группа больше и быстрее соберет формулы с острова «Величин», тот и выигрывает. (2 мин.) (Слайд 18). Учащимся раздаются листы с островом «Величин» и островом «Формул». ( Проверка на слайде)
– А теперь, уважаемые, мы переходим с вами к решению расчетных задач. На ваших рабочих листах есть алгоритм решения задач. Руководствуясь им, вы успешно справитесь с этим заданием.
Алгоритм решения задачи
Когда вы поняли, с какими числами и какой информацией вам придется работать, осознали суть и смысл задания, можно приступать к решению.
1. Выпишите для наглядности все формулы, которые могут быть вам полезны. (подсказка: посмотрите ваш остров «Формул»)
2. Пусть они всегда будут перед глазами.
3. Проанализировав все формулы, выберите только нужные, отметьте их галочкой.
4. Подставьте числа в формулы, решив примеры.
5. Если у вас получились уравнения, то найдите неизвестную переменную. Тут вам помогут знания математики.
6. После описания решения сформулируйте конечный ответ.
Решение расчетных задач. (4 мин.) (Вернутся к презентации слайд 16-19)
– Итак, давайте проверим решения задач. Поменяйтесь каточками и проверьте друг у друга задачи, сверяясь с доской. Если вы успешно справились с задачами, поставьте за это себе за каждую задачу плюсик.
– Замечательно! Мы свами сегодня славно поработали и узнали много нового. Теперь приведем наши знания в систему.
Приведение единых знаний в систему (2 мин.) Работа с ассоциативной схемой. ( Слайд 20, 21).
– Найдите в ваших карточках схему «Архимедова сила». Мы с вами уже знаем, что архимедову силу находят по формуле
которая означает, что тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.
– Скажите, в каком случае тело утонет? Если архимедова сила будет больше или меньше силы тяжести?
– А будет плавать?
– В каком случае тело всплывет?
– Подумайте ребята, в каком случае тело в воздухе будет подниматься вверх?
7. Подведение итогов урока. (1 мин.) (Слайд 22)
– Что Вы узнали сегодня на уроке? (А как читается закон Архимеда?)
– Чему научились?
– Что для Вас было наиболее сложным?
Ответы учащихся в устной форме. Теперь подсчитайте ваши плюсики и выставите себе оценку в оценочном листе, там на этот счет есть инструкция.
– Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Решали самостоятельно поставленные перед вами проблемы. Делали правильные выводы.
Теперь вы знаете, что на любое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила. Я надеюсь, что полученные вами знания об архимедовой силе вы будете использовать не только на уроках по различным предметам, но и будете применять их в повседневной жизни. А теперь запишите домашнее задание.
8. Информация о домашнем задании (1 мин.) (Слайд 25)
сделать сообщения “«Вечный» водяной двигатель” или “Закон Архимеда в воздухе и сыпучих веществах”
Решить проблемную задачу (см. карточки):
1) Если на дно стеклянного сосуда, покрытого тонким слоем парафина, положить кусочек парафина с гладким основанием и аккуратно налить воды, то парафин не всплывает. Чем это объясняется? Если наклонить кусок парафина так, чтобы вода проникла под его нижнюю поверхность, то он сразу всплывет. Найдите ответ на эту задачу, почему так происходит.
2) Если налить воды в книгу и перевернуть, то вода не выливается. Почему? (Фокус с сообщающимися сосудами).
Рефлексия. (1 мин)
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз:
Учитель обращается к классу с вопросом: «С каким настроением Вы уходите с урока?». Если в хорошем – похлопайте 3 раза. Если не – 1 раз. А теперь похлопайте друг другу, эти аплодисменты вы заслужили.
– Спасибо за урок. Желаю всем успеха! (Слайд 26)