план урока по римским цифрам в третьем классе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ VIII
ВИДА №44» г. БРЯНСКА

Рассмотрено: на заседании  
методического совета школы Протокол №_____

от ____________

:  

      Согласовано: зам
директора

по УВР

_______________ Зубченко
Е.В     

Утверждаю:
директор МБОУ «Школа

                                                                                 
коррекции и развития
VIII вида№44»

.             
_______________ Носова Н.В.

     
пр. № _____ от __________2021 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«МАТЕМАТИКА»

5 ч в неделю

6 класс

                                                       
Программу составил:

                                             
учитель МБОУ

«Школа коррекции и развития

VIII вида №44» г. Брянска

Камоза Лариса Александровна

г. Брянск

2021 – 2022 учебный
год

Пояснительная  
записка

АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) по предмету «Математика» 6 класс разработана в
соответствии:

·        
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;

·        
Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и
от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС обучающихся с интеллектуальными
нарушениями);

·        
Адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработанной с учетом Примерной АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №44» г. Брянска;

·        
Рабочие программы по учебному предмету ФГОС образования,
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Математика.
Алышева Т.В., Антропов А.П., Соловьева Д.Ю.

Курс математики в старших классах является логическим
продолжением изучения этого предмета в I-IV классах. Распределение учебного материала, так же как и на
предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить
постепенный переход от исключительно практического изучения математики к
практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости
усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций. Математика
является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных
организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является
подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и
овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

В процессе обучения математике в V-IX классах решаются следующие задачи:

―дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности;
используемых в повседневной жизни;

– коррекция
недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; воспитание
положительных качеств и свойств личности.

Общая
характеристика учебного предмета

Учебный
предмет «Математика», предназначенный для обучения детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой интегрированный
курс, состоящий из арифметического материала и элементов наглядной геометрии.

Арифметика
призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для
повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики,
способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться
алгоритмами.

Геометрия
– один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для
приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений,
формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания
учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного
искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение
чертежей, расчеты при построении, арифметические задачи), Основы социальной
жизни (арифметических задач, связанных с социализацией).       Геометрический материал
изучается во всех классах – с 5-го по 9-й.

Основные критерии отбора математического материала, рекомендованного в
соответствии с требованиями ФГОС образования, обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП – его доступность и
практическая значимость. Доступность проявляется, прежде всего, в том, что
объем математического материала существенно снижен, а содержание заметно
упрощено. На овладение новыми знаниями детям с умственной отсталостью требуется
больше времени и усилий, нежели их нормально развивающимся сверстникам. Практическая
значимость заключается в тесной связи изучения курса математики с жизненным
опытом детей, формированием у них умения применять полученные знания на
практике.

Главной
специфической особенностью изучения математики, обучающихся с интеллектуальными
нарушениями является коррекционная направленность обучения, предполагающая
использование специальных методов, приемов и средств по ослаблению недостатков
развития познавательной деятельности и всей личности умственно отсталого
ребенка в целом. Формирование новых математических знаний и умений, а также их

закрепление
проводится с использованием технологий, активизирующих познавательную
деятельность обучающихся, способствующих коррекции и развитию у них приемов
умственной деятельности (сравнить, проанализировать, обобщить, провести
аналогию, выполнить классификацию объектов, установить причинно-следственные
связи, выявить закономерность и пр.). Также средствами математики оказывает влияние
на коррекцию и развитие у обучающихся памяти, внимания, речи, моторных навыков
и пр., учитывая их индивидуальные особенности и возможности.

В
основе организации процесса обучения математике школьников с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежат дифференцированный и
деятельностный подходы, определенные АООП как основные при обучении детей
указанной категории.

Дифференцированный подход для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает
учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования.

В рабочей программе по математике дифференцированный подход представлен в
виде двух уровней: минимальному и достаточному. Основным средством реализации
деятельностного подхода в изучении математики является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,

обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.

В программе предусмотрена возможность выполнения
некоторых заданий с помощью учителя, с опорой на использование счётного
материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц
измерения величин и др.). Понижать уровень требований рекомендуется в случаях
выраженных форм интеллектуальных недоразвития, т.е. тогда, когда учитель
использовал все возможные коррекционно-развивающие приёмы обучения.

Это требует от учителя систематического изучения возможностей каждого обучающегося
и реализации принципа дифференцированного и индивидуального подхода в процессе
обучения математике. Практические упражнения рекомендуется использовать как на
уроках, так и во внеурочной деятельности школьников.

Учитывая,
что в современной жизни в быту и производственной деятельности широко
используются калькуляторы, в программе с 5 класса для закрепления нумерации
целых чисел, полученных при пересчёте предметов и при измерении, десятичных
дробей, для проверки арифметических действий. Обучение работе с калькулятором
должно быть построено по принципу концентричности, но использование
калькулятора не должно заменять или задерживать формирование навыков устных и
письменных вычислений.

Учитывая практическую направленность обучения
математике, необходимость подготовки детей к жизни, предусмотрено ознакомление
детей с уличным и медицинским термометрами, их шкалами, определением
температуры воздуха и тела.

Геометрический материал изучается во всех классах и
выполняется 1ч в неделю.

Математические представления, знания и ум ения
практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и
фронтального опроса обучающимися, текущих и итоговых письменных контрольных
работ. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными
программой по 5-ти бальной системе.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования, обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Математика»
входит в образовательную область «Математика» и изучается школьниками с лёгкой
степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС.

Рабочая
программа по предмету «Математика» в 6 классе рассчитана на 175 часов в год в
соответствии с учебным планом (5 часов в неделю, 35 учебных недель).
Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом:
по календарно-тематическому планированию 175 часов в год.
 В I четверти – 40 ч., во II
четверти – 40 ч., в III четверти – 50 ч., в IV четверти – 45 ч.

Личностные и предметные результаты освоения учебного
предмета

Личностные
результаты:

У обучающихся будут сформированы:


проявлении мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке и при

выполнении
домашнего задания;


желание выполнять задания правильно, с использованием знаковой символики в

соответствии
с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;


умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической

терминологии,
следовать ей при выполнении учебного задания;


умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции

(вычислений,
измерений, построений) с использованием математической терминологии, и
обосновать его (с помощью учителя);


умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с
использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновывать
его (с помощью учителя);


 навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных

видов
деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и

одноклассникам;
элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам и неудачам одноклассников,
возникшим при выполнении учебного задания на уроке математики ( с помощью
учителя);


умение оказывать помощь одноклассникам в деятельности для достижения
правильного результата при выполнении учебного задания; при необходимости попросить
о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания
и принять ее;


умение адекватно воспринимать замечания, мнение), высказанные учителем или
одноклассниками, корригировать в соответствии с этим собственную деятельность
на выполнению математического задания;


знание элементарных правил использования инструментов (измерительных,
чертежных), следование им при организации собственной деятельности;


навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению
математической операции (учебного задания) на основе освоения пошагового
алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на
основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений
и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно
выполненного задания;


навыки самостоятельной работы с учебником математики и дидактическими
материалами;


понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями, умение

применять
математические знания для решения доступных жизненных задач и в процессе
овладения профессионально-прудовыми навыками на уроках обучения профильному
труду (с помощью учителя);


элементарное представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к
природе, умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и
умения.

 Планируемые
предметные результаты

1)
элементарные математические представления о количестве, форме, величине

предметов;
пространственные и временные представления;

2)
начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических

фигурах
для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также

оценки
их количественных и пространственных отношений;

3)
навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного

представления
числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных

алгоритмов;

4)
способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных,
учебно-практических, жизненных и профессиональных задач;

5)
оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического

мышления
с использованием математической речи;

Минимальный
уровень:


знание числового ряда 1-10 000 в прямом порядке (с помощью учителя);

-умение
читать и записывать под диктовку числа в пределах 10 000 (в том числе с
использованием калькулятора);


получение чисел в разрядных слагаемых в пределах 10 000; определение
разрядов в записи четырехзначного числа, умение назвать их (единицы тысяч,
сотни, десятки, единицы);

-умение
сравнивать числа в пределах 10 000;


знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I –XII;


выполнение преобразований чисел(небольших), полученных при измерении стоимости,
длины, массы;


выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через
разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений;


выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число,
круглые десятки приемами письменных вычислений;


выполнение сложения и вычитания чисел(небольших), полученных при измерении
двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя);


умение прочитать, записать смешанное число, сравнивать смешанные числа;


выполнять сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями,
включая смешанные числа (в знаменателе числа 2 – 10, с помощью учителя), без
преобразования чисел, полученных в сумме или разности;


выполнение решения простых задач на нахождение неизвестного слагаемого;


узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости
и в пространстве;


выделение, называние элементов куба, бруса; определение количества элементов
куба, бруса;


знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;


умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и
линейки;


вычисление периметра многоугольника.

Достаточный
уровень:


знание числового ряда 1-10 000 в прямом и обратном порядке, места каждого числа
в

числовом
ряду в пределах 10 000;

-умение
читать и записывать под диктовку числа в пределах 1 000 000 (в том числе с использованием
калькулятора);

-знание
разрядов и классов в пределах 1 000 000; умение пользоваться
нумерационной таблицей для записи и чтения чисел: чертить нумерационную
таблицу, обозначать в ней разряды и классы, вписывать в нее числа и читать их,
записывать вписанные в таблицу числа вне ее;


получение чисел из разрядных слагаемых в пределах1 000 000;
разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые;


умение сравнивать числа в пределах 1 000 000;


выполнение округление чисел до любого заданного разряда в пределах
1 000 000;


умение прочитать и записать числа с использованием цифр римской нумерации в
пределах XX;


записывать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами (мерами)
стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей (с помощью учителя);


выполнение сложения и вычитания круглых чисел в пределах 1 000 000
приемами устных вычислений;


выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через
разряд приемами устных вычислений, с переходами через разряд приемами
письменных вычислений с последующей проверкой;

-выполнение
умножения и деления в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки
приемами письменных вычислений; деление с остатком в пределах 10 000 с
последующей проверкой;


выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами
стоимости, длины, массы письменно;

-знание
смешанных чисел, умение получать, обозначить, сравнивать смешанные числа;


умение заменить мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными
числами;


выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями, включая смешанные числа;


знание зависимости между расстоянием, скоростью, временем;


выполнение решения простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время;
на нахождение дроби от числа; на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз
больше(меньше)…?»; составных задач в три арифметических действия (с помощью
учителя);


выполнение решения и составление задач на встречное движение двух тел;


узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости
и в пространстве; выполнение построения перпендикулярных прямых, параллельных
прямых на заданном расстоянии;


умение построить высоту в треугольнике;


выделение, называние элементов куба, бруса; определение количества элементов
куба, бруса; знание свойств граней и ребер куба и бруса.

Рекомендуемые
практические упражнения

Чтение и запись показаний счетчиков воды и электроэнергии.

Определение температуры тела по показаниям термометра с точностью
до десятых долей градуса Цельсия.

Экскурсия в мебельный магазин и магазин бытовой техники.
Определение стоимости товара. Сравнение стоимости одинаковых товаров в разных
магазинах.

Работа с географическими картами. Определение глубины морей,
высоты гор.

Определение времени по часам с точностью до 1 минуты. Работа
с отрывным календарем. Определение продолжительности дня и ночи. Расчет времени
на приготовление различных блюд (варка яиц, тушение овощей, выпечка).

Расчет времени, произошедшего с момента какого-нибудь
исторического события до настоящего времени, времени между историческими
событиями.

Использование секундомера для измерения времени на уроках
физкультуры. Сравнения времени прохождения заданной дистанции разными
обучающимися. Использование рулетки для измерения длины прыжка. Установление
планки на заданную высоту.  Сравнение длины и высоты прыжков, выполненных
разными обучающимися.

Чтение инструкций по приему лекарств. Расчет количества дней
для приема 1 упаковки.

Содержание
рабочей программы

Нумерация.

Нумерация чисел в
пределах 1 000 000. Получение единиц тысяч, десятков тысяч, сотен
тысяч.

Получение четырех-,
пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение чисел в пределах
1 000 000 на разрядные слагаемые. Чтение, запись под диктовку,
изображение на калькуляторе чисел в пределах 1 000 000.

Разряды:
единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч. Нумерационная таблица, сравнение
соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц.

Сравнение чисел
в пределах 1 000 000.

Числа простые и
составные.

Обозначение
римскими цифрами чисел XIII –XX.

Единицы измерения и их
соотношения.

Запись чисел,
полученных при измерении одной, двумя единицами(мерами) стоимости, длины,
массы, в виде обыкновенных дробей.

Арифметические действия.

Сложение и
вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).  Сложение,
вычитание, умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в
пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком.
Проверка арифметических действий.

Сложение и
вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами)
стоимости, длины, массы, устно и письменно.

 Дроби

Смешанные числа,
их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена
мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми и
смешанными числами.

Сложение и
вычитание обыкновенных дробей (включая смешанные числа) с одинаковыми
знаменателями.

Арифметические задачи.

Простые
арифметические задачи на нахождение дроби от числа.

Простые
арифметические задачи на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение:
расстояние, скорость, время.

Составные задачи
на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.

 Геометрический материал.

Взаимное
положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не
пересекаются, т.е. параллельные), в пространстве (наклонные, горизонтальные,
вертикальные). Знаки ⊥
и ∥. Уровень,
отвес.

Высота
треугольника, прямоугольника, квадрата.

Геометрические
тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество,
свойства. Масштаб: 1: 1 000; 1: 10 000;

Масштаб 2: 1;
10: 1; 100: 1.

Календарно-тематическое планирование

по учебному
предмету

«математика»

6 класс

Пионерская начальная школа – филиал МБОУ «Ильинская СОШ»

МАТЕМАТИКА

Тема: «Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами».

(3 класс)

Составитель: Федорюк Ольга Григорьевна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

п. Пионер – Труда, 2014 год

Математика (3 класс)

Тема: Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами.

Цели: Образовательная цель: знакомство с письмом римских цифр и чисел.

– Развивающая цель: развивать познавательный интерес и познавательную активность, мышление (умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать) внимание, развитие математической речи, памяти.

– Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощи при работе в парах.

Задачи: 1. Познакомить детей с римскими цифрами и их написанием;

2. Дать представление об использовании римских цифр на практике;

3. Научить читать числа, решать примеры с использованием римских цифр;

4. Закрепить знания нумерации чисел в пределах 1000. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД: выполнять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных задач.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Оборудование урока: Царь, математическое царство, карточки с заданиями для работы в парах, карточки с заданиями для самоконтроля, листок контроля, таблица.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

– Ребята! Готовы вы к уроку? (Да)

На вас, надеюсь я, друзья.

Добрый день и добрый час.

Всё получится у нас!

– Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики.

Что нам всегда помогает хорошо работать на уроке? (наш ум, знания, учитель, друг – другу и хорошее настроение).

Повернитесь, улыбнитесь друг – другу, потрите ладоши и передайте тепло своей души, своему товарищу.

– Ребята, сегодня мы с вами в гостях у сказки. Главный герой её царь, который очень любит математику: задачи на досуге решать, хитроумные книги читать по математике. Прошли годы, состарился царь – математик. Настала пора о наследнике подумать. И решил царь – наследником будет тот, кто покажет себя лучшим знатоком математики. Как вы думаете, легко ли управлять государством? Нужны прочные знания. Вот думает царь, и выберу того, кто лучше других умеет мыслить, математику любит.

Подготовил я для вас на доске задания, хочу проверить ваши знания. Начнём работу с того что мы уже знаем. Проведём разминку ума.

  1. Устный счёт:

13 х 10 = 130 900 : 100 = 9

20 х 10 = 200 70 : 10 = 7

6 х 100 = 600 800 : 100 = 8

Как увеличить число в 10 и 100 раз?

Как уменьшить число в 10 и 100 раз?

  1. Работа в тетрадях.

(Актуализация знаний)

Запишите дату, классная работа.

524 (минутка чистописания)

Кто желает дать характеристику числу? (Трехзначное, чётное, сколько в нём единиц 2 разряда, единиц 1 разряда, 3 разряда). Представь это число в виде суммы, разрядных слагаемых. Есть желающий прочитать? Молодцы ребята. Но для того, чтобы оказаться в математическом царстве, вы должны записать числа. (Математический диктант).

305; 480; 67; 1000; 5сот+3дес+9ед; 8сот+6ед; 2сот+7дес; 5дес+4ед.

– Проверить себя, сверившись с листом контроля.

– У кого получилось так, же как на листке контроля, поднимите руку (молодцы! ).

– У кого были ошибки? В каких числах? Почему ошиблись? Что нужно знать, чтобы правильно записывать многозначные числа? ( разряд чисел, позиции цифр, нумерацию).

– Кто вспомнит какой нумерацией мы сейчас пользуемся? (Арабская) самая распространённая в индии 400 лет до н. э., к нам пришла в конце 17 века.

Это знание нам сегодня пригодится на уроке.

У вас на столе лежит конверт с карточками. Распределите их на группы. – По какому принципу делили (по арифметическим действиям, по значению выражений, по одинаковой римской цифре).

Что вам помогло?

  1. Постановка темы и цели урока.

– Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Римские цифры)

– Где применяются в современности римские цифры? (В часах, исторические даты, календари, для обозначения пунктов плана в краткой записи).

– Чему же я буду учиться на этом уроке? (учиться читать, записывать, сравнивать римские цифры, а так же производить с ними простые вычисления).

  1. Открытие детьми нового знания.

Как важно уметь без ошибок считать

И цифры правильно писать.

Потому что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Так все устроено в мире

На великой чисел силе.

  1. А как считали древние люди, которые не знали цифр? Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Наблюдая за окружающей природой, от которой зависела жизнь. Наш предок научился выделять из множества предметов. Отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из колоса с зернами одно зерно. Это определяли как «один» и, «много».

I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X.

Так что же вы узнали о римской нумерации (в Древнем Риме, узловые числа, другие образованы прибавлением и вычитанием).

Устали, пора отдохнуть.

  1. Физ. минутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

А теперь я хочу проверить, как вы запомнили.

  1. Первичное закрепление.

  1. Работа по учебнику.

– Откройте учебники на стр. 46.

Рассмотрите изображение часов.

Как на циферблате числа записаны римскими цифрами. XI, XII.

  1. Чтение и запись чисел.

Прочитайте на стр. 47 текст обозначенный красной чертой.

Что вы узнали? (При помощи цифр I, V, X, можно записать числа больше 12 запишем XIII, XVI).

Прочтите вторую часть параграфа под красной чертой.

Что узнали? L, C, D.

А теперь попробуем прочитать числа записанные на доске (при помощи таблицы). LIII, CXX, VI, XV, XI, DL.

Мы учились читать и записывать числа римской нумерации, а теперь научимся сравнивать.

  1. Сравнение чисел.

– Что мы делаем при помощи сравнения чисел?

№ 2 Сравнение чисел этих знаков?

Попробуем сравнить числа.

Вот мы научились сравнивать числа римской нумерации. (У доски, запись на доске).

А теперь задание посложнее, выполните вычисления.

А теперь покажите свой ум и знания.

  1. Вычисления с числами, записанными римскими цифрами. № 3. Стр. 46.

Работа самостоятельно.

Проверка в парах (можно на доске, лист контроля).

У кого такие ответы?

  1. Задача. А теперь покажите, как умеет решать задачи.

Богатый римлянин купил 14 пар разноцветных сандалий.

Сколько штук сандалий появилось гардеробе римлянина. XIV x V = XXVIII

14 x 2 = 28

  1. Задание на смекалку.

– Дам задание, которое помогает понять, как важно много знать, и в частности римские цифры.

«Догадливый хозяин»

В харчевню «Три пескаря» пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел упустить случай поживиться, имея в своём распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперёд. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять).

– Что помогло хозяину выйти из этой ситуации?

– Какой вывод можно сделать? (Важно быть разносторонне образованным человеком).

Уважаемые претенденты, думаете хорошо, считаете быстро. Утешили старика. Есть, кому царство оставить, кому управление доверить.

Назначаю наследником престола учени…. 3 класса, ………… который быстро считает, думает, хорошо решает задачки. Похлопаем.

Думаю, с этого уровня вы взяли для себя немало нужного полезного, а главное поняли.

Без математики, друзья прожить на свете нам нельзя.

Итог: Что нового узнали на уроке?

Где их можно встретить?

Чему научить?

Что было легко?

Что трудно? Почему.

Д/З. Стр. 47 № 7.

Царю понравилось, как вы работали на уроке и мне тоже. Оценим свою работу. Спасибо вам за урок.

  1. Моделирование

Возьмите палочки (III). В каком классе мы учимся.

Превратите её в4, в6, в9, в11;

  1. Логическая задача.

Сложите при помощи палочек запись:

VI+I=V верно ли? (IV+I=V)

Переложите только одну палочку, чтобы равенство стало верным!

Таблица.

Число римское обозначение

Чтение чисел при помощи таблицы.

CLIV, CLV, CLVI, CLVII, CLVIII.

1

I

5

V

10

X

50

L

100

C

500

D

1000

M

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Математика (3 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Наше занятие будет посвящено одной из самых древних и важных наук
– математике.

Математика – царица всех наук. Так
считали многие известные учёные, писатели, художники. В своей жизни вы,
наверное, неоднократно слышали высказывания великих людей о математике.

Слово «математика» в переводе с греческого языка означает «знание,
учение, наука».

Многими математическими знаниями люди пользовались ещё в глубокой
древности – тысячи лет назад. Без хороших математических знаний не обойтись ни
одному человеку и в наши дни.

Самой древней математической деятельностью был счёт. Ведь
он был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю.

Первыми приспособлениями для счёта были пальцы. Когда пальцев не
хватало, приходилось использовать другие способы подсчёта.

Так, индейцы майя использовали три обозначения: точку, линию,
эллипс.

План урока по римским цифрам в третьем классе

В Древнем Египте около 5000–4000 лет до нашей эры числа обозначались вот таким образом:

План урока по римским цифрам в третьем классе

100 000 обозначалось лягушкой, потому что в дельте Нила было очень
много лягушек, вот у людей и возникла такая ассоциация: 100 000 – это очень
много, как лягушек в Ниле.

Римские цифры появились 500 лет до нашей эры. Римская система
счисления была широко распространена в европейских странах до возникновения
арабских цифр.

План урока по римским цифрам в третьем классе

10 цифр, которыми мы чаще всего пользуемся в настоящее время,
называют арабскими.

План урока по римским цифрам в третьем классе

Раньше они выглядели вот так:

План урока по римским цифрам в третьем классе

На самом деле эти цифры появились в Индии.
Сначала для обозначения цифр использовались начальные буквы древнеиндийских
слов, называющих эти цифры.

План урока по римским цифрам в третьем классе

Затем из Индии цифры попали в Тибет, Китай,
Персию.

Более тысячи лет назад благодаря персидскому
учёному Абу Джафару Мухаммеду ибн Муса Аль-Хорезми эти цифры
распространились во всём арабском мире. Это был великий учёный! Он изучал
математику и астрономию, историю и географию.

Спустя почти 300 лет, когда труды Аль-Хорезми
перевели на латинский язык, в Европу попали цифры, начертание которых при этом немного
изменилось. Но пользуемся мы этими цифрами и до сих пор. А так как эти цифры
пришли из арабских стран, то европейцы и назвали их арабскими.

Кроме подсчёта голов скота и торговли, математические знания были
нужны, чтобы вычислить площадь посевов и объёмы собранного зерна, рассчитать
количество камней, необходимое для возведения сооружений, и для многого
другого.

В египетских папирусах встречаются даже задачи, связанные с
вычислением количества зерна, необходимого для приготовления какого-то
количества хлеба.

Но одной из главных областей применения математики была астрономия,
а точнее, расчёты, связанные с календарём. Например, в Древнем Египте календарь
использовался для определения дат религиозных праздников и предсказаний времени
ежегодных разливов Нила.

Около 700 лет до нашей эры вавилоняне стали применять математику
для исследования движения Луны и планет.

Египтянами математика использовалась при строительстве пирамид.
Это одни из самых древних строений, сохранившихся до нашего времени. Они
считаются национальным достоянием Египта. Крупнейшая из египетских пирамид –
пирамида Хеопса.

Считается, что математика как наука зародилась в Древней Греции.
Хотя вплоть до VI века до нашей эры греческая математика ничем не выделялась. Как и
в других странах математические знания использовались либо для обыденных нужд,
либо для магических ритуалов.

В VI веке до нашей эры в Древней Греции возникает пифагорейская
школа, основателем которой является Пифагор. Он считается одним из
самых великих математиков. Его даже величают отцом математики. Пифагор считал,
что числа правят миром.

Пифагор развил теорию музыки и акустики, проведя эксперименты по
изучению музыкальных тонов. Найденные соотношения он записал на языке
математики.

В школе Пифагора впервые была высказана догадка о шарообразности
Земли. Мысль о том, что движение небесных тел
подчиняется определённым математическим соотношениям, которая впоследствии
привела к революции в астрономии, также впервые появились именно в пифагорейской
школе.

Имя Пифагора носит доказанная им теорема,
которая устанавливает соотношение между сторонами прямоугольного треугольника.

План урока по римским цифрам в третьем классе

Интересно, что пифагорейцы считали чётные числа женскими, а
нечётные – мужскими.

Пифагор и его ученики всегда пытались связать реальный мир с числами
и их отношениями. То, как они сводили астрономию и музыку к числу, дало
возможность более поздним поколениям учёных познать мир ещё глубже.

Ещё одним величайшим учёным древности был Архимед, который для
доказательства теорем физики использовал знание геометрии.

Физика и математика – это науки,
которые всегда шли и идут рядом друг с другом. Грань между учёными-физиками и
математиками часто стирается, ведь физики в поисках ответов на волнующие их
вопросы прибегают к математическим вычислениям.

У физики и математики очень много общих определений, обозначений,
формул. Эти науки очень тесно переплетены.

Например, в школе на уроках математики изучают понятие симметрии.
Потом на уроках физики ученикам предлагают вспомнить это определение для того,
чтобы объяснить принцип работы зеркала.

План урока по римским цифрам в третьем классе

Чтобы выразить неизвестное в любой физической формуле, используются
принципы математики.

Математика для химиков – это
необходимый инструмент для решения многих химических задач. Очень трудно найти
какой-либо раздел математики, который совсем не используется в химии. Выражение
«математическая химия» прочно вошло в лексику химиков.

Без математики не обойтись и науке о живой природе – биологии.
Математика помогает обрабатывать результаты биологических экспериментов
(конечно, здесь не обойтись без вычислительной техники) и создаёт
математические модели, которые описывают живые системы и происходящие в них
процессы.

Биология служит не только ареной для применения математики, но и
становится всё более существенным источником новых математических задач.

Математика решает множество различных задач, с которыми
сталкиваются учёные, работающие в совершенно разных областях знаний.

Неразрывно между собой связаны математика и информатика.
Например, изучив координатную плоскость на уроках математики, можно легко
научиться находить и заполнять ячейки по заданным координатам в электронных
таблицах.

План урока по римским цифрам в третьем классе

Тема «Диаграммы» тоже является общей для математики и информатики.
Изучив теорию на уроках математики, можно научиться строить различные диаграммы
на компьютере.

План урока по римским цифрам в третьем классе

Также тема «Графы» объединяет математику и информатику.

План урока по римским цифрам в третьем классе

Вообще, любую тему по математике можно связать с информатикой.

Помимо того, что математика тесно связана со всеми науками, она
постоянно присутствует в нашей повседневной жизни.

С самого раннего детства мы сталкиваемся с числами: узнаём свой
возраст, рост, вес. Нам интересно сосчитать игрушки или конфеты, которые у нас
есть.

Наш распорядок дня – не
что иное, как определение времени и его планирование при помощи несложных
математических вычислений.

Перед походом в магазин нам приходится рассчитать, сколько денег
нужно взять с собой, чтобы купить все продукты по списку.

Чтобы приготовить какое-либо блюдо, нам не обойтись без рецепта, в
котором будет указано, какие продукты и сколько их понадобится.

Если мы собираемся делать ремонт в доме, то здесь нам точно не
обойтись без математики. Нам потребуется сделать
много расчётов, от точности которых будет зависеть, ровные ли у нас будут стены
и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату, краски, чтобы
покрасить потолок, и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате.

В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что
даже не замечаем, как постоянно ею пользуемся.

Знание математики необходимо для всех профессий.

Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. У
нас не было бы хороших домов, так как строители должны уметь измерять и считать.
Наша одежда была бы грубой и неудобной, так как её нужно хорошо скроить, а для
этого всё точно измерить. Не было бы ни железных
дорог, ни кораблей, ни самолетов, никакой промышленности. Не было бы радио,
телевидения, кино, телефона и тысяч других вещей, которые так важны в нашей
жизни.

Благодаря математике появилась вычислительная
техника, которая прошла большой путь развития (от простых счётов до
микрокалькуляторов и компьютеров).

Сейчас компьютеры используются во всех отраслях
народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении
заводами и фабриками.

Можно с уверенностью утверждать, что математика
имеет большое значение для человека, ведь она применима во всех сферах его
жизни.

Математика даёт нам возможность не просто созерцать окружающий мир, но и понимать
механизмы его функционирования. Она является тем ключом, которым люди научились
открывать двери природы, пусть далеко не все.

Давайте закончим наше занятие словами известного
немецкого философа и мыслителя Иммануила Канта: «В любой науке столько истины,
сколько в ней математики».

М А Т Е М А Т И К А
Тема: Запись чисел римскими цифрами
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели:



Познакомить детей с новыми римскими цифрами.
Учиться  читать и записывать многозначные числа римскими цифрами.
Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научаться читать и записывать многозначные числа римскими цифрами
Личностные результаты:
В   самостоятельно   созданных   ситуациях   общения   и   сотрудничества   делать   выбор,   какой

поступок совершить.
Метапредметные результаты:
 Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с




помощью учителя.

успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
В   диалоге   с   учителем   учиться   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять   степень
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
Отбирать   необходимые   для   решения   учебной   задачи  

нужна для решения учебной задачи в один шаг.

предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

таблица, схема, иллюстрация и др.).

определять причины явлений, событий.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
Перерабатывать   полученную   информацию:   сравнивать   и     группировать   факты   и   явления;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других:  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
  источники   информации   среди

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

приводя аргументы.

точку зрения.

решении проблемы (задачи).

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
Слушать  других,  пытаться  принимать  другую точку зрения, быть  готовым  изменить  свою
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Основные понятия: римские цифры, многозначные числа.
таблица с римскими цифрами
 Ресурсы: 

 Счетные палочки
 Буклеты
 Таблица   мнемонического   правила   для   запоминания   буквенных   обозначений   римских   цифр   в
порядке убывания
Формы организации обучения: фронтальная, парная, индивидуальная Х О Д   У Р О К А:
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте улыбнемся им и друг 
другу. А теперь проверьте свои рабочие места и садимся.
Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет интересно!” 
Будем мы считать, писать и решать задачи, 
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача. 
Повторим материал, закрепим умения, 
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”. 
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Посмотрите на доску:
5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.
– Что написано на доске? (числа)
­Чем отличается число от цифры?( система знаков («буквы») для записи чисел («слов») (числовые знаки).
– Разделите данные числа на две группы. (Арабские и римские)
­ Какие числа мы используем чаще в повседневной жизни? (Арабские)
– Назовите римские числа. (I, V, X – на слайде)
­Где можно встретить Римские цифры? ( Часы, годы, главы в книгах, века, при оформлении краткой записи
в задачах  и т.д.)
­Кто уже догадался, какая тема нашего урока  и готов сформулировать её?
РИМСКИЕ ЦИФРЫ 
­Какие цели мы поставим к сегодняшнему уроку математики?
( ­Вспомним правила записи римских цифр
­научимся читать и записывать новые римские цифры 
­выполнять с ними арифметические действия)
­Вы умеете записывать и читать римские числа?
Прочитайте число:
MDCCLVI( 1756)
­Почему не получается? 
­Значит, мы не всё знаем про римские цифры? 
­Для чего нужно изучать нумерацию римскую? 3. Актуализация знаний.
­Какие знаки используются для записи римской нумерации? ( БУКВЫ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА)
­Сколько цифр используется для записи арабской нумерации?(10 ­ от 0 до 9)
А Римской? ( НЕ ЗНАЮТ) ВСЕГО СЕМЬ символов ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Давайте вспомним и объясним, как обозначаются римские цифры, начиная с самого маленького числа и по
порядку    ФРОНТАЛЬНО,   ПО   ОДНОМУ   У   ДОСКИ(   ПО   5   ЧИСЕЛ   С   ОБЪЯСНЕНИЕМ,   ПО   ХОДУ
ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА)
I         II     III    IV        V       VI       VII        VIII       IX        X  
 XI   XII   XIII    XIV    XV   XVI    XVII     XVIII     XIX      XX
СКОЛЬКО БУКВ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ЗАПИСИ ЧИСЕЛ до 20?( ТРИ)  какие? I   V   X
– Запомните особенность римской записи:
1.
Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз
.­ меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней,
­ стоящая слева – отнимается. 
Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6,
 а знак IV – 5 – 1, то есть 4.
 Нет цифры, обозначающей ноль
1.
Первичное усвоение новых знаний.
А какие ёщё существуют римские цифры, кто из вас знает?
 (Если знают – молодцы, вместе  составляем табличку, если нет ­ я им предлагаю в готовом виде)
1 5 10 50 100 500 1000
I V X L C
D M
Для запоминания римских цифр специально придуманы две фразы, в которых первые буквы – это римские
цифры расположенные в порядке убывания.
Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх
Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно.
ПОВТОРИТЕ ПРАВИЛА:
21= 20+1 = XXI
68 = 60 +8 = LXVIII 79 = 70 +9 = LXXIX
614 = 600+10+4 = DCXIV
5.Первичная проверка понимания
Запишите   в   римской   системе   нумерации
числа 
Число
0
 35
8
9
52
60
Римское обозначение
отсутствует
XXXV
VIII
IX
LII
LX
2250=2000+200+50=MMCCL
300
600
CCC
DC
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Число
542
444
3649
Римское обозначение
DXLII
DCXLIV
MMMDCXLIX V.Физ.минутка
­Прежде давайте немного отдохнём.
­Сколько луковиц у нас, столько мы присядем раз. (7)
­Сколько видим помидоров, столько сделаем наклонов. (4)
­ Сколько яблочек у нас, столько потянитесь раз. (5)
­ Сколько видим мы грибков, столько сделаем прыжков. (9)
А сейчас мы можем прочитать число, которое записано на доске?
MDCCLVI = 175
6. Первичное закрепление
РАБОТА В ПАРАХ:
­ Следующее задание в конверте. Если вы выполните это задание верно, узнаете, что нас ждёт во второй
половине урока.
Что вы там увидели? (карточку с римскими цифрами)
На ней необычное сообщение. Чтобы его понять, надо расшифровать. 
Что это?
Как расшифровать?
Расскажите, как будете действовать.
(Запись, выполненная римскими числами. Дети устанавливают, что это может быть словесное послание.
Сначала они переводят числа из римской нумерации в арабскую, а затем цифры в буквы. В результате
получилась запись ЭКСКУРСИЯ)
XXXI, XII, XIX, XII, XXI, XVIII,  XIX, X, XXXIII
31        12    19     12    21     18        19     10    33
Э          К      С      К     У       Р         С       И     Я
ИТОГ: Как записываются римские числа, какие правила есть? 1.Упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр
­А теперь давайте отправимся на экскурсию по Древнему Риму и потренируемся в чтении и записи римских
чисел. 
­Чтобы не заблудиться, возьмём с собой карту. 
­Также возьмём  буклеты и ручки, чтобы делать необходимые записи. Кому будет очень трудно записывать
римские числа, можете воспользоваться памяткой в буклете.
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
C
CC
CCC
CD
D
DC
DCC
DCCC
CM
X
XX
XXX
XL
L
LX
LXX
LXXX
XC
10
20
30
40
50
60
70
80
90
1
2
3
4
5
6
7
8
9
M
MM
MMM
1000
2000
3000
100
200
300
400
500
600
700
800
900
­Слушайте внимательно! 
­Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)
­Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ.
­Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна
Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора. 
­Колонна состоит из основания, столпа и статуи. 
­Чтобы узнать её размеры, решим задачу №1 в ваших буклетах.
Задача №1
Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м. 
Узнай высоту всей колонны.
(Дети записывают: 5+30+3=38 (м)                    Проверка – 
Ответ: высота колонны 38 м.)
­Рядом запишите число 38 римскими цифрами. (XXXVIII)
­Продолжаем   нашу   экскурсию.   Неподалёку   от   центра   располагается   АМФИТЕАТР   –   место,   где
проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей. 
­ Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.
­Прочитайте задачу №2.
Задача №2
Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?
(Дети записывают: 80­72=8 (л.)             Проверка – 
Ответ: Колизей строили 8 лет.)
­Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)
­Это
самый
большой из древнеримских амфитеатров. 
­Читаем задание №3.
Задание №3
Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.
Соедини стрелочками эти числа с римскими: L          LXXXV          LIII
Запиши эти римские числа в порядке возрастания.
(Дети пишут: L, LIII, LXXXV)                           Проверка – 
­При таких размерах Колизей мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей. Зрители занимали места на
трибунах. У самой арены ­ император и его семья. На верху – простые люди. 
Задание №4
Места для простых людей были помечены цифрами от I до   LXXVI.
Запишите римские числа арабскими.
(Дети пишут: от 1 до 76)   Проверка
­Идём дальше.
­Рядом с Колизеем можно увидеть много храмов. Самый поразительный  римский  Пантеон – храм всех
богов.
­Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы – АКВЕДУКИ. 
Задача №5
В город Рим вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор. Сколько акведуков не
сохранилось до наших дней?
Решение запиши римскими числами.
(Дети пишут: XI­II=IX)                     Проверка – 
­Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города. Самый крупный и красивый фонтан
Рима – фонтан Треви.
­В центре – бог океанов и морей Нептун. Он выезжает на колеснице­морской раковине, запряжённой парой
морских коньков. Два Тритона, указывая дорогу, помогают конькам передвигаться между горами камней.
Считается, что если бросишь в этот фонтан монетку, то побываешь в Риме ещё раз. 
­Давайте представим, что у нас в руке монетка. Мысленно бросим её в фонтан правой рукой через левое
плечо,   чтобы   через   какое­то   время   вновь   вернуться   в   современный   Рим   и   полюбоваться
достопримечательностями этого удивительного города, многие из которых  сохранились до наших дней. 
На этом наша экскурсия подошла к концу. Возвращаемся в класс.
ВЫВОД: какие правила в написании римских чисел есть?
 7. РЕФЛЕКСИЯ
­Какие цели ставили в начале урока?
­ Вспомнить правила записи римских цифр, 
­Уметь читать, записывать, 
­Решать примеры, записанные  римскими цифрами
(Рефлексия урока организуется посредством «Методики неоконченных предложений». Учащиеся
должны продолжить неоконченные предложения, используя таблички.)
– Наш урок подошёл к концу. Поделитесь впечатлениями.




«Мне больше всего удалось…»
«От этого урока я получил …»
«Я приобрела …»
«Я хочу сказать, что меня удивило …»
Оценка работы учащихся, выставление отметок.
И напоследок задание, которое поможет вам понять как важно много знать, и вчастности, римские цифры.
Догадливый хозяин В харчевню “Три пескаря” пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению,
осталось   всего   три   рыбины.   Тем   не   менее,   он   не   хотел   упустить   случая   поживиться:   имея   в   своем
распоряжении   три   рыбы,   он   пообещал   подать   гостям   девять.   Гости   заинтересовались   этим   и   даже
согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (Хозяин подал на
стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять)
– Что помогло хозяину выйти из этой ситуации?
– Какой вывод можно сделать из представленного случая?
(Важно быть разносторонне образованным человеком, а не специализироваться на узкой области, которая
вам нравится или связана с вашей работой, учебой)
8.Итог урока:
Что вспоминали на уроке?
Обозначения каких чисел есть в римской нумерации? (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000)
Какие есть правила написания римских чисел?  
На следующем уроке мы познакомимся с календарём, будем учиться читать и записывать данные календаря
римскими цифрами.
9. Домашнее задание
С.24   №4,составить   карточку   по   теме   «Римские   цифры»   (на   четверти   альбомного   листа).   Правильное
решение с ответами записать на обороте.

Игра «Живые числа» – Сколько будет, если 18

Игра «Живые числа» – Сколько будет, если 18 : 6 ? –

Игра «Живые числа»

– Сколько будет, если 18 : 6 ? – Чему равно произведение 5 и 2? – Сколько ног у двух петухов? – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? – Сколько дней в неделе? – 3 умножить на 4. – 81 уменьшить в 9 раз. – Какое число на один больше 10? – Частное 25 и 5. – 60 разделить 10.

Домашнее задание 1. Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры

Домашнее задание 1.Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры

Домашнее задание

1.Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.

2.Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.

3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число – MDCCLVI?

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

Про урокцифры:  КВАНТОВЫЙ УРОВЕНЬ ЭТО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *